Научная статья на тему 'Качество аудита: понятие и обеспечение в российских аудиторских организациях'

Качество аудита: понятие и обеспечение в российских аудиторских организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1464
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО АУДИТА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашова Н.Г.

В связи с реформированием системы регулирования аудиторской деятельности в России проблема обеспечения качества аудита приобретает еще большую актуальность. В настоящей работе проанализированы различные подходы к определению понятия «качества аудита», разработан институциональный механизм обеспечения качества аудиторской деятельности и описаны его основные элементы. Сделан вывод о том, что создание гарантированного качества аудита будет достигнуто с помощью использования институционального механизма обеспечения качества аудиторской деятельности в работе российских аудиторских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество аудита: понятие и обеспечение в российских аудиторских организациях»

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 657.6

КАЧЕСТВО АУДИТА: ПОНЯТИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКИХ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Н. Г. КОНДРАШОВА,

аспирант кафедры аудита E-mail: nataljakond1771@mail. ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт

В связи с реформированием системы регулирования аудиторской деятельности в России проблема обеспечения качества аудита приобретает еще большую актуальность. В настоящей работе проанализированы различные подходы к определению понятия «качество аудита», разработан институциональный механизм обеспечения качества аудиторской деятельности, описаны его основные элементы, сделан вывод о том, что создание гарантированного качества аудита будет достигнуто с помощью использования институционального механизма обеспечения качества аудиторской деятельности в работе российских аудиторских организаций.

Ключевые слова: качество аудита, институциональный подход, институциональный механизм обеспечения качества аудиторской деятельности.

На рынке аудиторских услуг работают конкурирующие профессиональные организации, и спрос на их услуги определяется прежде всего качеством оказываемых услуг. Существует множество мнений по поводу того, что же считать качеством в аудите. Федеральный закон от 30.12.2008 №№ Э07-ФЗ «Об аудиторской де-

ятельности» уточнил терминологию, определения и содержание ключевых понятий. Он разграничил понятия «аудит» и «аудиторская деятельность», определив аудит как один из видов услуг, составляющих наряду с другими аудиторскими услугами содержание аудиторской деятельности. Поэтому, говоря о качестве аудита, мы говорим о качестве содержания аудиторской деятельности.

Теме качества аудита посвящено много работ российских исследователей: В. В. Ско-бары, Ю. А. Данилевского, В. Б. Ивашкевича, А. В. Крикунова, В. И. Подольского, А. А. Савина, С. В. Панковой, С. М. Бычковой, Е. Ю. Итыгило-вой, В. П. Суйца, Е. М. Гутцайта, А. Д. Шеремета, А. В. Глущенко, А. С. Худяковой и др.

Согласно Классификационной системе видов услуг Всемирной торговой организации аудит как вид аудиторских услуг относится к деловым профессиональным услугам [8]. Специфика аудита как услуги заключается в том, что она не существует до ее предоставления и обладает рядом характерных особенностей. Это — неосязаемость, несохраняе-

мость, неотделимость от источника, участие клиента в сервисном процессе, персонифицированная направленность, комплексность. Однако перечисленные особенности характеризуют аудит как деловую услугу, но не характеризуют качества аудита, поэтому рассмотрим определения качества.

Согласно энциклопедическому словарю качество — это «объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств» [10, с. 561]. Словарь современных экономических и правовых терминов определяет качество как «совокупность полезных свойств, позволяющих удовлетворять определенные материальные или духовные потребности» [9, с. 233].

Большой экономический словарь определяет качество как «совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обуславливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям» [1].

Таким образом, понятие «качество» многоаспектно. Во-первых, это совокупность объективно существующих характеристик и свойств, во-вторых, способность удовлетворения потребностей и запросов людей, в-третьих, соответствие своему назначению и предъявляемым требованиям. Это понятие можно применить и к аудиту, причем «качество аудита» следует рассматривать комплексно. Основное свойство аудита — независимость — отражено в его определении: «аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности» [5]. Совокупность других свойств представлена в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». К ним относятся: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение. Для характеристики качества аудита еще одним важным свойством является «выполнение требований стандартов», разъясняющих те или иные стороны процесса аудиторской проверки. Без совокупности этих свойств аудит останется только проверкой финансовой отчетности.

Существует множество подходов к определению качества аудита. Большинство российских исследователей рассматривают его с позиции следования аудиторским стандартам, так как «стандарты аудита ограничивают саму возможность проведения некачественного аудита, поскольку, следуя им, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный набор аудиторских процедур, и его работу можно будет проверить, изучив его рабочие документы» [4, с. 108].

Другой подход к качеству аудита с позиции конечного потребителя находит отражение в точке зрения С. В. Панковой. Она определяет качество аудита как «обобщенный эффект аудиторской проверки, выраженный в степени соответствия мнения аудитора потребностям заинтересованных пользователей в объективной информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности аудируемого лица» [7, с. 137]. То есть она рассматривает понятие «качество аудита» с точки зрения удовлетворения потребностей заинтересованных пользователей в объективном выражении мнения аудитора по итогам аудиторской проверки.

А. В. Глущенко, А. С. Худякова определяют качество аудита как «соответствие выполняемых аудитором процессов, связанных с проведением проверки, требованиям пользователей информации, содержащейся в аудиторском заключении»

[3, с. 21].

Более широкий подход к качеству аудита предложен С. М. Бычковой и Е. Ю. Итыгиловой [2, а 7—9]:

— качество аудиторских услуг и качество аудиторского заключения являются прямым результатом профессиональной компетентности и опыта аудитора;

— качество в аудите определяется рейтингом аудиторской фирмы, который учитывает такие позиции, как, например, конкурентные преимущества, показатели финансовой деятельности, продолжительность работы на рынке аудиторских услуг, опыт и квалификация аудиторов, количества клиентов, размер компании;

— качество аудита — это соответствие требованиям аудиторских стандартов и других нормативных актов по аудиторской деятельности;

— измерение качества осуществляется с позиции оказанной аудиторской услуги;

— качество аудита определяется сочетанием соответствия одновременно затрат и стоимости;

— качество аудита как результат участия потребителя в оценке качества аудиторской проверки;

— качество — это соответствие скрытым потребностям клиентов.

Иными словами, качество аудита представляется как соответствие требованиям нормативных актов, потребностям пользователей, затрат и стоимости, является результатом профессиональной компетентности и опыта аудитора, определяется рейтингом аудиторской организации.

В. В. Панков и Н. В. Фабисович предлагают ограничиться наиболее существенными функциями соответствия и соблюдения. Качество аудита они представляют как [6, с. 8]:

— соответствие ожиданиям основных групп пользователей, предполагающее, что результаты аудита должны обеспечить необходимый уровень уверенности всех заинтересованных пользователей в достоверности аудируемой отчетности;

— соблюдение профессиональных стандартов аудита и норм аудиторской этики. Аудит должен проводиться строго в соответствии с принятыми стандартами и нормами аудита с соблюдением необходимых общепринятых или утвержденных административно методик осуществления проверки, а также Кодекса профессиональной этики.

Все эти множественные подходы к определению качества аудита можно объединить в рамках институционального подхода исследования природы и сущности аудита. Концепция институционального подхода основывается на представлении аудиторской деятельности как системы действий, обеспечивающих реализацию экономических функций. С позиции институционального подхода аудит является экономической управленческой наукой. Независимый финансовый контроль определяет сущность аудита, отделяет его от других видов контроля и выделяет в самостоятельную научную дисциплину и практику. В рамках этого исследования качество аудита можно представить как обеспечение разумной уверенности в том, что аудиторская деятельность осуществляется с соблюдением нормативных актов, профессиональных стандартов аудита, норм аудиторской этики и в соответствии с ожиданиями основных групп пользователей; раскрывается через совокупность

его свойств, в достижении цели аудита. Такая трактовка позволяет объединить существующие подходы к определению качества аудита.

Практическая реализация качества аудита осуществляется через институциональные механизмы. Институциональный механизм обеспечения качества аудиторской деятельности — это совокупность процедур и способов использования норм, правил и стандартов аудита для обеспечения и поддержания необходимого уровня качества аудиторской деятельности. Это взаимосвязанные элементы, системы и процессы, создаваемые в аудиторской организации с целью обеспечения качества аудиторской деятельности. Структура механизма обеспечения качества формируется исходя из специфики организации деятельности и управления в аудиторской организации. Требуемое качество обеспечивается эффективностью всех необходимых внутренних процессов с использованием материальных, административных и человеческих факторов. То есть институциональный механизм обеспечения качества аудиторской деятельности на уровне аудиторской организации представляет по сути современное управление аудиторской организацией через процесс управления качеством аудита.

