Научная статья на тему 'Качественный подход к развитию эмоциональной культуры как фактор формирования внутренней деловой репутации организации'

Качественный подход к развитию эмоциональной культуры как фактор формирования внутренней деловой репутации организации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
338
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / COMPETITIVENESS / BUSINESS REPUTATION / CORPORATE CULTURE / EMOTIONS / EMOTIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нацыпаева Елена Анатольевна

В конкурентной борьбе одним из решающих факторов выступает деловая репутация компании. Именно поэтому на современном этапе многие компании уделяют этому вопросу повышенное внимание. Корпоративная культура является одной из составляющих деловой репутации, которая, в свою очередь, также формируется из определенных элементов. Одним из малоизученных аспектов корпоративной культуры является эмоциональная атмосфера в коллективе. В данной статье рассматривается влияние эмоциональной среды в компании на восприятие, формирование и эффективность корпоративной культуры. Анализируются типы эмоций, характерные для коллектива, их влияние на производительность труда и показатели эффективности. В результате исследования сделан вывод о том, что, формируя желательную эмоциональную обстановку, можно не только создать эффективную корпоративную культуру, но и повысить внутреннюю деловую репутацию организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITATIVE APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL CULTURE AS A FACTOR IN CREATING INTERNAL BUSINESS REPUTATION OF THE ORGANIZATION

N a competitive environment, one of the decisive factors is a company’s business reputation that is why now many companies pay special attention to this issue. Corporate culture is one of the components of business reputation, which is, in its turn, also made up from certain elements. One of the poorly understood aspects of corporate culture is emo-tional atmosphere in the team. The article examines impact of emotional atmosphere in the company on the perception, development and effectiveness of corporate culture. Types of emotions shared by groups of people, their impact on labor productivity and performance indicators are analyzed. The research results in a conclusion that by creating the desired emotional atmosphere it is possible to not only develop an effective corporate culture but also increase internal business reputation of the organization

Текст научной работы на тему «Качественный подход к развитию эмоциональной культуры как фактор формирования внутренней деловой репутации организации»

♦-♦

4j£> jruritva. eJenaif maLl.rii Елена Анатольевна Нацыпаева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.5 РЭУ ш, Г. 0. Плеханова

качественный подход

к развитию эмоциональной культуры

как фактор формирования внутренней деловой репутации организации

В конкурентно и борьбе одним из решающих факторов выступает делоеая ре пут в ци я компании Именно поэтому на современном этапе многие- компании уделяю" этому вопросу повышенное внимание. Корпоратиа ная культура явлиетев одной «3 составляющих ^еповои репутации, которая, в свою очередь гахл<е формируется кэ определенных элементов Одним из малоизученных аспектов корпорации ой культурь- является эмоциональная атмосфера о коллективе. В дэьшой статье рассматривается влияние эмоциональной ср-едь о компания на восприятие; формирование и эффективность корпоративной культуры Анализируются типы эмоций, характерные для коллективе их влияние на производительность -руда и по^вуа гели эффективности 0 результате исследования сделан вывод о том, что. формируя желательную эмоциональную обстановку можно tie шлько создать эшфв<гивную корнера* ивную культуру, но и повысить внутреннюю деловую репута цик организации

Ключевые слова: конкурентоспособность деловая репутация, корпоративная культура, эмоции, эмоциональная культура

Ye.A. Natsypaeva

qualitative approach то the development

of emotional culture as a factor in creating internal business reputation of the organization

In a competitive environment one of the deceive factors is a company's business iepwtotion that js why now many со rnpa n le s pa у ipe cial a [ten-ten to th is I ss ue Cor po rate t и It иг e is one of tire со троп e ni s of bu s i пеэь г e pu ta tion, wh<ci i is. ;n ts turn also made up frarri certain elements. Onr- of the poorly understood aspects of corporate culture is emo-tio na I atmosp re I n th e tea гг. Th e article ex a min e s .mpacl о f emoti о na I atmo &p»i e re i n th e со mpa nyontnepe rcept: о n development and effectiveness of corporate culture, i'ypes of emotions shared by groups of people, thei' impact on tabor productivity and performance indicators are analyzed The research results in a conclusion that by creating №e desired emotional atmosphere it Is possible to not only devetop an effective coppoiate cultuie bul also increase internal business reputation of the ofognizatmn

Keywords: competitiveness business reputation, corporate culture, ^motions, emotional culture

Деловая репутация компании напрямую влияет на ее >:онкурентос(1особносгь Формирует ее множентвй составляющих [5, с. 44], как внутренние (внутренняя среда организации), так и внешних (внешняя среда организации) (рис 1)

