© 2008 г. Н.С. Махциева
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ПРОФСОЮЗОВ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ (1990 - 2005 гг.)
Массовые профессиональные союзы - организации рабочих и служащих, развернувших борьбу за свои социально-экономические и трудовые права, в России и Северной Осетии возникли в начале ХХ в. В результате длительного развития профсоюзы превратились в крупные объединения, которые стали центром защиты социально -трудовых и жизненных интересов всех трудящихся. Изучение деятельности этих организаций, основных направлений, форм и методов их работы всегда будет привлекать внимание исследователей. Накопленный опыт в регулировании социально-трудовых отношений, в реализации производственных и профессиональных интересов трудящихся подлежит глубокому изучению и обобщению, что имеет огромное теоретическое и практическое значение в настоящее время, когда профессиональные союзы действуют в новых политических и социально-экономических условиях.
Исследование проблем профсоюзного движения актуально еще и потому, что профсоюзы оказались одной из самых жизнестойких общественных структур, действуют как на федеральном, отраслевом, региональном уровнях, так и на уровне трудовых коллективов.
В современных условиях профсоюзы Северной Осетии определяют, настойчиво ищут новые пути развития, пытаются вернуться к своей изначальной, защитной функции.
Имеющиеся публикации по деятельности профессиональных союзов республики положили лишь начало глубокому изучению их истории возникновения, становления и развития [1-3]. Проблемы деятельности профсоюзов еще не стали предметом специального исследования с учетом особенностей их функционирования в различных исторических условиях.
Нами рассматривается кадровая работа и обучение профкадров с 1990 до 2005 г. За этот период в деле подготовки кадров встретилось много трудностей. Так, например, в структуре профсоюзного бюджета Республики Северная Осетия-Алания на обучение вместо положенных 5 % выделялось всего 0,5-0,8 %, что было намного меньше, чем в других регионах.
Подобные моменты обусловили актуальность и значимость данной проблемы, определили цель -на основе использования и осмысления широкого круга различных опубликованных и неопубликованных документов и материалов, критического анализа научной литературы осветить кадровую политику профсоюзов республики в 1990-2005 гг.
В рассматриваемый период в Республике Северная Осетия-Алания сохранилась система обучения
и подготовки профсоюзных кадров и актива. Президиум Северо-Осетинского облсовпрофа в своем постановлении отметил, что в соответствии с поручением XIX Областной межсоюзной конференции профсоюзов и постановлением первого пленума Северо-Осетинского облсовпрофа от 19.01.90 г., а также постановлением секретариата ВЦСПС от 27.12.89 г. переименовать профсоюзные курсы облсовпрофа в учебно-методический центр [4].
В 90-е гг. одной из форм обучения профсоюзных кадров и актива в республике являлись выездные семинары, совещания профактива, на которых выступали руководители Совета профсоюзов, республиканских комитетов профсоюзов, представители органов государственной власти и управления.
В постановлении ХХ Межсоюзной отчетно-выборной профсоюзной конференции (20 декабря 1995 г.) было отмечено, что Совету профсоюзов республики необходимо внести существенные коррективы в систему учебы собственных кадров и актива, сделать ее мобильной, быстро реагирующей на изменения в социально-экономической жизни республики. Необходимо было также вооружить профсоюзных работников всех уровней знаниями для организации в условиях рыночных отношений и острой социальной напряженности, обратив особое внимание на их подготовку по вопросам экономики и права.
Совет профсоюзов на заседании президиума 31 января 1996 г. определил подходы к организации профсоюзной учебы, схеме ее функционирования, поставил конкретные задачи перед рескомами профсоюзов [5].
Если в целом оценивать кадровую политику в профсоюзах республики с 90-х гг., то здесь наблюдались многие негативные процессы. Так, главной проблемой стало старение кадров из-за малого притока молодых работников. Непрестижность профработы, низкая заработная плата создавали дополнительные трудности в подборе кадров для работы в первичных и даже в вышестоящих организациях.
