Научная статья на тему 'Каббала и орденская символика в интерпретациях русских масонов конца XVIII — начала XIX века'

Каббала и орденская символика в интерпретациях русских масонов конца XVIII — начала XIX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
619
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каббала и орденская символика в интерпретациях русских масонов конца XVIII — начала XIX века»

Юрий Халтурин (Екатеринбург)

Каббала и орденская символика в интерпретациях русских масонов конца XVIII — начала XIX века

Как мы теперь знаем, каббала играла если не центральную, то весьма важную роль в учении русских вольных каменщиков1. Русские братья были хорошо знакомы практически со всеми основными источниками христианской каббалы, а также с наиболее важными текстами собственно еврейской каббалы, такими, например, как «Сефер Йецира» и «Шаарей Ора» Йосефа Джикатилы, Сефер-а-Тмуна и Сефер-а-Зогар. Каббалистические концепции оказали влияние на три основных аспекта масонской философии — учение о Боге, Натуре и человеке.

В различных источниках из архивов русских масонов мы встречаем разные определения каббалы2: каббала как еврейская мистическая традиция (теология, теософия), каббала как общечеловеческая универсальная тайная мудрость и предание, как особая техника толкования Священного Писания, как система магических практик. Для нас наибольший интерес будет представлять понятие о каббале как символической философии. Таким образом, каббала определяется, например, в тексте «О десяти зефирах»: «мудрость человеческого рода вообще и еврейского в особенности, таинственна по мере своей глубины или основательности и в равной мере символична по своей форме. Ибо только символ, или иероглиф, может представить вышечувственное, поставив его в объясняющие отношения с видимым и обыкновенным, и таким образом дать глубокое обозрение предметов, исчерпывающее существо их»3.

Другое подобное определение находим в одном из масонских журналов: «Кабалисты науку свою называют истинною Метафизикою и священным учением, которое чудесным некоим и божественным искусством чрез некоторые символы, оставя всё земное и отделив всю материю, научает р извлекать из формы форму до тех пор, пока дойдено будет § до такой материи, которая есть единой формы и не имеет никакой формы»4. р

а

Такие определения каббалы представляют собой особую

й

ценность, так как совпадают с определением «масонской на- 8 уки»: «Не есть тот орденский бр:, который не ведает Иеро- й

й<

глифическаго языка. Сей язык требует ведения о корепон дансах. Иероглифическое масонство есть научение этому § языку»5. Каббалистическое учение в этом аспекте оказыва- | ется тождественным масонскому: «Обратимся к Соломону, к великому мастеру тех наук, коим мы научаемся, и увидим, ^ как он описывает Премудрость и разделение ея дарований: у подумаем, что суть Соломонския науки? Оне суть кабали-стическия науки»6. к

Однако такая тесная связь каббалы и масонства через н общее понятие символического и иероглифического языка | вынуждает исследователя задать закономерный вопрос: ка- т кие же именно символы масонства связаны с символами каб- § балы? Как отразилась каббала не столько на учении русских масонов, сколько на понимании структуры самого ордена, ложи, обрядов, ритуалов и символов русских вольных каменщиков? На эти вопросы мы и постараемся ответить.

Каббала и структура масонского ордена

В одном из масонских текстов мы находим интересную интерпретацию символики трёх свечей, используемых в масонском ритуале: «Свет Натуры, Свет разума и Свет откровения, три свечи на Олтаре, изображающие Святую три-единицу»7. Речь идёт о трёх свечах, располагаемых на алтаре, либо по углам ложи (на востоке, юге и западе), либо изображаемых на масонском ковре как схематическом плане ложи.

Обычно эти три свечи символизировали: Св. Троицу; либо Солнце, управляющее днём, Луну, управляющую ночью, и Мастера, управляющего ложей. Также они символически были связаны с тремя «великими светами» (том Священного Писания, руководящий верой, Угольник, руководящий поступками, и Циркуль, управляющий отношениями между людьми)8, а также с тремя столпами, на которых утверждена | ложа (Мудрость, Красота и Сила)9. Русские масоны, однако, з придают этим трём свечам и трём светам иное, познаватель-^У ное значение, связывая их с тремя главными предметами масонского учения — Натурой, человеком и Богом, а также с тремя соответствующими познавательными способностя-§ ми — чувственностью, рассудком и разумом: «Без 3 светов ^ около ковра, т.е. без Премудрости, красоты и силы, природа | невидима, непознаваема и неразумеваема»10. йи Далее эта символика получает ещё более интересное раз-ЗТ витие. Три свечи и три света как символы трёх уровней познания превращаются в символы трёх основных эзотерических «высших наук» — магии, каббалы и теософии: «Магия, Кабала и Теозофия суть три света, коими всегда управлялся и ныне управляется мир. Свет Магии есть истинное познание

н

I

а &

о

и и

видимых вещей в Натуре; свет Кабалы, или ангельский, есть истинное познание невидимых или духов; наконец, свет Божественной Теозофии есть истинное познание Божественных свойств и совершенств»11.

В тексте, приписываемом духовному лидеру русских масонов XVIII века С.И. Гамалее, но находящемся в рукописи Н.А. Краевича, эти три дисциплины прямо названы высшими науками: «Высшие науки есть магия, кабала и теософия. Из трёх волхвов один был маг, другой кабалист, а третий тео-соф»12. Упоминание трёх волхвов, поднёсших дары младенцу Иисусу, является весьма примечательным, так как таким образом нехристианские и даже антихристианские по своему характеру учения магии, каббалы и теософии вписывались в рамки христианской традиции и даже связывались напрямую с текстом Священного Писания, а через него и с масонством: «В Св. Писании весь Орден находится: есть магия, кабала, те-озофия, благодать, но находить в оном весьма трудно. В Ор-

крейцеровскую систему в России, магия, каббала и теософия соотносятся, соответственно, с телом, душой и духом; со стихийным элементарным небом, эфирным ангельским небом и эмпирическим божественным небом; с язычеством, иудаизмом и христианством; с языком природы, языком пророков и Священного Писания и языком непосредственного собеседования Бога и человека16. Тем самым символика трёх све-тов накладывается на онтологические, антропологические, историософские и лингвистические идеи русских масонов, подобные схемы мы встречаем и в других текстах17.

