Научная статья на тему 'Качественные характеристики финансовой информации'

Качественные характеристики финансовой информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3765
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников С. И.

Информация, в том числе и финансовая, имеет важнейшее функциональное значение для принятия ее пользователями грамотного управленческого решения. Но для этого информация должна обладать определенными количественными и качественными характеристиками. В статье автор анализирует концепции, действующие в разных странах, и точки зрения зарубежных и отечественных ученых-экономистов, связанные с качественными характеристиками финансовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качественные характеристики финансовой информации»

Финансовая информация

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

о ,

ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ*

С.И. КОЛЕСНИКОВ, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита Уральский государственный лесотехнический университет

Согласно Большому толковому словарю русского языка (БТС) информация (от лат. information — разъяснение, осведомление): 1) сообщение о положении дел где-либо, о состоянии чего-либо; 2) процесс передачи или получения этих сведений.

По мнению Ю. А. Бабаева, «информация — своевременное, качественное получение сведений о хозяйственной деятельности предприятия для принятия взвешенных управленческих решений» [1, с. 22].

Еще в 1988 г. В. Ф. Палий подчеркивал, что необходимо отличать понятие «информация» от понятия «данные». Всякая информация несет в себе сведения об управляемом объекте (т. е. данные о нем), но не все сведения требуют управленческих воздействий (т. е. они необязательно содержат новизну — информацию) [2, с. 23].

Э. С. Хендриксен, М. Ф. Ван Бреда тоже разграничивают понятия «данные» и «информация». По их мнению (и можно с ними согласиться), «данные (data) представляют собой описание объектов и событий. Если данные уже известны или не имеют значения для лица, которому они сообщаются, то они не являются информацией. Информация (information)... данные, которые имеют эффект новизны для их получателя и уменьшают неопределенность его представлений» [3, с. 94].

Информация может быть количественной и качественной. Количественная информация выражается в числах, качественная — в определенных характеристиках. Так, бухгалтерский учет предоставляет прежде всего количественную информа-

* Статья подготовлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Уральской академии государственной службы.

цию, выраженную в денежных единицах [4, с. 14]. Однако (как это не парадоксально) бухгалтерская информация является приблизительной, а не абсолютно точной.

Совет по разработке стандартов финансового учета США (FASB) по этому поводу отмечает, что «информация, предоставляемая в финансовой отчетности, чаще основывается на приблизительных, а не точных измерениях. Эти данные часто базируются на предположительных оценках, условных классификациях, субъективных обобщениях и распределениях по какому-то признаку. Результат хозяйственной деятельности в динамично развивающейся экономике не определен и вытекает из взаимодействия множества различных факторов. Таким образом, несмотря на ауру точности, которая, как может показаться, окружает финансовую отчетность в целом и формы отчетности в частности, используемые в них измерения, за малым исключением, являются приблизительными и основаны больше на правилах и допущениях, чем на точных значениях» [5, с. 116 — 117].

Действительно, многие бухгалтерские данные носят оценочный характер, так как зависят от субъективного мнения готовящих отчетность людей. При этом возникает угроза преднамеренной или непреднамеренной дезориентации пользователя, предоставления информации, исходя из которой он не сможет принять отвечающее его интересам экономическое решение. Чтобы этого избежать, бухгалтерская информация независимо от того, строится ли она на основе объективных, точных данных или содержит определенный элемент субъективизма, должна отвечать определенным критериям, которые получили название «качественные характеристики».

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

41

FASB определяет качественные характеристики как «атрибуты учетной информации, которые имеют тенденцию повышать свою полезность» [3, с. 84]. Х. ван Грюнинг, М. Коэн считают, что «качественные характеристики — это те признаки, которые делают информацию, представленную в финансовой отчетности, полезной для пользователя» [6, с. 19]. По мнению автора, качественные характеристики бухгалтерского учета — это критерии, с помощью которых унифицируется и облегчается процесс толкования и правильного использования финансовой и управленческой информации.

Качественные характеристики, представленные в различных концепциях бухгалтерского учета, приведены в табл. 1. При анализе концепций различных ученых за основу взяты трактовки Э. С. Хендриксена, М. Ф. Ван Бреды.

Эффективность (рациональность, прибыль выше затрат) означает, что эффект от использования учетной информации должен превышать расходы на ее получение. Основная часть расходов на представление бухгалтерской информации приходится на ее производителя, тогда как эффект получают и производитель, и пользователь (рис. 1). Для контролирующего органа это ограничение не является определяющим, так как он исходит из того, что для

качественные характеристики, пре

него эта информация нужна или кажется нужной.

