Научная статья на тему 'КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАДРЫ / ПЕРСОНАЛ / ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / PERSONNEL / INNOVATIVE COMPETENCIES / INNOVATION / DIGITAL TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Н.М., Серебренников С.С., Фролова В.Ю.

Цифровая экономика является будущей ступенью развития глобальной экономической системы за счет трансформации всех сфер человеческой деятельности под влиянием информационных и телекоммуникационных технологий. В статье представлена научная полемика и собственное мнение авторов в связи с особенностями формирования кадрового обеспечения в условиях цифровой экономики, подчеркивается значение цифровизации, вызовы и риски трансформации кадрового состава, негативное влияние продуктов цифровой экономики на функциональные возможности и трудовые навыки человека, приводятся модели, программные элементы компетенций специалистов в условиях цифровизации, акцентируются основные условия развития трудового потенциала и цели формирования кадрового обеспечения для инновационной экономики, оценивается спрос и уровень обеспечения IT-специалистами по странам, значение "стартап-дипломов", центров компетенций и хакатонов для повышения цифровых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL MAINTENANCE FOR INNOVATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The digital economy is a future step of global economic system development due to the transformation of all human activities under the influence of information and telecommunication technologiesThe article presents the scientific controversy and personal opinion of the author in connection with the peculiarities of formation of staffing in the digital environment, underlines the importance of digitization, challenges and risks of transformation of the personnel structure, the negative impact of digital economy on the functionality and skills of a man are model, the programmatic elements of the competencies of specialists in conditions of digitalization, highlighted the main conditions of development of labor potential and the objective of staffing for innovative economy, it assesses the demand and level of provision of IT specialists by country, the importance of "startup diplomas", competence centers and hackathons for improving digital competencies.

Текст научной работы на тему «КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Кадровое обеспечение инновационной деятельности в условиях цифровизации

Иванова Наталья Михайловна,

старший преподаватель, кафедра теории и систем отраслевого управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ivanova-nm@ranepa.ru

Серебренников Сергей Сергеевич,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и систем отраслевого управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, serebrennikov-ss@ranepa.ru

Фролова Виктория Юрьевна,

аспирант, кафедра теории и систем отраслевого управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, frolova-vy@ranepa.ru

Цифровая экономика является будущей ступенью развития глобальной экономической системы за счет трансформации всех сфер человеческой деятельности под влиянием информационных и телекоммуникационных технологий. В статье представлена научная полемика и собственное мнение авторов в связи с особенностями формирования кадрового обеспечения в условиях цифровой экономики, подчеркивается значение цифровизации, вызовы и риски трансформации кадрового состава, негативное влияние продуктов цифровой экономики на функциональные возможности и трудовые навыки человека, приводятся модели, программные элементы компетенций специалистов в условиях цифровизации, акцентируются основные условия развития трудового потенциала и цели формирования кадрового обеспечения для инновационной экономики, оценивается спрос и уровень обеспечения ^-специалистами по странам, значение "стартап-дипломов", центров компетенций и ха-катонов для повышения цифровых компетенций. Ключевые слова: кадры, персонал, инновационные компетенции, деятельностью, цифровая трансформация

Цифровизация является инновационным триггером, инструментом и современным информатизационным этапом развития экономики знаний с преобладанием цифровых технологий, реализуемых на основе применения новых технических средств и программных решений. В современной экономике компании, применяющие цифровые технологии, становятся точками роста, обеспечивающими экономику цифровым ресурсом, однако цифровая экономика не только ориентирована на создание необходимых условий для появления новых прорывных и перспективных цифровых технологий, но и на применение передовых инновационных моделей организации бизнеса, торговли, логистики, производства [1, с. 59].

