Научная статья на тему 'Качество товара как основной элемент системы обеспечения конкурентоспособности'

Качество товара как основной элемент системы обеспечения конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутко Галина Павловна

Рассмотрена концепция управления конкурентоспособностью предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goods Quality as Basic Element of Competitiveness Support

Concept of managing company's competitiveness is considered.

Текст научной работы на тему «Качество товара как основной элемент системы обеспечения конкурентоспособности»

УДК 658.562.008 Г.П. Бутко

Бутко Галина Павловна родилась в 1955 г., окончила в 1977 г. Уральский государственный лесотехнический институт, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и ВЭД предприятия Уральского государственного лесотехнического университета. Имеет 77 печатных научных работ по проблемам оценки ТЭУ производства, инвестиций, конкурентоспособности.

КАЧЕСТВО ТОВАРА КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Рассмотрена концепция управления конкурентоспособностью предприятия.

Ключевые слова: качество продукции, конкурентоспособность предприятия, сертификация.

На современном этапе среди составляющих конкурентоспособности товара цена уже не доминирует. На лидирующие позиции выходят потребительские свойства (функциональность, дизайн) и уровень сервиса, под которым понимают не только технические, но и социальные аспекты.

Именно то обстоятельство, что современный мировой рынок лесо-продукции - это рынок покупателя, побуждает правительства всех промыш-ленно развитых и многих развивающихся стран всячески способствовать наращиванию национального экспорта качественной продукции.

Проблема повышения качества лесопродукции, в том числе экспортных пиломатериалов и фанеры, является одним из важных направлений интенсивного развития. Она охватывает все стороны хозяйственной жизни.

Чтобы добиться успеха в организации внешнеэкономической деятельности, форсировании экспорта, необходимо использовать принципы и методы международного маркетинга, включающие комплексные программы управления качеством экспортной продукции. Существует общепринятое утверждение, что качество - это совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность. Или философское определение: качество есть существенная определенность товара, в силу которой он является данным [6]. Эти утверждения необходимо дополнить, выделяя понятия «потребительская стоимость, качество, полезный эффект».

Использование потребительской стоимости продукции деревообработки по группам исследуемых предприятий составляет 30 ... 45 %. Надо уменьшать долю неиспользуемых потребительских свойств любого вида продукции. Однако приближение полезного эффекта товара к потребительной стоимости приводит к разунификации технологий и других элементов системы по всем стадиям жизненного цикла товаров. Необходимо экономически обосновывать соотношение между потребительной стоимостью и ка-

чеством или полезным эффектом. Например, для продукции глубокой обработки древесины оно должно составлять примерно 0,7, т.е. степень использования потребительной стоимости - не ниже 70 %.

В соответствии с целями эффективности лесных товаров показатели качества могут быть проранжированы так: частные, зависимые (факторы, влияющие на частные показатели качества продукции), обобщающие, интегральные.

Для производства экономически важно не только соответствие выпускаемой продукции современному техническому уровню, но и ее превосходство, прогрессивность по сравнению с лучшими зарубежными образцами, что обеспечивает конкурентоспособность продукции на мировом рынке.

Отдельные авторы предлагают новое видение оптимального уровня качества в увеличении затрат. Смысл состоит в том, что качество и затраты на производство целесообразно рассматривать во взаимосвязи и оценивать по конечному результату - конкурентоспособности продукции [8].

Отношение потребителя к качеству и цене продукции противоположно. Опросы потребителей Германии в 1999 г. подтвердили приоритет качества продукции перед ее ценой - 80 % потребителей на первое место при покупке продукции поставили ее качество, в то время как в 1979 г. это сделали только 20 % потребителей [7]. Таким образом, оценки конкурентоспособности и объемов продаж являются функциями времени.

Поскольку прибыль является составляющей дохода, который зависит от объема продаж, цены продукции, уровня инфляции, то необходимо установить взаимосвязь конкурентоспособности с прибылью через объем продаж.

Качество продукции и цена потребления - важные и главные, но не единственные факторы конкуренции. По нашему мнению, налоги ограничиваются оценкой уровня конкурентоспособности до выхода на рынок; следует относиться к формированию ситуации на рынке активно - повышать имидж, влиять на соотношение между спросом и предложением. Вместе с тем обращаем внимание, что качество продукции остается главным конку-рентообразующим фактором.

