Научная статья на тему 'К юбилею Игоря Александровича Спивака'

К юбилею Игоря Александровича Спивака Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
379
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ СПИВАК / ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В. И. ВЕРНАДСКОГО / ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА / АРАБИСТИКА / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / IGOR SPIVAK / FACULTY OF HISTORY / CRIMEAN FEDERAL V. I. VERNADSKY UNIVERSITY / ANCIENT HISTORY / ORIENTAL STUDIES / RELIGIOUS STUDIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лейбенсон Ю.Т., Петрова Э.Б.

К 50-летнему юбилею Игоря Александровича Спивака кандидата исторических наук, доцента кафедры истории древнего мира и средних веков Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского подготовлена статья его коллег, в которой представлен жизненный путь и творческая деятельность юбиляра. Большая часть жизни Игоря Александровича связана с университетом, в котором он учился и с 2003 года работает сначала в должности ассистента, затем доцента кафедры истории древнего мира и средних веков. Его научные интересы связаны с изучением истории древнего мира, в особенности эллинистического периода, и историей стран Востока, арабского мира. Важное место в его научных разработках и лекционной деятельности занимают религиоведческие темы. Его душевные качества и профессионализм высоко оценены коллегами и студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the anniversary of Igor Alexandrovich Spivak

To the 50th anniversary of Igor Alexandrovich Spivak, who is the Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of the ancient world and the middle ages history of the History Faculty of the Crimean Federal V. I. Vernadsky University, his colleagues prepared an article, which presents the way of life and creative activity of anniversarian. Most of Igor Alexandrovich's life is connected with the University, where he studied and works since 2003 as an assistant at first, then as an Associate Professor of the Department of ancient world and middle ages history. His research interests are related to the study of the history of the ancient world, especially the Hellenistic period, and the history of the East, the Arab world. Religious studies occupy an important place in his scientific research and lectures. His mental qualities and professionalism are highly appreciated by colleagues and students.

Текст научной работы на тему «К юбилею Игоря Александровича Спивака»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». Том 5 (71), № 4. 2019 г.

УДК: 378(47)КРЫМ.СПИВАК

К ЮБИЛЕЮ ИГОРЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СПИВАКА

Лейбенсон Ю. Т.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская федерация E-mail: indrik-u-blues@rambler.ru

Петрова Э. Б.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская федерация E-mail: petrova_eleonora@mail.ru

К 50-летнему юбилею Игоря Александровича Спивака - кандидата исторических наук, доцента кафедры истории древнего мира и средних веков Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского - подготовлена статья его коллег, в которой представлен жизненный путь и творческая деятельность юбиляра. Большая часть жизни Игоря Александровича связана с университетом, в котором он учился и с 2003 года работает сначала в должности ассистента, затем -доцента кафедры истории древнего мира и средних веков. Его научные интересы связаны с изучением истории древнего мира, в особенности эллинистического периода, и историей стран Востока, арабского мира. Важное место в его научных разработках и лекционной деятельности занимают религиоведческие темы. Его душевные качества и профессионализм высоко оценены коллегами и студентами.

Ключевые слова: Игорь Александрович Спивак, исторический факультет, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, история древнего мира, арабистика, религиоведение.

В 2019 году Игорю Александровичу Спиваку - кандидату исторических наук, доценту кафедры истории древнего мира и средних веков исторического факультета Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского - исполняется 50 лет.

Игорь Александрович родился 4 ноября 1969 г. в селе Стратиевка Чечельницкого района Винницкой области и с 1969 г. постоянно живёт в Симферополе [см. о нём также: 1, с. 223-224]. В школьные годы его интересы были сосредоточены на гуманитарных науках, в особенности на истории и литературе. Уже тогда он начал писать стихи.