IX Пленум Совета профсоюзов 20 января 2000 г. наметил программу мер, направленных на улучшение кадровой работы профсоюзов. В числе этих мер - разработка критериев отбора кандидатур для выдвижения на выборные должности в профсоюзах; установление в целом по профсоюзам размеров и систем оплаты труда для председателей профкомов и председателей рескомов; утверждение действующих для всех организаций минимальных нормативов морального и материального стимулирова-
ния; формирование резерва профсоюзных кадров, утверждение и обучение его. Реализация этих мероприятий, безусловно, помогла поправить положение, сложившееся в кадровой работе профсоюзов, так как цельной кадровой политики профсоюзы не имели. Между тем годы реформ должны были их многому научить. Председатель профкома в рыночной экономике - не просто избираемый лидер. Он должен быть хозяйственником и юристом, экономистом и политиком, да и психологом, т.е. высококвалифицированным специалистом.
В постановлении XXI отчетно-выборной конференции (декабрь 2000 г.) отмечалось, что будущему составу Совета профсоюзов необходимо разработать концепцию кадровой политики, в которой отразить и новый подход к обучению [6]. Во-первых, обучение должно стать обязательным и системным, а не добровольным, как в настоящее время, и, во-вторых, учить кадры нужно в зависимости от предыдущей подготовки, стажа работы и квалификации профсоюзного руководителя. И, наконец, эта политика должна предусматривать принципы работы с молодежью. В составе профсоюзных выборных органов не было молодежи, лишь один представитель входил в состав республиканского Совета. Явно неудовлетворительно велась работа профсоюзов по созданию резерва из молодых активистов. Это являлось стратегическим направлением деятельности профсоюзов, и от действия профор-ганов всех уровней зависело, придет ли молодежь в профсоюзы [3].
Залогом успешного выполнения предстоящих задач всегда являлось устойчивое финансовое положение профсоюзных органов. Опыт наглядно свидетельствует, что «медвежью услугу» профсоюзному движению оказали решения VI Пленума ВЦСПС 1989 г., положившие начало распылению профсоюзных средств. Но жизнь показала, что усиление защитных функций профсоюзов требует концентрации значительных средств как на территориальном, так и отраслевом уровнях деятельности профсоюзных органов. III съезд ФНПР (декабрь 1996 г.) призвал все профсоюзные организации неукоснительно соблюдать финансовые обязательства перед своими территориальными организациями и объединениями профсоюзов по перечислению членских взносов в размерах, принятых соответствующими выборными профсоюзными органами [5]. Если учесть, что в последние годы первичные организации «явочным порядком» оставляли у себя до 80 % собранных взносов, то станут понятны острота и актуальность этого вопроса.
«Суверенизация» профсоюзных организаций и связанная с нею финансовая политика породили заколдованный круг: верхние структуры из-за отсутствия средств не имели возможности организовать надлежащим образом систему социальной защиты, низовые структуры, выполняя функции касс взаимопомощи, ссылались на малую отдачу верхних структур, которые не в состоянии были
предоставить им поддержку. Вряд ли можно ожидать эффективной работы рескомов профсоюзов, где в рассматриваемый период почти не осталось аппарата специалистов, выборных органов. Понятно, что такой аппарат не способен был проводить эффективною работу по обучению профактива, оказанию профсоюзным организациям необходимой правовой, организационной, методической помощи. Многие профсоюзные программы не были реализованы по причине отсутствия финансов. Только единая финансовая профсоюзная политика, взаимная финансовая поддержка в состоянии обеспечить усиление единства и укрепления профдвижения.
В условиях углубления процесса рыночных преобразований в экономике республики перед профсоюзами встают качественно новые задачи, которые обусловливают необходимость существенного повышения уровня подготовки и переподготовки кадров и актива.
За 1996-2000 гг. Советом профсоюзов республики проведено 53 двухдневных и однодневных семинара с охватом 3,5 тыс. чел. по всем направлениям профсоюзной работы, вопросам трудового законодательства, охраны труда, государственного социального страхования; оказывалась постоянная методическая и практическая помощь профкадрам и активу [5, 6]. В числе слушателей - ответственные работники отраслевых комитетов профсоюзов, председатели районных координационных советов и первичных профсоюзных организаций, казначеи, страховой актив.
