Научная статья на тему 'Качество образования как главный фактор конкурентоспособности вуза'

Качество образования как главный фактор конкурентоспособности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
744
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарычев Д. В.

В статье показано, что качество образовательных услуг является основой конкурентоспособности вуза, рассматриваются факторы, определяющие качество высшего образования. Акцент делается на взаимодействие вузов с другими рыночными субъектами в целях соответствия реальным потребностям экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF EDUCATION AS A PRIMARY FACTOR OF COMPETITIVENESS OF HIGH SCHOOL

In article it is shown, that quality of educational services is a basis of competitiveness of high school, the factors determining quality of higher education are considered. The accent is done on interaction of high schools with other market subjects with a view of conformity to real needs of economy.

Текст научной работы на тему «Качество образования как главный фактор конкурентоспособности вуза»

УДК 33

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА

© 2006 Д.В. Макарычев

Самарский государственный экономический университет

В статье показано, что качество образовательных услуг является основой конкурентоспособности вуза, рассматриваются факторы, определяющие качество высшего образования. Акцент делается на взаимодействие вузов с другими рыночными субъектами в целях соответствия реальным потребностям экономики.

В условиях современной экономики все хозяйствующие субъекты работают в условиях жесткой конкуренции. Вузы России сегодня являются полноправными субъектами рынка и вынуждены бороться за потребительский спрос. Конкурентная борьба на рынке образовательных услуг постоянно ожесточается. Выиграть в этой борьбе можно путем придания товару качественных характеристик, имеющих значение для потребителей образовательных услуг и результатов образовательного процесса.

Новый тип экономических отношений заставляет вузы изменить философию деятельности, исходя из потребности подготовки специалистов с новыми качественными характеристиками. Такая ситуация побуждает вуз к постоянному совершенствованию предоставляемых образовательных услуг и повышать свой уровень конкурентоспособности.

Конкурентоспособность вуза зависит от многих факторов, которые можно сгруппировать следующим образом: кадровые ресурсы; финансовые ресурсы; информационные ресурсы; социально-культурная база; характеристика программ обучения; научно-исследовательская и издательская деятельность вуза;

взаимодействие вуза с научными и промышленными организациями;

международная деятельность вуза; репутация вуза.

Все факторы взаимосвязаны и недооценка одного сказывается на остальных. Произ-

водя несколько видов продукции (услуги образовательного характера, научно-техническая и учебно-методическая продукция), главной целью деятельности вуза является образование. Поэтому именно качество предоставляемых вузом образовательных услуг, в конечном итоге, определяет место вуза на этом рынке. Вуз, обеспечивающий высокое качество образования, может получить дополнительные доходы и повысить свою конкурентоспособность.

Ядром вуза, определяющим качество образования, является кадровый потенциал, от уровня его профессионализма, владения современными методами и средствами обучения зависит качество образовательных услуг.

Производственный потенциал не менее важен. Технологии не бывают без средств обучения, которые включают в себя: площади, оборудование аудиторий, кабинетов, лаборатории, компьютерную и другую оргтехнику, выход в глобальные и национальные компьютерные сети.

Значительное влияние на качество образования оказывают разработанные вузом учебные планы специальностей. В условиях растущей конкуренции на рынке образовательных услуг учебные планы специальностей обеспечивают вузам серьезное конкурентное преимущество.

Огромное значение имеют финансовые ресурсы, они влияют на кадровый, производственный и информационный потенциал. Финансовые возможности формируются как за счет средств, получаемых от государства, так и за счет собственных источников, кото-

рые занимают все большую долю в совокупном капитале вузов [3; 155]. Большие резервы содержатся в организации эффективного использования средств бизнес-сообщества как основного потребителя квалифицированных кадров.

На деятельность любого вуза (а значит, и на качество предоставляемых им образовательных услуг) все большее значение оказывает использование конкурентоспособных методов и средств, помогающих формировать новые источники финансирования. В этом отношении необходимо подчеркнуть возрастающую роль маркетинга в системе управления высшим образованием [1; с. 64].

На уровне высшего учебного заведения маркетинг является основой разработки стратегии развития, идеологии поведения на рынке, инструментом исследования рынка, методом разработки новых образовательных программ и услуг, способом организации их сбыта и продвижения на рынок, осуществления ценовой политики [4; с. 66].

В связи с осознанием важности качества образования каждое образовательное учреждение призвано решать следующий комплекс задач:

1) планирование на основе анализа существующих достижений, проблем и прогноза перспективных требований желаемого уровня качества;

2) обеспечение такого функционирования вуза, которое в свою очередь обеспечивает достижение заданного уровня качества образования;

3) обеспечение повышения качества, что означает постоянный мониторинг требований к результатам образования;

4) оценка уровня качества образования на основе разработанных и внедренных в управление методик.

Существующие многочисленные концепции качества образования в вузе могут быть сгруппированы по шести направлениям:

1. формально-легитимный подход - степень соответствия фактического результата деятельности вуза запланированному;

2. предметно-отраслевой подход - степень соответствия стандартам профессии, которые формулируются группой экспертов

из данного образовательного учреждения;

3. коммерческий или экономический подход - степень достижения целей вуза путем зачисления учащихся с минимальными затратами;

4. подход, ориентированный на потребителя образовательных услуг, - степень удовлетворения нужд и ожиданий учащихся;

5. подход, ориентированный на рынок труда, - степень удовлетворения требований работодателей;

6. подход, ориентированный на развитие организации, - степень выполнения задач и достижения собственных целей образовательным учреждением.

Каждое из вышеперечисленных направлений отличается представлением о миссии образовательного учреждения и характеризует социальные группы, вовлеченные в образовательный процесс. Совокупность всех шести трактовок качества образования позволяет говорить о результативности деятельности высшего учебного заведения. Непосредственный обмен результатов образовательной деятельности учебного заведения на величину ресурсов, обеспечивающих эту деятельность, происходит благодаря наличию взаимных потребностей вуза и социальных групп, удовлетворяемых посредством этих услуг. Профессиональное высшее образование должно обеспечивать максимальное удовлетворение потребностей и системы органов управления образованием, и учащихся, и рынка труда. Только в этом случае будет получено требуемое ресурсное обеспечение.

Требования к качеству образования

Качество образования - это неоднозначный термин для разных потребителей в системе образования. Каждый из них по-разному понимает качество образования. Родители студентов соотносят качество образования с развитием индивидуальности детей и получения ими достойной специальности. Для учащихся качество образования связано с внутривузовским климатом и условиями образовательного процесса, для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с умениями, навыками и знания-

ми выпускников. Исходя из вышесказанного, целесообразно под качеством образования понимать степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых высшим образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач.

Исходя из особенностей и требований потребителей результатов образовательной деятельности вуза, можно выделить следующие цели подготовки специалистов с высшим образованием:

1) исследуемая деятельность должна заключаться в подготовке специалистов в количестве, необходимом для удовлетворения потребностей общества в трудовых ресурсах;

2) система высшего профессионального образования должна обеспечивать подготовку специалистов надлежащего качества, владеющих знаниями, умениями и навыками, соответствующими требованиям рынка труда;

3) в целях обеспечения эффективной деятельности каждого образовательного учреждения и национальной системы образования в целом подготовка специалистов с высшим образованием должна осуществляться с оптимальными затратами.

При определении качества образования как соотношения цели и результата нельзя забывать, что результаты образования обязательно должны включать в себя и оценку того, ценой каких затрат эти результаты были достигнуты.

Оптимизация функционирования профессионального образовательного учреждения предполагает необходимость измерения и оценки не только результативности осуществляемой деятельности, но и ее эффективности. Возникает проблема объективной оценки основного результата деятельности высшего учебного заведения — качества подготовки выпускника.

