Научная статья на тему 'Качественные методы оценки бизнес-процессов'

Качественные методы оценки бизнес-процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красюк Ирина Анатольевна, Цой Елена Эдуардовна, Владимирова Дарья Сергеевна

В статье обосновывается необходимость перехода российских предприятий торговли на процессный подход управления бизнесом. Исследована методика анализа процессов на начальном этапе формирования. В основе качественные методы оценки бизнес-процессов, их описание и последовательности выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Красюк Ирина Анатольевна, Цой Елена Эдуардовна, Владимирова Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качественные методы оценки бизнес-процессов»

УДК 339.1

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ Красюк Ирина Анатольевна, д.э.н., профессор Цой Елена Эдуардовна, студент Владимирова Дарья Сергеевна, студент

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В статье обосновывается необходимость перехода российских предприятий торговли на процессный подход управления бизнесом. Исследована методика анализа процессов на начальном этапе формирования. В основе - качественные методы оценки бизнес-процессов, их описание и последовательности выполнения.

Ключевые слова: торговля, процессный подход, качественные методы оценки, бизнес-процессы

Одной из тенденций последних лет в сфере российского предпринимательства является внелрение международного опыта в системе управления организации. Большинство западных и европейских стран переходит от общепринятого функционального подхода управления бизнесом в сфере торговли к новому процессному [1-5]. Такой подход имеет ряд преимуществ над функциональным, он позволяет оптимизировать и автоматизировать всю бизнес структуру предприятия. В основе данного подхода лежит деление деятельности предприятия на бизнес-процессы, которые можно определить, как взаимосвязанную совокупность действий, направленных на преобразование входящих ресурсов в заданный, запланированный продукт на выходе.

Переход торгового предприятия на процессный подход для бесперебойного и качественного функционирования организации предполагает использование бизнес-процессов в качестве системы организации работы предприятия. Для применения данного подхода необходимо детально описать каждый процесс: операции, должности, документацию, регламенты. Для этого используется моделирование бизнес-процессов, деятельность по представлению всех процессов организации, с целью анализа и оптимизации их работы. Это позволяет предприятию постоянно анализировать работу сетки своих процессов [6-10].

Процессная система управления в сфере торговли предполагает полный пересмотр структуры бизнеса, именно поэтому на переходном этапе важное значение имеют установление и оценка бизнес-процессов. Таким образом, деятельность торгового предприятия можно сгруппировать в 3 блока: процессы управления, основные процессы торговли и обеспечивающие. Классификация процессов торгового предприятия представлена на рис. 1.

I

Бизнес-процессы предприятия торговли..

Процессы управления

Управление персоналом

Стратегическое управление

Управление финансами

, Управление маркетингом

Обеспечивающие процессы

Ад министр а п шно -Хозяйственное обеспечение

Программное обеспечение

Ремонт п модернизация

торгового оборудования

Юридическое обеспечение

Обеспечение безопасности

Капитальный

ремонт н строгие ль ство торговых помещений

Рисунок 1 - Классификация бизнес-процессов предприятия торговли

Представленная классификация может дополняться или сокращаться, в зависимости от масштаба компании.

Существует много методов оценки бизнес-процессов предприятия торговли, которые принято делить на две большие группы [11-15].

1. Количественные методы. Они являются наиболее сложными и затратными по количеству используемого времени для выполнения работы и объему анализируемых данных. Такие методы анализа сложны в исполнении, но являются достаточно полными и точными. Наиболее часто используемым является ABC анализ, который способствует оптимизации ресурсов и расходов компании; также предприятия оценивают производительность процессов, используя различные показатели эффективности; производится сравнение используемых нотаций, а также имитационное моделирование, которое позволяет представить сетку процессов в виде различных моделей.

2. Качественные методы. Они отличаются простотой выполнения и небольшой затратностью. Такие методы широко используются во многих компаниях, они хорошо известны и достаточно проработаны, а также довольно просто найти специалиста, способного провести качественную оценку процессов. В силу этого они чаще используются при практических исследованиях.

Рассмотрим качественные методы анализа бизнес-процессов в сфере торговли. Их разделяют на следующие три группы [16-20].

1. Первая группа методов основывается на субъективных оценках экспертов, руководителей и рядовых сотрудников компаний. Их оценочное мнение позволяет проанализировать среду бизнес-процесса посредством SWOT-анализа, также оценки экспертов позволяют расставить приоритеты в отношении анализа ряда процессов на основе ранжирования, для краткого исследования бизнес-процессов, для выявления сути проблемы с описательными элементами процессов используют анализ проблем.

2. Группой наиболее наглядных методов и по этой причине широко используемых является визуальный анализ графических схем. Данные методы зачастую используются для отчета руководству, так как информация, полученная посредством анализа входов и выходов с помощью схем позволяет более ясно и отчетливо донести сложную и объемную информацию понятно и кратко, таким образом также можно проанализировать функции процессов и ресурсы [21]. Данные методы основаны на качественной оценке схем моделирования процессов, которые формируются с помощью различных нотаций, используемых предприятием.

3. К последней группе качественных методов относят те методы, которые основываются на сравнении текущей работы процессов с требованиями и нормативной документацией, касательной бизнес-процессов. Методами этой группы являются анализы состояния процесса по отношению к типовым требования и нормативным актам. Данные методы основаны на соответствии работы бизнес-процесса локальным документам и стандартам качества ИСО 9000:2000, 9001:2000, главным образом использованию цикла PDCA (планировать процесс, выполнять его, учитывать, контролировать и принимать решения) [22].

SWOT-анализ направлен на выявление сильных и слабых сторон процесса, а также его возможностей и угроз. Данный метод анализа является достаточно распространенным. Для проведения анализа необходимо провести опрос работников предприятия и на основе полученных данных определить сильные, слабые стороны и возможности, угрозы [23, 24]. Затем составляется матрица SWOT-анализа, в которой рассматривается взаимосвязь блоков СИВ, СЛВ, СИУ, СЛУ.

Анализ проблем довольно прост в осуществлении. Он представляет собой выявление основных областей проблем в бизнес-процессах. Для этого составляется укрупненная схема сетки бизнес-процессов с кратким описанием функций и должностей, а также выделяются проблемные области, над которыми следует работать.

Ранжирование процессов позволяет определить, какие бизнес-процессы следует оптимизировать в первую очередь. Для этого необходимо перечислить основные процессы и составить таблицу ранжирования по степени важности процесса и его эффективности. Пример ранжирования предприятия торговли представлен в табл. 1.

Таблица 1 - Пример ранжирования бизнес-процессов предприятия торговли

Степень важности / эффективность Высокая производитель -ность Средняя производительность Низкая производительность

Высшая степень важности Реализация товара Поиск новых поставщиков -

Средняя степень важности Формирование ассортимента Закупка ТМЦ -

Незначительная степень важности Послепродажное обслуживание

Проведение анализа графических схем позволяет проанализировать входы и выходы процессов, функций и ресурсов торгового предприятия. Для этого оцениваются функции и выявляются пробелы в документации, необходимой для выполнения определенного процесса, в ходе анализа наиболее часто обнаруживается наличие дублирования направлений работы процесса [25]. Таким образом, анализ графических схем позволяет избавиться от лишних элементов в бизнес-процессе и добавить необходимые.

Анализ состояния процесса по отношению к требованиям предполагает определение соответствия бизнес-процессов типовым требованиям и нормативным актам. Предприятие должно провести соответствие своих процессов со стандартом ИСО 9001:2000, важно обратить внимание на цикл PDCA, для того чтобы бизнес-процессы были постоянно оптимизированы [26]. Все бизнес-процессы предприятия торговли должны соответствовать своим регламентам и работать согласно управлению по отклонениям, а именно для принятия решения по проблеме, требующей внимания руководства, придерживаться схеме: измерение, прогноз, наблюдение, отбор и сравнение.

Таким образом, представленный анализ качественных методов оценки бизнес-процессов позволяет заключить. Использование описанных методов осуществляется на предварительных этапах полноценного анализа совокупности процессов и предшествует моделированию и оптимизации. Данные методы позволяют произвести быстрый анализ бизнес-процессов для предоставления различных отчетов руководству. Качественный анализ является приближенным и иногда неполным относительно количественных методов. Но они имеют несомненные преимущества, которые заключаются в быстроте и гибкости исполнения, простоте оценки, небольшой затратности ресурсов и наличия на рынке труда значительного количества специалистов, проводящих данный вид анализа.

Список литературы

1. Красюк И. А., Борисов А.С. О перспективах концепции умного магазина // Экономика и предпринимательство. № 10-2 (87). 2017. С. 962-967.

2. Крымов С.М. Организация в системе менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2002. 88 с.

3. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 544 с.

4. Крымов С.М. Стратегии управления производственными предприятиями: эволюция, тенденции, перспективы (информационная модель) //В сборнике «Глобализация экономики и российские производственные предприятия»; 13-я Международная научно-практическая конференция. Ч.1. Новочеркасск, 2015. С. 10-14.

5. Крымов С.М. Методологические основы менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2001. 110 с.

6. Кольган М.В., Крымов С.М. Организация и управление маркетингом в промышленности и других отраслях. Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2014. 94 с.

7. Клейнер Г. Б. От теории предприятия к теории стратегического управления. // Российский журнал менеджмента. 2003. №1. С.31-56.

8. Джестон Дж., Нелис Й. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов. СПб.-М.: Символ-Плюс, 2008.

9. Месхи Б.Ч., Крымов С.М., Чернецова О.А. Модели развития предприятия как процесса взаимодействия производства и природной среды //Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т.10. №6 (49). С. 926-936.

10. Крымов С.М. Организация в системе менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2002. 88 с.

11. Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Современные подходы к стратегическому планированию на предприятиях промышленности и сферы услуг // Экономика и предпринимательство. 2013. №12-3 (41-3). С.548-552.

12. Кольган М. В., Крымов С. М. Управление изменениями организационных структур на основе учета принципа версионности в информационных системах производственных предприятий //Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (592). С. 480-485.

13. Крымов С. М. Формирование организационной структуры предприятия на основе учета реляционных взаимодействий //Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №6 (36). С. 88-92.

14. Крымов С.М., Кушниренко Т.В. Описание инвестиций в человека на базе концепции жизненного цикла //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 9. С. 38-39.

15. Ozerov E.S., Pupentsova S.V., Leventsov V.A., Dyachkov M.S. Selecting the best use option for assets in a corporate management system. // 6th International Conference on Reliability, Infocom Technologies and Optimization: Trends and Future Directions, ICRITO 2017.

16. Сулоева С.Б., Муханова Н.В. Контроллинг: учеб. пособие; 3-е изд., исправл. и доп. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2009. 96 с.

17. Радаев А.Е., Левенцов В.А. Системы поэтапного имитационного моделирования производственных процессов // Организатор производства. 2011. Т. 50. № 3. С. 30-33.

18. Кобзев В.В., Левенцов В.А. Бизнес-логистика. 2-е изд. СПб., 2012. 300 с.

19. Левенцов В.А. Стратегические альянсы как форма институционализации реляционных отношений // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 5 (23). С. 80-84.

20. Лямин Б.М. Анализ инновационно-инвестиционного потенциала торговой отрасли на примере АО «Тандер» // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. №8 (26). С. 55-62.

21. Лямин Б.М. Необходимость совершенствования системы контроля качества сырья при производстве готовой продукции //Технологии производства пищевых продуктов питания и экспертиза товаров: сборник научных статей. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции (10-11 апреля 2016 года). Юго-Зап. гос. унт. Курск, 2016. С. 54-59.

22. Козлова Е.И., Мурадова С.Ш. Эффективное использование инфкоммуникацион-ных ресурсов как фактор реализации конкурентных стратегий коммерческий банков // В мире научных открытий. 2010. № 4-9. С. 73-74.

23. Shkurkin D.V., Krasyuk I.A., Krymov S.M., Kazantseva I.G., Zakharenko G.N. Sales Policy and Sales Marketing System // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. 203-213.

24. Necheukhina N.S., Gagarina N.M., Shitova T.F., Mukhanova N.V. Information technologies of controlling as a factor of innovative development of telecommunication companies //В сборнике: Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies 2017. С. 244-251.

25. Глызина М.П., Мурадова С.Ш. Показатели развития и содержание стратегии «Ростелеком» //Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-3 (75-3). С. 718-722.

26. Глызина М.М., Мурадова С.Ш. Повышение конкурентоспособности предприятия инфокоммуникационной сферы //Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 915-921.

Krasyuk Irina Anatolyevna, doctor of Economics, Professor

(e-mail: iri-krasjuk@yandex.ru) Tsoy Elena Eduardovna, student (elena_tsoy1996@mail.ru) Vladimirova Daria Sergeevna, student (dasha.vs@mail.ru)

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

QUALITY METHODS FOR ASSESSING BUSINESS PROCESSES

Abstract: The article substantiates the need for the transition of Russian trade enterprises

to the process approach of business management. The method of analysis of processes at

the initial stage of formation is investigated. It is based on qualitative methods of assessing

business processes, their description and execution sequence.

Key words: trade, process approach, qualitative assessment methods, business processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.