Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ'

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
385
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
качество образования / ВУЗ / школа / тест / тестирование / интернальность / экстернальность / quality of education / university / school / test / testing / internality / externality

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Косьмин Анатолий Данилович, Косьмина Елена Анатольевна, Грудцына Людмила Юрьевна

Рассматриваются позиции в международных рейтингах качества образования стран «Большой семерки» и Российской Федерации, определяются основополагающие условия повышения креативности российских школьников старших классов и студентов высших учебных заведений, в том числе, и по результатам социологического исследования. Констатируется, что, для повышения качества образования необходимо проводить постоянную работу по совершенствованию механизма подготовки квалифицированных педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Косьмин Анатолий Данилович, Косьмина Елена Анатольевна, Грудцына Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF EDUCATION: MODERN TRENDS

The article considers the positions in the international ratings of the quality of education of the G7 countries and the Russian Federation, determines the fundamental conditions for increasing the creativity of Russian high school and university students, including based on the results of sociological research. It is stated that in order to improve the quality of education, it is necessary to carry out constant work to improve the mechanism for training qualified teaching staff.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-248-256 КОСЬМИН Анатолий Данилович,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело» Омского государственного технического университета, Заслуженный работник высшей школы РФ, e-mail: kosmin.39@mail.ru

КОСЬМИНА Елена Анатольевна,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Управление, политика и право» Омской академии гуманитарных наук и образования,

e-mail: kosmina07@mail.ru

ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса Северо-Западного института (филиала) Университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Почетный адвокат России, e-mail: ludmilagr@mail.ru

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация. Рассматриваются позиции в международных рейтингах качества образования стран «Большой семерки» и Российской Федерации, определяются основополагающие условия повышения креативности российских школьников старших классов и студентов высших учебных заведений, в том числе, и по результатам социологического исследования. Констатируется, что, для повышения качества образования необходимо проводить постоянную работу по совершенствованию механизма подготовки квалифицированных педагогических кадров.

Ключевые слова: качество образования, ВУЗ, школа, тест, тестирование, интер-нальность, экстернальность.

KOSMIN Anatoly Danilovich,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department "State, Municipal Administration and Customs" of Omsk Sciences, Honored Worker of Higher Education

of the Russian Federation

KOSMINA Elena Anatolyevna,

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management, Politics and Law of theOmsk Academy of Humanities and Education

GRUDTSINA Ludmila Yurievna,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Civil Law and Civil Process, Northwestern Institute (branch) of O.E. Kutafin University

(Moscow State University), Honorary Lawyer of Russia

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

QUALITY OF EDUCATION: MODERN TRENDS

Annotation. The article considers the positions in the international ratings of the quality of education of the G7 countries and the Russian Federation, determines the fundamental conditions for increasing the creativity of Russian high school and university students, including based on the results of sociological research. It is stated that in order to improve the quality of education, it is necessary to carry out constant work to improve the mechanism for training qualified teaching staff.

Key words: quality of education, university, school, test, testing, internality, externality.

Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К. Ушинский

Введение

Роль образовательного потенциала в современном мире крайне значима [16]. Важно осознавать, что интеллектуальные возможности образования создают предпосылки реализации принципов демократии, равенства, прав человека, толерантности и межкультурного взаимопонимания [13].

Целью представленной работы является определение степени соответствия российского студента своему историческому предназначению - усердно работающему, систематически занимающемуся.

Знать человека, во всех отношениях у К.Д. Ушинского означает изучение его физиологических и психологических особенностей, влияний «непреднамеренного воспитания» - общественный среды, «духа времени», культуры и передовых общественных идеалов.

Педагогика, организуя целенаправленное («преднамеренное») воспитание человека, использует достижения наук о человеке, которые Ушинский называл «антропологическими», -философии, политэкономии, литературы, психологии и других.

Ушинский ставил перед педагогом задачу «учить учиться». Он исходил из того, что «... следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые знания» [15, с. 500].

Познание незнакомых слов, их новую семантику, оригинальных терминологических рядов и т.д. - всё это создаёт новые нейронные связи и увеличивает их количество. Нейроны - электрические возбудимые нервные клетки для приёма извне, обработки, хранения, передачи и вывода вовне информации.

А. Эйнштейн полагал всю жизнь учебой, а всех живущих - учениками, которым советовал

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

учиться каждый день - «Один день ты перестанешь учиться, и ты начнешь умирать» [7]. Первым правилом для сохранения ясной головы он считал тягу к знаниям, любознательность, помноженную на настойчивость в любом возрасте.

