Научная статья на тему 'КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК СКОРОСТИ РАЗВИТИЯ: НОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ'

КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК СКОРОСТИ РАЗВИТИЯ: НОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
146
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ГОРИЗОНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СКОРОСТЬ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ / КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шестакова И.Г.

В данной работе формулируется философское представление о «новой реальности» - эпохе постстабильности, обусловленной шокирующей скоростью развития цифровой цивилизации, где коренные изменения технологической инфраструктуры и вызванные ими перемены в жизни социума стали происходить многократно на протяжении жизни одного поколения. В эпоху «нормального бытия» радикальные изменения технологической среды и обусловленные ими трансформации в жизни общества либо вовсе не происходили, либо были растянуты на несколько поколений, предоставляя возможность относительно комфортной адаптации.Такимобразом, произошедшийкачественныйскачокскоростиразвития(КССР) становитсяочевидным, когда эта скорость соотносится с человеческой жизнью. В итоге почти полная непредсказуемость преобразований социальной среды и технологической инфраструктуры ломает всю устоявшуюся картину мира наравне с представлением о месте и роли человека в этом мире.Человечество, совершивпереходв«новуюреальность», стоитнапорогереволюционнойтрансформации парадигмы мышления, требующей как нового человека, так и новой концепции его предназначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUANTUM LEAP IN SPEED OF DEVELOPMENT: NEW MENTALITY

This paper formulates a philosophical notion of the «new reality» - the post-stability era, due to the shocking speed of the development of the digital civilization, where the fundamental changes in the technological infrastructure and the changes that they caused in the life of the society began to occur repeatedly throughout the life of one generation. In the era of «normal being» radical changes in the technological environment and the transformations caused by them in the life of society either did not happen at all, or were extended for several generations, providing an opportunity for relatively comfortable adaptation.In this way, the qualitative leap in the rate of development that has occurred is evident when this speed is related to human life. As a result, almost complete unpredictability of the transformation in the social environment and technological infrastructure breaks down the entire established picture of the world along with the notion of the place and role of man in this world.Mankind, having made the transition to the «new reality», stands on the verge of a revolutionary transformation of the paradigm of thinking, which requires both a new man and a new concept of his destiny.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК СКОРОСТИ РАЗВИТИЯ: НОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ»

УДК 101.1: 008.2-316.77

И.Г. Шестакова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский Горный университет» e-mail: Irina_Shestakova@inbox.ru

КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК СКОРОСТИ РАЗВИТИЯ: НОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ

В данной работе формулируется философское представление о «новой реальности» - эпохе постстабильности, обусловленной шокирующей скоростью развития цифровой цивилизации, где коренные изменения технологической инфраструктуры и вызванные ими перемены в жизни социума стали происходить многократно на протяжении жизни одного поколения. В эпоху «нормального бытия» радикальные изменения технологической среды и обусловленные ими трансформации в жизни общества либо вовсе не происходили, либо были растянуты на несколько поколений, предоставляя возможность относительно комфортной адаптации.

Таким образом, произошедший качественный скачок скорости развития (КССР) становится очевидным, когда эта скорость соотносится с человеческой жизнью. В итоге почти полная непредсказуемость преобразований социальной среды и технологической инфраструктуры ломает всю устоявшуюся картину мира наравне с представлением о месте и роли человека в этом мире.

Человечество, совершив переход в «новую реальность», стоит на пороге революционной трансформации парадигмы мышления, требующей как нового человека, так и новой концепции его предназначения.

Ключевые слова: социальная философия, научно-технический прогресс, горизонты планирования, инфокоммуникационные технологии, скорость развития цифровой цивилизации, картина мира, предназначение человека.

Изменения, непрерывные и неизбежные изменения - это доминирующий фактор общественной жизни. Ни одно разумное решение не может быть принято без учета того, каким мир станет в будущем.

Айзек Азимов «Мои собственные взгляды»

Скорость перемен имеет значение более важное, чем направление перемен.

Элвин Тоффлер «Шок будущего»

Введение

На всех уровнях жизни современного человека, от глобальной политики до бытовой рутины, за последние несколько десятилетий произошли радикальные изменения.

Колоссальная скорость и почти полная непредсказуемость преобразований социальной среды и технологической инфраструктуры (уже в среднесрочной перспективе) приведут к революционной трансформации парадигмы бытия. Это будет переход в «новую реальность», который неминуемо повлечет за собой революцию мировосприятия с тотальной сменой базовых мировоззренческих установок в отношении окружающей реальности, роли и места человека в этом мире, его предназначения.

Нормальное бытие - эпоха плавных перемен

Здесь под «нормальным бытием» мы понимаем обиход, сопутствовавший человечеству на протяжении всей его истории. Это время, когда десятки, сотни и даже тысячи поколений людей живут в консервативном мире вне технологических революций; в мире, где общий уклад, образ, характер бытия на протяжении жизни нескольких поколений практически не меняется [9].

На общем фоне этой стабильности, конечно же, были периоды, когда происходили существенные изменения уклада жизни. Отсюда китайская пословица: «Не дай бог тебе жить в эпоху перемен». Понимание того, что «Всё течет, всё изменяется» [10], присуще и античным мыслителям, но то было время плавных, постепенных изменений: зима сменяется весной, ночь проходит и настает день, «род уходит и род приходит...» [3, с. 8], сменяются правители и вместе с ними режимы правления, меняется религия, почти перманентно ведутся войны со всеми изменениями, которые они приносят. Но эти изменения происходят плавно, поэтому они предсказуемы. Они не мешают прогнозировать будущее: сегодня гроза, завтра заморозки и нечего нового нет ни в войне, ни в землетрясении. Это всё входит в устойчивую картину мира. Изменения наступают, когда в эту картину, полную привычных, рутинных перемен, вносится что-то принципиально новое, чего вообще никогда раньше не было.

Мы говорим о технологических новшествах, которые врываются в человеческую жизнь. Например, в какой-то момент человек открывает железо. Начинается победоносное шествие железа по различным культурам. Но это был плавный длительный истори-

ческий процесс смены бронзового века железным. Радикальные модификации привнесли изобретение ткацкого и печатного станков, открытие электричества, но и эти изменения внедрялись в жизнь человека плавно, на протяжении поколений.

Поколения, жизнь которых пришлась на область подобных изменений, тем не менее чувствовали определенность и прогнозируемость будущих реалий. Предсказуемы были не только конкретные биографии или судьбы каких-то народов. Предсказуемым был сам стиль и образ жизни, инфраструктура: город, деревня, сельское хозяйство, ну и, наконец, способ обмена информацией [8]. В эту эпоху можно было предсказывать, как жить и развиваться, как воспитывать следующее поколение, какие понятия будут ему необходимы, как будет строиться его жизнь. Всё это можно было извлечь из собственного опыта. Посредством экстраполяции личного опыта выстраивалось и видение будущего. На подобных прямых экстраполяциях основывали свои прогнозы даже самые прозорливые пророки.

От плавного изменения картины мира к КССР: «новая реальность» или эпоха постстабильности

Уникальность переживаемого нами исторического момента заключается в том, что произошел качественный переход от относительно плавного развития в предцифровую эпоху к шокирующей скорости развития цифровой цивилизации. Произошедший качественный скачок скорости развития (КССР) становится очевидным, когда эта скорость соотносится с человеческой жизнью. Эффект КССР усиливается тем, что многократные перемены в жизни человека происходят в той области, которая, с одной стороны, составляет основу его человеческой природы, представляя ее наиболее чувствительную и деликатную сферу, а с другой -критически влияет на все другие сегменты технологической цивилизации и общественной жизни.

Применение метода антропного измерения [8] показывает, что коренные изменения технологической инфраструктуры и обусловленные ими перемены в жизни социума стали происходить многократно на протяжении жизни одного поколения в режиме реального времени, создавая при этом как небывалые возможности, так и проблемы, с которыми человечество никогда еще не сталкивалось.

