Научная статья на тему 'К юбилею писателя: мир детства в романе Петера Хертлинга «Лена на крыше»'

К юбилею писателя: мир детства в романе Петера Хертлинга «Лена на крыше» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
198
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ (РАЗВОД) / ЭТАПЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНОГО СОБЫТИЯ ДЕТЬМИ / МОТИВЫ РОМАНА: НЕДОВЕРИЕ К МИРУ ВЗРОСЛЫХ / МОТИВ ПОБЕГА / ОДИНОЧЕСТВА / СТРАНСТВИЙ / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ РОМАНА / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL NOVEL / CRISIS SITUATION (DIVORCE) / THE STAGES OF COPING WITH A CRISIS SITUATION BY CHILDREN / THE NOVEL MOTIVES: MISTRUST TO THE WORLD OF ADULTS / AN ESCAPE MOTIVE / LONELINESS / TRAVEL / INTERTEXTUAL LINKS OF THE NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Боголюбова В.П.

В статье рассматривается социально-психологический роман Петера Хертлинга «Лена на крыше», в котором представлен новый взгляд на детство и на ребенка. Ребенок интегрирован в общество и уравнен в правах со взрослыми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К юбилею писателя: мир детства в романе Петера Хертлинга «Лена на крыше»»

К ЮБИЛЕЮ ПИСАТЕЛЯ: МИР ДЕТСТВА В РОМАНЕ ПЕТЕРА ХЕРТЛИНГА «ЛЕНА НА КРЫШЕ»

В.П. Боголюбова

Аннотация. В статье рассматривается социально-психологический роман Петера Хертлинга «Лена на крыше», в котором представлен новый взгляд на детство и на ребенка. Ребенок интегрирован в общество и уравнен в правах со взрослыми.

Ключевые слова: социально-психологический роман, кризисная ситуация (развод), этапы преодоления кризисного события детьми, мотивы романа: недоверие к миру взрослых, мотив побега, одиночества, странствий; интертекстуальные связи романа.

Summary. The article highlights the social-psychological novel by Peter Hartling "Lena on the roof', presenting a new view on the childhood and the child. The child is integrated into society and is equal in rights with adults.

Keywords: social-psychological novel, crisis situation (divorce), the stages ofcoping with a crisis situation by children, the novel motives: mistrust to the world of adults, an escape motive, loneliness, travel; intertextual links of the novel.

П

етер Хертлинг (нем. Peter Härt-ling, 13 ноября 1933, Хемниц) принадлежит к старшему поколению писателей ФРГ, успешно пишущих как для взрослых читателей, так и для детей. Его творчество необычайно продуктивно и разнопланово: поэт, прозаик, эссеист, автор историко-биографи-ческих романов, книг для детей [1].

Как отмечает исследователь его творчества М. Зар, характерной особенностью его детских романов является социальная направленность: "Gleich mit seinen ersten beiden Kinderbüchern <...> setzte er neue Akzente: Er brachte die soziale Wirklichkeit konsequent in seine Texte ein" [2, s. 1]. («Своими первыми детскими книгами он сразу обратил внимание на новые явления: он последовательно внес в свои тексты со-

циальную действительность». - Здесь и далее перевод наш - В.Б.). В них рассматриваются социальные проблемы современного общества, непосредственно связанные с жизнью детей. Так писатель обращает внимание на проблемы детей-инвалидов («Это был Хирбел»), сирот («Бабуля»), кризисные явления в жизни современной семьи («Лена на крыше»), проблемы пожилых людей («Старый Йон»), безработицы («Фрэнце»), первой любви («Бэн любит Анну») и другие.

Обращение в 70-е гг. XX в. к детскому социально-критическому роману обусловлено изменениями, происходящими в общественный жизни страны, в результате которых формируется новый взгляд на детство и на ребенка. Ребенок интегрируется в общество и

407

ВЕК

408

уравнивается в правах со взрослыми, о чем пишут известные немецкие исследователи детской и юношеской литературы Г-Г Еверс [3, s. 17; 4, s. 261] и В. Штеффенс [5, s. 26]. Соответственно меняется тематика и жанры немецкой детской литературы.

