ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010
УДК 37.016:799.3
Я. С. РОМАНОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
КАЧЕСТВО СТРЕЛЬБЫ БИАТЛОНИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫСТРЕЛОВ ПО ЦЕЛЯМ БИАТЛОННОЙ МИШЕННОЙ УСТАНОВКИ__________________________________
Проведен анализ качественных характеристик стрельбы из положения лежа биатлонистов высокой квалификации в различных последовательностях поражения целей по бумажным мишеням. Установлено, что последовательность поражения целей мишенной установки влияет на результат стрельбы биатлонистов. На выбор последовательности поражения целей мишенной установки оказывают влияние моторные и сенсорные асимметрии спортсменов.
Ключевые слова: биатлон, техника стрельбы, последовательность поражения целей мишенной установки, функциональная асимметрия мозга.
Проблема исследования. Спецификой стрельбы в биатлоне является необходимость поражения пяти целей, расположенных в горизонтальный ряд — биатлонной мишенной установки. Н. В. Астафьевым были произведены расчеты и установлено, что сектор стрельбы составляет 1°10', а амплитуда перемещения дульной части ствола винтовки между крайними мишенями составляет от 8,5 до 10,3 сантиметра [1]. Стрельба по пяти горизонтально расположенным мишеням, обусловливает принципиально иной подход при обучении биатлонистов стрельбе. Способность биатлониста сохранять изготовку от выстрела к выстрелу — основа качественной стрельбы. Автором [2, 3, 4] изучалось влияние фактора «последовательность поражения целей» на результаты стрельбы у юных биатлонистов в стрельбе из положения лежа. Он рекомендует обучать юных биатлонистов стрельбе из положения лежа выполняя перекладку таза после второго, а в отдельных случаях — третьего выстрела. В то же время Н. В. Астафьев отмечает, что есть юные биатлонисты, для которых общее правило не подтвердилось. Это позволило сделать вывод о необходимости использования индивидуального подхода при обучении биатлонистов стрельбе по пяти мишеням.
Проведенное нами ранее анкетирование спортсменов и тренеров по биатлону [5] показало необходимость продолжения исследования при помощи таких методов которые, позволили бы получить более объективные данные. В указанной связи считаем, что имеется необходимость в изучении влияния функциональной асимметрии мозга спортсменов, в изучении общих и индивидуальных особенностей техники стрельбы. В научно-методической литературе найдены сведения о том, что преобладание левых вращений туловища и рефлекторных поворотов головы
определяется левой опорной ногой. Исследования Е. В. Фоминой (2004) показали, что бег по стадиону против часовой стрелки совершается быстрее, чем по часовой стрелке [6]. Предполагаем, что выбор той или иной последовательности поражения целей мишенной установки (выбор более удобного поворота корпуса налево или направо) может иметь взаимосвязь с ведущей ногой спортсмена. Анализ научнометодической литературы и материалов Интернета показал, что так называемое «левшество» и «правше-ство» могут быть абсолютными, парциальными (частичными) [7]. Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, примерно 42 %. У таких людей центр речи в 95 % случаев находится в левом полушарии. Правое полушарие выполняет более глобальные функции: в его ведении зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета и других параметров окружающих нас предметов, слуховое восприятие музыки, звуков природы (пения птиц, криков животных, плеска воды и т.п., интонаций и тембра голоса), оно же ответственно и за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в пространстве и т. п.
У абсолютных левшей (их в среднем 8—10 %) — всё наоборот. Остальные 48 — 50 % людей являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества. Таких людей называют парциальными, или мозаичными левшами.
Актуальность исследования. В доступной нам литературе не обнаружено современных научно обоснованных рекомендаций о том, в какой последовательности высококвалифицированным биатлонистам следует поражать цели мишенной установки. Имеется необходимость в изучении влияния функци-
ональной асимметрии мозга биатлонистов в сравнении с качественными характеристиками стрельбы (смещение средней точки попадания (СТП) и изменение кучности боя).
Гипотеза исследования. Предполагаем, что результат стрельбы биатлонистов по мишенной установке в определенной мере обусловлен функциональной асимметрией мозга спортсмена и зависит от последовательности поражения целей.
Цель исследования: изучить качественные характеристики стрельбы из положения лежа по бумажным мишеням в различных последовательностях и сравнить их с индивидуальным профилем функциональной и сенсорной асимметрии спортсменов.
