Научная статья на тему 'Кадастровая оценка земель и повышение эффективности регионального природопользования'

Кадастровая оценка земель и повышение эффективности регионального природопользования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
456
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Швагерус П.В.

Обосновывается предназначение и целесообразность кадастровой оценки природных ресурсов в области проведения эколого ресурсных регламентаций использования территорий для установления режимов ее лимитирования, лицензирования, организации размещения производительных сил, реализации инвестиционных целевых программ, изменения структуры и базы налогообложения, оценки экологического ущерба от хозяйственной деятельности, ресурсосбережения, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения санитарной и экологической безопасности при разработке стратегии устойчивого социально экономического развития на примере кадастровой оценки земель. Обоснования построены на результатах кадастровой оценки земель Волгоградской области, анализ которых показывает необходимость совершенствования порядка сбора, хранения, обработки и использования кадастровой информации, учета экологического состояния территории и ее природно ресурсного потенциала в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Швагерус П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадастровая оценка земель и повышение эффективности регионального природопользования»

5 (98) - 2009

Экономика и природопользование

КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

п.в. швагерус,

кандидат экономических наук, доцент Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет

Кадастровая оценка природных ресурсов предназначена для использования государственными и муниципальными органами власти, инвесторами и природопользователями ее информации:

• при разработке стратегии устойчивого социально-экономического развития территорий;

• гармонизации природно-ресурсных отношений между городскими и окружающими их сельскими территориями;

• выравнивании уровня социально-экономического развития районов в пределах территории субъектов федерации;

• поиске стратегических направлений для государственных и частных инвестиций на территории субъекта федерации, гарантирующих неистощительное использование его природно-ресурсного потенциала [4]. Информация кадастровой оценки земель, как

составной части комплексного территориального (регионального) кадастра природных ресурсов, служит:

• основанием для принятия решений государственными и муниципальными органами власти в области проведения эколого-ресурсных рег-ламентаций использования территории для установления экологически обоснованных видов режимов ее использования, лимитирования и лицензирования природопользования;

• организации размещения производительных сил;

• реализации инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий;

• изменения структуры и базы налогообложения

в регионе по налогам, связанным с природопользованием;

• оценки экологического ущерба от хозяйственной деятельности;

• ресурсосбережения, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

• обеспечения санитарной и экологической безопасности, а также разграничения компетенции по распоряжению природными объектами между федерацией, субъектами федерации и муниципальными органами управления [5]. Особое значение в реализации указанных положений принадлежит социально-экономической оценке использования земельных ресурсов и их экологического потенциала, т. е. сопоставлению общественных потребностей в природном земельном ресурсе данного региона с социальными, экономическими и экологическими возможностями их удовлетворения. При этом экологический потенциал территории должен рассматриваться как основополагающий в способности природной среды воспроизводить определенный (заданный) уровень качества обитания в течение длительного периода времени. В этом плане показательны результаты формирования кадастров природных ресурсов территории Волгоградской области, анализ которых показывает на необходимость совершенствования порядка сбора, хранения, обработки и использования кадастровой информации, учета экологического состояния территории и ее при-родно-ресурсного состояния в целом.

В качестве примера можно привести данные, использованные для определения удельных пока-

зателей кадастровой стоимости земель сельских населенных пунктов Среднеахтубинского района Волгоградской области, территориально расположенного на территории природного парка Вол-го-Ахтубинская поймы. Район характеризуется широко развитой сетью водно-болотных угодий, имеющих международное значение как место обитания перелетных птиц на путях миграции, а также местных гнездующихся птиц, наличием уникальных по биологическому разнообразию лесных массивов. Из 58 учтенных населенных пунктов Средне-Ахтубинского района информация о состоянии почвенного плодородия, водно-воздушного загрязнения территории не приведена ни по одному из населенных пунктов.

При этом методика государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области, основанная на оценке балла бонитета сельскохозяйственных угодий, также не учитывает природно-климатической характеристики территории, ее ландшафтной, рекреационной, культурно-исторической ценности. В результате в системе экономического регулирования использования земельных ресурсов отсутствует оценка приоритетных направлений землепользования.

