Научная статья на тему 'Качество результатов обучения студентов'

Качество результатов обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловова Н. В.

В статье рассматривается взаимосвязь реализации концепции управления методической работой вуза на основе процессного подхода и повышения качества профессиональной подготовки выпускников. Описывается динамика изменения характеристик качества результатов обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF RESULTS OF STUDENTS' LEARNING

The article discusses the interrelation of the implementation of the concept of university methodological work on the basis of the process approach and improving quality of vocational training of the graduates. The dynamics of changes of characteristics of quality of results of students' learning is described.

Текст научной работы на тему «Качество результатов обучения студентов»

УДК 378

Н.В. Соловова* КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается взаимосвязь реализации концепции управления методической работой вуза на основе процессного подхода и повышения качества профессиональной подготовки выпускников. Описывается динамика изменения характеристик качества результатов обучения студентов.

Ключевые слова: управление методической работой вуза, качество результатов обучения, удовлетворенность организацией учебного процесса, способности к квазипрофессиональной деятельности, готовность к профессиональной деятельности, профессиональная адаптивность.

Реформирование системы высшего профессионального образования выявило факты, подтверждающие необходимость реализации концепции управления методической работой вуза, проведение мероприятий, связанных с выполнением методической работы, так как методическая составляющая присутствует во всех ключевых факторах качества образования: качество образовательных программ; качество информационно-методического обеспечения образовательного процесса; качество профессорско-преподавательского состава; качество технологий обучения; качество технологий тестирования и проверки знаний, умений и навыков студентов.

Цель выполнения всего комплекса мероприятий методической работы вуза — создание педагогических условий, способствующих повышению качества профессиональной подготовки выпускников. За итоги реализации концепции управления методической работой вуза на основе процессного подхода принимались характеристики качества результатов обучения студентов.

Преподаватели и администрация вуза определяют качество обучения с позиции успеваемости каждого студента и отдельных групп; студент воспринимает качество образования как профессиональную готовность к преуспеванию, получению работы на рынке труда. При переходе стратегии обучения на принципы компетентностного подхода при оценке качества учебных достижений на первый план выходит не объем усвоенных знаний, а ключевые компетенции, творческий подход к решению учебных и жизненных проблем, умения самостоятельно приобретать знания в условиях квазипрофессиональной деятельности, профессионально реализовываться и адаптироваться в условиях профессиональной неопределенности. В ходе модернизации образования приоритеты при трактовке качества результатов образования сменились на характеристику способностей выпускника к адаптации в профессиональном сообществе, развитие его когнитивных и креативных способностей [1].

В ходе исследования понятие «качество результатов обучения» рассматривается нами как комплексная характеристика, объединяющая следующие показатели: удовлетворенность студентов организацией учебного процесса, развитые у студентов способности к квазипрофессиональной деятельности, готовность к профессиональной деятельности и профессиональная адаптивность.

* © Соловова Н.В., 2013

Соловова Наталья Валентиновна ([email protected]), кафедра педагогики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Констатирующий и формирующий эксперименты (по итогам внедрения концепции управления методической работой вуза) ставили целью выгавление значений показателей «качество результатов обучения» студентов путем самооценки (по специально разработанной анкете) и экспертной оценки (корреляционный и факторный анализ). Выборку составили 590 (констатирующий эксперимент) и 680 студентов (формирующий эксперимент) пятого курса дневного отделения химического, филологического, психологического, юридического и экономического факультетов. Численность генеральной выборочной совокупности составила 1270 студентов. Экспериментальная выборка репрезентативна и сформирована по признаку типизации [2].

Объектами мониторинга по группе характеристики удовлетворенности учебныш процессом являются следующие показатели: организация учебного процесса; содержание учебных курсов; обеспечение учебной литературой; методическое обеспечение самостоятельной работы; организация практик.

По материалам самооценки в ходе констатирующего и формирующего экспериментов были получены следующие результаты: среднее значение индекса удовлетворенности студентов организацией учебного процесса выросло от 0,3 до 0,54, что свидетельствует о росте доминирующих показателей удовлетворенности студентов методическим обеспечением самостоятельной работы и обеспечением учебной литературой.

Одной из характеристик качества результатов обучения являются развитые у студентов способности к квазипрофессиональной деятельности за счет развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение студентами различных видов учебной и квазипрофессиональной деятельности. Средний индекс самооценки сформированности способностей у студентов вырос с 0,28 до 0,62. В ходе констатирующего эксперимента среди показателей доминировали «способность к вытолнению учебныгх заданий» и «способность к вытолнению заданий итогового тестирования», что свидетельствует об ориентации студентов на вытолне-ние традиционной учебной деятельности. По материалам формирующего эксперимента доминирует показатель «способность к проведению научных исследований», что свидетельствует о сформированности творческих способностей, чему способствовали инновационные методы и технологии обучения. Интеграция учебных и квазипрофессиональных способностей студентов является результатом целостности и междисциплинарного характера образовательной программы.

Готовность как качество личности предполагает осознание индивидом личной и общественной значимости деятельности, положительное отношение к ней и способность к ее выполнению [3]. Профессиональная готовность как свойство личности включает в себя, помимо положительного отношения к профессиональной деятельности, теоретические знания и профессиональные умения [4]. В контексте настоящего исследования профессиональная готовность выпускников университета рассматривается как интегральная характеристика личности, системообразующая установку на успешность решения профессиональныгх задач в инновационныгх социально-экономических условиях.

Сравнение материалов констатирующего и формирующего экспериментов показало, что средний индекс профессиональной готовности вырос в два раза: от 0,32 до 0.68. Если в констатирующем эксперименте доминирующими показателями быши «готовность добывать профессиональную информацию» и «готовность проводить исследования в профессиональной сфере», то в формирующем эксперименте доминирующую роль выполняет показатель «готовность принимать решения в ходе вытолне-ния нестандартный: профессиональных задач» (/ = 0,72). Данный результат можно рассматривать как инновационный (компетентностный), когда у студентов сформи-

рована готовность действовать в различныгх проблемныгх ситуациях. Отмечен значительный рост готовности к продуктивному профессиональному взаимодействию в коллективе (от / = 0,3 до / = 0,62), что указытает на тенденцию формирования межличностных (интерперсональных) компетенций студентов. В констатирующем и формирующем экспериментах среднее значение индекса профессиональной готовности самое большое (/ = 0,32 и / = 0,68), что логично, так как высокая степень профессиональной готовности студентов является главной целью реализации образовательных программ, выступает характеристикой качества образования и отвечает запросам всех потребителей образовательных услуг (студентов, родителей, работодателей). Профессиональная готовность вытускников вуза демонстрируется в ходе итоговой аттестации (сдача государственного экзамена, защита квалификационных работ) и обусловлена высоким уровнем методической компетентности преподавателей вуза, их мотивационной и методологической готовностью. Профессиональная готовность вытускников вуза выражается быстрой адаптацией к профессиональной среде.

Ускорение инновационного развития экономики страны усиливает практическую значимость профессиональной адаптивности выпускника вуза, которая обусловлена качеством обучения. Профессиональная адаптивность рассматривается не только как приспособляемость к условиям новой деятельности или специальности, но и как способность человека к включению в инновационную структуру взаимодействия в сфере профессиональной деятельности, способность к обучению и переобучению на протяжении всей жизни.

Таблица 1

Качество результатов обучения студентов (по результатам самооценки)

Показатели качества Среднее значение

образования индекса Доминирующий показатель

К. э. Ф. э. К. э. Ф. э.

0,3 0,54 Удовлетворенность Удовлетворенность

1. Удовлетворенность организацией учебно- организацией практик методическим обеспечением самостоя-

го процесса тельной работы

0,28 0,62 Способности к вы- Способности к про-

2. Способности к ква- полнению заданий ведению научных ис-

зипрофессиональной итогового тестиро- следований

деятельности вания

0,32 0,68 Готовность прово- Готовность прини-

3. Профессиональная дить исследования мать решения в ходе

готовность в профессиональной сфере выполнения нестандартных профессиональных задач

0,2 0,6 Привлекательность Возможность освое-

4. Профессиональная будущей профес- ния и разработки ин-

адаптивность сиональной деятельности новаций в профессиональной сфере

Анализ результатов развития показателей профессиональной адаптивности показал их низкий уровень по материалам констатирующего эксперимента (/ = 0,2) и средний уровень по материалам формирующего (/ = 0,6). В ходе констатирующего эксперимента самые низкие результаты были получены по показателям «возможность ос-

воения и разработки инноваций в профессиональной сфере» и «возможность переобучения для работы в другой профессиональной сфере». Такая позиция студента вполне адекватна традиционному подходу к обучению, когда профессиональная подготовка нацелена на приобретение квалификации, привязанной к предмету труда (знания, умения, навыки, способности для выполнения определенной деятельности): студенты готовы к выполнению алгоритмической деятельности и не допускают возможность переобучения. При этом доминирующим в констатирующем эксперименте является показатель «нравится будущая профессиональная деятельность» (/ = 0,4).

Профессиональная адаптивность студентов формируется различными средствами инновационной образовательной деятельности: проектное обучение, деловые и ролевые игры, проблемное обучение, портфолио, обучение на основе межпредметной интеграции. Профессиональная адаптивность достигается методами практикоориен-тированного и компетентностного обучения: производственные практики, стажировки, встречи с работодателями, научно-практические конференции, обучение и работа в группе, программы наставничества, коммуникативные практикумы, лидерские тренинги. Реализация и внедрение инновационных методов и технологий обучения достигаются за счет сформированной в ходе эксперимента методологической готовности преподавателей вуза к реализации инновационных процессов. Выпускники вуза с высоким уровнем профессиональной адаптивности востребованы работодателями и не испытывают проблем с трудоустройством, что подтверждают результаты анкетирования.

Результаты исследования обусловлены законом методического продуцирования: приемы деятельности преподавателя, его методические способности и компетенции продуцируются в профессиональных и личностных компетенциях студентов. Внедрение процессного подхода к управлению методической работой вуза детерминировало рост показателей характеристик качества результатов обучения.

Как показатели качества обучения применялись данные успеваемости, тестирования остаточных знаний в рамках интернет-экзамена (ФЭПО), итоговой аттестации и востребованности выпускников факультетов, участвующих в исследовании, экспертная оценка которых подтверждает практико-ориентированную направленность концепции управления методической работы вуза.

Библиографический список

1. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. 2-е изд. М.: ИЦ «Академия», 2009. 187 с.

2. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск: РИВШ, 2009. 336 с.

3. Ковалев В.И., Дружинин В.П. Мотивационная сфера личности и ее динамики в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. 1982. Т. 3. С. 35-44.

4. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.

174

BecmHUK ComIÓ. 2013. № 2 (103)

N.V. Solovova*

QUALITY OF RESULTS OF STUDENTS' LEARNING

The article discusses the interrelation of the implementation of the concept of university methodological work on the basis of the process approach and improving quality of vocational training of the graduates. The dynamics of changes of characteristics of quality of results of students' learning is described.

Key words: management of university methodological work, quality of results of learning, satisfaction by the organization of educational process, ability to quasiprofessional activities, readiness to the professional activity, occupational adaptability.

* Solovova Natalia Valentinovna ([email protected]), the Dept. of Pedagogics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.