Научная статья на тему 'Качество образования как результат управления знаниями субъектов образовательной практики в школе'

Качество образования как результат управления знаниями субъектов образовательной практики в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ ПЕДАГО-ГОВ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИРЕК-ТОРА ШКОЛЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗНАНИЯМИ / QUALITY OF EDUCATION / RESULT OF EDUCATION / MANAGEMENT OF TEACHERS' KNOWLEDGE / MANAGEMENT OF STUDENTS' KNOWLEDGE IN ACCORDANCE WITH REQUIREMENTS OF GEF / SCHOOL DIRECTOR'S ACTIVITY ON KNOWLEDGE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилина Алла Ивановна

В статье качество образования рассматривается как результат выявления и управления знаниями педагогов школьного коллектива. Знания каждого педагога при рациональном их развитии и использовании в коллективной деятельности обеспечивают достижение высоких личностных результатов как учащихся, так и педагогов. Раскрываются основные направления управленческой деятельности директора школы по достижению результативности системы управления знаниями в педагогическом коллективе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF EDUCATION AS RESULT OF KNOWLEDGE MANAGEMENT OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PRACTICE IN SCHOOL

In the article the quality of education is considered as a result of identification and management of knowledge of school teachers team. Rational development and use of each teacher’s knowledge in collective activities ensures the achievement of high personal results of both students and teachers. The main directions of the managerial activity of the school director for achieving effectiveness of the knowledge management system in the pedagogical collective are revealed

Текст научной работы на тему «Качество образования как результат управления знаниями субъектов образовательной практики в школе»

Современные проблемы образования

А.И. Жилина

(Санкт-Петербург)

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ

QUALITY OF EDUCATION AS RESULT OF KNOWLEDGE MANAGEMENT OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PRACTICE IN SCHOOL

В статье качество образования рассматривается как результат выявления и управления знаниями педагогов школьного коллектива. Знания каждого педагога при рациональном их развитии и использовании в коллективной деятельности обеспечивают достижение высоких личностных результатов как учащихся, так и педагогов. Раскрываются основные направления управленческой деятельности директора школы по достижению результативности системы управления знаниями в педагогическом коллективе

Ключевые слова: качество образования, результат образования, управление знаниями педагогов, управление знаниями учащихся в соответствии с требованиями ФГОС, деятельность директора школы по управлению знаниями.

In the article the quality of education is considered as a result of identification and management of knowledge of school teachers team. Rational development and use of each teacher's knowledge in collective activities ensures the achievement of high personal results of both students and teachers. The main directions of the managerial activity of the school director for achieving effectiveness of the knowledge management system in the pedagogical collective are revealed.

Key words: quality of education, result of education, management of teachers' knowledge, management of students' knowledge in accordance with requirements of GEF, school director's activity on knowledge management.

Возрастание роли образования на современном этапе развития страны определяет главную задачу российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Качество образования в школе провозглашается одним из основных показателей эффективности ее работы. Однако единое понятие «качество образования» в науке и практике сегодня пока отсутствует. Оно представляется и как сложная категория, имеющая цивилизационное, социально-системное значение, и как культурное, национально-региональное, и как образовательно-педагогическое и личностное измерение,

т.е. качество образования рассматривается с разных точек зрения: философской, экономической, педагогической.

По отношению к сфере образования «качество» представляет собой социально-педагогическую категорию, тот нормативный уровень, которому должна соответствовать «продукция» (личностное развитие и уровень знаний, умений и навыков человека) отрасли образования в определенный исторический период развития общества. Таким образом, самое простое определение качества образования — это мера соответствия уровня образования личности заранее установленным требованиям, которые определяются вызовами общественного развития.

Такие требования к качеству образования современной личности зафиксированы

в Федеральных государственных образовательных стандартах для всех уровней образования. Именно стандарт - ФГОС и есть тот принципиально новый для современной школы документ, который нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни, представляет собой совокупность требований к знаниям, которые должны стать обязательным результатом при освоении основной образовательной программы всеми учащимися общеобразовательных учреждений.[10]. Стандарт учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации.

Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся, их духовно-нравственного развития, воспитания, формирования мировоззрения и готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Требования стандарта - это также результат и оценка деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, руководителей системы образования в целом.

В этом случае за достижение запланированных стандартом результатов образования в школе несёт прямую ответственность её директор. На первый план выходит его социальная ответственность перед обществом (систематическое достижение высоких результатов обучения и воспитания детей в соответствии с заданными населением и государством требованиями). Важную роль в этом играет личность руководителя, эффективность организуемого им внутриш-кольного управления, этичность деятельности и отношений, забота о персонале, сложившийся «фирменный», присущий только данной школе, стиль жизни и общения педагогов, учащихся, родителей, её финансовое положение, связи с общественностью.

