Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение инновационного развития регионов Севера'

Кадровое обеспечение инновационного развития регионов Севера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ СЕВЕРА / КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларичкин Ф.Д., Цукерман В.А., Козлов А.А.

В статье выполнен анализ причин кадрового дефицита для инновационного развития регионов Севера. Выявлены проблемы, связанные с подготовкой специалистов. Разработаны предложения по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности, в том числе создание современных образовательных центров непосредственно в регионах Севера, включающих специализированные курсы, научные семинары и школы. Разработан механизм реализации проекта школы для менеджеров высшей квалификации с получением слушателями дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение инновационного развития регионов Севера»

5(140) - 2010

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРА

Ф.Д. ЛАРИЧКИН, доктор экономических наук, профессор, директор Института экономических проблем им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН E-mail: LFD@iep.kolasc.net.ru

В. А. ЦУКЕРМАН, кандидат технических наук,доцент, заведующий отделом промышленной и инновационной политики E-mail: tsukerman@iep.kolasc.net.ru

А. А. КОЗЛОВ, младший научный сотрудник отдела промышленной и инновационной политики E-mail: kinemur@mail.ru Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН

Выполнен анализ причин кадрового дефицита для инновационного развития регионов Севера. Выявлены проблемы, связанные с подготовкой специалистов.

Разработаны предложения по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности, в том числе создание современных образовательных центров непосредственно в регионах Севера, включающих специализированные курсы, научные семинары и школы. Разработан механизм реализации проекта школы для менеджеров высшей квалификации с получением слушателями дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования (МВА)».

Ключевые слова: инновационное развитие регионов Севера, кадровый дефицит, высококвалифицированные кадры, система повышения квалификации и переподготовки кадров.

Несмотря на поставленные на уровне государственных приоритетов задачи по созданию эффективной инновационной системы и сбалансирован-

ного сектора научных исследований и разработок, состояние высокотехнологических и наукоемких производств в регионах Севера не обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. В промышленности преобладаютустаревшие технологии, слабо используются достижения современной науки и техники, прогрессивных систем управления.

Медленное развитие инновационной деятельности обусловлено, прежде всего, неразвитостью инновационной инфраструктуры, несовершенством законодательной базы, отсутствием необходимых финансовых ресурсов. Для инновационно-технологического развития экономики Севера должно кардинально измениться отношение к главной производительной силе общества — человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов исключительно велика и постоянно будет расти.

Поэтому подготовка кадров, способных эффективно участвовать в инновационной деятельности и управлять инновационными проектами, является приоритетной национальной проблемой.

Развитие инновационной экономики предполагает воспроизводство инновационной рабочей силы, которая подразумевает подготовку кадров по новым направлениям развития техники и технологий, экономики и управления. Для развития современных инновационных процессов в равной степени важными условиями являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные сектора экономики и социальную сферу. Важнейшими задачами государственной и региональной политики является решение проблем обеспечения экономики Севера оптимально сбалансированными по количеству и качеству высококвалифицированными кадрами.

В инновационно развитых странах правительство стимулирует подготовку кадров многопрофильного уровня, сочетающих в себе научную и техническую специализацию с профессиями менеджеров, аналитиков, консультантов, т.е. тех кадров, спрос на которые диктуется реализацией инновационных процессов в корпорациях и других секторах национальной инновационной системы. В эту категорию попадают специалисты, способные работать в многодисциплинарных командах, с широкой социальной направленностью и квалификацией, обладающих высокой степенью адаптации к новым условиям бизнеса.

Следует признать, что дефицит кадров на Севере по всей иерархичной цепи от высококвалифицированных рабочих до инженерно-технических работников и управленцев высшего звена в сфере реализации инновационных проектов, особенно связанных с переработкой природных ресурсов, из года в год увеличивается.

Необходимо отметить, что к числу особенностей северных территорий относится их удаленность от крупнейших центров производителей знаний для постиндустриального развития. Поэтому главным ограничителем темпов инновационного развития является качество человеческих ресурсов, прежде всего с точки зрения их компетентности, квалификации.