Например, кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области проведена по трем земельно-оценочным районам. Первый оценочный район имеет самую высокую кадастровую стоимость земель сельскохозяйственного назначения — 16 761 руб. /га (балл бонитета 85). Кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения второго земельно-оценочного района — 6 482 руб. /га (балл бонитета 62). Самая низкая кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения в третьем земельно-оценочном районе — 3 446 руб. /га. Если рассматривать административные районы в отдельности, самая высокая кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения в Новониколаевском районе — 21 497 руб. /га, Новоаннинском — 20 711 руб. /га, Еланском — 19 964 руб. /га, Киквидзенском — 19 038 руб. /га. Тогда как земли Среднеахтубинского района, полностью расположенные на территории природного парка Волго-Ахтубинской поймы и имеющие уникальное природное значение, отнесены к третьему земельно-оценочному району, с наиболее низкой кадастровой стоимостью земель сельскохозяйственного назначения. [1]. То есть, механизм экономического регулирования, который должен действовать в ог-

раничительном направлении использования земель природоохранного назначения, в данном случае не учитывает особенностей территории и приводит к массовой раздаче земель под недопустимые виды землепользования (рис. 1 и 2).

Результаты проведенной государственной кадастровой оценки земель на территории Волгоградской области указывают на повсеместную деградацию почв. В среднем по области в 1997—2003 гг. балл бонитета сельскохозяйственных угодий снизился с 69 да 62. В отдельных районах скорость деградации земель является критической. Например, в Кумы-лженском районе балл бонитета снизился на 17 единиц, в Михайловском, Даниловском, Жирновс-ком на 12 единиц, в Клетском, Серафимовичском, Камышинском, Чернышковском — на 10 единиц. При этом необходимо отметить, что снижение качества почв отмечается в районах, расположенных преимущественно на черноземах обыкновенных и южных, т. е. в зоне наиболее плодородных земель Волгоградской области [3].

Одновременно, по данным работы государственной экспертизы, на территории Волгоградской области необходимо отметить значительные темпы роста числа строительных объектов, связанных с новыми отводами земельных участков.

Число представляемых на государственную экспертизу проектов строительства ежегодно увеличивается в среднем на 40 %.

Кроме того, если оценить темпы роста числа строительных объектов по районам Волгоградской области, приведенные на рис. 1, можно сделать вывод, что наибольшая степень использования земельных ресурсов под новое строительство приходится на районы, имеющие наиболее выгодные природные условия, представленные наличием лесных массивов, водоемов, разнообразием растительного и животного мира, ценными сельскохозяйственными угодьями.

Анализ отводов земельных участков с учетом их целевого назначения на территории Волгоградской области для капитального строительства в 2003— 2006 гг., представленный на рис. 2, показывает, что в значительно большей степени используются земли сельскохозяйственного и природоохранного назначения. Особая интенсивность застройки земель наиболее ценных сельскохозяйственных угодий отмечается в Новониколаевском, Михайловском, Фроловском, Ольховском, Николаевском районах.

Одновременно видно, что именно в данных районах области темпы деградации земель достигают наибольших значений. Особенно показательно

Район

Быковский Чернышювский Фроловский Урюпинский Суровикинский Старополтавский Среднеахтубинский Серафимовический Светлоярский Руднянский О Кумылженский Палласовский Ольховский Октябрьский Новониколаввский Новоаннинский Николаевский Нехаевский Михайловский Ленинский Киквидзенский Котовский Котельниковский Клетский Камышинский Калачевский Иловлинский Жирновский Еланский Дубовский Даниловский Городищенский Алексеевский

□ 2002 год ■ 2006 год

10

I 17

Рис. 1. Представление на государственную экспертизу строительных объектов по районам Волгоградской области, 2002 - 2006 гг

Л2

13

□ 19 ■ 19

0

П_8_

□ 14

■4

'21

Ч4

34

■5

117

112

■6

Ч

я 10

I 12

□ 7

■32

□ 10

■7

□ 13

■ 4

19

■26

□ 10

10

15

20

25

30

35

Число

объектов, ед.

складывается ситуация в Михайловском, Камы-шинском, Ольховском, Николаевском районах, где огромное значение в социально-экономическом развитии занимает нефтедобывающая отрасль, направленная на получение прибылей за счет изъятия природных ресурсов. Вместе с тем развитие нефтедобычи связано с интенсивным использова-

нием земельных ресурсов, нарушением почвенного покрова, загрязнением почв и грунтов на больших территориях, которые приводят к крайнему истощению сельскохозяйственных угодий и выводу их из оборота.

