Научная статья на тему 'Качество внутреннего аудита как гарантия достижения стратегических целей развития бизнеса: проблемы оценки'

Качество внутреннего аудита как гарантия достижения стратегических целей развития бизнеса: проблемы оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / КАЧЕСТВО / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА / ОЦЕНКА / ВНЕШНИЙ АУДИТ / INTERNAL AUDIT / QUALITY / STAKEHOLDERS / QUALITY ASSESSMENT CRITERIA / INTERNAL AUDIT MODEL / ASSESSMENT / EXTERNAL AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилкова С.А.

Цель статьи – раскрытие экономического содержания качества внутреннего аудита, определение интересов и ожиданий основных стейкхолдеров внутреннего аудита, обоснование критериев оценки качества внутреннего аудита и выявление их содержания. Материал и методы. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам качества внутреннего аудита. Использован сравнительный анализ, метод аналогий, обработка эмпирических данных для выявления причинно-следственных связей и тенденций в развитии оценки качества внутреннего аудита, экстраполяция тенденций, экспертный анализ. Результаты. Автором рассмотрен генезис понятия «качество» в срезе различных наук, определено экономическое содержание качества внутреннего аудита, приведен состав основных стейкхолдеров внутреннего аудита, установлены их интересы и ожидания исходя из применяемой модели внутреннего аудита, изучены критерии оценки качества внутреннего аудита и их содержание согласно нормативным правовым актам. Заключение. В результате проведенного исследования были выявлены недостатки в национальной и международной правовой базе по вопросам идентификации качества внутреннего аудита, что обуславливает необходимость разработки методики оценки результатов работы специалистов внутреннего аудита. Исследование планируется продолжить с разработки стресс-тестов и построения матрицы удовлетворения качеством внутреннего аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of internal audit as a guarantee of achieving strategic goals of business development: problems of assessing

The purpose of the article is to disclose the economic content of the quality of internal audit, determine the interests and expectations of the main stakeholders of the results of internal audit, substantiate the criteria for assessing the quality of internal audit and identify their content. Material and methods. The theoretical basis of the study was the works of domestic and foreign scientists on the problems of internal audit quality. Comparative analysis, the method of analogies, processing of empirical data to identify cause-and-effect relationships and trends in the development of internal audit quality assessment, extrapolation of trends, and expert analysis were used. Results. The author examined the genesis of the concept of “quality” in the context of various sciences, determined the economic content of the quality of internal audit, presented the composition of the main stakeholders of internal audit results, established their interests and expectations based on the applied internal audit model, studied the criteria for assessing the quality of internal audit and their content in accordance with regulatory standards legal acts. Conclusion. As a result of the study, shortcomings were identified in the national and international legal framework on the issues of identifying the quality of internal audit, which necessitates the development of a methodology for assessing the performance of internal audit specialists. The research is planned to continue with the development of stress tests and the construction of a matrix of satisfaction with the quality of internal audit.

Текст научной работы на тему «Качество внутреннего аудита как гарантия достижения стратегических целей развития бизнеса: проблемы оценки»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И СТАТИСТИКА

УДК 657.6

С.А. ДАНИЛКОВА, канд. экон. наук, доцент доцент кафедры финансов

Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Республика Беларусь

Статья поступила 14 октября 2023 г.

КАЧЕСТВО ВНУТРЕННЕГО АУДИТА КАК ГАРАНТИЯ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ

Цель статьи - раскрытие экономического содержания качества внутреннего аудита, определение интересов и ожиданий основных стейкхолдеров внутреннего аудита, обоснование критериев оценки качества внутреннего аудита и выявление их содержания.

Материал и методы. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам качества внутреннего аудита. Использован сравнительный анализ, метод аналогий, обработка эмпирических данных для выявления причинно-следственных связей и тенденций в развитии оценки качества внутреннего аудита, экстраполяция тенденций, экспертный анализ.

Результаты. Автором рассмотрен генезис понятия «качество» в срезе различных наук, определено экономическое содержание качества внутреннего аудита, приведен состав основных стейк-холдеров внутреннего аудита, установлены их интересы и ожидания исходя из применяемой модели внутреннего аудита, изучены критерии оценки качества внутреннего аудита и их содержание согласно нормативным правовым актам.

