Научная статья на тему 'Качественное исследование семейства экстремалей в одной задаче оптимального управления движением самолета'

Качественное исследование семейства экстремалей в одной задаче оптимального управления движением самолета Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
114
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Илларионов В. Ф., Пашинцев В. Т.

В рамках энергетического метода рассматривается задача оптимизации управления полетом самолета на заданную дальность с минимальным расходом топлива. Ранее авторами было указано на возможность существования среди семейства экстремалей особых точек, положение, а также тип которых целиком определяется соответствующими стационарными точками некоторой функции ϕ, характеризующей расход топлива на единицу дальности полета в режиме установившегося движения (когда тяга двигателей равна сопротивлению самолета). В статье указывается способ, позволяющий с помощью функции ϕ определить на плоскости скорость высота геометрическое место точек, соответствующих моментам реализации на экстремалях мгновенных установившихся режимов полета с оптимальной тягой и установить направление движения изображающей точки. Кроме того, устанавливается связь между свойствами функции ϕ и направлением движения, а также положением и типом особых точек семейства экстремалей на режиме максимальной тяги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качественное исследование семейства экстремалей в одной задаче оптимального управления движением самолета»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЦАГИ Т о м IV 197 3

№ 6

УДК 519.95

КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙСТВА ЭКСТРЕМАЛЕЙ В ОДНОЙ ЗАДАЧЕ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ САМОЛЕТА

В. Ф. Илларионов, В. Т. Пашинцев

В рамках энергетического метода рассматривается задача оптимизации управления полетом самолета на заданную дальность с минимальным расходом топлива. Ранее авторами было указано на возможность существования среди семейства экстремалей особых точек, положение, а также тип которых целиком определяется соответствующими стационарными точками некоторой функции <р, характеризующей расход топлива на единицу дальности полета в режиме установившегося движения (когда тяга двигателей равна сопротивлению самолета). В статье указывается способ, позволяющий с помощью функции <р определить на плоскости скорость — высота геометрическое место точек, соответствующих моментам реализации на экстремалях мгновенных установившихся режимов полета с оптимальной тягой и установить направление движения изображающей точки. Кроме того, устанавливается связь между свойствами функции <р и направлением движения, а также положением и типом особых точек семейства экстремалей на режиме максимальной тяги.

1. Постановка задачи. Рассмотрим задачу минимизации функционала вида [1], [2].

/ = ^/(Я,А, Р)<й, (1)

характеризующего собой расход топлива при полете самолета на заданную дальность 1к при фиксированных начальном и конечном

значениях удельной механической энергии Е = п , изменяю-

щейся в соответствии с уравнением

Е(1о) = Е<» ^(2)

Подынтегральная функция в (1) имеет вид

£ / Г> С и\ - Ре, (Р> Е, К)

/ (Г, С., П)— у (Я) й)

и характеризует собой расход топлива на единицу дальности I. 58

Здесь Р—тяга двигателя; се — удельный часовой расход топлива; h, v — высота и скорость полета. Аэродинамическое сопротивление х(Е, h) определяется в соответствии с полярой самолета из условия равенства подъемной силы весу самолета G (G ^ const). Предположим, что управляющие функции Р и h ограничены неравенствами

0<Р<Ршах (Я, h), /1>0. (3)

Указанная задача рассматривалась в работе [3], где в предположении непрерывности функций /их вместе с их частными производными по Е, h и Р было показано, что семейство экстремалей, реализуемых на открытом множестве допустимых значений управляющих функций h и Р, может включать в себя особые точки, положение и тип которых целиком определяется соответствующим положением, а также типом стационарных точек некоторой функции

?(£, h)=f(P, Е, К)\р-х (г?. К) •

При фиксированных значениях Е и h функция <р характеризует собой известный параметр дальности Бреге Q = 1/ср. Параметр Бреге играет важную роль при изучении установившихся режимов движения самолета и может быть достаточно просто определен заранее по известным характеристикам самолета и двигателя. В данной работе проводится дальнейшее изучение свойств поля экстремалей с использованием свойств функции <р (Е, Л).

2. Режим Промежуточной оптимальной ТЯГИ (P=Popt < Лпах (E,h)).