В определенном смысле воздействие технологий может рассматриваться как дезорганизация существующих экономических процессов и систем, как причина изменение текущей модели потребления, делового взаимодействия и моделей бизнеса. Такая кардинальная трансформация моделей рыночных взаимоотношений, бизнес-процессов, формирования добавочной стоимости выдвигают на первый план проблему кадрового обеспечения инновационной деятельности. Под кадровым обеспечением инноваций в практическом плане следует понимать механизм управления подготовкой трудовых ресурсов в соответствии с потребностями инновационных процессов и непрерывное совершенствование среды, условий, инструментов и персонала для повышения готовности к разработке и внедрению инноваций в регионах, отраслях, предприятиях, организациях. Для содействия в освоении населением ключевых компетенций цифровой экономики, обеспечения массовой цифровой грамотности и персонализации образования в рамках проекта «Кадры для цифровой экономики» в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» выделен бюджет в размере 143,1 млрд руб. на весь срок реализации программы до конца 2024 года. В тоже время, на такие проекты как «Информационная инфраструктура» и «Цифровые технологии» выделено 772,4 млрд руб. и 451,8 млрд руб. соответственно [2]. Стоит заметить, что расходы на кадры составляют всего лишь 8,8% от общих суммарных расходов на реализацию программы по цифровой экономике, которая достигает 1634,9 млрд руб., а более капиталоемкими являются проекты, подразумевающие вложения не в человеческий капитал, а в инфраструктуру и технологии. По мнению некоторых ученых такое распределение средств является вполне обоснованным, потому что технологии и инфраструктура являются первичными, а кадры вторичными элементами цифровой экономики [3, с. 34]. Однако мы разделяем мнение исследователей, считающих человеческий капитал, набор навыков, знаний, способностей и других атрибутов, воплощенных в людях, является основой цифрового развития и имеет решающее значение для способности организаций и экономик создавать, накапливать знания и осуществлять инновации (например, [4, с.3]).

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о es о es

СП

о ш m

X

3

<

m о х

X

Таблица 1

Основные условия развития трудового потенциала и цели формирования кадрового обеспечения для инновационной экономики

1. Баланс населения и территории, труда, технологий и экологии

2. Баланс количества и качества состава насе-

З.Здоровье (физиологическое, психическое, и нтеллектуальное)

4. Условия жизни (экологическая среда, жилище, инфраструктура, коммуникационные условия)

Условия для развития трудового потенциала

Исключение разрушения экологии, сохранение природы, фауны, флоры и человечества

5.Воспитание (семейное, трудовое, культурное, морально-этическое)

Создание оптимальных условия в соответствии с потребностями образа и стиля жизни населения (урбанизация, хуторские системы, пасторальный, буколический образ жизни, дауншиф-тинг, активное перемещение по территориям)

б.Образование (многоуровневое, мультидис-циплинарное, гибридное)

7.Самосовершенство-вание и самореализация

8. Трудоустройство

9.Гарантированная защита жизни, реализации интеллектуального и трудового потенциала

Цели

Повышение адаптивности к постоянным изменениям

Формование системы здоровой среды обитания, нивелирование техногенных рисков, готовность меняться и развиваться в соответствии с условиями развития

Стратегия и тактика самоопределения личности в мире, цивилизационное и культурное влияние, сочетание и дополнение социализации, персонали-зации, творчества, предприимчивости, проектирования, саморазвития

Системное образование на всех уровнях, по циклам жизни человека, непрерывное, интегрированное с деятельностью, в соответствии с заказом собственными целями личности,

Творческая, личностная, интеллектуальная, трудовая самоактуализация, самоутверждение и самовыражение, стимулирование мотивации развития

Точная оценка среды обитания, эко-среды и спроса на кадры, вариативные эксперименты и динамизм сменяемости занятости, гарантия карьерного роста при качественном образовании, дохода при высвобождении труда

Правовая, социальная и экономическая защита каждого человека на пути трансформации задач общества и государства_

Способность к инновационному развитию является критическим фактором успеха для роста и будущей деятельности компаний, страны, и многими исследователями рассматривается как единственное средство, с помощью которого могут поддерживаться конкурентные преимущества. Однако изменение пространства и гибридные связи отразятся не только на результатах и эффективности деятельности организации, но и на мышлении, отношениях, коммуникациях и занятости людей. Место человека и его компетенции для успешной профессиональной реализации в цифровой экономике изменяются под влиянием факторов и вызовов технологического давления и по-разному осознаются государственными институтами, властью, обществом и наукой. Гибадуллин А.А. и Карагодин А.В. отмечают в составе вызовов цифровой экономики назревшие изменения в компетенциях персонала, в системе образования, разрыв между системой образования и рынком труда, замену старых рабочих мест на новые, что требует совершенно иных навыков и компетенций [3, с. 40]. По мнению Мехдиев Ш.З. основными вызовами для образования,

экономики и общества в условиях становления цифровой экономики являются: подготовка соответствующих кадров, разработка современных требований к компетенциям и всеобщей цифровой грамотности [5, с. 26]. Таким образом, можно сделать вывод, что для более успешного процесса цифровизации на уровне организации, отрасли или страны необходимо обеспечить соответствие компетенций сотрудников вызовам цифровой экономики. В таблице 1 представлены основные условия развития трудового потенциала и их взаимосвязь с целями формирования кадрового обеспечения для инновационной экономики.

