ставляется возможным. Человек вообще бессилен ответить на этот вопрос. Можно утверждать лишь то, что идеальные объекты всегда получают свое существование в определенных формах благодаря деятельности наблюдателя. Это и указывает на очевидную принадлежность антропного принципа к процессу воспроизводства этих объектов. Но само идеальное как субстанция наблюдателем не обусловлено, и действие антропного принципа на него распространяться не может.
Библиографический список
1. Налимов, В. В. В поисках иных смыслов [Текст] / В. В. Налимов. - М., 1993.
2. Казютинский, В. В. Антропный принцип [Текст] / В. В. Казютинский, А. Н. Павленко // Гордон, А. Диалоги [3]. - М., 2005.
3. Гриб, А. Концепции современного естествознания [Текст] / А. Гриб. - М., 2003.
4. Уилсон, Р. Квантовая психология [Текст] / Р. Уилсон. - М., 2005.
5. Вейль, Г. Клейн Ф. и его место в современной математике [Текст] / Г. Вейль // Клейн, Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. - М., 1989.
А.Т. Саркулова,
аспирант Саратовского государственного технического университета
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: ТЕОРЕТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ
егодня очевидна возрастающая роль социальной составляющей для поступательного развития мирового общества. Повышение уровня и качества жизни населения через продуманную систему мер улучшения состояния здравоохранения, образования, жилья, человеческого капитала и в конечном счете преодоления бедности - самые приоритетные проблемы, требующие значительных материальных и интеллектуальных затрат.
Начиная с середины 90-х годов прошлого столетия термин «качество жизни» вновь стал широко употребляться в литературе, а также в дискуссиях ученых и практических работников. В научных публикациях были рассмотрены отдельные стороны этого понятия с учетом специфики кардинальных российских преобразований [1, с. 9]. В них были учтены результаты обсуждения этих проблем за рубежом и в СССР, в том числе по вопросам человеческого развития, широко используемые в настоящее время ООН. Как известно, эта международная организация широко применяет идеи роста возможностей человеческого выбора, уважения прав и свобод людей и создания условий для их самореализации [2, с. 76].
Для практики наиболее существенным является прикладной аспект качества жизни: определение круга решаемых проблем, выбор способа измерения и возможность количественной оценки качества жизни, мониторинг его динамики, рекомендуемые управленческие воздействия и ряд других. Все это должно быть направлено на повышение качества жизни как интегрального критерия оценки результативности практической деятельности.
В целом же следует отметить, что в традиционном научном понимании качество жизни - это комплексная характеристика населения, определяющая его социально-экономическое положение и совокупность условий, обеспечивающих жизнедеятельность человека на вполне определенной территории [3, с. 36]. При этом речь здесь должна идти не только об экономическом благополучии. Конечная задача состоит в том, чтобы оценить различные множественные взаимодействия между проводимой социально-экономической политикой, структурой государственных или муниципальных затрат, включенных в ту или иную систему жизнеобеспечения.
Особое место в создании условий для повышения качества жизни принадлежит государству. Деятельность государства должна быть направлена на реализацию интересов всего общества и поддержку институтов, способствующих достижению данной цели. Защиту интересов отдельных групп людей наряду с государством берут на себя семья, трудовые коллективы, профсоюзы, церковь, политические партии и другие объединения гражданского общества.
Повышение качества жизни происходит при условии формирования все более развитых личности и общества, а также преобразования внешней среды их жизнедеятельности. Эти начала находятся в единстве и противоречии. На разных этапах развития для отдельных личностей, социальных групп и общества в целом имеются приоритеты повышения качества жизни: преобразования в обществе или в среде его жизнедеятельности. Качество жизни имеет объективную и субъективную стороны. Оно не может быть определено только на базе количественных статистических данных. Столь же необходимы его оценки на основе социологических опросов населения и экспертных оценок.
Зарубежные исследования качества жизни проводятся в двух направлениях: на базе объективных условий жизни и на основе изучения степени удовлетворенности жизнью самих субъектов. Первая модель определяет качество жизни как результат комбинации различных статистических показателей. Эта модель позволяет получить объективную оценку материальных условий жизни, оказывающих во многом определяющее влияние на качество жизни социального субъекта [4, с. 10]. На основе такого подхода определяют структуру качества жизни следующими категориями: качество общества (личности, отдельных социальных групп); качество трудовой и предпринимательской жизни; качество социальной инфраструктуры; качество окружающей среды; личная безопасность; удовлетворенность людей качеством своей жизни; уровень жизни [5, с. 5].
Качество общества наряду с качеством внешней среды его жизнедеятельности является одним из двух начал качества жизни. Обычно исследователи ограничиваются рассмотрением качества населения. Категория качества общества раскрывает существенное в отдельных личностях (их здоровье, образование,
мировоззрение и др.), в населении (рождаемость, смертность, объем рабочей силы и др.), в семейной жизни (создание, сохранение и крепость института семьи, защита прав и воспитание детей и др.), в отдельных социальных группах: в группах риска (больные алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией, психическими расстройствами и другими социальными болезнями), в группах с ограниченными трудовыми возможностями (утративших трудоспособность по возрасту и инвалидности и др.) и т.п.