В 1986 г. Игорь Спивак поступил на вечернее отделение исторического факультета Симферопольского университета им. М. В. Фрунзе. Страстно увлёкся античной историей. Блестяще сдал экзамен по истории древнего мира. Однако учёбу пришлось на время прервать: в 1988-1989 гг. он проходил службу в рядах Советской Армии. По возвращении в стены университета перевёлся на очную форму обучения, специализировался на кафедре истории древнего мира и средних веков. В 1992 г. защитил дипломную работу, посвящённую судьбам греческого полиса в Северном Причерноморье (научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент Элеонора Борисовна Петрова).

В 1992-1994 гг. И. А. Спивак работает учителем истории в симферопольской школе № 12, в которой некогда учился сам. В 1994 г. получает приглашение на работу в Таврический эколого-политологический институт (Симферополь) и в течение десяти лет трудится там в должности старшего преподавателя кафедры страноведения. За время работы в этом вузе он подготовил многочисленные лекционные курсы (по которым также проводил семинарские занятия): «История Востока в древности и средневековье», «История арабов», «История религий Ближнего и Среднего Востока», «Социально-политическая система современных арабских государств», «Экономика арабских стран», «Этнография арабов», «Культура арабских стран». Новая тематика потребовала начать изучать арабский язык.

С этого времени научные интересы Игоря Александровича сконцентрировались на двух, прямо скажем, не очень близких темах: по-прежнему близка ему была античная история, в особенности эллинистическое время, а история и культура Востока, арабский мир захватили всё его существо.

Между тем в родном ему университете помнили увлечённого античностью студента Игоря Спивака, следили за его успехами в Таврическом эколого -политологическом институте, где, кстати, коллегами по работе были его недавние университетские педагоги - доктора исторических наук Михаил Филантьевич Слинкин и Дмитрий Павлович Урсу. Они стали его помощниками в работе над сложными темами по истории Востока, приглашали на научные конференции, публиковали его статьи в «Востоковедном сборнике». Игорь Александрович не порывал связи и с родной кафедрой истории древнего мира и средних веков. Был прикреплён на кафедру в качестве соискателя; сдал кандидатские экзамены. В 1996 г. вместе со студентами-историками (теперь уже Таврического национального университета им. В. И. Вернадского) в рамках музейной практики, которой

4

руководила Э. Б. Петрова, осуществил поездку в Египет для ознакомления со страной, её музеями и историко-культурными памятниками.

В 2003 г., как только появилась вакантная должность на кафедре истории древнего мира и средних веков исторического факультета ТНУ, Игоря Александровича пригласили на работу в должности ассистента кафедры для преподавания курсов по истории древнего мира. Это послужило стимулом для его обращения к теме, стоящей на грани наук: в ней встречаются Восток и античность, ставятся проблемы религиоведения.

В 2007 г. в Институте востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины (Киев) Игорь Александрович Спивак успешно защищитил кандидатскую диссертацию «Александр Македонский и зороастризм» по специальности 07.00.02 - «Всеобщая история», написанную под научным руководством доктора исторических наук, профессора Э. Б. Петровой. В диссертационной работе исследовались особенности религиозной политики Александра Македонского на территории Ирана, его отношение к зороастрийскому жречеству (магам) и зороастризму в целом; шире - место и роль религиозного фактора во взаимодействии двух культур - эллинской и иранской - в начале эллинистического периода. Автору потребовалось углубиться в свидетельства античных писателей (о восточных походах Александра Македонского, о его деятельности по отношению к зороастрийскому жречеству и зороастрийцам, об эллинской и зороастрийской религии и мифологии), в тексты Авесты и Ригведы, манихейские трактаты, произведения пехлевийской религиозной литературы, сочинения армянских, византийских, сирийских, арабских историков и географов.