Таким образом, можно сделать вывод, что, с одной стороны, имеет место деградация земельных

[1 Земли поселений □ Пашни ■ Земли ООПТ

□ Земли сельхозназначения

□ Пастбища

Ш Земли водного фонда ■ Земли лесного фонда

Волжский Волгоград Быковский Чернышковский Фроловский Урюпинский Суровикипский

104,609654 и, VI 76,08595

0,25

] 0,0057 2,5 Т-1

0,472 22,7297 15,773 18,61

1 1 1

Старополгавский

Среднеахтубинский Серафимо

вическии

Светлоярский Руднянский Кумылженский Палласовский Ольховский Октябрьский Новониколаевский

Новоаннинский Николаевский Нехаевский Михайловский

Ленинский Киквидзенский Котовский Котельниковский

86,9328

3,2348

1

ТГ585- з,5 -1

1,4 3,5148 ■ 8,0

2,89166 8'50

I

2,68 2,8! I I

7,57

4,590875

0,4635

0,36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л

27,22

0,94

тт-

28,4085

0,4 0,4

1,9433 0,2

~ГТП

0,31638 1,01 27,88

0,4 1,36

ПО

О,ЮМ

40,89

3,90

0,08 =□

0,4303

47,6226

1,00835

,0,21 |

1,93

12,34

Клетский П

Камышинский Калачевский Иловлинский Жирповский Еланский Дубовский Даниловский

0,9848 ■

0,0473 1=1

Городищенский

Алексеевский

3,6823 1,2854 1=1

0,57

1,4045

9,51

14.78

0,636948

I I

294

1,1667082

1,38

37122,2108

5,68

0,60 Л

Рис. 2. Анализ предоставления земельных участков для строительства по Волгоградской области с учетом их целевого назначения, 2003 — 2006 гг.

Площадь, га

ресурсов, обусловленная несовершенством экономических механизмов регулирования хозяйственной деятельности, связанной с использованием земельных ресурсов, отсутствием объективных оценочных факторов их экологического потенциа-

ла, с другой — интенсификация занятия земельных площадей под строительство новых объектов, в том числе территорий природоохранного назначения.

В настоящее время отмечается рост интереса со стороны населения к туристической индустрии,

что естественным образом сопровождается увеличением строительства объектов культурно-оздоровительного назначения с использованием особо ценных земель, занятых лесами, водоохранными зонами поверхностных водоемов, особо охраняемыми природными территориями. При этом не учитывается, что темпы роста рекреационной нагрузки на территорию должны быть сбалансированы с темпами воспроизводства природных ресурсов и темпами воспроизводства качества окружающей среды с учетом ассимиляционного потенциала территории.

Существующей нормативно-правовой базой не отрегулированы вопросы нормирования рекреационной нагрузки на территории, что приводит к безмерной эксплуатации наиболее ценных природных территорий и дальнейшей их деградации [2]. Необходимо введение объективной дифференцированной оценки земельных ресурсов, производимой с учетом свойств удовлетворения культурно-оздоровительных, эстетических и других потребностей населения.

Таким образом, в основу стоимости земельных участков должны быть положены факторы, полученные в результате проведения исследовательских работ в режиме мониторинга, позволяющего моделировать процессы изменения и восстановления природных условий под воздействием хозяйственной деятельности населения. Несмотря на то, что изучению данных процессов отводится значительная роль в деятельности органов государственного управления, в настоящее время информативность данного направления практически как по Волгоградской области, так и по России остается низкой.

В условиях развивающегося производственно-строительного комплекса в стране, при котором запущен механизм широкого привлечения частных инвестиций, сопровождаемый интенсивным

занятием земельных участков под строительство объектов различного назначения, необходимо создание единой системы оценочных критериев, основанных на реализации действующих принципов эффективного природопользования и обеспечивающих устойчивое развитие на основе рационального использования и воспроизводства земельных ресурсов. Это положение позволяет проводить интегральные экономические оценки и решать специфические задачи управления природопользованием в условиях усиления роли субъектов федерации и перехода к новым отношениям собственности на природные ресурсы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Временная методика расчета арендной платы за земельные участки: утверждена постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 29.12. 2001, № 1167.

2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования: утвержден Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России от 31.03. 1994 № 7-12/47.

3. Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений. Волгоградской области: утверждены постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 27.11.2002 № 893.

4. Российская Федерация. Законы. Земельный Кодекс Российской Федерации: федеральный закон: [принят Государственной Думой 28.09.2001: одобрен Советом Федерации 10.10.2001]: офиц. текст: по состоянию на 30.10.2007.

5. Федеральный Закон от 24.11. 1999 «О государственном земельном кадастре».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.