В зависимости от уровня и качества образования, талантов и одаренности, компетенций, активности, усердия и трудолюбия каждый специалист в процессе деятельности повышает свою значимость и уникальность [6, с. 30-31]. Чем больше вложено в подготовку, чем интенсивнее шел процесс подготовки, воспитания и образования, тем ценнее специалист и настоятельнее требование его трудоустройства, поддержки и мотивации влияния на процессы развития в стране. В зависимости от личных данных, талантов, инициатив и развивающих компетенций появляются уникальные специалисты, проблема эффективного использования которых представляет важнейший фактор, связанный с созданием оптимальных условий для работы суперпрофессиональных кадров в рамках законодательства, гарантированным привлечением к работе, стимулами и поддержкой.

Существуют убедительные доказательства того, что инновационная активность и успешная адаптация с изменению среды (в том числе ее ускоренной цифровизации) требуют от сотрудников поведения, которое выходит за рамки должностных инструкций [7, с.219; 8, с. 967970] и в значительной степени зависит от мотивации и желания сотрудников участвовать в этом поведении, что подтверждает вывод Рудского А.И. о важности для экономики знаний создания среды восприятия инноваций и формирования инновационного человека в мировоззренческом, профессиональном, культурном, социальном и психологическом плане [9, с. 6].

Уникальные специалисты нередко отличаются особой психологией, творческим озарением, весьма свободолюбивы и независимы, отрицают суровую дисциплину, могут напрямую нарушать законодательство (например, хакеры). Проблема потери этих уникальных специалистов, и их привлечения к решению задач Правительственной программы ЦЭ [10, с. 214] решается созданием центров компетенций для привлечения уникальных специалистов и апробации перспективных проектов органов власти. В настоящий момент, такой центр, призванный в том числе разработать методические материалы для подготовки специалистов, готовых к инновациям и способных вести цифровую экономику, создан и функционирует в МГУ. Интересен в этом смысле и пример Факультета инженерного менеджмента РАНХиГс, где с 2016 года реализуется внеучебная программа развития нестандартного мышления у будущих инженеров-управленцев.

Цифровая экономика не только открывает возможности, но и создает угрозы. Роботизация, беспилотники, виртуальная среда и безлюдное производство создают новые специальности, но массово вытесняют людей, ограничивают возможности занятости. Многие эксперты прогнозируют, что в цифровой экономике опасности свя-

заны с ростом мегабезработицы, с осложнением управляемости рынком труда и социально-гуманитарными рисками [11, с. 103-105]. При усилении безработицы усилятся риски глобальных трудовых миграционных потоков на уровне территорий страны и в глобальном масштабе. Например, автоматизация процессов сфере банков привела к тому, что Сбербанк России в 2017 г. в соответствии с политикой оптимизации сократил штат своих сотрудников на 9% [12, с. 113-116], а к 2025 г. прогнозирует сократить еще на 50% [13, с. 10]. И это уже очевидно, после презентации Грефом технологической корпорации «СБЕР». В такой ситуации для государства и региона важно иметь программы перераспределения труда, исключения рисков безработицы для каждого специалиста. В таблице 2 представлены риски цифро-визациии и сдерживающие факторы развития экономики.

Таблица 2

Негативное влияние продуктов цифровой экономики на

Риски цифровизации Сдерживающие факторы

Ухудшается память человека (зачем запоминать, если есть смартфоны); Отчуждение человека от его внутреннего мира; Нехватка профессиональных кадров в области ИТ, слабая психологическая готовность к вызовам цифровой трансформации;

Подавляет навыки пространственно-географической ориентации, делает человека зависимым от навигаторов, встроенных в смартфоны и планшеты Деформация личности человека; Недостаточная компетентность пользователей;

Утечка мозгов, сложности самореализации

Снижает способность к ручному труду Сужение свободы формирования собственной личности; Слабое финансирование и ограниченные источники технологического развития;