Релевантность (уместность, значимость) предполагает, что «информация должна иметь отношение или полезное применение к действиям, для которых она предназначалась, чтобы обеспечивать получение желаемого результата» [3, с. 91]. Информация может повлиять на принятие решения, если она имеет прогнозную ценность, своевременна и основана на обратной связи.

Прогнозная ценность определяется как качество информации, помогающее ее пользователям повысить вероятность реальности прогнозов.

Своевременность. Информация должна быть пригодна для принятия решения прежде, чем потеряет способность влиять на решения. «Своевременность не гарантирует релевантность, но релевантность невозможна без своевременности... Накопление, суммирование и последующая публикация учетной информации должны быть сделаны как можно быстрее, чтобы обеспечить наличие текущей информации на руках у пользователей. Своевременность также означает, что финансовые отчеты должны предоставляться через короткие промежутки времени с тем, чтобы отразить изменение положения фирмы, обеспечивая прогнозы и решения пользователей» [3, с. 93 — 94].

Таблица 1

гавленные в различных концепциях

концепции (год принятия) Эффективность, рациональность (прибыль выше затрат) релевантность (значимость) прогнозная ценность своевременность обратная связь надежность проверяемость репрезентативная достоверность непредвзятость, нейтральность, независимость сравнимость, последовательность, непротиворечивость полнота объективность существенность понятность полезность для принятия решений приоритет содержания перед формой Целостность

AICPA (1973) + + + + + + +

ASSC (1975) + + + + + + +

CICA (1980) + + + + + + +

FASB (1980) + + + + + + + + + + + + +

ASAC (1987) + + + + + + + + + + + + + +

IASC (1988) + + + + + +

NZSA (1994) + + + + + + + + + +

ПБУ 1/98 (1998) + + + + +

ПБУ 4/99 (1999) + + + + + +

Источник: Составлено при использовании данных М. Р. Мэтьюса, М. Х. Перера [7, с. 197].

AICPA (American Institute of Certified Public Accounting) — Американский институт присяжных (дипломированных) бухгалтеров.

ASSC (Accounting Standards Steering Committee) — Управляющий комитет по учетным стандартам.

CICA (Canadian Institute of Chartered Accountants) — Канадский институт дипломированных бухгалтеров.

FASB (Financial Accounting Standards Board) — Комитет по стандартам финансового учета.

ASAC (Asian Standards Advisory Committee) — Азиатский консультативный комитет по стандартам.

IASC (International Accounting Standards Committee) — Комитет по международным учетным стандартам.

NZSA (New Zealand Society of Accountants) — Новозеландское общество бухгалтеров.

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Рис. 1. Пользователи финансовой информации

Обратная связь предполагает, что информация содержит что-либо о том, насколько верными оказались предыдущие ожидания.

Надежность бухгалтерской информации означает адекватное отражение ею экономических реалий деятельности объекта учета, а также достаточную свободу информации от ошибок и пристрастности. Надежность обеспечивается соблюдением таких характеристик, как проверяемость, репрезентативная достоверность и нейтральность.

Проверяемость предполагает, что информация является истинной, если может быть найдено доказательство ее подтверждения или если она может подтверждаться общим независимым мнением квалифицированных экспертов.

Репрезентативная достоверность — это соответствие между явлениями и их оценкой или описанием. Главная проблема репрезентативной достоверности заключается в следующем: «... многие показатели, используемые в учете, не имеют экономического значения. Покупная цена имущества в момент покупки может иметь значение биржевой или рыночной цены, но 10 лет спустя

амортизационная стоимость этого имущества не имеет никакого экономически важного значения. Никто не может проверить результат, в лучшем случае можно проверить исходные данные и оценить арифметическую точность» [3, с. 95].

Нейтральность (непредвзятость, независимость) — отсутствие у производителя информации намерения склонить ее пользователя к определенному решению.

Сравнимость (сопоставимость, непротиворечивость) — это качество информации, позволяющее пользователям установить сходства и различия между двумя рядами экономических явлений. Сравнимость информации зависит от ее однородности и последовательности.