В постстабильную эпоху почва, на которую можно было опереться, прогнозируя будущее, становится зыбкой. Человеку (как отдельному индивиду, так и человеческим сообществам) приходится перестраиваться, понимая, что база опыта, на которую он опирался, исчезает на глазах, претерпевая бесконечные трансформации. Опираться более не на что. Горизонт планирования радикально приблизился. Схемы принятия решений приходится вырабатывать в ситуации полной неопределенности.

Когда в эпоху «нормального бытия» мы встречались с ситуацией сложного выбора, это означало, что нужно выбирать из нескольких возможных альтернатив. Но в случае, когда мы видим вереницу альтернатив, мы всё же можем применить какие-то инструменты анализа. Современная ситуация характеризуется тем, что мы не видим даже возможных альтернатив, мы только знаем, что очень скоро всё так или иначе изменится.

В том «нормальном бытии» на протяжении всей истории человечества наблюдались периоды стабильности и процветания, но были и случайности. Все такие форс-мажорные ситуации были известны наперечет, поэтому и их можно было предвидеть и подготовиться к ним: вооружиться, чтобы противостоять врагу, сделать запасы, чтобы оградить себя от неурожая, и т.д. Сейчас значение таких факторов сведено до минимума. Но возникла неопределенность другого порядка, которая требует от человека «новой ментальности».

Неопределенность эпохи «нормального бытия» в этом смысле ничего не требовала, не требовала осмысления ситуации. Ситуация с ее турбулент-ностями была понятна и, следовательно, в первом приближении понятны были возможные действия. Эпоха «нормального бытия» не требовала пересмотра картины мира, не требовала ментальной революции со сменой базовых мировоззренческих установок, лежащих в основе восприятия мира, и представлений о роли и месте человека в этом мире, о его предназначении.

Неопределенность будущего: к новой парадигме бытия. Переход к новому образу мышления

Преодоление границы £ = 1 [8] - есть переход через точку бифуркации. В этой новой действительности существенным является не только появление нового инфокоммуникационного поля, радикально преобразовавшего привычную инфраструктуру жизнедеятельности, но и гигантская скорость изменений, вызванных прорывным развитием инфоком-муникационных технологий.

Вся предыдущая парадигма бытия - фундамент, на котором выстраивалось всё человеческое существование, основывалась на понимании того, что мы с высокой степенью вероятности можем прогнозировать будущее, и если не все детали картины, то основополагающие вещи, на которые можно опираться в выборе действий сегодня. В новой реальности рушится вся аксиоматика, из которой логически вытекал процесс принятия решений. Вооружившись категориальным аппаратом, введенным Куном [4], можно предположить, что человечество, совершив переход в новую реальность, стоит на пороге революционной трансформации парадигмы мышления.

Чтобы осознать весь драматизм ситуации, позвольте привести пример, основанный на гипотети-

ческом предположении - возможности появления квантового компьютера. Его основная задача, по мнению профессора университета Калгари Александра Львовского - обеспечение бессмертия человека [7]. Появление подобного изобретения повлечет полную ломку всех представлений человека о себе, о своей роли в общественных отношениях, о смысле жизни, о морали.

Сегодняшняя ситуация по масштабу трансформации образа мышления очень близка к приведенному гипотетическому примеру. В частности, то, что происходит в развитых странах, например в Швейцарии, где рожденным гражданам дается пожизненная рента [2]. То, что казалось утопией - коммунизм, построено. Отныне в стране нет граждан, побуждаемых к работе необходимостью выжить. Это уже другой социум, с новыми мотивациями, с новой картиной мира. В этой картине мира изменится понимание карьеры, социального статуса, положения. Это всего лишь один незначительный пример смещения парадигмы бытия.

Другим реальным примером является повсеместное вытеснение человека из трудовой деятельности. По всей вероятности, это участь большинства людей. Из этого проистекает вопрос: к чему готовиться? к этой описанной ситуации или к чему-то совершенно иному?

