Научная статья на тему 'Качество жизни у студентов с головной болью'

Качество жизни у студентов с головной болью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
235
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Medica Eurasica
Область наук
Ключевые слова
ГОЛОВНАЯ БОЛЬ / СТУДЕНТЫ / ОПРОСНИК / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEADACHE / STUDENTS / QUESTIONNAIRE / QUALITY OF LIFE / ACADEMIC PERFORMANCE / BAD HABITS / LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сапожникова Евгения Валентиновна, Парандеева Татьяна Владиславовна, Сапожников Михаил Юрьевич

Статья освещает тему головной боли, диагностируемой у студентов Чувашского государственного университета. В исследование включено 270 студентов, из них 180 девушек (67%) и 90 (33%) юношей, средний возраст которых составил 20±1,2 года. 80% студентов строительного, историко-географического, медицинского факультетов страдают от головной боли. Отмечено снижение качества жизни у студентов с головной болью. Выявлено, что девушки страдают от головной боли чаще юношей (86,6% и 65,5%, соответственно). Изучены некоторые медико-социальные факторы, влияющие на возникновение головной боли: употребление алкоголя, курение, нарушение сна, нерегулярное питание, время, проводимое за компьютером и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сапожникова Евгения Валентиновна, Парандеева Татьяна Владиславовна, Сапожников Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF LIFE IN STUDENTS WITH A HEADACHE

The article covers the issue of headache among students of the Chuvash state university. The research included 270 students, among them there were 180 girls (67%) and 90 (33%) young men, their average age made 20±1,2 years. 80% of students of construction engineering, historical and geographical, medical faculties suffer from headaches. Deterioration in life quality among students with headaches is noted. It is revealed that girls suffer from headaches more often than young men (86,6% and 65,5% respectively). Some medico-social factors influencing headaches development are studied: alcohol intake, smoking, sleep disorders, irregular food intake, time spent at the computer, etc.

Текст научной работы на тему «Качество жизни у студентов с головной болью»

УДК 616.857:613.7-057.87 ББК Р62-324.22:Р11(2Рос)086

Е.В. САПОЖНИКОВА, Т.В. ПАРАНДЕЕВА, М.Ю. САПОЖНИКОВ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ С ГОЛОВНОЙ БОЛЬЮ

Ключевые слова: головная боль, студенты, опросник, качество жизни, успеваемость, вредные привычки, образ жизни.

Статья освещает тему головной боли, диагностируемой у студентов Чувашского государственного университета. В исследование включено 270 студентов, из них 180 девушек (67%) и 90 (33%) юношей, средний возраст которых составил 20±1,2 года. 80% студентов строительного, историко-географического, медицинского факультетов страдают от головной боли. Отмечено снижение качества жизни у студентов с головной болью. Выявлено, что девушки страдают от головной боли чаще юношей (86,6% и 65,5%, соответственно). Изучены некоторые медико-социальные факторы, влияющие на возникновение головной боли: употребление алкоголя, курение, нарушение сна, нерегулярное питание, время, проводимое за компьютером и др.

E. SAPOZHNIKOVA, T. PARANDEEVA, M. SAPOZHNIKOV

QUALITY OF LIFE IN STUDENTS WITH A HEADACHE

Key words: headache, students, questionnaire, quality of life, academic performance, bad habits, lifestyle.

The article covers the issue of headache among students of the Chuvash state university. The research included 270 students, among them there were 180 girls (67%) and 90 (33%) young men, their average age made 20±1,2 years. 80% of students of construction engineering, historical and geographical, medical faculties suffer from headaches. Deterioration in life quality among students with headaches is noted. It is revealed that girls suffer from headaches more often than young men (86,6% and 65,5% respectively). Some medico-social factors influencing headaches development are studied: alcohol intake, smoking, sleep disorders, irregular food intake, time spent at the computer, etc.

Головная боль (ГБ) на сегодняшний день остается важной мультидисци-плинарной медицинской проблемой. По данным эпидемиологических исследований среди разных категорий населения, распространенность головных болей в России составляет от 33,7% до 93% [3].

В контексте затронутого вопроса наибольший интерес представляет учащаяся молодежь. Ее здоровье, во-первых, определяет кадрово-экономический потенциал и обороноспособность страны и, во-вторых, имеет решающее значение для воспроизводства населения и здоровья будущих поколений [2]. Студенты - относительно здоровая группа населения, но именно они подвержены этому недугу более других вследствие возрастающих на них с каждым годом психоэмоциональных и информационных нагрузок. Известно, что головная боль влияет на умственную и физическую работоспособность учащейся молодежи, на качество жизни и успеваемость в период обучения [1, 11].

