Научная статья на тему 'Качество - количество: сущность, варианты классификации, единство в понятии «Мера»'

Качество - количество: сущность, варианты классификации, единство в понятии «Мера» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1687
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КОЛИЧЕСТВО / МЕРА / СВОЙСТВА ПРОДУКТА / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПОСТУЛАТЫ ТЕОРИИ ПРЕДМЕТА ТРУДА / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / QUALITY / QUANTITY / MEASURE / PRODUCT PROPERTY / SUBJECT OF LABOUR THEORY / QUALITY ASSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соснина Тамара Николаевна

Обоснована актуальность методологической разработки понятий «качество», «количество», «мера». Наличие «проблемных участков» производства ассоциируется со слабой теоретической разработкой общей концепции управления качеством и отсутствием комплексной стандартизации. Определение качества продукта в официальных документах как совокупности свойств продукта, по мнению автора, нуждается в существенной корректировке. Предлагается вариант его прочтения с учетом выводов теории предмета труда. Понятие качество, количество, мера классифицируются по ряду оснований, многозначность подходов рассматривается как методологический ориентир для исследователей. Качество продукта автор считает производным неоднородности и изменчивости образующих его свойств, которые могут проявляться и измеряться количественно на стадиях производства, эксплуатации и утилизации. Мерой качества продукта предлагается считать отношение между полезными свойствами продукта и вредными, индифферентными, которые могут трансформироваться во вредные. Предлагаются варианты исследования феномена качества продукта в контексте теории предмета труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY - QUANTITY: SUBJECT MATTER, CLASSIFICATION, UNIFIED NOTION OF ‘MEASURE’

The author points out the relevance of methodological development of the “quality”, “quantity” and “measure” notions. Weak points of production are associated with poor theoreti-cal development of the holistic quality assurance concept and lack of complex standardization. The definition of product quality in the official documents as the combination of product proper-ties should be substantially changed. The author suggests accounting for the subject of labour theory. The notions of “quality”, “quantity” and “measure” are classified according to a number of principles; such a variety of approached can be regarded as a methodological reference point for researchers. The quality of a product is considered as a derivative of heterogeneity and chan-geability of its properties that can be revealed and measured on the stages of production, opera-tion and disposal. The quality of a product can be measured using the ratio between the assets of a product (its wanted properties) and detrimental or unwanted properties that can transform into detrimental. The author describes ways of researching the product quality phenomenon in the context of the subject of labour theory.

Текст научной работы на тему «Качество - количество: сущность, варианты классификации, единство в понятии «Мера»»

УДК 006.91

КАЧЕСТВО - КОЛИЧЕСТВО: СУЩНОСТЬ, ВАРИАНТЫ КЛАССИФИКАЦИИ, ЕДИНСТВО В ПОНЯТИИ «МЕРА»

© 2016 Т.Н. Соснина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Статья поступила в редакцию 11.05.2016

Обоснована актуальность методологической разработки понятий «качество», «количество», «мера». Наличие «проблемных участков» производства ассоциируется со слабой теоретической разработкой общей концепции управления качеством и отсутствием комплексной стандартизации. Определение качества продукта в официальных документах как совокупности свойств продукта, по мнению автора, нуждается в существенной корректировке. Предлагается вариант его прочтения с учетом выводов теории предмета труда. Понятие качество, количество, мера классифицируются по ряду оснований, многозначность подходов рассматривается как методологический ориентир для исследователей. Качество продукта автор считает производным неоднородности и изменчивости образующих его свойств, которые могут проявляться и измеряться количественно на стадиях производства, эксплуатации и утилизации. Мерой качества продукта предлагается считать отношение между полезными свойствами продукта и вредными, индифферентными, которые могут трансформироваться во вредные. Предлагаются варианты исследования феномена качества продукта в контексте теории предмета труда.

Ключевые слова: качество; количество; мера; свойства продукта; классификация; постулаты теории предмета труда; менеджмент качества.

Предпринимательская деятельность в условиях жесткой конкуренции выявляет «слабые участки», устранение которых представляется значимым и для конкретного бизнеса и для управления промышленным потенциалом страны.