Глубокое знание профкомами нормативных и законодательных актов, вопросов профсоюзной работы, правильное их толкование и применение в повседневной работе обеспечивало положительный результат при отстаивании структурами профсоюза законных прав и интересов трудящихся.
В эти годы один раз в месяц на республиканском радио выходили передачи радиошколы «Профсоюзная жизнь». В них в течение тридцати минут с привлечением опытных профсоюзных работников, специалистов Рострудинспекций, Фонда регионального социального страхования рассказывалось не только о практике профсоюзной работы, решении возникающих проблем, но и в помощь профактиву давались подробные разъяснения к законам, хроника текущих событий профсоюзной жизни республики. Таких передач в эфир вышло 52 [5, 6].
В 1996-2000 гг. было обучено профсоюзных кадров и актива отраслевыми комитетами 11144 человека. Большая группа профсоюзных руководителей и активистов была награждена за добросовестную работу нагрудными знаками ФНПР «За активную работу в профсоюзах», почетными грамотами ФНПР, ЦК профсоюзов, золотым, серебряным и бронзовым значками ЦК профсоюза, благодарностью ФНПР и ЦК профсоюза, почетной грамотой
международного объединения транспортников, почетными грамотами рескомов профсоюзов [5, 6].
Президиум Совета профсоюзов в 2002 г. утвердил Положение о методическом совете по вопросам профсоюзного образования [7].
В декабре 2004 г. состоялось заседание президиума Совета профсоюзов, на котором было заслушано сообщение об итогах обучения профкадров и актива в 2004 г. и задачах на 2005 г. Было отмечено, что отраслевыми комитетами профсоюзов разными формами обучения было охвачено 7180 профсоюзных кадров и актива. Это - председатели профкомов первичных профсоюзных организаций и постоянных комиссий профкомов, казначеи, представители профкомов в комиссиях по трудовым спорам, социальному страхованию, работники аппаратов Совета профсоюзов, отраслевых комитетов профсоюзов. На подготовку профкадров и актива израсходовано 1,5 % от общей сметы профбюджета [8].
2004-2005 гг. стали началом больших отчетов и выборов, подготовки и проведения мероприятий, посвященных 100-летию профдвижения в России и 15-летию образования ФНПР. В эти годы профсоюзный актив республики в основном повышал свою квалификацию. В учебных программах председателей профкомов особое внимание уделялось вопросам отчетов и выборов, трудовому законодательству. Отраслевые комитеты профсоюзов охватывали учебой всех председателей профкомов. Учебный процесс был так организован, что сами слушатели становились активными участниками. Проводились деловые игры: «Заседание профкома по представлению администрации о сокращении штатов», «Отчетно-выборное профсоюзное собрание», «Заседание комиссии по трудовым спорам», решение задач и ситуаций, обмен опытом работы, круглые столы «Зачем нужен профсоюз», «Коллективный договор».
Слушатели проявляли большую заинтересованность, активность. Преподаватели отмечали хорошую подготовленность профсоюзного актива в вопросах Трудового кодекса, охраны труда, социального партнерства, организационной работы.
Для каждой учебной группы готовился тематический раздаточный материал: «Отчет и выборы в профсоюзных органах», «В помощь комиссиям охраны труда», «В помощь комиссиям по трудовым спорам», «Методические рекомендации по обучению профсоюзных кадров и актива», «В помощь казначеям, ревизионным комиссиям», «Рекомендации по работе с молодежью (в помощь председателям первичных профсоюзных организаций высших и средних профессиональных учебных заведений, молодежных советов предприятий, организаций)», рекомендации по социальному страхованию, пенсионному законодательству. Проблемы профсоюзной учебы рассматривались также на заседаниях методического Совета профсоюзов.