Заключение. В результате проведенного исследования были выявлены недостатки в национальной и международной правовой базе по вопросам идентификации качества внутреннего аудита, что обуславливает необходимость разработки методики оценки результатов работы специалистов внутреннего аудита. Исследование планируется продолжить с разработки стресс-тестов и построения матрицы удовлетворения качеством внутреннего аудита.

Ключевые слова: внутренний аудит, качество, стейкхолдеры, критерии оценки качества, модель внутреннего аудита, оценка, внешний аудит.

DANILKOVA S.A., PhD in Econ. Sc., Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Finance,

Belarusian State Economic University, Minsk, Republic of Belarus

THE QUALITY OF INTERNAL AUDIT AS A GUARANTEE OF ACHIEVING STRATEGIC GOALS OF BUSINESS DEVELOPMENT: PROBLEMS OF ASSESSING

The purpose of the article is to disclose the economic content of the quality of internal audit, determine the interests and expectations of the main stakeholders of the results of internal audit, substantiate the criteria for assessing the quality of internal audit and identify their content.

Material and methods. The theoretical basis of the study was the works of domestic and foreign scientists on the problems of internal audit quality. Comparative analysis, the method of analogies, processing of empirical data to identify cause-and-effect relationships and trends in the development of internal audit quality assessment, extrapolation of trends, and expert analysis were used.

Results. The author examined the genesis of the concept of "quality" in the context of various sciences, determined the economic content of the quality of internal audit, presented the composition of the main stakeholders of internal audit results, established their interests and expectations based on the applied internal audit model, studied the criteria for assessing the quality of internal audit and their content in accordance with regulatory standards legal acts.

Conclusion. As a result of the study, shortcomings were identified in the national and international legal framework on the issues of identifying the quality of internal audit, which necessitates the development of a methodology for assessing the performance of internal audit specialists. The research is planned to continue with the development of stress tests and the construction of a matrix of satisfaction with the quality of internal audit.

Keywords: internal audit, quality, stakeholders, quality assessment criteria, internal audit model, assessment, external audit.

Введение. Аудит в Республике Беларусь имеет 30-тилетнюю историю становления и развития. Однако внутренний аудит не может похвастаться аналогичным историческим опытом. В Республике Беларусь создана правовая основа регулирования аудиторской деятельностью: существует закон об аудиторской деятельности, постановления Совета Министров, Министерства финансов, но в спектре нормативной базы отсутствуют акты, определяющие содержание внутреннего аудита, требования, предъявляемые к внутренним аудиторам, ответственность за результаты и пр. Вместе с тем национальное законодательство в сфере финансов требует создания и наличия службы внутреннего аудита в банках, организациях, размещающих ценные бумаги на бирже, страховых организациях. Субъекты хозяйствования и их собственники, принявшие решение о создании внутреннего аудита, сталкиваются с рядом проблем: отсутствием национального законодательства, в соответствии с которым следует разрабатывать локальные нормативные акты, стандарты, регламенты; системы подготовки кадров; сертификации специалистов в области внутреннего аудита; оценки качества работы внутреннего аудита и др. Вследствие этого происходит отождествление внутреннего аудита с внутренним контролем, проверками. Наличие накопленного ревизионного опыта положительно сказывается на начальном этапе становления внут-

реннего аудита, но, к сожалению, не отвечает современным условиям ведения бизнеса, наличию внешних и внутренних угроз, интересам и ожиданиям стейкхолдеров. Все эти обстоятельства обуславливают актуальность научного обоснования теоретических положений внутреннего аудита.

Основная часть. Осуществление внутреннего аудита собственной службой или на условиях аутсорсинга (косорсинга), аутстаф-финга не является гарантией получения данных, которых ожидают стейкхолдеры. Прежде всего, пользователи заинтересованы в качестве работы внутреннего аудита. В связи с этим возникает потребность в изучении содержания понятия «качество». Понятие «качество» достаточно хорошо исследовано отечественными и зарубежными учеными различных областей знаний: философии, экономики, права (таблица 1).