В результате этой работы впервые в отечественной и зарубежной науке был проведён «систематический анализ объективности обвинений, выдвинутых в адрес Александра Македонского в рамках зороастрийской традиции, а также представлены аргументы, доказывающие несостоятельность этих обвинений; систематизирован материал о жертвоприношениях, совершённых македонским царём на территории Ирана и Индии, разработаны критерии для определения их религиозно-этнической принадлежности, сделан вывод об их эллинском (противоречащем культовым установлениям зороастризма) характере; на основании комплексного изучения источников подвергнут критике устоявшийся в исторической науке тезис о «симпатиях» Александра Македонского к зороастризму, обосновывавшийся попыткой царя ввести обычай проскинезы при греко-македонском дворе; выделены этапы эволюции отношения македонского правителя к зороастризму, определены её причины, пересмотрен тезис об активном участии зороастрийского жречества в антимакедонской борьбе населения Ирана как главной причине, долгое время препятствовавшей сближению Александра и магов, аргументирован тезис о первоначально пассивном отношении магов к греко-македонским завоевателям; проведён анализ зороастрийской квазиисторической традиции, выявлены место и роль Александра Македонского в этой традиции, сделан вывод о том, что определяющим фактором здесь является существование квазиисторического цикла «Александр Македонский - Ардашир Папакан», созданного зороастрийским жречеством в сасанидское время» [2, с. 3-4].

5

В 2012 г. Игорю Александровичу Спиваку присвоено учёное звание доцента. За время работы в Таврическом национальном университете им. В. И. Вернадского, в 2014 г. ставшем Крымским федеральным университетом им. В. И. Вернадского, им подготовлены общие лекционные курсы для студентов исторического факультета: «Введение в специальность», «История древнего Востока», «Историческая хронология», «История ислама», «История мировых религий»; а также специальные курсы: «История Западной Римской империи», «Проблемы истории зороастризма», «Распространение ислама в Крыму», «Восточные походы Александра Македонского», «Исламская цивилизация: история и современность». Он также читает лекции студентам Института иностранной филологии КФУ.

Последнее десятилетие научной деятельности Игоря Александровича отмечено особенным интересом к происхождению, культовой практике, истории и особенностям современного ислама. В его статьях, посвящённых этой мировой религии, затрагиваются разнообразные вопросы: религиозная ситуация в Аравии накануне возникновения ислама; взаимоотношения раннего ислама, авраамических религий и зороастризма; возникновение и становление различных исламских культовых практик и поведенческих норм (азан, время и порядок молитвы, запрет винопития).

Особенно ценными и перспективными представляются исследования о формировании догматики и ритуалистики в раннем исламе. Интересен вывод о том, что для становления ислама как вероучения и как системы культовых и этических норм первоочередным являлось противостояние не иудаизму или христианству, а собственно аравийскому язычеству (к сожалению, недостаточно изученному). Именно здесь следует видеть и запрет потребления вина (точнее, недопустимость опьянения); что же до противопоставления исламского запрета иудейскому и христианскому винопитию, то оно является более поздним. Ещё один немаловажный вывод автора, сделанный в процессе изучения мусульманского предания, - роль ежедневной пятикратной молитвы в качестве ритуальной дистанции между мусульманами и немусульманами. Уже к 622 г. наметились формы ежедневной молитвы, которые отличали раннемусульманскую общину, прежде всего, от последователей аравийского язычества. Несколько позднее появились установления, сформировавшие ритуальную дистанцию между последователями Мухаммада, зороастрийцами и иудеями.

Очень интересны и обращения Игоря Александровича к проблемам периодизации истории ислама (включая новейшее время), этапов развития исламского радикализма. Для последнего И. А. Спиваком выделены основные и устойчивые идеологемы, характерные как для средневекового периода, так и для нового и новейшего времени.

Работы И. А. Спивака отличает не только глубокий историко-культурный анализ текста источников, но и внимательное отношение к собственно мусульманскому восприятию священного предания. Такой подход позволяет разрешить некоторые противоречия в современном религиоведении - разрешить и обратиться непосредственно к тем смыслам, которые вполне очевидны для носителей исламского мировоззрения. К примеру, сложившееся в научной

6

литературе разделение причин установления той или иной ритуальной практики на «рациональные» и «мистические» актуально только для западного востоковедения. Для собственно мусульманской традиции очевидно, что откровение, зафиксированное в Коране, может содержать как рациональные, полезные для человека, так и сверхъестественные основания. Именно в этом ключе можно наиболее полно понять текст Корана и хадисов, в том числе упоминания о недопустимости опьянения как в этическом, так и в мифологическом контекстах.