Проблему подготовки специалистов для инновационного развития на Севере усложняет тяжелая демографическая ситуация. Продолжается переезд населения из регионов Севера в более южные районы страны. Это обусловлено такими факторами, как свертывание производств различных отраслей промышленности, прекращение финансирования

ряда государственных программ и связанное с этим сокращение производственного и жилищного строительства. Освоение Севера и увеличение численности проживающих на этих территориях людей требует значительных финансовых и человеческих усилий.

За 2007 г. численность населения 12 субъектов Федерации, относящихся к северным регионам, уменьшилась на 59 тыс. чел. Из них 44 % составляет миграционный отток, в основном населения трудоспособного возраста. По оценкам специалистов, к 2015 г. трудоспособная часть северян уменьшится на 12%. При этом современная демографическая тенденция такова, что на Севере не обеспечивается даже простое возмещение выбывающей рабочей силы [1].

Миграция населения оказывает существенное влияние на динамику численности, структуру и воспроизводство населения Севера России. Всероссийская перепись населения показала преобладание выезжающих граждан над приезжающими, что стало явно выраженным с началом приватизации и внедрением рыночных отношений в районах Севера. Свертывание промышленного производства, неопределенность государственной политики по северным территориям, особенно в условиях кризиса, вынуждает северян уезжать из районов Севера.

Помимо общей миграции снижение объемов производства вызывает отток и высококвалифицированных специалистов, крайне необходимых для инновационного развития, который не перекрывается переездом на их места новых высококвалифицированных кадров из других районов страны.

Сегодня некогда мощная и эффективная система государственной поддержки и стимулирования привлечения специалистов на работу в районы Севера не действует. Оставшиеся государственные гарантии и компенсации не возмещают в полном объеме повышенные издержки на жизнеобеспечение, поддержание и восстановление здоровья. Требуется разработка принципиально новых подходов к системе привлечения специалистов. Наряду с необходимостью сохранения и совершенствования существующих гарантий и компенсаций для привлечения квалифицированных кадров нужны новые стимулирующие меры, включающие строительство жилья и возможность его предоставления на условиях социального найма с полной компенсацией затрат из средств федерального бюджета.

Удовлетворение потребности в высококвалифицированных кадрах в значительной мере должно

осуществляться за счет проживающего в северных районах населения, адаптированного к суровым климатическим условиям слабо урбанизированных территорий, а не за счет притока мигрантов из других регионов страны.

На Севере существуют определенные проблемы и с подготовкой высококвалифицированных специалистов в вузах. В начале 1990-хгг. была разрушена монополия государства на высшее образование. Масштабы государственного участия в финансировании и предоставлении образовательных услуг населению из года в год стали сокращаться. Государство фактически самоустранилось от влияния на процессы, происходившие в образовательной системе, ограничив свою роль выработкой общих принципов государственной политики и созданием нормативно-правовой базы. Эта политика государства породила ряд существенных проблем внутри системы высшего образования, коммерциализация которой приобрела в последние годы угрожающие размеры.

Система образования, лишенная государственной поддержки, пытаясь выжить, не реагирует на потребности рынка труда, вследствие чего налицо перепроизводство одних специалистов и острая нехватка других. Увеличение в последние годы объемов платного обучения на Севере привело к существенной деформации структуры специальностей, по которым ведется подготовка специалистов. Вузы ориентируются на платежеспособность студентов и их родителей, в то время как экономика Севера нуждается в инженерно-технических и управленческих кадрах. Именно на эти специальности и требуется увеличить количество бюджетных мест.

Новые экономические реалии породили на Севере процесс создания сети высших учебных заведений и филиалов университетов в малых городах, который следует приветствовать. Расширение сети филиалов вузов на Севере делает доступнее высшее образование для местного населения, снижая масштабы переезда молодежи на учебу в центральные районы, где она, как правило, и остается жить и работать. Безусловно, данные филиалы вузов требуется открывать там, где имеется научно-педагогический потенциал и условия для организации учебного процесса, например в городах, где функционируют научные центры РАН.

Следует упомянуть действующую с 1998 г. Президентскую Программу подготовки управленческих кадров. В рамках Программы порядка 5 ООО менеджеров ежегодно проходили 500-600-часовую подготовку

в ведущих российских образовательных учреждениях по специальностям: «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы и кредит». После завершения обучения участникам Программы предоставлялась возможность прохождения стажировки на профильных российских или зарубежных предприятиях.