Проблема ГБ, диагностируемой у студентов высшей школы в целом и студентов-медиков в частности, в последнее время активно изучается в нашей стране и за рубежом, что связано с большой распространенностью цефалгий среди лиц молодого возраста [1, 4, 6, 8]. В связи с этим мы решили изучить некоторые аспекты данной проблемы, проведя исследование среди студентов Чувашского государственного университета.

Цель исследования - изучить встречаемость головной боли у студентов Чувашского государственного университета, оценить качество жизни студен-

тов с головной болью и влияние некоторых медико-социальных факторов на ее возникновение.

Материалы и методы исследования. Исследование было проведено среди 270 студентов Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (ЧувГУ). Из них 180 (67%) девушек и 90 (33%) юношей, средний возраст которых составил 20,2±1,2 года. В исследование были включены студенты исто-рико-географического (ИГФ), строительного (СФ) и медицинского факультетов (МФ). Выявление ГБ осуществлялось согласно Критериям диагностики первичных головных болей Международной классификации головных болей (МКГБ), версия 3 бета, 2013 [5]. Среди медико-социальных факторов нами изучались влияние пола, успеваемости, режима питания, продолжительности сна, а также вредных привычек: курения, приема алкогольных напитков на возникновение ГБ. Для определения качества жизни был использован универсальный стандартизированный опросник SF36, позволяющий оценивать физическое функционирование (Physical Functioning - PF), ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (Role-Physical Functioning - RP), интенсивность боли (Bodily pain - ВР), общее состояние здоровья (General Health - GH), жизненную активность (Vitality - VT), социальное функционирование (Social Functioning - SF), ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (Role-Emotional - RE), психическое здоровье (Mental Health - MH)1.

Статистическая обработка проводилась с помощью программ SPSS 17.0, Microsoft Excel (2010), калькулятора подсчета данных по опроснику SF362.

По каждой группе данных рассчитывали средние арифметические величины (М) и их стандартные ошибки. О достоверности различий между средними величинами судили по f-критерию Стьюдента. Различия между выборками считали достоверными при p < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Среди студентов Чувашского государственного университета жалобы на головную боль предъявляли 80,0% респондентов (216 человек). Интересно, что встречаемость головной боли среди студентов медицинского факультета составила 84,9%, в то время как среди студентов строительного и историко-географического факультетов - 70,8% и 76,0%, соответственно. Полученные данные сопоставимы с литературными. Так, например, в Дальневосточном государственном медицинском университете этот показатель составил 81,8% [6], а Нижегородской государственной медицинской академии - 80,9% [4].

При сравнении результатов обследования обучающихся I, III, и IV курсов медицинского факультета была обнаружена тенденция к учащению встречаемости головных болей у студентов более старших курсов, что может быть обусловлено ежегодно возрастающими информационными нагрузками. На I курсе МФ головную боль отмечают 78,0%, на III курсе - 84,8%, на IV курсе - 91,8% обучающихся.

При исследовании качества жизни было выявлено снижение показателей по шкалам универсального стандартизированного опросника SF36 среди всех студентов - как с головными болями, так и без них (табл. 1). Среди студентов без

1 Разрешение на использование и копирование вопросника SF-36. SF-36: Доверие к медицинским результатам [Электронный ресурс]. URL: http: www.sf-36.com/tools/sf36.shtml (дата обращения: 01.01.2013).

2 Онлайн-калькулятор для подсчета параметров качества жизни по опроснику SF-36 [Электронный ресурс]. URL: http://abdugaliev.ru/proj/medcalc/sf36 (дата обращения: 13.03.2013).

головных болей имеется снижение показателей качества жизни в большей степени по шкале МН (психическое здоровье) - 69,4±2,7% и наименьшее - по шкале РР (физическое функционирование) - 96,5±2,3% (на полное благополучие указывает 100% согласно данным опросника ЭР36). У студентов же с головными болями по сравнению со студентами без нее отмечается большее снижение показателей по всем шкалам. У студентов с головными болями снижены показатели как психического, так и физического здоровья. Максимальное снижение отмечено по шкалам ВР (интенсивность боли) - на 15,4±1,3% (р < 0,05), ОН (общее состояние здоровья) - на 10,6±1,9% (р < 0,05), ЭР (социальное функционирование) - на 10±2,5% и МН (психическое здоровье) - на 9,8±2,2%.