Однако и это ещё не всё. В интересном тексте «Сборник по каббале, магии и алхимии» мы находим схему, соотносящую магию, каббалу и теософию с различными степенями и системами вольного каменщичества.18 Так, магия и алхимия соотнесены в ней с естественным законом, первым откровением, данным Адаму, с познанием человеческого тела, а также с первым градусом масонского посвящения — степенью ученика. Интересно, однако, что параллельно магия отождествляется со всем иоанновским масонством, взятым вместе, т.е. с тремя низшими степенями классического английского

дене всё взято оттуда, акты писаны Магами»13. В конечном счёте христианизация эзотерических наук ведёт к тому, что сам Бог объявляется их покровителем: «кто первый Маг, кто первый кабалист, кто первый теозоф? — Бог»14.

Связь символики трёх светов с тремя основными ком- вр понентами масонской традиции заимствована, видимо, у и Иоанна Арндта, сочинения которого наряду с сочинения- о ми Якова Бёме и Иоанна Масона были наиболее популярны У среди русских масонов, особенно его работа «Об истинном а христианстве». В другом своём сочинении, перевод которого был распространён среди русских братьев, Арндт пишет: й «Премудрость есть свет и сияние ея не угосает. Свет сей есть тройственный и вместе един ...Магия есть натуральный свет и натуральный Дух, Кабала есть свет и дух сверхнатуральный, свет Ангельский, Теология есть свет Божий, Дух Святый»15.

Концепция трёх высших наук и трёх светов развивается в самых разных источниках. В частности, у И.Г. Шварца, У ведущего русского масона, фактически основавшего розен- "ж

й<

ул

масонства — учеником, товарищем и мастером. Видимо, в данной схеме отразилось наложение двух различных источников.

Каббала понимается как второе откровение, данное Мои-| сею и пророкам, как еврейский закон, познание духа и разума. « В схеме из указанного источника она соотносится со вторым нт градусом иоанновского масонства, а также с андреевским * (иначе — шотландским) масонством, которое в системе посвящения российских розенкрейцеров (берлинская система масонства) и тамплиеров (шведская система масонства) яв-! лялось четвертой степенью посвещения после первых трех 5К иоанновских. Наконец, теософия соотносится третьим откровением, христианством, благодатью, умерщвлением вет-Гр хого человека и воскресением Мастера и нового человека, | с третьим градусом иоанновского масонства, и с тамплиер-ий ством как отдельной системой масонства. ЗТ Таким образом, мы видим, что идея русских масонов о

§ том, что каббала и масонство являются взаимопересекаю-&

ж

щимися символическими системами, получает воплощение в схеме масонского посвящения и структуры ордена, а также связывается с символикой масонского обряда и базовыми

^ триадами масонской философии.

Отмечу, что попытки соотнести масонские степени посвящения с теми или иными каббалистическими понятиями свойственны не только русским масонам. Так, в гораздо более позднем розенкрейцерском тексте можно найти связь трёх степеней посвящения с тремя каббалистическими мирами — Ацилут (Мастер), Брийя (Товарищ), Йецира (Ученик), в то время как профаны соотносятся с низшим миром - Асия19.

Точка в круге: каббалистический символ ордена

Кроме проанализированной выше связи каббалы со структурой ордена, существует и другая, менее очевидная при чтении источников и требующая реконструкции. Речь идёт о символе точки в круге как символе масонского ордена в целом. Точка в круге — это традиционный символ масонского

Ьч »2

01

й и

й<

ордена20, часто заменяющий слово «орден» и в текстах русских масонов. Этот символ получал в масонстве самые разные толкования. Так, в книге Альберта Маккея приводятся следующие толкования21: 1) точка — обозначение отдельного брата, круг — его обязанностей в отношении человека и Бога; 2) точка и круг — символы мужского и женского начал, активного и пассивного принципа, которые вместе формируют вселенную, универсум, а также совершенного божественного у человека — андрогинна, те же силы существуют и в самом а Боге, сотворившем человека по своему образу в мужской и 8 женской испостаси; 3) точка и круг — солнце и природа в й масштабах вселенной, Мастер и Ложа в масштабах Ордена. Идея андрогинного Бога могла бы привести нас к некоторым § каббалистическим концепциям, однако эта линия не просле- | живается в интерпретациях символа точки в круге, соотно- к сясь скорее с символикой колонн Иахин и Боаз (см. ниже). ^

Русские масоны придавали символу точки в круге различ- у ные значения. Так, этот символ несёт в себе идею творения как эманации, соотношения проявленного и непроявленно- к го аспектов божества: «В Геометрии точка есть совершенное § ничто, из которой однако же всё произошло, и всё видимое а истекает, из точки составляется и круг, заключающий в себе всё совторенное; но что за кругом, того ни описать, ни понять невозможно»22. Троичность божества также отражена в этом символе: «Древние изображали всемогущаго Отца точкою, Сына радиусом, а Духа святаго кругом»23.

