Научная статья на тему 'Качество жизни сельского населения (современный мировой опыт)'

Качество жизни сельского населения (современный мировой опыт) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1272
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛАГА / ДОСТУПНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ / РАБОЧИЕ МЕСТА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СТАНДАРТЫ ЖИЗНИ / THE BLESSINGS / AVAILABILITY / INFRASTRUCTURE / QUALITY OF LIFE / THE INTERNATIONAL REQUIREMENTS / INDICATORS / WORKPLACES / RURAL TERRITORIES / LIFE STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврухина Елена Анатольевна

В статье анализируются проблемы социологических и статистических обследований сельских территорий РФ на предмет качества и условий жизни, потенциала развития в соответствие с международными требованиями; приводится опыт ввода стандартов жизнеобеспечения сельских жителей в Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality of life of agricultural population (modern world experience)

The article analyzes problems of sociological and statistical inspections of rural territories of the Russian Federation about quality and living conditions, development potential in conformity with the international requirements. The article resultes experience of input of standards of life-support of countrymen in Great Britain

Текст научной работы на тему «Качество жизни сельского населения (современный мировой опыт)»

Качество жизни сельского населения (современный мировой опыт)

Лаврухина Елена Анатольевна - кандидат философских наук, соискатель учёной степени доктора наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (е-таН:1^ш2001@таН.ш).

Аннотация. В статье анализируются проблемы социологических и статистических обследований сельских территорий РФ на предмет качества и условий жизни, потенциала развития в соответствие с международными требованиями; приводится опыт ввода стандартов жизнеобеспечения сельских жителей в Великобритании. Ключевые слова: блага, доступность, инфраструктура, качество жизни, международные требования, показатели, рабочие места, сельские территории, стандарты жизни.

Задача количественного измерения качественных процессов, содержание которых объективно меняется во времени, может быть решена только путём «размежевания» базовых и вариативных компонентов, входящих в состав понятия «качество жизни». В данном случае само понятие «жизнь», с точки зрения её качественных характеристик, должно соответствовать современным представлениям о жизни, её содержании, требованиям со стороны общества.

Качество жизни может быть оценено в классической трёхмерной модели уровней:

- высокое - соответствующее современным представлениям и стандартам достойной жизни;

- среднее - частично соответствующее современным представлениям и стандартам достойной жизни;

- низкое - не соответствующее современным представлениям и стандартам достойной жизни.

Каждый элемент модели может быть описан системой показателей. В данном случае, то есть для оценки социальной, а не экономической реальности, система показателей должна включать в себя как количественные, так и качественные индикаторы.

Итак, качество жизни в сельской местности - это соответствие уровня жизни села общим для страны стандартам и нормам в сфере материальных, социальных и культурных благ, предоставляемых населению.

Уровень жизни в сельской местности - это совокупность статистически измеряемых показателей, отражающих степень реализации стандартов и норм жизни населения села на практике.

Сельское развитие в социальном аспекте - это соответствие показателей уровня жизни государственной стратегии в данной сфере и международным стандартам.

Инструмент шкалирования и ввод коэффициентов социального развития позволит измерять достаточно точно состояние того или иного показателя в сельской территории. В рамках ввода базовых количественных и качественных показателей можно опираться на существующую статистическую и социологическую практику с выделением трех основных блоков изучения: сельская семья/домохозяйство, сельское поселение (сельский населённый пункт и пр.), организация сельскохозяйственного производства (табл. 1).

Наибольшую сложность в данном подходе составляет определение шкалы измерения качества жизни. Для формирования шкалы измерения необходимы устоявшиеся стандарты жизни. Например, в современном мире доступ к услугам телевещания уже является правилом, с другой стороны, высоким уровнем владения данным благом является спутниковое и цифровое телевидение, современная техника, его обеспечивающая. Доступ более чем к 10 телеканалам является нормой для среднестатистического жителя города, а только к одному - нонсенс. Без наличия установленного среднестатистического для страны стандартного обязательного набора доступных всему населению, как городскому, так и сельскому, телеканалов, сам факт замера и оценки качества данного блага является более чем условным.

Первым этапом в разработке стандартов качества жизни в сельской местности, как при любой другой проблеме, является ситуационный анализ, проводимый аналитическими (исследование сельской статистики) и социологическими средствами.

Основными объектами мониторинга качества жизни в сельских территориях в нашем случае является:

1) Сельская семья с параметрами:

- доходов на члена семьи и возможностей их роста;

- численности семьи и демографических перспектив;

- жилищной и инженерной инфраструктуры и оценки общих условий жизни;

- материально-технической базой и намерениями ее увеличения.

