Научная статья на тему 'Качество использования рабочего времени'

Качество использования рабочего времени Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
979
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / КАЧЕСТВО / КАЧЕСТВО ТРУДА / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / ЭФФЕКТИВНОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / QUALITY TIME-USE / QUALITY / QUALITY OF WORK / DURATION OF WORKING TIME / EFFECTIVE WORKING TIME / PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Побиянская Анастасия Валерьевна, Потуданская Вера Федоровна

Статья посвящена исследованию качества использования рабочего времени на предприятиях. Рассмотрены основные подходы к понятиям «качество», «качество использования рабочего времени». В статье представлен анализ продолжительности рабочего времени в государствах-членах МОТ в 2018 году, классификация признаков, характеризующих «качество», «качество труда» и «качество использования рабочего времени». Аргументирована необходимость более глубокого изучения качества использования рабочего времени на предприятиях в различных режимах работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Побиянская Анастасия Валерьевна, Потуданская Вера Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of working time use

The article is devoted to the study of working time quality in enterprises. The authors studied the main approaches to the concepts "quality", "quality of working time". The article presents the analysis of working time in member states of the ILO in 2018, the classification of signs, characterizing the "quality", "quality of work" and the quality of working time. Necessity of a deeper study of the quality of working time in enterprises in different operation modes is caried out.

Текст научной работы на тему «Качество использования рабочего времени»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6 • Номер 2 • Апрель-июнь 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

качество использования рабочего времени

Побиянская А.В.1, Потуданская В.Ф.1

1 Омский государственный технический университет, Омск, Россия АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена исследованию качества использования рабочего времени на предприятиях. Рассмотрены основные подходы к понятиям «качество», «качество использования рабочего времени». В статье представлен анализ продолжительности рабочего времени в государствах-членах МОТ в 2018 году, классификация признаков, характеризующих «качество», «качество труда» и «качество использования рабочего времени». Аргументирована необходимость более глубокого изучения качества использования рабочего времени на предприятиях в различных режимах работы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество использования рабочего времени, качество, качество труда, продолжительность рабочего времени, эффективное рабочее время, производительность труда..

Введение

Рабочее время в условиях инновационных преобразований выступает одним из основных резервов, влияющих на производительность труда, а целесообразность его использования - критерием экономической эффективности производства, универсальным измерителем затрат труда и эффективности его использования.

В современных условиях обеспечение роста производительности труда достигается на основе эффективного использования рабочего времени, в свою очередь, использование рабочего времени необходимо рассматривать с позиции его качества.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных вопросам эффективности труда и рабочего времени, проблемы исследования качества использования рабочего времени недостаточно освещены в современной отечественной и зарубежной литературе.

Качество рабочего времени, прежде всего, необходимо рассмотреть в аспекте сущностного содержания понятие «качество». Существуют различные подходы к определению понятия «качество» (табл. 1).

Понятие «качество» преимущественно рассматривается как отношение требований к товарам, услугам, процессам. Зарубежные специали-

The quality of working time use

Pobiyanskaya A.V.1, Potudanskaya V.F.1

1Omsk State Technical University, Russia

сты по проблемам качества определяли данную категорию с различных позиций, так японский специалист в области качества К. Исикава установил две стороны качества: субъективную сторону и объективные физические характеристики, Д Харрингтон характеризует качество как уровень качества товаров и соответствие стоимости. Таким образом, по их мнению, качество - это возможность удовлетворять потребности, при этом, теряя возможность удовлетворять, продукция, услуги, товар или труд утрачивают значение «качества».

Отечественный ученый Э. М. Вейцман выделяет объективные характеристики качества и предлагает «методику количественной оценки качества, с помощью которой можно сравнивать, например, качество авторучки и трактора» [13] (Kablashova, Tsukanova, 2010).

Качество, с нашей точки зрения, непрерывный процесс построения и поддержания взаимоотношений путем оценки, прогнозирования и удовлетворения заявленных и предполагаемых потребностей.

Категория «качество» достаточно широко применяется в различных отраслях экономики, в нормативно правовых актах, но не затрагивает вопросы качества использования рабочего времени. В научной литературе по экономике труда в основном качество труда изучается в плане его структурных элементов и влияющих факторов. Как практический инструмент в нормативных документах по нормированию труда основными критериями являются «минимальные затраты времени при соблюдении необходимого качества выполняемых функций, оказываемых услуг» [14].

Качество использования рабочего времени

Существуют различные подходы к выделению признаков, классифицирующих «качество», «качество труда» и качество рабочего времени (рис.)

ABSTRACT:_

The article is devoted to the study of working time quality in enterprises. The authors studied the main approaches to the concepts "quality", "quality of working time". The article presents the analysis of working time in member states of the ILO in 2018, the classification of signs, characterizing the "quality", "quality of work" and the quality of working time. Necessity of a deeper study of the quality of working time in enterprises in different operation modes is caried out.

KEYWORDS: quality time-use, quality, quality of work, duration of working time, effective working time, productivity

JEL Classification: J22, J24, J81 Received: 06.02.2019 / Published: 30.06.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Pobiyanskaya A.V. (batueva-nastya0mail.ru)

CITATION:_

Pobiyanskaya A.V., Potudanskaya V.F. (2019) Kachestvo ispolzovaniya rabochego vremeni [The quality of working time use]. Ekonomika truda. 6. (2). - 883-894. doi: 10.18334/et.6.2.39879

Таблица 1

основные подходы к определению понятия «качество»

Автор источник определение понятия «качество»

ГОСТ Р ИСО 90002008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» «документ утратил силу в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22. 12. 2011 № 1574-ст, который вводит в действие новый национальный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011» «Степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям» [1, 2]

ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»

ГОСТ Р ИСО 90002015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» «Степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям» [3]

Горбунов А. В. «Практический комментарий к ISO 9001:2008» «Выражение ценности: чем она выше, тем выше и качество. Или иначе: чем выше способность товара или услуги удовлетворить потребность покупателя (клиента), тем выше качество этого товара (услуги) с точки зрения клиента» [4] (Gorbunov, 0)

Juran J. M., Frank M. G. «Juran's quality control» «Соответствие назначению или применению» [5] (Juran, Frank, 0)

ДемингУ. Э. «Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами» «Удовлетворение требований потребителя не только для соответствия его ожиданиям, но и для предвидения направления их будущих изменений» [6] (Deming, 2009)

Фейгенбаум А. «Контроль качества продукции» «Тотальное соответствие характеристик продукции или услуги, включающих маркетинг, разработку, производство и обслуживание» [7] (Feygenbaum, 1986)

ОБ АВТОРАХ:_

Побиянская Анастасия Валерьевна, ассистент кафедры экономики и организации труда (Ьа^еуа-nastya0mai1.ru)

Потуданская Вера Федоровна, доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления, заведующая кафедрой экономики и организации труда

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Побиянская А.В., Потуданская В.Ф. Качество использования рабочего времени // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 2. - С. 883-894. сЫ: 10.18334М.6.2.39879

Окончание табл. 1

Автор Источник Определение понятия «Качество»

Исикава К. «Японские методы управления качеством» «Деятельность по разработке, проектированию, производству и обслуживанию продукции, являющаяся наиболее экономичной и полезной и точно соответствующая требованиям потребителя» [8] (Isikava, 1988)

Харрингтон Х. Д. «Управление качеством в американских корпорациях» «Удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество - это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает» [9] (Kharrington, 1990)

Кросби Ф. «Принципы лидерства» «Соответствие требования» [10] (Krosbi, 0)

Адлер Ю. П «Управление качеством. Часть 1». «Качество - это то, что удовлетворяет потребителя» [11] (Adler, Polkhovskaya, Shper, Nesterenko, 2001)

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. «Современный экономический словарь» «Совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям» [12] (Rayzberg, Lozovskiy, Starodubtseva, 2011)

Источник: составлено авторами

Классификационные признаки, характеризующие категорию «качество», включают в себя шесть групп: соответствие назначению, уровень качества товаров, соответствие стандартам, соответствие стоимости, абсолютная оценка, свойство продукции [15] (Salimova, 2009). Качество как абсолютная оценка представляет собой признак соответствия стандартам, и основано на единстве социальных стереотипов. Часто благодаря искусственному завышению совершенства товара создается впечатление абсолютного качества, однако данная категория субъективна и может по-разному восприниматься потребителями. Как свойство продукции качество определяет возможность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Как соответствие стандартам определяется нормативно-правовыми актами, техническими стандартами, например, ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

Качество имеет как объективную, так и субъективную оценку. С точки зрения У. Э. Деминга «качество можно определить только пользуясь системой оценок того человека, который пользуется товаром, кто судит о качестве» [6].