Точка в круге могла быть и символом природы: «древние представляли себе природу точкой в круге»24. Это и символ человека: «Человек в теперешнем состоянии уподобляется кругу, в коем центр потерян и радиусы искривлены. Всё дело в том, чтобы отыскать центр, и тогда радиусы выпрямятся»25. Наконец, этот же символ обозначает троичного Бога: «Линия происходит из точки. Начало и конец всякой линии есть точка, а середина оной есть продолжение той же точки, соединяющей сии концы. В ней видна А и О, и вся триединица. Круг состоит также из трёх: во-первых, из пункта (центра), во-вторых, из отверстия или радиуса и, в-третьих, из описания Циркуля (окружности), и сии три составляют целое»26.

Иными словами, точка в круге являлась символом Ордена и трёх важнейших аспектов его доктрины — учения о Боге, Натуре и Человеке. На мой взгляд, этот символ имел для русских братьев и некоторый каббалистический подтекст. По-| пробую это показать.

« В одном из текстов встречаем следующий фрагмент: «Зо-

1 лото (точка в круге — рисунок. — Прим. авт.) есть совершен* ный металл, в коем все стихии в равенстве находятся. Сердце 3 уподобляется точке в круге. В Св. Писании часто говорится о сердце окаменелом, но обещано плотяное. Точка в круге слу-! жит ясным доказательством всеобщаго лекарства»27. Итак, орден уподобляется в приведённом тексте золоту, сердцу и | философскому эликсиру (всеобщему лекарству) как симво-^ лам совершенства. К этому ряду можно добавить и солнце: | «Орден (нарисована точка в круге. — Прим. авт.), Сердце, йи Солнце, Золото означаются одним знаком, следовательно, ЗТ обо всех почти равно судить можно»28.

е Однако эти же символы имеют и каббалистический харак-

¡р тер: «сердце в том (первообразном человеке. — Прим. авт.) о Тиферет, в сем (звёздном человеке) солнце»29. Точка в круге ^ получает каббалистическое значение и в другом тексте: «Точка в круге (рисунок. — Прим. авт.) есть всесвятой Дух Божий, ^ изображающий всесвятейшее божественное единство, в неизречённом величестве вечности, как бы центр в своём собственном круге, от коего, через коего, в коем и к коему суть и обращаются всяческия, яко к вечному и таинственному началу всего»30.

Кроме названия данного текста и уверения в том, что точка в круге — это один из десяти каббалистических знаков, коими изображаются тайны божества и творения, каббалистический характер этому знаку придаёт буква йуд, сопоставленная этому изображению как божественное имя. Возможно, коль скоро это изображение первое из десяти, оно относится к первой сефире Кетер. Всё это, конечно, уже спекуляции, тем более что оба приведённых «каббалистических» фрагмента относят точку в круге к разным сефирам, и вообще связь буквы йуд с одной из десятью божественных эманаций достаточно косвенная даже в масонских источни-

ках, а уж в еврейских мистических текстах не находит аналогий и подавно. Тем не менее важно, что точка в круге как символ ордена осознается русскими масонами также и как каббалистический знак, и включается в символический ряд, в котором место себе находят не только астрология (солнце), р алхимия (золото, эликсир), но и каббала. и Каббала и структура ложи о Масонская ложа — место, где собирались братья или союз, у который они совместно образовывали, — являлась также а важным масонским символом. Иероглиф, изображающий 8 ложу в масонских текстах, — это продолговатый прямоу- й гольник. Таким знаком, по мнению масонов, обозначалась м до Птолемея вселенная. В русском ученическом катехизисе § говорится о том, что ложа имеет длину от востока до запада, | ширину от севера до юга, а высоту — от поверхности зем- к ли до её центра. В английском ритуале символика несколько ^ иная: высота ложи — от земли до неба, а глубина — от по- у верхности земли до её центра31. Так или иначе, но ложа символизировала собой весь мир. к Кроме того, ложа может символизировать собой и чело- | века, исходя из базового масонского принципа единства а макрокосма и микрокосма: «Человек есть ложа, в нём обо- | значается величайшее сходство с ложей всего мира, например: в оном есть 5 планет и 2 светила; в человеке 5 чувств, да чувство в сердце и уме. Солнце есть сердце в человеке, луна

32

есть мозг, ум»32.

Человек есть ложа, в нем обозначается величайшее сходство с ложей всего мира, например: в оном есть 5 планет и 2...

Наконец, ложа — это Храм Соломона, который строят вольные каменщики и который, в свою очередь, мог символизировать как внутренний храм человеческой души, так и вселенную: «Храм Соломонов и всё, что в нём находилось, изображало силы Натуры»33.

Согласно одному из рассуждений известного русского розенкрейцера И.А. Поздеева, ложа должна состоять из 10 членов: Мастера; 2-х Надзирателей; казначея; секретаря или хранителя тайн; 2-х собирателей милостыни; обрядоначаль-ника, смотрящего за порядком; Ритора, который приводит и

наставляет ищущего; и наконец, стража. При этом Поздеев добавляет: «Как мир управляется 10-ю силами, так и ложа составлена из 10 членов»34.

Что же это за 10 сил, управляющих миром? Чуть выше у | того же Поздеева мы находим разъяснение этому: «10 сефи-« ротов, кои всем управляют; также и 10 чиновников»35. Итак, нт оказывается, что структура ложи, являющейся символом * вселенной и человека и состоящей из десяти главных членов, з есть отражение десяти сефиротов — десяти божественных ур сил, управляющих миром, интерпретации которых посвяще-! но большинство каббалистических текстов. Учитывая, что концепция десяти сефирот была хорошо знакома русским масонам из еврейских и христианских каббалистических ис-Гр точников, которая к тому же повлияла и на другие рассуж-| дения самого Поздеева, что мы увидим ниже, это высказы-йи вание, пусть и единичное, не может считаться случайностью ЗТ и представляет собой большой интерес, демонстрируя вли-е яние каббалистических концепций на осмысление русскими ¡р масонами символики ложи.

