Научная статья на тему 'Качество учётной информации как научная категория'

Качество учётной информации как научная категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество учётной информации как научная категория»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

ао

Подводя итог сказанному отметим:

- предлагаемая нами методика оценки эффективности процессов реструктуризации направлена на количественную оценку и анализ отклонений в результативности и эффективности деятельности отрасли промышленного производства или промышленного комплекса в результате изменения его структуры, т.е. состава и взаимосвязей основных элементов, составляющих отрасль/комплекс;

- при анализе эффективности реструктуризации следует также учитывать возможность роста эффективности и результативности за счет межотраслевой реструктуризации, изменения состава элементов и связей между ними в масштабе секторов народного хозяйства, а также при создании многопрофильных диверсифицированных концернов;

- основными показателями оценки эффективности реструктуризации могут быть показатели отраслевой конкурентоспособности, показатели финансового состояния, показатели отраслевого развития.

литература

1. Вишняков Я.Д., Колосов А.В., Шемякин В.Л. Оценка и анализ финансовых рисков предприятия в условиях априорно враждебной окружающей среды бизнеса // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3.

2. Зуденко В.В., Денисенко М.А. О разработке методики экспресс-анализа эффективности формирования вертикально интегрированных финансово-промышленных структур // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 3.

3. Уткин О.Б., Криворожко В.Е., Сеньков Р.В. Анализ эффективности функционирования нефтяных компаний // Нефтегазовая вертикаль. 1999. № 2.

4. Уткин О.Б., Криворожко В.Е., Сеньков Р.В. Анализ эффективности функционирования нефтяных компаний // Нефтегазовая вертикаль. 1999. № 3.

ГЛУЩЕНКО А.В.

КАЧЕСТВО УЧЁТНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в российской федерации на среднесрочную перспективу направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности и обеспечение гарантированного допуска к ней заинтересованных пользователей [4, с. 4].

Качество - комплексное интегрирующее понятие всех сторон продуктивной деятельности, направленной на удовлетворение многообразных потребностей общества и каждого человека. Понятие качества прошло эволюционный путь развития от античных времен до настоящего времени и имеет многоаспектные трактовки.

С философских позиций категория качества впервые была проанализирована Аристотелем. Он называл качество одной из десяти существующих категорий (сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание, самонахождение (положение). Аристотель определил качество как «видовое отличие», как «тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом содержании от другой сущности, принадлежащей к тому же роду» [12, с. 204, 207].

Гегель представил качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта. По определению Гегеля, «качество есть вообще тождественная с бытием определённость... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть».

В Большой Советской Энциклопедии (третье издание, 1970-е гг.) приводится такое определение: «Качество - философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта

его существенную определенность, благодаря которой он является этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от другого. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов». Аналогичные определения даются и в других энциклопедических изданиях.

В Малом энциклопедическом словаре формулируется: «Качество - одна из важнейших категорий, совокупность всех свойств, дающих вещи определенность, отличающую ее от всякой другой вещи» [2, с. 2051].

В Энциклопедическом словаре содержится следующее определение: «Качеством называется такая определенность каждого предмета, явления или процесса, изменение которой означает коренное изменение этого предмета, явления или процесса... В отличие от качества, количеством называется такая определенность, изменения которой до известного момента не меняет коренным образом предмет, явление или процесс» [14, с. 56].

В Словаре русского языка С.И. Ожегова дается двоякое толкование качества: 1) наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других; 2) то или иное свойство, достоинство, степень пригодности кого/чего-нибудь [9, с. 249].

Во всех приведенных философских и энциклопедических определениях (дефинициях) качества содержится важный признак - указание на отличие сравниваемых по качеству объектов (предметов, явлений, процессов).

Социально-экономическое понятие качества продукции или услуг в отличии от философской трактовки качества рассматривается с позиций потребления.

Полнота удовлетворения потребностей, как отмечают Медведев В.А., Абалкин Л.И. и др., зависит не только от величины общественного продукта, но и от его качества, соответствия его структуры содержанию и структуре потребностей [6].

Продукт, предназначенный для обмена (продажи), обладает, с одной стороны, стоимостью, а с другой стороны - потребительной стоимостью.

Количественная сторона потребительной стоимости как экономической категории - это мера удовлетворения определенной потребности в данном продукте, которая, как подчеркивал К. Маркс, «отчасти определяется качеством продукта..., его специфической полезностью, пригодностью, отчасти - количеством...» [5].

В связи с этим В.И. Сиськов и В.В. Шаповалов делают справедливый вывод о том, что качество продукции как экономическая категория имеет отношение к удовлетворению определенной потребности единицей данного продукта, при этом качественная сторона этой категории представляет собой способность единицы данного продукта удовлетворять определенную потребность, а количественная сторона - это мера удовлетворения определенной потребности единицей данного продукта [11].