Наконец, нужно отметить ценный вклад И. А. Спивака в методологию преподавания истории ислама. Его учебно-методическое пособие «История раннего ислама» полезно не только историкам и гуманитариям вообще, но и любому человеку, желающему понять истоки современной этноконфессиональной ситуации в мире.

Очевидно, что живой исследовательский интерес требует вдумчивой работы с текстами источников, желательно (точнее - просто необходимо) - на языке оригинала. Ещё в студенчестве И. А. Спивак имел опыт знакомства с древними языками - древнегреческим, латынью. Теперь же обращение к проблемам истории ислама потребовало взяться за арабский язык - систему логичную и красивую, но так непохожую в своей стройной логике на индоевропейские языки. Первоначально И. А. Спивак изучал арабский язык в исламском культурном центре «Альраид» (г. Симферополь). В 2018 г. состоялась поездка в Иорданию, где Игорь Александрович успешно прошёл курс обучения арабскому языку в лингвистическом центре «Тавасуль» (г. Амман). Конечно, это только один из этапов на большом и нелёгком пути совершенствования в языке. Но, полагаем, настойчивость исследователя и даже - так необходимая настоящему учёному! -некоторая одержимость на этом пути очень скоро приумножат уже имеющиеся успехи.

И. А. Спивак - автор более тридцати научных работ и учебно-методических пособий, участник многих научных конференций, посвящённых проблемам востоковедения. В свои лекционные курсы и семинарские занятия Игорь Александрович активно включает результаты собственных исследований, много внимания уделяет анализу научных разработок отечественных и зарубежных историков, религиоведов. Это вызывает у студентов интерес, многие изъявляют желание работать над курсовыми и дипломными сочинениями под его научным руководством. Способствует этому и то, что И. А. Спивак - прирождённый оратор, педагог. Его лекции отличаются не только научной глубиной, но и блестящим стилем, эмоциональностью, умением включить в сложный в научном отношении материал интересные факты, яркие цитаты, стихотворные строки (в том числе и из собственных поэтических произведений).

Игорь Александрович - любимец студентов, видящих в нём не только выдающегося лектора, но и советника, помощника. С 2008 по 2017 г. он исполнял обязанности заместителя декана исторического факультета по воспитательной работе. Эту тяжёлую и далеко не всегда благодарную работу выполнял безукоризненно, зачастую в ущерб собственным делам и интересам.

7

В 2016 г. И. А. Спивак создал и возглавил работу Клуба востоковедов при кафедре истории древнего мира и средних веков. Клуб пользуется популярностью у студентов, на его заседаниях обсуждаются актуальные проблемы истории ислама.

В течение многих лет (со студенческой скамьи и до сих пор) Игорь Александрович работает в археологических экспедициях на крымских памятниках разных эпох. В 1995 г. он принимал участие в совместной экспедиции Лодзинского и Таврического университетов, исследовавшей готские памятники в районе г. Гданьска (Польша).

Игорь Александрович часто признается в том, что считает себя не столько историком, сколько поэтом. А значит, мы не можем обойти вниманием эту часть его жизни - очевидно, куда большую, чем нам обычно представляется.