Рассмотрим семейство оптимальных траекторий или их отдельных участков, на которых величина оптимальной тяги не превышает максимально допустимого значения. Воспользуемся полученными в работе [3] условиями оптимальности управляющих функций /iopt и Popt, определяемых на открытом множестве их допустимых значений,

Л (Р, Е, h) = fh-\-fpXh = 0; (4)

^fPP(fHh + fpXhh)-fPH> 0; (5)

fhH+fpXhh> о; (6)

fPP> 0, (7)

а также первым интегралом вида

Ф (Р, Е, h) = fp (Р, Е, h) \Р-Х (Е, h)] - / (Р, Е, h) = С. (8)

Нижними индексами обозначено дифференцирование по соответствующим переменным.

Здесь и в дальнейшем, так же как в работе [3], будем предполагать, что на экстремалях всюду выполнены как необходимые, так и достаточные условия максимума по Р и h функции Гамильтона [4].

Соотношения (4) и (8) выделяют в пространстве переменных Р, Е, h однопараметрическое свойство экстремалей с параметром С.

Введем в рассмотрение на плоскости Eh линию L, являющуюся геометрическим местом точек экстремалей, в которых оптимальная тяга равна сопротивлению. По определению линия L разделяет в плоскости Eh области, в которых на экстремалях

реализуется соответственно разгон (Ё>0) и торможение (Ё <0); в каждой точке Ь совместно с условием оптимальности (4) выполняется равенство

Рор1-Х = 0. (9)

Определение линии Ь с помощью стандартной процедуры энергетического метода [2] является достаточно громоздким. Поэтому укажем более простой способ ее построения, опирающийся лишь на знание функции <р (Е, Л).

-----линии дида <р (f>h) = const

-—я линия L (Фл ~ О)

• особые точки паля зкстремалей

Фиг. 1

Анализируя соотношения, определяющие одновременно стационарные точки функции <р (Е, К) и особые точки поля экстремалей [3],

Popt-* = 0; (10)

— (11)

fB+fpXB-0, (12)

устанавливаем, что равенства (4) и (9), выделяющие на Eh линию L, совпадают с условиями (10) й (11) стационарности функции <Р (Е, h) вдоль линий Е = const. Следовательно, L совпадает с геометрическим местом стационарных точек функции <р (Е, К), вычисляемой вдоль линий Е — const,

?(£, Л)А = 0. (13)

Таким образом, в каждой точке L кривые <р (Е, h) = const касательны к линиям Е = const. В то же время, согласно формулам (2) и (9), в точках линии L имеем dE/dl = 0, что соответствует условию касательности экстремалей к линиям £=const. Из сказанного следует, что в точках пересечения с L экстремали имеют общую касательную с кривыми вида f (Е, h) = const й Е = const (фиг. 1),

Возникает вопрос о взаимном расположении относительно линии L областей разгона и торможения. Введем в рассмотрение

на плоскости Eh линию нулевой оптимальной тяги L, являю-

щуюся геометрическим местом точек поля экстремалей, в которых

выполняется условие Р0& — 0> Подставляя в условие оптимальности (4) величину

Л=0)„'р>

при Popt = 0 будем иметь

А (Р, Е, ft)|popt=0 — fp\pntyi=o-^h

Xh = 0.

opt-

(14)

(15)

С учетом того, что /р\Р-(цфО, на основании условия (15) получаем следующее уравнение линии нулевой оптимальной тяги

X (Е, h)H = 0.

(16)

у-функция ip, вычисляемая fdtMb линии /

■ отрезки зкстремалей

—*—линия L (Ф^ уъ = О)

• особые точки поля экстремалей —о— линия L

&

\ <*■ V-

N <5>

Рт*Х(Е,Ъ)

'opt

Фиг. 2

В результате оказывается, что линия нулевой оптимальной

тяги совпадает с геометрическим местом точек стационарности функции X (Е, h), вычисляемой вдоль линий Е = const. Линия L подобно L может быть достаточно просто построена по известным аэродинамическим характеристикам самолета. Она всегда целиком расположена в области Popi<CX (Е, К) и не пересекается с линией L, поскольку всегда X (Е, /г)>0. Следовательно, области разгона и торможения в плоскости (Е, К) могут быть достаточно просто определены по взаимному расположению линий L и L (фиг. 2).