Однородность (единообразие) означает, что одинаковые события должны учитываться одинаково. «Обычно считается, что цель единообразия состоит в том, чтобы фирмы, использующие одинаковые учетные методики, способы оценки (измерения) и классификации, представляли свои. отчеты в унифицированной форме. Главная. цель сравнимости — обеспечение условий для прогнозирования и принятия финансовых решений. Она определя-

ется наличием сходных характеристик, достаточных для того, чтобы выполнить все необходимые сравнения» [3, с. 98].

Последовательность (постоянство, согласованность) предполагает использование одним предприятием одной установленной ранее учетной методики или процедуры в разные периоды времени. «Последовательность. представляется необходимой, ибо в противном случае прогнозирование на основе периодических данных, которые не квантифицированы и не классифицированы одним и тем же способом, в этом периоде будет очень сложным. Если используются различные методики и процедуры учета, то предприятию будет трудно при переходе от одного отчетного периода к другому определить направления или размеры экономических последствий и колебаний, вызванных как внешними, так и внутренними факторами. Таким образом, учетная политика предприятия не должна изменяться, если новые способы не будут обоснованы как более предпочтительные, т. е. «последовательность не является самоцелью» [3, с. 99].

Полнота предполагает, что учетная информация должна содержать максимум того, что необходимо знать заинтересованным лицам и включать все необходимые комментарии, чтобы не сбить с толку того, кто ею пользуется.

Объективность (правдивость, правдивое представление) означает, что информация должна объективно отражать операции и другие события хозяйственной деятельности организации. В трактовке О. В. Соловьевой: «Проблемы правдивого представления реальных результатов могут носить объективный характер: в частности, некоторые события достаточно сложно измерить или представить. В этих случаях могут приниматься различные решения: либо такие события или их результаты не будут отражаться в отчетности из-за большой неопределенности (например, созданный внутри компании гудвилл), либо они будут отражаться, но в примечаниях к отчетности будет раскрываться риск, связанный с трудностями их признания и измерения, либо будет приниматься иное решение» [8,с. 61].

Существенность. Информация рассматривается как существенная, если знание этой информации может быть важным для ее пользователей. Слишком большой и слишком малый объем информации может ввести пользователя в заблуждение. «В слишком большом объеме данных релевантные статьи могут оказаться неочевидными, и пользова-

тель, основываясь на неадекватных данных, будет принимать решения, которые, вероятно, не имеют смысла. В то же время слишком малое количество информации не обеспечивает надежное прогнозирование и принятие обоснованных решений. Таким образом, существенность вводит ограничение на информацию, отражаемую в бухгалтерской отчетности» [3, с. 99 - 100].

Понятность (воспринимаемость). Бухгалтерская информация должна быть доступной для понимания пользователей, которые должны иметь достаточные знания в сфере бизнеса, экономики и отчетности и должны изучить эту информацию.

Полезность (пригодность) для принятия решений. Производитель должен предоставлять пользователю такую информацию, которая позволяет принимать правильные управленческие решения.

Приоритет содержания перед формой означает предоставление информации исходя прежде всего из ее экономического содержания, а не юридической формы.

Целостность предполагает предоставление информации о деятельности не только организации, но и ее обособленных структурных подразделений.

В различных концепциях наиболее часто упоминаются такие качественные характеристики, как релевантность, своевременность, надежность, нейтральность, сравнимость и существенность.

Рассматривая качественные характеристики финансовой информации, зарубежные и отечественные ученые в основном повторяют характеристики, указанные в SFAC №2 и МСФО.

Так, Ф. Вуд указывает следующие «характеристики полезной информации»: релевантность, надежность, объективность, доступная для понимания форма, сопоставимость, реализм, постоянство, своевременность, краткость изложения, полнота [9].

Х. ван Грюнинг, М. Коэн подразделяют «признаки полезной информации» на первостепенные и второстепенные в целях обеспечения добросовестности и прозрачности представления информации с учетом ограничений на ее полноту (рис. 2).

В контексте добросовестного предоставления информации считается лучше не раскрывать никакой информации, нежели давать заведомо дезориентирующие сведения. Поэтому в том случае, когда организация не соблюдает конкретные требования к раскрытию информации (например, в соответствии с МСФО), необходимо раскрывать данный факт и причины несоблюдения требований.

44

ФИНАНСЫ и кредит

Основная цель

Вспомогательная цель

Обеспечение достоверности представления информации

1 г

Обеспечение представлен! прозрачности гя информации

Признаки полезной информации

. I .