Понятно одно: будущее мультиальтернативно, то есть есть альтернатива, что не будет работы, другая альтернатива заключается в том, что работа будет, но нужно всё время ее менять и переучиваться. К этой жизни человек должен быть открыт. Ему придется входить в жизнь с пониманием, что, скорее всего, придется учиться non-stop, часто менять место работы, реализовываться по-новому. Это волнующе, мы не знаем, чего ждать от завтрашнего дня.

С одной стороны, мы осознаём важность фактора неопределенности будущего, так как он ключевой для подготовки человека к жизни. В то же самое время он ничтожен на фоне происходящих изменений. Что можно здесь предпринять? Нужна ли новая концепция образования и воспитания?

Новый человек

По всей вероятности, новая реальность требует нового человека с другим (усредненным) архетипом. Для этой новой реальности нужен человек с другим набором базовых установок. Это должен быть другой психотип: более открытый и толерантный к переменам. Это звучит избито, но понимание этого факта в современных условиях имеет особую глубину, поскольку для человека «привычка - вторая натура». Всё его бытие лежит в мире привязанностей, традиций, опирается на чувственную, эмоциональную сферу, которая в своей основе имеет базовые установки.

В новой реальности значимы не просто новые

смыслы предназначения человека, ревизии требует само его отношение к реальности. Новая картина бытия нуждается в человеке с новым видением мира и себя в нем.

Предназначение человека

В контексте всего происходящего, когда мы не в состоянии спрогнозировать будущее, естественно встает вопрос о предназначении человека, который особенно актуален для человека западной культуры.

У большинства людей традиционного сознания есть представление, что, если человек не имеет способностей к научным изысканиям, то он может получить какую-то профессию, с которой достойно и счастливо проживет всю жизнь. Профессия становится якорем, который можно бросить и жить безмятежно, не боясь бурь. Это представление выражается, например, в том, что во многих странах широчайшим образом распространено среднее профессиональное образование.

Это пример того, что мир еще не адаптировался к этой реальности, всё продолжается так, как будто нет проблемы. Не только людей не готовят к новой реальности, но многие убеждены, что и в самом деле ничего не происходит.

Здесь задача мыслителя видится в формулировке новых свойств человека в этой «новой реальности». Нужно выработать смыслы и транслировать их в культурное пространство, где их подхватят воспитатели детского сада, родители и др. В результате этого процесса, процесса воспитания, будет выработан тип нового человека, который, например, не ожидает по умолчанию, что, поступив на работу, он сможет не то что гарантировать, но даже предположить свою карьерную траекторию.

Современный человек, впитав идеи, идущие от эпохи Возрождения, стремится состояться в этом мире. Его статус связан с тем, как он сам сделал себя, как он состоялся в работе, в карьере [1, 5].

Это было хорошо для многих, поскольку, когда вы знаете путь, вы просто по нему идете или, по крайней мере, движетесь в этом направлении. Если у вас есть стержень, вы по умолчанию знаете свое предназначение (в общем смысле), и, зная его, вы чувствуете себя более комфортно.

Высказывания типа «человек, создай себя сам» являются концентрированным представлением о траектории правильного пути - своего рода дао западного человека. Они были хороши и работали до сих пор, но оказалось, что они могут войти в конфликт с новой реальностью. Даже если мы придерживаемся традиционного образа жизни, всё же не понятно, в чем реализовываться, если нет возможности приносить пользу своим трудом. Неопределенность порождает растерянность, страх, дискомфорт.

Что делать?

Осознавая «новую реальность», мы понимаем, что для нее нужен новый человек. Причем в первую очередь этот пересмотр оснований человеческого бытия нужен самому человеку. Это забота о самом человеке, о его счастье.