Технико-экономическое понятие «качество продукции», в отличие от философского понятия «качество», затрагивает только те свойства продукции, которые связаны с возможностью удовлетворения продукцией определенных общественных или личных потребностей в соответствии с ее назначением.

Так, в Энциклопедическом словаре [14, с. 57] качество продукции определяется как «соответствие выпускаемой промышленной продукции по своим свойствам установленным техническим условиям».

В проекте Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей» (февраль 1989 г.) предлагалось такое определение: «Качество продукции - совокупность свойств, отражающих уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающая ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений».

Отечественный ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» даёт определение качества продукции как совокупности ее свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [2].

Международная организация по стандартизации ИСО дает общее определение качества как степени, с которой совокупность собственных характеристик (отличительных свойств)

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

выполняет требования, то есть удовлетворяет потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Причем требования могут выдвигаться различными заинтересованными сторонами (лицами, заинтересованными в деятельности или успехе организации - потребителями, владельцами, работниками организации, поставщиками, банкирами, ассоциациями, партнёрами или обществом) [8, 7].

Как видим, современное представление о качестве базируется на степени удовлетворения запросов потребителей (физических лиц; юридических лиц; общества в целом).

Продукция (продукт) рассматривается как материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера. Результаты труда могут быть овеществленными и неовеществленными. Учетная информация, являясь главным продуктом бухгалтерского учета и отчетности, относится к неовеществленным результатам труда.

Информационные потребности ассоциированы с требованиями различных групп пользователей учетной информации (управленцы, инвесторы, кредиторы, налоговые органы). Состав потребителей учетной информации неоднороден, но их объединяет заинтересованность в полезных данных.

Полезность учетной информации раскрывается через призму ее качественных характеристик. Во всех концептуальных основах финансового учета и отчетности качественные характеристики учетной информации, как правило, совпадают.

Основными качественными характеристиками финансовой информации в соответствии с международными стандартами являются понятность, уместность, надежность, сопоставимость.

Указанные характеристики, по мнению известных американских ученых Л.А. Бернстайна [1], Э.С. Хендриксена и М.Ф. Ван Бреда [13] необходимо рассматривать как иерархию качеств. От соблюдения данных качественных требований зависит в конечном итоге полезность информации бухгалтерского учета и отчетности для принятия решений пользователей. Иерархия качеств, по их мнению, отделяет качества, специфические для пользователей, от качеств, свойственных самой информации. Поэтому при характеристике качеств учетной информации им, в первую очередь, выделяется такое качество, как понятность или воспринимаемость.

В экономической литературе существуют и другие мнения по определению наиболее значимых качественных характеристик учетной информации.

Не умаляя роли и значения указанных ученых в развитии теории, методологии и практики бухгалтерского учета и отчетности в целом, необходимо отметить, что основная задача в формировании и представлении информации, с точки зрения методологии бухгалтерского учета, состоит в соблюдении равновесия или компромисса между качественными характеристиками независимо от иерархии этих качеств. Основная цель состоит в том, чтобы достичь соответствующего соотношения между характеристиками для выполнения основного предназначения финансовой отчетности. А важность качественных характеристик - это понятие относительное.

По нашему мнению всегда необходимо иметь в виду, что качество одной и той же информации при реализации различных целей и/или видов учета - различно, соответственно отличаются в различных предметных областях наборы параметров (показателей) и методики определения качества учетной информации.

Целевые запросы пользователей, определяемые экономической ситуацией, диктуют требования и приоритетные характеристики учетной информации, их содержание и значимость (интерпретацию).

Так если для финансового учета достоверной считается отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, то в управленческом учете важнее объективность данных, их соответствие действительности. Понятие достоверности в учете для управления ближе к определению, используемому в аудите, где под достоверностью понимается возможность для компетентного пользователя делать на основе данных учета и отчетности правильные выводы.

Главным требованием к информации, формируемой в системе управленческого учета, можно назвать её релевантность, т.е. существенность, приемлемость для вырабатываемых решений. Все остальные требования выполняют подчиненную роль. Нерелевантная, несу-

щественная для данного решения информация, даже если она абсолютно достоверна, не может помочь в принятии правильного решения.

Релевантными с позиций принятия управленческого решения являются данные и сведения, учитывающие условия, в которых принимается решение, его целевые критерии, имеющие набор возможных альтернатив и характеризующие последствия реализации каждой из них.

Одним из требований к управленческому учету является его целостность и понятность для пользователей. Это означает, что управленческий учет должен быть системным даже в тех случаях, когда он ведется без использования первичной документации, счетов и двойной записи. Системность в этом случае означает единство принципов отражения учетной информации, взаимосвязь регистров учета и внутренней отчетности, обеспечение в необходимых случаях сопоставимости ее данных с показателями бухгалтерского учета и отчетности.

