Научная статья на тему 'Качественные изменения ценностных ориентаций и ментальности в современной России'

Качественные изменения ценностных ориентаций и ментальности в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
762
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / МЕНТАЛЬНОСТЬ / MENTALITY / МЕНТАЛИТЕТ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / IDEOLOGY / ПРИНЦИПЫ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ / PRINCIPLES OF HUMANITY / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / SOCIAL CONSCIOUSNESS / НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / MORAL NORMS / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / HUMAN BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Файзуллин Фаниль Саитович

В статье утверждается мысль о том, что переживаемый кризис в России является прежде всего кризисом ценностей и ценностных ориентаций, обусловленным процессом «догоняющей» модернизации 90-х гг. XX века. Стихийное формирование и изменение системы ценностей, являющейся основой мировоззрения людей, может выступать и как фактор, ускоряющий процесс развития, и как труднопреодолимый и даже непреодолимый барьер в общественном прогрессе. В связи с этим анализируется современное состояние и основные противоречия трансформации системы ценностей, а также менталитета населения России. С распадом устоявшегося советского общества в России фактически произошли распад и утрата общенационального ценностного мировоззрения, ментальности. Ставится вопрос о разработке новой системы формирования ценностного мировоззрения общества, основанный на учете как духовной традиции и культуры своего народа, так и ценностей населения других стран. Главными факторами формирования новых ценностных установок и ментальностей должно стать единство общечеловеческих, общенациональных патриотических ценностей, основанных на принципах гуманизма, человечности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualitative changes of value orientations and mentality in modern Russia

The article affirms the idea of crisis in Russia which is primarily a crisis of values and value orientations, and it is largely due to the process of "catch-up" modernization in the 90-ies of the 20th century. Spontaneous formation and change of values, which are the basis of the humanity’s worldview can also act as the factor which accelerates the development process, and as an insurmountable barrier to social progress. In this regard the autor analyses the modern state and the main contradictions of transformation in the system of values and mentality of the Russian population. With the collapse of the established Soviet society in Russia, the farmer mentality actually disintegrates, the loss of national values worldview and mentality, occuring here the autor raises the question of the development to a new system in the formation of values and worldview in our society based on the consideration of the spiritual traditions and culture and values of the population in other countries. The main factors of the formation of the new values and mentalities should be the unity of human, national and patriotic values based on the principles of humanism, humanity.

Текст научной работы на тему «Качественные изменения ценностных ориентаций и ментальности в современной России»

Ф.С. Файзуллин

КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МЕНТАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

В статье утверждается мысль о том, что переживаемый кризис в России является прежде всего кризисом ценностей и ценностных ориентаций, обусловленным процессом «догоняющей» модернизации 90-х гг. XX века. Стихийное формирование и изменение системы ценностей, являющейся основой мировоззрения людей, может выступать и как фактор, ускоряющий процесс развития, и как труднопреодолимый и даже непреодолимый барьер в общественном прогрессе. В связи с этим анализируются современное состояние и основные противоречия трансформации системы ценностей и менталитета населения России. С распадом устоявшегося советского общества в России фактически произошли распад и утрата общенационального ценностного мировоззрения, менталь-ности. Ставится вопрос о разработке новой системы формирования ценностного мировоззрения общества, основанный на учете как духовной традиции и культуры своего народа, так и ценностей населения других стран. Главным фактором формирования новых ценностных установок и ментальностей должно стать единство общечеловеческих, общенациональных патриотических ценностей, основанных на принципах гуманизма, человечности.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ментальность, менталитет, мировоззрение, принципы человечности, общественное сознание, нравственные нормы, человеческое поведение.

