♦-♦
4j£> jruritva. eJenaif maLl.rii Елена Анатольевна Нацыпаева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.5 РЭУ ш, Г. 0. Плеханова
качественный подход
к развитию эмоциональной культуры
как фактор формирования внутренней деловой репутации организации
В конкурентно и борьбе одним из решающих факторов выступает делоеая ре пут в ци я компании Именно поэтому на современном этапе многие- компании уделяю" этому вопросу повышенное внимание. Корпоратиа ная культура явлиетев одной «3 составляющих ^еповои репутации, которая, в свою очередь гахл<е формируется кэ определенных элементов Одним из малоизученных аспектов корпорации ой культурь- является эмоциональная атмосфера о коллективе. В дэьшой статье рассматривается влияние эмоциональной ср-едь о компания на восприятие; формирование и эффективность корпоративной культуры Анализируются типы эмоций, характерные для коллективе их влияние на производительность -руда и по^вуа гели эффективности 0 результате исследования сделан вывод о том, что. формируя желательную эмоциональную обстановку можно tie шлько создать эшфв<гивную корнера* ивную культуру, но и повысить внутреннюю деловую репута цик организации
Ключевые слова: конкурентоспособность деловая репутация, корпоративная культура, эмоции, эмоциональная культура
Ye.A. Natsypaeva
qualitative approach то the development
of emotional culture as a factor in creating internal business reputation of the organization
In a competitive environment one of the deceive factors is a company's business iepwtotion that js why now many со rnpa n le s pa у ipe cial a [ten-ten to th is I ss ue Cor po rate t и It иг e is one of tire со троп e ni s of bu s i пеэь г e pu ta tion, wh<ci i is. ;n ts turn also made up frarri certain elements. Onr- of the poorly understood aspects of corporate culture is emo-tio na I atmosp re I n th e tea гг. Th e article ex a min e s .mpacl о f emoti о na I atmo &p»i e re i n th e со mpa nyontnepe rcept: о n development and effectiveness of corporate culture, i'ypes of emotions shared by groups of people, thei' impact on tabor productivity and performance indicators are analyzed The research results in a conclusion that by creating №e desired emotional atmosphere it Is possible to not only devetop an effective coppoiate cultuie bul also increase internal business reputation of the ofognizatmn
Keywords: competitiveness business reputation, corporate culture, ^motions, emotional culture
Деловая репутация компании напрямую влияет на ее >:онкурентос(1особносгь Формирует ее множентвй составляющих [5, с. 44], как внутренние (внутренняя среда организации), так и внешних (внешняя среда организации) (рис 1)
Качество ме-еджмента и кадровый потенциал яа ляются еахнейшими внутренними факторами оказывающими влияние на формирование и раз&Нгие депо-вой репутации организации Наличие у компаний руководителя-лидера, являющегося профессионалом, эффектней ум менеджером. ведущего ее к достижению поставленных целей и обладающего высокой деловой репутацией, безусловно, повышаем репутацию Пбмпа-н^и В делсйоМ мИре Ёп-эрасТаят требования К ^валИ-фийамйи, компетенциям, навыкам г умениям персона-
ла [3, с 731 при этом сотрудники организации, а именно профессиональное выполнение ими свои* обязанностей, мотивация к достижению поставленных :jenen стмпь поведения зтические нормы, непосредственно влияют га репутацию компании
Среди внутренних факторов, апияющих на формирование и развитие деловой репутации, особую роли играет корпоративная кулыура, яап^ющаясу itfIJsOtoE еым фактором, определяющим успел и стабильность компании Традиционно под корпоративной культурой ттониг-.'ается система оощук идеи, ценностей и вэгля дов. норм и методов управления разделяемых всеми членами компании,'атакже йгрэжаюсцих и обличающих