Вместе с тем в работе профсоюзов республики по обучению профкадров и актива имелись нерешенные проблемы и недостатки. Так, из года в год президиум Совета профсоюзов рекомендовал при крупных профкомах создавать школы профактива, однако они были созданы только в первичных организациях профсоюзов работников образования, госучреждений и общественного обслуживания, горно-металлургического профсоюза, радиоэлектронной промышленности [8].
В 2004 г. недостаточно выделялись средства на обучение профкадров и актива, несмотря на рекомендации президиума Совета профсоюзов и требования ФНПР выделять на обучение не менее 6 % из средств профбюджета. Лишь рескомы профсоюзов работников госучреждений выделили на эти цели 7,5 % и здравоохранения - 5,8 %. Президиум Совета профсоюзов РСО-Алания в своем постановлении (декабрь 2004 г.) утвердил план обучения профсоюзных кадров и актива на 2005 г. в количестве 6318 чел., в том числе Советом профсоюзов -957 чел., республиканскими отраслевыми комитетами профсоюзов - 5361 [9]. В постановлении отмечено, что Совету профсоюзов и республиканским комитетам профсоюзов необходимо оказать практическую и методическую помощь профкомам в организации школ профсоюзного актива, создании уголков профсоюзной работы на предприятиях, в организациях; продолжить практику проведения совместных семинаров с Гострудинспекцией, правоохранительными органами и внебюджетными фондами для руководителей и профактива в районах; использовать 100-летний юбилей профсоюзов в целях пропаганды места и роли профсоюзов на современном этапе, для чего провести отраслевые научно-практические конференции по материалам профдвижения России, РСО-Алания; на обучение профкадров и актива из средств профбюджета выделять не менее 6 %; методическому совету Совета профсоюзов обобщать опыт работы рескомов профсоюзов по обучению профактива.
В 2004/2005 учебном году Советом профсоюзов, отраслевыми комитетами профсоюзов разными формами обучения было охвачено 7685 чел. На подготовку профкадров и актива израсходовано 2 % от общей сметы профбюджета» [10]. Отлаженная система по обучению профсоюзного актива в эти годы сложилась в республиканских отраслевых комитетах профсоюзов работников народного образования, «Торговое единство», культуры, госучреждений и общественного обслуживания, местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий и др.
Методический совет Совета профсоюзов РСО-Алания по обучению профкадров и актива 24 августа 2005 г. на заседании президиума подвел итоги конкурса «Активное обучение - эффективный профсоюз». Президиум Совета профсоюзов в своем постановлении отметил положительную работу комитетов профсоюзов по организации учебы проф-
кадров и актива, обобщил опыт работы лучших из них и направил материалы в ФНПР для участия в конкурсе «Активное обучение-эффективный профсоюз» [10].
Методический совет признал лучшей первичную профсоюзную организацию ОАО «Победит» по организации учебы профсоюзного актива, обобщил опыт работы и довел до первичных профсоюзных организаций. Таким образом, благодаря учебе профактива и опираясь на актив, профком ОАО «Победит» достойно выполнял свои защитные функции, всегда был готов вовремя прийти на помощь членам профсоюза.
Профсоюзами республики ежегодно обучалось более 6 тыс. чел. [3]. Работа по обучению профсоюзных кадров и актива Совета профсоюзов в 2005 г. была отмечена благодарностью ФНПР.
В последние годы активно ведется разговор о возрастном цензе профкадров. И дело не в омоложении как таковом, а в том, что нужны талантливые люди, способные вести серьезную работу по защите трудящихся. Главный критерий оценки деятельности профсоюзного работника - это его профессионализм и отношение к делу, которые не всегда зависят от возраста. Профсоюзы должны отказаться от тех методов работы, которые использовались во времена, когда не было столь масштабного наступления на права трудящихся. Однозначно в лице председателя профкома работодатель должен иметь дело с человеком: юристом, экономистом, знающим правовую базу обеспечения социальных гарантий и умеющим грамотно вмешиваться в производственные дела, влияющие на социальное положение членов профсоюза. А всему этому надо учить. Однако подготовка кадров, отмечено в докладе на XXII отчетно-выборной конференции (декабрь 2005 г.) председателем Республиканского Совета профсоюзов Р.А. Гутиевой, была организована недостаточно эффективно. В докладе было отмечено, что IV съезд ФНПР определил задачи обучения шире, чем обучение актива азам профсоюзной работы. Профсоюзы должны стать, как указано в решении съезда, «школой экономической демократии, школой прав» [11]. Однако организованное профсоюзами республики обучение не отвечало этим требованиям.