Результаты освоения образовательных программ каждым школьником представлены в виде требований к освоению учащимися предметных и метапредметных (мыслительных) знаний и умений, универсальных учебных действий, развития личностных качеств, готовности выпускников к жизни

и труду в информационном «обществе зна-ний»[10].

За достижение результатов, требования к которым прописаны в стандарте, несут ответственность сами обучающиеся, их родители, педагоги, администрация образовательного учреждения и вся система образования в целом.

Одновременно в структуре ФГОС прописаны требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-научно-методических и др.), которые должны обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья, их духовно-нравственное развитие [9]. За обеспечение этих условий несёт персональную ответственность руководитель школы в пределах своего функционала, также как и руководители всех уровней управления образованием в пределах их обязанностей.

Чтобы школа достигала постоянно высоких результатов, т.е. целей, определённых стандартом, директором школы должны успешно выполняться основные функции: организация учебно-воспитательного процесса с ориентацией на запросы личности, общества и государства; организация вну-тришкольного управления, ориентированного на поэтапное достижение результатов, обозначенных ФГОС по каждому классу и предмету обучения; введение инноваций в управление и самоуправление; системное взаимодействие всех функций.

Иными словами, школа должна быть нацелена на результат, управление должно быть гибким и хорошо адаптироваться к изменениям. Причем такая гибкость должна контролироваться и давать предсказуемые результаты. И, наконец, система школы должна быть самонастраивающейся и не требовать корректирующих воздействий извне.

Целостный образ управленческой деятельности директора школы слагается из множества факторов. К ним относятся и ор-

ганизация среды (классы, кабинеты, чистота и др.), и уровень соответствия требованиям времени субъектов образования (педагогов, учащихся и др.), и психологический климат в коллективе, и вербальная культура (умение общаться, манера говорить, писать), и формирующаяся ментальность субъектов образовательного процесса (мировоззренческие и морально-этические позиции), и т.д.

Однако главным, ведущим фактором в достижении результативности школы является уровень профессиональной квалификации всех сотрудников школы, в первую очередь педагогов и руководителей.

Учитель-личность, учитель-профессионал, чётко знающий требования стандарта-результата и умеющий работать на результат, - это основа результативно работающей школы.

Директор школы должен осознавать, что без учета квалификации педагогов как всей школьной организации, так и каждого отдельного члена педагогического коллектива, практически невозможно выстроить психологически выверенную программу развития школы и достижения результатов, востребованных обществом[6]. При этом усилия директора должны быть направлены на подкрепление высокосоциальных стремлений участников совместной деятельности, с одной стороны, и на целенаправленное недопущение их асоциальных притязаний, с другой. Важнейшим направлением деятельности остаётся согласование индивидуальных запросов членов коллектива с запросами сообщества в широком социуме (население микрорайона школы, родители, выпускники школы и др.) [1].

Высокий уровень выполнения задач педагогической деятельности должна обеспечить система эффективного современного знания в работе профессионала-педагога. Это может быть достигнуто только на основе современного профессионального знания системной методологии управления знаниями учащихся в процессе их обучения, освоения учителями навыков и умений, ориентированных на достижение конечного результата учащимися в изучении образовательных программ и реализации требо-

ваний, которые сегодня заданы Федеральными государственными образовательными стандартами.

Поэтому перед директором школы стоит главная проблема - организовать систему управления знаниями персонала школы.

Необходимость формирования системы управления знаниями обусловлена оперативным реагированием на изменения в образовательной политике, экономической ситуации и требованиями государства и заказчиков (населения) к качеству обучения на основе проверенных традиций и эффективных инноваций.

В настоящий момент ставятся задачи совершенствования организационной и штатной структуры, создания сбалансированной системы профессионального обучения педагогов на рабочем месте в школе. Это возможно в каждой школе на основе дальнейшего развития сложившейся многоуровневой практико-ориентированной системы обучения и системы оценки ее качества.

Управление знаниями в школе - это, в первую очередь развитие интеллектуального потенциала её субъектов.

Интеллектуальным капиталом школы как источником определенных преимуществ, их потенциальной ценности и удовлетворения спроса населения возможно и необходимо управлять, то есть управлять знаниями.

Система управления знаниями — это набор повторяемых на регулярной основе управленческих процедур, призванных повысить эффективность сбора, хранения, распространения и использования педагогически ценной информации в коллективе школы. Ключевым фактором создания системы управления знаниями, в том числе как преимуществом образовательных организаций, по мнению японских учёных И. Но-нака и Х. Такеучи, является управление по схеме: «из центра - вверх - вниз»[ 8 ].