компанию. Корпоративная Культура помогает нденти ф^мкровать каждого игрока рыночных Ё^мошелйй,
CO* TAB 1НЮШНЕ: ДЕЛОВОЙ НРПУ ГА ПНИ ПРЕДПРИЯТИЯ
]ш1И11щро <п nHyipenntb среда прсдй^шишч (щитрешшс)
ГН"Т"КН ф4¥рМТфС>ПП1ТШ| i! Iin^iiisiiniikil репу 1.1ЦИ11
- МИССИЙ [] СТрЛиГ!ЛЧ KiiMnjIJJiLI
- фтшат'омя устойчивость
- няднвнйуальшкяъ
- hLl.LpUJlUit ШЩ'НДКиЛ KElHtlTIHt
менеджмента ■ нелепая pcnyjai ¡hit руководителя
умят с негтлмератъ cciBpoMefltiTiTf ПТ-тскшттопгп
_ |«фт11>рат1и^:1я гултьтурп кампании керпирмтнйныс «¿ммуицодшй и t.;(,
Зм.исищне «т внешней ерч^ы Предприятия (1ЭИКШ1НС)
вагаыншшшжня
— ^ cBfcyjapctiiesmbiMH LT рук jvpaxiti
ii тМбйхн о oustu
L" niHiTillMHHKBHH
маим+кгпишсЕия
ij niyqicfiiiTiLirjiMii
mjl],\HKhTL]4]JJi.'HlJH L .lpylliMit
— VHjLTlllIhLilMIl ХРШк'ГПЫМШИ gC*IWH>nnCTTi
— H.Ull]hIL)irnJlNlJChSlj!t (J СМИ
вЭДзйКкгшоДОпщ! d o(iii|№n№M
ll liGlLLU.JTrHiHIHjMH (iprjJILI^nJIHMII.
Рис. т Состав л рйщио де-лоэой регтутац^и и их зависимость от внутренне а и Внешний среды продпркття
ПОВЫииЗ^ эффйНТИШШ^Т!, И у*ф&ППЯЙТ ("ТаЁИПЫгОСТН
компании, формирует стиль управления команд ом. определяет! отношение сотрудников к работе ¡л их удовлетворенность ею выстраивает общение в коллективе к в1аммоотнОшенич с клиентами и партнерэ мл Корпоративная культура является действенным Инструментом развития, она способствует достижению единой цели и помогает компании двигаться вперед [4, О 143).
Да нее предлагается подробнее рассмотреть важность и необходимость развитии эмоциональной среды организации а целях совершенствования корпоративном культуры
Когда говорят о корпоративной, культуре, обычно подразумевают ее когнитивный общие мировоззренческие ценности нормы и установки которые служат группе ориентиром нз пути к процветанию Когнитивная ипостась культуры задает общий тон, она определяет как люди мыслят и работа-о". а какой степени они настроены на клиентов на новаторство.
вписаны ли в коллектив или соперничаю! друг с другим
Когн иг ив на я составляющая культуры, безусловно важна для организации Но столь же значимо и то, что мы называем эмоциональной культурой общие эмоциональные ценности. нормы и устаовли которые определяют, какие эмоции люди могут испытывать и проявлять на работе, а какие им лучше подз-
нпят:- Различие между двумя аспектами культуры такое же как между разумом и чувствами, но есть и еще один отличительный момент эм ги^ы культуры п o-pai ному транол ируются Когнити &н ые це н нос ти и установки обычно передаются еереально, Эмоцио нальные - невербально в том числе с помощью жа-стоя и мимики
Одним из первых дал определение эмоциональной кулы'уры П М: Якобсон. «Эмоциональные культура -это комплекс явлений представляющих СОСОИ В Значительно мере саэзитие * совершенствовзние iex ьэчеспв эмоциональней жизнп которые в ограниченном р.иде проявлялись из более ранней возрастной ступени» [6]
*1/1о»носказа1ь. что эмоциональная культура представляет собой область деятельности, регулируемую общепринятыми нормами выражения эмоции которая оказывает влияние на развитие личности На рис 2 продст&впеча модель взаимосвязи организационной культуры и эмоциональной среды организации
Не учитывая эмоциональную доставляющую кор по рати в и о и культуры, менеджеры игнорируют то. что
имеет смысл, ОсноВопйла-агащее Значение Для Люден
организации в целом Вероятно, они понимаютеэж-ность эмоци/ п принципе но -л дет- ээй^вают ой атом Исследования в этой сфере показали, что эме циональная составляющая есть у любой корпорат^в
¿мощш и эмоцнона^ные от ношения в
ОТ>ГА НИЗЛЦГШ
|[ii' AnvLHh.i к ОРГАНИЗАЦИИ
Ж
i ФФОч'ШИН ОС11> ДЕЯ1£ ДЬН ОС1И 0ЙГАКИЗАЦИИ
Рас. 2 Модель взаимосвязи организационной культуры л эг-юцяонэпьнои среды организации [2]