В 2001-2005 гг. обучением профсоюзных кадров и актива отраслевыми комитетами было охвачено 39726 чел., большая группа профсоюзных работников и активистов была награждена за активную и добросовестную работу по развитию профсоюзного движения [3].
Итак, в условиях неблагоприятного состояния экономики, сокращения производственной сферы, искусственной монополизации и роста цен от профсоюзных работников требовались высокая компетентность, умение принимать правильные решения в возникающих конфликтных ситуациях, вести конструктивный диалог с руководителями пред-
приятий, организаций, находить убедительные доводы в защиту интересов членов профсоюза.
Учеба профсоюзных кадров и актива за 19902005 гг. была одним из приоритетных направлений работы профсоюзных органов всех уровней. Советом профсоюзов, республиканскими отраслевыми комитетами профсоюзов проводилась планомерная целенаправленная работа по подготовке и повышению квалификации профсоюзных кадров и актива. Ежегодно итоги обучения профкадров и актива подводились на заседаниях президиумов Совета профсоюзов, рескомов профсоюзов. Программы обучения составлялись с учетом категорий профактива, стажа и опыта работы и были сориентированы на глубокое изучение вопросов социального партнерства, Трудового кодекса, охраны труда, социального страхования, пенсионного законодательства, психологии, профдвижения России.
Применялись разнообразные формы и методы проведения занятий. Были подготовлены брошюры: «В помощь руководителю, председателю первичной профсоюзной организации по Трудовому кодексу», «Вопросы и ответы по практике применения Трудового кодекса РФ», «Зачем нужен работнику коллективный договор», «В помощь профкомам, комиссиям охраны труда», «В помощь комиссиям по трудовым спорам», «Методические рекомендации по обучению профсоюзных кадров и актива», «В помощь казначеям, ревизионным комиссиям», «Отчеты и выборы в профсоюзных органах», «Рекомендации по работе с молодежью», макеты коллективного договора, плакаты, листовки, образцы планов работы, материалы по социальному страхованию, пенсионному законодательству
Литература
1. Бтемиров И.Ф. Профсоюзы Северной Осетии в 1905-1925 гг. Орджоникидзе, 1973; Он же. Верная опора партии. Орджоникидзе, 1967.
2. Махциева Н.С. Профсоюзы Северной Осетии в период завершения строительства социализма 19511958 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 1973.
3. Махциева Н.С. Молодежная политика профсоюзов Северной Осетии в 1990-2005 гг. Гуманитарий: Сб. науч. тр. Владикавказ, 2007.
4. Архив Объединения организаций профсоюзов Республики Северная Осетия-Алания, д. 892, л. 120.
5. Вести ФНПР. 1996. № 11-12. С. 57; Материалы III съезда Федерации независимых профсоюзов России. М., 1997.
6. Информационный материал / Совет профсоюзов Республики Северная Осетия-Алания. Владикавказ, 2000.
7. Информационно-аналитический материал о работе Совета профсоюзов РСО-Алания в 2001-2005 годы. Владикавказ, 2005.
Информация об итогах обучения профкадров и актива профсоюзами РСО-Алания в 2004 году. Владикавказ, 2005.
Постановление президиума Совета профсоюзов Республики Северная Осетия-Алания № 33. Владикавказ, 2004.
10.
11.
Постановление президиума Совета профсоюзов от 24 августа 2005 г. «Об итогах проведения конкурса членских организаций ФНПР „Активное обучение -эффективный профсоюз"». Владикавказ, 2005. Материалы XXII Межсоюзной отчетно-выборной конференции профсоюзов Республики Северная Осетия-Алания. Владикавказ, 2005.
Северо-Осетинский государственный университет
27 марта 2007 г