Первостепенные

Уместность

Второстепенные

Надежность

3

а

й X

а

>. о

° § о я

& I

►Я ^ Ч с

Сопоставимость

Понятность

й = а

к а о к а С

а

£

Ограничения на полноту представляемой информации

Баланс между выгодами и затратами

рис. 2. Иерархия признаков полезной информации по Х. ван Грюнингу, М. Коэну

Понятие «прозрачность» подразумевает создание среды, в которой информация о существующих условиях, принимаемых решениях и действиях делается доступной, видимой и понятной для всех участников рынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раскрытие информации включает процесс и методологию представления информации и своевременное гласное уведомление о стратегических решениях, принятых организацией.

Ответственность означает обязанность участников рынка, включая органы власти, обосновывать свои действия и проводимую политику, а также нести ответственность за решения и результаты [6, с. 15].

Прозрачность и ответственность — это две взаимосвязанные категории. Прозрачность повышает ответственность посредством мониторинга, а ответственность повышает прозрачность посредством стимулирования агентов обеспечивать раскрытие причин, объясняющих те или иные действия надлежащим образом и понятно. В совокупности прозрачность и ответственность обес-

печивают дисциплину, которая повышает качество принятия решений в государственном секторе, и приводит к наиболее эффективной политике благодаря тому, что частный сектор начинает лучше понимать, как люди, ответственные за выработку политических решений, смогут отреагировать на разные события в будущем.

Прозрачность и ответственность не являются самоцелью. Они существуют, чтоб ы способст вова ть повышению экономической отдачи.

Следует подчеркнуть, что существует определенное противоречие между прозрачностью и конфиденциальностью. Разглашение конфиденциальной информации может позволить конкурентам воспользоваться ею, что зачастую сдерживает участников рынка от полного раскрытия информации. Регулирующие органы часто получают конфиденциальную информацию от организаций. Разглашение такой информации может иметь значительные последствия на рынке. В силу этого организации неохотно идут на предоставление секретной информации, если нет гарантий соблюдения клиентом конфиденциальности. И все же соблюдение требований прозрачности в одностороннем порядке и полная открытость вносят свой вклад в общий режим прозрачности, который, став нормой, будет в конечном счете выгодным для всех участников рынка, даже если в краткосрочном плане переход к такому режиму создаст неудобства для отдельных компаний [6, с. 17].

Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл разграничивают качественные характеристики бухгалтерской информации и общепринятые допущения, помогающие ее интерпретировать (рис. 3). К первым указанные ученые относят полезность, понятность, значимость (релевантность), достоверность; ко вторым — сравнимость и постоянство, существенность, консерватизм, полноту и эффективность [5, с. 117].

Баланс между качественными характеристиками

Понятность

Лицам, принимающим решения, должна быть понятна бухгалтерская информация

Полезность

Бухгалтеры должны предоставлять информацию, полезную при принятии решений

Значимость

• дает возможность предсказывать

• позволяет иметь обратную связь

• своевременна

> <

Финансовая отчетность для общего

использования

«нейтральность» (neutrality) тесно связан, но не идентичен термину «беспристрастность» (freedom from bias — свобода от предвзятости).

Нейтральность означает, что ничто не оказывает влияния на течение процесса в целях достижения

предопределенного ре-

Допущения, помогающие интерпретировать

• сравнимость и постоянство методов

• существенность

• консерватизм

• полнота информирования

• эффективность

Достоверность

правдивость полнота проверяемость нейтральность

Рис. 3. Качественные характеристики бухгалтерской информации и общепринятые допущения по Б. Нидлзу, Х. Андерсону, Д. Колдуэллу

Взаимосвязь качественных характеристик учетной информации по Э. Хендриксену, М. Ван Бреда представлена на рис. 4 [3, с. 90].

По мнению Э. Хендриксена, М. Ван Бреда, нейтральность представляет собой «способность методики оценки (измерения) обеспечивать безошибочное описание исследуемых свойств. Термин

Пользователи бухгалтерской информации

Всеобъемлющее ограничение

Свойства, ориентированные на пользователя

Исходные свойства, ориентированные на решение

Лица, принимающие решения, и их характеристики (например, сообразительность и знания)

Прибыль выше затрат

Воспринимаемость

Пригодность для принятия решения

Релевантность

Их составляющие

1

Своевременность

л

Предсказуемость

1

Обратная связь

Производные и согласованные свойства

Уровень признания

Сравнимость, включая последовательность

1-

Существенность

Рис. 4. Иерархия свойств учетной информации по Э. Хендриксену, М. Ван Бреда

зультата. Это вовсе не значит, что данные бухгалтерского учета не влекут за собой экономических последствий.» [3, с. 97]. Э. Хендриксен, М. Ван Бреда считают, что вопрос о том, может ли быть достигнута нейтральность, остается спорным.

