Научная статья на тему 'Качество управления внешнеторговой деятельностью промышленного предприятия'

Качество управления внешнеторговой деятельностью промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество управления внешнеторговой деятельностью промышленного предприятия»

2. Оппортунистическое приобретение значимых «до-контрольных» пакетов акций компании. Оно включает в себя следующие формы:

а) прямой корпоративный шантаж;

б) достижение эффекта умеренного контроля путем вхождения в совет директоров;

в) контратаку владельца компании, подвергшейся оппортунистическому нападению корпоративного шантажиста или «бизнес-пирата».

3. Легальные и нелегальные корпоративные меры, ориентированные на пресечение оппортунистических действий или понуждение к совершению определенных действий. К таковым относятся переход на расчетно-кассовое обслуживание в определенный банк; «аккредитация» бизнеса в данной организованной преступной группировке; отставка конкретного топ-менеджера или, напротив, делегирование ставленника данного акционера в исполнительный орган; прекращение кооперационных связей с определенными структурами или, наоборот, переориентация снабжения и сбыта на «свои» компании.

Эта достаточно пространная типология все же не отличается необходимой упорядоченностью и логичностью; используя ее, очень сложно предложить меры, стимулирующие сокращение оппортунистических проявлений, поскольку в ней не выделены межсубъектные уровни проявления оппортунизма, внутрифирменный оппортунизм не отделен от межфирменного, не выделен оппортунизм работников по отношению к менеджерам и т.д.

Представляется обоснованным деление оппортунистического поведения по признаку соотнесения объек-

та с внутренней или внешней средой на эндогенный и экзогенный оппортунизм.

Эндогенный оппортунизм объединяет оппортунистические отношения внутри акционерного общества (как правило) или другого предприятия, т.е. источник противоречий, приводящих к проявлениям оппортунизма и содержащих опасность гибели предприятия, находится внутри обособленной хозяйственной единицы.

Экзогенный оппортунизм включает в себя все проявления оппортунизма со стороны внешних по отношению к предприятию сил.

Эндогенный и экзогенный оппортунизм тесно связаны между собой, так как корпорация, разъедаемая изнутри оппортунистическим поведением сотрудников, как правило, становится легкой добычей структур, профессионально занимающихся рейдерством, гринмей-лом и другими видами экзогенного оппортунизма.

1 См.: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 230, 231, 266.

2 Олейник А. Институциональная экономика: Учеб.-метод. пособие // Вопросы экономики. 1999. № 10.

3 См.: Попов Е., Симонова В. Оценка внутрифирменного оппортунизма работников и менеджеров // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 4. С. 109.

4 Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 43.

5 См.: Нестеренко А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. № 3.

6 См.: Осипенко О. Современный корпоративный конфликт (природа, границы, разновидности, способы регулирования) // Вопросы экономики. 2003. № 10. С. 50 - 65.

УДК 338.24

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Е.А. Красилъникова,

аспирантка кафедры таможенного дела, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)

В 1990-х гг деятельность многих саратовских промышленных пред -приятий отличалась своей высокой внешнеторговой активностью, которая выражалась в осуществлении стабильных поставок на экспорт на территорию не только стран СНГ, но и дальнего зарубежья. На сегодняшний день ситуация сложилась таким образом, что многие из них стали «выбиваться из стройного ряда» ведущих экспортеров страны, специализирующихся на разработке и производстве продуктов легкой промышленности. Безусловно, для каждого отдельного предприятия такой неутешительный итог может быть обусловлен субъективными факторами. В большинстве стран внешнеторговой деятельностью занимаются незначительное число компаний, так как экспорт требует дополнительных ресурсов. Решение заняться экспортной деятельностью не зависит от размеров компании, методы ее осуществления в различных компаниях зависят от факторов, специфичных для данного рынка и данной компании.

Увеличение объемов экспорта российских предприятий является важной задачей для развития экономики страны в целом. Экспорт по -зволяет не только увеличивать приток в страну иностранной валюты, необходимой для закупок нужной продукции за рубежом, но и обеспечить заказами российских производителей, своевременно расплачиваться с внешними обязательствами Правительства РФ.

С экономической точки зрения показатели деятельности конкретного производителя напрямую зависят от объемов продаж его продукции. Таким образом, снижение уровня продаж и доли прибыли предприятия требует осуществления анализа сложившейся ситуации и принятия принципиального решения, связанного с необходимостью разработки комплекса качественного управления реализацией продукции данного предприятия на зарубежных рынках. Элементы качественного управления внешнеторговой деятельностью, о которых и пойдет речь в данной статье, могут быть рассмотрены не только для восстановления уровня прежних показателей внешнеторговой активности, но и для развития нового направления для любого промышленного предприятия.

