001: 10.24412/2071 -7830-2022-144-08-14 БАДМАЕВА К В
КАЧЕСТВО И СТОИМОСТЬ УСЛУГ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
В СФЕРЕ ЖКХ: МНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ПНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий» г. Элиста, Россия, кагтаЪадт'ауandex.ru
Аннотация. В статье представлены результаты социологических опросов населения Республики Калмыкия, проведенных в 2021-2022 гг,, в ходе которых оценивалось качество и стоимость услуг субъектов естественных монополий. Изучено текущее состояние основных
фондов жилищно-коммунального хозяйства и мероприятия, направленные на их модернизацию и обновление. Также проведен сравнительный анализ тарифов на коммунальные услуги в городе Элиста с соседними городами и Москвой.
Ключевые слова: услуги, основные фонды, износ, тарифы, оценка, ценообразование, ресурсоснабжающая организация, потребители, финансовая грамотность.
Жилищно-коммунальное хозяйство региона (далее - ЖКХ) - это большой многоцелевой комплекс, призванный решать важнейшие задачи по благоустройству городов, сел, и бесперебойному обеспечению инфраструктуры. В сфере ЖКХ большая часть предприятий находится в государственной собственности, поэтому данная отрасль является сферой деятельности субъектов естественных монополий. Отраслями ЖКХ, привязанными к инженерным сетям, в которых действуют субъекты естественных монополий, являются водоснабжение и водоотведение; теплоснабжение; электроснабжение и газоснабжение.
Мониторинг деятельности субъектов естественных монополий на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с единой методикой путем сбора статистических данных, формирования перечня товарных рынков, на которых присутствуют субъекты естественных монополий, а также проведения опросов населения и субъектов предпринимательской деятельности [7]. В Республике Калмыкия подобный мониторинг ежегодно, начиная с 2017 года, проводят научные сотрудники БНУ РК (^Институт комплексных исследований аридных территорий».
В рамках данной статьи мы представим результаты массовых социологических опросов населения, проведенных по репрезентативной выборке и охвативших все муниципальные образования Республики Калмыкия в 2021-2022 гг В ходе опроса респондентами оценивались качество и уровень цен услуг субъектов естественных монополий в их населенном пункте.
Результаты опроса, проведенного в текущем году показали резкий рост негативных и снижение положительных оценок качества всех услуг естественных монополий (табл. 1) Больше всего потребители региона остались недовольны качеством услуг электроснабжения и водоснабжения, водоотведения.
Основной причиной снижения оценок послужили участившиеся аварии на электросетях и водозаборах [11]. Так услуги по электроснабжению набрали 47,5% удовлетворительных оценок, потеряв 17,3% по сравнению с 2021 годом. Услугами водоснабжения, водоотведения и водоочистки уже традиционно недовольна большая часть потребителей, однако в этом году оценки значительно ухудшились: 64,5% и 68,1% неудовлетворительных (совокупность ответов «Не удовлетворен» и «Скорее не удовлетворен») против 42,8% и 48,0% соответственно.
Относительно довольны потребители только качеством услуг газоснабжения (64,1%), при этом доля положительных оценок снизилась на 6,3% по сравнению с 2021 годом.
Услуги теплоснабжения традиционно характеризуются большой долей неопределенных ответов. Это можно объяснить тем, что в районах республики используется преимущественно индивидуальное отопление, и население мало зависит от общих котельных. И действительно, больше половины (54,6%) негативных оценок было выставлено жителями г. Элиста, что можно интерпретировать как в целом неудовлетворенность работой городских котельных.
Основная проблема функционирования системы ЖКХ - это высокая степень износа основных фондов. Данная проблема является актуальной ещё с 1980-х годов, и на протяжении долгих лет в республике не проводилась модернизация жилищно-коммунальной системы.
Как видно на рис. 1, показатель износа тепловых и электросетей за период с 2018 г. по 2020 г. снизился на 21,5% и составил 10,3%. Несмотря на положительную динамику, в начале текущего года количество аварий электросетей увеличилось, и без света остались населенные пункты республики и жилые массивы в г. Элисте. Изношенность объектов сетевого хозяйства приводит к отключению электроснабжения даже при небольших ветровых нагрузках.
Таблица 1.