Экономическое понятие эффективности - это соотношение между результатами деятельности субъекта и использованными для получения этих результатов материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Проблемой является отсутствие методики оценки эффективности: не выработана

четкая система, критериев качества и невозможно оценить реальную рыночную стоимость специалиста на рынке труда.

Кроме того, может оказаться так, что выпускники пойдут работать не по специальности, и на определенных рабочих местах появятся специалисты с более низким уровнем квалификации, а ресурсы, затраченные на их подготовку - окажутся напрасными.

Управление качеством образования

К разработке системы управления качеством образования в вузе нужно подходить с той точки зрения, что она даст выгоды, которые превысят расходы на нее. Эффективным может быть только управление, основанное на мониторинге, текущих, конечных и обязательно отдаленных результатах образования.

Контроль качества - это проверка соответствия показателей качества установленным требованиям, которая позволяет своевременно предсказать недопустимое понижение качества и принять соответствующие меры.

Необходимо различать национальную систему контроля и внутривузовское управление качеством. Последнее, означает систему саморегулирования, организованную самим образовательным учреждением.

В условиях автономности вузу приходится развивать адекватную систему внутреннего мониторинга качества образования. Такая система фокусируется на качестве учебного процесса, исходя из результатов подготовки студентов, т.е. качества образования выпускников.

Цель внешнего мониторинга качества образования должна заключаться в определение того, насколько внутренняя оценка качества предоставляемых вузом услуг соответствует реальным социально-экономическим потребностям. Иначе говоря, внешний мониторинг качества должен контролировать механизм и результаты внутренней оценки качества. Автономия университета и тесно связанное с ней внутреннее управление должны пониматься как обязательная предпосылка высокого уровня обучения и научных исследований. Однако, несмотря на автономию, университеты подвергаются влиянию и на-

жиму со стороны структур, от которых зависят финансово, что, в конечном счете, может негативно сказаться на качестве образовательного процесса, призванного ориентироваться еще и на современные требования рынка труда.

Говоря об управлении качеством внутри вуза, необходимо отметить отсутствие, на сегодняшний день, целостного социально-экономического подхода, единой методики, увязывающей экономические и социальные результаты функционирования системы профессионального образования с факторами, их определяющими.

Взаимодействие вуза с бизнесом

Для обеспечения эффективности механизмов предоставления качественного образования и его доступности необходимо более эффективное взаимодействие образования и рынка труда.

Современная российская система высшего образования функционирует сегодня так, что не гарантирует востребованности результатов ее деятельности на рынке. В результате значительное число выпускников, в том числе закончивших вуз по престижным, экономическим и юридическим специальностям, остаются невостребованными.

Необходимы серьезные научные исследования проблем, связанных с "синтезом" высшего образования и рынка труда, как на уровне государства, так и на уровне регионов и отдельных вузов. Ведомства, занимающиеся исследованиями рынка занятости в масштабах государства, должны определять приоритетные направления развития высшего образования, потребности в специалистах различных категорий, обосновывать необходимость введения новых учебных дисциплин в государственные стандарты специальностей. В то же время и каждому конкретному вузу необходимо прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля, как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, и отвечать на него изменениями в учебных программах [4; с. 66].

Работа вуза по решению проблем трудоустройства выпускников поможет формированию благоприятного имиджа образователь-

ного учреждения и повышению эффективности его деятельности. Возникает необходимость изучения потребностей рынка труда в России и за рубежом, а также вопросов соответствия подготовки выпускников вузов этим требованиям.

Перспектива без затруднения найти работу после окончания привлекает абитуриентов, увеличивая конкурсы и позволяя тем самым отбирать лучших, дает возможность расширять платное образование по пользующимся спросом специальностям. Дополнительные финансы помогают стимулировать преподавателей, удерживая и привлекая лучшие кадры, совершенствовать материально-техническую базу обучения.