Вопросы оценки качества рассмотрены в трудах В.В. Окрепилова [5]. Особую значимость представляют нормативы динамичности процессов качества на международном уровне, учет прогресса развития ведущих капиталистических стран. Установлены также преимущества и недостатки оцениваемой продукции по сравнению с аналогами.

Ряд авторов [3, 4] вносят предложения о мерах, которые должны быть приняты для изучения конкурентоспособности и качества продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках. Есть даже попытки исследовать потребности потенциальных покупателей продукции с высокими параметрами качества. Отдельные специалисты в области качества [10] предлагают постулат измерения среднего уровня удельных затрат продукции для оценки ее качества. Критерии оценки процесса и качества продукции выдвигаются А.Н. Чубинским [9]. Они формируются на базе требований эф-

фективности производства. Это прочность, производительность процесса, расход сырья. В последнее время предпринимаются попытки расширить границы квалиметрии для оценки качества. Специалисты считают, что ква-лиметрию можно квалифицировать как научную «дисциплину, изучающую проблематику и методологию оценки качества любых объектов (предметов, процессов)» [3, 5]. Если речь идет об измерении качества объектов, составляющих производительные силы общества (средства труда, предметы труда, технологические процессы и т. п.), а также объектов, выступающих в виде товаров (потребительных стоимостей) или в другой материально -вещественной форме, то такое расширение вполне оправдано. Если же речь идет об измерении качества явлений и процессов, выражающих экономические (производственные) отношения, то с такой постановкой проблемы трудно согласиться.

По нашему мнению, вопросы, связанные с измерениями подобного рода, должны относиться к проблематике экономических наук и, прежде всего, экономической метрологии. Современная концепция управления качеством основана на понимании того факта, что качество - наиболее важный фактор в обеспечении конкурентоспособности любого предприятия и является неотъемлемой частью целого, определяется кругом обязанностей каждого участника проекта, планированием и контролем затрат на обеспечение заданного уровня качества. В основе всей деятельности по обеспечению качества в одних отраслях находится регламентированная система норм и стандартов, в других - система государственных, отраслевых и территориальных стандартов, а также стандартов предприятий и технических условий. В качестве национальных стандартов приняты стандарты Международной организации по стандартизации (ISO). Особое значение имеет внедрение системы качества ISO 9000 или системы всеобщего управления качеством TQM. Эффективность TQM, рассчитанная для предприятий лесопромышленного комплекса, представлена в таблице. В основу методики положен уровень конкурентного статуса (КСП) [1, 2].

Действует государственная система сертификации продукции, осуществляемая под руководством Госстандарта России как национального

Эффективность внедрения системы качества

Уровень Индекс Коэффициент Прибыль Инвестиции

конкурентного рентабель- экспорта на одного рабо- в расчете на один

статуса предприятия ности продукции тающего, тыс. р. проект, тыс. р.

0,7<КСП<1,0 И 1,92 42 27,6

2,7 1,86 1,4 25,0

0,4<КСП<0,7 6,3 1,74 32 25,9

2,7 1,56 1,4 17,0

0<КСП<0,4 5,4 1,56 3,0 22,3

2,7 1,45 1,4 17,0

Примечание. В числителе - стандарты ISO 9000, в знаменателе - средние показатели в отрасли.

органа по сертификации. При этом продукция сертифицируется на соответствие отечественным или зарубежным стандартам. Качество поставляемых по контракту пиломатериалов соответствует ГОСТ 26002-83 и удостоверяется сертификатом качества. Независимо от того, кому поручены конкретные мероприятия программы качества, ответственность за его обеспечение всегда возлагается на проект-менеджера.

К поставляемой на экспорт продукции деревообработки постоянно повышаются требования (геометрия доски, чистота обработки, внешний вид пиломатериалов, длина изделия). Значительный разброс параметров предельной ошибки выборки лишь подтверждает, что не вся экспортная лесо-продукция имеет конкурентоспособные цены, качество, упаковку.

В основу расчета положены критерии оптимального уровня качества продукции. Им может служить комплексный показатель качества продукции, отражающий соотношение полезного суммарного эффекта от потребления продукции и суммарных затрат на ее создание и потребление.