Таблица 1

Влияние головной боли на качество жизни студентов

Показатель качества жизни ГБ нет ГБ есть

Физическое функционирование (РР) 96,5±2,3% 92,4±1,2%

Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (РР) 80,8±2,7% 74,0±2,1%

Интенсивность боли (ВР) 92,1±1,5% 76,7±1,4%*

Общее состояние здоровья (ОН) 79,0±2,2% 68,4±1,8%*

Психическое здоровье (МН) 69,4±2,7% 59,6±1,5%

Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (РЕ) 82,2±2,3% 76,2±2,8%

Социальное функционирование (ЭР) 79,1±2,8% 69,1±3,1%

Жизненная активность (VI) 69,9±2,6% 64,1±1,7%

Примечание. * - р < 0,05.

Нами установлено, что среди студентов с головными болями у юношей были снижены в большей степени показатели, характеризующие физический компонент здоровья (шкалы РР, РР, ВР, ОН), хотя они не сильно превышали показатели у девушек. Психологический компонент качества жизни (шкалы VI, ЭР, РЕ, МН) был более снижен у девушек, причем по шкалам социальное функционирование и жизненная активность - значительно (табл. 2).

Таблица 2

Влияние головной боли на качество жизни у девушек и юношей

Показатель качества жизни Физический компонент здоровья, % Психологический компонент здоровья, %

РР РР ВР ОН VI ЭР РЕ МН

Девушки (нет ГБ) 95,0±2,4 79,8±1,7 91,1±1,0 77,1±1,2 66,3±2,3 84,8±1,9 81,5±2,1 70,7±2,8

Девушки (есть ГБ) 92,2±1,0 73,2±1,8 76,7±2,6 68,2±0,8 56,4±1,9 76,1±2,5 63,0*±3,7 62,4*±1,5

Юноши (нет ГБ) 97,7±2,1 81,1±2,9 92,9±2,1 80,6±2,0 72,3±1,2 80,9±2,1 80,2±3,0 71,2±2,6

Юноши (есть ГБ) 91,8±3,1 75,0±2,5 77,2±1,9 67,9*±2,5 63,5±2,9 75,5±2,0 78,5±1,9 66,3±1,7

Примечание. * - р < 0,05.

Отрицательное влияние головных болей на качество жизни и эмоциональное состояние подтверждают и другие исследователи [8, 10, 12].

Проведенное нами исследование выявило влияние медико-социальных факторов на возникновение головных болей.

Частота встречаемости головных болей была больше отмечена среди девушек и составила - 86,6% опрошенных по сравнению с аналогичными показателями среди юношей - 65,5%. Влияние гендерного фактора на распространенность головных болей как среди студентов, так и среди населения в целом отмечено и в литературных источниках [3].

В исследовании выявлено, что головная боль влияет на успеваемость: среди студентов без головной боли «отличники» составили 28,3%, в то время как в группе с головными болями лишь 16,2%, «троечников» же было больше в группе студентов с головными болями - 15,3%, а в группе без нее - 7,2%. Среди исследователей нет единого мнения о влиянии головных болей на познавательную функцию студентов - некоторые авторы отрицают факт влияния [1, 7], другие утверждают обратное [9, 11, 13].

Было выявлено и влияние режима питания на возникновение головных болей: у студентов с кратностью питания три и более раз в день встречаемость головных болей составила 76,4%, у студентов, питающихся нерегулярно (менее 3 раз в день), этот показатель достигает 85,0%.

Продолжительность сна также оказывала определенное влияние на возникновение головных болей: наименьшее количество студентов, жалующихся на головную боль, было зарегистрировано среди тех респондентов, кто имеет оптимальную продолжительность сна (8-9 часов в сутки) - 70,0%, а наибольшее - среди тех, кто спит менее 5 или более 9 часов в сути.

Кроме того, при изучении влияния вредных привычек на частоту встречаемости головной боли нами было выявлено, что среди студентов ЧувГУ курят 13,3% опрошенных, при этом среди курящих процент встречаемости головных болей выше на 10,0% по сравнению с аналогичным показателем среди контингента некурящих (89,1% и 79,1%, соответственно). Алкоголь употребляют 64,2% всех включенных в исследование студентов, с головными болями процент употребляющих алкоголь был также выше по сравнению с таковым у студентов без этой вредной привычки на 11,2% (84,4% и 73,2%, соответственно).

Среди провоцирующих факторов, с которыми сами студенты связывают возникновение у них головной боли, были отмечены следующие: 55,4% всех студентов связывают боли с интенсивной учебной нагрузкой, 48,1% - нарушением сна, 32,2% - личными эмоциональными переживаниями, 27,1% - метеочувствительностью, 22,3% - работой за компьютером, 7,0% - гормональными изменениями и 4,4% - злоупотреблением алкоголем.