Отсутствие объективного анализа результатов работы этой Программы, на которую тратятся большие ресурсы, прежде всего финансовые, не позволяет судить об улучшении системы управления инновационными проектами. Между тем дефицит современных менеджеров высокой квалификации не уменьшается.

Так же неэффективно работает система заказа на обучение специалистов в крупнейших вузах страны для дальнейшей работы в северных регионах. Как показывает опыт Ненецкого автономного округа, не более трети абитуриентов, поступивших по целевому приему, возвращаются для работы в свой регион.

Для перехода на инновационный путь развития Северных регионов требуется формирование принципиально новой системы среднего профессионального и высшего образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров.

Одна из первостепенных задач для инновационного развития Севера связана с повышением квалификации инновационных менеджеров, способных эффективно управлять производством в новых социально-экономических условиях, ориентированных на инновации. При этом во многом успешность реализации инновационных проектов зависит в первую очередь от менеджмента, и лишь потом от технических и технологических знаний. Квалифицированный инновационный менеджер способен принять управленческие решения, снижающие расходы для организаций и предприятий, минимизировать риски и ошибки при продвижении инновационных технологий, развитии товаров и услуг, внедрении новых бизнес-идей.

На Севере, где функционируют мощные нефтехимический, металлургический, горный и горнохимические комплексы, практически отсутствуют современные системы переподготовки и повышения квалификации кадров в инновационной сфере, которые могли бы служить основой для подготовки менеджеров наукоемких и инновационно-активных технологических компаний. В этом плане им остается довольствоваться возможностью участия в разовых краткосрочных семинарах с участием приезжих специалистов. Однако такие семинары для специально отобранного контингента слушателей могут принести

пользу только уже «продвинутым» в сфере технологического бизнеса специалистам и менеджерам.

Для регионов Севера одной из главных целей является построение системы переподготовки кадров для инновационного развития, обучения специалистов навыкам бизнес-проектирования, оценки эффективности инновационных проектов, проведения маркетинговых исследований, формирования бизнес-команды и разработки внедренческих мероприятий по реализации проектов, учитывающих специфику работы на Севере.

Российская система бизнес-образования начала активно развиваться с начала 1990-хгг. Важное изменение в российском бизнес-образовании произошло в начале 2000 г., когда российский вариант западных образовательных программ МВА получил государственное признание. Из 15 признанных российских учебных заведений 9 представляют Москву, 3 — Санкт-Петербург, по одному — Воронеж, Н. Новгород и Пермь. В регионах Севера не создано наданный момент ни одной бизнес-школы.

В регионах Севера необходимо реализовать проекты по созданию бизнес-школ для подготовки и переподготовки менеджеров высшей квалификации с получением слушателями дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования (МВА)». Законодательная база для реализации данных проектов имеется [2; 3].

В качестве системы повышения квалификации и переподготовки кадров для инновационного развития предлагается создание в Северных регионах современных образовательных центров, включающих специализированные курсы, научные семинары и школы с различными сроками обучения.

Данная система переподготовки кадров должна быть создана для менеджеров всех уровней и масштабов промышленных предприятий, работников учебных заведений и научных организаций, чиновников государственной и муниципальной власти для изучения ими возможностей снизить или вовсе ликвидировать негативные воздействия географического и социально-экономического положения территорий Севера.

Обучение слушателей в рассматриваемой системе переподготовки кадров должно включать в себя: общее обсуждение поставленных проблем; разбор и анализ представленных реальных ситуаций; различные тестирования; проведение деловых игр; самоанализ собственных решений поставленных задач; погружение в проблему; просмотр учебных фильмов; установку на постоянное самообразование с использованием раздаточного мате-

риала, рекомендованных книг и сайтов Интернета;

активное участие в конференциях и форумах.