2) Сельский населённый пункт с параметрами:

- тип поселения (село, деревня, хутор и т.п.) и перпсективы его развития;

- общая численность постоянно проживающих и их социальный состав;

- отдалённость от районного и областного центра и доступность культурных, бытовых и социальных благ;

- форма управления и социальная активность жителей.

Особо следует остановиться на изучении:

- коммунальных сетей и услуг (наличие, качество и возможности получения газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, отопления, канализации);

- социальных возможностей (образование, здравоохранение, социальная защита).

- доступе к информации (почта, телевидение, интернет, радио, пресса, телефон).

- культурных и спортивных возможностях (туризм, места отдыха, спортивные сооружения).

- экологическом состоянии местности (наличие вредных производств, вывоз мусора, свалки, скотомогильники, очистные сооружения, тип очистки питьевой воды, зелёные насаждения, загрязнённость воздуха).

3) Сельскохозяйственное производство с параметрами:

- тип и масштабы,

- методы и технологии,

- рентабельность и перспективы.

Данный объект исследования наиболее важен с точки зрения оценки качества жизни в сельских территориях РФ, поскольку является источником рабочих мест (современных или устаревших), а соответственно, и источником доступности всех иных благ для сельского жителя.

Подобный анализ и внесение определённости в стандарты жизни требует дополнительных исследований и утверждённых нормативов. Иными словами, по аналогии с «набором продуктов в потребительской корзине» необходим набор «условий жизни» при которых «жизнь» приобретала бы качество «достойной»1.

Интересным опытом повышения уровня и престижности сельской жизни является переход Великобритании от исключительно сетевых (количественных на душу населения) к качественным стандартам обслуживания. Правительство Великобритании обязуется выполнять эти стандарты перед сельскими жителями, о чём записано в частности в совместном документе Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия (Ministry of Agriculture, Fishery and Food)2 и Министерства окружающей среды, транспорта и регионов (Ministry of Environment, transport and Régions). Это так называемый

1 Joseph Sf/g//fz.Commission on the Measurement of Economic Performance and Social Progress: http://www.oecdobserver.org/news/fullstory.php/aid/2793/Progress,_what_progress_.html.

2 В 2002 г. Ministry of Agriculture, Fishery and Food было реорганизовано в Department for Environment, Food and Rural Affairs - DEFRA (Министерство окружающей среды, продовольствия и сельских дел).

«Сельский Белый Документ» - «Rural White Paper»1, подписанный также первым вице-премьером Правительства Великобритании в 2000 г. В случае невыполнения стандартов качества обслуживания любой сельский жителей Великобритании может обратиться в суд. Стандарты пересматриваются Правительством ежегодно. Rural services standard 2003 - Стандарт обслуживания сельских жителей в 2003 г. - определил уровень стандартов, на которые могут претендовать сельские сообщества. Ряд показателей, касающихся школ и 50 % автобусные скидки для людей старше 60 лет, появились в стандартах после Форума по сельским делам Англии (Rural Affairs Forum), который состоялся в апреле 2003 г. Мы приводим перевод всех показателей Стандарта без купюр2.

Изучение международных стандартов качества жизни в сельских территориях выполнялось в рамках НИР «Организация статистического наблюдения за развитием сельских территорий в соответствии с международными стандартами»3.

Стандарт обслуживания сельских жителей - 2003 (Rural services standard -2003) включает в себя полный спектр услуг, ответственных, а также набор требований, индикаторов, стандартов или целей, которые должны быть достигнуты ведомствами:

Раздел «Общие услуги»:

- Ответственными выступают все перечисленные ведомства Великобритании, определяет перечень всех Правительственных услуг должен быть доступен сельским сообществам в электронном виде. Это означает, что к 2005 г. во всех местах проживания сельских жителей был обеспечен доступ к Интернету для того, чтобы они могли беспрепятственно читать правительственные сайты и осуществлять обратную связь, высказывая свои жалобы и предложения. Доступ был обеспечен через информационные киоски местной власти.

Раздел «Образование» делится на несколько блоков:

- Доступ к начальному и среднему образованию, который должны обеспечить местные власти по вопросам образования (МВО), включает в себя запрет на необоснованное закрытие сельских школ. Обязательные консультации с представителями местного сообщества по поводу целесообразности закрытия сельской школы. МВО должны обеспечить ученика бесплатным транспортом до ближайшей подходящей школы, если школа находится

1 Полное название документа «Our countryside: the future. A fair deal for rural England» -«Наша сельская местность: будущее. Честный взгляд на сельскую Англию».

2 См. : сайт DEFRA. URL: www.defra.gov.uk/wildlife-countryside/ruralwp.

