Научная статья на тему 'Качество намотки чувствительного элемента волоконно-оптического гироскопа'

Качество намотки чувствительного элемента волоконно-оптического гироскопа Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
586
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИЙ ГИРОСКОП / FIBER-OPTIC GYROSCOPE / КВАДРУПОЛЬНАЯ НАМОТКА / QUADRUPOLE WINDING / ДЕФЕКТ НАМОТКИ / WINDING DEFECT

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Мешковский Игорь Касьянович, Унтилов Александр Алексеевич, Киселев Сергей Степанович, Куликов Андрей Владимирович, Новиков Роман Леонидович

Обсуждаются вопросы качества изготовления чувствительных элементов волоконно-оптических гироскопов. Анализируются данные, полученные в процессе намотки чувствительных элементов. Определяются основные дефекты, возникающие при квадрупольной намотке, и природа их возникновения. Рассматривается задача точной установки шага укладки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Мешковский Игорь Касьянович, Унтилов Александр Алексеевич, Киселев Сергей Степанович, Куликов Андрей Владимирович, Новиков Роман Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF WINDING OF FIBER-OPTIC GYROSCOPE SENSOR

The problem of manufacturing quality of a fiber-optic gyroscope sensor is discussed. Data obtained during the winding coils are analyzed. The major defects of the quadrupole winding and the nature of its occurrence are identified. The problem of precision installation of winding pitch is considered.

Текст научной работы на тему «Качество намотки чувствительного элемента волоконно-оптического гироскопа»

УДК 51-74

И. К. Мешковский, А. А. Унтилов, С. С. Киселев, А. В. Куликов, Р. Л. Новиков

Обсуждаются вопросы качества изготовления чувствительных элементов волоконно-оптических гироскопов. Анализируются данные, полученные в процессе намотки чувствительных элементов. Определяются основные дефекты, возникающие при квадрупольной намотке, и природа их возникновения. Рассматривается задача точной установки шага укладки.

Ключевые слова: волоконно-оптический гироскоп, квадрупольная намотка, дефект намотки.

Введение. Волоконно-оптический контур представляет собой катушку оптического волокна с квадрупольным способом намотки. Он используется в качестве чувствительного элемента волоконно-оптического гироскопа (ВОГ), который получает все большее распространение в инерциальных системах навигации, управления и стабилизации [1—5].

Для снижения влияния температуры на характеристики ВОГ используется специальная квадрупольная намотка оптического волокна на катушку: равноудаленные от середины катушки участки волокна размещаются максимально близко. При таком способе необходимо попеременно наматывать на катушку волокно в разные стороны от середины (правое и левое плечо).

Можно выделить ряд факторов, усложняющих процесс создания контура:

— малый диаметр используемого волокна, что значительно затрудняет визуальный контроль;

— наличие в волокне внутренних напряжений;

— большая длина наматываемого волокна;

— несовершенство технологии намотки волоконного контура,

— специфика квадрупольного метода намотки.

Под параметрами качества намотки понимаются такие свойства чувствительного элемента ВОГ, которые влияют на выходные характеристики самого гироскопа:

— суммарная длина волоконного контура;

— соотношение длины левого и правого плеча контура;

— количество различных дефектов намотки.

Исследованию параметров качества чувствительного элемента ВОГ и факторов, на них влияющих, посвящена эта статья.

Дефекты намотки. Волоконно-оптический контур состоит из N слоев волокна, диаметр каждого из которых больше диаметра предыдущего слоя [6]. Как следствие, и длина волокна последующего слоя должна быть больше длины волокна:

где — диаметр каркаса рабочей катушки, Ов — диаметр волокна, п — число витков в одном слое.

Были обработаны данные, полученные в процессе намотки шести волоконно-оптических контуров с использованием фотоэлектрического датчика длины, имеющего погрешность ±5 мм. На рис. 1 для сравнения приведены графики теоретических (отрезки, параллельные оси абсцисс) и практических зависимостей приращения длины волокна от номера слоя (а —

КАЧЕСТВО НАМОТКИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА

(1)

контур № 1, б — 2, в — 3, г — 4, д — 5, е — 6). Как видно, практические зависимости имеют скачкообразный характер. Стоит заметить, что изменение длины происходит как в сторону увеличения, так и уменьшения.

а) АЬ, м 0,35

N

в)

АЬ, м 0,35

-0,25.

д)

АЬ, м 6 4 2

-2 -4 -6

0 5 10' 15 20 25 N

>

б)

АЬ, м

0,8

0,3 -0,2 -0,7 -1,2

г)

АЬ, м

-5

-10

I «.л А . *—

0 5/10 15 у20 25 N

е)

АЬ, м 0,28 0,18 0,08

-0,12 -0,22

4и[ Л V

\ V "ТТ Ь"

\ 1 V у \

0 5 10 15 20 2 5 N

Рис. 1

Данное обстоятельство объясняется, прежде всего, тем, что структура волоконно-оптического контура содержит множество дефектов. Условно их можно разделить на постоянные и переменные, первые обусловлены конструкцией каркаса рабочей катушки, наличием угла между укладываемыми волокнами и бортом каркаса, чередованием намотки левого и правого плеча и т.д. К ним относятся перескок (рис. 2, 1), пристеночный дефект (рис. 2, 2) и дефект „выходящего волокна" (рис. 2, 3). Перескок характеризуется регулярным смещением волокна через виток и происходит из-за различия между текущим углом намотки и углом намотки витков предыдущего слоя. Пристеночный дефект возникает вследствие того, что борт катушки образует „клин" с ближайшим к нему витком предыдущего слоя, так что виток, непосредственно прилегающий к борту, проваливается в зоне основания „клина". „Дефект выходящего волокна" является следствием чередования правой и левой половины волокна при

5

намотке контура: последнему витку текущего слоя необходимо огибать „выходящее" волокно последнего витка предыдущего слоя.

Случайные дефекты, как правило, обусловлены большим значением жесткости волокна, плохим качеством намотки волокна на транспортную катушку, ошибками укладчика и т.д. Среди них различают дефекты 1-го и 2-го рода. Дефект 1-го рода (рис. 2, 4) вызван нерегулярным смещением волокна на один или несколько витков, 2-го рода — нерегулярным смещением волокна поверх одного из предыдущих витков (рис. 2, 5).

На рис. 3 приведен пример дефекта 1-го рода.

Рис. 2 Рис. 3

Наиболее значимыми причинами случайных дефектов являются жесткость волокна и качество его намотки на катушку — т.е. факторы, которые полностью не зависят от оператора. Было замечено, что при намотке контуров № 1, 3 и 6 данные условия были значительно лучше, нежели при намотке контуров № 2, 4 и 5. Как видно из рис. 1, зависимости приращения длины слоя от номера слоя контуров второй группы характеризуются значительными скачками, которые, в конечном счете, вносят существенный вклад в неравенство длины левого и правого плеча интерферометра.

Наличие описанных дефектов в структуре квадрупольной намотки приводит, во-первых, к неодинаковому приращению длины волокна в каждом слое, вследствие чего увеличивается неравенство длины плеч ВОГ, во-вторых, к увеличению количества локальных изгибов волокна. Первое обстоятельство увеличивает зависимость контура от градиента температуры, второе — повышает рассеяние света в волноводе.

Шаг укладки. Длина волокна, составляющего волоконно-оптический контур, зависит от диаметра катушки и волокна, ширины катушки, шага укладки, дефектов укладки.

При намотке каждого нового слоя происходит приращение суммарного диаметра волоконно-оптического контура. В отсутствие дефектов будем иметь следующее значение диаметра контура:

D^n = DK + (2 + (N - l)V3)DB . (2)

Как следствие, длина волокна каждого последующего слоя будет прямо зависеть от диаметра катушки и волокна. Значения этих параметров не зависят от оператора, производящего намотку контура, в отличие от шага укладки, точная установка которого является очень важной задачей. При значении шага укладки, меньшем диаметра волокна на величину AD, через n витков, где n = Dв /AD, может произойти дефект второго рода, что существенным образом нарушит регулярность структуры волоконно-оптического контура. Установка величины шага укладки большей, чем диаметр волокна, приведет к значительно меньшим нарушениям структуры, однако в этом случае один слой контура будет вмещать меньшее число витков. Кроме того, диаметр контура будет несколько сокращен, вследствие того что витки каждого последующего слоя будут попадать в промежутки между витками предыдущего слоя. Оба фактора приведут к уменьшению длины волокна в контуре.

Как следствие, необходимо точно измерять диаметры сечений оптического волокна для увеличения длины контура в пределах установленного числа квадруполей.

Заключение. В ходе проведенных исследований были обработаны данные, полученные при намотке волоконных контуров, выявлены основные дефекты намотки, а также определено влияние шага укладки на параметры качества. Было установлено, что дефекты намотки приводят, во-первых, к изменению длины контура (однако в силу своего случайного характера данное изменение различается для левого и правого плеча контура), во-вторых, к увеличению количества локальных изгибов волокна и, как следствие, увеличению рассеяния света в волноводе. Кроме того, была определена природа дефектов, которая напрямую связана с особенностями волокна, оборудования и технологии намотки.

