Научная статья на тему 'Качество высшего образования и информационная компетентность выпускника'

Качество высшего образования и информационная компетентность выпускника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Струков Е. Н.

Статья посвящена вопросам повышения качества образования в условиях современного информа-ционного общества. В работе изложены требования, предъявляемые к современной системе обра-зования, проведен анализ влияния информатизации общества на качество высшего образования на основе компетентностного подхода, рассмотрена взаимосвязь повышения качества образования в процессе формирования информационной компетентности выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество высшего образования и информационная компетентность выпускника»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №1(12)

КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА

© Е.Н.Струков

Статья посвящена вопросам повышения качества образования в условиях современного информационного общества. В работе изложены требования, предъявляемые к современной системе образования, проведен анализ влияния информатизации общества на качество высшего образования на основе компетентностного подхода, рассмотрена взаимосвязь повышения качества образования в процессе формирования информационной компетентности выпускников.

Одна из целей образовательной политики до 2010 года в докладе Госсовета Российской Федерации (2001 г.) определена как "достижение современного качества образования, обеспечение его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства". Президент Российской Федерации В.В.Пу-тин в своем выступлении на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 года выделил следующие общие цели, стоящие перед системой образования:

• обеспечение устойчивого развития страны на основе высокого образования нации;

• обеспечение качественного, добротного образования каждому;

• обеспечение "развития аналитических способностей и критического мышления учеников", "умения учиться", "самостоятельно воспринимать знания, успевать за переменами" [1].

Девиз российской государственной политики в сфере образования "доступность-качество-эффективность" определяет главный приоритет образовательной политики - "политику качества".

Качество высшего образования - это соответствие его целям, национальной доктрине образования в Российской Федерации, требованиям социально-экономического развития государства, повышения качества интеллектуальных и в целом человеческих ресурсов России, приоритетам технологического развития и в целом "экономики знаний", потребностям развития личности, требованиям обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда и в целом конкурентоспособности России.

Безусловно, политика государства в области модернизации и совершенствования системы образования не могла не найти отражения в научных исследованиях последних лет. Актуальность исследований в области оценки качества образования, разработка методов его повышения подтверждаются большим количеством публикаций, посвященных этой тематике. Мы предлагаем

взглянуть на данную проблему с точки зрения взаимосвязи качества образования и уровня сформированности информационной компетентности выпускников высшей школы.

В 2002 году Н.А.Селезнева и А.И.Субетто в своем докладе "Теоретико-методологические основы качества высшего образования" [2] в рамках научно-исследовательского проекта Министерства образования и науки РФ обозначили самые важные положения проекта "Концепция государственной политики в области качества высшего образования и механизмов ее реализации":

• высокое качество высшего образования, его доступность и массовость рассматриваются как важнейшее условие национальной безопасности России, конкурентоспособности ее экономики и кадрового потенциала, возможности обеспечения прогрессивного развития технологического базиса страны;

• государственная политика в области качества высшего образования рассматривается как часть политики, направленной на становление "образованной России", превращение российской экономики в "экономику качества"; она призвана формировать культуру качества в образовательном пространстве высшей школы и на ее основе -культуру качества в России;

• включение в доктрину политики качества России системы принципов опережения как методологической базы осмысления механизмов развития образования в новых условиях; необходимость всеобщего внедрения "систем качества" или "систем управления качеством" в вузах страны;

• качество человека является итогом и целью политики качества образования - это один из важнейших принципов государственной политики в сфере качества высшего образования.

Качество образования выпускников в словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании трактуется как определенный уровень знаний и умений, ум-

ственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

Ряд авторов данное понятие формулируют по-другому. Так, например, С.Е.Шишов и В.А.Кальней [3] определяют качество образования как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. При этом качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержанием образования, формами и методами обучения, материально-технической базой, кадровым составом и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

У тех же авторов под качеством образования понимается "степень удовлетворенности ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг" или "степень достижения поставленных в образовании целей и задач" [3].

Дать однозначное определение понятию "качество образования" просто невозможно. Однако для практических целей под качеством образования мы решили понимать "изменения в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений и ценностей, приобретаемых обучаемым по завершении определенного этапа" [4, с.93].

Следовательно, можно сделать вывод, что существует много определений понятия "качество". Наиболее распространенной трактовкой понятия "качество образования" в последнее время является соответствие стандарту, норме. "Качество выступает одной из своих граней, аспектов, а именно определяет полезность, ценность объектов, их пригодность к удовлетворению определенных потребностей или к реализации определенных целей, норм, доктрин, т.е. адекватность требованиям, потребностям, нормам" [4, с.93].