Выводы. 1. Встречаемость головной боли среди студентов Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова составляет 80%, что соответствует литературным данным отечественных и зарубежных источников [3, 4, 6, 9]. Среди студентов медицинского, историко-географического и строительного факультетов жалобы на головную боль предъявляют 84,9%, 76,0% и 70,8% опрошенных, соответственно. Среди студентов медицинского факультета головная боль встречается на I курсе - у 78%, на III курсе - у 84,8%, на IV курсе - у 91,8% респондентов.

2. Наличие головной боли снижает качество жизни студентов по всем показателям, но в большей степени - по шкалам ВР (интенсивность болей) - на 15,4±1,3% (р < 0,05), СИ (общее состояние здоровья) - на 10,6±1,9% (р < 0,05), ЭР (социальное функционирование) - на 10±2,5% и МИ (психическое здоровье) - на 9,8±2,2%. Причем у юношей снижены больше показатели, характеризующие физический компонент здоровья, а у девушек - психологический компонент.

3. Среди изучаемых медико-социальных факторов на частоту встречаемости головной боли в большей степени влияют употребление алкоголя, нарушение сна, в меньшей степени - нерегулярное питание и курение. Женский пол также является предиктором возникновения головных болей.

4. Сами студенты среди провоцирующих головную боль факторов отмечают учебные нагрузки (55,4% опрошенных), нарушение сна (48,1%), личные эмоциональные переживания (32,2%), метеочувствительность (27,1%), работу за компьютером (22,3%), гормональные изменения (7,0%) и злоупотребление алкоголем (4,4%).

Литература

1. Григорьева В.Н., Самофал Т.А. Головная боль напряжения у студентов медицинского вуза: взаимосвязь с когнитивными функциями // Российский журнал боли. 2012. № 3-4. С. 17-22.

2. Иванов А.А. Комплексное медико-социальное исследование головной боли у студентов медицинского вуза и пути ее профилактики: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Казань, 2011. С. 22.

3. Кондратьев А.В., Шнайдер Н.А., Шульмин А.В. Эпидемиология головных болей // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6: http://www.science-education.ru.

4. Лебедева Е.Р., Кобзева Н.Р., Цыпушкина и др. Распространенность головных болей у студентов медицинского университета согласно новой Международной классификации головных болей 3 пересмотра // Уральский медицинский журнал. 2014. № 3. С. 15-21.

5. Лебедева Е.Р., Осипова В.В., Табеева Г.Р., Олесен Е. Критерии диагностики основных видов первичных головных болей согласно новым изменениям в Международной классификации головных болей (МКГБ), версия 3 бета, 2013 // Уральский медицинский журнал. 2014. № 3. С. 5-8.

6. Малыгина Т.Ю., Слободенюк Е.В. Распространенность головных болей среди студентов Дальневосточного государственного медицинского университета // Дальневосточный медицинский журнал. 2015. № 3. С. 53-56.

7. Arruda M.A., Guidetti V., Galli F. et al. Migraine, tension-type headache, and attention-deficit/hyperactivity disorder in childhood: a population-based study. Postgraduate Medicine, 2010, no. 122(5), pp. 18-26.

8. Battistutta S., Aliverti R., Montico M. et al. Chronic tension-type headache in adolescents. Clinical and psychological characteristics analyzed through self- and parent-report questionnaires. Journal of Pediatric Psychology, 2009, no. 34(7), pp. 697-706.

9. Ferri-de-Barros J.E., Alencar M.J., Berchielli L.F. et al. Headache among medical and psychology students. Arquivos de neuro-psiquiatria, 2011, no. 69(3), pp. 502-508.

10. Prajsner B., Gergont A., Kasinski M. Psychological characteristics of children and adolescents with primary headache. Przeglad Lekarskijournal, 2004, no. 61(11), pp. 1228-1234.

11. Souza-e-Silva H.R., Rocha-Filho P.A. Headaches and academic performance in university students: a cross-sectional study. Headache, 2011, no. 51(10), pp. 1493-1502.

12. Torelli P., Abrignani G., Castellini P. et al. Human psyche and headache: tensiontype headache. Neurological Sciences, 2008, no. 29 (supplement 1), pp. 93-95.

13. Waldie K.E, Welch D. Cognitive function in tension-type headache. Current Pain and Headache Reports, 2007, no. 11(6), pp. 454-460.

