Научная статья на тему 'Качество редакционной политики: баланс декларируемых ценностей и потребностей аудитории СМИ (региональный аспект)'

Качество редакционной политики: баланс декларируемых ценностей и потребностей аудитории СМИ (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
428
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / EDITORIAL POLICY THE AUDIENCE FOR PRINT MEDIA / АУДИТОРИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / SOCIAL ORIENTATION / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Швец Е.В.

Данная статья посвящена формированию редакционной политики печатных СМИ в условиях жесткой конкуренции на рынке информационных услуг, определению основных направлений и тенденций развития региональных печатных изданий. В качестве примера рассмотрены способы продвижения «Российской газеты» - Воронеж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of the editorial policy: the balance of the declared values and needs of the media audience - the regional dimension

This article focuses on the formation of the editorial policy of the print media in the conditions of tough competition on the market of information services, determining the main directions and tendencies of development of regional publications.

Текст научной работы на тему «Качество редакционной политики: баланс декларируемых ценностей и потребностей аудитории СМИ (региональный аспект)»

Е.В. Швец

Воронежский государственный архитектурно-

строительный университет shvetsel@mail. ги

КАЧЕСТВО РЕДАКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: БАЛАНС ДЕКЛАРИРУЕМЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ АУДИТОРИИ СМИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

Аннотация

Данная статья посвящена формированию редакционной политики печатных СМИ в условиях жесткой конкуренции на рынке информационных услуг, определению основных направлений и тенденций развития региональных печатных изданий. В качестве примера рассмотрены способы продвижения «Российской газеты» - Воронеж.

Ключевые слова: редакционная политика, аудитория печатных СМИ, социальная направленность, культурные ценности.

В системе средств массовой информации, включающей периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации, важнейшее место принадлежит прессе. Половина населения страны в наибольшей степени доверяет информации, полученной именно из печатных средств массовой информации. Сегодня аудитория - главный формообразующий фактор для любого СМИ. Она определяет не только то, каким будет издание по форме, но и будет ли оно востребованным, а значит - успешным. Выражение и формирование общественного мнения не могут существовать друг без друга. Они неразрывно связаны в деятельности СМИ с аудиторией54.

Главный объект редакционной политики любого СМИ — целевая аудитория. Какие бы действия ни предпринимало издание, какие бы контакты ни налаживало, ориентиром остается сохранение или увеличение тиража.

54 Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы СМИ // Студопедия. 29.11.2014.[Электронный ресурс]. URL: Шр://811^оре&а.о^/5-77824.Йт1(дата обращения 16.04.2015).

Понятие «редакционная политика» охватывает широкую область журналистской практики. Редакционная политика определяет деятельность всех сотрудников редакции в их взаимодействии с другими участниками массово-информационной сферы: учредителями, аудиторией, властью, конкурентами и рекламодателями. Она может быть воплощена в наборе технологий различными формами и методами. Даже если редакция не создает документ, обозначенный как «принципы редакционной политики», каждый сотрудник издания понимает, чувствует специфику своей газеты. Это связано с тем, что редакционная политика формируется на основе объективных закономерностей. Она напрямую зависит от типа издания, так как в нем неявно могут быть выражены качества аудитории, ареал распространения, тематики, функции газеты, область коммуникации.

Фактически редакционную политику по отношению к аудитории можно свести к двум тактическим подходам. Первый, выражающийся в стремлении к расширению аудитории, в основном характерен для новых СМИ. Борьба за читателя, слушателя и зрителя ведется различными способами, факторы привлечения аудитории разнообразны. Редакции, действующие в рыночном пространстве, проявляют все большую изобретательность в деле завоевания симпатий потребителя их продукции. Вторым тактическим подходом по отношению к аудитории является удержание. Причем в последнее время круг редакций, следующих по этому пути, заметно расширяется. Это вызвано развитием рынка СМИ, появлением большого количества однотипных изданий, ориентированных на удовлетворение информационных потребностей одних и тех же целевых групп55.

При проведении редакционной политики коллектив должен учитывать условия функционирования, приспосабливаться к объективно существующим факторам, влияющим на деятельность газеты. Среди них важнейшее значение имеют события, происходящие в стране в целом, а также в регионе, в котором выходит данное СМИ.

Современная редакция газеты вынуждена учитывать ситуацию на рынке, политические тренды. Она в силу своей природы вступает во взаимоотношения с разными объектами, и все они влияют на нее. Однако четко определенная редакционная политика позволяет изданию

55 Дзялошинский И.М. Редакционная политика как фактор успешной деятельности СМИ. Монография. — М.: Союз распространителей печатной продукции, 2000. С. 12.

эффективно налаживать все эти коммуникации, при этом не выпуская из виду конечную цель - захват и удержание аудитории.

Близость газеты к своей аудитории определяет специфику взаимоотношений читателя и СМИ. Журналисты стремятся наладить эту коммуникацию так, чтобы она вызывала максимальное доверие к их деятельности, а это возможно при осуществлении диалога. Обратная связь с читателем в печатных изданиях создается с помощью привлечения нештатных авторов, работы с читательской корреспонденцией, выпуска специальных страниц или целевых рубрик, использования социальных акций и конкурсов. Таким образом, газета для читателей играет роль помощника, трибуны и друга и стремится к налаживанию максимально близких, доверительных отношений со своей аудитори-

«56

ей .

В любом печатном издании содержание и качество информации должно отражать ценности и потребности целевой аудитории. Поэтому необходимо сказать о том, что на качество публикуемой информации влияют некоторые социокультурные факторы. Аудитория большинства газет характеризуется консерватизмом и традиционностью взглядов, а это приводит к тому, что любые изменения воспринимаются читателем негативно, поэтому журналисты неохотно идут на модернизацию содержательной или композиционно-графической части газеты. На качество и содержание публикаций также могут влиять и власти, с которыми журналисты стараются сохранить партнерские мирные отношения, понимая их важность как источника информации и финансирования. Это может привести к замалчиванию некоторых проблем, связанных с деятельностью властных органов, и может сказаться на общем качестве контента57.

Для того чтобы соответствовать ожиданиям целевой аудитории, редакции печатного издания необходимо помнить, что общность, на которую работает СМИ, и редакционный коллектив обладают едиными, исторически сложившимися культурными ценностями, одними традициями, привычками, стереотипами, мировоззренческими пред-

56 Прозоров В.В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву / В.В. Прозоров. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2004. С. 188.

57 Усанов А. Печатные СМИ в современных коммуникациях. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/uatd/7-15137533

ставлениями и интересами58. Именно это и следует учитывать при формировании редакционной политики, особенно региональным изданиям.

Филиал «Российской газеты» в Воронеже является современной мультимедийной площадкой, в ежедневном формате предоставляющей оперативную и достоверную информацию о самых значимых событиях федерального, регионального и международного масштаба. В газете публикуются новости, репортажи, эксклюзивные интервью и комментарии от государственных деятелей и влиятельных представителей деловой, политической и культурной жизни страны.

Целевая аудитория «Российской газеты» — это активная часть населения в возрасте от 25 до 55 лет, интересующаяся деятельностью и позицией государства, достоверной информацией из надежного источника, преимущественно с высшим образованием и уровнем дохода — средним и выше среднего. С момента своего основания «Российская газета» является официальным изданием Правительства Российский Федерации, после публикации в котором вступают в силу федеральные законы, акты Президента и Правительства.

В формировании редакционной политики регионального филиала «Российской газеты» четко прослеживаются две основные тенденции: социальная направленность и активное участие читательской аудитории в формировании редакционной политики. Близость газеты к своей аудитории определяет специфику взаимоотношений читателя и СМИ. Журналисты стремятся наладить эту коммуникацию так, чтобы она вызывала максимальное доверие к их деятельности, а это возможно при осуществлении диалога. Обратная связь с читателем осуществляется с помощью привлечения внештатных авторов, работы с читательской корреспонденцией, выпуска специальных страниц или целевых рубрик, социальных акций и конкурсов. Для своих читателей «Российская газета» организует большое количество социальных проектов как федерального, так и регионального масштаба. В рамках Центрально-Черноземного региона газета провела такие акции, как: «Читаем Маршака», «Памятник Маршаку», «Воронеж - город Андреевского флага». Все они способствовали привлечению внимания к важным проблемам и событиям региона, а также содействовали формирова-

58 Там же.

нию у воронежцев аутентичного патриотизма, национального самосознания и гордости за свой город.

Таким образом, газета для читателей играет роль трибуна, помощника, друга и стремится к налаживанию максимально близких, доверительных отношений со своей аудиторией. Чтобы соответствовать ожиданиям целевой аудитории, редакции печатного издания необходимо помнить, что общность, на которую работает СМИ, и редакционный коллектив обладают едиными, исторически сложившимися культурными ценностями, одними традициями, привычками, стереотипами, мировоззренческими представлениями и интересами. Именно это следует учитывать при формировании редакционной политики издания.

Shvets Elena V.

The quality of the editorial policy: the balance of the declared values and needs of the media audience - the regional dimension

Abstract

This article focuses on the formation of the editorial policy of the print media in the conditions of tough competition on the market of information services, determining the main directions and tendencies of development of regional publications.

Key words: editorial policy the audience for print media, social orientation, cultural values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.