Основная часть

По рейтингу эффективности национальных систем образования - от 0 до 100 баллов (из 50 стран мира) Российская Федерация за последние два года остается по-прежнему не на очень высоких позициях, существенно уступая Великобритании, занимающей уверенно четвёртую ранговую позицию (Россия занимает 39-ю позицию с 84.8 баллами), а также Китаю - его ранговая позиция которого - 30-я с 51.8 баллами [12].

По глобальному индексу инновационности -от 0 до 100 баллов (из 60 наиболее инновационных стран) Россия резко опустилась с 12-й строчки в рейтинге 2015 г. до 27-й (66.81 балла) в 2019 г. Если говорить об отдельных компонентах рейтинга, то по общей производительности труда Россия на 51-й позиции, по интенсивности исследований и разработок - на 35-й позиции. Относительно высокая позиция РФ в рейтинге «обязана» в первую очередь высокой доли высшего образования. Великобритания занимает 18-ю ранговую позицию (75.87 балла), а Китай - 16-ю (78.35 балла) [12]. В 2019 г. Китай впервые обошёл Великобританию по глобальному индексу иннова-ционности за счёт своих показателей в категории «патентная активность», где Китай занимает 2-е место в мире после США [18].

Вот, что о нынешней проблемной ситуации в области инновационности современной России писал Ж.И. Алфёров - учёный-физик, лауреат Нобелевской премии: «Уходят поколения учёных, педагогов, инженеров и рабочих - носителей славных традиций России, которых на рубеже 21-го века, увы, практически некому подхватить. Что дальше? Ответ за государством!» [21]. Как отмечал М.А. Булгаков в конце 1919 г. в своих «Грядущих перспективах», «мы так сильно опоздаем, что никто из современных пророков, пожалуй, не скажет, когда же, наконец, мы догоним их и догоним ли вообще» [1, с. 16].

Таблица 1.

Рейтинг стран мира по уровню образования и жизнеспособности населения (2020 г.)

Страна Ранг Индекс (от 0 до 1) Государственные расходы на образование (% ВВП) Коэффициент жизнеспособности населения (КЖН)

Великобритания 3 0,928 5,6 3,0

Германия 1 0,943 4,6 3,0

Италия 48 0,793 4,7 3,0

Канада 17 0,894 4,8 3,0

США 15 0,900 5,4 3,0

Франция 41 0,827 5,9 3,0

Япония 28 0,850 4,8 3,0

Россия 39 0,823 4,1 1,4

Источник: [9; 12].

Уровень образования населения страны является важнейшим аргументом функции его жизнеспособности (далее - КЖН), коэффициент которой отображает (характеризует) возможности сохранения генофонда, физиологического, психологического и интеллектуального развития наций в условиях продолжения социально - экономической политики правительства, осуществляемой на момент обследования конкретной страны. Коэффициент измеряется по пятибалльной системе. Согласно исследованиям, пять баллов не имеет ни одна страна в мире. Максимальные четыре балла «принадлежат» пяти странам мира - Швеции, Нидерландам, Бельгии, Дании и Исландии [19].

В 2018 г. 79% 15-летних российских школьников достигли порогового уровня естественнонаучной грамотности и превзошли его. В странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) таковых оказалось только 78%. Надо понимать, что 15-летние школьники, достигшие показателей 5-го и 6-го уровней, - это самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях. 2-й уровень пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях. 3-й уровень - это среднее значение международной шкалы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

Читательская грамотность у российских школьников достигла своего апогея в 2006 г. - 495 баллов, а затем пошла на убыль.

Балл ниже 1, 5, по существу, означает смертельный приговор нации - вследствие социально-экономической политики правительства и постоянного ухудшения экономической ситуации население обречено либо на постоянное вымирание (847 тыс. человек в 2005 году и около 700 тыс. человек в 2020 г. - два рекордных значения естественной убыли населения России [21]), либо на деградацию - воспроизводимые поколения будут отличаться физиологической, психологической и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти поколения не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет способности к самостоятельному мышлению. Балл ниже 1,5 означает также, что население страны все более восприимчиво к инфекциям и болезням и характеризуется возрастающим уровнем нетрудоспособности. А личная и творческая индивидуальность такого населения постоянно снижается (ВОЗ и ЮНЕСКО именуют этот процесс обезличиванием).