Представленные результаты могут быть использованы в дальнейшей работе по исследованию, с целью повышения, качества намотки чувствительных элементов ВОГ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Peshekhonov V. G., Nesenyuk L. P., Staroseltsev L. P. Trends in Development of Miniature Strapdown Inertial Measurement Units in CSRI Elektropribor // Symp. Gyro Technology. Stuttgart, Germany, 2000. Р. l3.

2. Paturel Y., Rumoroso V., Chapelon A., Honthaas J. MARINS, the First FOG Navigation System for Submarines // Symp. Gyro Technology. Stuttgart, Germany, 2006. Р. l7.

3. Kolevatov A. P., Nikolaev S. G., Andreev A. G., Ermakov V. S., Dunaev D. A., Kel O. L., Malgin N. V. Development of a Dual Mode Attitude and Heading Reference System on Fiber Optic Gyros for Land Vehicles // l3th Intern. Conf. on Integrated Navigation Systems. St. Petersburg, 2006. Р. 338—347.

4. Meshkovsky I. K., Strigalyov V. I., Deineka G. B., Peshekhonov V. G., Nesenyuk L. P. A three-axis fiber-optic gyroscope for marine navigation systems // l6th Intern. Conf. on Integrated Navigation Systems. St. Petersburg, 2009. Р. 7—12.

5. Шереметьев А. Г. Волоконно-оптический гироскоп. М.: Радио и связь, l987. l52 с.

6. Мешковский И. К., Киселев С. С., Куликов А. В., Новиков Р. Л. Дефекты намотки оптического волокна при изготовлении чувствительного элемента волоконно-оптического интерферометра // Изв. вузов. Приборостроение. 20l0. Т. 53, № 2. С. 47—5l.

Сведения об авторах

Игорь Касьянович Мешковский — д-р техн. наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный

университет информационных технологий, механики и оптики, кафедра физики и техники оптической связи; заведующий кафедрой; E-mail: [email protected] Александр Алексеевич Унтилов — канд. техн. наук; ОАО Концерн «ЦНИИ „Электроприбор"», Санкт-

Петербург; начальник лаборатории; E-mail: [email protected]

80

Д. В. Толкович

— канд. техн. наук, доцент; Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, кафедра измерительных технологий и компьютерной томографии;

E-mail: [email protected]

— Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, кафедра физики и техники оптической связи; инженер; E-mail: [email protected]

— студент; Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, кафедра измерительных технологий и компьютерной томографии;

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 01.03.11 г.

УДК 539.143.43, 53.082.7, 53.084.885, 620.179.162

Д. В. Толкович

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО МАКЕТА МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНОГО ТОМОГРАФА

Представлены результаты разработки учебного макета магнитно-резонансного томографа.

Ключевые слова: магнитно-резонансный томограф, лабораторная работа.

К моменту окончания вуза студенты должны иметь как теоретические знания, так и практические навыки в выбранной ими отрасли науки и техники. Так, например, студентам, планирующим связать свою жизнь с приборостроением или неразрушающим контролем в промышленности, будет полезно наблюдать явление ядерно-магнитного резонанса, а также иметь навыки работы на соответствующем оборудовании, что можно сделать в рамках курса лабораторных работ по предмету „Физические основы получения информации" или в рамках учебно-исследовательской работы студентов. В настоящее время на кафедре измерительных технологий и компьютерной томографии установлен магнитно-резонансный томограф (МРТ), обладающий следующими характеристиками: пространственное разрешение 64*64 пкс/см, рабочая область 3 см, напряженность магнитного поля 0,125 Тл. Однако характеристики МРТ не позволяют в должной мере использовать его в учебном процессе вследствие невысокой разрешающей способности и его стационарности.

Разработка учебного макета переносного МРТ (см. рисунок) позволит получать более качественное изображение исследуемых объектов, расширит возможности применения данного прибора в учебном процессе, кроме того, миниатюризация томографа позволит оперативно проводить исследования с его помощью в любой лаборатории, клинике и на выезде [1].

В ходе исследования были разработаны: структурная схема, функциональная схема, принципиальные электрические схемы радиочастотного тракта (приемника и передатчика) мини-МРТ. Рассчитаны параметры генератора, фазовых импульсов, смесителя, а также коэффициент усиления оконечного усилителя, схема катушек градиентной системы. Разработана синхронизация импульсных последовательностей. Разработан вариант компоновки учебной установки мини-МРТ (см. рисунок) на основе постоянного магнита с напряженностью поля

Сергей Степанович Киселев

Андрей Владимирович Куликов

Роман Леонидович Новиков

Рекомендована кафедрой измерительных технологий и компьютерной томографии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.