Таким образом, понятие «качество» прошло эволюционный путь и характеризуется набором конкретных свойств, которые ожидают получить потребители, то есть основным критерием оценки выступает соответствие интересам, потребностям, ожиданиям конечных потребителей.

К сожалению, Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита не определяют и не раскрывают сущность понятия «качество внутреннего аудита».

Таблица 1. — Понятие «качество» в философии, экономике, праве

ФИО ученого Содержание понятия «качество»

Качество как философская категория

1. Аристотель «...сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу» [1, с. 165]

2. Дж. Локк Качество - сила, вызывающая в нашем уме какую-нибудь идею [2, с. 183]

3. Г. Гегель В гносеологическом смысле качество определяется как начальная ступень познания вещей. Как онтологическая категория «качество» «есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность... нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» [3, с. 228]

Качество как экономическая категория

4. Ф. Кросби Производство такой продукции или оказание таких услуг, чьи измеряемые характеристики удовлетворяют конкретным техническим требованиям, имеющим численное значение [4]

5. Э. Деминг, А. Фейгенбаум, К. Исикава Качество продукции или услуги не зависит от каких-либо измеряемых характеристик и определяется тем, насколько удовлетворены ожидания потребителя в отношении применения или использования этой продукции/услуги [4]

Качество как юридическая категория

6. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 09.01.2002г. № 90-З (с изм. и доп.) Качество товара (работы, услуги) - это совокупность свойств и характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.)

7. Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» от 04.05.2010г. № 274-IV Качество товара (работы, услуги) - совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить потребности потребителя

8. Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.1991г. № 1023-XII (с изм. и доп.) Надлежащее качество товара, работы или услуги - свойство продукции, отвечающее требованиям, установленным для данной категории продукции в нормативно-правовых актах и нормативных документах, и условиям договора с потребителем

9. Закон Туркменистана «О защите прав потребителей» от 08.11.2014 г. Качество товара (работы, услуги) - совокупность свойств и характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить потребности потребителя и соответствующих требованиям, установленным нормативными документами

Примечание - Собственная разработка на основе [1-4].

В Республике Беларусь законодательством также не раскрыто данное понятие, однако в законодательстве Кыргызской Республики указана цель оценки качества внутреннего аудита как определение степени эффективности деятельности служб внутреннего аудита и каждого аудитора в отдельности, а также оценки того, насколько его деятель-

ность соответствует требованиям в сфере внутреннего аудита, предъявляемым в установленном порядке [5]. Следовательно, обобщив мнения различных ученых и требования нормативных актов в отношении качества внутреннего аудита можно сделать вывод, что это совокупность требований к организации работы, проведению и документиро-

ванию результатов внутреннего аудита, установленная стейкхолдерами с целью удовлетворения их информационных потребностей и ожиданий.

В экономической литературе наиболее распространенными подходами к оценке качества внутреннего аудита являются:

^ по этапам его проведения: общее

ознакомление, планирование, первичная оценка, исследование, промежуточный контроль, подтверждение достоверности, формирование выводов, подготовка отчетов и рекомендаций [6-8];

^ по элементам оценки: организа-

ционная структура, распределение должностных обязанностей и ответственности сектора внутреннего аудита и контроля; стиль и основные принципы управления сектором внутреннего аудита и контроля; деятельность службы внутреннего аудита; кадровая политика комплектования службы внутреннего аудита; коммуникации; рисков; практика организации и ведения учета, составления и обнародования отчетности [911];

^ по группам действий внутренних

аудиторов в разрезе подразделений: оформление текста документации, форма документа, технологическая документация, персонал, действия с несоответствующей продукцией, охват ежегодными проверками объектов аудита с высоким уровнем риска, степень выполнения рекомендаций службы внутреннего аудита по итогам проверки, повышение квалификации внутренних аудиторов [12, 13].

Каждый из представленных подходов имеет преимущества и недостатки. Так, оценка качества внутреннего аудита по этапам проведения подразумевает изучение конкретных периодов проведения внутреннего аудита с их регламентацией и выполнением локальных нормативных актов. Однако исключает оценку кадрового состава службы внутреннего аудита, обучения персонала организации, взаимоотношения со всеми стейк-холдерами, возможности разработки альтернативных вариантов ведения бизнеса. Подход по группам действий внутренних аудиторов в разрезе подразделений не в полной мере позволяет увидеть влияние одного подразделения на иные, то есть затрудняет получение целостного представления о развитии

субъекта хозяйствования, наличии скрытых кризисных явлений. Наиболее приемлемым походом оценки качества внутреннего аудита, по мнению автора, является оценка элементов внутреннего аудита, так как ориентирован на осуществляемую финансово-хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования по всем направлениям, то есть носит целостный характер, ориентирован не только на прошедшие события, но и на расширение горизонтов системы внутреннего контроля и бизнеса.

Исходя из авторского определения качества внутреннего аудита, необходимо определить состав стейкхолдеров. Длительное время экономисты считали, что внутренний аудит удовлетворяет информационные потребности внутренних пользователей, а именно руководство субъекта хозяйствования и (или) собственников имущества. Однако в настоящее время состав пользователей результатов внутреннего аудита можно дополнить. В экономической литературе их именуют стейкхолдерами, в состав которых входят собственники, заемщики, акционеры, руководство организации и ее сотрудники, государство в лице органов государственного управления и контроля, биржи, внешние аудиторы, благотворительные и общественные организации (профсоюзы), поставщики и покупатели, инвесторы, банки, конкуренты, средства массовой информации и будущие поколения [14]. Каждый пользователь результатов внутреннего аудита преследует свои информационные интересы и ожидания, которые трансформируются исходя из модели и уровня зрелости внутреннего аудита (таблица 2).

Национальное правило аудиторской деятельности «Использование результатов работы внутреннего аудита» определяет требования к оценке работы внутреннего аудита со стороны внешнего аудитора с целью возможности использования его результатов: организационный статус; профессиональная компетентность, профессиональный уровень, функциональные рамки. Однако данные критерии возможно достаточны для оценки работы внутреннего аудита с целью использования ее в процессе проведения внешнего аудита, но неудовлетворительно для оценки качества.

Таблица 2. — Интересы и ожидания стейкхолдеров в моделях внутреннего аудита

Основные стейкхолдеры М одели внутреннего аудита [15]

контрольно-аналитическая экспертно-консультационная стратегическая

сохранность достоверность бухгалтерской рост стоимости

имущества; (финансовой) отчетности; бизнеса;

достоверность оценка рисков и преодоление определение и

бухгалтерской их последствий; выбор стратегии

1. Собственники (финансовой) доходность вложенного капи- ведения бизнеса;

отчетности тала динамичная и эффективная система внутреннего контроля

соблюдение привлечение инвестиций и новый технологи-

законодательства; внедрение инноваций; ческий уклад;

достоверность осуществление непрерывной развитие человече-

2. Государство учетных и отчетных данных; социальная защита работников деятельности ского капитала

сохранность профилактика нарушений; приобретение но-

имущества; рекомендации по развитию вых компетенций;

пресечение бизнеса реализация страте-

3. Руководство злоупотреблений; гии ведения бизне-

организации анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности са

достоверность оценка и управление разработка альтер-

отчетных данных; рисками; натив развития

4. Внутренние аудиторы предотвращение злоупотреблений и рекомендации по оптимизации управления бизнеса в условиях вызовов, угроз и

нарушений; соблюдение законодательства организацией перспектив

наличие службы соблюдение локальных защита интересов

внутреннего аудита; нормативных актов, стейкхолдеров

способность выявлять стандартов, регламентов;

5. Внешние и предупреждать оценка эффективности

аудиторы нарушения внутреннего аудита;

использование результатов внутреннего аудита; защита интересов собственников

Примечание - Собственная разработка на основе [15].

По результатам проведенного исследова- критерии оценки качества внутреннего ауди-

ния и практического опыта внешних и внут- та и раскрыть их содержание (таблица 3).