В настоящее время значение производственной деятельности российских промышленных предприятий на международном рынке постоянно растет, так как только обладание природными ресурсами в начале XXI в. не может обеспечить стране выгодного позиционирования на мировой экономическое арене. Еще в середине 1090-х гг бытовало мнение, что внешнеторговая деятельность является привилегией лишь крупных предприятий тяжелой промышленности и предприятий топливно-энергетического комплекса. Теперь под влиянием стремительного развития глобализации и либерализации международных экономических отношений для руководителей небольших предприятий деятельности в национальных рамках явно недостаточно.

В России внешнеэкономические законы, правила, обычаи ведения внешнеторгового дела, цели и стратегия предприятия, государственное регулирование в своей совокупности являются вектором эволюционных процессов этой области экономической деятельности. Уменьшение тарифных и нетарифных ограничений, упрощение таможенных, экспортно-импортных процедур приводят к снижению экономических барьеров, большой открытости экономической системы по отношению к мировой экономике и (как следствие) ее динамическому развитию. У российских промышленных предприятий появляются новые возможности для реализации своего потенциала, в то же время рыночная ситуация, в том числе мировая, повысила требования к игрокам, представляющим свою продукцию на мировых рынках, и выдвигает новые требования к внешнеторговому управлению.

В условиях постоянного изменения, а именно - эволюционирования (процесса постепенного изменения экономических показателей), промышленное предприятие должно строить четкую тенденцию своего роста как в кратко-, средне-, так и в долгосрочной перспективах. Экономика является четко организованной системой, где отдельные участники и группы участников должны постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям и могут достичь показательных результатов как на внутреннем, так и на внешнем рынках, используя определенные механизмы повышения качества своей деятельности. В свою очередь, сама экономическая система, исходя из степени активности присутствия на рынке предприятия, будет решать, принимать или не принимать схему поведения того или иного экономического участника бизнес-процессов. Таким об-

разом, предприятие либо продолжает существовать в гармонии с экономической системой, либо будет вы -нуждено покинуть ее.

Глобализация мировой экономики и представительство России на мировом рынке как независимого государства, ориентированного на рыночные отношения и стремящегося к интеграции в мировое хозяйство, существенно изменили подход к сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и процессам ее регулирования. Наряду с традиционной внешней торговлей появились другие виды ВЭД, включая научно-техническое сотрудничество, кооперирование производства с зарубежными партнерами, международные транзитные перевозки иностранных грузов, совместное предпринимательство, оказание многих новых видов услуг, что выходит за рамки обычного понимания внешней торговли.

На мировой арене существуют общепринятые принципы и методы управления, которые постоянно модифицируются в условиях изменения конъюнктуры рынка. Для российских промышленных предприятий эта необходимость сфокусирована в проблеме модификации методов управления внешнеторговой деятельностью с точки зрения применения принципов и методов различных систем управления качеством, поскольку именно это позволит ей в полной мере реали-зовывать свой управленческий потенциал.

Существуют различные подходы к реализации управления деятельностью любого предприятия. К наиболее известным относят всеобщее управление качеством и ее подсистему - систему менеджмента качества (СМК), которая регулируется международным стандартом серии ИСО 9001:2000. Отличительной особенностью СМК является то, что она поддерживает процессный подход при разработке, внедрении и повышении результативности этой системы в целях повышения удовлетворенности потребителя за счет выполнения его требований. Процесс играет основную роль в становлении качественного функционирования предприятия, которое использует ресурсы и управляется в целях обеспечения способности превращать входящие элементы в выходящие, которые, в свою очередь, напрямую образуют входящие элементы следующего процесса. Преимуществом процессного подхода является возможность осуществлять текущее управление за счет связи между отдельными процессами внутри системы процессов, а также их объединения и взаимодействия.

Для создания СМК требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение СМК организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Данный стандарт устанавливает требования к СМК и используется органами по сертификации в целях оценки способности организации выполнять требования потребителей. При применении СМК такой подход подчеркивает важность:

- понимания выполнения требований;

- необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

- достижения результатов и оценки их результативности;

- постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

СМК предусматривает обязательную установку самим предприятием своей миссии, политики и своих целей в области качества. К сожалению, на практике многие компании, имеющие подтверждение своей СМК международному стандарту ИСО, не применяют принципов управления, предусмотренных этой системой, на своем предприятия, в то время как опыт многих зарубежных компаний уже неоднократно доказывал, что данная система работает на повышение качества управления, имея прямое отражение в экономических показателях предприятия. Хотелось бы отметить, что руководство предприятия может применять данную систему только в конкретном направлении своей деятельности (необязательно охватывая все сферы деятельности предприятия), к примеру только на развитие внешнеторговой деятельности как нового направления или как существующего, но требующего существенной, более четкой системы управления.

Одной из основных функций СМК является оценка возможностей предприятия для реализации поставленных целей, стратегии и политики в области качества. Часто встречающаяся причина снижения активности внешнеторговой деятельности промышленных предприятий, ограничивающая возможности предприятия, - фактор неконкурентоспособности продукции на внешних рынках. Действительно, повышение конкурентоспособности предприятий России и производимой ими продукции - один из самых актуальных вопросов улучшения показателей внешнеторговой деятельности, поскольку имеются, во-первых, фундаментальная база проведения научно-исследовательской работы для создания нового продукта, во-вторых, определенный опыт и теоретические знания, частично заимствованные у зарубежных экспертов в области маркетинга - вывода созданного продукта на рынок.

Конкурентоспособность предприятия в общем смысле этого слова - это способность предприятия осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкурентного рынка (мы рассматриваем рынок свободной конкуренции, когда несколько предприятий представляют потребителям однородные по характеристикам продукты). Международный рынок, как, впрочем, и внутренний, - это способ осуществления экономических интересов в действии, но следует учитывать, что он постоянно претерпевает изменения, тем самым возможности предприятия расширяются, что определяет выбор предприятием особых стратегий.

Самая простая в применении и чаще всего используемая - стратегия углубления рынка, поскольку в этом случае экспансия не требует ни разработки новых товаров, ни выхода на новые рынки. Когда существующие продукты внедряются на новые рынки, компания осуществляет стратегию расширения рынка. В данном случае экспорт можно рассматривать как частный случай стратегии расширения рынка, когда товары, которые сначала зарекомендовали себя на внутренних рынках, затем продаются на рынках, расположенных за границей.

Главное значение конкуренции, ее роль как прогрессивной силы заключаются в том, что с ее помощью осуществляется общественная избирательная оценка

потребителями лучших и худших видов производства. Причем под видами в данном случае подразумеваются как номенклатура производства, так и качество и объем затрат на единицу товара, а в совокупности все эти факторы определяют несовершенную конкуренцию с различными типами ее рыночных структур.

Международная конкуренция действует как между самими продавцами, так и между покупателями. Она осуществляется в двух основных формах - ценовой и неценовой конкуренции. Каждая организация стремится к разработке общей внешнеторговой стратегии, которая должна обеспечить конкурентоспособность, т.е. успех в виде желаемого превосходства и лидерства над конкурентами. Ключевой момент стратегии заключается в выборе конкурента, которого требуется превзойти. Успех в деле обеспечения конкурентной стратегии может принести лишь стратегия, основанная на учете условий конкретной отрасли промышленности и потенциала конкретного предприятия. Высокая степень лояльности к торговой марке служит барьером для внедрения на рынке новых конкурентов.

Сегодня в условиях всеобщего роста цен на материалы, комплектующие, товары и услуги ценовая конкуренция в значительной степени ограничена. Значение цены как центра, вокруг которого долгое время колебались покупательские предпочтения, относительно падает, уступая место таким неценовым параметрам, как качество, прогрессивность, удобство эксплуатации, соответствие международным стандартам, легкость обучения, оперативность технического обслуживания. Эти параметры формируют новую систему потребительских ценностей, на сужающемся рынке при постоянном увеличении объемов производства образуются новые очаги конкурентной борьбы.

Конкуренция сервиса становится все более важным методом в конкурентной борьбе на международном рынке. Усилия необходимо сосредоточить именно на таких аспектах, как поиск новых транспортных компаний для оптимизации сроков и качества поставок, консалтинг по вопросам рынка безопасности, проведение репортажей с крупных выставок он-лайн - для партнеров, не имеющих возможности принять в них участие.

Для предприятия, ведущего внешнеторговую деятельность, перед тем как определять стратегию, необходимо разработать и определить цели и по мере выполнения стратегии неуклонно следовать их выполнению. В международной практике постановки и уп -равления бизнес-целями существуют определенные требования к качеству их формулирования. Одним из качественных подходов формулирования стратегий предприятия является международный принцип формулирования целей SMART, а именно: Specific -конкретные, Measurable - измеримые, Achievable -достижимые, Realistic - реалистичные, Time-bound -с обозначенным сроком.

Как только предприятие установило свой уровень конкурентоспособности и определилось с выбором стратегии проникновения на зарубежный рынок, необходимо рассмотреть барьеры для вхождения. Для эффективного регулирования ВЭД со стороны государства применяются тарифные и нетарифные меры. Нетарифные меры - это комплекс мер, направленных

на регулирование внешней торговли, определяющий порядок ввоза (вывоза) отдельных товаров, предусматривающий наличие разрешений, лицензий соответствующих государственных органов на основании законодательства РФ. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности с помощью нетарифных мер закреплено в РФ ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Таким образом, рассматривая экспорт товаров в ту или иную страну, предприятие должно преодолеть нетарифные барьеры для выхода на рынок. Так, прежде чем продукты поступят в Европу на продажу, они должны соответствовать директивам Европейского союза (ЕС) и иметь маркировку CE. Следовательно, наличие европейского сертификата на продукцию обеспечит допуск товаров, производимых в России, на европейский рынок и последующее свободное движение товаров на рынках стран - членов ЕС. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможны достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.

Сертификация, обеспеченная взаимосвязанными методами и способами измерений, является неотъемлемой составной частью общественного производства и одновременно создает эффективный механизм уп -равления качеством и номенклатурой продукции. Сертификация - это процедура подтверждения соответствия качеству, посредством которой компетентная и независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Предприятию, собирающемуся сертифицировать свою продукцию, нужна четкая и достоверная информация, связанная с международными сертификатами на продукцию.

Как уже отмечалось выше относительно директив ЕС, маркировка CE - это своего рода заявление производителя, указывающее на соответствие продукции требованиям применимых к ней европейских регламентов, в качестве которых выступают европейские директивы. Проведение процедуры сертификации, включающей в себя программу испытаний на соответствие требованиям европейских норм и директив, инспекционную проверку заводского производственного контроля и выдачу самого сертификата, может быть осуществлено только независимой стороной - уполномоченным органом (Notified Body), при этом он должен отвечать следующим требованиям:

- всегда базироваться в одной из стран - членов ЕС, обладать национальной аккредитацией страны -члена ЕС и/или европейской аккредитацией;

- быть уполномоченным Евросоюзом на проведение испытаний, выдачу сертификата.

Следует отметить, что промышленному предприятию будет значительно легче проходить процедуру сертификации при наличии внедренной и функционирующей СМК, соответствующей международному стандарту ИСО 9001:2000, который направлен на резуль-

тативность СМК при выполнении требований потребителей.

Для обеспечения высокой эффективности работы внешнеторгового направления предприятия, основанного на принципах управления качеством, требуется фундаментальная основа, на которой можно начать строительство данного комплекса. Чтобы объяснить создание, использование и возобновление конкурентоспособных преимуществ, предлагается рассмотреть ресурсную теорию предприятий. В данной теории развитие предприятий основывается на комплексе ресурсов и способностей персонала, которые находятся под постоянным контролем. Ресурсы и способности являются двумя основными источниками дохода, т.е. прибыли, которая будет вкладываться в дело. Самым важным моментом является вопрос эффективности использования ресурсов предприятия. Предприятие рассматривается как институт, созданный людьми во благо своих целей.

Ресурсы (наряду со знаниями и умениями) смогут дать фирме возможности развития и создания конкурентного преимущества (Sustainable competitive advantage - SCA). Устойчивые конкурентные преимущества могут быть результатом взаимодействия сложной структуры ресурсов. В процессе взаимодействия ресурсы приобретаются, развиваются и используются. Эта сложная структура может быть результатом взаимодействия сети ресурсов, посредством чего специфические ресурсы приобретают преимущество от их использования в системе1.

В работе Н.Дж. Фосс2 раскрываются вопросы резервов и лимитов развития того или иного предприятия, интеграции новых ресурсов. Необходимо определить стоимость интеграции - внедрения, но не стоимость трансакционных издержек. Идея заключается в том, что главное - это не количество возможностей, которые играют важную роль в период роста предприятия, а сами возможности, которые дополняют друг друга. Таким образом, если фирма не в состоянии мобилизировать и использовать свои потенциальные ресурсы, она в скором времени выйдет из игры.

Работа «Ключевые компетенции корпораций»3 определяет термин «ключевые компетенции» (core competence), которые представляют собой комплекс опыта, традиций и способностей, коими обладает то или иное предприятие. Так как фирма нацелена на эффективное развитие и будет постоянно увеличивать свою способность к росту, мы создаем и видим ее как центр ключевых компетенций. Специалисты и представители данной теоретической основы говорят, что стратегические активы (ключевые компетенции) должны отвечать следующим признакам:

- должны быть ценны для организации;

- для них не должно быть заменителей;

- их должно быть сложно воспроизвести или скопировать;

- должны быть редкими среди конкурентов.

Еще одним важным фактором, оказывающим большое влияние на конкурентоспособность товаров, является уровень квалификации персонала, следовательно, немалую роль играют люди - центральный фактор в любой модели предприятия. Поскольку персонал обладает инициативными способностями, зна-

чит, предлагая работу следует учитывать личные качества человека и его способность к выполнению работы. Работник может быть не только способным, но и одаренным, так что его талант необходимо направить на расположенность к данной работе.

Ожидание удовлетворенности формирует поведение человека, что весьма важно учитывать при организации управления деятельностью персонала. Торговый персонал создает долгосрочные отношения между фирмой и ее клиентами, личный контакт позволяет намного легче приспособиться к потребителю. Наличие квалифицированного обучаемого персонала способствует обеспечению конкурентоспособности продукции предприятия, выходу организации в лидеры.

Учитывая вышесказанное, можем сделать вывод о том, что, для того чтобы обеспечить успешность процесса экспансии на международный рынок, нужна интеграция всех факторов, достаточно отсутствия одного элемента - и все рушится. В выигрыше окажется тот,

кто сумеет создать на рынке благоприятные условия для рыночного успеха своего предприятия. Подобное положение требует от любой фирмы необходимости постоянно заниматься как качественным совершенствованием товара, так и внедрением новых, более экономичных, способов его производства с последующим снижением цены. Такой качественный управленческий комплекс может обеспечить постоянное стремление предприятий к укреплению своих позиций на внешних рынках и последующее расширение их рыночной доли.

1 См.: Markides G., Williamsons P. Corporate diversification and organizational structure a resource-based view // Academy of Management Journal. 1996. № 39. P. 340 - 369.

2 См.: Foss N.J. Research in strategy, economics and Michael Porter // Journal of Management Studies. 1996. № 33. P. 1 - 24.

3 См.: Prahald C., Hamel G. The core competence of the corporation // Harvard Business Review. 1990. May - July. P. 79 - 91.

УДК 331.101.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ ТРУДА

А. Л. Лазутина,

преподаватель кафедры менеджмента, Волжский государственный инженерно-пед а-гогический университет

ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)

При внедрении новых методик мотивации труда возникают определенные затруднения с оценкой их эффективности. Эффективность повышения мотивации труда выражается социальными и экономическими категориями. Социальный эффект от улучшения мотивации труда проявляется в снижении уровня стрессов, конфликтов, текучести кадров и большей сплоченности коллектива. Последнее обстоятельство можно оценить и экономически. Сущность этого эффекта заключается в следующем. Снижение текучести кадров ведет к тому, что количество рабочего времени в человеко-часах или в человеко-сутках увеличивается. При прямо пропорциональной зависимости объема выпуска продукции от отработанного сотрудниками времени выпуск продукции возрастет на величину, равную «приобретенному» рабочему времени. Безусловно, такой показатель легче считать в денежном выражении. Прирост продукции или дохода составит:

До = Х

Ki xD

x t „

(1)

i=1 tp x Х K

где АО - прирост дохода предприятия за расчетный период в связи с сокращением потерь предприятия из-за текучести кадров;

О - доход предприятия за расчетный период при наличии текучести кадров;

^ - продолжительность расчетного периода; - потери рабочего времени в связи с увольнением ¡-го работника.

Кроме сокращения потерь, связанных с текучестью кадров, улучшение мотивации труда может дать синергетический эффект и резко улучшить многие показатели деятельности организации. Безусловно, точно измерить будущий синергетический эффект весьма трудно. Однако определенную оценку произвести можно. Так, исследования морально-психологического климата на ОАО «ГАЗ», проведенные в 2005 г., показали, что неудовлетворенность служащих работой на предприятии достигает 75% (полностью удовлетворены 5%; более удовлетворены, чем неудовлетворенны, - 5%; более неудовлетворены, чем удовлетворены, - 75%; полностью неудовлетворены - 15%). Снижение производительности тру-

=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.