УДК 37.013.78+376
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА И НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
© И.П. Чепурышкин
В статье вводятся понятия «абилитация», «абилитационно-воспитательное пространство как педагогическая категория». Абилитационные мероприятия и комплекс психолого-медико-педаго-гической работы по построению абилитационно-воспитательного пространства жизни способствуют активности детей, воспитывающихся в школа-интернатах, что является императивом качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: абилитация; реабилитация; инклюзия.
Сегодня перед государством и обществом стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, т. е. для их абилитации. Анализ исторических предпосылок формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате показал, что идея абили-тации детей с ограниченными возможностями как процесса восстановления их физических и умственных способностей имеет довольно длительную историю и насчитывает несколько столетий. Понятийно-терминологический аппарат педагогики и, прежде всего, ее наиболее общие понятия, которые принято называть педагогическими категориями, в силу их устаревания уточняются и обогащаются новым содержанием. Все это, в конечном счете, приводит к существенным изменениям практики образования, в частности, к возникновению новой типологии школ и небывалому разнообразию конкретных условий их работы.
Понятие «абилитация» также имеет неоднозначные трактовки. На сегодняшний день нет согласия среди авторов, обращающихся к этому понятию. Более того, мы не обнаружили в психолого-педагогической литературе, имеющей характер учебного пособия по коррекционной педагогике и психоло-го-педагогической коррекции, четкого определения этого понятия. Понятие «абилитация» близко по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalisation). В переводе с латинского
ЬаЬШМюп означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей» и применяется часто в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом [1, 2] .
В медицинской, психологической и педагогической литературе понятие абилита-ции часто дается в сравнении с понятием реабилитации. В медицинской литературе наиболее четкое разделение данных понятий дано в учебнике по невропатологии Л. О. Бадалян: «Абилитация - это система лечебнопедагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Реабилитация -это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни» [3].
Таким образом, реабилитация - это восстановление утраченных возможностей и способностей, а абилитация - развитие по-
тенциальных возможностей детей. Именно этой позиции придерживается З.Н. Нуртди-нова, которая считает, что абилитация - это процесс обучения детей-инвалидов самообслуживанию, умению общаться со сверстниками и взрослыми, процесс формирования начальных профессиональных навыков, т. е. обучение тому, чего они пока не знали и не умели. «Ситуация, в которой человеку помогают восстановить имевшиеся, но утраченные в силу инвалидности навыки и умения характеризуется понятием «реабилитация» [1]. По мнению Л.И. Боровикова, «абилита-ция - это не компенсация и, тем более, не реабилитация. Это именно работа по формированию социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, обеспечивающих рост качества жизни детей-инвалидов» [4].
С профилактикой нарушений в развитии ребенка связывает абилитацию Т. Сергеева: «Реабилитация - комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов. Абилитация -профилактика возможных нарушений на ранних стадиях развития ребенка, а также работа с детьми с особыми потребностями (инвалидами с детства)» [5].
Нам представляется интересной точка зрения О.А. Герасименко и Р.П. Димен-штейн, которые рассматривают понятие аби-литации в сравнении с понятиями адаптации и интеграции: «Абилитация (в данном случае этот термин точнее обычно употребляемого термина «реабилитация» - возвращение некогда утраченных возможностей) - создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т. е. возможности личности реализоваться в данном сообществе. Речь идет о развитии у ребенка тех функций и способностей, которые в норме появляются без специальных усилий окружающих, а у ребенка с проблемами могут возникнуть только в результате направленной работы специалистов» [6].
Схожую позицию мы обнаружили и у Д.Н. Исаева: «Абилитация детей с умственной отсталостью является стимуляцией потенциальных возможностей психики и моторики ребенка, исправлением дефектов его
развития, лечением сопутствующих сомато-неврологических нарушений, коррекцией отклонений в эмоционально-волевой сфере с целью формирования оптимальных навыков социальной адаптации» [7].
Вышеизложенное позволило нам прийти к следующему рабочему определению понятия «абилитация» - это адаптивно развивающая деятельность, стимулирующая потенциальные возможности детей с ограниченными возможностями и направленная на формирование оптимальных навыков социальной адаптации, на создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т. е. возможности личности реализоваться в данном сообществе.