3 См. : «Устойчивое развитие сельских территорий: региональный аспект»: научные труды ВИ-АПИ им. А. А. Никонова / Под общ. редакцией А. В. Петрикова. - Вып. 25. - ЭРД, 2009. - 272 с.

от дома не в пределах разумной пешей доступности (2 мили для детей до 8 лет, 3 мили для детей старше 8 лет).

- Доступ к использованию высоких технологий в школах (МВО): В 2002 г. только 26 % сельских школ имели такой доступ. Задача: все школы должны иметь доступ к Интернету к 2006 г. через высокоскоростную сеть. Задача выполнена.

- Доступ к дальнейшему образованию: образовательные учреждения последующих ступеней образования должны оказывать помощь в возмещении транспортных расходов. Гибкие подходы к финансированию поездок учащихся возможны из Фонда поддержки учащихся (Learner Support Fund).

- Доступ к школам «расширенного набора услуг» (компетенция МВО\ школ). К 2006 г. каждый сельский район имел хотя бы одну школу с расширенным набором услуг в области: здравоохранения и социальной защиты, занятий с детьми, образования для взрослых и учёбы для семей, доступа к высоким технологиям, культурного и спортивного досуга.

- Доступ к UK Online Centres (он-лайновые центры): создание их всеми видами ведомств должно способствовать объединению Великобритании в единую сеть к 2005 г. для того, чтобы любой гражданин, особенно проживающий в отдалённом поселении, не чувствовал себя оторванным от жизни и обделённым вниманием.

Раздел «Почта» также включает несколько важных блоков:

- Доступ к почтовым услугам (зона ответственности Почтовых отделений) обеспечен запретом на закрытие существующих сельских почтовых отделений до 2006 г.

- Доступ к банковским услугам, обеспечен совместным проектом Государства и главного почтового офиса, в рамках которого внедряют универсальную банковскую систему, расширяя доступ к финансовым услугам и банковской сети через почтовые отделения. Начиная с апреля 2003 г. сельские жители получают свои автоматически перечисляемые пенсии и прочие доходы в почтовом отделении по специальной кредитной карте. Окончательное оснащение сельских почтовых отделений банкоматами планировалось к 2006 г.

- Доступ к доставке почты регламентируется Актом о почтовых услугах и предписывает доставку почты в любую точку Великобритании 6 дней в неделю по единой цене доставки.

Раздел «Транспорт» представлен разными ведомствами:

- Доступ к регулярному автобусному сообщению обеспечивают местные власти, но регулирует их действия целевой показатель: доля сельского населения, живущего в 10-минутной пешей доступности остановки автобуса с интервалом 1 час или менее, должна увеличиться с существующих 37 % до 50 % к 2010 г. Промежуточный показатель - 42 % к 2004 г. С апреля 2003 г. пожи-

лые сельские жители возраста свыше 60 лет платят половину автобусного тарифа в сельской местности.

- Доступ к сельским железным дорогам обеспечивают железнодорожные компании страны, которые работают по стандартам, описанным в договоре со Стратегическим железнодорожным центром (Strategic Rail Authority - SRA). До сельских жителей должны быть доведены стандарты обслуживания на железных дорогах и они вправе требовать их соблюдения на маршрутах в сельской местности. Кроме того, сельские сообщества могут участвовать в мониторинге железнодорожных услуг, регулярно проводимом SRA.

Раздел «Библиотечные стандарты»:

Доступ к библиотекам сельских жителей обеспечивают местные власти: Национальные библиотечные стандарты были приняты в апреле 2001 г. и касаются непосредственного и электронного доступа к библиотечным запасам; степени удовлетворённости пользователей; наличия выбора книг; числа квалифицированного персонала. Цели идентичны для сельского и городского сообщества. 99 % публичных библиотек были подключены к сети к концу 2002 г., остальные - к концу 2003 г. Программа обучения персонала поддержке общественного использования информационных и коммуникационных технологий (ICT) закончилась в 2004 г.

Раздел «Здравоохранение»:

- Доступ к обслуживанию терапевта и других первичных специалистов обеспечивают Представители Минздрава, Группы первичной помощи,

Трасты первичной помощи (ТПП). Стандартом фиксируется гарантированный доступ к профессиональной первичной помощи в течение 24 часов и доктору в течение 48 часов с 2004 г. (В 2004 г. 90 % пациентов был оказан приём в течение 24 часов).

- Доступ к стоматологическому обслуживанию (ТПП) для сельских пациентов производится по перечню услуг, гарантированному ТПП (через NHS1 Direct или местные поликлиники).