Предложенная система переподготовки кадров

позволит слушателям:

• усвоить основные методологические положения, логические законы и правила научного творчества с подробным освещением понятийного аппарата, ключевых определений и инструментария;

• углубленно изучить важнейшие аспекты инновационного, стратегического менеджмента;

• сформировать дополнительные знания в сфере гражданского, налогового, бюджетного, арбитражного процессуального права;

• получить дополнительные знания по проблемам разработки и принятия управленческих решений в области инновационных процессов;

• получить навыки по вопросам выявления и оценки внутренних и внешних рисков в предпринимательской деятельности с учетом сложившейся ситуации в регионе и стране в целом с использованием результатов анализа для разработки стратегии развития и принятия управленческих решений;

• предметно рассмотреть особенности функционирования предприятий регионов Севера, в том числе получить дополнительные знания по проблемам рационального экономически эффективного использования природных ресурсов и отходов производства региона;

• сформировать аналитический аппарат, в том числе по прикладным системам искусственного интеллекта, и методы его применения для повышения эффективности менеджмента, собственное видение путей преобразования и развития экономики;

• получить дополнительные знания по проблемам развития экономики на современном этапе, ценностям коммерциализации инновационных проектов, их значению на государственном и международном уровнях, средствам управления компаниями;

• профессионально использовать возможности кредитных отделов банков, инвестиционных и страховых компаний, инвестиционных фондов. В процессе обучения слушатели предполагаемой системы усвоят:

• современные концепции инноватики, механизмы влияния технологических укладов на экономическую структуру, способы регулирования рынка научно-технической продукции, инновационного развития предприятия, ме-

тоды экономической оценки и обоснования инновационных процессов;

• понятия, принципы, технологии научных исследований, основы логики и методологии научных исследований, знания структуры и содержания научно-исследовательского процесса, умение использовать методологию и методику научного исследования для решения теоретических и прикладных социально-экономических проблем;

• систему знаний о маркетинге как рыночной концепции внутрифирменного управления; стратегии взаимодействия компании с партнерами; стратегии роста компании, стратегического противостояния конкуренции, управления ассортиментными и ценовыми стратегиями ит.д.;

• вопросы системного анализа инновационных процессов в хозяйственном комплексе региона, критерии оценки состояния, механизмов повышения инновационной активности и ее влияния на конкурентоспособность региона;

• основы системного представления об инвестиционной деятельности, позволяющего решать нестандартные задачи, прогнозировать экономические процессы в сфере инвестирования;

• навыки определения эффективности инновационной деятельности предприятия, продвижения на рынок наукоемкой продукции, оценки и управления рисками инновационных проектов;

• теоретические знания и практические навыки рационального управления финансами предприятия.

В качестве одного из элементов системы повышения квалификации и переподготовки кадров для инновационного развития в 2008 г. на базе Института экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН в г. Апатиты был организован постоянно действующий научный семинар [4].

Предлагается на базе уникального научно-производственного комплекса г. Апатиты создать Школу для подготовки и переподготовки менеджеров высшей квалификации с получением слушателями дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования (МВА)».

Для реализации инновационных проектов в регионах Севера необходимо формирование государственного заказа на подготовку квалифицированных специалистов со средним профессиональным, высшим и послевузовским образованием, в том числе геологов, инженеров нефте- и газодо-

бычи, судоводителей и судомехаников, горных технологов, металлургов, химиков-технологов, электромехаников, механиков, строителей и др.

Особо важно разработать систему мер, направленных на привлечение ведущих ученых научных центров страны, специалистов производственных компаний к участию в учебном процессе и научных исследованиях, проводимых в вузах регионов Севера.

Органам государственной власти регионов Севера следует разработать и реализовать программы по содействию в использовании механизмов частно-государственного партнерства в сфере высшего образования с целью обеспечения отраслей экономики и социальной сферы высокопрофессиональными кадрами.

Реализация предложенных мероприятий позволит на долгосрочной основе уменьшить дефицит квалифицированных кадров для перехода на инновационный путь развития регионов Севера.

Список литературы

1. Амелина А. В Совете Федерации обсудили дефицит рабочих на Севере // Инновационный портал Уральского федерального округа. URL: http://www.invur.ru/index. php?page= news&id=64232

2. О государственных требованиях к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования — МВА»: приказ Министерства образования и науки РФ от 08.02.2008 № 40.

3. О лицензировании высших учебных заведений и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Мастер делового администрирования — Master of business administration (MBA)»: приказ Министерства образования и науки РФ от 20.10.2003 № 4323.

4. Цукерман В.А., Козлов A.A. Опыт создания постоянно действующего научного семинара «Школа технологических менеджеров» // Материалы XIII международной научно-практической конференции по инновационной деятельности «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики», Киев, Симферополь, Севастополь, 15—19 сентября 2008 г. Симферополь: Изд. ФЛП Бражникова H.A., 2008. С. 295-299.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.