Обобщая вышеизложенное и опираясь на опыт работы автора, мы считаем, что в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное
пространство. Невозможно представить отечественную школу в качестве некоего анклава, автономно существующего в обществе. Это касается и интернатных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках современного кризисного общества создание той или иной системы образования, которая могла бы интегрировать все воздействие на детей, практически невозможно. Существующая реальность наглядно демонстрирует, что даже специальная школа-интернат с новейшей системой образования, гуманистическими отношениями, различными творческими делами, вступая в конкуренцию с яркой и пестрой, изобилующей ультрасовременными ценностями средой, зачастую терпит фиаско. И выход из этого, как нам представляется, есть лишь один. Прежде всего, необходимо в самом интернатном учреждении совершенствовать жизнь детей, делать ее яркой, эмоциональной, насыщать интересными, неординарными событиями. Вместе с тем, жизнь эта должна быть по-разумному упорядоченной, а главное, уютной. Здесь должна царить семейная атмосфера, она должна стать теплым домом для детей, которая компенсирует все те противоречия, встречающиеся на их пути во внешней среде. Более того, школа должна быть привлекательной как для детей, так и для взрослых, в ней должны органично уживаться традиционность и инновационность,
отсутствие излишней опеки и забота. В этом случае школа становится конкурентоспособной в окружающем ребенка пространстве, а все нормы и ценности, выдвигаемые школьной инфраструктурой, могут стать для ребенка внутренними убеждениями и собственными нормами. Что касается самого окружающего пространства, то оно как явление не сбрасывается со счетов; наоборот, там, где имеются воспитательные возможности, они интегрируются в систему школы. Например. события культурного, спортивного или иного характера, происходящие в окружающем пространстве, вводятся в жизнь школьного коллектива. В то же время реализация задачи создания подобного пространства сталкивается со сложной задачей абилитации детей с ограниченными возможностями. Это значит, что в этом пространстве ребенок должен научиться делать что-то такое, чего он был лишен с детства. В этом вопросе как раз и кроется противоречие. Казалось бы, здесь на первое место должна встать индивидуальная коррекционная деятельность медиков. Исходя из этого, многие специалисты делают вывод, что «полноценная помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья должна включать не только систему абили-тационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико-педагогическую работу по построению такого пространства жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях. Задачи по организации направленной активности ребенка, созданию у него мотивов к выполнению действий, вызывающих затруднения, к преодолению собственных трудностей входят в сферу педагогики и психологии и решаются с помощью построения специального педагогического пространства. Чем раньше ребенок, которому оказана помощь, получит возможность активно действовать в адекватно организованном пространстве, тем лучшим будет результат для его дальнейшего развития [8].
Принимая в целом эту точку зрения, мы в то же время хотим подчеркнуть, что абили-тация должна быть направлена на формирование специального пространства, включающего медико-психолого-педагогические действия по созданию ребенку-инвалиду возможностей делать то, что он ранее не мог
делать. Таким образом, в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абили-тационно-воспитательное пространство.
По нашему мнению, абилитационно-воспитательное пространство - это многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов педагогического процесса (медиков, психологов, педагогов, логопедов, родителей) и способное выступить интегрированным условием их личностного развития, получения образования детьми с ограниченными возможностями в соответствии с их способностями в целях адаптации и включения в общество, в т. ч. приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни [8].
Важной характеристикой абилитацион-но-воспитательного пространства является его системность, уровнями организации которой считаются: концептуальный, структурный и субстратный. В налаженном абили-тационно-воспитательном пространстве, которое уже по своей сути является гуманитарным (субъектом здесь выступает человек), концептуальный уровень обеспечивается общими идеями, видением и представлениями об абилитации в данном социуме, которое доминирует в менталитете субъектов этой территории. Здесь имеется в виду единая педагогическая стратегия по «вертикали и горизонтали», ориентированная на личность каждого ребенка-инвалида, развитие его способностей, создание особой обстановки социальной защищенности, что значительно влияет на повышение самооценки и социального статуса ребенка, развитие его внутреннего потенциала самореализации.
Структурный уровень абилитационно-воспитательного пространства представляет собой системообразующие отношения, которые возникают между субъектами конкретного пространства в ходе реализации своих аби-литационных функций. Это т. н. поле диалога, на котором создано комплексное взаимодействие всех служб, занимающихся детьми с ограниченными возможностями в пределах целого района (муниципалитета), в целях их абилитации, адаптации, социализации и интеграции в общество. Иначе говоря, данный уровень системообразующего отношения со-
ставляет функциональная структура абилита-ционно-воспитательного пространства.
К субстратному (основе общности) уровню относятся различные элементы пространства, которые можно подразделить на пассивные (сюда мы включаем все, что находится в сфере абилитационно-воспитательного пространства) и активные (т. е. собственно субъекты организационной структуры абилита-ционно-воспитательного пространства, коими являются как отдельные люди, так и различные службы).
К следующей характеристике абилита-ционно-воспитательного пространства относятся его параметры, которые можно описать через его многомерность, протяженность и плотность.