УДК 141.1

Fanil S. Fayzullin

QUALITATIVE CHANQES OF VALUE ORIENTATIONS AND MENTALITY IN MODERN RUSSIA

Abstract

The article affirms the idea of crisis in Russia which is primarily a crisis of values and value orientations, and it is largely due to the process of "catch-up" modernization in the 90-ies of the 20th century. Spontaneous formation and change of values, which are the basis of the humanity's worldview can also act as the factor which accelerates the development process, and as an insurmountable barrier to social progress. In this regard the autor analyses the modern state and the main contradictions of transformation in the system of values and mentality of the Russian population. With the collapse of the established Soviet society in Russia, the farmer mentality actually disintegrates, the loss of national values worldview and mentality, occuring here the autor raises the question of the development to a new system in the formation of values and worldview in our society based on the consideration of the spiritual traditions and culture and values of the population in other countries. The main factors of the formation of the new values and mentalities should be - the unity of human, national and patriotic values based on the principles of humanism, humanity.

Key words: values, value orientation, mentality, ideology, principles of humanity, social consciousness, moral norms, human behavior.

Файзуллин Фаниль Саитович, доктор философских наук, профессор, академик АН РБ (Уфа), зав. кафедрой философии Уфимского государственного авиационного технического университета, e-mail: philosugatu@mail.ru

Fanil S. Fauzullin, Prof. Dr. Sc. (Philosophy), Full Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Head of the Chair of Philosophy, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: philosugatu@mail.ru

© Файзуллин Ф.С., 2015

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2015/3 (69)

На современном этапе развития Российской Федерации стали чрезвычайно актуальными проблемы определения путей и способов формирования нового ценностного мировоззрения и «новой ментальности». Решив данную задачу, мы можем найти ответ на следующие вопросы: Пройдена ли крайняя точка социального и национального распада современной России? Возможна ли регенерация традиционных ценностей российского общества, вокруг которых национальное самосознание интегрировалось на протяжении веков? Насколько глубоки модерни-зационные ростки и зародыши в трансформации ментальности российского народа? Вокруг каких ценностей и национальной идеи можно сплотить общество в целом?

Переживаемый российским обществом кризис, на наш взгляд, является, в первую очередь, кризисом ценностей и ценностных ориентаций, во многом обусловленным процессом «запаздывающей» или «догоняющей» модернизации 90-х гг. XX в. При этом для социально-гуманитарных наук проблема «запаздывающей» модернизации России является одной из центральных [1, с. 43].

Социальные, экономические и политические преобразования 90-х гг. XX в. в современной России вызвали существенные изменения в объекте и предмете аксиологического исследования, так как изменились условия жизни, социально-экономическая структура общества, пропагандируемые цели, установленные нормы образа жизни, социальное положение, поведение и убеждения большинства активных социальных субъектов [2, с. 3-4].

Возникли новые социальные организации и институты, стала утверждаться новая ценностно-нормативная система, достаточно «непрозрачная» для однозначной трактовки. Нет никакого сомнения, что радикальные изменения в социальной сфере, экономике, политике, а также в системе государственного управления нуждаются в ценностном обосновании. История человечества неоднократно свидетельствует о том, что система ценностей, формирующая основу мировоззрения людей, может выступать и как фактор, ускоряющий процесс развития, и как труднопреодолимый или непреодолимый барьер на этом же пути развития. «Институциональные преобразования становятся действительно необратимыми только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в системе ценностей, на которые это общество ориентируется» [2, с. 51].

Перед всем народом России сегодня стал чрезвычайно актуальным вопрос о духовном возрождении всех наций. Оно должно быть многогранным.

При этом важно отметить, что в XXI в. не только наша страна в целом, но и все человечество планеты вступает на тот этап своего развития, когда над ним нависают угрозы, связанные с демографическими, экономическими, политическими проблемами. В таких условиях для стабилизации ситуации необходимо решение социально-экономических, этнических, религиозных, образовательных, нравственно-воспитательных проблем и связанных с ними ценностей, ценностных ориентаций и установок населения страны с учетом взаимосвязи национального и общечеловеческого.

Ситуация усложняется ещё и тем, что проблемы выработки новых ценностей и ценностных ориентаций коснулись всех сторон общественной жизни и тем самым приобрели многоликий характер. Несмотря на проводимые за последние 25 лет социально-экономические преобразования, всё ещё не действует механизм, формирующий нравственное, социальное, политическое, экономическое, идеологическое и ценностное мировоззрение.

Нет сомнения в том, что проблема формирования нового ценностного мировоззрения и мен-тальности требует первым делом решения задач, связанных с нравственными установками общества. Культурно-нравственные ценности в системе общественных отношений играют настолько важную роль, что кризис в этой сфере, разрушение её базовых основ по своей разрушительной силе оказываются значительно сильнее последствий, скажем, экономического кризиса.

Проблема нравственных ценностей, составляющих ядро ценностного мировоззрения и ментальности, как отдельного индивида, так и общества в целом, заявляет о себе чрезвычайно остро в периоды кризисов, когда обесцениваются привычные культурные традиции и подвергаются дискредитации идеи и цели, которыми до этого жило общество. Ни для кого не секрет, что основным проблемным вопросом в таком обществе становятся главные морально-нравственные ценности и мировоззренческие установки, которые в силу своей очевидности и неоспоримости для данного общества, могли бы служить своеобразными ценностными ориентирами для его выживания, спасения государственных устоев, сохранения культуры или цивилизации.

14

Ф.С. Файзуллин

Особенность нынешнего положения состоит в том, что сегодня не только наша страна, но весь мир находится в стадии бифуркации глобального масштаба и она связана со сменой ценностно-мотивационных парадигм, так как пример США и самых преуспевающих стран Запада XX в. со всей очевидностью показал, что человеческое общество, ставящее во главу угла материальные ценности, больше всего запутывается в неразрешимых экономических, социальных, политических и духовных противоречиях. В настоящее время можно прогнозировать, что среди людей ширится понимание, что на смену материальным ценностям должны прийти другие ценностные ориентиры и установки, а именно, ценности из духовной сферы. Естественно, что это не может быть единовременным актом, а должно представлять собой исторически длительный процесс формирования новой ценностной ментальности, не исключающий систему уже существующих в обществе ценностей, а лишь естественно историческим образом меняющий их местами в приоритетном смысле, при этом сохраняя их неразрывное единство.

Отметим, что мировоззрение нашего народа, естественно исторически складывавшееся веками или даже частично формировавшееся наиболее прогрессивной частью общества с учётом специфики общественного бытия, содержащее и отражающее общенациональные ценности, носит тот же характер зависимости от объективных условий и потребностей выживания и развития. Поэтому с распадом устоявшегося советского общества размылась и идея советского народа, произошли фактически распад и утрата общенационального ценностного мировоззрения, ментальности. Концепция "догоняющей" модернизации в качестве официальной идеологии 90-х гг. XX в. сделала ситуацию ещё более драматической, так как в ходе её осуществления «социально поощряемой» моделью поведения стала установка на крайнюю индивидуализацию жизненных алгоритмов. Кардинальная ломка всех ценностей, затронувшая всё российское общество в целом, поставила каждого индивида перед ценностным выбором. Человеку не диктуется, как это бывало раньше, та или иная социалистическая ценность. Он сам определяет свои ценностные приоритеты. Однако этот процесс сложен. Выбор пути, основной ценностью которого является ориентация на индивидуальные жизненные

алгоритмы вместо приоритетности общенациональных, общечеловеческих ценностей - а социологические исследования это подтверждают - приводит к размытости и разобщённости российского общества.

Из вышесказанного следует положение, которое связано с выбором дальнейшего пути развития каждым конкретным обществом. Именно в такой ситуации находятся практически все страны мира, в том числе и Россия, которые ещё не достигли высокого уровня экономического развития как США. Продолжать ли наращивание главным образом индустриально-промышленной мощи, ведущей к обществу потребления, или, учитывая проблемы, с которыми они уже сталкиваются, выбрать иную стратегическую линию развития? Проблема выбора (по какому пути пойдёт дальнейшее его развитие?) возникает, когда в обществе появляются несколько направлений развития. У живой системы, каким является человеческое общество, всегда имеется «выбор»: она может отдать предпочтение одной из многочисленных возможностей. Именно в этот момент становится чрезвычайно важным объективный анализ социально-экономической ситуации, в том числе, анализ той совокупности ценностей, из которой обществу можно было бы выбрать те из них, которые могли бы помочь обществу динамично развиваться. Так, общество вступило бы на дальнейший путь своего развития.

Проблематичность ситуации в России, когда происходит трансформация и определение приоритетности ценностей, ценностных ориентиров и установок, состоит, во-первых, в том, что современное общественное сознание, включая и учёных, больше обращается даже не к внутренним духовным традициям общества, которые складывались естественно исторически, но пытается провести сравнительный анализ успехов или неудач отдельных стран и регионов в решении проблем производственного и технического прогресса для того, чтобы это нечто инородное «внедрить» в своей стране. Эти приоритетные ценности начинают рассматривать как внутренний стержень цивилизации, который может помочь им решить все возникшие и существующие в их обществе проблемы (когда человечество идёт навстречу новому состоянию) с иным, новым устройством общественной жизни.

Во-вторых, предпринятая в последние годы кардинальная ломка всех ценностей, существующих ценностных установок, мировоззрения

и ментальности, затронула не только российскую государственность вообще, но и поставила каждого человека перед ценностным выбором. Именно решение дилеммы: выбрать либо путь, основной ценностью которого является ориентация на всё возрастающее материальное производство и потребление, либо путь, основанный на приоритете духовных ценностей, изучения исторических ценностей, анализа и сопоставления культурных и нравственных ценностей своего народа, выработанных многовековым человеческим опытом - может определить дальнейшую судьбу общества. Можно с сожалением констатировать тот факт, что в настоящее время в результате разрушения системы ценностей, которые существовали в Советском Союзе, на первый план выступили ценности, связанные с денежно-финансовыми возможностями человека. Сегодня деньги, вместо того, чтобы быть условием и средством развития духовно развитой личности, превратились в самоцель, поглощая у человека всё свободное время, необходимое для самовоспитания и творческого развития. Такие проявления высокой духовности и нравственности человека, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и к самому себе, отходят на второй план, становятся не главными, не существенными.

К этому фактору необходимо добавить ещё средства массовой информации, которые пропагандируют преимущества потребительского образа жизни, индивидуалистическое поведение, уже успевшие вызвать в обществе мировоззренческий и нравственный кризис и всё больше углубляющийся. В общественное сознание «внедряются» сомнения и неверие по поводу прошлых успехов нашей страны, включающих разные стороны и области жизни. Вследствие этого растёт отчуждённость общества от культурно-исторического прошлого, разрушается привлекательность нравственных идеалов, носителями которых выступали предки. Следствием этого является трагический разрыв между поколениями.

Вышеперечисленные обстоятельства с неизбежностью ставят перед исследователями вопрос о разработке ими новой системы формирования ценностного мировоззрения общества, основанной на учёте как духовной традиции и культуры своего народа, так и ценностей других стран. Это важная составляющая процесса становления новой ценностной ментальности. Во главе угла

этой системы должна стоять органическая связь нового ценностного видения окружающей действительности и формирования высокого уровня нравственной культуры.

В третьих, также отметим, что происходящие в социально-политической сфере изменения своеобразно проявляются в социокультурной трансформации современного российского общества. В результате неорганичности процессов модернизации внутренний социально-политический и культурный конфликт между отдельными фрагментами общества на каком-то этапе развития стал доминировать над осознанием исторической общности. Причиной социально-культурного конфликта стали механизмы формирования новой системы «актуализированного» и «тради-ционализированного» общественного идеала и ценностей внутри одного общества, приводящие к возникновению в этом обществе нескольких социальных групп на основе приверженности их к тем или иным ценностям. Возникло тем самым несколько нетерпимо, конфронтационно относящихся друг к другу групп, одни из которых ориентированы на новые ценности, принимающие форму целевой установки, идеала из-за отказа от отношений и ценностей, господствовавших до настоящего времени, другие, наоборот - на основе толерантности по отношению к старым ценностям или в результате приспособления старых ценностей к новым.

При этом внутренние социально-политические установки и нормы оказались слишком слабыми, чтобы на руинах прежних ценностей, ценностных установок и социальных идеалов смогло полноценно сформироваться новое ценностное видение во всех сферах общественной жизни. В результате за последние двадцать пять лет, отведённых на попытку социально-политических преобразований, Россия не смогла сформировать определенных идей, способных объединить всё российское общество, выработать общенациональную идеологию, сформировать внутри страны значимые для каждого члена общества социально-политические установки. Здесь налицо отсутствие или недостаточность мотивации для исторического цивилизацион-ного творчества, в частности, предполагающей идентичность каждого с глобальной общностью, равно как и мобилизационному компоненту.

Как справедливо отмечает И.Г. Яковенко, «исследования последнего десятилетия фиксируют

атомизированный характер российского общества и практическое отсутствие горизонтальных связей, формируемых по моделям общества гражданского. Постсоветский человек не просто лишён навыков и моделей их формирования, но ориентирован на альтернативные варианты. Он решает свои проблемы в системе теневых, коррупционных, клиентальных отношений. Теневой рынок трактуется специалистами как деятельная альтернатива идеальным моделям правовой демократии и гражданского общества» [3, с. 172].

В-четвертых, сегодня даже трудно прогнозировать, какие именно преобразования и в какой области выведут из этого положения, потому что кризис этот многогранен, он охватил все сферы нашей жизни. Очевидно, многогранным должно быть и её возрождение. Но ясно одно: только с решением проблемы нравственных ценностей и основанного на этих ценностях мировоззрения, возможен выход России из длительного кризиса. Потому что нравственность - это один из основных способов нормативной регуляции не только поведения, но и практически всей деятельности человека. Более того, это одна из важнейших форм общественного сознания и общественных отношений. Место нравственных ценностей, сформированные на принципах нравственности и духовности мировоззрения и ментальности людей в нашем обществе определяются тем, что эти ценности будут противостоять разрушающему единство общества эгоизму и индивидуализму с последующим требованием соблюдения многих общепринятых в данном социуме норм поведения. При этом эти требования не имеют в виду достижения каких-то частных утилитарных и ближайших целей, а, наоборот: их соблюдение не только бесполезно с точки зрения какой-то практической пользы, но может и приводить к определённым материальным потерям. Собственно говоря, любой нравственный поступок -в определённой степени - это поступок, прежде всего, против самого себя, против собственных интересов, чаще всего материальных. Тем не менее, любое общество неизменно требует их соблюдения.

В-пятых, важно отметить, что в XXI в. человечество вступило в тот этап развития, когда над ним нависла угроза самоуничтожения. Для сохранения мира, составной частью которого является каждый народ, необходим учёт взаимосвязи национального и общечеловеческого. Национальные и общечеловеческие ценности, связанные

с решением новых морально-этических вопросов, становятся «общими» в силу глобальности вызвавших их проблем, заставляют пересматривать прежние нормы и ценностные установки. Названные «постматериалистическими» универсальные общецивилизационные ценности глобального выживания включают в себя витальные, экологические, гражданские, правовые, экономические ценности жизни, свободы, самообеспечения. Утилитарные ценности также должны обрести новый социально-коммуникативный смысл и функцию диалога, созидательного общения, генерирующего общие ценности и обеспечивающего межцивилизационный социальный консенсус.

Наконец, с выбором новых ценностей непосредственно связана проблема формирования нравственного мировоззрения и ментальности, которая всегда является одной из важнейших проблем любого общества, так как будущее общества определяется уровнем сознания и моральными устоями людей. Поэтому проблема возрождения в жизни новых ценностей представляет собой кульминационный момент формирования мировоззрения и ментальности как синтеза сознания и поведения. Подобное возрождение в современном обществе может быть представлено только той деятельностью, которая направлена на утверждение во всех сферах человеческой активности принципов человечности.

Именно принцип человечности выступает мерой развития общечеловеческих ценностей, хранительницей положительного нравственного опыта в форме ценностей и рекомендаций человеческого поведения, является самостоятельным фактором нравственности и морали. От уровня распространённости принципа человечности зависит реальное функционирование общечеловеческих ценностей. Специфика ценностного мировоззрения определяется, в первую очередь, способностями ценности как нормативно-оценочной работы общественного сознания и соответствующих идеологических общественных отношений. Каждое проявление ценностного мировоззрения несёт в себе нормативность, характеризуя «лицо» как общества в целом, так и отдельной личности, потому что только такое ценностное мировоззрение всегда стимулирует начало развития общественной и личной нравственности в конкретно-исторических условиях. Своё активное социальное значение

оно приобретает в той мере, в какой становится достоянием большинства людей, входит в их практические отношения, проникает в их сознание и чувства. А целенаправленное формирование ценностного мировоззрения, соответствующего социально значимым ценностям общества, позволяет выработать единый, направляющий стержень моральной и социально творческой позиции личности.

Таким образом, основным фактором формирования новых ценностных установок, мировоззрения и ментальности должно стать единство общечеловеческих, общенациональных, патриотических ценностей и нравственности как основа формирования гуманистического общества, способного при самом интенсивном техническом развитии не терять свои нравственные и духовные ориентиры. Только человек, сохранивший свои национальные и патриотические ценности и одновременно ощущающий своё единство с мыслящим человечеством во времени и в пространстве, способен на оптимальные решения. И лишь такие люди могут понять проблемы всего человечества, помочь своему государству и своему народ . Однозначно, что историческим и действительным основанием в разрешении этой проблемы становится индивид во всей целостности своих проявлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX века. - М.: Наука, 1997. - 220 с.

2. Файзуллин Ф.С., Вильданов У.С., Вильда-нов Х.С. Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентаций. - М.: Наука, 2008. - 296 с.

3. Яковенко И.Г. Предпринимательские ценности в маргинальной среде // Модернизация в России и конфликт ценностей. - М., 1994. - 237 с.

4. БашкироваЕ.И. Трансформация ценностей российского общества // Полис. - 2000. - № 6. - C. 49-56.

REFERENCES

1. Belyaeva L.A. Sotsialnaya modernizasiya v Rossii v konse XX veka [Social modernization in Russia in the 20th century]. M., Nauka, 1997. 220 p. (In Russ.).

2. Fayzullin F.S., Vildanov Y.C, Vildanov H.S. Gnosiologicheskiy analiz sennostey i sennostnich orientasiy [Gnoseological analyses of values and value orientations]. M., Nauka, 2008. 296 p. (In Russ.).

3. Yakovenko I. G. Predprinimatelskie sennosti v marginalnoy srede [Market values in the marginal sphere // Modernization in Russia and argue of the values]. M., 1994. 237 p. (In Russ.).

4. Bashkirova E. I. Transformasiya sennostey rossiysk-ogo obschestva [Transformation of values in the Russian society]. In: Politics. 2000. No.6. - pp. 49-56. (In Russ.).

К сведению читателей

Вышла книга:

Республика Башкортостан. Демографический доклад. Выпуск 1 / отв. ред. Р.М. Валиахме-тов, Г.Ф. Хилажева. - Уфа: Восточная печать, 2014. - 196 с.

Демографический доклад подготовлен сотрудниками научно-исследовательской лаборатории семьи и демографии Института социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан и Башкирского филиала Института социологии РАН.

На основе широкого круга статистических материалов и данных социологических исследований рассмотрены тенденции рождаемости, смертности, брачности и миграционного движения населения республики. Доклад является первым опытом комплексного анализа демографического развития республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.