Научная статья на тему '«Качество жизни» как аксиологическая категория'

«Качество жизни» как аксиологическая категория Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
195
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Казакова Ульяна Александровна

В статье проведён анализ категориального статуса понятия «качество жизни». Обращаясь к историко-философской ретроспективе, автор предпринял попытку раскрыть гносеологические основания аксиологического контекста понятия «качество жизни», который наиболее ярко выявляется при исследовании социально-психологических феноменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Качество жизни» как аксиологическая категория»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 149, кн. 5 Гуманитарные науки 2007

УДК 39.017

«КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»

КАК АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

У.А. Казакова Аннотация

В статье проведён анализ категориального статуса понятия «качество жизни». Обращаясь к историко-философской ретроспективе, автор предпринял попытку раскрыть гносеологические основания аксиологического контекста понятия «качество жизни», который наиболее ярко выявляется при исследовании социально-психологических феноменов.

Экономические реформы и социально-политические изменения последних лет, идущие в нашей стране, повлекли за собой колоссальные изменения в структуре российского общества. Произошла смена жизненных приоритетов, духовных ценностей и моральных принципов, а также обозначилась тенденция материально-экономического и социального расслоения общества в соответствии с уровнем дохода. В этой связи изучение явлений, прямо или опосредованно связанных с улучшением качества жизни, представляет интерес для исследователей различных областей научного знания: экономистов, психологов, медиков и т. д. Являясь по содержанию интегративным и системообразующим феноменом, особый интерес категория «качество жизни» представляет для исследования и в философском аспекте.

Рассматривая «качество» sensu Мо1, необходимо отметить, что данное понятие, в философском контексте, выражает существенную определённость объекта, органичное единство свойств и характеристик, определяющих самость или бытийность вещи, благодаря которой он является именно тем, а не иным. Впервые категория «качество» как сепаративная единица философской аналитики была рассмотрена Аристотелем. В средневековой схоластике происходит уточнение содержательной стороны понятия «качество». Позже в новоевропейской философии выделяют первичные и вторичные качества, которые фиксируют объективные и субъективные характеристики вещей. Особый вклад в оформление «качества» в статусе теоретического конструкта в философской аналитике был внесён Гегелем, который рассматривал взаимосвязь количественных и качественных изменений как одну из универсальных закономерностей. Данный теоретический постулат был положен в основу законов диалектического развития.

1 веши Ыо - в общем, в широком смысле (лат.).

В конце XIX века получило распространение оригинальное идейно-мировоззренческое течение с ярко выраженной аксиологической направленностью -«философия жизни», представители которого в понимание категории «качество жизни» вкладывали особый онтологический смысл и рассматривали бытие человека как нечто динамично развивающееся, интуитивно постигаемое. В рамках данной концепции существовали разные трактовки ценности и значимости жизни, что нашло отражение в разнообразных авторских интерпретациях. Так, Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др. личностное бытие рассматривали как естественно-органическое начало, противостоящее «механическому рассудку». А. Бергсон понимал «жизнь» как некий «порыв», как некую космическую силу, создающую новые формы бытия. В. Дильтей, Г. Зиммель рассматривали «жизнь» как культурно-исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах, которые противопоставлялись машинно-индустриальной цивилизации. Постепенно особую значимость в анализе социокультурных процессов приобретает аксиологический аспект, который по мере погружения в проблему начинает доминировать.

Философская концепция о ценностях - аксиология (от греч. axios - ценность, logos - учение) - берёт своё начало со времён античности, когда ценности отождествлялись с самим бытием. Так, по мнению Платона, высшие ценности характеризуются абсолютностью свойств, в то время как софисты полагали, что каждая из ценностей индивидуальна и относительна. Первая попытка диверсификации ценностей отмечена в трудах Аристотеля, который выделил самодостаточные ценности - «самоценности», то есть сам человек, счастье, справедливость, добро и т. д., и ценности, меняющие свою значимость в зависимости от того, какую оценочную характеристику тому или иному феномену даёт субъект. Позднее, в эпоху Ренессанса на первый план выходят идеи гуманизма, превозносящие ценность жизни самого человека, а в Новое время, в связи интенсивным развитием науки и техники, акцент приоритетности смещается на ценность предметов и природных явлений. В современной науке существует множество аксиологических концепций, раскрывающих содержание понятия «ценность». В одних ценность рассматривается как «предмет», обладающий определённой пользой для индивида; в других - как идеальная модель; в третьих - как норма, значимая для человека или социальной группы и т. п. В научной литературе выделяют разные способы и принципы дефинициации ценностей, по различным критериям выстраивается их структуризация: высшие ценности (ценности-цели) и инструментальные ценности (ценности-средства). Выделяют также положительные и отрицательные ценности, что определяет их роль в обществе, резонанс их значимости для социальной группы или индивида. Интегрирующим критерием является то, что все эти ценности одновременно и взаимосвязанно входят в систему восприятия и отношения личности к окружающему миру, формируют структуру её ценностных ориентаций. Именно ценностные ориентации выступают главными регуляторами и детерминантами поведенческих проявлений личности, её мировоззренческих аттитьюдов (установок), оказывающих активное влияние на эффективность процесса социализации индивида в обществе, оценки качества и формирования образа жизни.