Оценка респондентами качества услуг субъектов естественных монополий,
в % к опрошенным
Удовлетворен Скорее удовлетворен Скорее не удовлетворен Не удовлетворен Затрудняюсь ответить
Водоснабжение, водоотведение
2021 26,0 21,2 17,6 25,2 10,0
2022 7,6 18,1 24,3 40,2 9,8
Водоочистка
2021 14,4 17,6 15,2 32,8 20,0
2022 5,4 11,6 21,4 46,7 14,9
Газоснабжение
2021 32,4 38,0 10,8 8,8 10,0
2022 19,9 44,2 14,1 14,9 6,9
Электроснабжение
2021 30,0 34,8 14,4 10,0 10,8
2022 14,5 33,0 26,1 19,9 6,5
Теплоснабжение
2021 23,2 26,0 9,6 14,8 26,4
2022 11,2 25,0 17,4 17,4 29,0
Степень износа систем водоснабжения и водоотведения на конец 2020 г. находилась на уровне 52,7%. Более 136 тыс. километров водопроводных сетей находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют замены. В среднем за год меняются около пяти километров, чего крайне недостаточно. В связи с этим уровень аварийности постоянно увеличивается, растёт количество утечек воды при транспортировке и происходят потери тепла в сетях в отопительный сезон, что приводит к дополнительным затратам [11].
57,8
31,8
21,0
52,7
10,3
Обеспечение электрической анергией, газоми Водоснабжение; водо отведение, организация паром; кондиционирование воздуха с бор а и утилизации отходов, деятельность по
ликвидации загрязнений И2018 г N20 г. :-2020 г.
Рис. 1. Степень износа коммунальных сетей за 2018-2020гг., в % к опрошенным [13]
Замена коммунальных сетей требует больших финансовых вложений. В 2021 году Группа «Россети» инвестировала более 1,2 млрд. рублей в развитие сетевой инфраструктуры Калмыкии [2], в планах до 2024 года - мероприятия общей стоимостью около 460 млн. рублей. Ключевой проект - создание схемы выдачи мощности крупнейшей солнечной электростанции России, которая в настоящее время строится вблизи г. Элиста.
Модернизация электросетевого хозяйства ведется в рамках программы развития ПАО «Россети Юг» и в настоящее время планируется разработка единой целевой программы по модернизации электросетевого комплекса Республики Калмыкия.
В 2022 году ресурсоснабжающая организация планирует отремонтировать почти 1700 километров линий электропередачи, при этом будут приведены в порядок участки с низким и средним классами напряжения. В частности, это будут линии от шести до 10 килоВольт, которые поставляют электричество в населенные пункты, а также сети с напряжением 0,4 килоВольта, служащие источником подключения для бытового использования и поставок электричества предприятиям малого и среднего бизнеса. На эти сети приходится около 80% общей протяженности линий «Россети Юг», поэтому обеспечение их бесперебойной работы, подверженной влиянию внешних факторов и ненастий, является крайне важной задачей.
В течение 2022 года ресурсоснабжающая организация также планирует отремонтировать 77 километров электросетей в Республике Калмыкия. По предварительным расчетам, ремонтникам потребуется 569 километров провода и замена более пяти тысяч опор, кроме того организация установит свыше 25 тысяч новых изоляторов, что обеспечит бесперебойную подачу электроэнергии жителям Калмыкии.
Проблема замены водопроводных сетей Калмыкии, в том числе в г. Элиста, находится на особом контроле правительства региона. На сегодняшний день разработана проектно-сметная документация на 32 объекта водоснабжения, частично обновлен автопарк, запланировано строительство канализационно-очистной станции в г. Элиста [5].
Разработанная техническая документация на объекты водоснабжения дает республике возможность участвовать в различных федеральных программах. Построены водопроводы в поселках Аршан и Вознесеновка, возводится водовод в селе Садовое и в поселке Малые Дербеты. Новые объекты появятся в Целинном и Яшалтинском районах, в Лагани и Цаган-Амане. В настоящее время региональным правительством разрабатываются различные варианты водоснабжения населенных пунктов Калмыкии.
Надо заметить, что долгое время инвестиции в коммунальные предприятия не были привлекательны, поскольку финансовые трудности порождали высокий риск. Проблемы с залоговым обеспечением, высокие процентные ставки и низкая ликвидность активов делали получение кредитов на модернизацию практически невозможным. Однако в начале 2022 года Правительством РФ утверждена Программа финансирования проектов в ЖКХ за счет накоплений Фонда национального благосостояния (ФНБ). А именно, на заседании правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, премьер-министр М.В. Мишустин принял решение о предоставлении дешевых кредитов (под 3% годовых) для капитального ремонта коммунальных сетей и корректировке инвестиционных программ в сфере ЖКХ. Это повысит надежность и качество коммунальных услуг, привлечет в этот сектор представителей бизнеса и дополнительный капитал [6].
Также Правительство РФ примет меры для сдерживания роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, который является остроактуальной проблемой. Действительно, повышение тарифов на коммунальные услуги - явление монотонно возрастающее, однако вопрос о соответствии стоимости качеству предоставляемых услуг, остается открытым.
Напомним, в 2021 году стоимость электроэнергии для жителей Элисты повысилась на 4,9%, для сельского населения на 4,8%, водоснабжение и водоотведение стали дороже на 3,3%, горячая вода - на 3,4%, природный газ - на 3,0%, отопление - на 3,4%.
В 2022 году в среднем по региону рост тарифов составит от 3,9% до 4,1%, в Элисте - 4,6%. Повышение оплаты жилищно-коммунальных услуг коснётся всех муниципальных образований Калмыкии с 1 июля 2022 года [4].
Отметим, что прирост тарифов с I июля 2022 г к соответствующему периоду 2021 г. выглядит следующим образом: водоснабжение и водоотведение - на 0,5%, горячая вода - на 0,8%, отопление - на 1%, природный газ - на 0,17%.
Таблица 2.
Тарифы на коммунальные услуги в Республике Калмыкия [8, 9, 10]
Показатели I 11 1 11 I 11
полугодие полугодие ПОЛУгодис полугодие полугодие полугодие
202] г. (с 2021 г. (с 2022 г. (с 2022 г. (с 2022 г./1 2022г./Т1
01.01.21г. по 01.07.21г. по 01.01.22г. по 01.07.22г. по полугодию ПОЛУГОДИЮ
30.07.21г.) 31.12.21г.) 30.07.22г.) 31.12.22г.) 2021 г. (%) 2022 г.(%)
Стоимость электроснабжения за 1 КВт*ч, руб.
для городского 5,07 5,32 5,32 5,58 104,9 104,9
населения
для сельского 3,55 3,72 3,72 3.90 104,8 104,8
населения
Стоимость 1 \| ( газа. р\б.
для городского 5,66 5,83 5,83 6,01 103,0 103,17
населения
для сельского 5,66 5,83 5,83 6,01 103,0 103,17
населения
Водоснабжение за мЗ, 45,89 47.39 47,39 49,19 103,3 103,8
руб.
Водоотведение за мЗ, 12,96 13,39 13,39 13,90 103.3 103,8
руб.
Горячее 157,87 163,18 163,18 170,03 103,4 104,2
водоснабжение за мЗ.
Ст-сть отоп-ния за 1 2239,72 2315,87 2315,87 2416,91 103,4 104,4
Г кал. руб.
Таблица 3.
Удовлетворенность потребителей ценами услуг субъектов естественных монополий,
в % к опрошенным
У доел етворен Скорее Скорее не Не Затрудняюсь
удовлетворен удовлетворен удовлетворен ответить
Водоснабжение, водоотведение
2021 20.0 21.6 16.4 29.6 "12.4
2022 8.0 20.7 22.5 37.0 12.0
Водоочистка
2021 12.8 17.2 14.8 30.4 24.8
2022 5.1 13.4 21.0 36.6 23.9
Газоснабжение
2021 20.4 20.8 20.4 28.4 10.0
2022 9.8 18.8 31.5 32.2 7.6
Электроснабжение
2021 20.4 24.0 19.6 26.8 9.2
2022 8.7 19.2 31.2 33.3 7.6
Теплоснабжение
2021 16.4 17.6 14.4 24.4 27.2
2022 7.6 11.6 22.1 31.5 27.2
Действительно, результаты опроса касаемо ценовой политики на рынке естественных монополий также показали рост негативных и снижение положительных оценок по сравнению с прошлым годом (табл. 3). Доля респондентов, удовлетворенных в той или иной степени, колеблется от 18,5% (водоочистка) до 28,7% (водоснабжение). Большая часть опрошенных выразила в разной мере недовольство ценообразованием на такие услуги естественных монополий, как электроснабжение (64,5%), газоснабжение (63,7%), а также услуги по водоотведению, водоснабжению (59,5%) и водоочистке (57,6%).
Ежегодно потребители выражают мнение, что цены науслуги ЖКХ в Республике Калмыкия выше по сравнению с другими регионами. Так, в 2021 году высокий уровень цен отметили 46,8% опрошенных, а в 2022 - 61,2%.
Для понимания обоснованности полученных результатов опроса мы проанализировали и сравнили цены на различные услуги ЖКХ в г. Элиста с городами соседних регионов и с городом федерального значения - Москва. Показатели, формирующие основной пакет трат населения на услуги ЖКХ, представлены в табл. 4.
Таблица 4.
Действующие тарифы на коммунальные услуги на 2022 год [1, 3,12]
Покаштели г. Элиста г. Волгоград г. Астрахань г. Москва
Стоимость электроснабжения за 1 КВт*ч, руб. 5.32 4,72 5,19 5,92
Стоимость 1 мЗ газа, руб. 5,83 8,39 5,81 7,25
Водоснабжение за мЗ, руб. 47,39 25,09 24,52 43,57
Водоотведение за мЗ, руб. 13,39 16,23 29,76 32,02
Горячее водоснабжение за мЗ, руб. 163,18 142,84 154,02 211,67
Стоимость отопления за 1 Гкал, руб. 2315,87 2065,96 1941,28 2546,83
Сведенные в сравнительную таблицу показатели свидетельствуют о существенном различии тарифов в исследуемых городах, несмотря на относительно близкое территориальное расположение друг к другу. Как видим, стоимость электроснабжения в Элисте выше на 12,7%, чем в Волгограде и на 2,5% выше, чем в Астрахани, в то же время в Москве тариф выше, чем в Элисте на 11,3%;
- По тарифу на водоснабжение Элиста занимает первое место среди рассматриваемых городов: практически на 23 руб. выше, чем в Астрахани, на 22,3 руб. выше, чем в Волгограде и на 3,8 руб. выше, чем в Москве;
- Тариф на водоотведение в Элисте самый низкий среди рассматриваемых регионов: на 18,63 руб. меньше, чем в Москве, на 2,84 руб. и на 16,37 руб. меньше, чем в Волгограде и Астрахани соответственно;
- Стоимость газа в Элисте ниже по сравнению с Москвой и Волгоградом, а горячая вода и отопление дороже, чем в Волгограде и Астрахани.
Сформированная таблица позволяет сделать вывод о том, что все тарифы на коммунальные услуги в Элисте ниже, чем в Москве, за исключением тарифа на водоснабжение. В то же время, тарифы в Элисте существенно выше, чем в Волгограде (за исключением газа и водоотведения) и в Астрахани (за исключением водоотведения).
Увеличение количества недовольных потребителей, в том числе, влечет за собой рост неплатежей по ЖКУ что в свою очередь дает толчок к увеличению тарифов с тем, чтобы сумма оплаты платежеспособных потребителей компенсировала недоборы.
Таким образом, оценка качества и стоимости услуг субъектов естественных монополий имеет отрицательную динамику. Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны органов власти региона и ресурсоснабжающих организаций, качество услуг субъектов естественных монополий все же остается не на должном уровне. Существенные сдвиги в этой отрасли могут произойти благодаря недавно утвержденной Программе финансирования проектов ЖКХ за счет накоплений ФНБ. Привлечение инвестиционных и заемных средств на долгосрочный период позволит организациям ЖКХ снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
1. Комитет тарифного регулирования Волгоградской области. URL: https://urt.volgograd.ru/ other/informatsiya-dlya-grazhdan/deystvuyushchie-tarify/ (дата обращения: 10.04.2022).
2. М. Володина «Энергетики инвестировали 1,2 млрд. руб. в сетевую инфраструктуру Калмыкии». Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2022/02/01/reg-ufo/ energetiki-investirovali-12-mlrd-mblej-v-setevuiu-infrastrukturu-kalrnykii.html?ysclid=12j3co33ut (дата обращения: 05.04.2022).
3. Народная служба тарифов - HCT: новые тарифы на электроэнергию, цены на газ, тепло. URL: https://newtariffs.ru/ (дата обращения: 10.04.2022). Текст: электронный.
4. Новости Элисты и Калмыкии. URL: https://elista.bezformata.com/listnews/kalmikii-utverzhdyon-predelniy-rost/10083 1034//(дата обращения: 17.04.2022).
5. Правительство Республики Калмыкия: официальный сайт. Элиста. URL: http:// kalmregion.ru/novosti/50-naseleniya-kalmykii-budet-obespecheno-pitevoy-vodoy-ideyu-vozvedeniya-vodoprovoda-podderzhalo-min/?CATA'LOG_TD=8 (дата обращения: 30.03.2022).
6. Правительство Российской Федерации: официальный сайт. Москва. Обновляется в течение суток. URL: http://government.ru/news/45214/ (дата обращения: 28.03.2022).
7. Приказ Минэкономразвития России от 11.03.2020 № 130 «Об утверждении единой методики мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации».
8. Приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия № 62-п/ от 18 декабря 2020 г. «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
9. Приказ Региональной службы потарифам Республики Калмыкия №8-п/гвс от 21 января 2022 г. «О внесении изменений в приложение к приказу Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 20.12.2021 № 96-п/гвс».
10. Приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия №99-п/э от 23 декабря 2021г. «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей Республики Калмыкия на 2022 год».
11. Сведения о повреждаемости электрических сетей. Россети Юг: официальный сайт. URL: https://kalmenergo.rosseti-yug.ru/klientam/svedeniya-o-povrezhdaemosti-elektricheskikh-setey/ (дата обращения: 23.04.2022).
12. Служба потарифам Астраханской области. URL: https://urt.volgograd.ru/other/informatsiya-dlya-grazhdan/deystvuyushchie-tarify/ (дата обращения: 10.04.2022).
13. Статистический ежегодник Республики Калмыкия. 2021: Стат.сб./Астраханьстат. -Элиста, 2021 - 164 с.