Научная статья на тему 'К юбилею Н.В. Кузьминой – ученого, педагога и психолога'

К юбилею Н.В. Кузьминой – ученого, педагога и психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К юбилею Н.В. Кузьминой – ученого, педагога и психолога»

Dies anniversaLii

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-9-14

Е.Р. Зинкевич, О.С. Кульбах, Н.А. Яцевич

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России, 194100 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Юбилейная дата любого человека - это всегда событие, которое связано с подведением личных, профессиональных, общественных итогов и выстраиванием дальнейших перспектив в жизни, обусловленных имеющимися потенциалами и возможностями. Но если речь идет об известной личности, внесшей вклад в общественное развитие, образование, здравоохранение, науку, то это событие - повод напомнить современникам о достижениях, творческом наследии, заслугах юбиляра перед Отечеством.

Нина Васильевна Кузьмина уникальна значительными открытиями в области образования, педагогики, педагогической психологии, акме-ологии, богатым научным наследием, продуктивным творческим долголетием и удивительной судьбой. Это учитель по призванию и судьбе. В 2023 г. она отмечает свое 100-летие.

О вкладе Н.В. Кузьминой в отечественное образование издано немало статей, монографий и докладов, в которых анализируются результаты ее профессиональной деятельности, научные открытия,

К юбилею Н.В. Кузьминой -ученого, педагога и психолога

© Зинкевич Е.Р, Кульбах О.С., Яцевич Н.А., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 3

интерпретируются идеи и концепции1. Все это свидетельствует о непреходящем интересе современников к научному наследию исследователя, об их стремлении сохранить традиции отечественной педагогической и психологической науки.

Нина Васильевна Кузьмина родилась 23 сентября 1923 г. в Нальчике Кабардино-Балкарской автономной области (ныне - Кабардино-Балкарская Республика). Ее детство нельзя назвать легким: девочка много болела, из-за социальной принадлежности отца приходилось часто менять школы, нередко переезжать, но, несмотря на очевидные трудности, Нина очень хорошо училась. Отрочество девушки пришлось на годы Великой Отечественной войны. В одном из своих редких интервью Н.В. Кузьмина рассказывала о том, как от расстрела фашистских оккупантов их семью спасла счастливая случайность, каких в жизни будущего великого педагога и ученого будет немало2.

Школу Нина окончила с отличием и поступила в Кабардино-Балкарский государственный педагогический институт, а в 1945 г. перевелась в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена.

В институте она с увлечением изучала психологическую науку и в 1947 г. получила рекомендацию для продолжения образования в аспирантуре в Ленинградском филиале Академии педагогических наук в секторе педагогической психологии. Подготовкой диссертационного исследования она занималась под руководством профессора Б.Г. Ананьева, который оказал влияние на формирование ее дальнейших профессиональных интересов. Именно благодаря Б.Г. Ананьеву научно-исследовательская жизнь Н.В. Кузьминой в 1990-е гг. будет напрямую связана с акмеологическими аспектами профессионального образования3.

Кандидатская диссертация молодого ученого была посвящена психолого-педагогическому анализу трудностей и успехов в работе учителя начальных классов, защита состоялась в 1950 г. Диссертационное исследование послужило основанием для формирования дальнейшего

1 Исследования гуманитарных систем. Вып. 1. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следствия / Под ред. В.П. Бедерхановой. Краснодар, 2013; Шмелева Е.А., Мальцева Л.Д. Вперед и выше! К юбилею Н.В. Кузьминой // Научный поиск. 2018. № 3. С. 74-76; Львова С.В. Мой научный руководитель - Нина Васильевна Кузьмина // Нарушение когнитивной сферы у лиц с аддиктивным поведением: Материалы Международной научно-практической конференции. М., 2019. С. 83-87. и др.

2 Смирнова Ю.А., Кузьмина Н.В. Концентрация на том, что предстоит сделать, раздвигает границы жизни. Очень важно видеть цель впереди // Психологическая газета. 2013. https://psy.su/feed/2664/ (дата обращения: 20.03.2023).