Заметим, что отмечаемый показатель архиважный, но совершенно не пригодный для общественного использования до той поры, пока он не будет дезагрегирован, т.е. пока не будет известно,

0

01

2

Со

0 §

¡3

1

со

о §

Со •

ISA О ISA

Таблица 2

Результаты Российской Федерации в исследованиях RISA (2000 г, 2015 г, 2018 г.)

Направления исследования Место РФ среди других стран-участницах (по количеству баллов)

PISA -2000 г. -32 страны PISA -2015 г. -72 страны PISA-2018 г.-79 стран 2018 г. К 2000 г. Уровни ФГ*

Количество баллов Место Количество баллов Место Количество баллов Место Баллы % 4-6-й (балл) 3-й (балл) Пороговый (2-й) (балл)

Естественнонаучная грамотность 460 26 486 32 478 33 18 103,9 559-683-708 484 409

Математическая грамотность 478 22 482 23 488 30 10 102,1 545-607-669 482 420

Читательская грамотность 462 27 475 26 479 31 17 103,7 553-626-708 480 407

Среднее значение 467 25 481 27 482 31 15 103,2 552,639,695 482 412

Источник: [13]

по каким параметрам человеческие бытия в своей совокупности оценивались в диапазоне от 2 до 5.

Ограниченное инструментальное значение определяемого КЖН сподвигло экспертов ОЭСР на выявление фундаментальных причин столь низких показателей жизнеспособности населения различных стран мира. Начиная с 2000 г. один раз в три года под эгидой этой организации выявляется оценка качества общего образования по модели PISA (Program for International of Student Assessment; в России национальным центром проведения исследования PISA является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО).

Исследование направлено на получение ответа на основной вопрос: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное среднее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе?

Результаты Российской Федерации в исследование PISA представлены в таблице 2.

Креативность 15-летних школьников определялась по трем направлениям исследования: естественнонаучной грамотности, математической грамотности и читательской грамотности.

Незначительное повышение средних значений по всем направлениям исследования (равных средним значениям международной шкалы), сопровождаемое потерями рейтинговых позиции по мере расширения ареала исследования (увеличения количества стран, участвующих в последнем), свидетельствует о наличии ряда факторов, сдерживающих процесс повышения эффективности обязательного среднего образования и попадания в число 10-ти ведущих стран мира по качеству общего образования [4; 6].

В ряду этих факторов позиционирует базисный (во многом генерирующий другие факторы) -это инвестиции в школьное образование как универсальный ресурс всякого развития. Российское государство тратит на обучение одного школьника в год 2574 доллара США по сравнению с 11234 долларами во Франции с 12452 долларами в США [20].

Неутешительные результаты школьного образования в значительной мере связаны с «потухающей свечой» патриотизма учителей, более всего озабоченных решением проблемы обеспечения нормальной жизни, удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей, в результате чего формируются их «неправильная» модель поведения - они мало или совсем не работают над собой, не замотивированы на повышение не только своего профессионального уровня, но и уровня функциональной грамотности школьников. Мы все помним, что учитель живет

до тех пор, пока он учится, как только он перестал учиться, в нем умирает учитель [15].

Это модель поведения как эстафетная палочка передаётся и преподавателям ВУЗа, вынужденных опускать своего «Гоголя» до терминологического и общеобразовательного уровня студентов [3; 6]. Для работающих постоянно над собой преподавателей - это возможность повысить интенсивность своего труда, направленного на написание статей, учебных пособий и монографий. Для неработающих над собой преподавателей - это бремя, с которым они смиряются из-за своей не обязательности работать на студента, не научая его учиться.

Эти два генотипа преподавателей по-разному воспринимаются студентами различных психогенетических типов. Для тех, кто учится без желания, не совершенствуется, более привлекательным выглядит преподаватель пассивный, безразличный к судьбе будущего выпускника, диплом которого будет свидетельствовать всего лишь об одном, а, именно, у его обладателя была возможность получить приличествующее времени высшее образование.

А для тех, кто пришел учиться и совершенствоваться, отличающихся любознательностью и стремящихся к достижению не столько инструментальных ценностей, сколько терминальных, привлекательным оказывается генотип преподавателя - креативного, находящегося в непрерывном процессе своего совершенствования, самообразования.

Решение проблемы повышения качества высшего образования, как аргумента функций жизнеспособности и инновационности находится в области упразднения принципа спонтанного формирования групп, в которых монопольное положение занимает студент «среднего числа», в расчете на которого и выстраивается процесс обучения [3]. Реальный студент, работающий и систематически занимающийся, теряет интерес к «коллективному» образованию и к сообществу преподавателей, его образовывающих.