Одним из таких участков на протяжении многих лет остается проблема, связанная с определением качественно-количественных параметров продукта в вещном и процессуальном их прочтении. В научных изданиях эта тематика присутствует постоянно, но почему-то не исчезает и появляется вновь. Обратимся к высказываниям ученых и практиков. «Почему количественные измерения вызывают качественные? Почему преобразование количества в качество не противоречит теории инноваций? Что приводит к возникновению эффекта «провала инноваций?» - задается вопросом заведующий кафедрой «Управление инновациями» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) профессор В.К. Федоров [1]. Ю.В. Чураков (завод «Электрощит» г. Самара) в статье «Отдел технического контроля. Переход от традиционного к современному» пишет: «С продукцией все привычно, понятно и просто. Есть параметры для контроля и требований. Нужно внимательно относиться к работе - и все будет в порядке.

А как быть с процессом? Применяемые в реально существующих технологических процессах условия являются всего лишь формаль-

Соснина Тамара Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории. E-mail: tnsssau@bk.ru

ной последовательностью операций. Описание процессов, предусмотренных СМК, также носит формальный характер. Эти документы не анализируются на предмет качества, следовательно, не используются такие показатели как сокращение продолжительности производственного цикла, снижение себестоимости процесса и вариабельности его результатов. Иными словами, много непонятного, это всегда пугает исполнителя» [2].

Аналогичная ситуация воспроизведена Е.В. Плахотниковой (Тульский госуниверситет, кафедра «Инструментальные и метрологические системы) в статье «Современные проблемы управления качеством при производстве технических систем»: «Проблемы управления качеством сложной продукции, объединяющими элементы проектирования и производство в рамках отдельных предприятий, являются в настоящее время весьма актуальными.

Первое препятствие, с которым сталкиваются производители - отсутствие системного анализа и процессного подхода к управлению качеством (эффект «упущенного качества»). Второе препятствие - отсутствие общей концепции повышения качества, основанной на принципах комплексной стандартизации» [3].

Мы остановились на суждениях трех авторов, но они могут служить маркерами: проблема качества открыта для обсуждения и ждет исследователей. Примечательно, что ученые и практики все чаще склоняются к мысли о необходимости изучения методологии производства, следовательно, привлечению потенциала философского терминологического аппарата.

Сегодня большинство экономистов исходит из того, что качество продукции определяют только полезные для покупателя свойства, характеризующие данное изделие. Типична формулировка: «Качество продукции - это совокупность свойств, определяющих ее способность удовлетворить потребности в соответствии с показателями [4]. Этот подход закреплен в ГОСТах [5].

Анализ имеющихся подходов воспроизведен в статье С.И. Савчук «О смешении понятий качества и конкурентоспособности продукции в теории конкуренции и экономике качества», опубликованной в журнале «Маркетинг в России и за рубежом» в рубрике «Дискуссионный клуб» [6].

Попытки конкретизации и преодоления трудностей разработки терминологического аппарата проводятся такими авторами как С.О. Соколов, М.Б. Плушевский, Е.П. Сорокин, В. Пузальский, И. Марченко, А. Д. Шадрин, А.И. Камышев и др. [7].

Неблагоприятную картину дополняет не утихающая полемика по экономическим аспектам качества в отношении затрат и у нас и за рубежом.

На Западе известный исследователь в области экономики качества Дж.Кампанелла отмечает: «Само понятие экономика качества (economics of guality) внесло определенные противоречия в систему деловых и экономических ценностей, которыми оперируют менеджеры по качеству. Некоторые из них убеждены, что нет никакой самостоятельной экономики качества, поскольку ни один экономист не станет игнорировать качество продукции. Присутствует и другая, альтернативная точка зрения, согласно которой достижения абсолютного качества представляется экономически невозможным. Понятие «цена качества» (cost ofguality), имеющее прямое отношение к экономике качества, независимо от точек зрения разных специалистов на эту проблему, тоже относится к числу терминов, вызывающих неизбежные споры»[8] .

