Научная статья на тему 'К юбилею кафедры психологии развития МПГУ: 25 лет со дня основания'

К юбилею кафедры психологии развития МПГУ: 25 лет со дня основания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
518
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К юбилею кафедры психологии развития МПГУ: 25 лет со дня основания»

Наши презентации

К юбилею кафедры психологии развития МПГУ: 25 лет

со дня основания

НАС ПОЗДРАВЛЯЮТ КОЛЛЕГИ И ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ

С юбилеем!

Есть в Москве старейший институт - МПГУ, а в этом институте -высокоавторитетный факультет педагогики и психологии, а на этом факультете - одна из ведущих кафедр - кафедра психологии развития.

Кафедре исполнилось двадцать пять лет со дня ее основания. Сердечно поздравляю кафедру психологии развития, факультет и университет (МПГУ) со славным юбилеем.

Кафедра в университете - это значительно более широкое и ответственное научное подразделение, нежели научная лаборатория. Кафедра - это, с одной стороны, научная деятельность ее сотрудников, с другой - педагогическая деятельность тех же сотрудников. И чем более тесно взаимодействуют между собой эти два вида деятельности, тем более профессионально насыщенной становится подготовка будущих специалистов.

Особенно ценными для любого вуза являются кафедры, которые работают на основе научной школы, живой и развивающейся. Именно научная школа определяет профессиональный уровень преподавания в вузе.

На кафедре психологии развития МПГУ есть своя научная школа: «Феноменология развития и бытия личности», основателем и руководителем которой является Валерия Сергеевна Мухина, доктор психологических

Ирина Владимировна

Дубровина, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой МГППУ, действительный член РАО

наук, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки.

Развитие научной школы зависит от ее лидера, от его творческой заряженности. О такой творческой заряженности, как у Валерии Сергеевны, можно только мечтать.

Исследования самой Валерии Сергеевны и преподавателей - ученых, работающих в русле ее научной школы, не только направлены на решение теоретических проблем развития и бытия личности, но и ориентированы на использование полученных результатов в широкой педагогической и социальной практике.

Именно в недрах научной школы исследования приобретают свой позитивный смысл - как в развитии науки, практики, так и в подготовке кадров. Известно, что хорошая практика возникает лишь на основе ее глубокого научного обоснования.

Сотрудники кафедры изучают не только теоретические концептуальные представления о личности, о возрастных закономерностях и условиях ее становления, но и личность живого человека, находящегося в самых сложных, порой невероятных условиях. Разрабатываются программы психологической помощи и психологического сопровождения на всех этапах онтогенеза человека: здесь и сопровождение детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, и реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы, и инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания, и психологическая помощь в экстремальных ситуациях...

Научная школа - это всегда живой организм, он находится в вечном движении к истине. Внутри этого организма создаются условия для развития не только самой науки, но способностей и личности самих исследователей, преподавателей.

Валерия Сергеевна, будучи членом Московского союза журналистов и членом Союза писателей, постоянно расширяет пространство психологических исследований проблемы личности, вводя их в контекст общей культуры и анализируя социокультурную составляющую нашего времени.

Научная эрудиция преподавателей кафедры, их профессиональная принципиальность, незаурядные способности общения с коллегами и студентами образуют на факультете необходимую профессиональную и культурную среду развития личности обучающейся молодежи - как компетентных специалистов и целостных личностей.

Вполне закономерно, что выпускники профессионально и личностно подготовлены к трудовой деятельности, что магистерские, кандидатские и докторские диссертации, выполняемые в недрах этой психологической школы, отличают высокий теоретический уровень и настоящая, а не надуманная практическая значимость.

Примите поздравления со славным юбилеем. Желаю всем вам дальнейших успехов в непростой, но совершенно необходимой деятельности, здоровья и личного благополучия. Будьте, по возможности, счастливы!

Леонардо да Винчи утверждал, что счастье дается тому, кто много трудится. Если эта мысль справедлива, то за вас можно не беспокоиться: вы столько трудитесь, что счастье должно быть вам гарантировано.