Б. Т. Жарылгасова, А. Е. Суглобов, рассматривая МСФО, относят к качественным характеристикам понятность, уместность, существенность, надежность, правдивое представление, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмотрительность, полноту, сопоставимость, своевременность, баланс между выгодами и затратами, баланс между качественными характеристиками, достоверное и объективное представление [10, с. 15].

В.В. Качалин, рассматривая качественные характеристики информации бухгалтерского учета по SFAC № 2, ранжирует их в зависимости от степени важности и делит на первостепенные и второстепенные. К первостепенным качествам В. В. Качалин относит ценность для пользователя (значимость) и надежность; к второстепенным — сопоставимость и постоянство. Ценность информации для пользователя определяется своевременностью, прогностической ценностью и ценностью «с точки зрения подтверждения или корректировки ранее сделанных прогнозов» [11, с. 25]; надежность — обеспечением достоверного представления о деятельности компании, проверяемостью и нейтральностью.

В.В. Ковалев, рассматривая качественные характеристики данных в системе учета и отчетности, утверждает, что они будут полезными для пользователей, если будут иметь место комплексные характеристики, которые реа-

Надежность

Проверяемость

Репрезентативная достоверность

Независимость

Интересы пользователей как основной критерий при формировании отчетности

Ограничение: оправданность затрат

Основное требование к отчетности - полезность для принятия управленческих решений

Качественные характеристики отчетных данных

Обоснованность представления

Обоснованность оценки

Своевременность

Прогностическая ценность

Обратная связь

Верифицируемое^

Репрезентативная достоверность

Нейтральность

Оправданность используемых оценок

Целостность

Единообразие

Последовательность

Сопоставимость

Рис. 5. Качественные характеристики отчетных данных по В. В. Ковалеву

Полезность

Первоочередные качества

Основное качество

Уместность

Достоверность

Своевременность

Вторичные качества

Содержание Ценность для прогноза

Объективность

Сравнимость

Точка отсчета

Приоритет содержания над формой

Нейтральность

Существенность

Рис. 6. Иерархия качественных характеристик информации по Л. И. Куликовой

обоснованности оценки; релевантность — посредством своевременности, прогностической ценности, обратной связи, оправданности используемых оценок; надежность — при помощи верифици-руемости, репрезентативной достоверности, нейтральности; воспринимаемость — при соблюдении целостности, единообразия, последовательности и сопоставимости (рис. 5) [12, с. 156].

Под обоснованностью представления В. В. Ковалев понимает поиск оптимального объема и детализации предоставляемых данных, а под обоснованностью оценки — допустимую и обоснованную точность оценки приводимых в отчетности данных. Такое качество, как оправданность используемых оценок, предполагает выбор наиболее пригодной для конкретного пользователя оценки активов по себестоимости, по текущей рыночной стоимости или по справедливой стоимости.

Л.И. Куликова подразделяет качественные характеристики информации на 4 группы: 1) первоочередные качества — полезность, уместность, достовер-

лизуются при выполнении определенных условий. К комплексным характеристикам В. В. Ковалев относит существенность, релевантность, надежность и воспринимаемость. Существенность достигается путем обоснованности представления и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ность; 2) основное качество — своевременность;

3) вторичные качества — содержание информации, ценность для прогноза, объективность, приоритет содержания над формой, сравнимость, нейтральность;

4) точка отсчета — существенность (рис. 6) [13, с. 73].

Основные характеристики

Факторы, влияющие на формирование характеристик

Рис. 7. Качественные характеристики информации по О. В. Рожновой

В. Ф. Палий, рассматривая основополагающие черты полезной бухгалтерской информации, относит к ним уместность, понятность, своевременность, существенность, применимость для прогнозирования и выверки результатов, надежность и полноту, правдивость, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмотрительность, возможность проверки, сопоставимость, ограничения уместности и надежности, соотношение выгод и затрат [14].

О. В. Рожнова, рассматривая МСФО, указывает основные качественные характеристики информации и факторы, влияющие на их формирование.