ренних аудиторов целесообразно расширить

Таблица 3. - Критерии оценки качества внутреннего аудита и их содержание

Критерии Содержание

1. Этические Наличие утвержденного локального нормативного акта, регулирующего поведение внутренних аудиторов; соответствие локального акта Международным основам профессиональной практики внутреннего аудита; наличие перечня принципов этического поведения внутренних аудиторов с раскрытием их содержания; наличие письменного обязательства о соблюдении внутренними аудиторами Кодекса этики; создание органа, осуществляющего контроль за соблюдением Кодекса этики; разработка мер реагирования на факты нарушения положений Кодекса; наличие мер защиты от негативного влияния на основной принцип -независимость

2. Организационные [16] Наличие Положения о службе внутреннего аудита; изложение цели создания службы внутреннего аудита, ее функций, подчиненности и подотчетности, прав и обязанностей; наличие штатного расписания службы внутреннего аудита, ее структуры; разработка должностных инструкций; периодичность разработки и утверждения форм рабочей документации, отчетов, планов работы, бюджета; сертификация специалистов внутреннего аудита; порядок повышения квалификации специалистов внутреннего аудита; разработка политик и процедур по управлению внутренним аудитом; обеспеченность ресурсами; наличие политики документооборота по внутреннему аудиту; наличие и соблюдение профессиональных требований по образованию и опыту работы

3. Функциональные Наличие специалистов по направлениям внутреннего аудита (бухгалтерской и /или финансовой отчетности, информационной безопасности, технологической дисциплины и др.); порядок коммуникации со специалистами различных подразделений, основными стейкхолдерами; наличие программы обеспечения и повышения качества специалистов службы внутреннего аудита; отношение руководства к внутреннему аудиту и его результатам

4. Методические Наличие утвержденных регламентов внутреннего аудита исходя из объектов аудита; порядок внесения изменений и дополнений в них; владение и применение регламентов внутреннего аудита работниками службы внутреннего аудита

5. Сервисные Наличие перечня сопутствующих услуг и порядка их оказания; документирование результатов консультационных услуг и передовых практик; предоставление рекомендаций; обучение персонала

6. Сообщение результатов Наличие регламентов по формированию промежуточных и окончательных результатов; разработка перечня требований по качеству сообщений; периодичность отчетности перед Советом директоров и высшим руководством

7. Стратегические Наличие способности и компетентности службы внутреннего аудита выявлять проблемы в системе управления организацией и рисками; меры реагирования руководства на выводы и рекомендации внутреннего аудита, их действенность; развитие профессиональных компетенций сотрудников; бенчмаркинг; рост стоимости бизнеса; разработка альтернатив развития бизнеса в условиях вызовов, угроз и перспектив; развитие человеческого капитала

Примечание - Собственная разработка.

Исходя их состава основных стейкхолде- субъекта хозяйствования, а также предлагае-

ров, их интересов и ожиданий в соответствии мых автором критериев оценки качества

с действующей моделью внутреннего аудита внутреннего аудита, можно построить мат-

8

рицу удовлетворения качеством внутреннего аудита с целью выявления недостатков и разработки мер по повышению качества внутреннего аудита.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. На основании отечественной и зарубежной экономической литературы, нормативных правовых актов, результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) анализ теоретических взглядов на сущность понятия «качество» как философскую, экономическую, юридическую категорию позволил определить содержание качества внутреннего аудита как совокупность требований к организации работы, проведению и документированию результатов внутреннего аудита, установленную стейкхолде-рами с целью удовлетворения их информационных потребностей и ожиданий;

2) разнообразные авторские мнения предоставили возможность сгруппировать ключевые подходы к оценке качества внутреннего аудита: по этапам проведения; по элементам оценки; по группам действий внутренних аудиторов в разрезе подразделений, определить их преимущества и недостатки;

3) идентификация и состав стейкхол-деров внутреннего аудита позволили раскрыть их информационные потребности и ожидания исходя из применяемой модели внутреннего аудита: контрольно-аналитической, экспертно-консультационной, стратегической;

4) в результате анализа национального законодательства и литературы автором предложены и обоснованы критерии оценки качества внутреннего аудита, раскрыто их содержание;

5) перечень основных стейкхолдеров, их интересов и ожиданий в соответствии с действующей моделью внутреннего аудита субъекта хозяйствования, а также предлагаемые автором критерии оценки качества внутреннего аудита дают возможность построить матрицу удовлетворения качеством внутреннего аудита с целью выявления его проблем.