И. В. Дубровина

Эди Викторовна Сайко, доктор психологических наук, зам. Главного редактора журнала «Мир психологии», профессор, член-корреспондент РАО

Виктор Стефанович

Басюк, кандидат психологических наук, министр образования Иркутской области

Сердечно поздравляю коллектив кафедры психологии развития со славным юбилеем -двадцатипятилетием. В своей педагогической деятельности вы не только объективно формируете личность, но задаете ее нормы и боретесь за ее потенциал. В своих научных исследованиях вы открываете новые горизонты, реальные возможности и смыслы человеческого роста - развития, выстраивая пути самосозидания.

Новых творческих успехов вам, новых открытий!

Э.В. Сайко

Сотрудникам кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета

Уважаемая Валерия Сергеевна!

Уважаемые коллеги!

Министерство образования Иркутской области сердечно поздравляет вас с двадцатипятилетним юбилеем кафедры!

Четверть века сотрудники кафедры вносят значительный вклад в развитие отечественной психологии. Основой научных исследований ученых является научная школа под руководством академика РАО, доктора психологических наук, профессора, заведующей кафедрой В. С. Мухиной. Научные труды Валерии Сергеевны и труды ее учеников являются основой для работы служб психологического сопровождения детей, подростков и молодежи в контексте работы многих образовательных организаций России.

Министерство образования Иркутской области и кафедру психологии развития МПГУ более четырех лет связывает совместная научно-практическая деятельность в сфере психологии развития личности трудных подростков. Результатом этой работы стали повышение профессионального уровня специалистов Иркутской области, работающих с данной категорией детей, и реальная помощь подросткам из интернатных учреждений в формировании у них внутренней позиции в отношении к самим себе и к другим людям.

Желаем вам, коллеги, творческих успехов, серьезных научных открытий на благо отечественного образования. И, конечно, личного счастья.

С уважением, министр образования Иркутской области

15.10.2013 г.

В. С. Басюк

I МВД

Чр

Дорогие друзья!

Примите наши самые добрые пожелания по случаю вашего юбилея от коллектива старейшей отечественной кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова! Ваши коллеги и учителя - Валерия Сергеевна Мухина и Нинель Ионтельевна Непомнящая являются и нашими учителями и коллегами.

Рады нашему сотрудничеству.

От имени кафедры общей психологии

Борис Сергеевич Б.С. Братусь

Братусъ, доктор

психологических наук, -ф | ^-

профессор, зав. кафедрой

общей психологии МГУ „ „ .„

71 „ л ...Вспышковая память детства. Мне 13 лет.

им. М.В. Ломоносова, член-

корретондент. РАО Телефонный звонок. Мама - папе: «Это - с кафедры...». Имена: Мухина, Счастная... Встречи дома. Будто родственники. Потом, спустя несколько лет, появится в доме еще одно имя: Непомнящая. Нинель Ионтельевна - одна из первых моих «научников» (так нежно и молодо сегодняшний студент называет своих научных руководителей!).

Слово «кафедра», а также имена людей, связанные в памяти с этим первым «научным» словом, - все это для меня до сих пор одно, и все это -«как сейчас».

Рассудок - да! - времена разделяет. Умом понимаю: кафедра Петровского и кафедра Мухиной «живут» в разных временах и разных пространствах. Но все-таки, согласимся, исток и устье - это одна и та же река.

Две эти кафедры слитны. А вместе - это Кафедра Личности. Предмет, метод, субъект познания, стиль - здесь все едино. Это кафедра именно

ярпа

Личности. Я бы сказал - именная кафедра.

С Артуром Владимировичем Петровским мы много писали о том, что значит «быть личностью». А что значит «быть кафедрой Личности»? Я думаю, это общность целей, открытость взгляда, смелость. Уникальное, словами самой Мухиной, «идео-поле». А еще - способность «отражаться» в науке многообразием достижений сотрудников. А еще - неотразимость лидера кафедры как человека науки, человека дела. Кафедра психологии развития МПГУ - это кафедра развития психологии, кафедра Личности, кафедра Имени.

Валерия Сергеевна Мухина - это, бесспорно, имя в науке. Сотни научных трудов, множество учеников и сотрудников Мастера, тысячи студентов, миллионы людей, видевших ее блистательные эксперименты на экране. Она сама говорит о пяти пространствах существования личности. А кафедра, я думаю, то место, где все они, эти пространства, для нее пересекаются. Искренне поздравляю!