о Отмечу, опять же, что в более позднем шотландском ис-

^ точнике можно найти попытку соотнести структуру дерева сефирот и структуру ложи, правда, упомянуто иное количе-^ ство членов ложи: «В ложе есть семь должностей, и вы все вспомните тот особенный способ, которым они обозначаются в нашем ритуале: 3+3+1. Не подразумевает ли это самым непосредственным образом 7 низших сефирот?»36 Вполне возможно, что существует более древняя традиция подобных интерпретаций, общая для русских розенкрейцеров XVIII века и шотландских XX века. Однако выявить её достаточно сложно, а строить необоснованные предположения мне бы не хотелось.

Каббалистическая символика в масонском ритуале

1. Колонны Иахин и Боаз Важнейшим символом масонского ритуала являются два стопа или колонны — Иахин и Боаз. Их место в ложе

а

определяется тем, что подобные же медные столбы стояли на паперти Храма Соломона соответственно справа и слева (1 Цар., 7, 21; II Хрон., 3, 17). Две эти колонны могли символизировать в масонстве разные представления: 1) два столпа, огненный, который освещал путь народу Израиля в пустыне, вр и облачный, который скрывал их продвижение от врагов их37; § 2) крепость и силу Церкви или ордена38; 3) степени ученика | и товарища, при этом их имена использовались в качестве у паролей первой и второй степени, а первые буквы названий колонн наносились на их изображения на масонских коврах 8 соответствующих степеней39. й

Два эти столпа стояли на входе в масонский храм или были ^ изображены на ковре, и между ними проходил посвящаемый § на своём пути от тьмы к свету, от состояния невежества и | порочности, к состоянию мудрости и добродетели, от со- ку стояния профана к состоянию брата. Колонны Иахин и Боаз £ одновременно отделяли посвящаемого от профанного мира у и вводили его в мир сакральный. Кроме того, как мы сказали, названия этих колонн служили условными знаками-пароля- к ми при посвящении и допуске в ложу, поэтому их значение н невозможно преуменьшить. |

Каббалистический смысл в символике двух колонн нахо- т дили, например, такие известные исследователи-масоны, как Освальд Вирт и Артур Э. Уэйт. Так, О. Вирт интерпретировал значение этих двух колонн через первые буквы их ивритских названий: йуд символизирует самой своей формой мужской активный принцип, а бет — через связь с именами «дом» и «дочь» (байт и бат) — начало женское и пассивное, приемлющее40. В своей масонской энциклопедии А.Э. Уэйт, ссылаясь на «Врата Света» Йосефа Джикатиллы, связывает эти колонны с сефирами Нецах и Ход, утверждая, что в масонский ритуал колонны пришли не из Библии, а именно из каббалы41. Однако оба автора отстоят на значительном временном расстоянии от времени возникновения и расцвета масонства, в то время как русские масоны дают нам более аутентичный материал, по которому можно судить о каббалистическом контексте этих базовых масонских символов.

Русские масоны наделяли две эти колонны метафизиче-

ским значением: «На вопрос о двух столпах пред жертвенником, не значат ли они огненный и водный: сказано: сие близко. Всё в мире сделано двумя силами, притягивающею и разширяющею. Свет и мрак»42. В данном фрагменте Поздеев | проецирует на эти столпы метафизический принцип, заим-е ствованный у Я. Бёме о свете и мраке, хладе и тепле, воде нт и огне как двух противоположных началах, борьба и единство которых порождают вселенную, что опять же отсылает з к идее ложи как мира.

ур Интересно, что идеи Бёме органично соединяются в мета-

! физике русских масонов с каббалистическими идеями: «В видимом мире закон равновесия есть общий закон физический, I происходит в равновесие от кажущегося противодействия ^ двух сил. Этот физический общий закон, наводит на мысль | равновесия метафизического и по заключению, что в Боге, йи т.е. в первоначальной живой и действующей причине, долж-ЗТ ны быть два свойства, необходимые одно другому: устойчи-е вость и движение, необходимость и свобода, справедливость ¡р и любовь или строгость и милосердие. Эти две принадлеж-о ности Божества олицетворяют некоторым образом кабали-з сты под именем Гвура (написано на иврите. — Прим. авт.) и Хэсед или Гедула, слова эти означают силу, строгость и ми-^ лосердие или величие»43. Здесь две противоположные силы божества, которыми творится мир, соотносятся с двумя из десяти сефирот — Милосердием и Строгим судом.

Итак, если две колонны символизируют у масонов два противопложных начала творения, а последние связываются с двумя сефирами, нет ли связи между колоннами и этими сефирами? Думаю, что есть, и эта связь видна в следующем высказывании Поздеева: «Два столба / и В, т.е. телесность и духовность, земля и небо, магия и кабала, суть две ноги Астрономического человека»44. Ту же символику встречаем и ниже: «Два столпа, Магия и Кабала, или две ноги, на коих Теозов стоит, яко на двух столпах, или двух силах Матери-

45

ального и духовнаго мира»45.