Понятие качества труда применяется преимущественно при рассмотрении возможности повышения эффективности трудовой деятельности. Для характеристики качества труда Г. Э. Слезингер предлагает использовать четыре группы признаков: характер и содержание труда; предмет и продукт труда; средства и способы труда; условия труда.

В содержательном отношении социально-экономическую категорию «качество труда» рассматривают в различных аспектах: в теоретическом плане основное внимание акцентируется на сложности труда, в контексте размера заработной платы; с практической точки зрения - используется как при оценке объема работ, выявлении бракованной продукции, так и в целях оценки условий труда, результативности трудовой деятельности.

Качество труда неразрывно связано с использованием рабочего времени, при этом прослеживается прямое соотношение между затратами времени на выполнение работы и качеством ее выполнения. Вследствие инновационных преобразований, охватывающих все сферы человеческой деятельности, в настоящее время повышается сложность выполняемой работы, которая требует большей квалификации работника, возрастают требования и к качеству труда, выполнению работ и использованию рабочего времени.

Н. А. Абузярова в своей работе «Заработная плата: правовое регулирование» отмечает взаимосвязь количества и качества труда. Следует согласиться с автором, что количество труда измеряется нормами труда и рабочим временем и предполагает соотнесение оплаты труда с затратами труда [17] (Abuzyarova, 2016).

Признаки, характеризующие катего рию «Качество» [15]:

и

- соответствие назначению;

- уров ень качества товаров;

- соответствие стандартам;

- соответствие стоимости;

Признаки характеризующие категорию «Качество труда» (Слезингер, 1996) [16]:

И

- абсолютная оценка;

- характер и содержание труда;

- свойство продукции.

- предмет и продукт труда;

- средства и способы труда;

- условия труда.

Признаки, характеризующие

категорию «Качество рабочего времени» [позиция авторов]:

- продолжительность;

- интенсивность и качество

труда;

- производительность труда; - потери и непроизводительные затраты рабочего времени; - сверхурочные работы.

Рисунок. Классификация признаков, характеризующих «качество», «качество труда» и качество

рабочего времени Источник: составлено авторами

Рабочее время важно оценивать не только по критерию его продолжительности, но и с позиции эффективности его использования.

В Российской энциклопедии по охране труда под использованием рабочего времени понимают систему показателей, характеризующих одновременное использование продолжительности рабочего дня и рабочего периода с учетом внутрисменных и целодневных потерь рабочего времени [18] (Varov, Vorobev, Zubkov, Izmerov, 2007).

Использование рабочего времени напрямую связано с повышением производительности труда.

В настоящее время в условиях трудодефицита резко возрастает значение качественного использования рабочего времени как одного из основных резервов роста производительности труда страны, но в содержательном отношении данная проблема практически не рассматривается.

Качество рабочего времени следует рассматривать с позиции его использования и планирования (фонд времени: номинальный, календарный, эффективный фонд времени).

Под качеством использования рабочего времени, на наш взгляд, понимается категория, отражающая целесообразность использования рабочего периода и рабочего дня по признакам его продолжительности, интенсивности, экономической обоснованности; с другой стороны, представляет собой совокупность признаков удовлетворения потребности работодателей и работников в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Являясь интегральной характеристикой, качество использования рабочего времени как база повышения производительности труда включает в себя основные составляющие (интенсивность и качество труда), зависит от потерь рабочего времени и наличия сверхурочных работ. Известно, что потери рабочего времени подразделяются на целосменные и внутрисменные. Интенсивность и качество труда определяются рациональным протеканием производственного и трудового процесса, рациональным построением режима труда и отдыха, обеспечивающих высокую работоспособность работника. Внутрисменные потери рабочего времени возникают как по организационным и техническим причинам, так и по вине работника.

Качество использования рабочего времени зависит от планирования труда, темперамента и способностей работника, стиля управления руководителя.

Корейские ученые Jaeyoup Jung, Gyuree Kim, Kyusung Kim, Domyung Paek и Sung-il Cho рассматривают качественные аспекты рабочего времени и его взаимосвязь с состоянием здоровья работников. Результаты их исследований подтвердили, что продолжительность рабочего дня более 10 часов, работа в ночные и вечерние часы, а также в субботу негативно влияет на здоровье работника [19] (Jaeyoup Jung, Gyuree Kim, Kyusung Kim, Domyung Paek and Sung-il Cho*, 2017).

Необходимость проведения сверхурочных работ вызвана различными причинами, что отражают недостатки в организации планирования. Несмотря на негативные

последствия (увеличение продолжительности рабочего дня и снижение работоспособности и производительности труда, отрицательное влияние на здоровье человека), такие работы привлекательны для персонала в части получения более высоких доходов.

Поэтому количество сверхурочных работ отражает нецелесообразное использование рабочего времени.

На федеральном уровне качество использования рабочего времени как экономическая категория рассматривается с точки зрения соблюдения законодательства и нормативных актов, а именно Трудовой кодекс РФ регулирует максимальную продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю, Конвенция МОТ № 47 устанавливает норму рабочего времени - 8-часовой рабочий день и 40-часовая пятидневная рабочая неделя [20, 21].

Вопросам правового регулирования рабочего времени посвящены также Рекомендация МОТ № 116 «О сокращении продолжительности рабочего времени», принятая в развитие Конвенции № 47 и Конвенция МОТ № 171 «О ночном труде» [21].

Ограничения еженедельной продолжительности рабочего времени являются одной из наиболее очевидных мер по сокращению негативных последствий чрезмерного использования рабочего времени. В последнее десятилетие большое количество стран мира сократили рабочее время с 48 часов до 35 часов в неделю. В 2018 году продолжительность законодательно установленной рабочей недели во Франции, Германии, Бельгии, Ирландии, Швейцарии составила 35 часов [22].

Сегодня в связи с повышением пенсионного возраста в России встает вопрос о необходимости сокращения продолжительности законодательно установленной рабочей недели как одной из «антикризисных» мер. С одной стороны, казалось бы, необходимо сократить продолжительность рабочей недели, так как это приведет к улучшению здоровья работников, больше времени будет уделяться семье, возрастут возможности повышения квалификационного уровня. С другой стороны, эта мера на практике означает уменьшение заработной платы работающих. Сокращение продолжительности рабочей недели возможно при условии эффективного использования рабочего времени, что обеспечит рост производительности труда в стране.

При рассмотрении резервов роста производительности труда с точки зрения эффективности использования рабочего времени необходимо принимать во внимание как интересы работодателя, так и интересы работника. С точки зрения работодателя, рабочее время должно использоваться наиболее полно и рационально при соблюдении законодательно установленных норм. С точки зрения работника, на рабочих местах на предприятии должны создаваться комфортные условия труда, позволяющие достигать высокой производительности труда и, соответственно, высокой заработной платы.

Эффективность использования рабочего времени определяется не только тем, как работник использует свое рабочее время, но и тем, насколько качественно он выполняет свою работу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Методические подходы к оценке рациональности использования рабочего

времени

Показатель Формула расчета

Рациональность использования рабочего времени с точки зрения нормирования труда

Номинальный фонд рабочего времени Дг - число дней в году; Дв - число выходных дней в году; Дп - число праздничных дней, не совпадающих с выходными; Дпрп - число предпраздничных дней; 1см - длительность смены в обычные рабочие дни; Гсм - длительность смены в предпраздничные дни.

Действительный фонд рабочего времени Дор - продолжительность отпуска рабочего в рабочих днях; .-':■' - «коэффициент, учитывающий потери рабочего времени по уважительным причинам, 8 = 0,96 - 0,97» [23]

Коэффициент использования рабочего времени "Ь Т-; [- + Тп-_- -+- Т^ Тпз - время на подготовительно-заключительную работу; Топ - оперативное время; Тобс - время обслуживания рабочего места; Тотл - время перерывов на отдых и личные надобности; Тпт - время перерывов, установленных технологией и организацией производственного процесса; Тнаб - продолжительность времени наблюдения или рабочей смены (Тсм).

Оперативное нормативное время На основании межотраслевых методических рекомендаций НИИ труда устанавливается норма времени на личные надобности [24]. Нотл - норма времени на отдых и личные надобности

Продолжительность нормативного времени перерывов на отдых и личные надобности ^ет.т — ^опаорн * "^оо"

Процент оперативной работы по заданию т: г: - время оперативной работы по заданию; Тсм - продолжительность рабочего дня

Фактический уровень выполнения норм Нзтн(ф) - затраты труда на единицу продукции по норме (фактические), чел.-ч; Уф - объем продукции, выполненный на время наблюдения

Рациональность использования рабочего времени с точки зрения организации труда

Целосменные потери рабочего времени,% П - целосменные потери рабочего времени, чел.-дней; Р -отработанное время за период обследования, чел.-дней

Окончание табл. 2

Показатель Формула расчета

Процент потерь рабочего времени по: 1) организационным причинам; 2. техническим причинам - время потерь по техническим вопросам; - время потерь по организационным вопросам

Коэффициент потерь рабочего времени по организационно-техническим причинам ^лтп — ::.:г - время потерь по организационно-техническим вопросам;

Коэффициент потерь рабочего времени по вине рабочего ^ ■■'.: "Ь Ртллори — '-этл.^экт 3 Тнтд - потери рабочего времени в связи с нарушением трудовой дисциплины

Коэффициенты эффективного фонда рабочего времен """ """" - потери рабочего времени в отчетном и базисном периодах; фф, фи» - расчетный фонд рабочего времени в отчетном и базисном периодах.

Максимально возможное повышение производительности труда при устранении всех потерь и лишних затрат рабочего времени

Источник: составлено авторами

Процесс поиска дополнительных резервов повышения эффективности использования рабочего времени, управление им является ключевой задачей повышения эффективности деятельности предприятия.

Эффективность использования рабочего времени во всех структурах является одним из важнейших факторов экономического роста.

Обеспечение эффективности использования рабочего времени на отдельных предприятиях отражается на эффективности их деятельности и способствует экономическому росту в регионе.

Возникает потребность в оценке качества использования рабочего времени, исходя из этого в практике деятельности предприятий необходим методический инструмент, позволяющий оценить использование рабочего времени при помощи системы количественных и качественных показателей.

Для отдельных категорий работников можно выделить свои системы показателей использования рабочего времени, но общие принципы, методика исследования, методология будет одна, только специфика будет отражаться в показателях.

Качество использования рабочего времени как синтетическая характеристика, учитывает и количественные и собственно качественные результаты.

В настоящее время не выявлена методика, которая оценивала бы качество использования рабочего времени, существует возможность отдельно, фрагментарно проанализировать использование рабочего времени. Также возникла необходимость рассматривать рациональность использования рабочего времени с точки зрения нормирования труд и с точки зрения организации труда.

В таблице 2 представлены методические подходы к оценке рациональности использования рабочего времени с точки зрения работодателя, с позиции нормирования и организации труда.

Заключение

Данный подход не дает исчерпывающего ответа на поставленные вопросы, однако является первым вариантом рассмотрения вопросов качества использования рабочего времени с практической точки зрения. Такой методический подход позволит выявить дополнительные резервы эффективности использования рабочего времени и повышения производительности труда.

В современных условиях необходимо создание комфортных условий для работника с целью максимальной реализации его трудового потенциала, взаимовыгодных форм занятости как для работодателя, так и для работника.

ИСТОЧНИКИ:

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества: Основные положения и

словарь. Введ. 2008-12-18. - М.: Стандартинформ, 2008.

2. ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы

менеджмента качества: Основные положения и словарь. - М.: Стандартинформ, 2015.

4. Горбунов А.В. Практический комментарий к ISO 9001:2008. Pqm-online.com.

[Электронный ресурс]. URL: http://pqm-online.com/assets/files/pubs/articles/ clause_4-2-2.pdf.

5. Juran J.M., Frank M.G. Juran's quality control. Elsmar.com. [Электронный ресурс].

URL: https://elsmar.com/Cove_Premium/Juran%20Handbook.pdf .

6. Деминг Э. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и

процессами / Пер. с англ. - М: Альпина Бизнес Букс, 2009.

7. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции / Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1986.

8. Исикава К. Японские методы управления качеством. - М.: Экономика, 1988.

9. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях / Сокр. пер. с

англ. - М.: Экономика, 1990.

10. Кросби Ф. Принципы качества. Pqm-online.com. [Электронный ресурс]. URL: https://pqm-online.com/assets/files/lib/books/crosby2.pdf.

11. Адлер Ю.П., Полховская Т.М., Шпер В.Л., Нестеренко П.А. Управление качеством. Часть 1. Семь простых методов: Учебное пособие для вузов. - М: МИСИС, 2001.

12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011.

13. Каблашова И.В., Цуканова А.А. Эволюция содержания деятельности по обеспечению качества трудовых процессов // Организатор производства, 2010. - № 3(46).

14. Приказ Минтруда России от 31. 05. 2013 № 235 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

15. Салимова Т.А. Современные подходы к определению содержания категории «качество» // Вестник Ивановского государственного университета, 2009.

16. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М., 1996.

17. Абузярова Н.А. Заработная плата: правовое регулирование. Biblioclub.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444829.