Вадим Артурович Петровский, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией персонологии развития Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, профессор кафедры психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор ГУ «Высшая школа экономики», ректор Института системного консультирования (Москва)

В. А. Петровский

НАС ПОЗДРАВЛЯЮТ НАШИ ВЫПУСКНИКИ

Дорогая Валерия Сергеевна!

В этот праздничный день хочу поздравить Вас с двадцатипятилетним юбилеем кафедры психологии развития МПГУ. Хочу сказать, что для меня Ваша кафедра стала на длительное время работы над докторской диссертацией моим домом.

Юбилей кафедры - это для меня это, прежде всего, юбилей Валерии Сергеевны Мухиной. Знакомство с Валерией Сергеевной началось практически в мои юные годы, когда я впервые увидела ее книгу «Близнецы». На той старой, первой для меня книге, изданной более тридцати лет назад, близнецы шли в разные стороны. Меня удивил этот визуальный образ: мальчики идут в противоположные стороны. Позднее я узнала, что они -неидентичные близнецы, которые действительно были очень разными. Близнецы оказались моими ровесниками. Я тогда думала о своих ровесниках и, конечно же, совсем не думала о том, кто же такая их мама - Валерия Сергеевна Мухина.

Так сложилась моя судьба, что я стала ученицей Мухиной. Думаю, что каждый из тех, кто прикоснулся к творчеству и таланту Мухиной, к Валерии Сергеевне как человеку, счел себя удачливым. Я счастлива, что сегодня имею возможность сотрудничать с ней - глубоким человеком, видным деятелем науки, культуры, который руководит единственной, как я полагаю, настоящей кафедрой психологии развития.

Передо мной лежат два бестселлера Валерии Сергеевны Мухиной: «Возрастная психология. Феноменология развития» (это учебник, который претерпел 14 изданий) и «Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты)». Эта монография издана трижды . Каждому из нас дано право пользоваться этими трудами, называя себя учениками Валерии Сергеевны Мухиной. И это совершенно замечательно.

В день юбилея кафедры хочу сказать, что кафедра психологии развития, накопившая большой опыт подготовки специалистов высшей категории, прежде

Анна Викторовна Черная, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой детской психологии факультета педагогики и практической психологии Психологического института Южного федерального университета, директор Научно-образовательного центра «Развитие личности в контексте культуры и образования» (Ростов-на-Дону)

всего, это десятки аспирантов, около двадцати докторантов, которые сегодня живут не только в разных городах России, но и в разных странах мира. У каждого из нас своя судьба, свой путь. Но есть у нас общее - все мы ученики кафедры психологии развития МПГУ.

В моей судьбе кафедра психологии развития и Валерия Сергеевна сыграли ключевую роль. Они научили меня понимать многое в людях, в профессии, в работе, в самой себе.

Валерия Сергеевна - вечный негласный оппонент. Не только учитель, но и оппонент. По ней самой, по ее мыслям и суждениям, как по камертону, я измеряю свои дела и свои деяния, свои научные труды.

Я поздравляю Вас, вечный учитель, вечный оппонент, вечный дрессировщик, Валерия Сергеевна Мухина!

Я поздравляю весь коллектив замечательной кафедры. Успехов вам во всём!

Анна Черная

Дорогие коллеги, дорогие сотрудники и преподаватели кафедры психологии развития МПГУ!

Поздравляю вас со знаменательным событием -двадцатипятилетием со дня образования кафедры. Известно: кафедра внесла большой вклад в научный потенциал нашей страны.

Двадцать пять лет во главе кафедры стоит Валерия Сергеевна Мухина - известный в нашей стране и в мире ученый. От своего имени и имени своей кафедры психологии мы благодарим кафедру психологии развития МПГУ за тот неоценимый вклад, который её сотрудники внесли в развитие психологии в Дагестане.

Отдельно хочу выразить Валерии Сергеевне мою большую благодарность и мои поздравления! Спасибо Вам за все: за развитие моего научного потенциала, за мой личностный рост, за поддержку в трудных жизненных ситуациях.