- Доступ к консультациям по поводу состояния здоровья обеспечивается представителями Минздрава: NHS Direct обеспечивает консультации по телефону (0845 4647) круглосуточно, 7 дней в неделю. Также вопрос можно задать на сайте www.nhsdirect.nhs.uk, с декабря 2004 г. пациенту достаточно позвонить в NHS Direct один раз, и служащие переведут телефонный звонок непосредственно в медицинский кооператив или врачу. Запись к врачу в 100 % случаев - предварительная запись к врачу и вызов врача на дом, в том числе по электронной почте.

1 NHS - National Health Service (Национальная служба здравоохранении Великобритании, создана в 1948 г., предоставляет бесплатную помощь всем нуждающимся)

Раздел «Социальная защита»:

Ответственными за реализацию стандартов обслуживания несут органы социальной защиты. В национальном докладе «Лучше защита, выше стандарты» («Better Care, Higher Standards») записаны стандарты помощи нуждающимся в области жилья, здравоохранения и социальной защиты. Региональные органы социальной защиты выпускают собственные ежегодные доклады «Better Care, Higher Standards», где подробно расписывается, на что может претендовать сельский житель, проживающий в данной местности. Департамент здравоохранения опубликовал 4-й доклад «Оценка достижения целевых показателей» (Performance Assessment Framework Indicators) в ноябре 2002 г., в котором качество обслуживания прослеживается по 50 индикаторам предоставления социальных услуг. Более подробная информация размещена на сайте www.doh.gov.uk/pssperform.

Особо здесь хотелось бы отметить National School Fruit Scheme - Национальная школьная фруктовая схема, которая реализуется через Департамент здравоохранения. С 2004 г. каждый ребёнок в сельской местности 4-6 лет получает фрукты каждый день пребывания в школе / дошкольном учреждении.

Раздел «Доступ к прочим благам» обеспечивают Центры занятости и пенсионные фонды:

- Сельские жители могут требовать возмещения стоимости проезда на общественном транспорте, если их вызывали в центры занятости или пенсионные фонды не по их инициативе (например, для интервью).

Отдельной линией предоставляется информация и помощь для людей с ограниченными способностями. Она возможна по Горячей линии для людей с ограниченными возможностями и их помощников (Benefit Enquiry Line for Disabled People and their Carers - 0800 88 22 00) и на веб-сайте www. disability.gov.uk. Помощь также предоставляется безработным, людям с ограниченными возможностями и одиноким родителям сетью New Deal («Новое дело») - 0845 606 2626.

Линия Pensions Direct (О Пенсиях) предоставляет информацию о государственных пенсиях по возрасту и потере кормильца (Retirement pensions and Widow's Benefit), а также пособиях по гарантии минимального дохода (Minimum Income Guarantee) и гарантии зимнего топлива (Winter Fuel Guarantee). Организация выплат проиводится также через Центры занятости и пенсионные фонды Получатели пенсий и пособий могут получать их на карточки или, как прежде, наличными через почтовые отделения связи.

Общая и техническая информация о благах - возможна через Департамент занятости и пенсий (Department for Work and Pensions - DWP), центры заня-

тости и пенсионный фонд на их сайтах. Можно задать любой вопрос по электронной почте, т.к. сайты ведомств обеспечены обратной связью.

В отличие от Великобритании, практика государственного регулирования развития сельских территорий и повышения качества жизни сельчан в РФ отражена не в единых нормативах и стандартах, а в Федеральных целевых программах, например, таких как:

- Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года»;

- Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшаф-тов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года»;

- Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и других внутриведомственных программах.

Однако данные Программы решают фундаментальные задачи отрасли и сельских территорий, но не вводят в повседневную практику нормативы социального обеспечения сельских жителей. Данные вопросы отнесены к ведению региональных и муниципальных властей, что не позволяет выровнять общую планку требований по всей территории РФ. Создание единого пакета стандартов жизнеобеспечения сельского жителя должно стать одной из приоритетных задач социального государства РФ в ближайшее десятилетие. Данная работа должна проводиться параллельно с реализацией ФЦП и консолидировано со всеми ведомствами, затрагивающими в рамках своих планов, интересы сельского населения (н-р, Министерство транспорта РФ). В данном случае ввод стандарта может стать интрументом закрепления достигнутых целевыми программами результатов.

Список литературы

1. Алиев И.М. Повышение доходов и уровня жизни населения в условиях совершенствования социальной политики Российской Федерации (федеральный и региональный аспекты). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов, 2007.

2. НорманнЛангер. Сельское хозяйство США: вчера, сегодня, завтра //Агробизнес. Россия. 2004. № 4.

3. Сельское хозяйство Германии. Достижения в цифрах и фактах // Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Федеративной Республики Германия, Берлин. 2010.

© Лаврухина Е. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.