Г. К. АХМЕТОВА
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ (на материалах г. Набережные Челны)
Ключевые слова: качество жизни молодежи с ограниченными физическими возможностями.
Рассмотрены проблемы жизнедеятельности молодых людей с ограниченными физическими возможностями в экономической сфере, а также аспекты трудоустройства и получения образования молодыми инвалидами.
LIFE GUALITY OF YOUNG PEOPLE WITH LIMITED PHISICAL POSSIBILITIES IN ECONOMIC SPHERE (BY MATERIALS OF NABEREZHNIE CHTLNY CITI)
Key words: life guality of yong people with limited phisical possibilities.
In the article considered problems of vita, functions of young people with limited physical possibilities in economic sphere, and aspects of placing in a job and getting education of young disable persons.
Рассматривая качество жизни молодых людей с ограниченными возможностями, важно остановиться на участии инвалидов в экономической сфере. Критериями, характеризующими качество жизни молодых инвалидов в экономической сфере, в нашем исследовании обозначены: возможность вести трудовую деятельность, доступность и приспособленность рабочих мест, доступность образования, уровень профессиональной подготовки, участие в социальном взаимодействии, размер дохода от трудовой деятельности, материальное положение семьи.
Трудовая занятость и возможность получения профессионального образования для молодых инвалидов являются противовесом политики социального обеспечения инвалидов. Занятость является основной частью жизни человека в современном сообществе. Трудовая занятость выступает мерой экономического благосостояния отдельной личности и общества в целом. Работа для молодого инвалида - это средство выживания и причастность к общественной жизнедеятельности, вовлеченность в систему социально-экономических отношений. Это и социальная роль, и самовосприятие личности, а также восприятие инвалида окружающими. Образование и профессиональная подготовка молодых инвалидов являются предпосылкой для успеха в дальнейшей трудовой деятельности. Образование, как и занятость, является фундаментальной ценностью, определяющей социальный статус, возможности для самореализации личности, способствует развитию человеческого капитала, улучшению экономического развития, расширению возможностей человека. В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим вопросы занятости инвалидов, является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ [1]. Закон развивает стратегию преференций инвалидам в социальнотрудовых отношениях на основании определения инвалидов как особой социально-профессиональной группы на рынке труда.
Аспекты качества жизни инвалидов в экономической сфере изучались в рамках конкретного социологического исследования, проведенного автором в ноябре 2007 г. в г. Набережные Челны. Выборочная совокупность 716 единиц с соблюдением квот по социально-демографическим характеристикам населения города.
По данным на 1 января 2007 г. на учете в Центре занятости населения состоит 1086 инвалидов, что составляет 21,7% от числа всех состоящих на учете (см. рис. 1).
□ всего
□ инвалиды
человек
Рис. 1. Состоящие на учете в Центре занятости города Набережные Челны на 01.01.2007 г.
Из числа всех трудоустроенных в 2006 г. инвалиды составили 5,4% (см. рис. 2).
488
человек
□ всего
V □ инвалиды
9000
человек
Рис. 2. Количество трудоустроенного населения в 2006 г.
Причинами незанятости инвалидного трудоспособного населения выступают более низкий уровень общего образования и отсутствие либо недостаток профессиональной подготовки инвалидов. По мнению респондентов, у молодых людей-инвалидов существуют сложности при получении профессионального образования любого уровня (см. табл. 1).
Таблица 1
Сложности, которые существуют у молодых инвалидов при получении образования, поступления в учебные заведения, повышении образования
Учреждения образования Да, % Нет, % Затрудняюсь ответить, %
Среднее учебное заведение (колледж, ПТУ...) 58,7 5,2 36,1
Вуз (институт, университет.) 72,3 0,0 27,7
Аспирантура 94,0 0,0 0,6
По мнению челнинцев, очевидно, что наиболее доступным для молодых людей с ограниченными физическими возможностями является среднее профессиональное образование (58,7%). Получение высшего образования, по мнению большинства (72,3%), является недоступным. А получение послевузовского образования абсолютное большинство респондентов называет недоступным для молодых инвалидов (94,0%).
Следующей причиной незанятости инвалидного трудоспособного населения выступает общественный стереотип о более низкой производительности труда инвалидов, приводящий к нежеланию работодателей нанимать лиц с ограниченными физическими возможностями. Среди работодателей существует естественное, общее практически для всех, противостояние найму инвалидов; работодатели зачастую характеризуются негативным отношением и отрицательным восприятием инвалидности, сформировавшимся на основе негативных стереотипов.
Так, мнение респондентов однозначно указывает на наличие у молодых инвалидов сложностей трудоустройства (87,9%) (см. рис. 3).