Задачи исследования
1. Выявить влияние последовательности поражения целей мишенной установки на результат стрельбы биатлонистов различной квалификации.
2. Выявить влияние функциональной асимметрии спортсменов на выбор последовательности поражения целей мишенной установки.
Методы исследования
1. Тесты для определения асимметрии функций правой и левой частей парных органов движения и чувств, т.е. методы, уточняющие асимметрию — симметрию в моторной и сенсорной сферах. В научнометодической литературе предлагается большое количество разнообразных тестов, в том числе компьютерных. В нашем исследовании мы использовали самые распространенные и доступные каждому. Для определения ведущей руки — поза Наполеона, руки в замок, аплодирование; ноги — нога на ногу, зашаги-вание на ступень, выпад вперед.
Для определения ведущего глаза — моргание, проба Розенбаха, подзорная труба; уха — тикание часов, слушание разговора за стеной [8].
2. Анализ качественных характеристик стрельбы биатлонистов из положения лежа по бумажным мишеням в различных последовательностях. Биатлонисты на комплексных тренировках выполняли стрельбу из положения лежа по пяти бумажным мишеням, расположенным в горизонтальный ряд.
3. Методы математической статистики (сравнение средних значений при помощи Т-критерия Стью-дента).
Организация исследования. Тестирование спортсменов проводилось на учебно-тренировочных сборах в период с ноября 2007 г. по ноябрь 2008 г. В тестировании приняло участие 15 спортсменов. Из них 1 ЗМС, спортсменов квалификации МСМК — 2, спортсменов квалификации МС — 5, КМС — 3 и 4 спортсмена I разряда. Для получения объективных данных тестирование проводилось в безветренную погоду при температуре воздуха 0—10°. Спортсмены на комплексных тренировках выполняли равномерную работу на лыжах при пульсовом режиме 145—160 уд./мин со стрельбой из положения лежа по бумажным мишеням, чередуя последовательность поражения целей мишенной установки.
Тестирование функциональной асимметрии спортсменов проводилось в дни отдыха или перед тренировкой для того, чтобы исключить утомление, которое, в свою очередь, сопровождается исчезновением выраженной доминанты за счет изменения координационных механизмов [9].
Результаты исследования показали, что в нашем эксперименте приняли участие один «чистый» правша, один «чистый» левша, а все остальные (13 человек) оказались мозаичными (частичными) левшами и правшами. По ведущему глазу человек может быть
левшой, а по ведущей руке — правшой, и наоборот. У парциального левши при тестировании на признаки рукости могут не совпадать тесты на «пальцы рук в замке» и «позу Наполеона». Как показал опыт работы реабилитологов со взрослыми людьми, перенёсшими инсульт или травму головного мозга, речь у парциальных левшей восстанавливается значительно лучше, чем у абсолютных правшей, поскольку реализуется зачастую обоими полушариями мозга [7].
Возможно, что и в спорте такие люди имеют преимущество в реализации сложных двигательных актов.
Зрение человека устроено так, что у левши глаз (взгляд) невольно падает на правую сторону книги и тетради. Если у ребёнка ведущий глаз левый, то он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги, поэтому он и читает слово с его конца [7]. Вполне возможно, что имеется взаимосвязь между ведущим глазом и выбором того, с какой мишени спортсмен начинает стрельбу.
Результаты исследования
Приведем схематическое изображение стрельбы в разных последовательностях нескольких спортсменов. Я. Романова (квалификация МСМТС) в стрельбе из положения лежа по пяти бумажным мишеням протестирована на пяти тренировках (пять раз «слева-направо» и пять раз «справа-налево»). В стрельбе на тренировках и соревнованиях всегда использует последовательность поражения целей мишенной установки «справа-налево». Анализируя стрельбу из положения лежа, можно отметить следующее (рис. 1, 2).
Величина смещения СТП относительно центра в стрельбе «слева-направо» 0,5 см, в стрельбе «справа-налево» 0,3 см. Эти значения не имеют достоверных различий. Величина среднего радиуса рассеивания пробоин для всех изучаемых мишеней ^) меньше в стрельбе «слева-направо» (1 и 1,1 см соответственно), но эти значения также не имеют достоверных различий. Коэффициент вариации радиуса рассеивания пробоин в обеих последовательностях не имеет достоверных различий и составляет менее 15 % , что свидетельствует о стабильности показателя «средний радиус рассеивания пробоин». Установлено, что изменения, происходящие горизонтальной плоскости достоверно меньше в стрельбе «справа-налево» (1 и 1,8 см соответственно).
Тесты на определение латеральных предпочтений показали, что у спортсменки в моторной сфере правые предпочтения: ведущая рука - правая, нога -правая, а в сенсорной - левые, ведущими являются левый глаз и ухо. Предполагаем, что ею правильно выбрана последовательность стрельбы «справа-налево», так как естественное движение ведущего левого глаза «справа-налево», естественный поворот корпуса, если ведущая нога правая, — «справа-налево».
М. Демидова (квалификация МС) в стрельбе из положения «лежа» протестирована на шести тренировках. В стрельбе на тренировках и соревнованиях всегда использует последовательность поражения целей «справа-налево» (рис. 3, 4). Анализ мишеней показал, что величина смещения СТП относительно центра в стрельбе «справа-налево» и «слева-направо» не имеет различий. Величина среднего радиуса рассеивания пробоин ^) для всех изучаемых мишеней в разных последовательностях не имеет достоверных различий, но эта величина для каждой изучаемой мишени нестабильна в стрельбе «слева-направо». Расчет показателей величины изменения изготовки в вертикальной и горизонтальной плоскостях (смещения СТП в горизонтальной и верти-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010
%
Последовательность выполнения выстрелов 1:2:3:4:5
№ мишени Координаты СТП, мм К, мм Смещение СТП, мм
X У
1 -0,2 -0,4 0,9 0,5
2 0,5 -0,3 1,1 0,6
3 -1,3 -0,4 0,8 0,8
4 -0,3 0,1 1,2 0,3
5 -0,9 -0,4 1 1
Средн. -0,4 -0,3 1 0,5
Изм. в изгот. 1,8 0,5 78 % 2 2 % 14 % и, %
Рис. 1. Результаты стрельбы из положения лежа в последовательности «слева-направо» у МСМК Я. Романовой: расположение СТП и рассеивание пробоин в мишенях
Последовательность выполнения выстрелов 5:4:3:2:1
№ Координаты СТП, К, мм Смещение СТП,
мишени мм мм
X У
1 0,4 0,2 0,8 0,4
2 0,5 -0,2 0,9 0,5
3 0,8 0,3 1,2 0,8
4 0,3 0,4 1,2 0,5
5 -0,3 0 1,4 0,3
Средн. 0,3 0,1 1,1 0,3
Изм. в изгот. 1,1 0,6 64 % 36 % 14 % и, %
Рис.2. Результаты стрельбы из положения лежа в последовательности «справа-налево» у МСМК Я. Романовой: расположение СТП и рассеивание пробоин в мишенях
кальной плоскостях) показал, что изменения, происходящие в горизонтальной плоскости не имеют различий, изменения в вертикальной плоскости достоверно меньше в стрельбе «справа-налево» (0,7 и 0,9 см соответственно). Коэффициент вариации показателя радиуса рассеивания пробоин (и) в стрельбе «справа-налево» 27 % против 26 % в стрельбе «слева-направо». Этот показатель не имеет достоверных различий. Величина смещения СТП каждой из пяти мишеней достоверно меньше в стрельбе «справа-налево». Тесты на определение латеральных предпочтений показали, что у М. Демидовой, так же как и у Я. Романовой, в моторной сфере правые предпочтения, ведущая рука - правая, нога - правая, а в сенсорной -левые, ведущими являются левый глаз и левое ухо. Комбинация правой ведущей ноги и левого ведущего глаза соответствует выбору последовательности стрельбы «справа-налево». Эффективность выбранной спортсменкой последовательности стрельбы доказана анализом качественных характеристик стрельбы в разных последовательностях.
И. Максимова (МС) протестирована на трех тренировках. В стрельбе из положения лежа на тренировках и соревнованиях эта спортсменка всегда использует последовательность стрельбы «слева-направо». Анализ стрельбы показал следующее. Величина смещения СТП относительно центра для всех пяти мишеней в стрельбе «слева-направо» статисти-
чески достоверно меньше (0,3 и 0,7 см, соответственно). Величина среднего радиуса рассеивания пробоин для всех изучаемых мишеней ^) достоверно меньше в стрельбе «слева-направо» (1 см и 1,3 см, соответственно).
Коэффициент вариации радиуса рассеивания пробоин в стрельбе «слева-направо» - 13%, в стрельбе «справа-налево» — 19 %.
