Люсов В.А., Колпаков Е.В., Таратухин Е.О.*
ГОУ ВПО РГМУ РЗ кафедра госпитальной терапии №1, Москва
ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ДАТЫ
К ЮБИЛЕЮ КАФЕДРЫ ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ №1 ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА РГМУ (ЧЛ)
Знакомство со столетней историей кафедры госпитальной терапии № 1 лечебного факультета Российского государственного медицинского университета им. Пирогова Н.И. подобно паломничеству по историческим местам больничного комплекса Москвы и экскурса в процесс зарождения и эволюции классического российского образования врачей и формирования современного лечебного процесса. Это паломничество пройдет следующими ступенями:
• исторический путь становления клинической базы
кафедры,
• руководители кафедры,
• важнейшие вехи лечебно-педагогического процесса.
Процесс подготовки собственных профессиональных медицинских кадров начался в России во 2-й половин XVII века, когда в 1654 г. при Аптекарском приказе была создана медицинская школа с целью подготовки врачей (лекарей) для нужд армии. Спустя пятьдесят лет — 25 мая 1706 г. — в Немецкой слободе (Лефортово) по указу Петра I был основан Главный военный госпиталь ("Военная Гошпиталь") с госпитальной школой — первое в России государственное лечебно-образовательное учреждение. Первым врачом в Госпитале и преподавателем в созданном медико-хирургическом училище был Николай Бидлоо.
На управление московским медико-хирургическим училищем Бидлоо положил много сил и любви к делу, тогда совершенно неведомому в Москве, и добился того, что воспитанники его поступали на службу зрелыми лекарями. Хотя его упрекали в медленности подготовки медицинского персонала и сулили даже поощрения за ускорение, он категорично заявлял, что "не может допустить выпуска из училища учеников, доколе они, по справедливости, не будут заслуживать лекарского звания".
В 1724 году был утвержден доклад Блументроста об учреждении при Академии наук университета, а, начиная с 1725 года, уже после смерти Петра I, в Петербург начали съезжаться приглашенные правительством европейские ученые, обязавшиеся по контракту читать лекции в университете. Профессуру приглашали в основном из Германии, среди профессоров были величайшие математики Бернулли и Эйлер. Основание Московского университета в 1755 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны имело огромное значение для распространения высшего медицинского образования в России. По первоначальному проекту, представ-
ленному М.В.Ломоносовым, на медицинском факультете университета должно было проводиться преподавание химии, натуральной истории (ботаника, зоология, минералогия, агрономия) и анатомии. Студенты начали поступать в Московский университет в конце мая 1755 г. Согласно указу Синода, Славяно-греко-латинская академия должна была шесть лучших своих воспитанников из числа обучающихся в последних классах послать в состав первых студентов Московского университета.
Рис. 1. Здание Славяно-греко-латинской академии на Никольской ул. у Владимирских ворот Китай-города.
Здесь же в допетровские времена был центр русского книгопечатания (Печатный двор, в дальнейшем — Синодальная типография на Никольской) и просвещения (школа Заиконоспасского монастыря, в дальнейшем — Славяно-греко-латинская академия); при Елизавете здесь же помещался университет (здание Земского приказа на месте Исторического музея).
В числе самых первых студентов Московского университета был Семен Герасимович Зыбелин (17351802) — будущий известный профессор медицинского факультета. Как "старший", он получил на руки касающийся всех шести студентов, переводимых из Славяно-греко-латинской академии, "Синодный указ" и 25 мая 1755 г. явился в Московский университет и первым был зачислен в состав его студентов. Ему принадлежит честь называться первым студентом Московского университета.
Были открыты новые университеты — Казанский и Харьковский. Устав Московского университета, принятый в 1804 г. и ставший образцом для других университетских уставов, предусматривал внутреннюю автономию, выборность ректора, конкурсное избрание профессоров, особые права советов факультетов (факультетских собраний) в формировании учебных планов. В этом проекте реформы отразились педагогические идеи, разработанные во второй поло-
вине XIX и начале XX века такими выдающимися русскими педагогами, как К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, В.И. Чарнолуский.
Первое десятилетие XIX века явилось началом интенсивного развития врачебной и научной деятельности на медицинском факультете Московского университета: улучшилось преподавание клинических дисциплин, факультет получил первые базы для клинического обучения.
Большое значение для улучшения методической базы преподавания на медицинском факультете имел университетский устав 1804 г. В соответствии с этим уставом на медицинском факультете было открыто шесть новых кафедр: анатомии, физиологии и судебной медицины; патологии, терапии и клиники; врачебного веществословия, фармации и врачебной словесности; хирургии; повивального искусства; скотолечения. Кроме того, были открыты курсы публичных лекций по естественной истории, физике, истории Европы и торговому праву. В 1805 г. на медицинском факультете открылись первые клиники под наименованием Клинического института.
Во время пожаров при нашествии наполеоновских войск пострадал и Московский университет, и его медицинский факультет: сгорели главный корпус университета, библиотека, музей, ботанический кабинет и анатомический институт. В меньшей степени пострадал клинический институт и медицинские книгохранилища.