Покажем теперь, что используя функцию ср, можно заранее

определить направление движения изображающей точки без построения экстремалей. С этой целью исследуем в точках линии L

производную (Popt — X). В соответствии с условиями (4) и (8)

величина Popt может быть представлена как функция переменных Е и h. В частности, из условия (4) следует

р __ -^h

А — А ’

АР

где

Ah —fhh + fphXh-\-fp Xhh\

AP = fhp^r fPPXh.

В то же время, согласно [3],

(17)

(18 a) (18 6)

(19)

61

Следовательно, при условиях (2), (9), (17) и (19) в точках линии I имеем:

Popt = *

(20)

Из условия постоянства на экстремали функции Ф (Е, К) с уче том (2), (4), (9) и (13) следует также равенство

д/р dh0p^ дИ

d<&

poPt=x

dl

popt~*

(21)

где

dfp

pp Ph,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д/і ~ $Рк ?1 /е + /р^Я=?£-

С использованием соотношений (5), (17) и (18) выражение можно преобразовать к виду

д/р о

дк А„ '

(22)

(23) (22)

(24)

В результате подстановки (23) и (24) в (21) с последующим исключением из (20) и (21) величины й?Лор4/^/ получаем условие, связывающее направление движения изображающей точки со свойствами функции ? (Е, Л):

dl

(Р opt-*)

poPt=x

=0

(25)

В соответствии с равенствами (17), (22) и (24) величина 8 в (25) имеет вид

Ъ=-ирнАр-/РрАн]. (26)

Исключив из (19) и (26) величину Ан, с учетом равенства (18 6), а также неравенств (5) и (7), получим

5 + А1

—r-L>о•

j рр

(27)

На основании условия (25), а также неравенств (5) и (27) окончательно устанавливаем следующее свойство:

л

sign

dl

где

'Ря=сРе1<рл=о-

(28)

(29)

Знак величины срБ в равенстве (28) определяется достаточно просто, поскольку, согласно (13) и (29), <рЕ представляет производную по аргументу Е от функции <р (Е, к), вычисляемой вдоль линии /.. Таким образом, если в точках пересечения экстремалей с линией А знак величины сря положителен, то изображающая точка на плоскости {Е, к) переходит вдоль экстремалей из области Р0р\ — *>0 в область Рор1— *<0 и наоборот (фиг. 2).

3. Режим максимальной тяги (Р = Ртах {Е, /г)). Рассмотрим теперь семейство оптимальных траекторий или их отдельных участков, на которых реализуется максимально допустимая тяга.

В соответствии с процедурой принципа максимума Л. С. Понт-рягина [4], условия оптимальности управляющей функции Л на ре-

ЖИМ6 Р ==: Ршах

(Е, Л) принимают следующий вид:

Из соотношений (30) и (32) получим уравнение однопараметрического семейства экстремалей с некоторым параметром С:

С учетом (30), (33), (35 а) и (35 в) условие оптимальности (31) преобразуется к виду

Запишем условия стационарности функции Ф (Е, Л) с учетом обозначений (35):

Из решения системы уравнений (37) с учетом (36) следует, что особым точкам семейства экстремалей на режиме Р = Рт^(Е,К) соответствует одновременное выполнение равенств

Введем в рассмотрение на плоскости Е, к линию Ьи являющуюся геометрическим местом точек, в которых на экстремалях реализуется равенство (38 а). Если под величиной Рор4 понимать функцию Р (Е, /г), удовлетворяющую условиям (4)—(8), то исходя из очевидного неравенства, справедливого на режиме максимальной тяги, Рорі(Е, Л)>Ртах(£', /г), следует, что полет на режиме Р=Ртах всегда реализуется в области избытков оптимальной тяги над сопротивлением (Рорі — *>0).

Покажем, что соотношение (38 б) совпадает с условием стационарности функции ®(£, Л), вычисляемой вдоль линии

Н/г — 1* (/л "Ь/р Ртах л) Н" Фі д (Ртах Л X ^— 0, (30)

Нал — ф (/а "Ь /р ^тах л) -|- фі ~о~ (Ртах АЛ *лл) 0. (31)

где

Н == ф/ + Фі -д- (Ртах — X) = СОПЭ^ ф = сопві<0.