В центре должен располагаться преподавательский состав образовательной организации как «проводник и трансформатор» знаний, обеспечивая бесперебойную циркуляцию знаний внутри школы как системы.

В образовательной системе школы находятся заказчики образовательных услуг

(родители) и обучающиеся (ученики, сотрудники), которые взаимосвязаны между собой и непосредственно взаимодействуют с центром управления - директором, его заместителями, педагогами - для достижения целей обучения.

По мнению российского учёного Б.З. Мильнера, система управления знаниями должна быть коллективным мозгом. Он пояснял, что: «...отдельных работников и рабочие группы можно сравнить с нервными клетками. Для того, чтобы сформировать мозг, нервные клетки должны быть здоровыми и находиться в свободных связях друг с другом таким образом, чтобы постоянно посылать информацию и получать ее от других нервных клеток, получая питание и кислород от систем, которые они обслуживают и помогают координировать. Чем больше клеточек мозга (сотрудников) принимает участие в решении проблемы, тем более эффективным будет решение...»[7].

Основными развивающимися элементами системы управления знаниями в школе являются пространство знаний образовательной организации (т.е. содержание знаний всех субъектов образовательного процесса) и информационное пространство образовательной организации, т.е. методы, формы, средства, технологии управления знаниями.

Система управления знаниями в школе включает такие основные функции, как создание в процессе обучения и выявление имеющихся знаний; хранение и организация доступа педагогов, учащихся и родителей к этим базам общезначимых знаний; непосредственное использование знаний и их распространение всеми участниками образовательной деятельности [6 ].

Уровень управления знаниями в школе будет непосредственно возрастать, если система управления знаниями, созданная и поддерживаемая руководителем, будет обеспечивать инновационный и технологический характер развития каждой личности. Если директор школы создаст систему, которая будет на практическом уровне формировать и развивать подсистему оценки результатов обучения учащихся и самих педагогов, он сможет поддерживать уровень

профессиональной квалификации сотрудников, ориентированной на решение задач, определенных требованиями государства и социума.

Директор и педагоги школы должны осознавать, что школа - это система, т.е. объективно сложившееся единство взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем обучающего и воспитывающего характера, направленное к единой цели - развитию и становлению личности, способной жить и действовать в современном мире на основе знаний, соответствующих требованиям развивающегося «общества знаний».

Система управления знаниями в школе - это системный процесс управления созданием, совершенствованием, хранением, распространением и использованием знаний образовательной организации в профессионально-личностной деятельности педагога, предполагающей изменение его методологии профессиональной работы с детьми в условиях многочисленных инноваций современности.

Но каждый директор школы должен помнить, что «Управление знаниями является средством, а не конечной целью. Конечная цель состоит в повышении интеллектуального потенциала организации, - считал Билл Гейтс.- Конечная цель состоит в том, чтобы группа сотрудников организации могла совместно вырабатывать идеи и воплощать их в жизнь столь же эффективно и целенаправленно, как это мог бы делать один человек, направивший все силы на решение проблемы [2 ].

Управление знаниями - это новая методология освоения учащимися ФГОС под руководством учителя на уроке [5]. Оно ставит две главных задачи: превратить стандарт в важнейшее средство обеспечения системного развития, обучения и воспитания учащихся на каждом уроке в своей школе; превратить стандарт в важнейшее средство обеспечения системного овладения педагогами школы методологией профессиональной деятельности по управлению знаниями учащихся на уроке.

Система управления знаниями - взаимный обмен информацией, знаниями, идеями, мыслями и т.д. и их эффективное ис-

пользование для согласованных действий педагогов в направлении общей цели (работы на результат).

Интеллектуальная собственность школы знания, которыми обладают ее сотрудники - является ключевым оценочным фактором эффективности и конкурентоспособности школы. Квалификация педагогов является системообразующим фактором системы управления качеством образования в соответствии с требованиями ФГОС [5 ] .

Директор школы не только организует системный процесс деятельности школы

- управление процессом познавательной деятельности, создание баз знаний обучающихся и развитие их личности для формирования человеческого, интеллектуального и научного капитала на основе конкретного содержания и запаса знаний всех субъектов образовательной практики и др. Он обязан обеспечить устойчивое развитие самой организации и каждой конкретной личности в ней на основе сформированной системы управления знаниями с ориентацией на овладение результатом. Система управления знаниями способна принести наибольшую пользу в процессе профессионального совершенствования педагогов на рабочем месте в школе в рамках конкретных образовательных проектов, открытых уроков, научно-практических семинаров и других мероприятий.