Убивает способность четко, ясно, красиво выражать свои мысли, поскольку слабо работает память, которую заменяют гаджеты Дискриминация отдельных социальных групп и этносов, основанная на их идентичности, что завершится поляризацией человеческих сообществ Отсутствие среды взаимодействия технологических лидеров;

Ограничивает творчество, мышление, рождение идей, ближайшем будущем ИИ изложит за человека его мысли, идеи; Власть принадлежит избирательной, узкой группе лиц, владеющих технологиями и информацией Отсутствие программного обеспечения российского производства, обеспечивающего требуемый функционал

Аналитическое мышление заменяется клиповым сознанием Разрушение мо-рально-нрав-ственных ценностей Общая неуверенность, скептицизм общества в отношении правильного пути, в достижении позитивных результатов циф-ровизации

весьма трудно решаемой задаче прироста) государство активизировало поддержку рождаемости, педалируя только количественный прирост, при этом увеличен возраст выхода на пенсию, темпы высвобождения труда при автоматизации и роботизации процессов, сложности трудоустройства молодежи, ограничение самозанятости, слабая поддержка малого и среднего бизнеса, дающего рабочие места. Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, требуются образованные специалисты и повышение качества образования, с другой стороны, идет интенсивное сокращение образовательных учреждений, критика уровня образования. Усложнение и ужесточение внутренней системы образования не поддерживается стимулами, условиями для творчества, пропагандируется и навязывается некий функционал в обучении, натаскивание, симулякры и софистика в отношении широты и глубины знаний. В вузах растет бумажная нагрузка, бюрократизация и снижается возможность преподавателей работать творчески и самостоятельно, выращивать кадры, а не штамповать. Многие выпускники школ, поступающие в вузы не готовы творчески мыслить, так как овладевают не знаниями, а схемами для сдачи ЕГЭ. По-прежнему не решен вопрос соотношения профессий и специальностей на рынке труда, мотивировки и стимулирования культуры и качества образования, гарантий и координации трудоустройства, подготовки специалистов будущих профессий не только по численности, но по качеству инновационного мышления.

В отношении ^-специалистов также весьма напряженная ситуация по темпам подготовки, занятости и оплате труда. По доле специалистов ИКТ в России на уровне 1,5% от общей численности занятых ситуация на рынке цифро-визации весьма критичная. В Финляндии доля достигает 6,6%, в Швеции — 6,3%, Эстонии — 5,3%, Великобритании — 5,1%, Канаде — 4,7%, США — 4,1%, Франции — 3,8%, Германии — 3,7%, Чешской Республике — 3,5%, Республике Корея — 3,0%, Италии — 2,6% [5, с. 40].

Таблица 3

Состав и структура специалистов по ИКТ в экономике России, 2016 -2018 гг.

Специалисты Количество, тыс. Структура, %

чел.

2016 г. 2018 г. 2016 г. 2018 г.

Всего 1050 1077,2 100 100

Специалисты высшего 829 848,9 79 78,8

уровня квалификации

Разработчики и аналитики 603 597,8 57,4 55,5

программного обеспечения

и приложений

Специалисты по базам дан- 226 251,1 21,6 29,6

ных и сетям

Специалисты среднего уровня квалификации 221 228,3 21,0 23,3

Специалисты-техники по 145 154,2 13,8 14,3

эксплуатации ИКТ и по под-

держке пользователей ИКТ

Специалисты-техники по те- 76 74,1 7,2 7,1

лекоммуникациям и радио-

вещанию

Квалифицированные рабо- 76,3 90,3 - -

чие

В стране создается довольно противоречивая ситуация, когда при сокращении количества населения (или

Емкость российского рынка ИКТ оценивается в $12,13 млрд, из которых 72 % приходится на телекоммуникации, а 28 % на ИТ (оборудование, ПО, ИТ-услуги) [13]. При этом Российские вузы ежегодно выпускают около 25 тыс. новых специалистов, из которых лишь 15% готовы немедленно приступить к работе по оценке ИРИ

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м о

о сч

0 сч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СП

01

о ш m

X

3

<

m о х

X

(Института развития интернета). Таких студентов из лучших вузов страны обычно разбирают в крупные компании еще на этапе учебы, но остальные требуют дообучения или переквалификации, которая будет длится более 3 лет. По разным оценкам, в среднем по рынку России требуется около миллиона специалистов, а занято в 1Т-сфере около 400 тысяч специалистов. Спрос на 1Т-специальности гарантирован на долгие годы, но средняя зарплата по регионам 75 тыс. руб. будет стимулировать движение специалистов в крупные города. Высококвалифицированный специалист в крупном городе может зарабатывать от 100 т.р., в Москве зарплата Java-программиста достигает 150-200 тыс.руб. в зависимости от компании [13] .