ной культуры, даже если речь петлишь о подавлении эмоций Оэлее проанализируем реэул&таты некоторых исследовании эмоциональном культуры современных организаций
Традиционно выделяют пять основных эмоций, лежащих в основе формирования эмоциональной культуры организации радость любовь гнев, страх печаль Проанализируем типы эмоциональных купьтур
1 Культура радости Руководство компании Vail Resorts (оператор дорсих горнолыжных курортов) признает, что если сотрудникам радостно и весе по, то и у клиентов хорошее настроение Для успехе некоторых организации, на наш взгляд, кул ы ура рал ост и должна быть развита обязательно Например, это кампании сферы развлечении гостиничного бизнеса детеккх услуг Но можно ли сказать что «серьезный* компаниям, которые. например, специапи2ируютоя нд финансовых, юридических операциях: данный вид культурь не столь зажен? Для ответа на этот вопрос исследователи Сигал Барсаде и Оливия О'Не ил гтро-вели опрос сотрудников s Cisco Finance компании специализирующееся на доверительном и консультационном управлении Капиталом [1, с 46 47] Оказалось ^то радость я вл иется од ним и з гл ав ных фа 1~оров удовлетворенности сотрудников и их преданности компании а чтобы люди вкладывали душу в работу, им нужно постоянно ее испытывать Получив данные результаты руководство ком па н^ и возвело радость в ранг культурных ценностей Например организоаапр конкурс на лучший веселый видеоролико внутренней жизни компании
2 Культура дружбы Еще одна эмоция, незаменимая в жизни, йо не так часто упоминаемая гак значимая в организации. - дружба (симпатия, забота сочувствие, которые коллеги испытывают и проявляют л о отно^нию друг к другу Для исследования значимости этой эмоции Сигзлом Б ар саде и Оливией О Нейл был лроведен опрос 3200 сотрудников 17 организаций из семи отраслей' бяофзрмэцевтической, строительной ф^н а псовой, высшего образования, коммунального обслуживания недвижимости и туризма Результаты исследования ползали что в коллективах п которых преобладают дружеские отношения, люди особенно довольны своей работой более преданы своему делу и высоко держат профессиональную планку [1, с 47] Консалтинговая фирма Ос-песо, например, осознанно формирует культуру дружбы Ее соу-'реди-^ли гендиректор Радж Шарма стремится к тому чтобы мвжду компанией -и клиентами формировались ис кренние отношения В компании призыаа^т сотрудников выстраивать друге другом искренние отношения общаться и на работе, и е- свободное время Свпбе-о строго подходит к процессу подбора персонала' отказ
по луча юг соискатели, которые не лп-лсываются в кул ь-туру компании, а значит, могут разрушить ее
3. Культура страха. К сожалению, часто в компаниях преобладают негативные эмоции Многочисленными исследованиями доказано что сильный стресс воздействует на пр в фронтальную кору головного мозга: он негативно сказывается на способности человека .■: умозаключениям, на памяти и Контроле собственных импульсов.
таким образом, формирован не желательной эмоциональной культуры - очень важный этап & формировании ее положительной деловой репутации При этом отметим, что сформировать желательную эмоциональную культуру можно, если люди испытывают эмоции поощряемые организацией или коллеетивом Для зтого необходимо'
1 Учитывать эмоции людей. Хорошо, если сотруднику испытывают нужные компании эмоции естественно Но а большинстве случаев руководству необходимо создать условия, способствующие формирова-шю этих эмоции Например, ь некоторых компаниях вися: специальные доски, на которых сотрудники мотут писать слона благодарности комплименты и пожелания своим коллегам
При этом нельзя принудительно подавлять неже-плельные эмоции. Если сот рудники выражают osado ченность по какому-либо поводу, они должны понимать, что и к слышат руководства должно помогать сотрудникам на код ит ь выход из трудных ситуации.
2 Проявлять эмоции желательные для организации, Дс казан о, что эмоции передаются благодаря феномену поведенческой мимикрии, когда человек непроизвольно подражает другим Поэтому руководств у ко мпан и я не обход имо coa нате л ьно демо н стр иро-вагь эмоции, которые желательны для компании.
3 Изображать эмоции до тех пор. пока они не укореняться Социалытые психологи доказали что даже если люди Не испытывают желательный Для оргвни-эйции эмоции, они могут укреплять общую эмоциональную атмосферу Люди стараются соблюдать коллективные нормы, в том числе в демонстрации эмоции Осознанное проявление эмоций оплачивает коллектив, так как перевешивает чувства каждого и становится неким ориентиром для взаимоотношении в нем
Безусловно культура будет крепче, если люди искренне верят в ценности и установки, на которы* она основана Сотрудники, которые не разделяют эмоциональным ценностей организации, вынуждены постоянно притворяться и. вероятнее всего, догго й компании работать не смогут
Хочется отметить что российским компаниям не свой era е нно уделять много внимании как корпорагив ной культуре в целом, гаки ее эмоциональной составляющей □ частности Многие зарубежные крилянни --агтротиз. вкладывают огромные средства з развитие корпоративной кулыуры и осознают Значимость эмоционального климата дпя организации Например некоторые американские компании начали йсполыо вать приложение NifcoNiko Данное приложение позволяет сотрудникам регистрировать свои эмоциональные реакции на те или Иттые виды деятельности и видеть связь между своими чувствами и производительностью труда
Подводя итог в ь шее казан ном у, подчеркнем, что многочисленные исследования доказали влияние эмоции сотрудников проявляемых ими на рабочем т/есте та эффективность и к работ ti При этом эмоциональный климат яал^ется неотъемлемой частью корпоративной культуры организации Раазивая, совзршенстауя корпоративную культуру, руководство компании способно повысить ее внутреннюю деловую репутацию
1. Sj^-ddíj С О'Нейл О. Если людям хороши пркйьг-ь растет/У Harvard Business Review Россия 2016. Апрель-.
2 грошевИВ Мищечяи А Л Организации иная культура -фундамвнт эмоциональных peçypctiE орган иза^и Lj-R L. htrp í'.iVwv rJsrtSuKa OOÎTl/1 D_DN^2012'Ps¡h[il3 5ia.,T_1 D6679 (Jüthtin (дат-з абращоння 30.Q9.50l 7|
3. HSjWioe С.Ю.. Константинова Л.В . Ягу ил Н.С Воспроизводство чадров ,inp реапьнпп» сектора экон&уики' со-
циап^цо-упр-эпленчЕский контекст ,■.' Вестник Сара-[-негапо
государственного умнее рентота
2014 N4 2(31}. С. 72-76
4. Haiihtnaesa Е.А. Совершенствование механизма управления депо вой актив местью предприятие дис /анд экон науи ■ СЕрат-орскиИ преударстрЕНкь™ ил^13Пт,на-эрсономцчЕ-ский уни&ерситег Саратов, 20т2
5. H¿rL(bi(TJOídt Е.А Управление ли кв юности коммерческого бан*а как критерии повышения качества процесса формировании положительной де повои дегутвции а Вестьик Саратоасюго :осу,-,арствЕ^нага ¿сцК эльно-зконс мйнесда па уни&ЕрСИТ&Та 2016 Nî 4 {63) . С . 43-Ф&
6 Cdpáooea О Д. Эмоциональная культура и те составляющие. URL nttp■.■"■■ír/rtrtv gvw-rggu.narad.ru.'section/sectioл 1 : ЯайМОЗ.'мгдеечэ ntm ¡.дата обраще-нив' 09 2017)