Специфика ценностей и ценностных ориентаций личности находят своё отражение и в особенностях образа жизни личности или социальной группы.

Следовательно, аксиологическая сторона восприятия окружающего мира индивидом имеет определённую значимость в оценочном восприятии качества его жизни. Можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Особое значение аксиологического компонента в содержании качества жизни индивида имеет индивидуальная иерархия ценностей. От того, какие объективные факторы жизнедеятельности индивида обладают для него доминирующим значением, будет зависеть иерархический характер структуры компонентов, входящих в состав личностной оценки качества жизни человека.

В каждой области научного знания имеет место специфика трактовки категории «качество жизни». Экономисты - Дж. Гелбрейт, Р. Инглхарт, Р. Питерсон, Э. Кюнг, О. Берг, И. Штеффен - при изучении «качества жизни», как правило, акцентируют внимание на выявлении взаимосвязи «уровня жизни» и «качества жизни». Социологи - Ж. Аттали и М. Гийом, А. Марш - проявляли интерес к общей оценочной картине качества жизни населения. Некоторые психологи (Э. Фромм), занимаясь данным вопросом, рассматривали его через призму влияния материального благосостояния личности на её индивидуальное качество жизни. Данные подходы обладают своей научно-отраслевой спецификой при анализе феномена «качества жизни», но при этом не принимают в расчёт и не акцентируют внимания на личностном компоненте содержании категории «качество жизни».

Известный в своё время западный исследователь Дж. Гелбрейт, определив качество жизни как «возможность потребления благ и услуг», тем самым вывел данное суждение за пределы количественных, экономических показателей. В своей работе «Общество изобилия» (1978 г.) автор выделил три этапа становления исследуемой концепции «качества жизни». Первый период соответствует 50-60-м годам XX столетия, когда доминирующим Дж. Гелбрейт определил экономический подход, при котором качество жизни детерминировано материальными достижениями на государственном уровне (ВНП). Второй этап -60-70-е годы, когда феномен качества жизни отражает уровень соотнесённости экономической и социальной эффективности, причём акцент смещается на социальные характеристики, соотнесённые с нематериальным благополучием (доступность медицинского обслуживания, условия труда и отдыха и т. д.). Третьему этапу в работе Дж. Гелбрейта соответствует период 70-х годов, когда возникает концепция «субъективного качества жизни», в основе которой -«самоощущение личности» (см. [1]).

В отечественной науке одно из первых упоминаний о «качестве жизни» было сделано Н.А. Бердяевым в 1918 году: вопрос о «высоком качестве бытия» народов [2, с. 48]. В этом же году академик С.Г. Струмилин предпринял первые попытки расчёта прожиточного минимума и разработки «индекса стоимости жизни» [2, с. 50], впервые в России была введена минимальная заработная плата, приравненная к прожиточному минимуму. Тем не менее, длительное время в отечественной литературе категория «качества жизни» трактовалась исключительно как немарксистская категория буржуазной науки. В одном из социологических словарей, вышедшем в 1981 году в США, «качество жизни» подра-

зумевается как исключительно направление в американской и западноевропейской социологии, возникшее в середине 60-х годов (см. подробнее [3]).

Произошедшая смена жизненных приоритетов, духовно-нравственных основ и духовных ценностей, безусловно, повлекла за собой коренные преобразования современного общества. Исходя из понимания человека и его жизни как высших ценностей, которые могут быть рассмотрены только как «ценность-цель» и никогда не попадают в разряд «ценностей-средств», актуализируется изучение проблемы качества жизни личности. Необходимо подчеркнуть, что оценка «качества жизни» охватывает обширный спектр показателей. В этой связи современный английский философ XX в. А.Н. Уайтхед отмечал, что «тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является Миром Ценности. Ценность по самой своей природе вневременна и бессмертна. Её сущность не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах» [4, с. 308].

Summary

U.A. Kazakova. “Quality of life” as axiological category.

The analysis of categorical status of the concept “quality of life” is realized in the article. Applying to historical and philosophical retrospective review the author has tried to discover the gnoseological foundations of axiological context of the notion “quality of life”, witch is uncovering brightly in research of social-psychological phenomena.

Литература

1. InglehartR. Culture Shift in Advanced Industrial Society. - Princeton: Princeton University Press, 1990. - 484 p.

2. АгаповаЕ.Н. Уровень и качество жизни населения: Дис. ... канд. эконом. наук. -СПб., 2003. - 208 с.

3. Бестужев-Лада И.В. и др. Категория «качества жизни» в современной западной социологии // Современные концепции уровня, качества и образа жизни. - М.: Ин-т социол. исслед. АН СССР, 1978. - 200 с.

4. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. - М.: Прогресс, 1990. - 380 c.

Поступила в редакцию 06.09.07

Казакова Ульяна Александровна - ассистент кафедры иностранных языков, аспирант кафедры педагогики и методики высшего профессионального образования Казанского государственного технологического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.