Что позволяет нам говорить о том, что в этих интерпретациях содержится каббалистический элемент? Кроме упоминания каббалы как таковой, это символика двух колонн как

Ьч »2

й

двух ног некоего Астрономического человека. Эти две ноги упоминаются и в другом фрагменте у Поздеева в связи с теософской символикой двух сефирот: «Циркуль знаменует Самого Бога, ибо верх онаго знаменует вечность, коея протяжения, или т. ск. лучи, или ноги, знаменуют два свойства Божии, досягающие все безпредельно: Правосудие и Милосердие, § ибо ничто против сего устоять не может»46. Как видим, две ноги увязываются здесь с Милосердием и Судом, в предыду- ру щем фрагменте — с колоннами и метафизическими противо- а положностями, которые в свою очередь символически отсы- 8 лают к сефирам Милосердия и Суда. Круг замкнулся. й

Однако эта замкнутость обманчива, так как в классической каббале ноги Адама Кадмона, который у Поздеева назван Астральным Человеком, символизируют две другие сефиры — Нецах и Ход, Победу и Вечность. Например, у Йосефа Джикатилы: «Ноги относятся к Нецах и Ход... которые суть колонны сефирот, и им соответствуют две колонны Соломона, Иахин и Боаз»47. Заметим, что все-таки ноги Адама Кадмона соотнесены здесь с колоннами храма, как и у русских масонов. Встречаем ли мы у последних тексты, где символика выстроена в более традиционном духе? Да, таким текстом является, например, «О десяти зефирах». В нём со ссылкой — правда, не на еврейские мистические тексты, а на классика христианской каббалы Афанасия Кирхера — приводятся следующие соответствия: Нецах — голень, нога, столб правый; Год — столб и нога левые48.

Каббалистическая интерпретация символики колонн Иа-хин и Боаз разворачивается у русских масонов и по другой линии — через эротический символизм. Так, Поздеев упоминает, что «Х Ст: (степень шотландского мастера или андреевская. — Прим. авт.) нам изъясняет, что два столпа I: и В: означают красоту и силу. То же самое подтверждается и в одном Р:К: сочинении с присовокуплением, что они означают также время и вечность, женское и мужеское, два неугасимых семени, страждущее и действующее. Также означают Царство Натуры и царство Благодати; телесноть и духовность, земную сферу и небесную, также Магию и Кабалу, ведение коих было платою Уч-в и Тов:-й»49. К уже встреченной нами сим-

й<

ул

рн ж

волике здесь добавляется эротический аспект — две колонны как мужское и женское начало, два семени. Розенкрейце-ровское сочинение, которое упоминает Поздеев, — это так называемое «Братское увещание», своеобразный катехизис | Ордена Золотого и Розового Креста50. Похожий эротиче-« ский символизм двух колонн находим и в другом русском нт розенкрейцеровском тексте: «Круг с вертикальной чертой * — Земля — Первый столб — Жена. Круг с горизонтальной 3 чертой — Небо - второй столб — Муж»51. Стоит отметить, ур что эротический символизм, возможно, является первона-! чальным символизмом двух колонн, стоящих у храма Соломона, который, по некоторым предположениям, связан с | семитским культом Астарты и Мелькарта52.

?: Какое отношение имеет эта символика к каббале? Устано-

р

| вить прямую связь с еврейской мистической традицией здесь йи сложно, но косвенную, через интерпретацию этой традиции ЗТ русскими масонами — вполне возможно. В частности, эротизм видится центральной чертой каббалистического учения И.Г. Шварцу: «Однако, чтобы подать об них некоторое понятие, почерпнём из некоторых писателей, писавших о сей науке (каббале. — Прим. авт.). Что они о сотворении человека и о прочем каббалистическим образом говорят? Что человек при сотворении своём имел в себе мужеския и женския семена или действующую и страдательную причину ... что потому-то он есть образ Божий, что обе сии причины, яко Бог, в себе заключают. Далее они продолжают, что первое падение человека есть отлучение женской силы от мужеской. И что всё стремление соединения паки двух воедино или возвращения образа Божия, которой человеком потерян, т.е. чтобы сила действующая, страдательная и производящая, соединилась в человеке, яко в Боге оне соединены суть и составляют его Троицу. Которое стремление соединения трёх воедино, говорят они, изображено в Песне Песней»53.

И.Г. Шварц достаточно адекватно описывает здесь каббалистические идеи о мужском и женском аспектах божества — Боге и его Шхине, об их отражении в человеке, о грехопадении как разлучении божественных супругов, которые мы можем найти, например, в книге Зогар и в лурианской

Ьч »2

01

й и

каббале. Однако, как мы видели выше, эти идеи символически увязываются с двумя столпами, используемыми в масонском ритуале, каковую увязку сложно найти в еврейских мистических текстах.

Ещё сложнее найти в еврейской каббале, например, такие идеи: «Человек есть троякий, первообразный, звёздный и земный, и каждому троякие члены приписываются... желудок в том Нецаг, в сем марс, почки в том Год, в сем венеру»54. У Хотя общая идея о связи членов человеческого тела с той или а иной сефирой здесь прослеживается, сами эти соотношения 8 нетрадиционны для еврейской мистики, как и связь с Мар- й сом и Венерой. Последняя придаёт сефирам Нецах и Ход, ко- м торые, как мы уже знаем, и в каббале, и у русских масонов соотносятся с ногами Адама Кадмона и колоннами храма, эро- | тический характер, также отсутствующий в традиционной к каббале, где эти сефиры если и получают эротическую нагру- л женность, то символизируют мужское начало, а не единство У мужского и женского.

