Научная статья на тему 'К здоровому образу жизни'

К здоровому образу жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
989
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К здоровому образу жизни»

- ПРОФЕССИЯ И ЗДОРОВЬЕ -

социально-обусловленных заболеваний», «Регулирование правовых отношений субъектов воспитательно-образовательного процесса» и др. Сотрудниками воспитательного отдела проведен педагогический совет на тему «Формирование здоровьесберегающих технологий воспитательно-образовательного процесса в системе начально-профессионального образования».

Педагогические работники ежегодно принимают участие в научно-практических конференциях городского, областного и всероссийского уровней с целью обмена опытом по проблемам социализации детей, нуждающихся в поддержке государства.

Результатом нашей работы является: улучшение духовно-нравственного здоровья обучающихся, сформированные жизненные и профессиональные цели, способность выстраивать судьбу; снижение количества пподростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Наши обучающиеся постоянно принимают участие в городских соревнованиях, где занимают призовые места.

А это значит, что мы ведём свою работу в правильном направлении, ведь профилактические мероприятия спо-собсвуют формированию здорового образа жизни у обучающихся - это их позитивное развитие и саморазвитие.

К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Н. Н. Кукшинская, преподаватель физической культуры ГОУ НПО «Профессиональное училище № 86»

В формулировке Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье изучается разными науками: биологией, медициной, физиологией, психологией. Достижения всех этих наук интегрируются в процессах физического воспитания, физической культуры и спорта.

Физическое воспитание - составная часть педагогического процесса, направленного на формирование физической культуры, навыков двигательной активности, выработку психофизических качеств, достижение физического совершенства. В практическом отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к деятельности: трудовой, военной, общественной. В единстве с другими видами воспитания физическое воспитание становится одним из основных факторов всестороннего развития личности.

В последнее время ведётся много разговоров о достижении высокого качества профессионального образования. Конкурентоспособность выпускника на рынке труда определяется не только готовностью к профессиональной деятельности, но и высоким потенциалом здоровья. Сегодня важно научить молодое поколение адекватно оценивать состояние собственного здоровья, определять факторы, обуславливающие его ухудшение, выбирать средства оздоровления с учетом его психологических особенностей, воздействующих факторов внешней и внутренней среды. И сейчас, как никогда, наиважнейшей задачей образовательного учреждения является формирование здорового образа жизни учащихся, что возможно при совместных усилиях педагогического коллектива, роди-

телей и активной позиции самих учащихся, так как заставить работать на себя собственные резервы человек может только с участием своей воли и разума.

Целями моей педагогической деятельности являются:

* формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

* пропаганда и поощрение здорового образа жизни;

* создание условий в училище для развития практических навыков здорового образа жизни.

В рамках реализации основных требований физического воспитания нами разработана концепция, включающая следующие основные компоненты:

* укрепление материально-технической базы;

* организация учебного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий;

* организация занятий по физическому воспитанию с учетом физиологического состояния учащихся;

* организация занятий в спортивных секциях;

* проведение массовых оздоровительных и спортивных мероприятий.

Как отмечают многие исследователи, и это подтверждает мой собственный опыт, уровень двигательной активности подростков, особенно девушек, по мере взросления снижается,. Поэтому в учебные занятия запланированы современные виды гимнастики: ритмическая гимнастика, гимнастика нервно-мышечной релаксации, степ-аэробика. Включение в программу занятий популярных гимнастических систем физических упражнений повышает их эмоциональную насыщенность. Упражнения воздействуют на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют формированию правильной осанки, культуры движений, развитию и поддержанию жизненно необходимых двигательных функций.

Массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа осуществляется на основе широкого развития инициативы, самостоятельности учащихся во внеурочное время с учетом состояния их здоровья и спортивной подготовленности. Основным стержнем всей внеурочной работы является круглогодичная спартакиада, включающая легкую атлетику, волейбол, настольный теннис, лыжную подготовку, гимнастику, плавание.

Ежегодно в начале сентября и января проводятся заседания совета коллектива учащихся, в состав которого входят физорги групп под руководством преподавателя физической культуры. На них обсуждается Положение о спартакиаде, распределяются ответственные группы по видам спорта. Перед проведением каждого вида соревнований проводится заседание судейской коллегии, на котором выступают в качестве главного судьи - преподаватель, заместитель главного судьи и судьи - учащиеся из разных групп. Совет коллектива проводит целенаправленную работу среди учащихся по привлечению их к участию в городских и областных спортивных мероприятиях, по пропаганде здорового образа жизни. Оформляются спортивные стенды, уголки здоровья, проводятся беседы, конкурс рисунков «Нет альтернативы пагубным привычкам», а также мероприятия в режиме учебного дня: обслуживание училищных, городских и областных соревнований.

- ПРОФЕССИЯ И ЗДОРОВЬЕ -

За многие годы работы училища сложились интересные спортивные традиции: проведение недели здоровья для первых и вторых курсов (туристические конкурсы, легкоатлетический кросс, соревнования по общефизической подготовке); «Зимние забавы», «Путешествие в страну здоровья», товарищеские встречи по волейболу, футболу с командами педагогического колледжа г Белово и школами города.

В 2008 году команда девушек на областных соревнованиях по легкоатлетическому кроссу заняла I место, в 2010 году команда юношей вместе с командой училища № 5 в областном легкоатлетическом кроссе заняли III место, а по итогам среди шести команд - IV. Среди училищ г. Белово команда девушек в соревнованиях по волейболу в 2010 году стала победителем.

В нашем училище проводится активная работа по целенаправленному формированию профессиональных качеств учащихся, по здоровьесбережению на уроках физической культуры и во внеурочное время. Продолжаются массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, направленные на широкое привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности учащихся, что позволяет повышать профессиональную компетентность будущих специалистов.

ТРАДИЦИЯ НЕ НАРУШЕНА

Л. В. Галич, председатель Кемеровского регионального отделения общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России»

Отдых у многих заключается в поездке на море, где греешься на песчаных пляжах, купаешься в лазурном море, где можешь себе позволить все, что пожелает твоя душа... Такой отдых мы называем пассивным, но существует и активный.

Туризм широко используется как средство активного отдыха, физического развития, укрепления здоровья. Он включает в себя общую и специальную физическую подготовку. Особое место в туристской работе занимают туристические слеты. Программа турслетов может быть разной, но главное в них - соревновательный принцип, когда проверяется физическая и специальная подготовка, туристические навыки и умения.

В 2010 году состоялся 30-й традиционный туристический слет-семинар «Тропою Гайдара» учащихся учреждений НПО и СПО. Такое массовое мероприятие среди учащихся по физкультурно-спортив-ному объединению «Юность России» проводится только в нашем регионе.

Туристический слет!!! Эти слова собирают в первые июльские дни в предгорьях Кузнецкого Алатау всю самую спортивную, энергичную молодежь профессиональных училищ области. Умению жить в полевых условиях и преодолевать трудности походной жизни, путешествовать с пользой для себя и окружающих необходимо учиться. Главной школой туристической жизни стала долина Амзаса, где с 1 по 12 июля ежегодно вырастает палаточный городок обучающихся начального и среднего профессионального образования. Более 800 человек живут в этом городке.

Перед началом соревнований с участниками турслета проводится семинар, на котором опытные инструкторы (судьи) обучают правильно вязать узлы, без ошибок передвигаться по параллельным перилам через реку, используя самостраховку, определять азимут по компасу, ставить палатку, переходить реку вброд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.