Наибольшую сложность представляет оценка степени конкурентоспособности, т. е. выявление характера конкурентного преимущества предприятия по сравнению с другими. При такой оценке необходимо сделать выбор базовых объектов и критериев для сравнения, получить информацию о рынке товаров (услуг), выпускаемых предприятием.

По нашему мнению, индексная оценка потенциала конкурентоспособности предприятия может быть дополнена качественной характеристикой. Для этого предлагается исходя из 10-балльной системы ввести три качественные оценки потенциала: «низкий», «средний», «высокий». В научной литературе и практике нет таких качественных оценок конкурентоспособности предприятий, как и балльной градации предлагаемых оценок. Поэтому мы предлагаем применить логический подход: потенциал конкурентоспособности предприятия с оценкой ниже 5 баллов соответствует качественной оценке «низкий», поскольку ни способности предприятия, ни ресурсы не могут обеспечить конкурентоспособность даже наполовину. Оценка до 7,5 баллов может соответствовать качественной оценке «средний», свыше 7,5 баллов - «высокий».

Определение интегрального показателя относительной конкурентоспособности основано на сравнении с параметрами существующего или разрабатываемого аналога. Для оценки соотношения необходимо эти параметры определить количественно. Каждый «жесткий» параметр имеет величину, выраженную в конкретных единицах измерения (марка, сорт и т. д.).

На наш взгляд, показатель реальной конкурентоспособности предприятия должен рассчитываться исходя из реальной конкурентоспособности всех производимых им видов продукции.

Стремление объединять в оценке качества потребительские и стоимостные свойства продукции не согласуется с МС ISO серии 9000. Существуют и объективные трудности, препятствующие повышению уровня конкурентоспособности российской лесопродукции на отечественном рынке, а

именно повышение себестоимости продукции из-за роста цен на энергоносители и транспортных тарифов.

Иностранные фирмы до 25 % прибыли расходуют на маркетинг. В России до недавнего времени этому почти не уделялось внимания. В результате отечественная продукция, превосходящая импортную по многим показателям качества, в частности экологическим, физико-механическим свойствам, цене и долговечности, оказывается неконкурентноспособной.

Особое значение имеют: привлечение отечественных и зарубежных фирм к инвестированию конкретных проектов; совершенствование отечественной системы нормирования качества и стандартизации продукции, ее адаптация к новым условиям хозяйствования, пересмотр и внесение изменений в действующие ГОСТы на продукцию деревообработки; качественная реклама, маркетинговые исследования, организация работы по совершенствованию дизайна, стилистического оформления продукции.

В мировой практике широко применяются технические меры защиты и регулирования рынков экспортных товаров. В их числе установление технических требований, стандартов качества, стандартных процедур измерений и аудита, правил маркировки, упаковки и т. д. В этой связи разрабатывается на более отдаленную перспективу стратегия нетарифного регулирования лесопромышленного экспорта на базе сертификации систем качества по стандартам ГОСТ ISO 9000-9004 на предприятиях лесопромышленного комплекса, экспортирующих лесобумажную продукцию. Устанавливая правила и осуществляя инспекционный контроль за сертифицированными системами качества (производств) и услуг через данную систему, можно сделать экономически невыгодной практику нечестной конкуренции, нарушения правил, нанесения ущерба государственным интересам. Также следует ограничить активность мелких, непрофессиональных экспортеров и основной поток экспортных товаров отдать ограниченному кругу предприятий, в том числе находящихся под постоянным контролем структур системы сертификации. Особо следует отметить, что, базируясь на международно признанной системе стандартов ISO 9000, можно через сертификацию лесопромышленного экспорта отвести обвинения в ограничении свободы торговли, обеспечить порядок внутри страны и в отношении неквалифицированных участников рынка.

В настоящее время разработаны международные экологические директивы в виде серии ISO 14000, которые определят природоохранную деятельность предприятий в XXI в. Отмечается тенденция перехода от национальных к международным требованиям по обеспечению качества продукции, охране лесных ресурсов (требования Хелком, нормы Северных стран). Мировая практика на основе экономических санкций и законодательных актов стимулирует предприятия к переходу на экологически безопасные технологии. Для лесопромышленного комплекса отсутствие отраслевого или централизованного финансирования приводит к необходимости разработки стандартов общественными организациями, например ГОСТ Р 51150-98 «Продукция, свободная от хлорорганических соедине-

ний». Ошибки в подобных стандартах для производителей целлюлозно-бумажной продукции (ЦБП) наносят значительный ущерб. Качество продукции ЦБП подтверждает необходимость нормирования выбросов в атмосферу, учет которых последние 10 лет незначителен. На отечественных предприятиях этот показатель в 20-25 раз выше, чем на лучших зарубежных. В плане НИР отраслевых институтов России данная тематика отсутствует. В США и Германии разработаны нормы по контролю за газовыми выбросами от ЦБП.