3,7% 8,4%
87,9%
□ да
□ нет
□ затрудняюсь ответить
Рис. 3. Сложности, возникающие, по мнению респондентов, у молодых людей-инвалидов при устройстве на работу
В ходе нашего исследования важно было определить отношение респондентов к тому, чтобы в их трудовом коллективе работали молодые люди с ограниченными физическими возможностями (см. табл. 2). Таким образом, в той или иной мере положительно к сотрудникам молодым инвалидам относятся 25,0% респондентов, а отрицательное отношение выразили большинство - 63,9%.
Таблица 2
Отношение респондентов к работе в одном коллективе с молодыми людьми с ограниченными физическими возможностями (инвалидами)
Отношение к инвалидам в трудовом коллективе %
Положительно 9,7
Скорее положительно, чем отрицательно 15,3
Скорее отрицательно, чем положительно 41,3
Отрицательно 22,6
В моем коллективе есть сотрудники-инвалиды 0
Затрудняюсь ответить 11,1
Каковы же такого отрицательного отношения к работникам-молодым инвалидам со стороны населения. Так, по мнению подавляющего большинства, работающим инвалидам на рабочем месте требуется создание особых условий (92,0%). Большинство (78%) уверены, что работник-инвалид требует большего терпения со стороны окружающих коллег, нуждается в постоянной поддержке (74,0%), требует большего внимания на рабочем месте (61,0%), работающий инвалид создает на рабочем месте непредвиденные ситуации (39,0%) (см. табл. 3).
Таким образом, очевидна явная предубежденность окружающего социума к работникам-инвалидам.
Присутствие в составе трудового коллектива предприятия или организации молодого сотрудника с ограниченными физическими возможностями, рассматриваемое в аспекте социального взаимодействия, способствует, с одной стороны, решению важной задачи по предоставлению рабочих мест социально уязвимой категории населения, участию предприятия в решении социально значимых проблем. С другой стороны, это обращение внимания сотрудников предприятия на необходимость толерантного отношения к особенностям людей с ограниченными физическими возможностями. Это те социальные цели, которые преследует работодатель, нанимая на работу молодого человека с ограниченными физическими возможностями. Так, значимая часть (42,0%, см. табл. 3) населения согласна с тем, что присутствие в трудовом коллективе ра-ботника-инвалида поднимает командный дух коллектива. Чуть более половины респондентов не согласны с этим суждением (56,0%). Таким образом, оче-
видно обращение внимания социума на то, что инвалиды могут быть полезными для своего сообщества. Для этого, возможно, потребуется поддержка.
Таблица 3
Отношение респондентов к суждениям о работающих инвалидах
Суждения Да, % Нет, % Затруднились ответить, %
Работающие инвалиды создают на рабочем месте непредвиденные ситуации 39,0 40,0 21,0
Работающие инвалиды требуют к себе большего внимания на рабочем месте 61,0 0 39,0
Работники-инвалиды требуют большего терпения со стороны коллег и руководителя 78,0 0 22,0
Работники-инвалиды нуждаются в постоянной поддержке со стороны коллег 74,0 20,0 6,0
Работники-инвалиды способны работать наравне с другими сотрудниками 8,0 79,0 13,0
Работники-инвалиды способствуют повышению командного духа трудового коллектива 42,0 56,0 2,0
Инвалидам на рабочем месте необходимо создавать особые условия 92,0 7,0 1,0
Инвалиды должны подчиняться тем же нормам и условиям, что и другие сотрудники 68,0 29,0 3,0
Большинство респондентов отметили, что работники-инвалиды должны подчиняться тем же нормам и условиям, что и другие люди (68,0%). Такое мнение зачастую связано с тем, что другие работники могут волноваться, что им придется выполнять дополнительную работу из-за присутствия в их коллективе работника-инвалида. Когда мы говорим о равноправии людей-инвалидов в обществе, под этим подразумевается создание именно таких условий, при которых молодым работникам-инвалидам в трудовом коллективе будет создана доступная среда, которая и позволит им быть равноправными членами общественной жизнедеятельности, и в трудовой деятельности в том числе. Равноправное положение молодых инвалидов в сфере трудовой деятельности не означает знак равенства между инвалидом и здоровым человеком, это достижение равенства с помощью создания всех необходимых условий для этого.
Ситуация физической недоступности и технической неприспособленности для инвалидов большинства рабочих мест на открытом рынке труда - это значимая видимая и реально ощутимая часть проблемы трудоустройства молодых инвалидов. В ходе нашего исследования важно было выделить те сферы трудовой занятости, в которых население не приемлет работника-инвалида. Полученные данные позволяют сделать вывод, что это сферы трудовой деятельности, связанные с работой с населением непосредственно, с общением с клиентами, группами людей (см. рис. 4).