Список литературы

1. Аристотель. Метафизика / Аристотель.

Соч.: в 4 т. - М., 1975. - Т.1.

2. Локк, Дж. Опыт о человеческом разуме :

Соч. в 3 т / Дж. Локк. - М., 1985. - Т. 1.

3. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. - М., 1974. - Т. 1.

4. Бенделл, Т. Наставники по качеству : сборник кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества : пер. с англ / Т. Бенделл. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. - 48 с.

5. Руководство по составлению программы гарантии и повышения качества внутреннего аудита: приказ Министерства финансов Киргизской Республики от 28.12.2016г. № 212-П. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/200096.

6. Короткова, А. В. Организация контроля качества внутреннего аудита трансфертных финансовых результатов холдинга / А. В. Короткова // Бизнес в законе. - 2012. - №4. - С. 118-122.

7. Парамонова, Л. А. Риск-ориентированный подход к организации внутреннего аудита экономического субъекта / Л. А. Парамонова // Гуманитарные балканские исследования. - 2017. - № 1. - С. 35-37.

8. Бердникова, Л. Ф. К вопросу о теоретических основах построения учета и внутреннего аудита в торговой организации / Л. Ф. Бердникова // Балканское научное обозрение. - 2017. - № 1. - С. 36-39.

9. Турищева, Т.Б. Особенности проведения оценок качества внутреннего аудита и контроля в автономных учреждениях / Т.Б. Турищева, Л. А. Чайковская // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - Т. 9. - №3(32). - С. 373-377.

10. Chang, Yu-Tzu The impact of internal audit attributes on the effectiveness of internal control over operations and compliance / Yu-Tzu Chang [и др.// Journal of contemporary accounting & economics. -2019. - Vol. 15. -№ 1. - P. 1-19.

11. Vadasi, Christina Corporate governance and internal audit: an institutional theory perspective / Christina Vadasi // Corporate governance. - 2019. - Vol. 20. - № 1. - P. 175-190.

12. Мальцева, Е. М. Применение инструментов контроля качества при анализе результатов внутреннего аудита / Е. М. Мальцева // Моя профессиональная карьера. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mpcareer.ru. - 2022. - №. 43.

13. Каменська Т. А. Внутршнш аудит : мето-долопя та оргашзащя : автореф. дис. ... д-ра економ. наук / Т. А. Каменська. - Кшв, 2011. - 42с.

14. Данилкова, С. А. Пользователи результатов внутреннего аудита: состав и классификация / С. А. Данилкова // Трансформация системы учетно-аналитического, финансового и контрольного обеспечения в условиях цифровизации экономики : материалы национальной (всероссийской) научно-практической и методической конференции, Воронеж, 1 февраля 2022 г. - Воронеж : Воронежский ГАУ, 2022. - С. 123-125.

15. Данилкова, С. А. Идентификация внутреннего аудита как науки, бизнеса, общественного института: состояние и развитие / С. А. Данилкова // Исследование механизмов информационного обеспечения внутреннего аудита деятельности экономического субъекта: монография / кол. авторов; под ред. Т.М. Мезенцевой,

B. Л. Назаровой. - М.: РУСАЙНС, 2023. -

C. 8-19.

16. Данилкова, С. А. Внутрифирменные документы, регламентирующие деятельность внутреннего аудита / С. А. Данилкова // Бухгалтерский учет и анализ. - 2019. - № 8 (272). - С. 18-24.