Качество ме-еджмента и кадровый потенциал яа ляются еахнейшими внутренними факторами оказывающими влияние на формирование и раз&Нгие депо-вой репутации организации Наличие у компаний руководителя-лидера, являющегося профессионалом, эффектней ум менеджером. ведущего ее к достижению поставленных целей и обладающего высокой деловой репутацией, безусловно, повышаем репутацию Пбмпа-н^и В делсйоМ мИре Ёп-эрасТаят требования К ^валИ-фийамйи, компетенциям, навыкам г умениям персона-

ла [3, с 731 при этом сотрудники организации, а именно профессиональное выполнение ими свои* обязанностей, мотивация к достижению поставленных :jenen стмпь поведения зтические нормы, непосредственно влияют га репутацию компании

Среди внутренних факторов, апияющих на формирование и развитие деловой репутации, особую роли играет корпоративная кулыура, яап^ющаясу itfIJsOtoE еым фактором, определяющим успел и стабильность компании Традиционно под корпоративной культурой ттониг-.'ается система оощук идеи, ценностей и вэгля дов. норм и методов управления разделяемых всеми членами компании,'атакже йгрэжаюсцих и обличающих

компанию. Корпоративная Культура помогает нденти ф^мкровать каждого игрока рыночных Ё^мошелйй,

CO* TAB 1НЮШНЕ: ДЕЛОВОЙ НРПУ ГА ПНИ ПРЕДПРИЯТИЯ

]ш1И11щро <п nHyipenntb среда прсдй^шишч (щитрешшс)

ГН"Т"КН ф4¥рМТфС>ПП1ТШ| i! Iin^iiisiiniikil репу 1.1ЦИ11

- МИССИЙ [] СТрЛиГ!ЛЧ KiiMnjIJJiLI

- фтшат'омя устойчивость

- няднвнйуальшкяъ

- hLl.LpUJlUit ШЩ'НДКиЛ KElHtlTIHt

менеджмента ■ нелепая pcnyjai ¡hit руководителя

умят с негтлмератъ cciBpoMefltiTiTf ПТ-тскшттопгп

_ |«фт11>рат1и^:1я гултьтурп кампании керпирмтнйныс «¿ммуицодшй и t.;(,

Зм.исищне «т внешней ерч^ы Предприятия (1ЭИКШ1НС)

вагаыншшшжня

— ^ cBfcyjapctiiesmbiMH LT рук jvpaxiti

ii тМбйхн о oustu

L" niHiTillMHHKBHH

маим+кгпишсЕия

ij niyqicfiiiTiLirjiMii

mjl],\HKhTL]4]JJi.'HlJH L .lpylliMit

— VHjLTlllIhLilMIl ХРШк'ГПЫМШИ gC*IWH>nnCTTi

— H.Ull]hIL)irnJlNlJChSlj!t (J СМИ

вЭДзйКкгшоДОпщ! d o(iii|№n№M

ll liGlLLU.JTrHiHIHjMH (iprjJILI^nJIHMII.

Рис. т Состав л рйщио де-лоэой регтутац^и и их зависимость от внутренне а и Внешний среды продпркття

ПОВЫииЗ^ эффйНТИШШ^Т!, И у*ф&ППЯЙТ ("ТаЁИПЫгОСТН

компании, формирует стиль управления команд ом. определяет! отношение сотрудников к работе ¡л их удовлетворенность ею выстраивает общение в коллективе к в1аммоотнОшенич с клиентами и партнерэ мл Корпоративная культура является действенным Инструментом развития, она способствует достижению единой цели и помогает компании двигаться вперед [4, О 143).

Да нее предлагается подробнее рассмотреть важность и необходимость развитии эмоциональной среды организации а целях совершенствования корпоративном культуры

Когда говорят о корпоративной, культуре, обычно подразумевают ее когнитивный общие мировоззренческие ценности нормы и установки которые служат группе ориентиром нз пути к процветанию Когнитивная ипостась культуры задает общий тон, она определяет как люди мыслят и работа-о". а какой степени они настроены на клиентов на новаторство.