К первым О. В. Рожнова относит уместность, надежность, сопоставимость. Понятность формируется на основе открытости, последовательности, объективности, ясности, четкости изложения, комментариев к применению того или иного метода, способа; уместность — на основе прогнозной ценности, своевременности и формы представления; надежность — на основе существенности, осмотрительности, превалирования экономического содержания над юридической формой, объективности; сопоставимость — на основе последовательности, стабильности измерителей, исторической стоимости (рис. 7) [15, с. 42].

О. В. Соловьева, рассматривая концепцию МСФО, указывает следующие качественные характеристики информации, которые должны содержаться в финансовой отчетности: понятность, уместность (ценность для составления прогнозов и для оценки результатов, существенность), надежность (правдивое представление, отражение экономической сущности событий, а не юридической формы, нейтральность, осмотрительность, полнота во всех существенных отношениях), сравнимость; ограничения на уместность и надежность информации (своевременность, соотношение затрат/выгод, соотношение качественных характеристик), достоверное и объективное представление [8, с. 59 — 60].

Взаимосвязь качественных характеристик учетной информации GAAP США с точки зрения О. В. Соловьевой приведена на рис. 8 [8, с. 68].

Обобщая разные точки зрения, следует подчеркнуть, что все ученые упоминают релевантность (уместность, значимость), сопоставимость (сравнимость),

своевременность; большинство — надежность, достоверность (реализм, репрезентативную достоверность), понятность (доступную для понимания форму, воспринимаемость), существенность, нейтральность (непредвзятость, беспристрастность), прогнозную ценность (предсказуемость) и баланс между выгодами и затратами (эффективность, прибыль выше затрат, оправданность затрат, соотношение выгод и затрат); половина — объективность (правдивость), постоянство (последовательность), полноту, проверяемость (верифицируемость), приоритет содержания перед формой, осмотрительность (консерватизм) и полезность (пригодность). Остальные качественные характеристики имеют единичное упоминание. По мнению автора, приоритет содержания перед формой и осмотрительность относятся к фундаментальным принципам бухгалтерского учета.

Иерархия качественных характеристик финансовой информации, предлагаемая автором, приведена на рис. 9.

Из рис. 9 видно, что полезная для пользователей информация обеспечивается соблюдением основных качественных характеристик (уместности, надежности и понятности), которые реализуются посредством вспомогательных характеристик. Уместность достигается путем реализации существенности, своевременности и прогнозной ценности; надежность — проверяемости, достоверности,

нейтральности и полноты; понятность — сопоставимости, последовательности и объективности. Ограничениями на представление информации пользователям выступают такие характеристики, как баланс между выгодами и затратами, а также баланс между самими качественными характеристиками (в частности, между существенностью и объективностью, своевременностью и полнотой, достоверностью и последовательностью).

Литература

1. Бабаев Ю. А. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 391 с.

2. Палий В. Ф, Соколов Я. В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1988. — 279 с.

3. Хендриксен Э. С., Ван Бреда М. Ф. Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 576 с.

4. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры: Пер. с англ. / Под ред. и с предис. А. М. Пет-рачкова. — М.: Финансы и статистика, 1993. — 560 с.

5. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 496 с.

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

49

Баланс между выгодами и затратами

Баланс между качественными характеристиками

6. ГрюнингХ. ван, Коэн М. Международные стандарты финансовой отчетности. Практическое руководство. На рус. и англ. яз. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во «Весь мир», 2004. — 336 с.

7. Мэтьюс М, Перера М. Теория бухгалтерского учета: Учебник. Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова, И. А. Смирновой. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. — 663 с.

8. Соловьева О. В. МСФО и ГААП: учет и отчетность. — М.: ИД ФБК — ПРЕСС, 2004. — 328 с.

9. Вуд Ф. Бухгалтерский учет для предпринимателей. Пер. с англ. / Под ред. М. Н. Ермаковой. — 5-е изд. — М.: Аскери, 2002. — Ч. 1 — 250 с.

10. Жарылгасова Б. Т., Суглобов А. Е. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности: Учеб. пособие. — М.: Экономистъ, 2004. — 297 с.

11. Качалин В. В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP. — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Дело, 1998. — 432 с.

12. Ковалев В. В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 720 с.

13. Ивашкевич В. Б., Куликова Л. И. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие. — М.: Экономистъ, 2005. — 523 с.

14. Палий В. Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник. — М.: ИНФРА - М, 2005. - 472 с.

15. Рожнова О. В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности: Учебное пособие. — М.: Экзамен, 2002. — 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.