Успехов, коллеги, всем вам и процветания.

Зоя Гаджимурадова

Зоя Магомедовна Гаджимурадова, доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией «Развитие личности» Института национальных проблем в образовании РАО, зав. кафедрой психологии Московского института управления, профессор кафедры психологии Дагестанского государственного педагогического университета (Махачкала, Дагестан)

Глубокоуважаемая Валерия Сергеевна! Уважаемые члены кафедры!

Поздравляю вас всех с двадцатипятилетним юбилеем кафедры! Сегодня кафедра психологии развития МПГУ - это коллектив высококвалифицированных специалистов, это подлинные ученые, это яркие личности!

Ваша кафедра представлена достойными выпускниками, отличающимися высоким культурным, профессиональным и нравственным уровнем. Вы действительно способны брать на себя ответственность за подрастающее поколение.

Кафедра успешно развивается в рамках идей научной школы «Феноменология развития и бытия личности» академика РАО Валерии Сергеевны Мухиной. Научная школа Мухиной - это прежде всего четкая концептуальная позиция, это инновационные проекты, это плеяда ярких ученых, которых взрастила Валерия Сергеевна.

Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить Вас, Валерия Сергеевна, за неоценимый вклад в мое личностное и профессиональное развитие.

Поздравляю всех сотрудников кафедры психологии развития с юбилеем! Желаю вам, уважаемые коллеги, новых творческих достижений, ярких талантливых учеников, новых высот!

Туяна Цыреновна Дугарова, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии БГУ (Улан-Удэ, Бурятия)

Туяна Дугарова

От всей души поздравляю любимую мною кафедру и Вас, Валерия Сергеевна, с торжественным праздником - с юбилеем!

Много лет кафедра психологии развития МПГУ превосходно справляется со своей высокой миссией - развитием личности студента с опорой на высокие культурные стандарты и свободный выбор личност-

Анна Игоревна Троянская, кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова (Ижевск, Удмуртия)

ной позиции. Развитием личности здесь занимаются специалисты, которые сами являются личностями.

Я шлю вам, дорогие мои коллеги, свои сердечные пожелания, чтобы на ветрах любых неизбежных перемен дело кафедры жило. Чтобы кафедра сохраняла свою сущность, свое высокое предназначение!

Анна Троянская

Дорогая Валерия Сергеевна! Дорогие сотрудники кафедры психологии развития МПГУ!

От всей души поздравляю вас с юбилеем - с двадцатипятилетием! Долгое время вы были для меня (да и сейчас остаетесь!) моим главным психологическим домом. Чтобы поздравить вас, я хотела найти стихотворение, которое бы максимально соответствовало этому знаменательному событию. И такое стихотворение я нашла у замечательного русского поэта Максимилиана Волошина. Оно так и называется «Четверть века». Зачитывать все не буду - оно очень длинное. Я выбрала из него несколько строк и получился волошинский сонет, написанный верлибром. Стихотворение начинается очень символично, первая строчка звучит так: «Каждый рождается дважды.»! Итак:

Было... все было... так полно, так много,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Больше, чем сердце может вместить:

И золотые ковчеги религий,

И сумасшедшие тромбы идей...

Хмель городов, динамит библиотек,

Книг и музеев отстоенный яд. <... >

Все упоение ритма и слова,

Весь Апокалипсис туч и зарниц,

В прошлом горячка и трепет озноба

От надвигающихся катастроф. <.>

Свист урагана и топот галопа

Эхом еще отдается в ушах,

Стремя у стремени четверть пробега, <.>

Кафедрой дружно мы вместе прошли!

Светлана Евгеньевна Сапожникова, кандидат психологических наук, главный редактор издательства «Рама Паблишинг», доцент

кафедры русского языка Института фундаментального образования Уральского федерального университета (Екатеринбург)

Я желаю, чтобы на кафедре психологии развития МПГУ выходило много умных и интересных книг. А для этого надо, чтобы рядом с такими столпами, как Валерия Сергеевна, рядом с профессурой всегда был жадный до знаний молодняк. Чтобы ребята не только хотели развиваться сами и стать настоящими психологами. Чтобы им хотелось двигать нашу науку вперед!