В настоящее время, существует огромная потребность создания устойчивой связи между системой высшего образования и обществом посредством союза с системой производства, построенной так, чтобы способствовать участию всех секторов экономики в программах фундаментальных и прикладных исследований высшей школы, а также участию специалистов производственного сектора в преподавании. Во многих странах мирового сообщества на рынке труда молодых специалистов отмечается недостаток практического опыта и затруднения при адаптации к условиям реальной профессиональной деятельности. Исходя из этого, возникает необходимость более тесного сотрудничества вузов и предприятий. Это позволит выработать методику оценки, основанную на особенностях функционирования высшего учебного заведения и данных, полученных в результате мониторинга требований работодателей.

Потребность в специалистах на рынке труда не является величиной постоянной, а представляет собой нестабильную и трудно прогнозируемую переменную, изменяющуюся в зависимости от спроса на каждую отдельную профессию на разных этапах экономического развития страны.

Другая трудность в вопросе соответствия требованиям рынка труда состоит в том, что предприятия отраслей экономики сами зачастую не могут спрогнозировать и определить качества и характеристики спе-

циалистов, которые понадобятся им в будущем. Неспособность современных работодателей выразить перспективные требования к рынку труда в значительной степени снижает эффективность деятельности высшей школы по подготовке специалистов.

Несмотря на трудности взаимоотношений между промышленными предприятиями и вузами, обе стороны крайне заинтересованы в установлении более тесных связей, чтобы вуз был в курсе постоянно меняющихся потребностей промышленности и мог определенным образом реагировать на них корректировкой образовательного процесса. Предприятия в свою очередь могли бы в большей степени влиять на процесс обучения прямым участием в нем. Это взаимодействие можно рассматривать как некоммерческое в том смысле, что оно не имеет основной целью получение прибыли. Эффективное взаимодействие вузов и предприятий должно стать стратегическим преимуществом для каждого из них.

Помимо решения чисто материальных проблем, участие бизнеса в обучении способствует решению и других вопросов. Прежде всего, снимается проблема трудоустройства выпускников. При подготовке по заказу предприятия в процессе обучения могут быть учтены особенности этого предприятия, и выпускник будет сразу готов к выполнению конкретной работы. Кроме того, в условиях роста стоимости обучения, предприятия заинтересованные в дополнительном контроле за успеваемостью "своего" студента, будут более жестко подходить к отбору на стадии направления в вуз.

При рассмотрении качества образования решающее значение всегда остается за потребителем. Качество должно быть важнейшей планкой в стратегии вуза и достигаться в соответствии с процессом долгосрочного планирования, в котором учитываются слабые и сильные стороны образовательного учреждения, наличие исключительных преимуществ, а также возможности и угрозы, которые несет для него внешняя среда. Только таким образом, в условиях общемировой глобализации российские высшие учебные заведения улучшат собственное экономическое положение и сохранят свое национальное значения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бельских И.Е., Бельских О.Е. Маркетинговые аспекты формирования конкурентоспособности российских вузов и методы корпоративных паблик рилейшнз // Инновации. 2006. №7.

2. КельчевскаяН.Р., РомановаЛ.А. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала // Университетское управление. 2004. № 3(31).

3. Ливандовская А. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования // Высш.образование в России. 2006. №7.

4. Одинцова Т. Отдел маркетинга в инновационном вузе // Высш.образование в России. 2006. №6.

5. Феклистов И. Инновационные аспекты управления качеством ресурсного потенциала в ВУЗе // Инновации. 2005. №7.

QUALITY OF EDUCATION AS A PRIMARY FACTOR OF COMPETITIVENESS OF HIGH SCHOOL

© 2006 D.V. Makarytchev

Samara State Economic University

In article it is shown, that quality of educational services is a basis of competitiveness of high school, the factors determining quality of higher education are considered. The accent is done on interaction of high schools with other market subjects with a view of conformity to real needs of economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.