Итак, с ранней юности И. А. Спивак увлечён - нет, скорее, захвачен - поэзией. Будучи внимательным и одарённым читателем, прекрасно разбираясь в русской и зарубежной литературе, тонко чувствуя слово, он не мог не отозваться на прочитанное - уже собственным словом. Стихи Спивака читаются именно как отклик на всю мировую поэзию - от древневавилонского эпоса до К. Кавафиса и И. А. Бродского. Они совершенно не «злободневны», не «остроактуальны». Зато они - внешне довольно просты, читаемы, их можно (и обязательно нужно когда-нибудь) спеть:

Медь не звучит, хромает пешеход. Как будто им утрачена опора, качается над морем небосвод, и давит невозможность разговора. Когда язык - почти военнопленный, тяжёлой и солёною луной стреножен и чужой, иноплеменной сочится речью, словом и слюной, не проглотить, не сплюнуть, на позор ли, на славу ли молчащий - всё равно, когда язык, как чёрный камень в горле, как в Чёрном море, падает на дно. Когда горбом имеешь за плечами и жизнь и сушу, тёмная вода клокочет в горле рыбьими речами, как будто камень бросили туда, не перейти молчания, и эха -не разбудить, почти наверняка, когда всё море Чёрное - помеха и яма на пути у языка. Когда нельзя воспользоваться лодкой, аэропланом, помощью, когда, как Атлантидой, лёгкими и глоткой овладевает мёртвая вода -

8

дурная кровь - не сделаешь короче, глотая, волны; колокол, как вол, над Чёрным морем роет яму ночи, не находя утраченный глагол.

(Херсонесский колокол)

Осмелимся предположить, что между историком и поэтом нет непроходимой пропасти: стихи И. А. Спивака «населены» историческими и мифологическими персонажами. Здесь одинокий слепой старец Гомер на берегу моря, Иона во чреве не кита, но городского автобуса, Икар и Ахиллес... И всё это без нарочитой стилизации, архаизации, без упрощения и уплощения героя:

...Закрыврукой незрячие глаза, Подставив спину пламенному зною, Седой старик, отпущенный войною, Бормочет морю странные слова.

И море различает шёпот рока, Склоняют слух немые корабли: Как холодно среди пустынь земли, Тоскливо как! Как одиноко.

(Гомер)

Поэту присуще не только чувство слова, чувство ритма, но и чувство меры. Кажется, не только автор не заигрывается стихами, но и лирический герой не заигрывается в стихах. И автор, и его герой знают, что такое упоение словом, опьянение словом, и при этом они оба предстают пред читателем и слушателем вполне трезвыми и ироничными. В эпоху постмодернизма, добравшегося даже до русской поэзии, в эпоху нагромождения форм в ущерб смыслу и чувству, читать стихи И. А. Спивака - удовольствие и даже немного роскошь (сродни роскоши вдыхать чистый горный воздух):

Хоть десять лет гляди во все глаза, Есть только полночь с запахом чернил, И старый сад, и тени у окна, И кто-то густо небо посолил... (Хоть десять лет гляди во все глаза.)

Я слушаю август и слышу: вода себя на себя умножает и делит. И город плывёт наугад, в никуда асфальтовой рыбой четыре недели...

(Август)

9

Можно согласиться с отзывом Ивана Середина о стихах И. А. Спивака: «Однажды у Есенина спросили: «Как писать стихи?» И Есенин ответил: «Как можно проще, ибо так труднее». Можно сказать, что в какой-то мере Спивак следует завету Есенина... Сказать по-своему о том, что много раз говорили до тебя, можно, только если обладаешь настоящим талантом. И, смеем предположить, Спивак таким талантом обладает».

Вышли в свет два поэтических сборника Игоря Александровича Спивака:

Спивак И. А. Археология небес: стихотворения. - Симферополь: ТПО «Вариант», ТО «Автограф», 1999. - 64 с.

Спивак И. А. Стадий: поэтический сборник. - Саки: ЧП «Предприятие Феникс», 2014. - 128 с.

Подготовлен к печати его третий сборник - «Новь».

Историк и поэт, человек с тонкой душевной организацией, добрый и отзывчивый, Игорь Александрович, однако, твёрд в своих убеждениях. Его доброта и отзывчивость, высокий профессионализм снискали уважение и любовь коллег и учеников.

Поздравляем нашего дорогого юбиляра! Рады его успехам и желаем достижения новых высот в делах научных, педагогических и литературных.