В XIX веке на медицинском факультете Московского университета стали совершенствоваться преподавание и научно-исследовательская работа, чему во многом способствовало открытие новых клиник и институтов на Девичьем поле и возникновение там "клинического городка". Выпускником медицинского факультета был Н.И.Пирогов, именем которого назван РГМУ. Вначале на медицинском факультете МГУ было 6 самостоятельных кафедр и 3 института: Клинический, Повивальный и Хирургический.
Под влиянием демократического движения 60-х годов XIX века были учреждены Высшие женские курсы— высшие учебные заведения для женщин в дореволюционной России. Первые женские курсы с разрешения правительства были открыты в 1869 году (Аларчинские — в Петербурге и Лубянские— в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 году систематических "Публичных лекций" для мужчин и женщин. Эти лекции получили название "Владимирских курсов" по имени Владимирского училища, где они помещались. За деятельностью женских курсов был установлен надзор. В 1872 г. царское правительство, обеспокоенное нарастающим протестом в обществе, дискриминацией женщин в получении высшего образования, необходимостью, в связи с этим, женщинам выезжать для обучения за границу, приняло решение об открытии при
Рис. 2. Татьянинская церковь Московского государственного университета (церковь вкм. Татьяны) -угол Большой Никитской и Моховой улицы.
и
Рис. 3. Общие палаты университетской клинической больницы.
Медико-хирургической академии "Особого женского курса для образования ученых акушерок". 6 мая 1872 года министр народного просвещения граф Д. А. Толстой дал согласие на открытие в Москве высших женских курсов как частного учебного заведения и утвердил "Положение о курсах". В 1872 г. были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге, а 1 ноября 1872 г. на Волхонке в здании Первой мужской гимназии состоялось торжественное открытие Московских высших женских курсов (курсы профессора В. И. Герье). Значительную роль в развитии женского образования в России сыграли курсы Герье и Бестужевские курсы. Общеобразовательные курсы Герье вначале были двухгодичными, с 1879 года был введен трехлетний, а затем и четырехлетний срок обучения. Преподавали на курсах профессора Московского университета, в том числе выдающиеся русские ученые — В.О. Ключевский, Ф.А. Бредихин, Ф.И. Буслаев, Д.Н. Анучин.
В 1886 году по распоряжению Министерства народного просвещения прием на Высшие женские курсы был прекращен, и несколько позже они были закрыты. Возрождение высших женских курсов оказалось связано с расширением демократического движения конца XIX— начала XX века. В Петербурге и в Москве были восстановлены некоторые женские курсы, стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений.
Как и другие женские курсы, курсы Герье в конце 80-х годов были закрыты. В 1900 году они снова открылись, имея в своем составе три факультета:
Рис. 4. Главный корпус МПГУ (Малая
Пироговская, 1), в прошлом— Аудиторный корпус Московских высших женских курсов. Парадный вход.
Рис. 5. Главный корпус Бахрушинской больницы (ныне — 33 ГКБ им.Остроумова)
историко-филологический, физико-математический и собственно математический; в 1906 году был создан медицинский факультет. На курсах преподавали выдающиеся ученые — В.И.Вернадский, С.С.Наметкин, Н.Д.Зелинский и др. Одной из первых женщин-профессоров стала выпускница курсов О.Н. Цубербиллер (автор многократно переиздававшегося учебника по аналитической геометрии). Совету курсов давалось право открывать новые факультеты и отделения, вводить новые дисциплины и изменять учебные программы.
3 июня 1907 года состоялась закладка зданий учебных корпусов (архитектор С.У.Соловьев) на земельном участке по Малой Царицынской (ныне Малая Пироговская) улице. Сейчас это здание занимает главный корпус МПГУ.
В 1908 году были построены Анатомический театр и физико-химический корпус. В 1915—1916 учебном году Московским высшим женским курсам (МВЖК) было предоставлено право проведения выпускных экзаменов и выдачи дипломов о высшем образовании. К 1918 году курсы насчитывали 8,3 тысячи учащихся и по численности уступали только МГУ. Важнейшим и весьма прогрессивным фактом было то, что на Курсах начал работу Медицинский факультет. С 1906 года женщины стали иметь возможность получать высшее врачебное образование. По мере обучения первых курсисток на Медицинском факультете МВЖК появлялись новые кафедры.
В октябре 1882 года братья Бахрушины пожертвовали 450 тысяч рублей московскому городскому голове на строительство больницы. К осени 1887 года на Сокольничьем поле была построена большая по тем временам — на 200 кроватей — Бахрушинская больница для страдающих неизлечимыми заболеваниями по проекту архитектора Б.В.Фрейденберга. Все корпуса больницы представляли собой единый архитектурный ансамбль с декоративной отделкой фасадов в русском национальном стиле. Согласно уставу, в больницу принимались на лечение лица "всякого звания и состояния, преимущественно из недостаточных". Лечение
Рис.6. Предтеченский Василий
Ефимович — первый заведующий кафедрой госпитальной терапии Бестужевских женских курсов.
было бесплатным; больные именовались пансионерами братьев Бахрушиных.