Детские писатели обращаются к взрослой тематике и разрабатывают ее в детской литературе. Они рассматривают деструктивные процессы современного общества, негативно сказывающиеся на детях. Одним из них является распад классической немецкой семьи, который начался в Германии в конце 60-х гг. ХХ в. и был обусловлен эмансипацией женщин. Как отмечает Х. Дауберт, исследующая тему «семья» в немецкой детской и юношеской литературе, именно с появлением детского социально-критического романа открылись новые аспекты в исследовании этой темы: «<...> семья больше не изображается как "полноценная", гармоничная, светлая идиллия совместной жизни, а как место, где возникают и развиваются конфликты» [6, s. 45].

В данной статье мы проанализируем роман Петера Хертлинга «Лена на крыше» ("Lena auf dem Dach", 1993), темой которого является негативное влияние развода на детей. В романе описывается кризисная ситуация в жизни семьи Менциг. Кризисным событием является развод родителей, имеющий негативные последствия на всех членов семьи, а на детей в особенности. В семье отсутствует нормальный климат, так как Каролина и Хайнер Менциг постоянно ссорятся, а их дети - Лена (13 лет) и Ларс (11 лет) вынуждены наблюдать конфликтные ситуации между родителями, пытаясь их преодолевать.

В психологической литературе описываются несколько этапов прео-

доления кризисного события: этап шока, этап отрицания, этап депрессии и печали, этап зрелой адаптации [7]. В исследуемом нами романе перечисленным четырем этапам предшествует этап неведения. Поскольку детские герои раньше жили в гармоничном для них мире, то его разрушение вызывает у них страх, ведь родители не обговаривают с ними кризисную ситуацию и ничего им не объясняют. Находясь в состоянии неведения, дети пытаются предпринять собственные шаги для ее выяснения. Первая попытка выражается в написании письма матери. В нем высказана озабоченность детей, а также недоумение по поводу того, что родители не обсуждают с ними имеющиеся проблемы:

«Привет мам,

мое письмо ты можешь показать и папе. Но оно для тебя. Может быть, я его не закончу. Тогда ты его не получишь.

Мам, вы постоянно ругаетесь. Как это ужасно, когда папа кричит, что он тебя ненавидит. <...> При этом вы ведете себя так, как будто бы меня и Лар-са нет. Мы же ваши дети. <...> Вы хотите развестись. Почему ты нам об этом ничего не говоришь? Разве мы, дети, больше ничего не значим для вас?" [8, с. 31].

Находясь в состоянии шока, дети самым неожиданным образом реагируют на бесконечные ссоры родителей. Так, Лена в состоянии аффекта забирается на крышу садового домика и у нее появляются нездоровые мысли. Одна из них - прыгнуть вниз и приземлиться между мамой и папой.

Своим поведением Лена пытается предупредить очередной скандал родителей. Она так радовалась воскресенью, которое они всей семьей хотели прове-

Преподаватель ^

4 / 2013

сти в саду. Но в очередной раз все закончилось «эмоциональным напряжением» и «психологическим перенапряжением» [9, с. 133], с которыми детская психика плохо справляется. Сознание девочки покидает реальную действительность и вместе с крышей садового домика она «улетает» в свои фантазии.

А. Фрейд, исследовавшая поведение детей в кризисных ситуациях, описывает различные защитные механизмы детской психики. В частности, она описывает «механизм отрицания», который «включается» у детей, если им нужно преодолеть «болезненную реальность» [10, с. 122]. Чтобы примириться с реальностью, дети уходят в фантазии. «В своих фантазиях ребенок всемогущ», пишет А.Фрейд. Уходя в фантазии, «дети преобразуют невыносимую реальность в ее противоположность» [там же, с. 121].

Выяснение отношений между родителями заканчивается тем, что они принимают решение развестись. На предстоящий развод дети реагируют очень нервозно. Мысль о том, что у них больше не будет обоих родителей, не дает им покоя, вызывает у них страх. Лена постоянно задает себе один и тот же вопрос: почему вдруг родители перестали понимать друг друга? Почему они так грубо общаются, постоянно оскорбляя друг друга? Кто из них виноват: мама или папа?

Младший брат Лены, больной диабетом и живущий на инсулине, реагирует на развод родителей очень резко. В школе он перестает общаться с друзьями. Дома он уединяется в своей комнате и слушает музыку или прячется в мебельном магазине родителей, где его трудно найти. В конце концов, он убегает в садовый домик, где под утро его находят мать и сестра. Как

мы видим, П. Хертлинг использует распространенный в детской литературе мотив побега из дома как свидетельство неблагополучия в семье. Ларс неоднократно убегает из дома. Первый побег он совершает в знак протеста против развода родителей.