18. Варов В.К., Воробьев И.А., Зубков А.Ф., Измеров Н.Ф. Российская энциклопедия по охране труда. - М.: НЦ ЭНАС, 2007.

19. Jaeyoup Jung, Gyuree Kim, Kyusung Kim, Domyung Paek and Sung-il Cho* Association between working time quality and self-perceived health: analysis of the 3rd Korean working conditions survey. Jung et al. Annals of Occupational and Environmental Medicine. [Электронный ресурс]. URL: https://aoemj.biomedcentral.com/track/ pdf/10.1186/s40557-017-0211-y?site=aoemj.biomedcentral.com.

20. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ// Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

21. Основное содержание конвенций МОТ, действующих в Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2009 г.) // Труд за рубежом, 2008. - № 4.

22. В каких странах четырехдневная рабочая неделя - реальность. Bfm.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bfm.ru/news/275132.

23. Энциклопедия по машиностроению. [Электронный ресурс]. URL: http://mash-xxl. info/page/074172036240141085095176204063248022088170243224.

24. Госкомтруд СССР. «Определение нормативов времени на отдых и личные надобности» // Межотраслевые методические рекомендации. // Доступ из справ.-право-вой системы «Консультант Плюс»

references:

Osnovnoe soderzhanie konventsiy MOT, deystvuyuschikh v Rossiyskoy Federatsii (po sostoyaniyu na 1 yanvarya 2009) [The main content of the ILO conventions in force in the Russian Federation (as of January 1, 2009)]. (2008). Labor abroad. (4). (in Russian).

GOST R ISO 9000-2008 Sistemy menedzhmenta kachestva [GOST R ISO 9000-2008 Quality management system] (2008). M.: Standartinform. (in Russian).

GOST R ISO 9000-2015. Natsionalnyy standart Rossiyskoy Federatsii. Sistemy menedzhmenta kachestva [GOST R ISO 9000-2015. National standard of the Russian Federation. Quality management system] (2015). M.: Standartinform. (in Russian).

Adler Yu.P., Polkhovskaya T.M., Shper V.L., Nesterenko P.A. (2001). Upravlenie kachestvom. Chast 1. Sem prostyh metodov [The management of quality. Part 1. Seven simple techniques] M.: MISIS. (in Russian).

Deming E. (2009). Vyhod iz krizisa: novaya paradigma upravleniya lyudmi, sistemami i protsessami [Out of the crisis: a new paradigm of managing people, systems and processes] M.: Alpina Biznes Buks. (in Russian).

Feygenbaum A. (1986). Kontrol kachestva produktsii [The production quality control] M.: Ekonomika. (in Russian).

Isikava K. (1988). Yaponskie metody upravleniya kachestvom [Japanese quality management methods] M.: Ekonomika. (in Russian).

Jaeyoup Jung, Gyuree Kim, Kyusung Kim, Domyung Paek and Sung-il Cho* Association between working time quality and self-perceived health: analysis of the 3rd Korean working conditions surveyJung et al. Annals of Occupational and Environmental Medicine. Retrieved from https://aoemj.biomedcentral.com/track/pdf/10.1186/ s40557-017-0211-y?site=aoemj.biomedcentral.com

Juran J.M., Frank M.G. Juran's quality control Elsmar.com. Retrieved from https:// elsmar.com/Cove_Premium/Juran%20Handbook.pdf

Kablashova I.V., Tsukanova A.A. (2010). Evolyutsiya soderzhaniya deyatelnosti po obespecheniyu kachestva trudovyh protsessov [Evolution of the maintenance of activity on maintenance of quality of labour processes]. Organizer of Production. (3(46)). (in Russian).

Kharrington Dzh. (1990). Upravlenie kachestvom v amerikanskikh korporatsiyakh [Quality management in American corporations] M.: Ekonomika. (in Russian).

Rayzberg B.A., Lozovskiy L.Sh., Starodubtseva E.B. (2011). Sovremennyy ekonomicheskiy slovar [The dictionary of modern economics] M.: INFRA-M. (in Russian).

Salimova T.A. (2009). Sovremennye podkhody k opredeleniyu soderzhaniya kategorii «kachestvo» [Modern approaches to definition of the "quality" category]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. (in Russian).

Slezinger G.E. (1996). Trud v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Labor in conditions of market economy] M.: INFRA-M. (in Russian).

Varov V.K., Vorobev I.A., Zubkov A.F., Izmerov N.F. (2007). Rossiyskaya entsiklopediya po okhrane truda [Russian encyclopedia on labor pretection] M.: NTs ENAS. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.