тах

(32)

(33)

Ф (Е, Л)

(Яшах -X)-f= -С.

(34)

Введем следующие обозначения;

Я — ,/л “Ь /р Ртах Л , Ь — Ртах А X/1>

С =/є +/р Ртах Б, ^ — Ртах Е X£ ,

(35 а) (35 6)

(35 в)

(36)

**=(?...—Г)-И-(г)

(37)

Ртах (^ Л) = X (Е, Л),

(38 а)

а с

(38 6)

Введем следующие обозначения:

?1 —?1 Ртах{Е, /1) = Х(Е, >1)> ?1Е = И

С учетом (39) в точках линии имеем

*1Е~?Е + 9НШ\гтшх=х ' где, согласно (38а) и (35),

dh_

dE

d

Т~

(39)

(40)

(41)

Исходя из определения функции <р, выражения для <?„ и <ря в (40) можно преобразовать к виду

9h = a —fP b\ Че —c—fpd. После подстановки (41) и (42) в (40) получим

ср iE=C

° л

~Td-

(42)

(43)

В результате, на основании условий (38) и (43), устанавливаем,, что особые точки поля экстремалей на режиме Р = Ршах совпадают со стационарными точками функции у(Е, К), вычисляемой вдоль линии Ьи поскольку в этих точках

?1 Е = 0.

Проанализируем теперь связь между типом особых точек и типом стационарных точек функции <?1. Вычислим коэффициенты квадратичной формы разложения функции Ф (Е, К) в окрестности особых точек при условии (38а):

Ф кн = Ь-д 1а

Ф

ЕЕ 1

2 d

w(f) +

dh\b' а д

Ь дЕ d дЕ С’

Фа е = d

а

dh I b

Ф

Eh

дЕ

{т) + а

_д^

dh I Ь

а \ , а д ,

-t + T¥rf'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

dh

с.

(44)

Детерминант квадратичной формы

флл е ®Eh Ф^Я

д =

с учетом (41), (43) и (44) преобразуется к виду

Д = —ф1ЯЯ

где подобно (39) использовано обозначение

<?iee = ?ee\p -х •

(45)

(46)

На основании (36) и (45) окончательно устанавливаем следующее свойство:

sign Д = — sign ср! ее ■

Следовательно, точки минимума функции <?(Е, А), вычисляемой вдоль линии ($1 ££>0), соответствуют особым точкам экстремалей типа „седло14, а точки максимума (<р1&Е<0) соответственно особым точкам типа „центр11.

Для установления направления движения изображающей точки вдоль экстремалей в момент пересечения последних с линией /-1 как и прежде воспользуемся постоянством функции Ф (Е, А). С учетом (37) будем иметь

' (47)

dh

~di

*Рі Е

-х _д_ і а dh Ь

Подставляя равенство (47) в выражение d(Pma-X)

dt

fifA0pt

: ш~

с учетом неравенства (36) окончательно получим

d (Рmax X) dl

~ № - ?1 £ї

Лпа*=* Т1"Н ПН ’

& \ п

гден^>°-

Следовательно, если в точках пересечения экстремалей с линией Ьх знак величины ері я положителен, то изображающая точка на плоскости Е, А переходит вдоль экстремалей из области Ртах— —^<0 в область Ртах— X > 0 и наоборот.

Таким образом, как на режиме промежуточной тяги, так и на режиме максимальной тяги свойства соответствующего семейства экстремалей, а также характер их поведения на плоскости £, А можно определить с помощью введенной выше функции у(Е, А).

ЛИТЕРАТУРА

1. Остославский И. В., СтражеваИ, В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. М., .Машиностроение", 1969.

2. М i е 1 е A. Flight mechanics and variational problems of a linear type. JAS, v. 25, No 9, 1958.

3. Илларионов В. Ф., Пашинцев В. Т. О свойствах поля экстремалей в одной задаче оптимального управления. Докл. АН СССР, т. 200, № 6, 1971.

4. Понтрягин Л. С., Болтянский В. Г., Гамкрелид-зе Р. В., Мищенко Е. Ф. Математическая теория оптимальных процессов. М., Физматгиз, 1961.

Рукопись поступила 291X11 1972 г.

5—Ученые записки ЦАГИ № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.