Самым сложным моментом в жизни детей становится принятие решения о том, с кем из родителей они останутся после развода. Поскольку надежды детей на то, что их семья сохранится, рухнули, они выплескивают свое отчаяние на родителей. Протест детей выражается в том, что они отвергают родителей и не хотят с ними оставаться. Лена протестует в агрессивной форме. Она является на первое заседание суда в шляпке, предназначенной для карнавала, и яркой майке, на которой выражен ее протест: «Забота о детях и их благополучие - все чепуха!» [8, з. 68] Агрессивно она ведет себя и по отношению к матери, упрекает ее в разводе, что не проходит бесследно для фрау Менциг.

На этапе принятия решения, с кем из родителей остаться, Ларс совершает второй побег. Проводя летние каникулы с отцом на Боденском озере, он понимает, что не сможет жить с мачехой. Он убегает в горы и живет в палатке как Робинзон, заставив всех сильно за него поволноваться. Одиннадцатилетний ребенок приходит к выводу, что жить он будет без родителей, в интернате. О принятом решении он сообщает и на суде, чем повергает судей и отца в шок, так надеющегося, что сын останется с ним.

Поведение Ларса в суде свидетельствует о его адаптации к кризисной ситуации и является сигналом того, что ему пришлось рано повзрослеть и попрощаться с детством. Обращаясь к родителям, он произносит обвинительную речь: «Я хотел бы кое-что сказать.

409

ВЕК

410

Поскольку речь идет о папе и маме, здесь в суде. <...> Для папы и мамы мы были желанными детьми. Об этом они часто говорили. <...> По крайней мере, так было раньше. Сегодня это не так. Если вы хотите иметь детей, то вы должны вести себя как отец и мать. В противном случае вы не имеете права иметь детей» [Ibid, s. 138]. Как видно из сказанного, ребенок напоминает родителям об их обязанностях, об их ответственности перед детьми. А поскольку они об этом забыли, то он «наказывает» их нежеланием с ними жить. Читатель как бы наблюдает смену ролей в романе, наблюдая рано повзрослевших детей и легкомысленных безответственных родителей.

Подведем итоги. Роман П. Хертлин-га «Лена на крыше» является социально-психологическим романом. В нем рассматривается одна из самых злободневных социальных проблем современного общества - кризис семьи, вызванный разводом. Писатель анализирует негативное влияние развода на психику и поведение детей. В романе описаны несколько этапов преодоления кризисного события детьми: этап неведения, шока, отрицания, депрессии и зрелой адаптации. Все они сопряжены с «социальной и психической депривацией» детей и постоянным страхом остаться без родителей [11, с. 16].

В детском социально-психологическом и психологическом романе, как правило, присутствуют протагонисты, помогающие детям выйти из кризисного состояния и выполняющие роль психолога. В романе «Лена на крыше» психологическую помощь и моральную поддержку детям оказывают взрослые: школьные учителя (фрау Михаль-ке), родственники (тетя Кора) и друзья семьи (господин Хельблинг).

В своем романе писатель представляет новый взгляд на детство и на ребенка.. Немецкие дети не является пассивными наблюдателями конфликтных ситуаций в семье; они активно борются за свои права, отстаивают свою точку зрения и заставляют взрослых ее уважать. Тема развода манифестируется в романе также в мотивах побега, одиночества и странствий.

Для исследуемого романа характерны интертекстуальные связи с романом Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Крузо». С их помощью писатель передает, с одной стороны, одиночество ребенка, с другой стороны, желание утвердить себя как личность.

События, описанные в романе, иллюстрируют тот факт, что современные дети взрослеют очень рано. Но происходит это не по их вине, а по вине взрослых. Именно по вине взрослых детство многих современных детей окрашено не в светлые, а в темные тона. В немецком литературоведении существует термин, характеризующий жизнь современной молодежи Германии - «молодые родители» - «рано повзрослевшая молодежь» (jugendliche Eltern - erwachsene Jugendliche) [6, с. 47, 55]. Но его справедливо отнести и к детству. По сути, дела у современных детей неполноценное детство, требующее раннего взросления. В кризисных семьях, как свидетельствует роман П. Хертлинга, оно вовсе отнято у детей, и виноваты в этом взрослые.