Зато эротический символизм двух колонн добавляет до- к полнительное мистическое измерение ритуалу посвящения н — он превращается в путь от греха к спасению, от расколото- | сти мужского и женского начал к их единству и целостности, т от отлучения от Бога к возвращению к нему, через прохож- г дение во время ритуала между двумя колоннами. Возможно, здесь имеются и теургические коннотации — воссоединение Бога и его божественной супруги. Такая интерпретация поддерживается тем, что на масонских коврах над колоннами часто изображались солне и луна, которые также символизировали божественную чету: «Солнце уподобляется первоначальному центральному свету, а луна премудрости . Все, что свыше, проходит сквозь премудрость; все что из Солнца, проходит сквозь луну, без которой свет не может воплотиться ... Луна к Солнцу есть то, что Премудрость к Солнцу правды. Солнце есть муж, а луна жена»55. Речь здесь идёт о Боге и его Премудрости (Софии) как о муже и жене, символами которых является солце и луна соответственно. Последняя могла также отождествляться со Шхиной, что ещё более уси-

56

ливает теургические коннотации56.

2. Шестиконечная звезда Эволюция символики шестиконечной звезды — один из самых дискутируемых вопросов при изучении каббалистической и масонской символики. Мы не будем вдаваться в во-| просы происхождения этого символа, его места в иудаизме, « его использования в каббале, проникновения в масонский нт символизм, ограничившись лишь теми его интерпретация* ми, которые находим в текстах русских масонов. з Шестиконечная звезда, называемая также печатью Соло-

ур мона, щитом Давида, пламенеющей звездой, могла заменять! ся в масонском ритуале и пятиконечной звездой. Обе фор-5К мы были распространены примерно в одинаковой степени ^ и имели множество эзотерических интерпретаций. В част-Гр ности, о смысле этого символа и его роли в ритуале пишет | И.А. Поздеев: «На ковре пламенеющая звезда должна быть йи шестиугольная, которая составлена из воды и огня, следо-ЗТ вательно, образует высшее творение»57. Особое значение он е придаёт этому символу в ритуале посвящения в степень шот-¡р ландского мастера (андреевское масонство): «Х МсТ: должен о поставить ногу на пламенеющую звезду, для совершения раз бот. Пока человек не вступит в своё средоточие, то не может путешествовать по образу Х МсТ: во все 4 части света; ибо ^ только познав центр точки в круге (рисунок. — Прим. авт.), может, не заблуждая, везде путешествовать»58. Как видно из этих описаний, звезда — символ всего творения, вселенной, и в тоже время самого человека, исходя из принципа единства макрокосма и микрокосма.

Первое, космологическое значение символа шестиконечной звезды развивается и в других текстах. Так, в одном из основополагающих документов Теоретического градуса находим следующие слова: «Хаос — это шамаим, эш вэ маим, огонь и вода, шестиугольник»59. В данном пассаже слились сразу несколько концепций. Во-первых, розенкрейцерская идея хаоса и первоматерии как состоящего из воды и огня: «То была не имеющая формы и образа тёмная масса, которая состояла из воды и огня, и евреи сиим словом шамаим означают её; и из сей массы через всемогущее слово божие, все вещи мира сего сотворены; сие была материя, в которой

все формы и образы в силе содержалися и потом через волю создателя открылися»60.

Во-вторых, на масонскую идею наложилась экзегетическая концепция из еврейской традиции, согласно которой, слово «небеса» (шамаим) следует читать как эш вэ маим — «огонь и вода». Так, в трактате Вавилонского Талмуда Хагига 12а читаем: «Что означает слово шамаим? .В Барайте учат: огонь и вода. Это учит нас, что Святой, Благословен Он, взял их и у смешал друг с другом, и сделал из них небесный свод». Та же

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ьч »2

П1

й и

а

идея встречается и в более поздних источниках — в комментарии Раши, а также, что существенно, в каббалистическом й

й<

а

тексте — книге Бахир («Сияние»): «Почему небо называется шамайим? Это учит нас тому, что Бог смешал вместе огонь ^ и воду и соединил их. Из этой смеси он создал «основание | слова Своего»61. Заметим, что эта цитата почти буквально к воспроизведена во фрагменте из Теоретического градуса Со- £ ломоновых наук, приведённом выше, где шамаим также ин- у терпретируется как первоматерия, основание, из которого | словом Бог творит мир. В связи с этим также важно отметить, к что подобная интерпретация слова «шамаим» осознавалась § русскими масонами не просто как еврейская, а именно как каббалистическая: «Свет называется каббалистами Шамаим, | огненная вода, нижнее, Гаарец, Земля или мрачность»62.

Наконец, в-третьих, русские масоны соединили еврейский мидраш с алхимической символикой, в рамках которой треугольник вершиной вверх — традиционное обозначение огня, а треугольник вершиной вниз — воды. В большинстве текстов самих русских масонов слова «вода» и «огонь» вообще не используются, а заменяются на соотвествующие знаки. Именно пересечение этих знаков и образует шестиконечную звезду.

Однако на этом не останавливается интерпретация данного символа в текстах русских масонов. От космологической и натурфилософской он движется в сторону теософской: «Три-единица и Премудрость — это тоже шестиугольник, так как Премудрость заключает в себе три лица в нисхождении»63. Единство натурфилософской и теософской интерпретаций строится на герметическом принципе единства и взаимоо-

тражения высшего и низшего миров, основополагающем для русских масонов: «И так, огневодие вечной Натуры учинилось первым приемником всех сил и сущностей перваго Бо-жественнаго нисхождения или сверхнебеснаго шестиуголь-| ника, а как он содержит в себе 4 сущности, именно: 3 сущно-ís сти триединства и 4-ю премудрости»64.

i Структура божества также имеет форму шестиконеч-

* ной звезды — речь идёт о Троице и её отражении в земном 3 мире - Софии, премудрости Божией: «Первое движение Бога или коренной воли явиться в трёх свойствах, подобно ! из центра явленному в неприступном свете (нарисован треугольник вершиной вверх) триугольнику, или тридвижению. | Сие первое тридвижение Триединаго есть столь неприступ-Гр ный свет, к которому и самые верховнейшия твари присту-| пать ниже воззреть на оной не могут. Но дабы умерить оной, йи и как будто приуготовить себя явить свои сокровища, в кото-ЗГ рыя могли бы созерцать из оных явиться долженствующия, е твари, то четвертым движением или Духом уже Премудрости ¡р тот же самый света триугольник переменил своё положение о и, обратясь, составил (нарис. треуг. верш. вниз) триугольник g света, некоторым образом приступнейшаго, а как в тоже вре-sp мя существовал триугольник и неприступнаго света, то оба ^ вместе и составили (нарис. щит Давида) (шесть сил или духов входят и успокаиваются в седьмом или в центре)»65.