Характеристика общества включает его структуризацию как гражданского общества в лице представляющих его организаций (профсоюзов, неправительственных организаций, общественных движений и политических партий и т.д.), способных защитить его многообразные интересы и возможности человеческого выбора. Личность является частью общества, внешней средой по отношению к которому являются условия и результаты его деятельности. Многие исследователи считают особенно актуальными для России в настоящее время повышение уровня здоровья россиян, интеллектуального потенциала населения, его образования и профессионально-квалификационной подготовки, социального качества детей и преодоление гендерной асимметрии, а также повышение общей культуры людей, их социализации, расширение и рост активности общества и преодоление отчуждения людей и власти.
Качество трудовой жизни необходимо выделять как самостоятельную компоненту качества жизни. Во многих классификациях этого не делается, тогда как результаты и последствия этой составляющей качества жизни непосредственно влияют на все ее стороны в обществе. Качество трудовой жизни адекватно характеризуется качеством труда: наемного работника или работодателя, основанного на их способностях, направленных на выработку товара или производство знаний. Качество труда выражается уровнем квалификации работников и производительностью их труда, размерами первичных трудовых и предпринимательских доходов в сравнении со стоимостью жизни, а также величинами производных от них страховых выплат.
Качество трудовой среды характеризуется созданием условий для достойного труда: типом труда (преимущественно физическим или умственным), возможностями проявления в процессе труда элементов творчества и самостоятельности, смены видов деятельности и продвижения по службе, соблюдением интересов работников, а также безопасностью и охраной труда. Не случайно категория «качество трудовой жизни» наиболее широко анализируется в зарубежной литературе в аспектах управления человеческими ресурсами, рассмотрения благосостояния работников, их участия в принятии решений об охране здоровья, развитии способов и методов улучшения работы и повышения удовлетворенности трудом.
Качество социальной инфраструктуры представляет собой характеристику сферы услуг населению. В отличие от сферы труда, сферой услуг охватывается не материальное и духовное производство, а организация обмена и потребления. Здесь качество жизни характеризуется качеством уже произведенных товаров и информации (знаний) и их доведением до потребителей.
Социальная инфраструктура может быть представлена в виде следующих
основных объектов: образования, культуры и телекоммуникаций; внутренней и внешней миграции; здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма; жилищного фонда, пассажирского транспорта и дорожного хозяйства; торговли, общественного питания и бытового обслуживания; социальной защиты населения. Следует рассматривать, как минимум, четыре аспекта влияния социальной инфраструктуры на качество жизни: техническую сторону качества соответствующих объектов; качество товаров и услуг; доступность их для людей и охват соответствующих групп населения.
Качество окружающей среды включает в себя природно-климатические условия и экологическую устойчивость. Природно-климатические различия существенно влияют на качество жизни. Это проявляется, например, в дискомфортной жизни в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выражающейся в необходимости преодоления воздействия суровых и экстремальных природно-климатических условий. Они ухудшают состояние здоровья; влияют на качество и продолжительность активной трудовой жизни; повышают ее стоимость и ограничивают возможности развития среды жизнедеятельности людей.
Экологическая устойчивость характеризуется реализацией программ развития без нанесения ущерба природным ресурсам и сохранением их для будущих поколений. Для России, безусловно, актуальными являются вопросы обеспечения принципов устойчивого развития; значительного снижения объемов выброса в атмосферу диоксида углерода и других вредных веществ; воспроизводства территорий, покрытых лесами, и биологического разнообразия; обеспечения устойчивого доступа населения к улучшенным источникам питьевой воды; санитарно-эпидемиологического благополучия.
Несмотря на специфику каждой из двух составляющих окружающей среды их объединяет влияние на жизнь людей через природно-климатические компоненты: изменение климата, флоры и фауны, воздуха, воды, почвы и т.п. Это является основной методологической посылкой их рассмотрения как единой компоненты качества жизни.
Личная безопасность - одна из существенных составляющих качества жизни. Эти отношения перестают остро ощущаться, если в обществе нет антагонистических конфликтов интересов. К сожалению, насилие и преступления против личности и собственности совершаются и будут совершаться. Однако в здоровом обществе их масштабы незначительны. В таких условиях безопасность жизни может рассматриваться в контексте качества всего общества. В современных условиях вследствие возникновения крупных конфликтов интересов и обусловленных этим распространения международного терроризма, расширения локальных войн обеспечение личной безопасности стало важной международной задачей [6, с. 34].
Удовлетворенность людей своей жизнью представляет собой субъективные оценки собственного положения. Этим данная компонента отличается от других, и потому приобретает самостоятельное значение. Возможно, в зарубежных словарях нет широких трактовок категории «качество жизни» в связи с тем, что там ее больше связывают именно с субъективными ощущениями людей. Причины того, что домохозяйства с объективно низким качеством жизни не-
редко дают ему более высокие субъективные оценки, а самооценки домохозяйств с объективно высоким качеством жизни бывают более низкими, разные. Отдельные исследователи считают их причиной углубления противоречий между растущими потребностями людей и препятствия для свободного выбора и способов реализации своих индивидуальных интересов. Исходя из этого им предложено определять степень качества жизни расширением свободы выбора человека, а индикатором рекомендовано «социальное самочувствие индивидуума» [7, с. 98].
Международные методики определения удовлетворенности качеством жизни устанавливают «соответствие» ситуационных характеристик (потребностей и возможностей) ожиданиям индивидуума, его способностям и нуждам, как их понимает сам индивидуум. Для практики имеет значение выявление совпадающих представлений и расхождений между органами управления (государственной властью и организациями гражданского общества) и людьми о достигнутом уровне удовлетворения потребностей и их приоритетности. В зависимости от этого может осуществляться обратное воздействие людей на процесс принятия решений.
Уровень жизни является характеристикой ее качества. Эта категория широко используется международным сообществом для изучения жизни людей и присутствует во всех классификациях качества жизни. С другой стороны, категория «уровень жизни» несмотря на попытки интегрировать ее в характеристики качества жизни не утрачивает своей самостоятельности. Все это свидетельствует об особой взаимосвязи уровня и качества жизни.
В современной интерпретации уровень жизни выражается не в как таковых доходах людей, а потреблении ими разнообразных потребительских комплексов в денежной и условно денежной форме [8, с. 70].
Уровень и качество жизни являются тесно взаимосвязанными категориями. Их не следует рассматривать как количество и качество, часть и целое, форму и содержание. Они являются характеристиками одного объекта - жизни, но под разными углами зрения: качество - в аспекте ее разнообразия; уровень - в аспекте приведения «отличного от другого» к обобщенному денежному выражению.
Оценки уровня жизни должны обязательно осуществляться не только в плане его денежной, но и структурной составляющей. Неразработанность многих социальных стандартов ограничивает комплексную характеристику уровня и качества жизни.
С учетом остроты имеющихся проблем необходимо определить содержание мер, направленных на повышение уровня и качества жизни. Наиболее важны те из них, которые непосредственно влияют на рост уровня потребления, доступность благ и их качество, приводят к развитию человеческого потенциала. Понимание качества жизни как уровня развития и степени удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей позволяет рассматривать качество жизни в качестве функции и результата жизнедеятельности социального субъекта, который определяется реализуемым потенциалом человека в существующих условиях.
1. Бобков, В. Бедность, уровень и качество жизни: методология анализа и механизмы реализации [Текст] / В. Бобков // Уровень жизни населения регионов России. - 2005. - № 1.
2. Человеческое и социальное развитие [Текст] : сб. докладов / под ред. В. П. Колесова. -М., 2003.
3. Бобков, В. Развитие и совершенствование методологических подходов к исследованию уровня и качества жизни [Текст] / В. Бобков // Уровень жизни населения регионов России. -2006. - № 10/11.
4. Маликов, Н К вопросу о содержании понятия «качество жизни» и его измерению [Текст] / Н. Маликов // Уровень жизни населения регионов России. - 2002. - № 2.
5. Николаев, М. Преодоление бедности, повышение качества и уровня жизни - важнейшая задача развития современной России [Текст] / М. Николаев // Уровень жизни населения регионов России. - 2005. - № 1.
6. Баскаев, А. Безопасность - один из важнейших критериев качества жизни человека [Текст] / А. Баскаев, Г. Гудков // Муниципальный мир. - 2003. - № 1.
7. Черкашина, Т Ю. Субъективное качество жизни населения: интегральная оценка и частные индикаторы [Текст] / Т. Ю. Черкашина // Регион: экономика и социология. - 2006. - № 3.
8. Социальная политика, уровень и качество жизни [Текст] / под общ. ред. В. Бобкова, А. Починка. - М., 2001.
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОГО ДОПРОСА КАК ВИДА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
З - -
начимой тенденцией развития современной социальной науки является активная диффузия ее методов и теорий с другими научными дисциплинами. Замкнутость отдельных наук, их ориентация на специфичный только для них исследовательский инструментарий стали частью истории. Современная наука дифференцируется не по объектам исследования, как было ранее, а по исследовательским задачам и сферам наибольшей компетентности.
Социальная семиотика - смежная наука, которая исследует общество и его составляющие в качестве семиотических объектов, то есть знаковых систем, определяющих человеческое поведение и взаимодействие, хранящих и передающих информацию в социальном пространстве и времени. Общество представляется самовоспроизводящейся структурой, носящей целостный характер в силу коммуникативных связей своих членов. В обществе, где информационное производство играет одну из главных ролей, текст приобретает статус универсального средства обмена. В процессе многоуровневой коммуникации текст также
И.Ю. Саяпина,
соискатель Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского