Научная статья на тему 'Качественные характеристики управления прибылью в кооперативных образованиях'

Качественные характеристики управления прибылью в кооперативных образованиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРИБЫЛИ / КОЭФФИЦИЕНТ ВАРИАЦИИ / ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ / QUALITY OF EARNINGS / THE COEFFICIENT OF VARIATION OF THE PROFIT FROM SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макушова О.М., Ткаченко В.А.

В статье рассматриваются вопросы изучения качества прибыли предприятий торговли. Проведены исследования следующих показателей, характеризующих качество финансового результата: качество валовой прибыли предприятия; качество прибыли от продаж предприятия; качество прибыли до налогообложения предприятия; качество чистой прибыли предприятия. Качество прибыли предприятия зависит от многих параметров, основными из которых являются управление качеством производимой продукции, которое охватывает широкий спектр вопросов производства и реализации, а также качество управленческих процессов. Предложенная система измерения качества прибыли предприятия предусматривает изучение показателей прибыли с позиций их вариации, соотношения прибыли по различным источникам формирования. При управлении качеством данные процессы должны затрагивать не только сферу производства, но и сферу управления финансами. Только в этом случае можно получить комплексную систему управления качеством на предприятии. В зависимости от поставленных целей, задач и теоретико-методологических направлений анализа, его условий могут применяться различные показатели, характеризующие качество финансового результата. Процесс управления затратами не только на производство, маркетинг продукции, но и качество управления охватывает как процессы признания затрат, так и их учет, группировку, контроль и представление в удобочитаемом виде для последующего анализа с целью принятия управленческих решений. Приведенная система показателей качества прибыли позволяет прогнозировать динамику финансового результата деятельности предприятия, а также оценки их качества. Применение методов, соответствующих целям, позволит предприятию не только оптимизировать затраты, но и, как следствие, повысить конкурентоспособность и продукции, и предприятия в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the study of quality of enterprise profit trade. The conducted researches the following indicators of the quality of the financial result: as the gross profit of the enterprise; the profit from the sales of the company; profit before tax of the company; the quality of the net profits of the company. The quality of profit of the enterprise depends on many parameters, the main ones are the control of quality of manufactured products, which covers a broad spectrum of production and sales, and quality management processes. The proposed quality measurement system the profits of the enterprise involves the study of profit from the standpoint of their variations, the ratio of profit on various sources of formation. In the management of the quality of these processes must affect not only the sphere of production, and financial management. Only in this case it is possible to obtain a comprehensive quality management system in the enterprise. Depending on the goals, objectives and theoretical-methodological analysis of its terms can be used various indicators of the quality of the financial result. The process of cost control not only on production, marketing of products, but the quality control covers the processes of recognition of expenses, their records, groups, control and presentation in readable form for subsequent analysis with the purpose of making management decisions Given the quality indicators system profit allows to predict the dynamics of the financial result of enterprise activity, as well as evaluation of their quality. Use methods appropriate to the goals, will enable the company not only to optimize expenses but, as a consequence, to improve the competitiveness of products and businesses as a whole.

Текст научной работы на тему «Качественные характеристики управления прибылью в кооперативных образованиях»

УДК 338.242.2

Канд. экон. наук О.М. МАКУШОВА (ГАОУ ВО ЛО ЛГУ им. А. С. Пушкина, ak-mom@yandex.ru) Доктор экон. наук В.А. ТКАЧЕНКО (СПБГАУ vat2005@mail.ru)

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В КООПЕРАТИВНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Фундамент отношений потребительской кооперации составляют потребительские общества (иначе - кооперативы), поскольку именно в них, прежде всего, осуществляется хозяйственная, общественная деятельность кооперативного движения. В ст. 1 Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах в Российской Федерации)» от 11. 07. 1997 говорится: «Потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства посредством объединения членами имущественных взносов в виде паев для торговой, заготовительной, производственной, а также иной деятельности для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов».

Потребительские общества представляют собой юридические лица, деятельность которых регламентируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами, а также иными нормативными актами Российской Федерации, принятыми кооперативом в уставе. Достаточно высокая доля кооперативов в той или иной форме заняты в торговле. Подчеркивая значимость торговой деятельности кооперативов в сельской местности, необходимо отметить ряд проблем, относящихся к отрасли торговли, и наносящих большой урон торговым предприятиям, находящимся в сельской местности. Среди данных проблем можно особо выделить следующие: падение реальных доходов населения, значительно снизившее его покупательную способность, высокая закредитванность сферы торговли, снижение товарооборота. Поэтому необходимо выявление факторов, оказывающих влияние на эффективность торговой деятельности кооперативов.

Цель исследования состоит в анализе качественных и количественных характеристик формирования прибыли предприятий торговли, а также в обосновании основных направлений повышения прибыли предприятия, которые позволят повысить уровень финансовой устойчивости торговых предприятий, что особо актуально для таких предприятий в сельской местности.

Материалы, методы и объекты исследования. Исследование проведено на материалах данных научно-исследовательской и методической литературы. Проведен теоретический анализ на основе изучения зарубежного и отечественного опыта управления товарооборотом, методов управления торговой прибылью в условиях падения оборота. Объекты исследования - предприятия РФ. В работе рассмотрен пример конкретного предприятия Лужского районного потребительского общества, расположенного в Лужском районе Ленинградской области.

Результаты исследования. Были проведены исследования следующих показателей, характеризующих качество финансового результата: качество валовой прибыли предприятия; качество прибыли от продаж предприятия; качество прибыли до налогообложения предприятия; качество чистой прибыли предприятия.

В условиях рынка экономическая деятельность основана на таких принципах, как самофинансирование, саморазвитие. Это предполагает, как основную цель хозяйственной деятельности прибыль [1]. При этом необходимо обратить внимание не только на количественные показатели прибыли, но и на проблемы качества прибыли торговой

деятельности. Это важно для оценки работы предприятия, которая гарантирует ее достоверность и объективность. В литературе чаще всего прибыль предприятия изучается в количественном измерителе а также на основе методик расчета различных показателей деловой активности. Этот подход не дает исчерпывающего представления о качестве прибыли. Фирма, например, может иметь положительные показатели прибыли, а в перспективе - определенные трудности в получении доходов от основной деятельности в последующие периоды, и даже находиться в состоянии, близком к банкротству. Или напротив, организация, которая, невзирая на невысокое качество управления показателями финансовых результатов, обладает существенным потенциалом для роста прибыльности. Если же рассматривать длительный период, то полная и достоверная отчетность фирмы не гарантирует качество финансовых показателей, хотя является их предпосылкой [2].

Качество прибыли характеризует, насколько данная организация является получателем достигнутого уровня прибыли, а также степени использования внутрихозяйственных резервов для роста. Известно, что нестабильность отражает риски ведения бизнеса. Учитывая то, что резервы характеризуют возможность полного, а также рационального использования имеющегося экономического потенциала организации, можно предположить, что высокая степень реализации планов развития предприятия выступает определенным гарантом стабильности работы кооператива. Поскольку источники идей бизнеса неисчерпаемы, то имеет место гипотеза о неограниченности роста показателей качества прибыли организации [3].

Основными лицами, имеющими заинтересованность при оценке прибыли по качеству являются руководители организации, желающие получить соответствующую оценку результатов деятельности кооператива. Далее, важно представление о качестве показателя прибыли организации для инвесторов, кредиторов, принимающих решение о размещении капитала.

Цель оценки качественных характеристик прибыли торгового предприятия состоит не только в том, чтобы определить размеры прибыли организации по сравнению с прошедшими периодами, но и выявить факторы, обеспечившие достижение заданного уровня.

Это прежде всего особенности финансово-хозяйственной деятельности организации, способствующие обеспечению роста прибыльности, а также положительно влияющие на стабильность финансовых результатов в последующие периоды.

Следовательно, большую роль играет информация, которая позволяет принимать решения, какая имеется вероятность, что данная коммерческая структура будет достигать успехов и в последующие годы. Также необходимо учитывать события, имеющие характер случайности и оказавшие влияние на финансовые результаты деятельности. Поэтому оценка показателя качества прибыли должна исследоваться как средство, помогающее проанализировать эффективность работы предприятия по основному числу обобщающих показателей [4]. Для анализа качества прибыли могут применяться методы, способы, приемы экономического анализа.

Стабильными можно признать доходы, которые относительно постоянны на протяжении определенного периода времени, т.е. могут прогнозироваться на какую-либо перспективу. Таким образом, чем стабильнее доходы, тем выше и качество прибыли. Наиболее стабильны доходы от основной деятельности при сравнении с другими источниками.

Первым шагом при анализе стабильности (либо нестабильности) определенных видов доходов, является вычисление средней прибыли за анализируемый период (3-5 лет) [5].

Улучшить качество проводимого анализа позволяет применение показателей рентабельности продаж как исследуемого показателя, поскольку на абсолютные показатели прибыльности сильное влияние оказывают процессы инфляции.

В табл. 1 приведены квартальные данные Дзержинского филиала Лужского РАИПО о доходах за 3 последних года, которые выражаются в виде показателя рентабельности продаж.

В течение последних десяти кварталов рентабельность продаж составила в среднем 6%. Относительно невысокое значение среднеквадратического отклонения (1,07%) от средней величины рентабельности (6%) характеризует определенную стабильность доходов от реализации потребительских товаров, что значительно повышает качество прибыли РАЙПО.

Таблица 1. Основные показатели РАЙПО

Показатели 2014 2015 2016

Рентабельность продаж, % 4,8 5,7 6,1

Товарооборот, тыс. руб. 7396,8 9455,04 9641,2

Затраты на персонал, тыс. руб. 678,9 1251,6 1311,7

Численность персонала, человек. 46 42 40

Товарооборот на 1 продавца, тыс. руб. 160,8 225,1 241,0

Затраты на 1 продавца, тыс. руб. 14,7 29,8 32,7

С позиций оценки качества финансового результата интерес также представляет показатель среднего пессимистического дохода, представляющего средний минимальный доход, который наблюдается исходя из вероятных рисков в ведении данного бизнеса. Аналитические процедуры, проводимые на основании данного показателя, позволяют определить уровень рентабельности, ниже которого организация при неблагоприятных условиях рискует нести убытки.

Качество прибыли определяется в целом оценкой доходности в не зависимости от чрезвычайных условий, порождающих прибыль. Речь, прежде всего, идет о чрезвычайных элементах, которые необходимо выделить на основе следующих критериев: типичность и частота. При этом важно делать различие между нормализованным, а также чрезвычайным доходом [6]. Более того, представляется целесообразным не проводить специальных исследований для определения степени влияния на уровень прибыльности за рассматриваемый период со стороны нетипичных доходов, объем которых может быть значительным.

Однако следует отличать чрезвычайные доходы от временного увеличения прибыли по основной деятельности как результата краткосрочных коммерческих сделок (повышенный спрос на определенные товары в определенные периоды). Ввиду единовременное™ краткосрочные сделки снижают показатель качества прибыли. Поэтому для оценки уровня качества прибыли менеджерам маркетинговых отделов имеет смысл определять следующие соотношения:

- прибыль от краткосрочных сделок;

- прибыль по реализации товаров;

- прибыль по краткосрочным коммерческим сделкам;

- чистая прибыль организации.

Торговые организации со стабильным спросом на реализуемые товары подвержены влиянию экономического цикла минимально, поэтому структуру товарооборота необходимо рассматривать с позиций планирования рисков сбыта. В то же время у организаций, структура товарооборота которых находится в тесной зависимости от фазы экономического цикла, имеет место более значительное колебание доходов. Для того чтобы стабилизировать доходы, необходимо включать в ассортимент товары, пользующиеся спросом и в период спада, и в период подъема деловой активности (продовольственные товары, товары повседневного спроса), что значительно повысит качество прибыли.

Интерес представляет розничный товарооборот некоторых продовольственных товаров, непрерывный спрос на которые обеспечивается физиологическими потребностями человека вне зависимости от фазы экономического цикла [5]. Существенное колебание ежедневного объема товарооборота позволяет сделать вывод о нарушении бесперебойности

реализации этих товаров. Для оценки равномерности ежедневного товарооборота можно рекомендовать показатели, рассчитанные по формулам среднеквадратического отклонения и коэффициента вариации. Высокие значения этих показателей указывают на неудовлетворенный спрос, что в значительной степени снижает качество прибыли.

Известно, что уровень рентабельности различных видов товаров значительно колеблется относительно общего показателя рентабельности продаж торгового предприятия, что объясняется дифференцированным установлением торговых надбавок по товарным группам вследствие различной их издержкоемкости. Планирование доли прибыли в цене товаров должно осуществляться с учетом эластичности спроса на товары по данной цене. На практике предприятия, учитывая возможность увеличения суммы прибыли вследствие ускорения реализации товаров, снижают долю прибыли в цене, то есть уценяют товары и организуют сезонные распродажи. Для оценки качества прибыли с учетом применяемого порядка ценообразования можно использовать исчисленные по товарным группам, следующие соотношения: товарооборот по сниженным ценам; прибыль от реализации товаров по сниженным ценам; товарооборот по сниженным ценам [3].

Первый показатель определяет по каждому виду товаров долю товарооборота по сниженным ценам, второй показатель - рентабельность продаж определенной товарной группы при снижении цены. Высокое значение первого показателя и низкий уровень второго показателя относительно общей рентабельности продаж предприятия свидетельствуют о недостатках маркетинговых исследований и ценовой политики, что значительно снижает качество прибыли.

Любая торговая фирма стремится расширять ассортимент товаров, потому что это верный способ снизить чувствительность коммерческой деятельности к циклическим процессам в экономике. Растущие требования потребителей к качеству товаров, с одной стороны, и развитие технического прогресса с другой стороны, также стимулируют введение новых товаров в ассортимент торговых предприятий [4]. Определить степень обновления ассортимента можно с помощью следующих соотношений, тенденция к росту которых свидетельствует о повышении качества прибыли: прибыль от реализации новых товаров; товарооборот новых товаров; прибыль от реализации новых товаров; прибыль от реализации всех товаров.

Более того, в современных условиях при отсутствии дефицита товаров гибкость ассортиментной политики проявляется в расширении ассортимента внутри каждого вида товара (различие по странам происхождения товара, по заводам-изготовителям, по виду упаковки и т. д.), что определяет высокое качество прибыли.

Выводы. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что прибыль - это финансовый продукт деятельности предприятия и, следовательно, как любой продукт обладает качеством, которое можно если не измерить, то хотя бы оценить. Цель данной статьи не в том, чтобы дать методику оценки качества прибыли, а с помощью приведенных показателей и примеров только обосновать актуальность обозначенной темы.

Все вышеназванные аспекты деятельности предприятия являются лишь малой частью существующих, но наглядно демонстрируют назревшую необходимость в оценке качества прибыли, которая должна стать полноправным элементом в системе экономического анализа прибыли. Более того, в статье рассмотрена деятельность торговых организаций лишь в качестве примера, поэтому не вызывает сомнений необходимость оценки качества прибыли для любой коммерческой организации. Таким образом, можно надеяться, что заявленная тема, учитывая ее актуальность, получит дальнейшее развитие в экономической литературе.

Литература

1. Волгин Е.С. Теория и практика формирования финансовых результатов организаций: Учеб.метод. комплекс — М.: ЕАОИ, 2015. — 232 с.

2. Федорова Ю.С. Организация учета и управления затратами фирмы. — М.: Инфра-М, 2015.- 386 с.

3. Конев П.А. Конкурентоспособность систем управления отраслевых хозяйствующих субъектов как базовый критерий уровня их развития // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: Сборник науч. трудов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава «Научное обеспечение развития сельского хозяйства и снижение технологических рисков в продовольственной сфере»: в 2 ч. / СПбГАУ - СПб:, 2017. - С. 47-49.

4. Конев П.А. Повышение эффективности работы аграрных предприятий на основе повышения конкурентоспособности управленческих кадров // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2017. - № 1 (46). - С. 195-202.

5. Конев П.А., Широков С.Н. Конкурентоспособность систем управления отраслевых хозяйствующих субъектов как базовый критерий уровня их развития // IV лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. - СПб:ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. С. 284-287.

Literatura

1. Volgin E.S. Teorija i praktika formirovanija fínansovyh rezul'tatov organizacii: Ucheb.metod. kompleks — M.: EAOI, 2015. — 232 s.

2. Fedorova YU.S. Organizacija ucheta i upravlenija zatratami fírmy. — M. : Infra-M, 2015. -386 s.

3. Konev P.A. Konkurentosposobnost' sistem upravlenija otraslevyh hozjaistvuyushih sub"ektov kak bazovyi kriterii urovnja ih razvitija // Nauchnoe obespechenie razvitija APK v uslovijah importozameshenija Sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava «Nauchnoe obespechenie razvitija sel'skogo hozjaistva i snizhenie tehnologicheskih riskov v prodovol'stvennoi sfere»: v 2-chastjah / SPBGAU. - SPb.,2017. S. 47-49.

4. Konev P.A. Povyshenie yeffektivnosti raboty agrarnyh predprijatii na osnove povyshenija konkurentosposobnosti upravlencheskih kadrov // Izvestija Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2017. - № 1 (46). - S. 195-202.

5. Konev P.A., SHirokov S.N. Konkurentosposobnost' sistem upravlenija otraslevyh hozjaistvuyushih sub"ektov kak bazovyi kriterii urovnja ih razvitija V sbornike: IV luzhskie nauchnye chtenija. Sovremennoe nauchnoe znanie: teorija i praktika. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii.- SPb: LGU im. A. S. Pushkina, 2016. - S. 284-287.

УДК 334.73

Доктор экон. наук П.М. ЛУКИЧЁВ (СПбГАУ, loukitchev20@mail.ru) Канд. экон. наук Л.В. СТАРОДУБЦЕВА

(СПбГАУ, lotsmanl229@yandex.ru)

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КООПЕРАЦИИ: УРОКИ ПРОШЛОГО ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ

Кооперативы осуществляют свою деятельность на основе принципов, по которым они воплощают свои ценности в жизнь, определяя поведение членов кооператива. Международным Кооперативным Альянсом приняты следующие принципы работы кооперативов:

- добровольного и открытого членства;

- демократического членского контроля: предполагает обеспечение условий для активного участия членов кооператива в управлении и контроле его деятельности на принципах равенства (один член - один голос);

- информационной открытости;

- экономического участия;

- постоянного повышения качества образования членов кооператива;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.