Список использованных источников и литературы

1. Сто лет служения науке и просвещению: исторический факультет Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского / Т. А. Гогунская, Д. В. Дорофеев, А. А. Задерейчук, Д. А. Малышев, А. А. Непомнящий, Э. Б. Петрова, Ж. В. Соколова. - Симферополь: Ариал, 2018. -356 с.

Sto let sluzheniya nauke i prosveshheniyu: istoricheskij fakul'tet Krymskogo federal'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. - Simferopol': Аrial, 2018. - 356 s.

2. Спивак И. А. Олександр Македонський i зороастризм: автореф. дис. ... канд. ют. наук. 07.00.02 -Всесвггня гсторш. - Ки1в, 2007. - 20 с.

Spivak I. А. Аleksandr Makedonskij i zoroastrizm: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. 07.00.02 - vsemirnaya istoriya. - Kiev, 2007. - 20 s.

Leibenson Yu. T., Petrova E. B. For the anniversary of Igor Alexandrovich Spivak.

To the 50th anniversary of Igor Alexandrovich Spivak, who is the Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of the ancient world and the middle ages history of the History Faculty of the Crimean Federal V. I. Vernadsky University, his colleagues prepared an article, which presents the way of life and creative activity of anniversarian. Most of Igor Alexandrovich's life is connected with the University, where he studied and works since 2003 as an assistant at first, then as an Associate Professor of the Department of ancient world and middle ages history. His research interests are related to the study of the history of the ancient world, especially the Hellenistic period, and the history of the East, the Arab world. Religious studies occupy an important place in his scientific research and lectures. His mental qualities and professionalism are highly appreciated by colleagues and students.

Keywords: Igor Spivak, Faculty of History, Crimean Federal V. I. Vernadsky University, ancient history, Oriental studies, religious studies.

10

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». Том 5 (71), № 4. 2019 г.

НАУЧНЫЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДЫ КАНДИДАТА ИСТОРИЧЕСКИХ НУК, ДОЦЕНТА И. А. СПИВАКА

1997

1. Спивак И. А. Дуализм мира (Восток-Запад) в исторической концепции Геродота // Востоковедный сборник. - Симферополь, 1997. - Вып. 1.- С. 139-151.

1999

2. Спивак И. А. Религия как откровение // Востоковедный сборник. - Симферополь, 1999. -Вып. 3.- С. 20-39.

2002

3. Ствак I. О. Ахеметдська проблема в кторп зороастризму // Востоковедный сборник. -Симферополь, 2002. - Вып. 5. - С. 114-121.

4. Спивак И. А. Причины возникновения зороастризма: к вопросу методологии религиоведческого анализа // Учёные записки ТНУ им. В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». - 2002. - Т. 15. - № 1 (54).- С. 96-99.

5. Спивак И. А. Персы и эллины в Анабазисе Ксенофонта // Античный мир и археология Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. - Вып. 11. - С. 13-15.

2004

6. Спивак И. А. О «злодеяниях» Александра // Учёные записки ТНУ им. В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». - 2004. - № 1(56). - Т. 17. - С. 106-118.

2007

7. Спивак И. А. Зороастрийские симпатии Александра Великого // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - Симферополь, 2007. - Вып. 13. - С. 383-400.

8. Спивак И. А. Александр Македонский и маги // Культура народов Причерноморья. Симферополь, 2007. - Вып. 104. - С. 96-99.

9. Ствак I. О. Олександр Македоньский i зороастризм: автореф. дис. ... канд. ют. наук / 1нститут сходознавства iм. А. Кримського НАН Украши. - Кив, 2007. - 20 с.

2008

10. Спивак И. А. Царская власть и религия в Персии до Александра по данным зороастрийских источников // Херсонесский колокол: сб. науч. ст., посв. 70-летию со дня рождения и 50-летию научной деятельности В. Н. Даниленко / Крымский филиал Института археологии НАНУ. -Симферополь: СОНАТ, 2008. - С. 160-174.

