Научная статья на тему 'Качество управления. Руководитель и «эффективный менеджер» — в чем отличие?'

Качество управления. Руководитель и «эффективный менеджер» — в чем отличие? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
качество управления / системный подход / менеджмент / руководитель / quality of management / systematic approach / management / leader

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.Г. Версан

Низкие темпы роста нашей экономики в значительной степени обусловлены падением качества управления, во многих случаях в результате неэффективной реализации принятых решений по вопросам развития экономики и социальной сферы, технологическому развитию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality of Management. Leader and Effective Manager — What Is the Difference?

The low growth rates of our economy are largely due to a decline in the quality of management, in many cases as a result of the ineffective implementation of decisions made on issues of economic and social development, technological development. I explain this primarily by the fact that back in the 90s the young reformers, trying to seize more power, placed their people at all levels of leadership in any spheres. And they became managers with broad powers, without having any reason to do so. Now ISO series standards are guarding the competence of the leadership, which allow the country to finally get rid of the notorious effective managers. In conclusion, I propose to replace the compromised term manager with a succinct and understandable leader. And to add this word to the Russian version of ISO 9000 series standards.

Текст научной работы на тему «Качество управления. Руководитель и «эффективный менеджер» — в чем отличие?»

Компетентность / Competency (Russia) 9-10/2023 DOI: 10.24412/1993-8780-2023-9-34-37

Качество управления. Руководитель и «эффективный менеджер» — в чем отличие?

Низкие темпы роста нашей экономики в значительной степени обусловлены падением качества управления, во многих случаях в результате неэффективной реализации принятых решений по вопросам развития экономики и социальной сферы, технологическому развитию

В.Г. Версан1

д-р экон. наук, профессор

' Москва, Россия

Для цитирования: Версан В.Г. Качество управления. Руководитель и «эффективный менеджер» — в чем отличие? // Компетентность / Competency (Russia). — 2023. — № 9-10. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-9-34-37

ключевые слова

качество управления, системным подход, менеджмент, руководитель

еория менеджмента устанавливает два принципиальных положения:

► менеджмент предназначен для повышения качества работы руководителя, то есть того, кто руководит людьми, имеет четко поставленную задачу и несет ответственность за ее выполнение перед вышестоящим руководителем;

► менеджером может быть только тот руководитель, кто реально приносит экономический и социальный эффект.

С начала 1990-х годов главной целью реформаторов было поставить своих людей на ключевые позиции на всех уровнях управления страной, особенно там, где формируется денежно-кредитная политика и регулируются финансовые потоки. В этих целях в полной мере был использован сложившийся у нас некорректный подход к освоению американской школы менеджмента.

Приведу выдержки из работ американского ученого Питера Друкера (лучшего, в моем понимании, теоретика и практика в области менеджмента), подтверждающие теоретические положения:

► «В индустриальном обществе менеджмент представляет собой особый, ведущий класс руководителей. Мы сейчас выстраиваем всеобъемлющую и особую систему образования для руководителей. В основе действий руководителя всегда лежит принятие решений. Наилучшее решение должно предусматривать соблюдение баланса интересов производственного и управленческого персонала... И здесь в пол-

ной мере должны быть проявлены опыт, квалификация, авторитет и системный взгляд на проблему со стороны руководителей».

► «Так что же такое менеджмент и каковы его функции? На этот вопрос есть два широко известных ответа. Один из них определяет менеджмент как руководство. Иначе говоря, этот термин представляет собой синоним к слову «руководитель». Согласно второй точке зрения, менеджер — это сотрудник, управляющий работой других людей. Иными словами, «в его функции входит заставлять других людей выполнять свою работу». основная задача менеджмента остается неизменной — обеспечить совместную работу людей через единые цели и общие ценности, сформировав наиболее подходящую структуру организации, обеспечивая такие условия для обучения и повышения квалификации работников, которые позволят им эффективно выполнять свои обязанности и своевременно реагировать на изменения производственной среды».