Как показывает практика, любое абили-тационно-воспитательное пространство
включает в себя различные другие подпространства (в нашем случае это - образовательное, оздоровительное, информационное подпространства, психологическая служба, служба социальной защиты и др.). Однако их вхождение в конкретное абилитационно-вос-питательное поле имеет свой удельный вес и строго индивидуально, поскольку зависит от различных обстоятельств, связанных в основном с тем, насколько успешно субъектам абилитации удается включить то или иное подпространство в целенаправленный процесс социально-педагогической абилитации детей с ограниченными возможностями. И, тем не менее, их целостность представляется нам существенной качественной характеристикой, т. к. именно в этом случае обеспечивается эффективность влияния абилитацион-но-воспитательного пространства на личность воспитанника. К сказанному следует также добавить, что целостность и стабильность устойчивого абилитационно-воспита-тельного пространства есть результат гетерогенности (неоднородности) как его элементов, так и связей между ними при наличии единой концепции, ориентированной на оптимальную для каждого отдельного ребенка социальную адаптацию, социализацию и интеграцию.
Естественно, каждое абилитационно-вос-питательное пространство по-своему специфично, неповторимо и уникально, как и личность каждого ребенка, однако в нем проявляется общее и особенное, так же как в инди-
видуальном развитии человека проявляются законы психофизиологического роста. Поэтому, как нам представляется, мы имеем возможность абстрагироваться от конкретного, реального опыта той или иной территории и выделить само понятие «абилитацион-но-воспитательное пространство» как педагогическую категорию, которая отражает типическое явление педагогической реальности. Анализ специальной литературы, опыт работы автора позволяют утверждать, что формирование в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья абилитационно-воспитательного пространства - это императив качества их образования. Абилитационно-воспитательное пространство позволяет широко использовать абилита-ционный потенциал учебно-воспитательного процесса; сформировать благоприятный социально-психологический климат для оптимального развития каждого ребенка в соответствии с его особенностями и способностями; обеспечить интеграцию деятельности педагогов, психологов, медицинских работников.
Следует отметить, что в настоящее время в России в отношении государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья имеет место переход к новому этапу. И формирование в специальных учреждениях аби-литационно-воспитательного пространства становится императивом качества образования детей с ограниченными возможностями.
Качество образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями рассмотрено как педагогическая проблема и направление образовательной политики.
Историческими предпосылками формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями стали:
- во-первых, развитие медико-педагогического и филантропически-христианского направлений в образовании детей с ограниченными возможностями, которые обусловили создание для них специальных учреждений, формирование т. н. лечебной педагогики;
- во-вторых, возникновение педологии, которая дала мощный толчок развитию детской и педагогической психологии, генетической психологии, педагогической социологии и социальной педагогики, обусловила
разработку концептуальных основ социальной реабилитации и абилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- в-третьих, разработка и реализация проектов по созданию общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями;
- в-четвертых, формирование абилита-ционных центров, обеспечивающих рост качества жизни детей с ограниченными возможностями, и создание инклюзивных школ, в которых все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня и равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
1. Нуртдинова З.Н. Состояние и перспективы работы по социальной реабилитации инвалидов в системе организаций БРО ВОИ. иКЬ: http://voi-ufa.narod.ru/doklad1.htm. Загл. с экрана.
2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. Москва; Ленинград, 1930.
3. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 2000. С. 337.
4. Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы «Школы Бороздина». Монографиче-
ское эссе / под ред. Л.И. Боровикова. Новосибирск, 2000.
5. Сергеева Т.А. Школа-центр интегрированного обучения и диагностики - новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1993. № 5. С. 58-59.
6. Герасименко О.А., Дименштейн Р.П. Несколько слов к вопросу об интеграции. URL: http://www.detisite.ru.eksperts/integration/. Загл. с экрана.
7. Исаев Д.Н. Защита ребенка как педагогическое понятие // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. С. 47-64.
8. Чепурышкин И. П. Моделирование воспитательного пространства школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2006.
Поступила в редакцию 28.10.2009 г.
Chepuryshkin I.P. Quality of education in a boarding school for children with disabilities as a pedagogical problem and the direction of education policy. The article introduces the concept of “Habilitation”, “habilitation and educational space as a pedagogical category”; habilitation activities and complex psychological, medical and educational work on the construction of habilitation and educational space activities contribute to the activity of children living in boarding schools, which is imperative for quality of education of children with disabilities.
Key words: habilitation; rehabilitation; inclusion.
УДК 79б/799
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ
© А.М. Фетисов
В статье рассматриваются проблемы в подготовке специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет. Представлены этапы проведенного исследования. Раскрыты организационно-методические особенности начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура; специалист по адаптивной физической культуре; плавание; глухие дети 6-7 лет; организационно-методические особенности при начальном обучении плаванию.
Нами с 2003 г. ведутся исследования в области совершенствования подготовки кадров для адаптивной физической культуры по дисциплине «Плавание». Разработана и в 2008 г. внедрена в процесс обучения студентов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина специальности
02.25.00 «Физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет.