В. И. Гиссин
КАЧЕСТВО И НАДЕЖНОСТЬ КАК КАТЕГОРИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ЛОГИСТИКИ
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы, раскрывающие взаимосвязи между уровнем качества продукции (услуг) и характеристиками различных аспектов (эксплуатационных, технических, экономических, коммерческих и др.), определяющих величину вектора товародвижения товара. Анализ взаимосвязей между техническими эксплуатационными аспектами позволил сделать вывод о том, что они непосредственно влияют на объем и интенсивность товародвижения, что позволяет их считать категориями коммерческой логистики.
Ключевые слова
Качество, продукция, товародвижение, логистика, надежность, конкурентоспособность.
V. I. Gissin
QUALITY AND RELIABILITY AS A CATEGORY OF BUSINESS LOGISTICS
Annotation
The article deals with the issues that reveal the relationship between the level of quality of products (services), which is interrelated with the characteristics of the various aspects (operational, technical, economic, commercial, etc.), and which determine the magnitude of the vector of the product distribution. Analysis of the relationship between the technical and operational aspects led to the conclusion that they have a direct impact on the volume and intensity of the product distribution, allowing them to be considered as the categories of commercial logistics.
Keywords
Quality, products, product distribution, logistics chain, reliability, competitiveness.
В условиях вступления России в ВТО особо актуальными становятся вопросы поиска новых подходов и решений проблем расширения и совершенствования хозяйственных связей различных государств. ВТО, являясь сложной системой, в которой взаимодействуют многочисленные национальные экономики мира, развивающиеся на принципах конкуренции, требует от российской национальной экономики высокого уровня качества и конкурентоспособности товаров, услуг и высокого уровня инфраструктурного сопровождения, который обеспечивал бы в процессе распределения постоянное совершенствование качества и надежности. Это говорит о том, что качество и надежность должны быть объектом постоянного управления и совершенствования.
На уровень качества продукции и услуг влияет множество факторов, которые по существу, являются управляющими воздействиями: все эти факторы сводятся к одному — к затратам денежных средств С.
Кроме того, на качество ( и соответствующие ему затраты С воздействуют управляющие мероприятия, которые могут дать тот или иной результат, который может быть измерен определенными показателями. Однако качество (О) и показатели качества (д) — не одно и то же, поскольку качество — это всеобъемлющая категория, а показатели характеризуют определенные стороны объекта.
Более полной является категория полезности и, поскольку она отражает взаимосвязи между потребностью и данным объектом. Следовательно, качество соединяет показатели (технический аспект) и полезность (экономический аспект).
Полезность определяется спросом, который порождается индивидуальными потребностями, поэтому экономическая теория оперирует категорией субъективной полезности. Мерой такой полезности является цена. В совокупности это реализуется путем продажи товара, то есть товар на рынке получает общественное признание. Отсюда следует коммерческий аспект качества — ликвидность (Ь). На величину ликвидности товара оказывают влияние такие факторы, как: первоначальная цена, рыночная цена, уровень показателей качества, степень насыщенности рынка данным товаром и т. д.
Особое место в категории качества занимает надежность Я, которая определяется предлагаемым постулатом: «надежность есть необходимое условие качества и полезности товара» [1]. Следует отметить, что полезность товара (услуги) может иметь место только при достижении определенного уровня надежности.
Изложенное позволяет выстроить следующую логистическую цепь:
Ж ^ Q ^ R ^ Ы ^ и ^ Е ^ V, где Ж — носитель качества (товар, услуга); 2 — качество (философская категория); Я — надежность (эксплуатационный аспект); {д} — показатель качества (технический аспект); и — полезность (экономический аспект); Е — ликвидность (коммерческий аспект);
V — интенсивность продаж или скорость товародвижения (логистический аспект).
Представленная логистическая цепь характеризует движение качества «вглубь», то есть от абстракции и до конкретной реализации.
Процесс преобразования объекта (товара) позволяет отслеживать показатели качества на всем протяжении жизненного цикла. Этот процесс образует поток, траектория движения которого соответствует технологическому маршруту. С логистической точки зрения, речь идет о внутрипроизводственных потоках. В такой логистической цепи параметрами потока являются показатели качества, изменяющиеся на данном носителе. Каждый этап преобразования качества представляет собой звено логистической системы, что позволяет использовать принципы и методы логистики.
Сложность современной техники, комплексов управления различными объектами породила проблему надежности, которая характеризуется определенными показателями. Для каждого показателя надежности имеется развитый математический аппарат, с
помощью которого разрабатываются меры по обеспечению требуемой надежности, включая методы резервирования, профилактику и др.
За количественную меру надежности К(1) принимается вероятность безотказной работы в течение времени Р. зная плотность распределения времени безотказной работы /(1), получаем.
ou
R(t)= \f(t)dt. (1)
t
Интенсивность отказов по определению описывается следующим выражением:
R(t) ' 1 '
Важнейшим показателем надежности является наработка на отказ — среднее время работы между соседними отказами:
г 2><
Г»=— СЗ)
Конкретные значения показателей надежности в значительной мере определяются видом функции плотности распределения времени безотказной работы. В большинстве случаев, в частности для внезапных отказов, характерен экспоненциальный закон, который позволяет определить:
- плотность распределения времени безотказной работы:
f(t) =ХеЛ'-, (4)
- интенсивность отказов:
Л = — = const (5)
вероятность безотказной работы: R(t) = eXt. (6)
Перечисленные основные показатели надежности не должны рассматриваться как сугубо технические параметры, представляющие интерес только для инженеров-конструкторов, технологов, эксплуатационников. В современных условиях — в условиях конкуренции — показатели надежности должны быть известны коммерческим работникам: менеджерам, маркетологам, логистам — для организации процесса товародвижения [1].
В логистической концепции автор рассматривает надежность как самостоятельную категорию, управление которой следует осуществлять при достижении базисного уровня, основанного на сопоставлении затрат на обеспечение надежности и ущерба, обусловленного отказами. Сущность данного подхода рассмотрена в работе [1]. В представленной модели целевой функцией являются суммарные издержки, минимум которых соответствует оптимальной надежности. В качестве оптимальных могут быть приняты любые показатели надежности, например вероятность безотказной работы, интенсивность отказов, а также средства ее поддержания.
Надежность сложной техники обеспечивается постоянным наличием запасных частей, где необходимо знать количество резервных комплектов деталей. Данная задача относится к числу так называемых задач с «постоянным параллельным резервированием». Оптимальный уровень надежности, по-существу, зависит от соотношения затрат и ущерба.
Другой методический подход для систем жизнеобеспечения, а также для объектов, отказы которых приводят к человеческим жертвам или связаны с огромными затратами, устанавливает требуемый уровень надежности экспертным путем, исходя из так называемого «принципа практической уверенности».
Высокий уровень надежности может быть достигнут комплексом мероприятий: совершенствованием конструкции, технологии, контролем, резервированием элементов, профилактики и др. В силу различных причин не всегда удается достичь требуемого уровня надежности — отсюда следует роль продавца в обеспечении требуемой надежности в рамках послепродажного обслуживания. Иными словами, забота о надежности, равно как и о качестве продукции в целом, лежит на поставщике или оптовом посреднике. При реализации продукции выстраивается триада: «надежность — качество — цена». Как показывает опыт, репутация товара определяется не только его надежностью, но и качеством и надежностью послепродажного обслуживания.
Процесс товародвижения должен сопровождаться выполнением комплекса услуг. В работах Л. А. Сосуновой [2, 3] показано логистическое действие услуг, которое проявляется в повышении интенсивности продаж.
Управление качеством и надежностью в рамках послепродажного обслуживания предусматривает проведение профилактических работ строго по установленному плану, который рассчитывается методами теории надежности, исходя из требования обеспечения необходимой надежности Я0. С помощью профилактических работ надежность изделия восстанавливается до первоначального уровня.
Профилактические работы, как правило, являются низкотрудоемкими. Они предопределяет особо важную роль запасных частей в системе управления качеством. Следовательно, запасные части представляют собой важнейшую составляющую логистической системы товародвижения современной, технически сложной продукции производственного и бытового назначения. Запасные части должны входить в обязательный ассортимент производимой и реализуемой продукции — отсюда возникает проблема определения их потребности, которая может быть определена по формуле (7):
и
(7)
7=1
где — количество изделий]-го вида, находящихся в эксплуатации; 1, 2 ... ] ... п — ассортимент производимых и реализуемых изделий.
Выполненный по данному методу расчет учитывает эксплуатационную надежность работы изделия, обеспечивая практически бесперебойное снабжение запасными частями.
Изложенная концепция усиливает инженерно-техническое начало в коммерческой и логистической деятельности. Для коммерческого персонала, занятого снабжением и сбытом, требуется товароведческая компетенция не только для оценки качества, но и для организации мероприятий, обеспечивающих надлежащее качество и требуемую надежность. Правомерно считать, что надежность и качество представляют собой категории коммерческой логистики.
В коммерческой практике товар характеризуют по двум направлениям: по объективным и рыночным параметрам. К объективным параметрам можно отнести технические характеристики, показатели качества (д), надежность, дефекты и т. д., к рыночным параметрам: цену, полезность срок службы, удобство при эксплуатации и др.