С юбилеем!

Светлана Сапожникова

Здравствуйте, уважаемый коллектив кафедры психологии развития МПГУ! Здравствуйте, Валерия Сергеевна!

По случаю двадцатипятилетия кафедры психологии развития хотел бы от всей души поздравить Вас и пожелать коллективу долгих лет творческой жизни.

Я хотел бы отметить то, что, будучи студентом, я наблюдал и ощущал на кафедре особую атмосферу одержимости научным познанием. Это, конечно же, исходит от Валерии Сергеевны! Хотелось бы пожелать коллективу кафедры, чтобы эта включенность в науку только укреплялась, чтобы коллектив кафедры реализо-вывал те цели, те задачи, которые стоят перед ним, и чтобы с годами происходили новые научные открытия, новые научные достижения коллектива.

Желаю сердечно всего самого наилучшего!

Азамат Эльдиев

Дорогая Валерия Сергеевна, уважаемые коллеги, здравствуйте!

Я - Нина! Сейчас работаю на факультете педагогики и психологии Хэйлунцзянского университета в городе Харбин. Я шлю вам сердечный привет из Китая!

С тех пор как я защитила на кафедре диссертацию, прошло семь

лет.

Я удивляюсь, как время «потихоньку» и «быстренько» летит.

Азамат Бесланович Эльдиев, аспирант кафедры психологии развития МПГУ, психолог, лейтенант в/с ГУ МЧС России по Республике Ингушетия (Магас, Ингушетия)

За эти семь лет Россия, университет, кафедра, Валерия Сергеевна часто приходили в мои сны. Я по вам скучала и скучаю.

Поздравляю Вас, Валерия Сергеевна, и всех коллег с двадцатипятилетним юбилеем кафедры психологии развития МПГУ. Я очень всем вам признательна. Благодарю за то, что вы внимательно и тепло относились ко мне. За то, что кафедра научила меня многому.

Конечно, больше всех я благодарна моему научному руководителю - Валерии Сергеевне Мухиной! Я думаю, коллеги хорошо помнят, как Нина первый раз с тревожными чувствами появилась на кафедре. Хотя я мало понимала, но я посмела прогулять первую встречу с Валерией Сергеевной! Я смела сказать ей в приказной форме русского языка: «Валерия Сергеевна, Вы должны подписать мне документы!». Я думаю, что Вы еще помните эту мою историю. Это, конечно, ад непонимания русского языка, ад непонимания русского менталитета!

Люблю фразу Валерии Сергеевны: «Нина, у меня здесь просто детский сад!». Да, Валерия Сергеевна, я с Вами согласна. Я была одним из детей Вашего детского сада. А Вы - отличный воспитатель! Именно Вы воспитали из Нины настоящего ученика. Вы меня многому научили! Не только литературному и научному языку психологии как науки, но и самому важному - жизни.

Я хорошо помню, как Вы задали мне такой вопрос: «Нина, ты ориентируешься в жизни?». Тогда я ответила: «Да, Валерия Сергеевна!», а Вы сомневались. Потом я вернулась на Родину, стала работать и поняла, как Вы правы: жизнь непроста и тяжела. Сейчас могу уверенно сказать: «Я могу ориентироваться в жизни!». Этому меня научили Вы!

Конечно, у меня с Мухиной много незабываемых моментов (никак не могу словами всё выразить.). Хочу выразить только бесконечную и сердечную благодарность Валерии Сергеевне!

Еще раз поздравляю Вас, Валерия Сергеевна, и всех преподавателей, которые общались со мной, с юбилеем!

Поздравляю кафедру с достижениями, полученными за прошедшие годы. Желаю, чтобы кафедра под руководством Валерии Сергеевны развивалась и впредь, чтобы психологи продолжали делать значимые вклады в психологическую науку.

Я уверена, что кафедра во главе с Валерией Сергеевной Мухиной должна быть на передовой линии мира!

Целую, обнимаю всех! Пока-пока!

Нина Лю

Лю Цунъин, доктор психологических наук, профессор Хэйлунцзянского университета (Харбин, Китай)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.