Директор школы действительно обеспечит высокое качество образования, если педагоги и учащиеся на основе управления знаниями чётко станут понимать: «Знания

- зачем?»; «Знания - что?»; «Знания - как?» и будут готовы реализовать их в реальной жизни [4].

В современных социально-экономических и культурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями.

Рыночные отношения коренным образом изменили характер функционирования традиционной системы управления. Четко обозначился переход от вертикальной, авторитарно-бюрократической системы управления к корпоративному стилю, осно-

ванному на союзе профессионалов, обеспечивающих управление деятельностью любой структуры по горизонтали, когда учитываются «природосообразные качества» каждого человека и личностноориентиро-ванный подход к его деятельности [ 3 ].

Мировой опыт и российские исследования проблемы управления учебным процессом в школе показывают неэффективность старых управленческих структур системы образования в современных условиях. В то же время создаваемые новые управленческие организационные структуры (психодиагностические, информационные, образовательно-методические, мониторинговые и другие) пока не оказывают должного влияния на систему подготовки руководителей и специалистов местных (муниципальных) органов управления образованием, на качество (результативность) учебно-воспитательного процесса.

Исследования показали наличие дефицита знаний по управлению образованием не только у руководителей школ, но и управленческих кадров на всех уровнях и во всех звеньях управления. Особенно обозначился дефицит культуры мировоззренческой, политической, производственной, нравственной, правовой, экономической и управленческой.

Руководитель школы и любого уровня системы образования - это человек, профессионально осуществляющий функции управления знаниями (аналитическую, целепола-гания, прогностическую, организационную, информационную, корректировочную, координационную, контрольную и др.).

Его профессионализм заключается не только в знании всех тонкостей объекта управления, т.е. школы как системы, но и в знании образовательной системы в целом, глубоком освоении и умении системно применять на практике теории управления, познания, обучения и воспитания. Вне всякого сомнения, директор школы должен обладать системным мышлением, чтобы уметь прогнозировать развитие образовательной организации и создавать все необходимые условия для достижения её целей, владеть искусством управления знаниями педагогов-профессионалов и отношения-

ми между ними; объединять людей вокруг общей цели; развивать в людях профессиональные потребности и создавать условия для их удовлетворения; обеспечивать в конкретном образовательном учреждении, классном или общешкольном коллективах атмосферу уважения, доверия и успеха.

Современный директор школы профессионально владеет учебно-воспитательным процессом, понимает зависимость его результатов от профессиональных знаний и квалификации педагогов, уметь на основе методологии и технологий управления знаниями выстраивать планирование, организацию, контроль результатов деятельности. При этом директор должен знать и уметь применять в реальных ситуациях экономические, организационно-распорядительские, административные, психолого-педагогические методы и методы общественного воздействия [11]. Все они реализуются

путем широкого вовлечения педагогов и школьников в управление школой, развитие в ней демократических начал на основе широкого коллективного обсуждения важных проблем образовательного процесса и способов их преодоления через объединения всех членов коллектива методической, учебной, иной совместной деятельностью.

Управление знаниями в школе обеспечивает поддержку приоритета личности и ее интересов, свободу личности каждого педагога и каждого учащегося. Это позволяет развивать варианты государственно-общественного управления образованием, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем качества образования, сделать человека активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор профессиональной и общественной деятельности.

Литература

1. Бурдакова О.П. Управление персональными знаниями как механизм развития потенциала педагогического коллектива / / XIX Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. Т. 2. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - 337 с.

2. Гейтс Билл. Дорога в будущее. (англ. The Road Ahead): США,1995.

3. Джанетто К., Уилер Э. Управление знаниями: Руководство по разработке и внедрению корпоративной системы управления знаниями. - М.: Добрая книга, 2005.- 273 с.

4. Жилина А.И. Ключевые понятия федеральных государственных образовательных стандартов / / Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Научный журнал. Педагогика. - Т. 3. - № 3. - 2015. - С. 41-47.

5. Жилина А.И. Управление знаниями - инновационная методология коренных изменений в менталитете и профессиональном мышлении педагогов начала ХХ1 века. //Академия профессионального образования. - 2015. - № 3 (45). - С. 28-35.

6. Жилина А. И. Модель управления знаниями в современном образовательном учреждении (общеобразовательной школе) //Вестник ТОГИРРО. -2012. - № 1. - С. 87-91.

7. Мильнер Б.З. Управление знаниями в современной экономике. - М.: Институт экономики РАН, 2008. - 268 с.

8. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. - М.: Бизнес, 2011. - 384 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

10. Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.

11. Чехарин Е.Е. Управление знаниями в учебной организации // Управление образованием: теория и практика. - 2015. - № 1 (17). - С. 168-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.