Перечисленные параметры играют большую роль в организации производства и товародвижения, с их помощью формируются маркетинговая и сбытовая политика фирмы, оценивается уровень конкурентоспособности продукции. Однако, рассматривая проблему с позиций логистики, то есть управления процессом товародвижения, деление качества товара на объективные и рыночные параметры представляется нецелесообразным, более того, такое деление не соответствует действительности, поскольку объективные параметры в значительной мере формируются под влиянием рынка и также направлены на удовлетворение требований потребителей. Данное утверждение касается как предприятий, так и потребителей, то есть для производственного и личного потребления. Кроме того, все перечисленные параметры определяют уровень конкурентоспособности продукции. Не трудно видеть, что любой параметр может обеспечить товару конкурентные преимущества и, наоборот, замедлить
товародвижение. Отсюда каждый параметр отслеживается в логистической системе внутрипроизводственных потоков и товародвижения.
Для интенсификации продаж фирмы-разработчики и товаропроизводители форсируют вывод на рынок новых видов продукции, сокращают сроки реализации достижений научно-технического прогресса, ускоренными темпами формируют моду — все это сокращает сроки морального износа.
Если определение и реализация на практике физического срока службы изделия — проблема техническая, то прогнозирование морального срока службы — проблема в значительной мере коммерческая, так как в конечном счете достижение научно-технического прогресса востребовано рынком. Производство относительно инертно, поскольку освоение новой продукции требует большой подготовки — вплоть до смены технологического оборудования. Поэтому товаропроизводители заинтересованы в изготовлении продукции в течение длительного времени. Торговля продукцией производственного назначения более прогрессивна и под воздействием рынка вынуждена быть гибкой, тем более что для продаж новой продукции не требуется существенных изменений в материальной базе. Именно торговля, включая службу сбыта предприятия, предписывает производству, какую осваивать и выпускать продукцию. В данной ситуации проявляется аспект принципа приоритета коммерции в производственной деятельности [4, c. 22].
Принцип приоритета коммерции в производстве заключается в том, что коммерческая служба координирует деятельность всех подразделений и служб предприятия. Именно коммерческая служба обладает правом решающего голоса при выработке всех направлений деятельности предприятия: товарной, технической, организационной, финансовой, инвестиционной и др. В конечном счете вся деятельность предприятия подчинена интересам коммерции, то есть реализации производимой продукции, ибо цель деятельности предприятия — это получение дохода для покрытия произведенных издержек.
Принцип примата коммерции основан на том, что коммерческие службы осуществляют деятельность не только на своем предприятии, но и за его пределами, то есть на рынке, а поэтому досконально знают рыночную ситуацию. Современное производство строго регламентировано технологией и работой оборудования, работает стабильно и практически без помех. Проблемы начинаются при реализации продукции на рынке, когда надо преодолевать конкурентов, учитывать требования покупателя, его платежеспособность и условия оплаты, курс валют и многое другое. Коммерческая служба должна отслеживать жизненный цикл своей продукции.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что надежность и качество непосредственно влияют на объем и интенсивность товародвижения, что дает основание считать их категориями коммерческой логистики.
Библиографический список
1. Гиссин, В. И. Проблемы формирования логистической системы управления качеством [Текст] / В. И Гиссин. — Ростов н/Д : изд-во РГЭУ «РИНХ», 2000. — 146 с.
2. Сосунова, Л. А. Коммерция и эффективность услуг на оптовом рынке [Текст] / Л. А. Сосунова. — Самара : РИОСЭК, 1997. — 109 с.
3. Сосунова, Л. А. Макроэкономическая концепция коммерции услуг [Текст] / Л. А. Сосунова. — СПб. : изд-во СПб ГУЭФ, 1997. — 156 с.
4. Плоткин, Б. К. Ведение в коммерцию и коммерческую логистику [Текст] / Б. К. Плоткин. — СПб. : изд-во СПб УЭФ. 1996. — 171 с.
Bibliographic list
1. Gissin, V. I. Problems of Formation of the Logistics System in the Quality Management [Text] / V. I. Gissin. — Rostov-on-Don : RSEU «RINH» publishing house, 2000. — 146 p.
2. Sosunova, L. A. Commerce and the Effectiveness of Services on the Wholesale Market [Text] / L. A. Sosunova. — Samara : RIOSEK, 1997. — 109 p.
3. Sosunova, L. A. Macroeconomic Concept of Commerce Services [Text] / L. A. Sosunova. — St. Petersburg : StPGUEF, 1997. — 156 p.
4. Plotkin, B. K. Introduction into Commerce and Trade Logistics [Text] / B. K. Plotkin. — St. Petersburg : StPGUEF, 1996. — 171 p.