вписаны ли в коллектив или соперничаю! друг с другим

Когн иг ив на я составляющая культуры, безусловно важна для организации Но столь же значимо и то, что мы называем эмоциональной культурой общие эмоциональные ценности. нормы и устаовли которые определяют, какие эмоции люди могут испытывать и проявлять на работе, а какие им лучше подз-

нпят:- Различие между двумя аспектами культуры такое же как между разумом и чувствами, но есть и еще один отличительный момент эм ги^ы культуры п o-pai ному транол ируются Когнити &н ые це н нос ти и установки обычно передаются еереально, Эмоцио нальные - невербально в том числе с помощью жа-стоя и мимики

Одним из первых дал определение эмоциональной кулы'уры П М: Якобсон. «Эмоциональные культура -это комплекс явлений представляющих СОСОИ В Значительно мере саэзитие * совершенствовзние iex ьэчеспв эмоциональней жизнп которые в ограниченном р.иде проявлялись из более ранней возрастной ступени» [6]

*1/1о»носказа1ь. что эмоциональная культура представляет собой область деятельности, регулируемую общепринятыми нормами выражения эмоции которая оказывает влияние на развитие личности На рис 2 продст&впеча модель взаимосвязи организационной культуры и эмоциональной среды организации

Не учитывая эмоциональную доставляющую кор по рати в и о и культуры, менеджеры игнорируют то. что

имеет смысл, ОсноВопйла-агащее Значение Для Люден

организации в целом Вероятно, они понимаютеэж-ность эмоци/ п принципе но -л дет- ээй^вают ой атом Исследования в этой сфере показали, что эме циональная составляющая есть у любой корпорат^в

¿мощш и эмоцнона^ные от ношения в

ОТ>ГА НИЗЛЦГШ

|[ii' AnvLHh.i к ОРГАНИЗАЦИИ

Ж

i ФФОч'ШИН ОС11> ДЕЯ1£ ДЬН ОС1И 0ЙГАКИЗАЦИИ

Рас. 2 Модель взаимосвязи организационной культуры л эг-юцяонэпьнои среды организации [2]

ной культуры, даже если речь петлишь о подавлении эмоций Оэлее проанализируем реэул&таты некоторых исследовании эмоциональном культуры современных организаций

Традиционно выделяют пять основных эмоций, лежащих в основе формирования эмоциональной культуры организации радость любовь гнев, страх печаль Проанализируем типы эмоциональных купьтур

1 Культура радости Руководство компании Vail Resorts (оператор дорсих горнолыжных курортов) признает, что если сотрудникам радостно и весе по, то и у клиентов хорошее настроение Для успехе некоторых организации, на наш взгляд, кул ы ура рал ост и должна быть развита обязательно Например, это кампании сферы развлечении гостиничного бизнеса детеккх услуг Но можно ли сказать что «серьезный* компаниям, которые. например, специапи2ируютоя нд финансовых, юридических операциях: данный вид культурь не столь зажен? Для ответа на этот вопрос исследователи Сигал Барсаде и Оливия О'Не ил гтро-вели опрос сотрудников s Cisco Finance компании специализирующееся на доверительном и консультационном управлении Капиталом [1, с 46 47] Оказалось ^то радость я вл иется од ним и з гл ав ных фа 1~оров удовлетворенности сотрудников и их преданности компании а чтобы люди вкладывали душу в работу, им нужно постоянно ее испытывать Получив данные результаты руководство ком па н^ и возвело радость в ранг культурных ценностей Например организоаапр конкурс на лучший веселый видеоролико внутренней жизни компании

2 Культура дружбы Еще одна эмоция, незаменимая в жизни, йо не так часто упоминаемая гак значимая в организации. - дружба (симпатия, забота сочувствие, которые коллеги испытывают и проявляют л о отно^нию друг к другу Для исследования значимости этой эмоции Сигзлом Б ар саде и Оливией О Нейл был лроведен опрос 3200 сотрудников 17 организаций из семи отраслей' бяофзрмэцевтической, строительной ф^н а псовой, высшего образования, коммунального обслуживания недвижимости и туризма Результаты исследования ползали что в коллективах п которых преобладают дружеские отношения, люди особенно довольны своей работой более преданы своему делу и высоко держат профессиональную планку [1, с 47] Консалтинговая фирма Ос-песо, например, осознанно формирует культуру дружбы Ее соу-'реди-^ли гендиректор Радж Шарма стремится к тому чтобы мвжду компанией -и клиентами формировались ис кренние отношения В компании призыаа^т сотрудников выстраивать друге другом искренние отношения общаться и на работе, и е- свободное время Свпбе-о строго подходит к процессу подбора персонала' отказ

по луча юг соискатели, которые не лп-лсываются в кул ь-туру компании, а значит, могут разрушить ее

3. Культура страха. К сожалению, часто в компаниях преобладают негативные эмоции Многочисленными исследованиями доказано что сильный стресс воздействует на пр в фронтальную кору головного мозга: он негативно сказывается на способности человека .■: умозаключениям, на памяти и Контроле собственных импульсов.