Можем ли мы говорить о каббалистическом характере также и этих теософских идей? Думаю, да. На следующем листе процитированного выше текста, мы находим увязку идеи четверицы как единства Троицы и Софии, мужского и женского аспектов божества не только с комологической идеей соединения огня и воды, которая для масонов имела каббалистический исток, но и с экзегетикой слов Священного Писания о сотворении мужчины и женщины по образу и подобию Божиему: «Приняв за основание, что человек сотворён по образу и по подобию Триединаго, и сотворён, имея в себе силы действующую и страдающую, можем, браться, утвердительно сказать, что и в самом триедином есть действующее и страдающее, огонь и вода. От действия огня на воду началось и творения: началось оно глаголом, Verbo. А глагол есть не-

исповедимая плодотворность Триединаго, радость и восхитительное ощущение Отчее в Сыне, из огня чистейший истекающий Свет. Он стал действовать... огонь чрез свет силою духа явил неисповедимыя красоты воды, или сам триединый чрез Слово силою духа вошёл в Премудрость, или, осмелива- р ясь с высочайшим благоволением выговорить, Сам триеди- § ный вошёл в собственное женское божества»66. ^

Итак, Логос и София, огонь и вода, активное и пассивное, у мужское и женское начала, треугольник вершиной вверх и треугольник вершиной вниз содержатся в Боге так же, как и в s человеке, и в космосе. Однако, если мы вспомним интерпре- s тации Шварца, идея о наличии в Боге мужского и женского начал, которые отражены в человеке, является центральной идеей каббалистического учения. Тем самым круг замыкается, и шестиконечная звезда как символ Бога, Натуры и Человека получает исчерпывающую каббалистическую интерпретацию.

Отмечу, что каббалистический характер символа обнаруживается и в том, как он изображается в некоторых текстах русских масонов. Так, на коврах шестиконечная звезда изображается обычно с буквой G в центре и языками пламени около лучей. Однако есть и другие изображения — с буквами А. и К. по краям от верхнего луча, римской цифрой III в центре и с арабскими цифрами от одного до шести слева направо в лучах звезды.

Буквы А. и К. отсылают к каббалистическому понятию небесного человека «Адама Кадмона», который также может описывать как андрогин, цифра три в центре — знак троицы, а 6 арабских цифр — 6 дней творения. Этот рисунок можно найти в масонских текстах, таких как «Речь о сотворении вселенной» И.С. Гамалеи и «Братские увещания», написанные доктором Эли67, наставником И.П. Елагина и, видимо, знатоком еврейской мистической традиции, через сочинение которого, возможно, к русским масонам и попала талмудическо-кабба-листическая традиция интерпретации слова «шамаим».

Наше небольшое исследование хотелось бы завершить не суммой выводов, а вопросом: являются ли каббалистические коннотации масонских символов, о которых говорили масо-

а

s<

I

ж

ж

нру

I

ны самых разных систем, лож на протяжении всей истории масонства, и в том числе русские братья, изначальным смыслом этих символов? Или же речь идет только о позднейших интерпретациях? Является ли каббала неотъемлемой частью масонского учения, символизма, ритуала, организации, либо эта традиция, наряду с другими, была ассимилирована масонами лишь на поздних стадиях развития ордена? К сожалению, тексты русских масонов, весьма фрагментарные и противоречивые, не могут помочь нам ответить на этот вопрос, но во всяком случае проливают свет на связь каббалистической и масонской символики в период расцвета мирового и русского масонства.

р и

й и

=Т а

а &

о

и и

со р

и

См.: Burmistrov K., Endel M. Kabbalah in Russian Masonry: Some Preliminary Observations // Kabbalah: Journal for the Study of Jewish Mystical Texts. Los Angeles, 1999. Vol. 4. P. 9-59; Бурмистров К. Каббалистическая экзегетика и христианская догматика // Россия и Гнозис. Материалы конф. М., ВГБИЛ, 22-23 апреля 2002 г. М.: Рудомино, 2003. С. 102-113; он же. Каббала в космогонии русских масонов конца XVIII в. // Россия и Гнозис. Материалы конф. М., ВГБИЛ, 21-23 апреля 2003 г. М.: Рудомино, 2004. C.95-103

См.: Краткое понятие о кабале // НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 992. Л. 1-3; О десяти зефирах// НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 1116. Л. 2; НИОР РГБ.; Искусства и знания кабалистические и магические // НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 991 НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 992. Л. 3.

О науке, называемой каббала // Покоящийся трудолюбец. Ч. 3. М, 1785. С. 95.

Тезисы из бесед И.А. Поздеева. Часть вторая// НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 616. С. 116.

Избранные речи по теоретическому градусу// НИОР РГБ. Ф.147, е.х. № 97. Л. 25 об.

НИОР РГБ. Ф. 147, е.х. № 97. Л. 3.

См.: Пятигорский А.М. Кто боится вольных каменщиков? М.: НЛО, 2009. С. 304.