Таблица 4

Максимальный и минимальный удельный вес специалистов по ИКТ высшего уровня квалификации в общей численности

Страны Минимум Страны Максимум

Турция 0,3 Швейцария 3,0

Греция 0,4 Великобритания 3,0

Литва 0,8 Нидерланды 3,3

Россия 1,2 Швеция 3,4

Польша 1,3 Финляндия 3,4

К 2020 году сложно судить о целостности системы обеспечения кадрами инновационной деятельности по стране и по предприятиям. Имеются фрагментарные наработки, поэлементые приемы и попытки повысит нагрузку на информационные службы. В этой связи актуально решение задач отраслевого развития цифрови-зации по регионам, исследование социальных механизмов и путей развития социальной системы управления кадровым обеспечением для сбалансированной инновационной деятельности крупных, средний и малых предприятий. Для этого должны быть обоснованы не только финансовые, организационные, управленческие и трудовые затраты, но и поэтапное структурирование внедрения цифровых технологий во все службы и элементы системы жизнеобеспечения. Полезным является выбор 1000 коммерчески ориентированных научно-технических проектов в области перспективных "сквозных" технологий цифровой экономики. На уровне регионов и вузов планируется освоение практики учета предпринимательских достижений молодых специалистов в рамках выпускной квалификационной работы ("стартап-ди-плом") [14, с. 8]. В следующем году будет реализовано двадцать программ ДПО по новым, «цифровым» компетенциям, а обучение по ним должны будут пройти 5 млн человек. Но следует отметить, что интенсивность обучения навыкам цифровых технологий не должна отвлекать от гуманизации, культуры и творчества.

Таким образом, кадровое обеспечение в условиях цифровой трансформации является механизмом управления трудовыми ресурсами, персоналом и кадровым составом в соответствии с потребностями инновационных процессов и непрерывного совершенствования среды, инструментов и человеческого капитала для повышения готовности, активности и целенаправленности в отношении внедрения инноваций в регионах, отраслях, предприятиях, бизнес-процессах.

Литература

1. Капранова Л.Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. 2018. №2. С. 58-69.

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р

3. Гибадуллин А.А., Карагодин А.В. Вызовы цифровой экономики в сфере подготовки кадров // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2019. № 2 (22). С. 33-42.

4. Lenihan, H., McGuirk H. , Murphy K.R. Driving innovation: Public policy and human capital // Research Policy, Volume 48. 2019. №9. С. 1-19.

5. Мехдиев Ш.З. Формирование системы квалифицированных кадров в условиях цифровой экономики // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10. № 6. С. 26.

6. Нигматуллина Т.А. Ключевые условия подготовки кадров для цифровой экономики // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2018. № 1 (38). С. 29-36.

7. Chiu H.H. "Employees" intrinsic and extrinsic motivations in innovation implementation: The moderation role of managers' persuasive and assertive strategies // J. Chang. Manag.. 2018. №18 (3). С. 218-239.

8. H. McGuirk, H. Lenihan, M. Hart Measuring the impact of Innovative Human Capital on small firms' propensity to innovate // Res. Policy. 2015. №44 (4). С. 965976.

9. Рудской А.И., Туккель И.Л. Инноватика: вопросы теории и кадрового обеспечения инновационной деятельности // Инновации. 2015. №11 (205). С. 3-11.

10. Линькова Н.В., Козлова Е.И. Образование и развитие кадров как один из инструментов выполнения программы "цифровая экономика" // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 214-219.

11. Коптева Л.А. Кадры и образование в цифровой экономике // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии имени В.Б. Бобкова. 2018. № 3 (67). С. 102-107.

12. Первойкина С.А. Проблемы кадрового обеспечения инновационной экономики Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018. №1. С. 112-118.

13. Tadviser. Кадры и образование в экономике России. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/

14. Мишин Д.В. О подготовке кадров по цифровой экономике // Инфокоммуникационные технологии. 2019. Т. 17. № 1. С. 7-9.