Представляется наиболее целесообразным формирование студенческих групп, используя результаты мониторинга личностных характеристик образовывающихся как на « входе» в эту сферу образования, так и в границах (в пределах) образовательного цикла. Оценку личностных характеристик студенческого сообщества, возможно проводить с помощью специально разработанного опросника американским психологом, автором теории научения и теории локуса контроля Дж. Роттером [17; 10; 14], по авторитетному мнению которого, одной из важных интегральных характеристик самосознания, вызывающих чувство ответственности, готовность к активности,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

является качество личности, получившее название локуса контроля (locus of contro).

Локус контроля - это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты деятельности собственным способностям и усилиям, либо внешним силам (других людей, судьбы и т.д.). Локус контроля универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми человеку приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в случае достижений. И в различных областях социальной жизни, являющейся, безусловно,трудовой.

Существует два крайних типа локуса контроля - интернальный и экстернальный. В первом случае человек убеждён, что происходящие с ним события зависят от его личностных качеств и являются закономерным итогом его собственной деятельности. Во втором случае человек убеждён, что все его успехи и неудачи - это результат внешних сил (везения, случайности, давления окружения, других людей и т.д.). Любой индивид занимает определённую позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.

Рассмотрим необходимые для авторского пилотного исследования три шкалы локуса контроля [2].

А. Общая интернальность - Ио. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складываются их жизнь в целом, Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действия других людей.

Б. Интернальность достижений - Ид. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. Интернальность неудач - Ин. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о развитом чувстве субъективного контроля по отношению

к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинить самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый склонен испытывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Оценивая уровень интернальности - экстер-нальности с помощью специально разработанного опросника [10], Дж. Роттер и другие исследователи показали, что преобладание экстерналь-ного локуса контроля чаще сочетается с такими качествами как конформность, т.е. уступчивое, зависимое поведение, неуверенность в себе, тревожность. Люди с преобладанием интернальности отличаются более высокой активностью, независимостью и самостоятельностью, они более уверены в себе, имеют более высокую самооценку и проявляют более высокую ответственность за свое поведение. Результаты исследования подтвердили также связь интернальности с мотивацией достижения успеха.

По мнению Дж. Роттера, интерналам в реальной жизни больше подходят ответственные должности с серьезными обязательствами. Как показывает практика, именно они преимущественно их и занимают. Отсутствие стремления к поставленным целям возникает из-за необязательности, безответственности, небрежности или апатичности, причем стремлением достижению желаемого движет упорядоченность, аккуратность, ответственность, старательность, планомерность и настойчивость [17].

В отечественных психологических исследованиях для диагностики локуса контроля наиболее широко используется тест Дж. Роттера в адаптации Е. Бажина [2].

В этой связи уместным следует полагать скромное пилотное исследование авторов с целью изучения возможности проведения более широкого социологического исследования, выходящего за рамки тестирования, по локусу контроля ограниченного числа студентов-респондентов.

Назначение теста - диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности личности студента вуза [11].

Методической основой исследования, являлось тестирование в режиме реального времени студенческой группы (30 человек) Омского государственного технического университета.

Предмет исследования ограничивался выявлением уровня интернальности студентов 4 курса очного отделения по специальности «Таможен-

ное дело» по трем шкалам локуса контроля -общей интервальности, интервальности достижений и неудач.

Таблица 1.

Показатели уровня интернальности по шкалам локуса контроля

Интернальность Уровни (в баллах)

Высокий Низкий Средний

Общая 10 6 7

Достижений 9 7 8

Неудач 7 5 6

Источник: Составлена авторами по результатам тестирования.

Отчетливо выраженное преобладание мотивации достижений над мотивацией избегания неудач является достаточным основанием для утверждения о том, что в нашу «разработку» попали наиболее успешные студенты вуза, 33% из которых достигли высокого уровня интерваль-ности со среднем баллом успеваемости за 7 семестров, равным 4,6.

Определение локуса контроля, а также его мониторинг, анализ и пересмотр, корригирование ранее сложившихся отношений к происходящему с каждым студентом является мощным инструментом для их саморазвития, усовершенствования своей личности.

Заключение

Общий вывод сводится к утверждению о том, что достижение высокого качества подготовки специалистов является функцией одного из важнейших аргументов (условий), а именно - особенных качеств личности студентов, генерирующих их стремление к достижению желаемого -упорядоченного, аккуратного, ответственного, старательного, планомерного и настойчивого.