► «Мы говорим о «лидерстве» и «духе» компании. Но лидерство задается руководителями и проявляется главным образом в менеджменте, в среде которого рождается и дух компании. Мы говорим о «целях» и результатах деятельности компании. Но это цели ее руководства, а эффективность деятельности определяется результатами работы менеджмента. И если компания работает неудовлетворительно, то на-

От редакции. Предлагаем вниманию читателей статью известного специалиста в области менеджмента доктора экономических наук, профессора Версана Вили Георгиевича «Качество управления. Руководитель и «эффективный менеджер» — в чем отличие?». Автор высказывает свое мнение о низком качестве управления и неэффективной реализации принятых решений по вопросам развития экономики, социальной сферы, о некорректном подходе к понятию «менеджер», а также о необходимости системной подготовки руководящих кадров. Предлагаем обсудить мнение автора на страницах журнала в рубрике «Обратная связь».

Компетентность / Сотре!епсу (Russia) 9-10/2023 DOI: 10.24412/1993-8780-2023-9-34-37

нимают нового управляющего, а не новый персонал».

► «Каждое решение и действие менеджмента должны подчиняться в первую очередь задаче обеспечения экономической эффективности, достижения определенного экономического результата. Само существование менеджмента и власть, которой он обладает, оправданы только в том случае, если его деятельность дает необходимые экономические результаты... следует отметить, что работа менеджмента считается неудовлетворительной, если компания не достигает требуемых экономических результатов, не производит необходимый покупателю продукт по цене, которую он готов за него заплатить».

Эти положения менеджмента в большинстве случаев были у нас проигнорированы. Выразилось это в том, что:

► менеджмент, предназначенный для повышения качества работы руководителей, то есть тех, кто принимает решения и несет ответственность за их последствия, был распространен на весь управленческий и вспомогательный персонал. Появились даже менеджеры по уборке помещений;

► требование о том, что менеджером может быть только тот руководитель, деятельность которого принесла реальный экономический или социальный эффект, в большинстве случаев, не выполнялось.

Тем самым были созданы условия, при которых ставленники реформаторов, как правило, либерального толка и с большими амбициями, становились менеджерами с широкими полномочиями, не имея на это никаких оснований. Несмотря на отсутствие реальных результатов, они руководили людьми и распоряжались ресурсами, имели дополнительные возможности для поездок за рубеж и поддерживались на различных уровнях управления страной. Рост числа таких менеджеров губительно сказывался на российской экономике и социальной сфере.

Считаю, что перекос с понятием «менеджер» произошел еще и потому, что не все научные разработки и учебные пособия по этой проблеме оказа-

лись на высоте. В ряде из них задачи и функции руководителей не были четко определены и растворились в функциях управленческого персонала. Надо признать и то, что при внимательном прочтении трудов зарубежных авторов по менеджменту становится очевидным — в них нет четкости формулировок относительно объектов и субъектов менеджмента. Думаю, некоторая двойственность толкования отдельных позиций связана и с проблемами перевода.

Основным способом выполнения руководителями своих функций во многом стало ручное управление. Понятие «ручное управление» не означает однозначно во всех случаях низкое качество управления. Есть люди, обладающие системным мышлением от рождения. Принимая решение, они способны, благодаря знаниям и опыту, прирожденным качествам руководителя и богатой интуиции, объективно оценивать ситуацию в целом и находить наилучшие варианты. Однако по мере нарастания сложности и масштабности задач, необходимости оперативного учета многочисленных, изменяющихся во времени и по содержанию внутренних и внешних условий и факторов и у них возникали проблемы с качеством принимаемых решений.

В этих условиях своевременно развернутая платформа «Россия — страна возможностей» стала эффективным способом привлечения к управленческой деятельности энергичных и талантливых специалистов. Наиболее полно требования к компетенции руководителей, на мой взгляд, изложены в программе тренингов по развитию компетенции для участников конкурса «Лидеры России». Этот и другие аналогичные конкурсы, цель которых — поиск и поддержка наиболее перспективных и талантливых управленцев, стали значительным шагом в повышении качества управленческой деятельности в стране.