Качество образования - это многоаспектное понятие. Лучше говорить не о "качестве", а о "качествах" [5]:

• качество преподавания (учебного процесса и педагогической деятельности);

• качество научно-педагогических кадров;

• качество образовательных программ;

• качество материально-технической и ин-фотелекоммуникационной базы;

• качество студентов, учащихся, абитуриентов;

• качество управления;

• качество исследований.

Важно разграничить понятия "качество" и "эффективность" и определить их соотношение. Эффективность - это степень достижения цели при определенных затратах. Упрощенно эффективность - это качество с учетом затрат.

В соответствии с этим подходом качество образования выпускника учебного заведения можно рассматривать как "соответствие (адекватность) принятым в образовательной доктрине социальным требованиям и нормам (стандартам)". В свою очередь, качество человека определяется как "отношение адекватности человека внешнему миру" [4, с.94].

Следовательно, уровень качества современной системы образования определяется степенью адекватности этой системы внешней среде - современному типу информационного общества и существующему в нем социальному заказу.

Российская система высшего образования находится в ситуации поиска содержания и методов обучения, выполняющих функции формирования инновационного сознания и модели деятельности современного специалиста. Так, В.П.Зинченко и С.В.Попов отмечают неадекватность предметной и моно профессиональной организации образования, поскольку специалисту нужны приемы и способы работы в условиях по-липредметной и полипрофессиональной организации. Другие исследователи (В.Я.Ляудис, В.А.Болотов, Ф.Р.Филиппов) акцентируют внимание на социальной составляющей образования посредством организации обучения как совместной продуктивной деятельности или интерактивной деятельности. Являясь основой содержания образования, этот фактор играет важнейшую роль в социализации личности, ее адаптации к миру, интеграции в него.

Смещение акцента обучения в сторону интерактивности означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства. Разработка проблем компетентностного подхода применительно к проектированию систем качест-

ва и стандартизации высшего профессионального образования широко представлена в трудах Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования и науки России [6, 7, 8, 9]. В "Стратегии модернизации содержания общего образования" написано: "... основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и прочих сферах" [10, с.9].

Одной из первых в списке ключевых суперкомпетенций, содержащихся в рекомендациях ЮНЕСКО и "Концепции модернизации российского образования" значится информационная компетентность - умение владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

Необходимо отметить, что содержание понятия "информационная компетентность" тесно связано с понятием "информационная культура". Существуют различные определения последней, которые сводятся к тому, что целью ее формирования является умение соотносить модели знания и информацию, оценивать уровень собственных знаний, стимулировать процессы получения новых знаний.

В качестве признаков информационного поведения, характеризующих уровень информационной компетентности личности, выделяют следующие: содержание информационных потребностей и интересов; мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания; степень удовлетворения информационных потребностей; способы поиска, хранения, переработки информации; процесс усвоения и применения полученной информации в различных сферах деятельности; способы распространения новой информации; используемые каналы профессиональных коммуникаций, их интенсивность, результативность и предпочтительность; разнообразие привлекаемых материалов на русском и иностранных языках, широта их тематики и т.п.

О.Б.Зайцева [10] выделяет два подхода к определению уровней информационной компетентности. Первый основывается на анализе компонентного состава этого понятия, разделяемого на четыре основных уровня:

- мировоззренческого - наличие профессионального самосознания, адекватной самооценки, профессиональной эрудиции и кругозора;

- теоретического - профессиональные знания технологического характера;

- практического - профессиональные навыки и умения (ведение и оформление деловой документации, навыки эффективной коммуникации и пр.);

- творческого - нестандартный подход к делу, интеллектуальная и личностная мобильность, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Второй подход к определению уровней информационной компетентности основывается на анализе поэтапного развития (от знания разрозненных элементов к творческому овладению средствами вычислительной техники и информационных технологий в системе профессиональной деятельности). Поэтапное развитие может быть представлено в следующей последовательности: знакомство, осведомленность, овладение элементарной компетентностью и затем -функциональной и системной компетентностью.

Информационная компетентность - сложное индивидуально-психологическое состояние, достигаемое в результате интеграции теоретических знаний и практических умений работать с информацией различных видов и использовать новые информационные технологии.

Как уже упоминалось выше, качество системы образования должно быть адекватным требованиям, предъявляемым к нему информационным обществом. Более того, система образования, использующая новые информационные технологии, по мнению некоторых исследователей

[11], должна стать базой информационного общества как "самообучающегося общества".

Процесс информатизации общества привел к тому, что человеческий ресурс стал новым параметром конкурентоспособности экономики. Промышленные корпорации рассматривают образование и подготовку кадров как стратегические инвестиции.

Усиление конкуренции в условиях нарастающей глобализации вынуждает международный бизнес все более активно вмешиваться в процесс образования и предъявлять системе образования свои требования. С точки зрения деловых кругов, главной задачей образования должно стать обеспечение непрерывной подготовки "человеческого ресурса" к использованию в постоянно меняющихся условиях.

В частности, в рамках концепции непрерывного образования этап школьного образования рассматривается лишь как подготовка к карьере, которую человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания обучение на протяжении всей жизни должно получить приоритетное развитие, причем главная задача обра-

зования состоит в обучении человека "навыкам восприятия новых знаний".

В процессе непрерывного обучения основная роль отводится системе дистанционного обучения, современные формы которого не требуют постоянного присутствия педагогов, но могут реализовываться организациями, предоставляющими образовательные услуги.

Непрерывность образования отражает, в первую очередь, новый подход к профессиональному образованию: возможность получения такого доступа к профессиональному образованию, который может сохраняться на протяжении всей жизни, и им можно воспользоваться в любое время.

Информатизация, глобализация, непрерывность - новые мировые тенденции в развитии содержания и форм образования. Одной из новых форм организации образования, отражающих эти тенденции, явилось открытое образование. А одним из эффективных методов расширения и глобализации образовательного открытого пространства является развитие дистанционного обучения как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования.

Особенностью современной системы открытого дистанционного образования является идея замены личностного непосредственного взаимодействия преподавателя и обучаемого различными видами опосредованной учебной коммуникации, основанной на информационно-коммуникативных технологиях. Управление качеством образования в этой системе в большей мере должно быть ориентировано на процесс, нежели на результат. Система дистанционного обучения должна быть организована таким образом, чтобы скомпенсировать снижение межличностного учебного взаимодействия и максимально содействовать развитию инвариантных функций интеллектуальной деятельности (сбор, хранение информации; моделирование и т.д.). Поэтому при ее создании особое значение в повышении эффективности управления качеством открытого дистанционного образования приобретает качество внедряемых образовательных технологий и их вид: кейс-технологии или WEB-технологии, например, а также их эффективность.

Таким образом, информатизация является объективной закономерностью развития общества и системы образования. Отличительной чертой этого явления является широкомасштабное применение информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе сети Интернет.

Актуальность и значимость применения информационных технологий в российской системе образования была признана уже в 1990 г., когда

была разработана и опубликована "Концепция информатизации образования", которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества

[12]. В "Концепции" подчеркивалось, что информатизация образования - это "процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества" [12, с.13]. При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий; она содействует ускоренному социальноэкономическому развитию общества в целом.

Интенсивное развитие и применение информационно-коммуникативных технологий в обучении заставляют современных специалистов все чаще говорить о новом направлении в российской педагогической науке. Такое новое направление А. А. Андреев и В.И.Солдаткин условно называют "электронная педагогика", ведущими проблемами которой являются обеспечение надлежащего качества средств информационных технологий учебного назначения; создание нормативных документов по стандартизации в области информационной поддержки образования; развитие телекоммуникационных сетей, открытых систем, систем передачи, хранения и обработки данных, которые должны учитывать сложившуюся международную практику в этой области.

1. Выступление Президента РФ В.В.Путина на заседании Государственного Совета РФ (29.08.2001) // Образование, которое мы можем потерять: сб. / Под общ. ред. В.А.Садовничего. М., 2002. С.11-17.

2. Селезнева Н.А., Субетто А.И. Теоретико-методологические основы качества высшего образования: Научный доклад. М., 2003.

3. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998.

4. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М., 2002.

5. Качество образования в Новосибирском госуни-верситете. М., 2000.

6. Байденко В. И. Болонский процесс: Курс лекций. М., 2004.

7. Байденко В.И., Зантворт Дж.Ван Модернизация профессионального образования: современный этап. М., 2003.

8. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра / Под общ. ред. В.И.Байденко, Н. А.Селезневой. М., 2001.

9. Проблемы качества образования: Книга 2: Компетентность человека - новое качество результата образования // Материалы XIII Всероссийского совещания. М.; Уфа, 2003.

10. Зайцева О.Б. Информационная компетентность 11. Ващекин Н.П., Урсул А. Д. Ориентиры опере-учителя образовательной области "Технология" // жающего образования // Социологические иссле-

Педагогика. 2004. №7. С.17-23. дования. 2000. №5. С.90-97.

12. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. №1. С.12-16.

HIGHER EDUCATION QUALITY AND INFORMATION SYSTEM COMPETENCE OF A GRADUATE

E.N.Strukov

The article is devoted to the matters of the quality improvement of education in modern information-oriented society. The requirements for modern system of education are set up; the influence of information-oriented society on higher education is shown; the interrelation between the quality improvement and the information system competence of graduates is oserved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.