В этой специфической и благородной сфере деятельности (по преобразованию и самого человека, и среды его обитания) должны работать индивиды, постоянно работающие над собой, с неиссякаемой тягой к знаниям по преобразованию окружающей среды и самого себя.

Педагогика должна, по определению, очень четко выявлять масштабы одной студенческой «популяции» и другой, с тем, чтобы сосредоточиться на той, от совершенствования и развития которой (с высокими показателями интервальности) зависит будущее развитие общества.

Повышение качества системы образования в России основывается зачастую на несходстве средств и целей, в результате мы имеем уровень функциональной грамотности школьников, а также компетентность выпускников ВУЗов, не отвечающими в полной мере, реалиям современной жизни.

Система образования в России должна быть на первом месте и по значимости, и по масштабам инвестирования государственных расходов в иерархическом ряду приоритетов социального экономического развития [8; 9].

Мировой опыт свидетельствует, что социально- экономическому порыву, прежде всего экономическому взлету, предшествуют солидные инвестиции в образовании, конвертируемые не столько в масштабы «охвата» образования (хотя и это очень важно, поскольку образованность населения - одна из величайших его сил [5]), сколько в качество, высокую компетентность подготавливаемых специалистов, соответствующих запросам рынка труда, потребностям различных сфер трудовой деятельности [6].

Список литературы:

[1] Булгаков М.А. Похождения Чичикова: повести, рассказы, фельетоны, очерки 1919-1924. [сост. и авт. вступ. ст., с. 3-61, В. Петелин]. - М.: Современник, 1999. - 590 с.

[2] Диагностика парциальных позиций интернальности - экстернальности личности (Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М.) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

[3] Косьмин А.Д. В зеркале экзаменов // Alma mater (Вестник высшей школы). 1987. № 2. - С.60-62.

[4] Косьмин А.Д. О преобразовании энергии аффективных влечений на творческое развитие своей личности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 8. - С.48-51.

[5] Косьмин А. Д., Косьмина Е.А. О настораживающем тренде российского образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 7. - С.18-26.

[6] Косьмин А.Д., Косьмина Е.А. О тревожном тренде трансформации целевых ориентиров реформирования российской системы образования в риски // Alma mater (Вестник высшей школы), 2019. № 9. - С. 5-11.

[7] Кузнецов Б.Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие. - М.: Наука, 1979. - 680 с.

[8] Молчанов С.В., Грудцына Л.Ю. Мотиваци-онная сфера субъектов образовательной деятельности // Образование и право. 2018. № 7. - С. 192- 202.

[9] Молчанов С.В., Грудцына Л.Ю. Педагог и ученики как субъекты образовательного процесса в России // Образование и право. 2018. № 7. - С. 219-226.

[10] Опросник Роттера [Электронный ресурс] // Психологос. Энциклопедия практической психологии. - URL: // http://www.psychologos.шЮпро-сник_Роттера (дата обращения: 12.02.2021).

[11] Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие. - СПб.: Издательство С.-Петерб. гос. ун-та, 2001. - 221 с.

[12] Рейтинг стран мира по уровню образования // Гуманитарный портал: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий 2006- 2021 (посл. ред.: 22.03.2021). - URL: https://gtmarket.ru/rating/education.index (дата обращения: 12.02.2021).

[13] Рыжов В.Б. Сотрудничество Европейского союза с государствами постсоветского пространства в области образования (на примере программы Erasmus+) [Электронный ресурс] // Международное право. 2019. № 2. - С. 42-50. -URL: https://e-notabene.ru/wl/article_29830.html (дата обращения: 12.02.2021).

[14] Теория социального научения Роттера [Электронный ресурс] // Jobgrade.ru. - URL: // http://www.jobgrade.ru/modules/Articles/article. php?storyid=703 (дата обращения: 12.02.2021).

[15] Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Педагогические статьи 1859- 1861 гг. / Т.2. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1948. - 656 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

[16] Чернявский А.Г., Пашенцев Д.А., Грудцына Л.Ю. История образования и педагогической мысли / Т.2. Теория. - М.: ИНФРА-М, 2018. -243 с.

[17] Rotter J.B. Social Learning and Clinical Psychology. - NY: Prentice-Hall, 1954

[18] Официальный сайт Всемирного банка (The World Bank) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.worldbank.org (дата обращения: 12.02.2021).

[19] Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oecdru. org (дата обращения: 12.02.2021).

[20] Официальный сайт ЮНЕСКО ( UNESCO; United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.en.unesco.org (дата обращения: 12.02.2021).