Понятность данных и результатов управленческого учета важна потому, что его потребителями являются не только бухгалтеры и экономисты, но в основном администрация предприятия и линейные работники управления (инженеры, техники, мастера), т.е. лица, не имеющие специальной экономической подготовки. Понятность для них информации управленческого учета обеспечивается за счет отражения в учетных регистрах результатов анализа полученных показателей, представления данных в виде аналитических таблиц, графиков, динамических рядов и т.п. Понятности способствует и ориентация управленческого учета на отклонения от норм и нормативов.

Своевременность управленческого учета означает его возможность обеспечить менеджеров необходимой информацией к сроку принятия решений. Делается это обычно на основе регламентных графиков.

Важно также, чтобы внутренняя отчетность была регулярной, т.е. повторяемой во времени. Более того, к информации для внутреннего управления предъявляется ряд специфических требований. Она должна быть: оперативной, формируемой по принципу «чем быстрее, тем лучше»; целевой, т.е. направленной на решение конкретных задач управления; адресной, имеющей ориентацию на конкретного потребителя - менеджера и решаемые им задачи; достаточной. Информация не должна быть излишней, но вполне достаточной для принятия соответствующих решений; экономичной в получении и использовании; гибкой, приспособленной к возможностям изменений в бизнесе.

Применительно к консолидированной финансовой отчетности особое значение приобретает такая качественная характеристика учетной информации как последовательность и сопоставимость, она заключается в следующем.

Материнская компания придерживается принятых форм консолидированного баланса, консолидированного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому. Дополнения и изменения к утвержденным формам отчетности подробно раскрываются и обосновываются в пояснениях к консолидированному отчету с указанием причин.

Для всех предприятий интегрированной группы устанавливается единая учетная политика, а по возможности и единые принципы оценки активов и обязательств. В случае нарушения такого единства все изменения должны быть аргументированы и оценены в стоимостном выражении, если они не связаны с изменением законодательства РФ. Это правило следует рассматривать как особенность формирования консолидированной финансовой отчетности группы.

Потребность в информации определенного качества предопределяет особую важность для экономической науки и практики исследования сущности, уровня и критериев оценки полезности учетной информации, а следовательно и ее качества.

Таким образом, обобщая высказанные положения, определение понятия качества учетной информации мы предлагаем в следующем виде.

Качество учетной информации - совокупность свойств учетной информации, отражающих степень пригодности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователями, при реализации тех или иных видов деятельности.

Ростом потребительских качеств учетной информации можно управлять на всех стадиях ее жизненного цикла, путём воздействия на правильность её отбора и формирования критериев для адекватного отражения заданных свойств объекта.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Сложность заключается именно в формулировке этих критериев и постоянном их изменении в связи с требованиями хозяйственной практики. Сегодня качественной следует считать систему, которая позволяет в любой ситуации найти способ учета, адекватный сложившейся хозяйственной ситуации [10, с. 49].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпритация. М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М.: Терра, 1994.

3. ГОСТ 15467-79/Государственный стандарт Союза ССР «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Утверждён и введен в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам № 244 от 26.01.1979.

4. Концепция развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена приказом Минфина РФ № 180 от 01.07.04 // Бухгалтерский учёт. 2004. № 9.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.

6. Медведев В.А.,Абалкин Л.И., Ожерельев О.И. и др. Политическая экономия: Учебник. М.: Экономические науки, 1988.

7. Международный стандарт ИСО 8402: 1994 (E/F/R). Управление качеством и обеспечение качества. Словарь ИСО, 1994.

8. Международный стандарт ИСО 9004-2: 1991. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Ч. 2. Руководящие указания по услугам. М.: Всерос. науч.-исслед. ин-т сертификации Госстандарта России (ВНИИС), 1996.

9. Ожегов С.И.Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1978.

10. Рассказова-Николаева С.А.Принципы регулирования бухгалтерского учета // Бухгалтерский учёт. 2006. № 8.

11. Система экономического обеспечения качества продукции: трудовая теория потребительной стоимости. М.: Издательство стандартов, 1992.

12. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.

13. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учёта. М.: Финансы и статистика, 2000.

14. Энциклопедический словарь. Т. 2. М.: Гос. науч. изд-во «БСЭ», 1954.

ГОНТАРЕВА Д.Н.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

Современное общество РФ высокоурбанизировано, поскольку большинство населения проживает в городах разных размеров и уровней социально-экономического развития. 169 городов с численностью населения более 100 тыс. человек и 2560 городских поселений, концентрируют значительную часть населения. Города оказывают большее влияние на политику, экономику, науку и другие важнейшие сферы жизнедеятельности человека.

По численности населения выделяют поселения до 1 тыс. человек; поселки, в том числе и городско типа - от 1 тыс. до 50 тыс. человек; малые города - от 50 до 100 тыс. человек; средние города - от 100 до 500 тыс. человек; крупные города - от 500тыс. до 1 млн человек, мегаполисы - от 1 до 10 млн человек и мегасистемы городов - свыше 10 млн человек.

Экономика городов современной России сложились под влиянием ряда факторов, таких как: природно-пространственный, геополитический, демографический, исторический, поселенческие, урабанизационные формы и особенности городского развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.