справка

В стандартах ИСО серии 9000

однозначно определено, что менеджерами являются руководители различного уровня, имеющие конкретную сферу деятельности и несущие всю полноту ответственности за ее результаты, и там, где реально внедрялись эти стандарты,система выталкивала так называемых эффективных менеджеров. Ответственный бизнес также начинает от них избавляться, но они живучи, их немало, им всегда удается найти себе место и в государственных, и в бизнес-структурах

О системной подготовке кадров

Конкурсы не могут заменить системную подготовку руководящих кадров. Нельзя только

Компетентность / Сотре1епсу (Russia) 9-10/2023 DOl: 10.24412/1993-8780-2023-9-34-37

справка

Исходя из собственного опыта, приведу характерный для «эффективных менеджеров» стиль взаимодействия с коллегами: они активны, напористы, умеют высокопарно и красиво говорить, употребляя ни к месту модные иностранные слова. Склонны в процессе обсуждения сложных вопросов для иллюстрации четкости мышления набрасывать бессмысленные схемы из множества квадратов, соединяя их с еще большим количеством стрелок. Все вроде бы правильно, но главного ухватить они не могут и суть проблемы ускользает

на этом строить стратегию. Необходимы изменения в высшей школе и системе подготовки кадров высшей квалификации.

Суть управленческой деятельности руководителя принципиально отличается от деятельности управленческого персонала. Его компетенция должна предусматривать, прежде всего, способность организовать совместную работу людей. Формировать в этих целях организационную структуру, осуществлять подбор и расстановку управленческих кадров, организовывать их взаимодействие для достижения поставленных целей и рационального использования ресурсов.

Для этого необходимо обладать профессиональными знаниями, опытом, культурой, пользоваться авторитетом. Умело использовать сильные и слабые стороны служащих. Недопустима бюрократия во взаимоотношениях между руководителем и подчиненными. Надо всячески культивировать толерантность руководителей по отношению к иной точке зрения, поощрять активность людей в процессе подготовки решений. При принятии решений обеспечивать баланс интересов в коллективе с учетом вклада каждого в достижение общей цели.

Уровень обучения студентов в этой сфере сегодня не отвечает многим требованиям. Они не получают необходимых навыков аналитического мышления и системного подхода

к управлению при решении социально-экономических задач. Выпускники высшей школы имеют слабое представление об организации и управлении реальным производством. Учитывая большую специфику деятельности руководителей, необходимо предусмотреть для них специальное изучение теории и практики управления с воспитанием необходимых человеческих качеств. Достойное место в этом учебном процессе должна занять теория и практика менеджмента.

За прошедшие годы страна потеряла много опытных организаторов производства, специалистов и ученых в сфере управления и нам необходимо организовать подготовку и переподготовку руководителей, причем на всех уровнях управления. Планы, программы — ничто, если они не исполняются на нижних уровнях управления. В этом же ряду и не освоенные частью регионов миллионы рублей. Деньги пролежали мертвым грузом, что совершенно недопустимо, особенно сегодня. Есть и конкретные виновники этого, и те, кто не проконтролировал вовремя исполнение своих приказов. Возможно, и не бескорыстно.

С учетом изложенного, предлагаю структуру учебного процесса по управлению, включающую три блока:

1. Первый блок — базовые знания по управлению для всех обучающихся.

2. Второй блок — профессиональная подготовка в области организации про-

Требования к компетенции руководителей

Требования к компетенции руководителей хорошо изложены в программе тренингов по развитию компетенции для участников конкурса «Лидеры России». Перечислим их дословно:

► Лидерство — готовность принимать на себя ответственность за результаты других. Умение мотивировать людей и координировать их работу по достижению целей.

► Нацеленность на результат — амбициозность и целеустремленность. Готовность преодолевать препятствия, проявлять выдержку и упорство в сложных ситуациях.

► Стратегическое мышление — умение системно анализировать информацию в комплексе с масштабностью мышления при принятии решений.

► Умение работать в команде — готовность к сотрудничеству и умение работать сообща с другими для достижения результата.

► Коммуникация и влияние — умение выстраивать контакт, четко излагать свои мысли, влиять и убеждать.

► Внедрение изменений — конструктивное отношение к изменениям и умение их внедрять, реализовывать.

► Инновационность — способность предлагать новые нестандартные идеи. Готовность к эксперименту. Знание современных технологий.

► Социальная ответственность — принятие социальной ответственности. Ориентация на интересы граждан и общества.

Kompetentnost J Competency (Russia) 9-10/2023 ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-9-34-37

изводства, планирования, финансирования, бухгалтерского учета и т.д. 3. Третий блок — для будущих руководителей. Целесообразно предусмотреть льготные условия поступления на это направление для победителей молодежных конкурсов.

В заключение, на мой взгляд, будет правильным заменить скомпрометированный термин «менеджер» на понятное всем емкое слово — руководитель. Для органичного вхождения системы качества в систему управления предприятием в целом, думаю, целесообразно отразить это терминологическое изменение и в русской версии стандартов ИСО 9000: не менеджер, а руководитель группы (бюро, отдела и т.д.).

Статья поступила в редакцию 10.09.2023

Также считаю, что руководителям государственных структур имеет смысл организовать ревизию менеджеров на предмет эффективности их работы. Это позволит не только повысить качество управления, но и остановить незаслуженную дискредитацию теории менеджмента. ■

Список литературы

1. Версан В.Г. Высшее руководство предприятий и результативность систем менеджмента качества // Стандарты и качество. — 2005. — № 11.

2. Рязанов В.А. Теория управления социально-экономическими системами. — М.: Академия ГПС МЧС, 2010.

3. Симагин О.В., Матюшин В.М. Теория управления: учебное пособие. — Новосибирск: СибАГС, 2014.

4. Друкер П. Практика менеджмента. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

5. Гапоненко А.Л., Савельева М.В. Теория управления: учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2016.

6. Версан В.Г. Государственное управление и качество — не сырьевые источники роста // Компетентность / Competency (Russia). — 2023. — № 5.

Kompetentnost I Competency (Russia) 9-10/2023 PilQOI 1СС1ПМ Dl ATPOQIV/I ^^

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-9-34-37 UIOCUOOIUN rLrtlfURM Of

Quality of Management. Leader and Effective Manager — What Is the Difference?

V.G. Versan1, Prof. Dr. (Ec.)

1 Moscow, Russia

Citation: Versan V.G. Quality of Management. Leader and Effective Manager — What Is the Difference? Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2023, no. 9-10, pp. 34-37. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-9-34-37

key words

quality of management, systematic approach, management, leader

References

The low growth rates of our economy are largely due to a decline in the quality of

management, in many cases as a result of the ineffective implementation of decisions

made on issues of economic and social development, technological development. I

explain this primarily by the fact that back in the 90s the young reformers, trying to

seize more power, placed their people at all levels of leadership in any spheres. And they

became managers with broad powers, without having any reason to do so.

Now ISO series standards are guarding the competence of the leadership, which allow

the country to finally get rid of the notorious effective managers.

In conclusion, I propose to replace the compromised term manager with a succinct and

understandable leader. And to add this word to the Russian version of ISO 9000 series

standards.

1. Versan V.G., Standards and quality, 2005, no. 11.

2. Ryazanov V.A., Theory of management of socio-economic systems, Moscow, Academy of State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations, 2010.

3. Simagin O.V., Matyushin V.M. Theory of management: study guide, Novosibirsk, SibAGS, 2014.

4. Drucker P. Practice of management, Moscow, Mann, Ivanov and Ferber, 2015.

5. Gaponenko A.L., Savel'eva M.V. Theory of management: textbook and workshop, Moscow, Yurayt, 2016.

6. Versan V.G., Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2023, no. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.