[21] Официальный сайт газеты «Аргументы и факты» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. aif.ru (дата обращения: 12.02.2021).

Spisok literatury:

[1] Bulgakov M.A. Pohozhdeniya CHichikova: povesti, rasskazy, fel'etony, ocherki 1919-1924. [sost. i avt. vstup. st., s. 3-61, V. Petelin]. - M.: Sovre-mennik, 1999. - 590 s.

[2] Diagnostika parcial'nyh pozicij internal'nosti - eksternal'nosti lichnosti (Bazhin E.F., Golynkina E.A., Etkind A.M.) / Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manu-jlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp. - M.: Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2002. - 490 s.

[3] Kos'min A.D. V zerkale ekzamenov // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 1987. № 2. - S.60-62.

[4] Kos'min A.D. O preobrazovanii energii affek-tivnyh vlechenij na tvorcheskoe razvitie svoej lichnosti // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2014. № 8. - S.48-51.

[5] Kos'min A. D., Kos'mina E.A. O nas-torazhivayushchem trende rossijskogo obrazovaniya // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2016. № 7. -S.18-26.

[6] Kos'min A.D., Kos'mina E.A. O trevozhnom trende transformacii celevyh orientirov reform-irovaniya rossijskoj sistemy obrazovaniya v riski // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly), 2019. № 9. - S. 5-11.

[7] Kuznecov B.G. Ejnshtejn. ZHizn'. Smert'. Bessmertie. - M.: Nauka, 1979. - 680 s.

[8] Molchanov S.V., Grudcyna L.YU. Motiva-cionnaya sfera sub"ektov obrazovatel'noj deya-tel'nosti // Obrazovanie i pravo. 2018. № 7. - S. 192202.

[9] Molchanov S.V., Grudcyna L.YU. Pedagog i ucheniki kak sub"ekty obrazovatel'nogo processa v Rossii // Obrazovanie i pravo. 2018. № 7. - S. 219226.

[10] Oprosnik Rottera [Elektronnyj resurs] // Psihologos. Enciklopediya prakticheskoj psihologii. -URL: // http://www.psychologos.ru/Oprosnik_

Rottera (data obrashcheniya: 12.02.2021).

[11] Rean A.A. Prakticheskaya psihodiagnos-tika lichnosti: Uchebnoe posobie. - SPb.: Izdatel'stvo S.-Peterb. gos. un-ta, 2001. - 221 s.

[12] Rejting stran mira po urovnyu obrazovaniya // Gumanitarnyj portal: Issledovaniya [Elektronnyj resurs] // Centr gumanitarnyh tekhnologij 2006- 2021 (posl. red.: 22.03.2021). - URL: https://gtmarket.ru/ rating/education.index (data obrashcheniya: 12.02.2021).

[13] Ryzhov V.B. Sotrudnichestvo Evrope-jskogo soyuza s gosudarstvami postsovetskogo prostranstva v oblasti obrazovaniya (na primere pro-grammy Erasmus+) [Elektronnyj resurs] // Mezhdun-arodnoe pravo. 2019. № 2. - S. 42-50. - URL: https://e-notabene.ru/wl/article_29830.html (data obrashcheniya: 12.02.2021).

[14] Teoriya social'nogo naucheniya Rottera [Elektronnyj resurs] // Jobgrade.ru. - URL: // http://

www.jobgrade.ru/modules/Articles/article.php?sto-ryid=703 (data obrashcheniya: 12.02.2021).

[15] Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. Peda-gogicheskie stat'i 1859- 1861 gg. / T.2. - M.: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk, 1948. - 656 s.

[16] Chernyavskij A.G., Pashencev D.A., Grudt-sina L.Yu. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj mysli / T.2. Teoriya. - M.: INFRA-M, 2018. - 243 s.

[17] Rotter J.B. Social Learning and Clinical Psychology. - NY: Prentice-Hall, 1954

[18] Oficial'nyj sajt Vsemirnogo banka (The World Bank) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www. worldbank.org (data obrashcheniya: 12.02.2021).

[19] Oficial'nyj sajt Organizacii ekonomich-eskogo sotrudnichestva i razvitiya (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.oecdru.org (data obrashcheniya: 12.02.2021).

[20] Oficial'nyj sajt YUNESKO ( UNESCO; United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// www.en.unesco.org (data obrashcheniya: 12.02.2021).

[21] Oficial'nyj sajt gazety «Argumenty i fakty» [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.aif.ru (data obrashcheniya: 12.02.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.