References

1. Grigor'eva V.N., Samofal T.A. Golovnaya bol' napryazheniya u studentov meditsinskogo vuza: vzaimosvyaz's kognitivnymi funktsiyami [Tension headache at students of medical school: interrelation with cognitive functions]. Rossiyskiy zhurnal boli [Russian journal of pain], 2012, no. 3-4, pp. 17-22.

2. Ivanov A.A. Kompleksnoe mediko-sotsial'noe issledovanie golovnoy boli u studentov meditsinskogo vuza i puti ee profilaktiki: avtoref. dis. ... kand. med. nauk [Complex medico-social research of a headache at students of medical school and a way of its prophylaxis. Abstract of Ph.D. in Medicine thesis. Kazan, 2011, 22 p.

3. Kondrat'ev A.V., Shnayder N.A., Shul'min A.V. Epidemiologiya golovnykh boley [Epidemiology of headaches]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 6.

4. Lebedeva E.R., Kobzeva N.R., Tsypushkina et al. Rasprostranennost' golovnykh boley u studentov meditsinskogo universiteta soglasno novoy Mezhdunarodnoy klassifikatsii golovnykh boley 3 pe-resmotra [Abundance of headaches at students of medical university according to new International classification of headaches 3 revisions]. Ural'skiy meditsinskiy zhurnal [Ural medical journal], 2014, no. 3, pp. 15-21.

5. Lebedeva E.R., Osipova V.V., Tabeeva G.R., Olesen J. Kriterii diagnostiki osnovnykh vidov pervichnykh golovnykh bolei soglasno novym izmeneniyam v Mezhdunarodnoi klassifikatsii golovnykh bolei (MKGB), versiya 3 beta, 2013 [Criteria diagnostics of common types of primary headache according new changes in International Classification of Headache Disorders 3 beta, 2013]. Ural'skiy meditsinskiy zhurnal [Ural medical journal], 2014, no. 3, pp. 5-8.

6. Malygina T.Yu., Slobodenyuk E.V. Rasprostranennost' golovnykh boley sredi studentov Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Abundance of headaches among students of the Far East state medical university], Dal'nevostochnyy meditsinskiy zhurnal [Far East medical journal], 2015, no. 3, pp. 53-56.

7. Arruda M.A., Guidetti V., Galli F. et al. Migraine, tension-type headache, and attention-deficit/hyperactivity disorder in childhood: a population-based study. Postgraduate Medicine, 2010. no. 122(5), pp. 18-26.

8. Battistutta S., Aliverti R., Montico M. et al. Chronic tension-type headache in adolescents. Clinical and psychological characteristics analyzed through self- and parentreport questionnaires. Journal of Pediatric Psychology, 2009, no. 34(7), pp. 697-706.

9. Ferri-de-Barros J.E., Alencar M.J., Berchielli L.F. et al. Headache among medical and psychology students. Arquivos de neuro-psiquiatria, 2011, no. 69(3), pp. 502-508.

10. Prajsner B., Gergont A., Kasinski M. Psychological characteristics of children and adolescents with primary headache. Przeglad Lekarskijournal, 2004, no. 61(11), pp. 1228-1234.

11. Souza-e-Silva H.R., Rocha-Filho P.A. Headaches and academic performance in university students: a cross-sectional study. Headache, 2011, no. 51(10), pp. 1493-1502.

12. Torelli P., Abrignani G., Castellini P. et al. Human psyche and headache: tensiontype headache. Neurological Sciences, 2008. no. 29 (supplement 1), pp. 93-95.

13. Waldie K.E, Welch D. Cognitive function in tension-type headache. Current Pain and Headache Reports, 2007, no. 11(6), pp. 454-460.

САПОЖНИКОВА ЕВГЕНИЯ ВАЛЕНТИНОВНА - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней с курсом лучевой диагностики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (sofronova1@rambler.ru).

SAPOZHNIKOVA EVGENYA - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Propedeutics of Internal Diseases with a Course of Radiation Diagnostics, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ПАРАНДЕЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИСЛАВОВНА - клинический ординатор кафедры пропедевтики внутренних болезней с курсом лучевой диагностики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (tantan16@mail.ru).

PARANDEEVA TATYANA - Clinical Intern, Department of Propedeutics of Internal Diseases with a Course of Radiation Diagnostics, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

САПОЖНИКОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ - доктор медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней с курсом лучевой диагностики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (michels2@rambler.ru).

SAPOZHNIKOV MIKHAIL - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Propedeutics of Internal Diseases with a Course of Radiation Diagnostics, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.