Одним из важнейших элементов институционального механизма обеспечения качества аудиторской деятельности является стандартизация. Для аудиторских услуг стандартизация процедур является обязательной и закреплена российским законодательством. Единые требования к проведению и оформлению результатов аудита для всех российских аудиторских организаций устанавливают Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Однако для эффективной организации аудиторской деятельности применения только федеральных стандартов недостаточно — они нуждаются в более подробной детализации конкретных действий, приемов, способов и процедур, применяемых в аудиторской организации. Поэтому аудиторским организациям необходимо разрабатывать внутренние аудиторские стандарты. Их применение в аудиторских организациях позволяет повысить качество оказываемых услуг, уменьшая при этом временные затраты, позволяет снизить аудиторский риск, обеспечивает доказательную базу при разре-

шении конфликтов с третьими лицами, организует работу ассистентов, обеспечивает взаимозаменяемость специалистов, позволяет эффективно и своевременно повышать их квалификацию.

Другим важнейшим элементом институционального механизма обеспечения качества аудиторской деятельности является построение системы обеспечения качества аудита в аудиторской организации. Система обеспечения качества аудита выполняет следующие основные функции управления в аудиторской организации: информационное обеспечение, анализ, планирование, организацию оперативного управления и представляет собой накопление, преобразование и использование информации для достижения оптимальных результатов деятельности и гарантированного качества. При построении в аудиторской организации такой системы можно ориентироваться на стандарты системы ИСО 9000. Это комплекс стандартов, описывающий состав и структуру надежной системы качества. Эти стандарты являются универсальными, так как оговаривают, что должно быть реализовано в системе управления организацией для поддержания заданного уровня качества, но не навязывает, как именно это должно быть сделано, оставляя свободу действий.

Ключевым элементом институционального механизма обеспечения качества аудиторской деятельности является построение системы контроля качества, потому что именно контроль является эффективным средством достижения намеченных целей и способствует правильному использованию ресурсов в процессе оказания услуг высокого качества. Необходимость внедрения системы контроля качества, в аудиторской организации обусловлена требованиями ФПСАД N° 34 «Контроль качества услуг в аудиторской организации». Эта система выполняет управленческую функцию контроля качества, и для успешного функционирования аудиторской организации очень важно, чтобы эта функция реализовывалась эффективно, экономично и охватывала всю деятельность снизу доверху. Правильно организованная система контроля качества аудита в аудиторской организации позволит экономично и целенаправленно решать сложные вопросы, связанные с организацией работы сотрудников и обработкой информации, обеспечит всестороннее удовлетворение требова-

ний потребителей аудиторских услуг, приемлемых расходов на качество.

Таким образом, создание гарантированного качества аудита будет достигнуто путем функционирования систем обеспечения качества, контроля качества и стандартизации в аудиторских организациях. И вместе с этим институциональный механизм обеспечения качества аудиторской деятельности на уровне аудиторской организации является по сути современным управлением аудиторской организацией через процесс управления качеством аудита.

Список литературы

1. Большой экономический словарь // автор и составитель А. Б. Борисов. http://economic-enc. net/word/kachestvo-2018.html.

2. Бычкова С. М. Контроль качества аудита / С. М. Бычкова, Е. Ю. Итыгилова. М.: Эксмо, 2008. С. 7—9.

3. Глущенко А. В., Худякова А. С. Система обеспечения качества аудита // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 6. С. 21—22.

4.МаренковН. Л., Веселова Т. П. Международные стандарты бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита в российских фирмах. М.: Едиториал, 2003. С.108.

5. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3.

6. Панков В. В., Акаемова Н. В., Кожухов В. Л. Обеспечение качества аудита: институциональный подход // Аудиторские ведомости. 2011. № 2. С. 8.

7. Панкова С. В. Сущность аудита и подходы к определению его качества // Вестник Оренбургского государственного университета. 2002. № 2. С. 137.

8. Россия на пути в ВТО // Информационный бюллетень Бюро по информационной поддержке присоединения России к Всемирной торговой организации. 2001. № 1. Сентябрь. www. wto. ru/ru/content/bulletin/bulletseptn1.doc.

9. Словарь современных экономических и правовых терминов / под ред. В. Н. Шилова, B.C. Каменкова. М. : Амалфея, 2002. С. 233.

10. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М. : Советская энциклопедия, 1987. С. 561.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.