References

1. Aristotle. Metafizika [Metaphysics]. Moscow,

1975. (In Russian)

2. Locke J. Opyt o chelovecheskom razume [Experience about the human mind]. Moscow, 1985. (In Russian)

3. Hegel G.V.F. Entsiklopediya filosofskikh nauk

[Encyclopedia of Philosophical Sciences]. Moscow, 1974. (In Russian)

4. Bendell T. Nastavniki po kachestvu: sbornik kratkikh ocherkov o samykh znamenitykh za-rubezhnykh deyatelyakh v oblasti kachestva [Quality Mentors: a collection of short essays about the most famous foreign figures in the field of quality]. Moscow, Russian information agency «Standards and Quality», 2000, 48p. (In Russian)

5. Ministerstvo finansov Kirgizskoy Respubliki [Ministry of Finance of the Kyrgyz Republic]. (In Russian). Available at: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/200096 (accessed 15.08.2023)

6. Korotkova A.V. Organizatsiya kontrolya kachestva vnutrennego audita transfertnykh finansovykh rezul'tatov kholdinga [Organization of quality control of internal audit of transfer financial results of the holding]. Biznes v zakone [Business in law], 2012, no. 4, pp. 118-122 (In Russian)

7. Paramonova L.A. Risk-orientirovannyy pod-khod k organizatsii vnutrennego audita ekonomicheskogo sub"ekta [Risk-based approach to organizing internal audit of an economic entity]. Gumanitarnye balkanskie is-sledovaniya [Humanities Balkan Studies], 2017, no. 1, pp. 35-37 (In Russian)

8. Berdnikova L.F. K voprosu o teoreticheskikh osnovakh postroeniya ucheta i vnutrennego audita v torgovoy organizatsii [On the issue of the theoretical foundations of accounting and internal audit in a trade organization]. Balkanskoe nauchnoe obozrenie [Balkan Scientific Review], 2017, no. 1, pp. 36-39 (In Russian)

9. Turishcheva T.B., Chaikovskaya L.A. Oso-bennosti provedeniya otsenok kachestva vnu-trennego audita i kontrolya v avtonomnykh uchrezhdeniyakh [Features of conducting quality assessments of internal audit and control in autonomous institutions]. Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i uprav-lenie [Research Azimuth: Economics and Management], 2020, no. 3, pp. 373-377 (In Russian)

10. Chang Yu-Tzu et al. The impact of internal audit attributes on the effectiveness of internal control over operations and compliance. Journal of contemporary accounting & economics, 2019, Vol. 15, no. 1, pp. 1-19

11. Vadasi Christina Corporate governance and internal audit: an institutional theory perspective. Corporate governance, 2019, vol. 20, no. 1, pp. 175-190

12. Maltseva E.M. Primenenie instrumentov kontrolya kachestva pri analize rezul'tatov vnutrennego audita [Application of quality control tools when analyzing internal audit results]. Moyaprofessional'naya kar'era [My professional career], 2022, no. 43 (In Russian). Available at: https://www.mpcareer.ru/arhiv-nomerov (accessed 10.09.2023).

13. Kamenskaya T.A. Vnutrishniy audit: metod-ologiya ta organizatsiya [Internal audit: methodology and organization]. Abstract of

Doctor's degree dissertation. Kyiv, 2011, 42 p. (In Ukrainian)

14. Danilkova S.A. Pol'zovateli rezul'tatov vnu-trennego audita: sostav i klassifikatsiya [Users of internal audit results: composition and classification]. Materialy natsional'noy (vse-rossiyskoy) nauchno-prakticheskoy i metodicheskoy konferentsii «Transformatsiya sistemy uchetno-analiticheskogo, fi-nansovogo i kontrol'nogo obespecheniya v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki». Voronezh, 2022, pp. 123-125 (In Russian)

15. Danilkova S.A. Identifikatsiya vnutrennego audita kak nauki, biznesa, obshchestvennogo

instituta: sostoyanie i razvitie [Identification of internal audit as a science, business, public institution: status and development]. Moscow, RUSAINS Publ., 2023, pp. 8-19 (In Russian)

16. Danilkova S.A. Vnutrifirmennye dokumen-ty, reglamentiruyushchie deyatel'nost' vnu-trennego audita [Intracompany documents regulating the activities of internal audit]. Bukhgalterskiy uchet i analiz [Accounting and Analysis], 2019, no. 8, pp. 18-24 (In Russian)

Received 14 October 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.