Также дополнительно респонденты отметили профессию продавца и специалиста по связям с общественностью. Затруднились дать ответ - 7%.
В какой же профессиональной деятельности работники с ограниченными физическими возможностями смогли бы проявить себя наилучшим образом? По мнению населения, это социальный работник, дизайнер, программист, работник библиотеки, переводчик текстов, секретарь на телефоне, диктор на радио. Мнение экспертов нашего исследования при ответе на этот же вопрос выражено следующее: сфера науки, образования, социальная сфера.
Таким образом, общество ставит молодым работникам-инвалидам определенные барьеры, которые осложняют трудоустройство. Трудоустройст-
во инвалида отличается от трудоустройства здорового человека. Негативные настроения по отношению к работникам с ограниченными физическими возможностями в нашем обществе остаются преобладающими.
профессиональная деятельность
юрист =1 9
преподаватель вуза 1 26
1
экономист 1 29
1
работник банка 1 3 3
1
врач, медработник : !4
руководитель подразделения 1 42
работник сферы обслуживания 1 ’5
1 1 1 78
учитель в школе 1
1 1 1
психолог 1 84
руководитель организации 89 і і і 1 і 89
1 1 1 1
о
20
40
60
%
80
100
Рис. 4. Профессиональная деятельность, в которой респонденты не приемлют работников - людей с ограниченными физическими возможностями
Сама особенность рассматриваемой в исследовании социальной группы -молодые люди с ограниченными физическими возможностями - обращает на себя внимание. С одной стороны, сегодня важно все, что затрагивает формирование, воспитание, развитие молодого поколения, ведь именно с ним общество связывает свое будущее. С другой стороны, современное гуманное общество не может оставлять на втором плане проблемы социально ущемленных категорий населения - людей с ограниченными физическими возможностями. Качество жизни молодых людей с ограниченными физическими возможностями вполне закономерно является важным для исследования, и повышение качества жизни молодых людей с ограниченными физическими возможностями выступает важным фактором качества жизни общества в целом, поскольку интеграция категории «молодые люди с ограниченными физическими возможностями в жизнедеятельность социума» позволит постепенно снижать нагрузку общества по обеспечению данной социальной группы, предоставляя молодым инвалидам возможность самостоятельно решать вопросы своей экономической независимости, активности жизнедеятельности, развития интересов, самовыражения и др.
Литература
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. / РГ. 1993. 25 декабря. № 237.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 20.07.1995).
3. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Библиотечка Российской газеты. 1999. Вып. № 22-23.
4. Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. М.: Экономика, 2004.
5. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / М.М. Айшервуд. М.: Инфра-М, 2001.
6. Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России / Ю.В. Арутюнян // Социол. исслед. 2002. № 9. С. 33.
7. Архангельский А.В.. Жизненный уровень инвалидов в Москве / А.В. Архангельский, В.В. Бодрова, Е.А. Хибовская // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. ВЦИОМ. 1999. № 1.
8. Джеймс О’Брайен. Инвалидность и бедность / Джеймс О’Брайен // Социальная интеграция инвалидов в ПФО. 2006. Март. 29 с.
9. Добровольская Т.А.. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1991. № 5. С. 3-8.
10. Добровольская Т.А. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1992. № 5. С. 103-106.
11. Добровольская Т.А. Как живется семье с нетрудоспособным? / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1994. № 8-9. С. 133-140.
12. Нугаев М.А. Качество жизни как новая цивилизационная парадигма / М.А. Нугаев, Р.М. Нугаев // Качество жизни в трансформирующемся обществе: материалы региональной науч.-практ. конф. 13-14 марта 2001 г. Казань: Центр инновационных технологий, 2001. С. 24-25.
13. Нугаев М.А. Качество жизни - базовая категория концептуальной модели социально-экономического развития / М.А. Нугаев, Р.М. Нугаев// Научные труды ИСЭПН АНТ. Казань: Центр инновационных технологий, 1997. Т. 5. С. 45.
АХМЕТОВА ГУЛЬНАР КАРЛОВНА - начальник управления социальной защиты, Министерство труда, занятости и социальной защиты в г. Набережные Челны, Россия, Набережные Члены ([email protected]).
AKHMETOVA GULNAR KARLOVNA - head of department of social protection, Ministry of Labour, Employment and Social Protection in the city of Naberezhniye Chelny, Russia, Naberezhniye Chelny.