Предлагаем авторское прочтение феномена качества, основанное на постулатах теории предмета труда. Обоснование правомерности такой попытки предварим анализом использующегося в литературе спектра трактовок категорий качество, количество, мера; классифицируем их по ряду оснований и далее сформулируем основные позиции, имеющие отношение к статусу «качество продукта».

Обратимся к «Толковым словарям русского языка»:

Качество - 1. Наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других. 2. То или иное свойство, достоинство, степень пригодности ко-го-чего-нибудь.

Количество - 1. Категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны величины, объема, числа. 2. Число, величина.

Мера - 1. Единица измерения. 2. Предел, в

котором осуществляется что-нибудь. З.Средство для осуществления чего-нибудь; мероприятие [9].

Качество - свойство или принадлежность, все, что составляет сущность лица.

Количество означает счет, вес, меру [10].

Более глубокое прочтение смысла понятий предполагает их классификацию по ряду оснований, что важно в методологическом плане.

Классификация определений понятий « качество»:

1. Качество - совокупность свойств.

- Качество - совокупность свойств и признаков продукции или услуги, которые влияют на их способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности [11].

- Качество - некоторая иерархическая совокупность свойств[12].

- Качество - совокупность свойств товара, обусловленных способностью удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением [13].

2. Качество - определенность объекта.

- Качество есть тождественная с бытием непосредственная определенность... нечто, что, теряя свое качество, перестает быть тем, что оно есть[14].

- Качество - философская категория, отображающая существенную определенность вещей и явлений реального мира. Качественная определенность внешне выражена с помощью свойств[15].

- Качество есть существенная, потенциальная определенность предмета, в силу которой он является именно таким, а не иным предметом и отличается этим от других предметов [16].

3. Качество - способность удовлетворять требования, условие конкурентоспособности.

- Качество есть степень соответствия присущих характеристик требованиям. Понятие качества включает три элемента: объем, характеристику потребности (требования)[17].

- Термин «качество» имеет большое число различных значений. В британском стандарте ВБ 5750 оно рассматривается в смысле пригодности для целей, то есть, спроектирован и изготовлен продукт так, чтобы удовлетворить нужды потребителя [18].

- Качество продукции - необходимое условие конкурентоспособности [19].

4. Качество - носитель количественных характеристик.

- Качество - это все количественные особенности и характеристики продукции, услуги, которые относятся к ее способности удовлетворять потребности клиентов [20].

- Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, есть показатель качества продукции [21].

- Под количественной оценкой в квалиметрии понимается некоторая функция отношения показателя качества рассматриваемой продукции к показателю качества продукции, принятой за эталон [22].

- Качество - количественная мера одного или большего числа признаков качества.

Количественные меры признаков качества могут принимать различные формы, такие как результат физических и химических измерений, процент продукции, не соответствующей техническим условиям, показатель дефектности и т.п.[23].

5. Качество - процессуальное состояние.

- Нечто благодаря своему качеству, во-первых, конечно и, во-вторых, изменчиво, так что конечность и изменчивость принадлежит его бытию [24].

- Понятие процессуальное^ характеризует последовательность изменяющихся состояний систем, соотношение этапов этих изменений, их динамику, непрерывность, направленность, и следующий отсюда результат. Это понятие наряду с такими понятиями, как движение, становление, развитие раскрывает бытие качества как определенную длительность [25].

6. Качество - вещное состояние.

- Существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами и притом бесконечно многими качествами [26].

- Качество не сводится к отдельным его свойствам - оно связано с предметом как целым и полностью определяет его неотделимо от него[27].

7. Качество - системно-структурное образование.

- Качество системы во многом определяется ее элементами, а также способами их взаимосвязи, т.е. структурой. Структурный уровень качества раскрывается на основе выделения свойств и отношений. В системе могут быть выделены различные уровни структуры: физический (субстратный), термодинамический, информационный и др. Особое значение для характеристики качества имеют связи и отношения интегрального характера. Именно они, прежде всего, определяют целостность, качественную определенность предмета (явления, процесса), его системное качество[28].

- Качество есть системное образование, элементами структуры которого могут быть при-родно-социальные, или социально-природные образования. В первом случае акцент смещен на приоритет природной субстанции, во втором -социальной [29].

Классификация определений понятия «количество»

1. Количество - относительное безразличие к качеству.

- Количество есть чистое бытие, в котором определенность положения уже не как тождественна с самим бытием, а как снятая, или без-различная[30].

- Количество - философская категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях [31].

2. Количество - множество (прерывное количество).

- Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которой будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно исчислимо [32].

- Множество (совокупность книг на данной полке), число биллиардных шаров и др. не может изменяться или делиться на части меньше единицы, т.е. отдельно от всякого элемента множества. Поэтому множество является прерывным (дискретным) количеством [33].

- Количество - определенная величина, относящаяся к принятой порядковой или измерительной шкалам [34].

3. Количество - величина (непрерывное количество).

- Всякое количество есть. величина, если она измерима [35].

- Так как число есть вообще определенное количество в его полной определенности, то мы пользуемся им для определения не только так называемых дискретных величин, но и для так называемых непрерывных величин.

Величина (масса, объем, кинетическая энергия, давление жидкости на стенки сосуда и т.д.) способна к неограниченному делению, а также увеличению на какую угодно бесконечно малую часть; в этом смысле она является количеством непрерывным[36].

4. Количество - параметр интенсивности-интенсивности.

- Количество. есть в-себе-качество [37].

-Категория количества имеет качественный и количественный аспекты. Замкнутость, целостность, ограниченность, конечность

- качественные особенности. Материальное содержание, которое находится в промежутке между границами количества, заполняя этот промежуток, представляет собой экстенсивность (от лат. ех1ешю - протяженность, расширение). Это - непосредственно количественная сторона рассматриваемой категории.

Количество вообще это заключенная в определенных границах экстенсивность [38].

5. Количество - нечто постоянное и переменное.

- Количество с неизменной экстенсивностью называется постоянным количеством, а с изменяющейся экстенсивностью - переменным. Постоянное количество - считается, переменное

- измеряется[39].

Рассмотренные классификации трактовок понятий «качество-количество» фиксируют не только черты их специфичности, но и черты общности.

Общность качества-количества выражается в понятии «мера», определяющим внешние границы взаимосвязи качества и количества: качество-количественно, количество-качественно в определенном пространственно-временном интервале.

В то же время в рамках внешнего бытия качество и количество имеют внутренние границы (параметры), то есть степень количественного развития качества, или что то же самое - качественное выражение определенного количества.

Рассмотрим параметры качества-количества в контексте сопряженного с ним по смыслу понятия «мера».

Мера, как единство качества-количества может быть проанализирована в объективном и субъективном ключе. Объективное начало «основано» на природных, материально-структурных, вещных и процессуальных характеристиках; субъективное - на наших представлениях о целесообразности того или иного сочетания качества-количества.

Представление о современной разработке этимологии понятия «мера» дает следующая классификация.

Классификация определений понятия

«мера»:

1. Мера - качественно определенное количество.

Мера есть качественно определенное количество... количество, с которым связано некое наличное бытие или некое качество [40].

2. Мера - количественная определенность качества. Все вещи имеют свою меру, то есть количественную определенность и для них безразлично, будут ли они более или менее велики, но вместе с тем это безразличие имеет свой предел. Изменение определенного количества есть так же изменение качества [41].

3. Мера - безмерное состояние.

- Безмерность есть, прежде всего, выхожде-ние меры в силу ее количественной природы за пределы своей качественной определенности. Переходы (от качества к определенному количеству и от последнего опять обратно к качеству) могут быть представлены как бесконечный прогресс - как снятие и самовосстановление меры в безмерном [42].

- Мера - это своего рода зона, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом свои существенные характеристики [43]. (Современный философский словарь. М.: Бишкек-Екатеринбург. 1996.С.281).

4. Мера - единство качества и количества.

Третья ступень бытия, мера, есть единство

первых двух (качества и количества.- Т.С.), качественное количественное [44].

Каждый предмет представляет собой единство определенного качества и количества - он есть качественная величина ( количество и количественно определенное качество). Нарушение меры приводит к изменению качества изделия или явления[45].

5. Мера - вещь и процесс.

- Процесс меры не есть голая дурная бесконечность... качество и количество сначала противостоят друг другу в мере как нечто и другое. Но качество есть в-себе-количество, и, наоборот, количество также есть в-себе-качество... они переходят друг в друга в процессе меры. Этот процесс меры. можно сделать наглядным, представляя его в образе узловой линии [46].

Классификация понятий «качество», «количество», «мера» имела цель показать многозначность характеристик, соответственно подходов к выявлению их сущности.

Методологические варианты такого прочтения являются ориентирами для исследователей разного профиля деятельности. Особую актуальность соотношение качество-количество-мера приобрело в условиях, когда моделирование технических явлений и процессов стало проводиться на новом виртуальном фундаменте и получило овеществление в соответствующем оборудовании, приборах, устройствах.

Разноплановость восприятия этимологического статуса понятия «мера» делает необходимым рассмотрение его также «в связке» с понятиями «норма», «стандарт».

Диалектика взаимосвязи качества-количества продукта и мерных соотношений с начала ХХ века рассматривается в контексте менеджмента качества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На первом этапе в 1900-1920 гг. (система Тейлора) верхний и нижний количественные параметры качества предполагали наличие таких измерительных инструментов как шаблоны. В рамках классической школы менеджмента (1920-1950 гг. - 1950-1980 гг.) произошло «расщепление» менеджмента на общий менеджмент и менеджмент качества. Получили развитие статистические методы контроля качества - SOC выборочная диагностика качества (система ZD-ноль дефектов на Западе, Саратовская и Ярославская системы качества в России).

В 80-е годы обозначились контуры « синтеза» общего менеджмента и менеджмента качества (концепция TOM и UOM ). В активе современной теории управления используются международные стандарты ИСО семейства 9000 (включая ИСО 14000 по экологическому менеджменту) ИСО семейства 9001.

Поиск расшифровки смысла триады «качество-количество-мера» переходит в новую фазу. Это требование времени. Издания, ориентиро-

ванные на вопросы, связанные с теоретическими и прикладными аспектами повышения эффективности производства и качества продукта, используют все чаще нетрадиционные подходы к решению проблем этого класса.

Автор предлагает подойти к определению качества-количества-меры продукта с учетом постулатов теории предмета труда.

Какова аргументация такого предпочтения?

Предмет труда обладает уникальной особенностью фиксировать плюсы и минусы производственных усилий человека и средств его деятельности независимо от того идет ли речь о материальном, духовном, виртуальном или социальном производствах.

Сущностью предмета труда является не-дифференцируемая совокупность природного (субстрата) и социального (реализованного в субстрате абстрактного и конкретного труда), функционирующая в определенном технологическом пространстве-времени ( вещь, процесс становления вещи) [47].

В каких направлениях перспективно разрабатывать проблемы качество-количество - мера, приняв за «отправную точку» постулаты теории предмета труда?

1. Количество-качество продукта целесообразно исследовать в аспекте их потребитель-но-стоимостной и стоимостной характеристик. Такой подход позволяет «увидеть» новые повороты в решении дискуссионных проблем реформирования современных процессов с учетом экономического, экологического и социального статуса продукта труда [48]

2. С позиций теории предмета труда возможен анализ качественно-количественных параметров продукта в двух вариантах жизненного цикла продукта (в вещественном и невещественном) [49].

3. С учетом процессуальной специфики предмета труда целесообразно принимать во внимание, что качественно-количественные параметры продукта начинают формироваться на стадии проектирования, то есть в сфере духовного производства. На этом этапе принимаются важные для общества стратегические решения [50].

4. Потенциал теории предмета труда позволяет анализировать количественно-качественные параметры продукции не только на уровне базовых производственных единиц (предприятий), но и на уровне сложно организованных кластерных образований, технологических цепочек, функционирующих в режиме «сеть» [51].

5. Постулаты теории предмета труда позволяют аргументировать разработку паспортов потребительной стоимости и стоимости в качестве стандартов, интегрирующих качественно-количественные показатели деятельности хозяйствующих субъектов [52].