Писатель представляет, по нашему мнению, негативный образ родителей, особенно матери. Создается впечатление, что описываемая в романе семья могла бы сохранится, если бы фрау Менциг в критических ситуациях вела бы себя более разумно, более мудро, не

Преподаватель век

4 / 2013

являлась бы инициатором семейных скандалов и смогла бы простить мужу его измену. Писатель как бы упрекает взрослых за то, что в кризисных жизненных ситуациях они забывают об ответственности и обязанностях перед детьми и думают только о себе.

Роман П. Хертлинга имеет два адресата. Он написан как для детей, так и для взрослых. Его прочтение поможет маленьким и взрослым читателям проанализировать и осознать кризисные проблемы современной семьи, связанные с разводом, и, может быть, найти правильное решение для разрешения конфликта.

Достижения П. Хертлинга в области немецкой литературы и детской литературы в частности очень значительны. Его стихи, статьи, детские романы переведены более чем на 20 языков мира. Он является лауреатом многочисленных премий Германии, список которых занимает несколько страниц (см. сайт www. haertling. de/biografie. htm). Самые значительные из них: Sonderpreis des Jugendbuchpreises für das kinderliterarische Gesamtwerk (2001), Deutscher Bücherpreis für das Gesamtwerk (2003), Großer Preis der Akademie für Kinder- und Jugendliteratur, Volkach (2011), Jacob-GrimmPreis Deutsche Sprache (2012). Он является членом Академии наук и литературы в Майнце, Берлинской и Бран-денбургской академии искусств, Немецкой академии языка и поэзии в г. Дармштадте, а также почетным гражданином нескольких городов, его имя носят также многие школы Германии. В 2013 г. писатель отмечает 80-летний юбилей. Этому знаменательному событию и посвящена данная статья.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Википедия. - URL: wikipedia. org/wiki/ Peter_Härtling

2. Sahr M. Peter Härtling // Kinder- und Jugendliteratur. Ein Lexikon. Teil 1: Autoren. Hrsg. von Kurt Franz, Günter Lange u. Franz-Josef Payrhuber. - Meitingen: Corian-Verlag Heinrich Wimmer, 1995.

3. Ewers H.-H. Kinderliterarische Erzählformen im Modernisierungsprozess. Überlegungen zum Formenwandel westdeutscher epischer Kinderliteratur // Günter Lange, Wilhelm Steffens (Hrsg.): Moderne Formen des Erzählens in der Kinder- und Jugendliteratur der Gegenwart unter den literarischen und didaktischen Aspekten. - Würzburg: Verlag Königshausen & Neumann GmbH, 1995.

4. Ewers H.-H. Themen-, Formen- und Funktionswandel der westdeutschen Kinderlitera-rur seit Ende der 60er, Anfang der 70er Jahre // Zeitschrift für Germanistik. - Bern: Peter Lang AG, Europäischer Verlag für Wissenschaften, 1955.

5. Steffens W. Beobachtungen zum modernen realistischen Kinderroman. // Günter Lange, Wilhelm Steffens (Hrsg.): Moderne Formen des Erzählens in der Kinder- und Jugendliteratur der Gegenwart unter literarischen und didaktischen Aspekten. - Würzburg: Verlag Königshausen & Neumann, 1995.

6. Daubert H. Von „jugendlichen" Eltern und ^jj „erwachsenen" Jugendlichen // Ewers H.-H. (Hrsg.) Jugendkultur und Adoleszenzroman. Jugendliteratur der 80er und 90er Jahre zwischen Moderne und Postmoderne. - Weinheim/München, 1994.

7. ОлифировичН.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Вилента Т. Ф. Психология семейных конфликтов. - Изд-во Речь, 2006. - URL: http://nashaucheba.ru/docs/14/13482/ conv_1/file 1. pdf

8. Härtling P. Lena auf dem Dach. - Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 1997.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник ля вузов. - М.: Изд-во Юрайт, ИД Юрайт; МГППУ, 2010.

10. Фрейд А. Эго и механизмы защиты / пер. с англ. М. Гинзбурга. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.

11. Прихожан А.М., Толстых Н.П. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб., 2005. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.