Научная статья на тему 'Качество инновационного портфеля нефтегазотранспортного сектора экономики'

Качество инновационного портфеля нефтегазотранспортного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ / ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА / КАЧЕСТВО ИННОВАЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ / ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ИННОВАЦИЙ / TECHNOLOGICAL AUDIT / INNOVATIVE DEVELOPMENT PROGRAM / TECHNOLOGICAL LEADERSHIP INDICATORS / INNOVATION PORTFOLIO QUALITY / INNOVATION LEVEL ASSESSMENT SCALE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курушина Виктория Александровна, Курушина Елена Викторовна, Земенков Юрий Дмитриевич

Для повышения обоснованности выбора перспективных инноваций предложены меры по совершенствованию процедур технологического аудита, предполагающие оценку качества инноваций. Приведены результаты оценки новых технологий, предусмотренных программами инновационного развития нефтеи газотранспортных корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курушина Виктория Александровна, Курушина Елена Викторовна, Земенков Юрий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF THE INNOVATIVE PORTFOLIO OF THE OIL&GAS TRANSPORT SECTOR

Technological audit procedures improvement measures that expect the innovation quality assessment for increasing the validity of the perspective innovation choice are proposed in the paper. Results of the authors' assessment of the new technologies given in innovative development programs of oil&gas corporations are presented.

Текст научной работы на тему «Качество инновационного портфеля нефтегазотранспортного сектора экономики»

УДК 65.01

© В.А. Курушина, Е.В. Курушина, Ю.Д. Земенков, 2014

В.А. Курушина, Е.В. Курушина, Ю.Д. Земенков

КАЧЕСТВО ИННОВАЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ НЕФТЕГАЗОТРАНСПОРТНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Для повышения обоснованности выбора перспективных инноваций предложены меры по совершенствованию процедур технологического аудита, предполагающие оценку качества инноваций. Приведены результаты оценки новых технологий, предусмотренных программами инновационного развития нефте- и газотранспортных корпораций.

Ключевые слова: технологический аудит, программа инновационного развития, показатели технологического лидерства, качество инновационного портфеля, шкала оценки уровня инноваций.

Современные тенденции роста мирового энергопотребления [1], а также развивающееся сотрудничество между Китаем и Россией в этой сфере требуют ускоренного внедрения инновационных технологий в нефтегазотранспорт-ной отрасли. Темпы инновационного развития зависят не только от длительности инновационного цикла, но также и от качества внедряемых инноваций. В целях успешного управления инновациями в мировой практике применяются процедуры технологического аудита. Технологический аудит (здесь и далее ТА) в соответствии с методикой IRE (Инновационные регионы Европы) проводится для того, чтобы «оценить способность фирмы/организации интегрировать новые технологии, работать с технологическими партнерами, а также сформировать понимание того: что необходимо для того, чтобы интегрирование или, наоборот, передача технологий проходили наиболее успешно» [2, с. 9]. По методике OSEO anvar (Национальное инновационное агентство, координирующее работу французских Инновационных релей центров — IRC) в процессе технологического аудита производится оценка инновацион-ности компании, способность ее к инновациям. Также может быть проведен анализ конкретного инновационного проекта [2, с. 10]. Формирование массива данных и выбор критериев для оценки зависят от задач аудита.

В российской практике технологический аудит ориентирован на оценку конкурентоспособности компании в области инноваций. Как отмечается в Методических материалах по разработке программ инновационного развития (здесь и далее ПИР), ТА представляет «комплексный и документированный анализ, содержащий адекватную оценку существующего технологического уровня компании в сравнении с сопоставимыми компаниями в России и за рубежом» [3, с. 4]. Проведение ТА в соответствии с ПИР ОАО «Газпром» предполагает: 1) выбор зарубежных компаний для сопоставления; 2) анализ открытых источников информации; 3) анализ показателей зарубежных компаний, пригодных для оценки технологического уровня; 4) расчет показателей по ОАО «Газпром» и зарубежным компаниям; 5) сопоставление технологического уровня; 6) разработку перечня KPI технологического уровня [4, с. 25]. В рейтинге показателей технологического уровня ОАО «Газпром» занимает в сравнении с зарубежными компаниями:

— 2-е место по надежности и безопасности;

— 5-е место по энергоэффективности и перспективным технологиям;

— 7-е место по экологичности;

— 10-е место по инвестициям в исследования и разработки.

Данные рейтинга позволяют оценить технологическое лидерство относительно конкурентов, в качестве которых используются крупнейшие по уровню рыночной капитализации энергетические корпорации, такие как Exxon Mobil, BP, Shell, Statoil, PetroChina и другие. Всего 19 компаний. Соответственно, изменение темпов внедрения инноваций (например, их замедление) в отрасли оказывает влияние на объективность оценок инновационного развития. Следует отметить, что уровень конкуренции в отрасли сдерживается высокой степенью концентрации капитала и продолжающимися процессами слияний и поглощений. Соответственно, мотивация ускоренного внедрения инноваций для укрепления конкурентных позиций снижается. Перспективность технологии оценивается в ОАО «Газпром» не по глубине инновационных преобразований, а по восприимчивости и степени

разработанности новых технологий. Степень разработанности оценивается экспертно.

В состав ключевых показателей эффективности (КР1), оценивающих технологическое лидерство, в Методических материалах по разработке ПИР [3] включены количественные и качественные показатели. Программами нефтега-зотранспортных российских корпораций предусмотрены только количественные показатели. В перечень КР1 технологического уровня ОАО «Газпром» включены показатели: 1) количество патентов и лицензий, полученных за расчетный период и последние 2 года, 2) количество технологий, разработанных в рамках ПИР за расчетный период и последние 2 года, защищенных патентами [4]. Показатель технологического лидерства ОАО «АК «Транснефть»» оценивается только на основе количества патентов, поставленных на баланс компании [5]. Рекомендуемая Методическими материалами оценка качества инновационного портфеля на основе баланса между прорывными проектами и улучшающими проектами в ПИР, не производится.

Учитывая вышеизложенное, для повышения обоснованности выводов ТА о перспективности технологий и проектов в данной статье предлагается дополнительно производить оценку качества отдельных инноваций и инновационного портфеля в целом на основе объективных оценок. Методологической основой измерения уровня качества инноваций могут послужить современные теории, такие как теория решения изобретательских задач Г. Альтшуллера (ТРИЗ) и теория технологических укладов С. Глазьева. Для оценки качества отдельных инноваций авторами статьи разработана соответствующая шкала, предполагающая дифференциацию уровней по характеристикам изобретений [6, 7]. Критериями оценки качественного уровня инноваций по данной шкале, как видно по табл. 1, являются:

1) уровень изобретений (по Г. Альшуллеру),

2) степень изменения технологии,

3) глубина системных изменений,

4) происхождение и сфера распространения инновации.

Таблица 1

Шкала оценок качества инноваций

Критерий Качественный уровень инновапий

1 2 3 4 5

Уровень изобретений Мельчайшее изобретение Мелкое изобретение Среднее изобретение Крупное изобретение Крупнейшее изобретение

Степень изменения технологии Малое улучшение технологии Умеренное улучшение технологии Крупный шаг в развитии технологии Почти фундаментальное Фундаментальное

Глубина системных изменений Изменение элемента Изменение элемента Частичное изменение других элементов Изменение системы Создание принципиально новой системы

Происхождение инно-вапии и сфера ее распространения В данной системе В родственных системах В пределах отрасли науки За пределами отрасли науки Возникновение новой отрасли техники

Оценка изобретений Г. Альтшуллером позволила получить данные о том, что 32 % изобретений соответствуют первому (низшему) уровню, 45 % — второму, 19 % — третьему, менее 4 % — четвертому и 0,3 % — пятому уровню [6, с. 68]. Изобретения первых трех уровней составляют 96 %. Соотнесение данной шкалы с теорией технологических укладов С. Глазьева свидетельствуют о том, что первые 3 уровня представляют собой улучшающие (или эволюционные), а не революционные инновации. Поэтому измерять технологическое лидерство количеством патентов недостаточно.

По разработанной шкале была произведена оценка качественного уровня инноваций, предусмотренных ПИР нефте-газотранспортных корпораций России. Поскольку в паспорте ПИР ОАО «АК «Транснефть»» не уточняется, что конкретно понимает компания под перспективными технологиями «нанотехнологии в нефтепроводном транспорте» и «системы и технические средства мониторинга нефтепроводов», оценка качественного уровня данных технологий не производилась. Результаты оценки приведены в табл. 2.