Резюме. Главная задача, которая лежит на поверхности, но остается сложной для решения - формирование культуры труда, ориентированного на производство качественной продукции. Мышление современного человека не «охватывает» технологический процесс в целом с учетом технико-технологических, экономических, экологических и социальных его составляющих. Такой подход предполагает знание основ методологии труда, потенциал которой недооценен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федоров В.К. Взаимный потенциал категорий «количество» и « качество» в инновационных системах // Методы менеджмента качества. 2015. № 9. С.43.

2. Чураков Ю.В. Отдел технического контроля: переход от традиционного к современному // Международный журнал для профессионалов «Методы менеджмента качества. 2016. №3. С. 29.

3. Плахотникова Е.В. Современные проблемы управления качеством при производстве технологических систем // Стандарты и качество. 2015. № 9. С.102.

4. Вечканов Г.С. Вечканова Г.Р. Словарь рыночной экономики. СПб: Петрополис, 1995. С.125.

5. Управление качеством. Основные понятия, термины и определения. ГОСТ 15467-79. М.: Изд-во стандартов,1987; Статистическое управление качеством. Термины и определения. Издание официальное. ГОСТ Р 50779; 11-2000. Госстандарт России. М.,2001.

6. Савчук С.И. О смешении понятий качество и конкурентоспособность продукции в теории конкуренции и экономике качества // Маркетинг в России и за рубежом. 2014.№3.С.131-137.

7. Сорокин Е.П. Гармонизация терминологии в области стандартизации //Стандарты и качество. 2003.№4; Шадрин А.Д. Вопросы терминологии. Качество в России: менеджмент или управление? //Стандарты и качество. 2010.№12; Соколов С.О. терминологии в области методологии стандартизации// Стандарты и качество. 2013. № 6; Плушев-ский М.Б. Унификация терминов и определений в области НДТ как фактор успешной реализации законодательства // Мир стандартов. 2015. № 9-10; Камышев А.И. Процессуальный подход к управлению эффективностью // Методы менеджмента качества. 2014. № 9; Пузальский В. Продукция и ее качество. Как понимать? // Стандарты и качество. 2015. №3; Марченко И. О стандартизации терминологии //Стандарты и качество. 2015. № 7.

8. Демиденко Д. Леонова Т., Бабарин М. Координаты экономики качества // Стандарты и качество. 2013. № 5. С. 74.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка [под общ. редакцией Л.И.Скворцовой]. М.: Русский язык, 2006.-132с.

10. Даль В. Толковый словарь в 4-х томах, т. 2. М.: Русский язык, 1989. С.99,137.

11. Статистическое управление качеством. Термины и определения: издание официальное. Госстандарт России. ГОСТ Р 50779:11 - 2000. М., 2001. С. 2.

12. Азгальдов Г.Г., Райхман Э.П. О квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1973. С. 31.

13. Румянцева Е.К. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА, 2013. С. 262.

14. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М.,1979. С. 228.

15. Философия: энциклопедический словарь. [под ред. А.А. Ивина]. М.: Гардарики, 2006, С. 365.

16. Федоров В.К. Указ.соч., с. 43.

17. Лившиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: ЮРАЙТ, 2007. С. 13.

18. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга / Пер. с англ. Ю.Т. Рубаника. М., 1996. С. 54-55.

19. Арутюнян С., Родина В., Сильва Р. Качество российской продукции как один из факторов развития экономики // Стандарты и качество. 2015. № 11. С. 50.

20. Кравченко Е.В. Сравнительная оценка современных концепций управления //Методы менеджмента качества. 2015.№ 9. С. 5.

21. ФоминВ.И. Квалиметрия. М.: Норис, 2000. С. 22.

22. Азгальдов Г.Г., Райхман Э.П. Указ соч. С. 19.

23. Статистическое управление качеством. Термины и определения. Издание официальное. Госстандарты России.- ГОСТ Р 50779.II - 2000. М., 2001. С. 2.

24. Гегель. Указ соч. С. 230.