См.: Бокс Губерт С. Природа франкмасонства: http://www.mason.ru/Pub-

lications/BOX.htm

НИОР РГБ. Ф.14, е.х. № 616. С. 163.

НИОР РГБ. Ф.14, е.х. № 616. С. 95.

Луч благодати или писания Н.А. Краевича // НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 573. Л. 90.

2

4

10

11

12

а

а

Тезисы из бесед И.А. Поздеева. Часть первая // НИОР РГБ. Ф.14, е.х. № 615. С. 45.

НИОР РГБ. Ф.14, е.х. № 616. С. 98.

Философско-каббалистическое суждение о 4 фигурах великого Амфитеатра Доктора Кунрата, приписываемое Иоанну Арндту // НИОР РГБ. , Ф. 14, е.х. № 1331. Сборник. С. 3. р

Из записок И.Г.Ш. // НИОР РГБ. Ф. 147, е.х. № 182. Л. 1-3. »

НИОР РГБ. Ф.14, е.х. № 616. С. 95; НИОР РГБ. Ф. 147, е.х. № 97. Л. 30 об. s

Сборник по каббале, магии и алхимии // НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 1501. Л. 19. ^

Mason, Allan J. An introduction to the Kaballah: with special reference to Kabalistic elements in freemasonry — Edinburgh : Metropolitan College, 5 1924. P. 11/ |

См.: Пайк А. Точка в круге: http://www.mason.ru/public rus/mason rus I

biblio/99 htmlfile.pdf?PHPSESSID=bc3669983860519641ed3dd14f56ee00. |

см: Albert G. Mackey The Symbolism of Freemasonry: http://www.sacred- I texts.com/mas/sof/sof17.htm. ^

НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 616. С. 91. К

НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 263. Л. 17 об. Л

Шварц И. Е. Лекции по философии 1782 г// НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. №682. Л.

13.

НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 615. С. 99. Ж

НИОР РГБ. Ф.14, е.х. № 616. С. 92. I

НИОР РГБ. Ф.147, е.х. № 97. Л. 16 об. §

Речь по розенкрейцеровской степени о свободе воли // НИОР РГБ. Ф 14, g е.х. № 305. Л. 11 об. а

Об изустном предании евреев // НИОР РГБ. Ф. 147, е.х. №204. Л. 18. g

Десять каббалистических изображений или фигур и Десять кабалистических же имен божиих// НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 989.- л. 2 Соколовская Т.О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения// Соколовская Т., Лотарева Д. Тайные архивы русских масонов — М.: Вече, 2007. С. 67-68.

Тезисы из бесед И. А. Поздеева. Часть третья // НИОР РГБ. Ф.14, е.х. №

617. С. 9.

Там же. С. 1.

Там же. С. 9.

Там же. С. 2.

Mason, Allan J. An introduction to the Kaballah. P.19.

См.: Бокс Губерт С. Природа франкмасонства: http://www.mason.ru/Publ-ications/BOX.htm.

См.: Пятигорский А. М. Указ. соч. C. 306-318.

См.: Соколовская Т.О. Обрядность вольных каменщиков // Масонство. Т. 2. М.: СП «ИКПА», 1991. С. 110-111; Она же. Масонские ковры // Соколовская Т.О. Статьи по истории русского масонства. М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2008. С. 65, 67. См.: Отеро М.Л.М. Масонство. История, символы, загадки. СПб: Евразия. С. 192.

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

ж

нру

I

р и

й и

=Т а

а &

о

и и

CÜ р

И

См.: http://www.all-magic.ru/modules.php?name=encyclopedia&op=content &tid=4908.

НИОР РГБ. Ф.14, е.х. № 617. С. 20.

Философов А. А. Записи религиозно-мистические 19 в сер. (выписки покойнаго А .А. Философова по Кабале) // НИОР РГБ. Ф.14, е.х. № 676. С. 41.

НИОР РГБ. Ф.14, е.х. № 616. С 163. Там же. С. 167. Там же. С. 170.

Gikatilla J. Gates of Light — Harper Collins Publishers, 1994. P. 125. НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 1116. Л. 6. НИОР РГБ. Ф.14, е.х. № 617. С. 90.

См.: Сильное увещание, извлечённое из истинных писаний высокоосвя-щеннаго Ордена Злато-Розоваго Креста // НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. №195. Л. 8 об.

Речь по розенкрейцеровской степени о свобдоде воли // НИОР РГБ.

Ф. 14, е.х. № 305. Л. 6.

См.: Пятигорский А.М. Указ. соч. С. 399.

НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. №682. Л. 15 об.

НИОР РГБ. Ф. 147, е.х. №204. Л. 18.

НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 616. С. 83-84.

см.: НИОР РГБ. Ф. 147, е.х. №204. Л. 18.

НИОР РГБ. Ф.14, №616. С. 170.

НИОР РГБ. ф.14. № 617. С. 93.

Выбор из бесед Т.Г.С.К. // НИОР РГБ. Ф.14. № 247. Л. 13. Теоретический градус соломоновых наук// НИОР РГБ. Ф. 14. № 227. Л. 20.

Бахир — М.: Сфера, 2002. С. 54. НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. №682. Л. 17 об. НИОР РГБ. Ф.14. № 247. Л. 13. Там же. Л. 14.

Беседы // НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 263. Л. 6. Там же. Л. 14.

См.: Соколовская Т.О. Масонские рисунки и виньетки // Статьи по истории русского масонства. С. 79-80; Речь о сотворении мира // Речи Гамалеи в ложе Девкалион 1782-1783 // НИОР РГБ. Ф. 14. № 315. Л. 99 об.

41

42

43

44

47

48

51

52

53

56

57

60

63

64

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.