Необходимо создать условия адаптации отечественных производителей лесопродукции к техническим требованиям иностранных покупателей, прежде всего к требованиям стандартов СЕН, ДЖАС. Рассмотрим параметры качества продукции. Среди федеральных законов важное место занимает закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Введена единая система учета экспертной оценки товаров. Экспертную оценку проводят российские и иностранные специалисты. Эту деятельность осуществляет ЗАО «Леспромсертика», аккредитованное в 1995 г. в системе «Промсерти-ка» в качестве органа по сертификации продукции и систем качества. С 1996 г. в рамках Единой системы экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров проводится оценка экспортируемых лесоматериалов. Область аккредитации ЗАО «Леспромсертика» включает: круглые лесоматериалы, пиломатериалы, фанеру, паркет, целлюлозу, бумагу, картон, обои, бумажные товары, сертификацию систем качества производства деловой древесины и продукции ЦБП. Особое значение представляет совершенствование геометрического метода определения плотного объема древесины, скорректированного по коэффициенту полнодревесности.

Качество экспортных пиломатериалов, даже в пределах действующих стандартов, изменяется в значительных пределах (в партии поставок может быть представлено различное соотношение сортов; различные породы в пределах одного вида; влажность, сечения, уровень обработки).

Отсутствие системы качества при выпуске экспортной продукции предприятие вынуждено компенсировать более низкими ценами. Не следует считать, что система качества внедряется на предприятиях, ориентированных только на выпуск высококачественной продукции. Выбор уровня качества - это вопрос политики и планирования качества на основе анализа товарного рынка и потенциала своего предприятия.

Под качеством пиломатериалов будем понимать возможность получения максимального выхода готовых изделий, имеющих кратную готовым изделиям длину и сечение. Поставляемые материалы должны иметь максимальную готовность к потреблению и сохранять свое качество, что диктует необходимость их антисептирования, сушки и упаковки.

Лесная сертификация находится еще в начальной стадии развития, однако потенциально является настолько мощным фактором, что способна через 2-3 года изменить лесопромышленный комплекс всего мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бутко Г.П. Инновации и их инвестирование / Г.П. Бутко // Эффективность работы предприятий и предпринимателей лесопромышленного комплекса для рынка лесобумажной продукции. Экспертное заключение научной группы. - М.: МГУлеса, 1995. - Вып. 279. - 173 с.

2. Бутко Г.П. Стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятий лесного комплекса / Г.П. Бутко. - Екатеринбург: УГЛТА, 1999. - 227 с.

3. Мишин В.М. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / В.М. Мишин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 303 с.

4. Моисеева Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. - Т. 1, 2. - М.: Внешторгиздат, 1993.

5. Окрепилов В.В. Управление качеством: учеб. для вузов / В.В. Окрепилов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1998. - 639 с.

6. Сакато Сиро. Практическое руководство по управлению качеством /Сиро Сакато. - М.: Экономика, 1980.

7. Тацюн М.В. Лесопромышленный комплекс России в условиях перехода к рыночной экономике / М.В. Тацюн. - М.: Финансы, 1995.

8. Тихонов Р.М. Конкурентоспособность промышленной продукции / Р.М. Тихонов. - М.: Изд-во стандартов, 1985.

9. Чубинский А.Н. Моделирование процесса склеивания шпона / А.Н. Чу-бинский // Деревообраб. пром-сть. - 1994. - № 4. - С. 27-28.

10. Шаевич А.Б. Аналитическая служба как система / А.В. Шаевич. - М.: Химия, 1981.

Уральский государственный лесотехнический университет

Поступила 07.04.02

G.P. Butko

Goods Quality as Basic Element of Competitiveness Support

Concept of managing company's competitiveness is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.