В 1890 году при больнице был построен дом презрения для неизлечимых больных на 150, а впоследствии — на 200 человек (кажется, единственный тогда в Москве). С 1895 года открыт небольшой родильный приют на 8 коек, а в 1903 году по проекту архитектора И.А. Иванова-Шица на территории больницы построен был первый в Москве родильный дом.
По решению Городской Думы, в 1911 году Бахрушинская больница стала учебной базой Высших женских курсов по госпитальной хирургии и терапии. Спустя пять лет после открытия медицинского факультета — к V курсу обучения (в 1911 году) на базе больницы была организована кафедра госпитальной терапии, которую возглавил профессор Василий Ефимович Предтеченский.
Организация кафедры госпитальной терапии стала третьим этапом клинического терапевтического образования врачей — после пропедевтики и факультетской терапии.Такая форма обучения характерна для российской школы и взята из немецкого опыта. Лучшее из отечественного, основанного на немецком опыте, представления о подходе к больному, о диагностике и лечении патологии было взято кафедрой и клиникой госпитальной терапии Московских высших женских курсов под первоначальным руководством профессора В.Е. Предтеченского.
Кафедра была развернута в Бахрушинской (ныне Остроумовской) больнице, в отделении для хронических больных на 60 коек. Клиника кафедры была увеличена до 80 коек. Профессор В.Е.Предтеченский изучал новый в то время раздел медицины — эндокринологию, а также уделял много внимания инфекционным заболеваниям (занимался изысканиями возбудителя сыпного тифа). Большое значение он придавал лабораторным исследованиям. Он подготовил фундаментальное "Руководство по клиническим лабораторным исследованиям", выдержавшее 6 изданий и не утратившее своей ценности до настоящего времени. Профессор В.Е.Предтеченский боль-
шое внимание уделял заболеваниям крови. Апластическую и пернициозную анемию изучал А.В.Никольский, который также занимался проблемой ранней диагностики туберкулеза легких и идио-патическим расширением пищевода. Е.А.Кост обследовала больных бронзовым диабетом, почечных больных с отеками. Каждую неделю на кафедре проводились научные конференции.
В 1913 году на завещанный капитал сестры Бахрушиных, Веры Федоровны, была построена амбулатория по проекту архитектора С.Ф.Чижа на 230 посещений. В начале 1920 года больница им. Бахрушиных была переименована в больницу им. Н.В. Склифосовского, а в 1923 году — в больницу им. русского ученого — клинициста, профессора А.А. Остроумова, который был первым главным врачом Бахрушинской больницы при ее открытии и домашним врачом семьи Бахрушиных.
Начиная с 1934 г., больница превращается в клиническую базу для терапевтической и хирургической кафедр медицинских институтов Москвы. В 1959 г. построено подземное сооружение ИТМГО. В 1974 г. был построен хирургический корпус на 300 коек, ЦТП, хранилище рентгеновской пленки, РТП, а также пато-лого-анатомический корпус. В 1992 году, в связи с ликвидацией больницы № 16, ГКБ № 33 им. проф. А.А. Остроумова возвращены два корпуса: неврологический, построенный в 1954 г. и терапевтический, построенный в 1981 г.
В 1915г. кафедра госпитальной терапии совместно с кафедрами хирургии и болезней уха, горла и носа была
переведена в дом Липскерова (ныне — площадь Лермонтова).
В 1918 г., в связи с переходом В.Е.Предтеченского в 1-й Московский государственный университет, заведующим кафедрой был избран профессор Максим Петрович Кончаловский (рис. 9).
На кафедре широко развернулась научная работа. М.П.Кончаловский руководил исследованиями, посвященными функциональной диагностике заболеваний печени. Велись работы по сахарному диабету. М.П.Кончаловский совместно с Н.П.Золотаревым опубликовал монографию "Сахарный диабет" (1928 г.). Впервые в стране Р.М.Обакевич применил инсулин для лечения сахарного диабета. На кафедре прошли испытание все, имевшиеся в то время, препараты инсулина, он же провел ряд работ, связанных с применением дуоденального зонда. Е.А.Кост написала монографию "Геморрагические диатезы" (1928 г.), Н.К.Мюллер — "Питание здорового и больного человека". М.С.Авдеева и М.В.Гриневич впервые в Москве стали определять группу крови. Сотрудники кафедры активно участвовали в работе Московского терапевтического общества и терапевтических съездов. Ими были доложены работы о лечении абсцессов легких, болезней печени и желчного пузыря, о патогенезе почечных отеков, результаты исследований по функциональной диагностике заболеваний печени и др.
В 1919 г. кафедра госпитальной терапии вместе с кафедрой госпитальной хирургии была переведена в 4-ю Градскую (бывшую Павловскую) больницу.
Продолжение в следующем номере
Поступила 24/10 — 2010
© Коллектив авторов, 2011 E-mail: [email protected]
[Люсов В.А. — профессор, заведующий кафедрой, Колпаков Е.В.- д.м.н., профессор кафедры, Таратухин Е.О. (*контактное лицо) — к.м.н., ассистент кафедры].