Это свидетельствует о большей стабильности показателя «средний радиус рассеивания пробоин» в стрельбе «слева-направо», а значит, можно утверждать о более высокой надежности элемента стрельбы «согласованность в действиях по уточнению и спуска» в стрельбе «слева-направо».
Установлено, что изменения, происходящие в горизонтальной и вертикальной плоскости достоверно меньше в стрельбе «слева-направо»: 1,2 против 2,3 см в горизонтальной и 0,7 против 2,1 см в вертикальной.
Анализ стрельбы «слева-направо» и «справа-налево» из положения лежа у И. Максимовой показал, что качественные характеристики стрельбы статистически достоверно выше в стрельбе «слева-направо».
Тесты на определение латеральных предпочтений показали, что у спортсменки ведущая нога - левая, рука - правая, ведущие ухо и глаз - правые. Предполагаем, что спортсменкой правильно выбрана последовательность стрельбы - «слева-направо», потому что естественное движение ведущего правого глаза
Последовательность выполнения выстрелов 1:2:3:4:5
№ мишени Координаты СТП, мм К, мм Смещение СТП, мм
X У
1 -0,4 -1 1,6 1,1
2 -1 -0,7 1,2 1,2
3 -0,6 -0,4 2,2 0,4
4 -0,5 -0,1 1 0,5
5 -0,6 -0,7 1 0,8
Средн. -0,6 -0,3 1,4 0,7
Изм, в изгот. 0,6 40 % 0,9 60 % 26 % и, %
Рис. 3. Результаты стрельбы из положения лежа в последовательности «слева-направо» у МС М. Демидовой
Последовательность выполнения выстрелов 5:4:3:2:1
№ мишени Координаты СТП, мм К,мм Смещение СТП, мм
X У
1 0,1 0,1 1,5 0,1
2 0,2 0 2,2 0,2
3 -0,4 0 0,9 0,4
4 0,1 0 1,4 0,1
5 0,1 0,6 1,8 0,6
Средн. 0 0,2 1,6 0,2
Изм. в изгот. 0,6 50 % 0,7 50 % 27 % ^ %
Рис. 4. Результаты стрельбы из положения лежа в последовательности «справа-налево» у МС М. Демидовой
у нее — «слева-направо», естественный поворот корпуса — «слева-направо».
Выводы
1. Анализ качественных характеристик стрельбы биатлонистов различной квалификации показал, что последовательность поражения целей мишенной установки оказывает влияние на результат стрельбы.
2. В результате исследования выявлено два признака, которые, на наш взгляд, определяют выбор последовательности поражения целей мишенной установки.
В моторной сфере — определение ведущей ноги, в сенсорной — ведущего глаза. Доминантная рука и ухо, на наш взгляд, не оказывают влияния на выбор последовательности поражения целей мишенной установки. Для спортсменов с правой ведущей ногой и левым ведущим глазом наиболее удобной является последовательность поражения целей «справа-налево». Для спортсменов с левой ведущей ногой и правым ведущим глазом — «слева-направо». В случае комбинации - правой ведущей ноги и правого глаза или левой ведущей ноги и левого глаза выбор последовательности определяет ведущая нога (т.е. моторика).
3. У пяти спортсменов комбинация ведущей ноги и глаза не соответствует выбранной последовательности поражения целей мишенной установки (т.е. опровергает вывод 2). На наш взгляд, это связано с тем,
что не всегда спортсмен сам выбирает последовательность поражения целей, а выполняет указания тренера.
Библиографический список
1. Астафьев Н.В. Анализ качественных характеристик стрельбы в биатлоне: методические рекомендации / Н.В. Астафьев, Н.Г. Безмельницын. - Омск : Омский государственный институт физической культуры, 1990. - 50 с.
2. Астафьев Н.В. Динамика результативности выстрелов у биатлонисток, использующих различные последовательности поражения целей мишенной установки (на примере спринтерской гонки) / Н.В. Астафьев, Я.С. Романова // Научные труды. Ежегодник за 2007 год. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2008.
3. Астафьев Н.В. Надежность стрелкового компонента подготовленности юных биатлонистов / Н.В. Астафьев, Н.Г. Безмельницын // Педагогические и психологические аспекты надежности организма детей и подростков при занятиях физической культурой и спортом : сб. науч. тр. - Омск, 1990. - С. 8-12.
4. Астафьев Н.В. Причины ошибок юных биатлонистов в стрельбе из положения лежа по мишеням, расположенным в горизонтальный ряд / Н.В. Астафьев, Н.Г. Безмельницын // Актуальные вопросы лыжного спорта : сб. науч. тр. - Омск, 1994. -С. 4-8.
5. Романова Я.С. Зависимость результатов стрельбы по мишенной установке от последовательности поражения целей у
■
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010
высококвалифицированных биатлонистов: мнения специалистов / Я.С. Романова // Омский научный вестник. - 2008. -№ 6 (74). - С. 138-141.
6. Фомина Е.В. Общая и спортивная психофизиология / Е.В. Фомина. - Омск, 2004. - 140 с.
7. Правшество и левшество [электронный ресурс]. Режим доступа http://oddandeven.narod.ru/FunctionalAsymmetryOfHu-тап.
8. Функциональные асимметрии [электронный ресурс]. Режим доступа http://oddandeven.narod.ru/FunctionalAsym-те^ОМитат
9. Саидов А.А. Двигательная асимметрия в спорте / А.А. Саидов // Методическая разработка для слушателей факультета усовершенствования и Высшей школы тренеров. - Москва, 1981. - 30 с.
РОМАНОВА Яна Сергеевна, аспирантка кафедры теории и методики лыжного спорта.
Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
Статья поступила в редакцию 29.06.2009 г.
© Я. С. Романова
УДК 796:373.2 Д. Ю. ШРЕДЕР
Л. И. КРДВЧУК
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДОВ ЖИЗНИ С ИСПОЛЬЗОВДНИЕМ БДЗОВЫХ И ПРОФИЛИРУЮЩИХ УПРДЖНЕНИЙ
В статье изложен анализ техники видов основных движений. Выявлены базовые и профилирующие упражнения, определен их объем в учебной программе по физическому воспитанию у детей 2—3 годов жизни. Эффективность использования этих упражнений выразилась в безупречном освоении основных движений у 94—100 % детей. Ключевые слова: физическое воспитание, учебная программа, базовые и профилирующие упражнения, дети 2—3 года жизни.
Актуальность. Программа дошкольного физического воспитания ставит задачи укрепления здоровья детей и развитие основных движений [1, 2]. В разделе физического воспитания детей 2-3 годов жизни (г. ж.) перечислены основные движения, которыми ребенок должен овладеть, но не содержатся указания о последовательности их обучения. У детей 2 г. ж. в учебном материале отсутствуют упражнения для подготовки к прыжкам и бегу.
Для качественного овладения программный материал каждого учебного года обучения необходимо изучать в следующей последовательности. В начале качественно осваивают базовые и профилирующие упражнения основных видов движений, а затем остальные упражнения учебного материала — объемные упражнения [3, 4].
Базовые упражнения (БУ) создают представления о технике, особенностях и сложности основных движений структурной подгруппы, а профилирующие упражнения (ПУ) позволяют освоить все многообразие основных движений данной подгруппы.
Базовые и профилирующие упражнения позволяют создать представление у детей о технике видов действий в прикладных упражнениях и способствуют безупречному освоению основных движений в соответствии с их формой и содержанием.
Проблема исследования состоит в обеспечении эффективности обучения и формировании качества навыков основных движений у детей 2-3 г. ж.
Объект исследования — обучение основным движениям детей 2-3 г. ж. в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования — базовые и профилирующие упражнения учебной программы для детей 2-3 г. ж.
Цель исследования — обоснование выбора базовых и профилирующих упражнений видов основных движений учебной программы для детей 2-3 г. ж.
Гипотеза исследования. Если проанализировать структуру основных движений в каждом виде учебной программы с учетом особенностей техники движений, то можно выделить базовые и профилирующие упражнения в каждом виде двигательных действий и определить их объем.
Задачи исследования:
1. Изучить программный материал по физическому воспитанию детей 2-3 г. ж.
2. Выявить базовые и профилирующие упражнения учебной программы для детей 2-3 г. ж.
3. Выявить объем базовых и профилирующих упражнений в каждом виде основных движений и оценить качество их освоения у детей 2 и 3 г. ж.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2008/09 учебного года на базе дошкольного образовательного учреждения № 344 г. Омска. В педагогическом эксперименте приняли участие дети раннего возраста и первой младшей группы по 18 детей в каждой.