3 Бодалев А.А., Деркач А.А. О вкладе Б.Г. Ананьева в становление акмеологии // Акмео-логия. 2003. № 1. С. 48-55.

a s

e

>

ni

n a

ь

интереса к проблемам профессиональной направленности и способностям учителя, благодаря чему позднее Н.В. Кузьмина предложит классификацию педагогических способностей, обеспечивающих организацию педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся4.

С 1953 г. профессиональная жизнь Нины Васильевны была связана с Ленинградским ордена Ленина государственным университетом им. А.А. Жданова (ЛГУ им. А.А. Жданова). Именно здесь ею подготовлена одна из ранних монографий по проблеме формирования педагогических способностей учителя5, которая найдет отражение в содержании ее докторской диссертации «Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности», которая была защищена в 1965 г.

Результаты исследования отразились в монографии «Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности»6, которая была настолько интересна, что переиздавалась четыре раза на немецком языке.

Через три года после защиты диссертации Н.В. Кузьмина становится профессором и заведующей кафедрой педагогики и педагогической психологии ЛГУ им. А.А. Жданова. Почти два десятилетия она была бессменным руководителем этой кафедры.

1970-е гг. для Н.В. Кузьминой были весьма плодотворными. Были изданы монография и учебное пособие7, публиковались посвященные современным психолого-педагогическим проблемам высшей школы межвузовские сборники, в которых рассматривались трудности профессиональной деятельности преподавателя, особенности работы с молодежью, подходы к организации образовательного процесса в высшей школе. В 1980 г. вышла монография «Методы системного педагогического исследования», подготовленная в соавторстве с коллегами кафедры8.

Заслуги Нины Васильевны Кузьминой были по достоинству оценены профессиональным педагогическим сообществом, и в 1978 г. она удостоилась звания члена-корреспондента Академии педагогических наук СССР.

4 Бедерханова В.П. Нина Васильевна Кузьмина и ее научная школа // Человек. Сообщество. Управление. 2013. № 4. С. 31-36.

5 Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961.

6 Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967.

7 Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970; Урклин И.А., Кузьмина Н.В., Есарева З.Ф. Основы вузовской педагогики. Л., 1972.

8 Кузьмина Н.В., Григорьева Е.А., Якунин В.А. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. Л., 1980.

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 3

В 1980-е гг. остро поднимались проблемы деятельности учителей, мастеров профессионально-технических училищ, преподавателей высшей школы, - всеми этими вопросами активно занималась и Нина Васильевна Кузьмина во Всесоюзном научно-исследовательском институте профессионально-технического образования, в лаборатории педагогической психологии. Ученый рассматривал особенности педагогической деятельности, педагогического мастерства как феномена, необходимого для профессионально-педагогической деятельности, анализировал сущностный смысл педагогических систем. Результаты ее исследовательской деятельности отразились в многочисленных трудах не только по педагогике, но и по педагогической психологии. Этот период стал рассветом научной школы Н.В. Кузьминой: под ее руководством написано и защищено более двухсот исследовательских работ, внесших вклад в развитие прикладной и теоретической педагогики и педагогической психологии.

Завершение десятилетия ознаменовалось созданием Всесоюзной акмеологической ассоциации, которая актуализировала необходимость развития акмеологии как науки, посвященной проблемам профессионального роста личности. В дальнейшем ассоциация была преобразована в Академию акмеологических наук, в 1992 г. ее президентом избрали Нину Васильевну Кузьмину.

Научно-исследовательская жизнь Н.В. Кузьминой в 1990-е гг. была посвящена решению акмеологических проблем профессионального образования и работе над созданием теории педагогических систем. Наряду с этим она продолжала изучать специфику педагогической деятельности, обогащать методы ее анализа, рассматривать условия развития педагогических способностей и педагогического мастерства учителя9.

В первое десятилетие XXI в. Нина Васильевна активно заявляет себя в области развития акмеологической теории повышения качества подготовки специалистов в области образования и акмеологических технологий высшего образования10.

За активную общественную и образовательную деятельность Нина Васильевна Кузьмина - педагог, психолог, ученый - в 2012 г. по результатам Национального психологического конкурса «Золотая Психея» удостоилась почетного звания «Патриарх российский психологии».

9 Кузьмина Н.В. Специалисты - субъекты изучения продуктивности своей деятельнос-"Е ти (в свете акмеологической теории фундаментального образования) // Акмеология. 2005. ^ Вып. 10. С. 9-12.