Таблица 2

Оценка качественного уровня инноваций, предусмотренных ПИР в нефтегазотранспортном секторе экономики

Качественный уровень инноваций Магистральный транспорт нефти* Магистральный транспорт газа**

Эволюционные технологии

1 Создание систем повышения производительности перекачки снижением гидравлического сопротивления в магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах

2 — Разработка высоконадежных насосных агрегатов с повышенным КПД. — Разработка комплексной системы подогрева нефти номинальной мощностью до 50 МВт и комплексной системы разогрева и слива нефтей и мазутов из железнодорожных цистерн. — Технологии производства и применения бесконтактных подшипников с применением постоянных магнитов или электромагнитных подшипников для электроприводов магистральных и подпорных насосных агрегатов различной мощности. — Разработка системы мониторинга технического состояния трубопроводов. — Разработка технических решений по изготовлению и монтажу элементов сооружений НПС и нефтепроводов при эксплуатации в условиях вечной мерзлоты. — Энергосберегающие технологии. - Технологии высокоэффективного компримирования газа. — Технология получения энергии за счет использования

3 — Разработка единой системы управления (ЕСУ) магистральным нефтепроводом. — Создание высоконадежного импортозамещающего оборудования. — Создание технологий, оборудования и объектов для Заполярья, шельфовой зоны, морской зоны. — Разработка частотно-регулируемого электропривода насосных агрегатов. — Новые композитные материалы для проведения ремонта без вырезки методом композитно-муфтовой технологии. Технологии получения энергии за счет использования энергоблоков малой мощности (1-10 кВт) на основе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии для электроснабжения потребителей линейной части магистральных газопроводов

Окончание табл. 2

Качественный уровень иннова-пий Магистральный транспорт нефти* Магистральный транспорт газа**

Революционные технологии

4 — Разработка комплекса высокоточных внутритрубных диагностических приборов. — Разработка системы обнаружения утечек и контроля активности температурного и виброакустического принципа действия. — Технологии транспорта газа в сжиженном и многофазном состоянии — Технологии строительства и эксплуатации трубопроводов высокого давления.

5 — —

* Составлено на основе паспорта ПИР [5] ** Составлено на основе ПИР [4]

Из четырнадцати оцениваемых технологий ОАО «АК «Транснефть»» 2 из них могут быть отнесены к революционным, а 12 - к эволюционным. Из пяти технологий магистрального трубопроводного транспорта, представленных в ПИР ОАО «Газпром» 2 оцениваются как революционные и 3 как эволюционные. В исследовании не учитывались инноваций компании в области добычи, хранения углеводородов и т.д.

Для наиболее полной оценки инновационного портфеля корпорации целесообразно произвести расчет по системе показателей, приведенной ниже.

1. Количество инноваций в портфеле (Ип), в том числе по уровням (N1).

Количество инноваций, представленных в паспорте ПИР ОАО «АК «Транснефть»» составляет 14 инноваций, в том числе первого уровня - 1 инновация; второго- 6; третьего — 5 и четвертого - 2 инновации. По ОАО «Газпром» из 5-ти инноваций по магистральному транспорту, представленных в ПИР, 2 инновации относятся ко второму уровню; 1 - к третьему и 2 к четвертому уровню.

2. Объем инновационного портфеля (Оип):

о,в=£ —■ /,

I=1

где I - коэффициент значимости инновации 1-го уровня; N -количество инноваций 1-го уровня.

В качестве коэффициента значимости может быть использован номер уровня. Распределение «весов» составит, соответственно, 0,067 (1 уровень), 0,133 (2 уровень), 0,200 (3 уровень), 0,267 (4 уровень), 0,333 (5 уровень). Показатель объема инноваций по ОАО «АК «Транснефть»», рассчитанный по данным табл. 2, составляет 2,4 у.е.и. (условных единиц инноваций), приведенных к первому качественному уровню. По ОАО «Газпром» этот показатель составляет только 1 у.е.и. для инновационного портфеля по транспорту газа.

3. Качество инновационного портфеля (Кип):

N

Кп = — ■ 100,

ип —

е

где N - количество революционных инноваций (4-го и 5-го уровней); N - количество эволюционных инноваций (1-го, 2-го и 3-го уровней).

По расчетам, произведенным выше, качество инновационного портфеля нефтетранспортной корпорации составляет 16,7 % (2:12), а газотранспортной - 66,7 % (2:3). Результаты сравнительного анализа инновационного портфеля приведены в табл. 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ показателей инновационного портфеля ПИР нефтегазотранспортного сектора России

Показатель Ел. Магистральный Магистральный

изм. транспорт нефти* транспорт газа**

1. Количество иннова- Шт. 14 5

ций всего, в том числе:

1-го уровня Шт. 1 -

2-го уровня Шт. 6 2

3-го уровня Шт. 5 1

4-го уровня Шт. 2 2

Окончание табл. 3

Показатель Ед. изм. Магистральный транспорт нефти* Магистральный транспорт газа**

5-го уровня Шт. - -

2. Объем инновационного портфеля У.е.и. 2,4 1,0

3. Качество инновационного портфеля % 16,7 66,7

Полученные оценки свидетельствуют о более высоком качестве инновационного портфеля ОАО «Газпром». Оценка инновационного развития на основе внедрения революционных инноваций позволяет выявить закономерности развития технических систем. Результаты проведенных исследований на примере нефтепроводной системы России, содержащие качественно новые выводы, отражены в работах [8, 9, 10].

Оценка качества инновационного портфеля может быть использована в виде дополнительного критерия выбора перспективных технологий при формировании программ инновационного развития корпораций. Учет степени инновации технологий будет способствовать ускорению инновационного развития.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Земенков Ю.Д., Курушина Е.В., Курушина В.А. Мировые тенденции в производстве и потреблении ТЭР // Нефтегазовый терминал. - 2009, вып. 3. - С 32-34.

2. Пильнов г., Тарасова О., Яновский А. Как проводить технологический аудит / Серия методических материалов «Практические руководства для центров коммерциализации технологий» (IV). Под руководством П. Линд-хольма (inno AG) при участии С. Клесовой, В. Иванова, О. Лукши, А. Бретта, Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006.

3. Методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (утверждены распоряжением Минэкономразвития России от 31 января 2011 г. № 3Р-ОФ) Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru/document/902306418. Дата обращения 18.05.2014

4. Программа инновационного развития ОАО «Газпром». Режим доступа: http://www. gazprom. ru/f/posts/97/653302/programma-razvitia. pdf. Дата обращения 19.05.2014.

5. Паспорт ПИР ОАО «АК«Транснефть»». Режим доступа: http://www.dalmn.transneft.ru/u/section_file/7181/pasport.pdf. Дата обращения 19.05.2014.

6. Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтщуллер. - 6-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 402 с.

7. Квашнин А. Как управлять портфелем технологий и интеллектуальной собственностью / Серия методических материалов «Практические руководства для центров коммерциализации технологий» (III). Под руководством П. Линдхольма (inno AG) при участии С. Клесовой, В. Иванова, О. Лукши, А. Бретта, Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006.

8. Земенков Ю.Д., Курушина В. А. Закономерности инновационно-циклического развития трубопроводного транспорта углеводородов России // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал), 2013. № S3, с. 85-98.

9. Kurushina V., Zemenkov Y. Innovative cyclical development of the Russian pipeline system // Energy Production and Management in the 21stCentury, Vol.2, WIT Press, Southampton, Boston, 2014. — Pp. 881-888.

10. Курушина Е.В., Курушина В.А. Управление инновационным развитием на основе эволюционного подхода // Совершенствование стратегического управления корпорациями и региональная инновационная политика: материалы Росс. Науч. — практ. конф. С междунар. участием (Пермь, 5 декабря 2013 г.)/Прм. Гос. нац. исслед. Ун-т. - Пермь, 2013, с. 163-168. ШИН

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Курушина Виктория Александровна — ассистент кафедры транспорта углеводородных ресурсов, e-mail: viktoriya_tsogu@yahoo.com, Курушина Елена Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, kurushina.tsogu@yandex.ru,

Земенков Юрий Дмитриевич — доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой, zemenkov@tsogu.ru, Тюменский государственный нефтегазовый университет.

QUALITY OF THE INNOVATIVE PORTFOLIO OF THE OIL&GAS TRANSPORT SECTOR

Kurushina V.A., Assistant of the Department of transport of carbon-hydrogen resources, e-mail: viktoriya_tsogu@yahoo.com,

Kurushina E.V., Candidate of Economic Sciences, associate Professor, kurushina.tsogu@yandex.ru, Zemenkov Y.D., Doctor of Technical Sciences, Professor, the head-blowing Department, zemenkov@tsogu.ru, Tyumen state oil and gas University.

Technological audit procedures improvement measures that expect the innovation quality assessment for increasing the validity of the perspective innovation choice are proposed in the paper. Results of the authors' assessment of the new technologies given in innovative development programs of oil&gas corporations are presented.

Key words: technological audit, innovative development program, technological leadership indicators, innovation portfolio quality, innovation level assessment scale.

REFERENCES

1. Zemenkov Ju.D., Kurushina E.V., Kurushina V.A. Mirovye tendencii v proizvodstve i potreblenii TJeR // Neftegazovyj terminal (Global trends in production and consumption of energy resources // Oil and gas terminal). 2009, vyp. 3, pp. 32-34.

2. Pil'nov g., Tarasova O., Janovskij A. Kak provodit' tehnologiche-skij audit / Serija metodicheskih materialov «Prakticheskie rukovodstva dlja centrov kommercializacii tehnologij» (IV). Pod rukovodstvom P. Lind-hol'ma (inno AG) pri uchastii S. Klesovoj, V. Ivanova, O. Lukshi, A. Bretta, Proekt EuropeAid «Nauka i kommercializacija tehnologij»,

3. Metodicheskie materialy po razrabotke programm innovacionnogo razvitija akcion-ernyh obshhestv s gosudarstvennym uchastiem, gosudarstven-nyh korporacij i federal'nyh gosudarstvennyh unitarnyh predprijatij (utverzhdeny rasporjazheniem Minjekonomrazvitija Rossii ot 31 janvarja 2011 g. № 3R-OF) Rezhim dostupa: http://www.docs.cntd.ru/document/ 902306418. Data obrashhenija 18.05.2014

4. Programma innovacionnogo razvitija OAO «Gazprom». Rezhim dostu-pa: http://www.gazprom.ru/f/posts/97/653302/programma-razvitia.pdf. Data obrashhenija 19.05.2014.

5. Pasport PIR OAO «AK«Transneft'»». Rezhim dostupa: http://www.dalmn.transneft.ru/ u/section_file/7181/pasport.pdf. Data obrashhe-nija 19.05.2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Al'tshuller G. Najti ideju: Vvedenie v TRIZ - teoriju reshenija izo-bretatel'skih zadach (Find the idea: Introduction to TRIZ - theory of solution of invention problems)/ Genrih Al'tshhuller. - 6-e izd. - M.: Al'pina Pabli-sher, 2013, 402 p.

7. Kvashnin A. Kak upravljat' portfelem tehnologij i intellektual'-noj sobstvennost'ju / Serija metodicheskih materialov «Prakticheskie ruko-vodstva dlja centrov kommercializacii tehnologij» (III). Pod rukovodstvom P. Lindhol'ma (inno AG) pri uchastii S. Klesovoj, V. Ivanova, O. Lukshi, A. Bretta, Proekt EuropeAid «Nauka i kommercializacija tehnologij»,

8. Zemenkov Ju.D., Kurushina V.A. Zakonomernosti innovacionno-ciklicheskogo razvitija truboprovodnogo transporta uglevodorodov Rossii // Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten' (nauchno-tehnicheskij zhurnal), 2013, No S3, pp. 85-98.

9. Kurushina V., Zemenkov Y. Innovative cyclical development of the Rus-sian pipeline system // Energy Production and Management in the 21stCentury, Vol.2, WIT Press, Southampton, Boston, 2014, pp. 881-888.

10. Kurushina E.V., Kurushina V.A. Upravlenie innovacionnym razvi-tiem na osnove jevoljucionnogo podhoda // Sovershenstvovanie strategiche-skogo upravlenija korporacijami i regional'naja innovacionnaja politika: materialy Ross. Nauch. — prakt. konf. S mezhdunar. uchastiem (Perm', 5 de-kabrja 2013 g.)/Prm. Gos. nac. issled. Un-t. - Perm', 2013, pp.163-168.

2006.

2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.