Итак, насущная задача социального философа заключается в том, чтобы сформулировать смыслы предназначения человека в новых условиях, описать образ человека, адекватного новой реальности. Важность этого акта состоит в том, что, как только это будет сделано, эта концепция станет предметом дискуссии и, в конечном счете, постепенно сформируется образ будущего человека.

Поэтому концепт наступления эпохи нестабильности надлежит сформулировать, разработав концепцию «новой реальности» в условиях высокой скорости и мультиальтернативности общественных преобразований. Понимание наступившей «новой реальности» должно войти в сознание.

Осознав это, можно задаться вопросом о соответствующей реакции со стороны тех или иных субъектов. При этом новая картина бытия со всеми ее деталями, а также все планы формирования новой концепции человека должны представляться с учетом полной непредсказуемости, и следовательно, того фактора, что всё, что мы предполагаем, может не случиться, а случится всё совершенно иначе.

Когда наши предки говорили «не дай Бог тебе жить во время перемен», это означало, что кому-то не повезло, он живет в период, когда происходят перемены, скорее всего, какое-нибудь одно значимое преобразование. Поэтому, когда мы живем в эпоху перемен, с точки зрения китайской пословицы, это означает, что мы знаем, что эта эпоха перемен закончится, и мы будем жить в эпоху стабильности. Сегодня же происходит ломка ментальности, поскольку мы знаем, что мы вошли в эпоху перма-

нентных перемен и эпохи стабильности больше не будет никогда.

Возможно несколько сценариев развития человека нового типа. Первый из них заключается в организации максимально широких возможностей для развития личности. Такой путь возможен, но лишь для глобальных экономик уровня США и Китая, и уже невозможен для следующего уровня типа России. Второй вариант заключается в точечном развитии в наиболее перспективных направлениях, но эта идея авантюристична хотя бы потому, что в условиях надвигающегося горизонта прогнозирования любые критерии перспективности направления могут оказаться несостоятельными.

Вывод

Итак, описанная нами картина действительности есть качественный переход в новую реальность. Ее отличие от прежней заключается в том, что в до-цифровую эпоху радикальные изменения технологической среды и обусловленные ими трансформации в жизни общества либо вовсе не происходили, либо были растянуты на несколько поколений, предоставляя возможность относительно комфортной адаптации. Когда же случались исключения, это приводило к общественным потрясениям. Теперь же, на глазах ныне живущего поколения темп развития увеличился таким образом, что радикальные изменения технологической инфраструктуры стали за время одной человеческой жизни случаться многократно, что исключает возможность постепенной адаптации.

Феномен КССР критически влияет на ряд важнейших аспектов жизни общества и индивидуума и, в особенности, на представления о будущем, определяющие построение жизненной траектории любым ответственным индивидуумом или корпорацией.

Литература

1. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. - Москва: Прогресс, 1990. - 271 с.

2. Видмер, М. Социалка в Швейцарии становится пожизненной рентой [Электронный ресурс] / М. Видмер. - Режим доступа: http://business-swiss.ch/2015/09/sotsialka-v-shvejtsarii/ - (дата обращения: 27.04.2017).

3. Книга Екклесиаста. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 382 с.

4. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - Москва: АСТ, 2001. - 605 с.

5. Пико делла Мирандола, Д. Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени / Д. Пико делла Мирандола // Эстетика Ренессанса. - Москва, 1981. - С. 248-305.

6. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - Москва: ACT, 2002. - 557 с.

7. Что может дать нам бессмертие. И чем человеческий мозг похож на квантовый компьютер [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tvrain.ru/teleshow/interview/chto_mozhet_dat_nam_bessmertie-391220/ -(дата обращения: 27.04.2017).

8. Шестакова, И.Г. Человек и социум в новой реальности инфокоммуникационного мира / И.Г. Шестакова. -Санкт-Петербург: Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», 2015. - 137 с.

9. Шестакова, И.Г. Человеческий капитал как ресурс / И.Г. Шестакова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2014. - Т. 2. - № 2 (18). - С. 37-42.

10. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - Москва: Локид-Пресс. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords - (дата обращения: 27.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.