25. Кренев Ю.В., Кузнецов М.А. Динамика качества // Стандарты и качество. 2000. № 11. С. 74.

26. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. С. 548.

27. Федоров В.К. Указ. соч. С. 42.

28. Кренев Ю.В., Кузнецов М.А. Философия качества // Стандарты и качество. 1997. №5. С. 41-42.

29. Соснина Т.Н. Предмет труда. Философский анализ. Изд-во Сарат. ун-та,1976.

30. Гегель. Указ.соч. С. 242.

31. Философский энциклопедический словарь /Под ред. А.А. Ивина. М., 2006. С. 382.

32. Аристотель. Соч. в 4-х томах.Т.1. М.: Наука, 1976. С. 164.

33. Петров Ю.Е., Пугач Б.Я. Категория количества и

ее методологическое значение в математическом познании //Вестник МГУ.Сер. 7, 1990. № 2. С. 31.

34. Конт Спонвиль Андре. Философский словарь /Пер. с фр. Головиной Е.В. М.: Этерна, 2013. С. 752.

35. Аристотель. Указ соч. С.164.

36. Петров Ю.Е., Пугач Б.Я. Категория количества и ее методологическое значение в математическом познании //Вестник МГУ. Сер. 7. 1990. № 2. С. 31.

37. Гегель. Указ. соч. С.262.

38. Петров Ю.Е., Пугач Б.Я. Указ соч. С. 30-31.

39. Петров Ю.Е., Пугач Б.Я. Указ. соч. С. 164.

40. Энциклопедия философских наук. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1974. С. 257.

41. Гегель. Указ. Соч. Т. 1. С. 216.

42. Гегель. Указ. Соч. Т. 1. С. 261.

43. Современный философский словарь. М.: Бишкек-Екатеринбург. 1996. С. 281.

44. Гегель. Указ соч. Т. 1. С. 216.

45. Федоров В.К. Указ. соч. С. 43.

46. Гегель. Указ.соч. С. 261-262.

47. Соснина Т.Н. Предмет труда. Философский анализ. Изд-во Саратов.ун-та,1976. 165 с.

48. Соснина Т.Н. Стоимость: экономический, экологический, социальный аспекты. Изд-во СНЦ РАН, 2008. 425 с.

49. Соснина Т.Н. Жизненный цикл продукта в аспекте постулатов логистики и теории предмета труда// Вестник СГАУ. 2008. № 1. С. 261-268

50. Соснина Т.Н. Материальные потоки производства. Теория функционирования. Самара, 1997. 243 с.

51. Проблемы конкурентоспособности экономики России с позиций кластерного подхода// В сб. Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального, стратегического проектирования инновационного и технического развития России // Труды V Всероссийской научно-практической конференции. Ч. I. М., 2009. С. 220.

52. Соснина Т.Н. Предмет труда и современное производство. Изд-во Саратов. ун-та,1984. С. 65-114.

QUALITY - QUANTITY: SUBJECT MATTER, CLASSIFICATION, UNIFIED NOTION OF 'MEASURE'

© 2016 T.N. Sosnina

Samara National Research University named after academician S.P. Korolyov

The author points out the relevance of methodological development of the "quality", "quantity" and "measure" notions. Weak points of production are associated with poor theoreti-cal development of the holistic quality assurance concept and lack of complex standardization. The definition of product quality in the official documents as the combination of product proper-ties should be substantially changed. The author suggests accounting for the subject of labour theory. The notions of "quality", "quantity" and "measure" are classified according to a number ofprinciples; such a variety of approached can be regarded as a methodological reference point for researchers. The quality of a product is considered as a derivative of heterogeneity and chan-geability of its properties that can be revealed and measured on the stages of production, opera-tion and disposal. The quality of a product can be measured using the ratio between the assets of a product (its wanted properties) and detrimental or unwanted properties that can transform into detrimental. The author describes ways of researching the product quality phenomenon in the context of the subject of labour theory. Keywords: quality, quantity, measure, product property, subject of labour theory, quality assurance

Tamara Sosnina, Doctor of Philosophy, Professor at the Philosophy and History Department. E-mail: tnsssau@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.