15. Мумладзе Р.Г., Афонин И.Д., Афонин А.И., Смирнов В.А. Социология управления и управленческой деятельности : Учебник для бакалавров / Москва, 2015.

16. Гужина Г.Н., Назаршоев Н.М. Система управления должностным развитием кадров через индивидуальное карьеростроительство // Инновации и инвестиции. 2016. № 10. С. 275-279.

17. Сысоева Е.В. Основы подготовки кадрового резерва в организации // Инновации и инвестиции. 2018. № 1. С. 237-241.

Personnel maintenance for innovation in the context of

digitalization Ivanova N.M., Serebrennikov S.S., Frolova V.Yu.

Russian presidential Academy of national economy and public administration

The digital economy is a future step of global economic system development due to the transformation of all human activities under the influence of information and telecommunication technologiesThe article presents the scientific controversy and

personal opinion of the author in connection with the peculiarities of formation of staffing in the digital environment, underlines the importance of digitization, challenges and risks of transformation of the personnel structure, the negative impact of digital economy on the functionality and skills of a man are model, the programmatic elements of the competencies of specialists in conditions of digitalization, highlighted the main conditions of development of labor potential and the objective of staffing for innovative economy, it assesses the demand and level of provision of IT specialists by country, the importance of "startup diplomas", competence centers and hackathons for improving digital competencies. Keywords: personnel, personnel, innovative competencies,

innovation, digital transformation References

1. Kapranova L.D. Digital economy in Russia: state and development prospects // Economy. Taxes. Right. 2018. No. 2. S. 58-69.

2. The program "Digital Economy of the Russian Federation" approved by the order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 N 1632-r

3. Gibadullin A.A., Karagodin A.V. Challenges of the digital economy in the field of personnel training // Actual problems of economics and management. 2019. No. 2 (22). S. 33-42.

4. Lenihan, H., McGuirk H., Murphy K.R. Driving innovation: Public

policy and human capital // Research Policy, Volume 48.2019. No. 9. S. 1-19.

5. Mehdiev Sh.Z. Formation of a system of qualified personnel in

the digital economy // Bulletin of Eurasian Science. 2018.Vol. 10.No. 6.P. 26.

6. Nigmatullina T.A. Key conditions for training personnel for the

digital economy // Bulletin of BIST (Bashkir Institute of Social Technologies). 2018. No. 1 (38). S. 29-36.

7. Chiu H.H. "Employees" intrinsic and extrinsic motivations in

innovation implementation: The moderation role of managers' persuasive and assertive strategies // J. Chang. Manag .. 2018. No. 18 (3). S. 218-239.

8. H. McGuirk, H. Lenihan, M. Hart Measuring the impact of Innovative Human Capital on small firms' propensity to innovate // Res. Policy. 2015. No. 44 (4). S. 965-976.

9. Rudskoy A.I., Tukkel I.L. Innovation: issues of theory and staffing

of innovative activities // Innovations. 2015. No. 11 (205). S. 311.

10. Linkova N.V., Kozlova E.I. Education and development of personnel as one of the tools for the implementation of the "digital economy" program // Innovative economy: prospects for development and improvement. 2019. No. 1 (35). S. 214-219.

11. Kopteva L.A. Personnel and education in the digital economy // Scientific notes of the St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy named after V.B. Bobkov. 2018. No. 3 (67). S. 102-107.

12. Pervoikina S.A. Problems of staffing the innovative economy of the Russian Federation // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: State and Municipal Administration. 2018. No. 1. S. 112-118.

13. Tadviser. Personnel and education in the Russian economy. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/

14. Mishin D.V. On training personnel in the digital economy // Infocommunication technologies. 2019.Vol. 17.No. 1.P. 7-9.

15. Mumladze R.G., Afonin I.D., Afonin A.I., Smirnov V.A. Sociology of management and administrative activity: Textbook for bachelors / Moscow, 2015.

16. Guzhina G.N., Nazarshoev N.M. The system of management of job development of personnel through individual career building // Innovations and investments. 2016. No. 10. S. 275-279.

17. Sysoeva E.V. Fundamentals of personnel reserve training in an organization // Innovations and investments. 2018.No. 1.P. 237241.

X X O 00 A c.

X

00 m

o

ho o lo o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.