10 Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специа-О листов образования. М., 2004; Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутов Л.Е. Акмеология

ч качества профессиональной деятельности специалиста. СПб.; Коломна; Рязань, 2008.

Нельзя не отметить, что показателем глубины, истинности научного знания является возможность его применения в смежных науках. Такой наукой стала акмеология: учитель, преподаватель, педагог, освоившие ее смыслы, сможет помочь обучающимся в овладении техниками и технологиями развития личностного потенциала будущей профессиональной деятельности, разработать свою стратегию личностного роста11.

На пороге 90-летнего юбилея Н.В. Кузьминой предложили сотрудничать с коллегами кафедры непрерывного постдипломного образования Санкт-Петербургского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Нина Васильевна занималась адаптацией акмеологических технологий для системы повышения квалификации, разрабатывала алгоритмы работы, направленной на предотвращение и разрешение межличностных конфликтов в отрасли.

Во втором десятилетии нашего века творческая жизнь Нины Васильевны Кузьминой продолжает развиваться и нашла свое воплощение в ряде фундаментальных работ, касающихся проблем акмеологии. В частности, увидел свет трехтомник, вобравший в себя исследования последних лет в области акмеологических технологий как высшего, так и среднего образования, технологий выбора будущей профессиональной деятельности на этапе обучения в школе, а также акмеологиче-ских критериев измерения результатов фундаментального образования на разных этапах личностного становления. Наряду с этим Н.В. Кузьмина исследует проблемы, обусловленные отсутствием компетентности у субъекта профессиональной деятельности. По мнению ученого, компетентность синтезирует личностную и профессиональную готовность человека к применению своих знаний для решения как специальных, так и профессиональных задач, благодаря чему формируется индивидуальный стиль деятельности12.

В 100-летний юбилей профессиональная деятельность Нины Васильевны Кузьминой остается предметом интереса широкого профессионального сообщества. Педагогическое и психологическое наследие ученого, которого по праву можно назвать великим, складывалось на протяжении фактически восьмидесяти лет. За этот долгий период личностного роста и профессионального развития Н.В. Кузьмина стала воплощением идей акмеологического знания: она сохраняет творческое

11 Кузьмина Н.В. О направлениях развития акмеологии // Научный поиск. 2013. № 3. С. 4-7; Кузьмина Н.В., Шмелева Е.А. Образовательная среда вуза в развитии акмеиннова-ционного потенциала будущего учителя // Акмеология. 2013. № 1. С. 16-21.

12 Кузьмина Н.В. Определение предмета фундаментальной акмеологии // Вестник о Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022. Т. 28. № 4. С. 60-64. ^

01

ISSN 2500-297X

Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 3

долголетие и не останавливается на достигнутом. Научная школа педагога объединяет специалистов разных профессиональных областей и интересов, ее знания становятся полюсом притяжения всех тех, кто занимется психологией, педагогикой, педагогической психологией13.

В настоящее время доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, президент Общественной академии акмеологических наук продолжает на практике реализовывать идеи акме-ологии, психологии, педагогики, являясь профессором Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

Бесценен вклад Н.В. Кузьминой в отечественное образование и науку, который включает в себя педагогические, психологические, аксеологи-ческие смыслы развития субъекта учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Значительный потенциал сокрыт не только в научной школе, созданной Н.В. Кузьминой, но и в распространении бесценного знания подрастающим поколениям ее учениками.

Сведения об авторах

Зинкевич Елена Романовна - доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики факультета клинической психологии, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации

E-mail: lenazinkevich@mail.ru

Кульбах Ольга Станиславовна - доктор медицинских наук, профессор; профессор кафедры общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики факультета клинической психологии, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации

E-mail: os_koulbakh@mail.ru

Яцевич Наталья Анатольевна - ассистент кафедры общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики факультета клинической психологии, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации

E-mail: nyazevich@gmail.com

13 Бедерханова В.П. И не порвать связующую нить... Нина Васильевна Кузьмина и ее научная школа // Исследования гуманитарных систем. 2013. Вып. 1. С. 6-12.

a s

e

>

ni

n a

ь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.