таким образом, формирован не желательной эмоциональной культуры - очень важный этап & формировании ее положительной деловой репутации При этом отметим, что сформировать желательную эмоциональную культуру можно, если люди испытывают эмоции поощряемые организацией или коллеетивом Для зтого необходимо'

1 Учитывать эмоции людей. Хорошо, если сотруднику испытывают нужные компании эмоции естественно Но а большинстве случаев руководству необходимо создать условия, способствующие формирова-шю этих эмоции Например, ь некоторых компаниях вися: специальные доски, на которых сотрудники мотут писать слона благодарности комплименты и пожелания своим коллегам

При этом нельзя принудительно подавлять неже-плельные эмоции. Если сот рудники выражают osado ченность по какому-либо поводу, они должны понимать, что и к слышат руководства должно помогать сотрудникам на код ит ь выход из трудных ситуации.

2 Проявлять эмоции желательные для организации, Дс казан о, что эмоции передаются благодаря феномену поведенческой мимикрии, когда человек непроизвольно подражает другим Поэтому руководств у ко мпан и я не обход имо coa нате л ьно демо н стр иро-вагь эмоции, которые желательны для компании.

3 Изображать эмоции до тех пор. пока они не укореняться Социалытые психологи доказали что даже если люди Не испытывают желательный Для оргвни-эйции эмоции, они могут укреплять общую эмоциональную атмосферу Люди стараются соблюдать коллективные нормы, в том числе в демонстрации эмоции Осознанное проявление эмоций оплачивает коллектив, так как перевешивает чувства каждого и становится неким ориентиром для взаимоотношении в нем

Безусловно культура будет крепче, если люди искренне верят в ценности и установки, на которы* она основана Сотрудники, которые не разделяют эмоциональным ценностей организации, вынуждены постоянно притворяться и. вероятнее всего, догго й компании работать не смогут

Хочется отметить что российским компаниям не свой era е нно уделять много внимании как корпорагив ной культуре в целом, гаки ее эмоциональной составляющей □ частности Многие зарубежные крилянни --агтротиз. вкладывают огромные средства з развитие корпоративной кулыуры и осознают Значимость эмоционального климата дпя организации Например некоторые американские компании начали йсполыо вать приложение NifcoNiko Данное приложение позволяет сотрудникам регистрировать свои эмоциональные реакции на те или Иттые виды деятельности и видеть связь между своими чувствами и производительностью труда

Подводя итог в ь шее казан ном у, подчеркнем, что многочисленные исследования доказали влияние эмоции сотрудников проявляемых ими на рабочем т/есте та эффективность и к работ ti При этом эмоциональный климат яал^ется неотъемлемой частью корпоративной культуры организации Раазивая, совзршенстауя корпоративную культуру, руководство компании способно повысить ее внутреннюю деловую репутацию

1. Sj^-ddíj С О'Нейл О. Если людям хороши пркйьг-ь растет/У Harvard Business Review Россия 2016. Апрель-.

2 грошевИВ Мищечяи А Л Организации иная культура -фундамвнт эмоциональных peçypctiE орган иза^и Lj-R L. htrp í'.iVwv rJsrtSuKa OOÎTl/1 D_DN^2012'Ps¡h[il3 5ia.,T_1 D6679 (Jüthtin (дат-з абращоння 30.Q9.50l 7|

3. HSjWioe С.Ю.. Константинова Л.В . Ягу ил Н.С Воспроизводство чадров ,inp реапьнпп» сектора экон&уики' со-

циап^цо-упр-эпленчЕский контекст ,■.' Вестник Сара-[-негапо

государственного умнее рентота

2014 N4 2(31}. С. 72-76

4. Haiihtnaesa Е.А. Совершенствование механизма управления депо вой актив местью предприятие дис /анд экон науи ■ СЕрат-орскиИ преударстрЕНкь™ ил^13Пт,на-эрсономцчЕ-ский уни&ерситег Саратов, 20т2

5. H¿rL(bi(TJOídt Е.А Управление ли кв юности коммерческого бан*а как критерии повышения качества процесса формировании положительной де повои дегутвции а Вестьик Саратоасюго :осу,-,арствЕ^нага ¿сцК эльно-зконс мйнесда па уни&ЕрСИТ&Та 2016 Nî 4 {63) . С . 43-Ф&

6 Cdpáooea О Д. Эмоциональная культура и те составляющие. URL nttp■.■"■■ír/rtrtv gvw-rggu.narad.ru.'section/sectioл 1 : ЯайМОЗ.'мгдеечэ ntm ¡.дата обраще-нив' 09 2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.