11. Спивак И. А. Памяти Виталия Николаевича Даниленко // Бахчисарайский историко-археологический сборник. - Симферополь: Антиква, 2008.- Вып. 3.- С. 389-395.

2009

12. Спивак И. А. Система письма в ахеменидском Иране и проблема фиксации текстов Авесты // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 2009. - Вып. 169.- С. 173-185.

13. Спивак И. А Ахеменидская Авеста через призму античных источников // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 2009. - Вып. 171. - С. 204-219.

14. Спивак И. А. Валахш Аршакид приказал // Культура народов Причерноморья. -Симферополь, 2009. - Вып. 174 . - Т. 2.- С.63-68.

15. Спивак И. А. Учебно-методическое пособие по спецкурсу «Проблемы истории раннего ислама». - Симферополь: Изд-во ТНУ им. В. И. Вернадского, 2009. - 47 с.

2010

16. Спивак И. А. Авеста и Александр: зороастрийское предание в свете данных исторической географии // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 2010. - Вып. 173. - Т. 2. - С. 175-179.

НАУЧНЫЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДЫ КАНДИДАТА ИСТОРИЧЕСКИХ НУК, ДОЦЕНТА И. А. СПИВАКА

17. Спивак И. А. Александр Македонский и храмовые Центры Ахеменидов // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 2010. - Вып. 174. - Т. 1. - С. 222-228.

2011

18. Спивак И. А. Учебно-методическое пособие по курсу «История древнего Востока». -Симферополь: Изд-во ТНУ им. В. И. Вернадского, 2011. - 49 с.

2012

19. Спивак И. А. Мухаммад, иудеи и христиане по данным Ибн Хишама // IV научные чтения памяти У. Боданинского, Бахчисарай, 17-19 октября 2012. - Бахчисарай, 2012. - С. 32.

2013

20. Спивак И. А. «Религиозная политика Александра Македонского» - тридцать шесть лет спустя // Учёные записки ТНУ им. В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». - Симферополь, 2013. - Т. 26(65). - № 1. - С. 167-177.

2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Спивак И. А. Проблема периодизации в преподавании истории ислама // Материалы Всероссийской науч. конференции «Университетская корпорация». - Казань, 2014. - С. 215-220.

22. Спивак И. А. Христиане Аравии в изображении Ибн Хишама // Учёные записки ТНУ им. В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». - Симферополь, 2014. - Т. 27(66) - № 4. - С. 84-92.

2015

23. Спивак И. А. На эллинско-варварском пограничье: Крым в древности // История Крыма. -М.: ОЛМА, 2015. - С. 10-35.

24. Спивак И. А. Возникновение азана в свете мусульманских преданий // Учёные записки КФУ им. В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». - Симферополь, 2015. - Т. 22(67).- № 1. -С. 72-85.

25. Спивак И. А. Аравийское язычество: почему нет? // Учёные записки КФУ им.

B. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». - Симферополь, 2015. - Т. 1(67). - № 4. - С. 59-74.

2016

26. Спивак И. А. Этапы развития радикализма в исламе: попытка периодизации // Дни науки КФУ им. В. И. Вернадского: сборник тезисов участников II науч. конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых учёных. - Симферополь, 2016. -

C. 343-344.

27. Спивак И. А. О запрете винопития в исламе // Учёные записки КФУ им. В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». - Симферополь, 2016. - Т. 2(68). - № 1. - С. 237-248.

2017

28. Спивак И. А. Ислам и джахилийа: молитва как мера ритуальной дистанции // Учёные записки КФУ им. В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». - Симферополь, 2017. - Т. 3 (69). - № 1. -С. 140-153.

29. Спивак И. А. Обрядность как маркер религиозной самоидентификации раннемусульманской общины // Конвергентные технологии XXI: вариативность, комбинаторика, коммуникация. Сб. науч. трудов. Серия «Гуманитарные науки». - 2017. - С. 218-223.

2019

30. Спивак И. А. ИД ал-АДХА: споры, значение и правила праздника // Учёные записки КФУ им. В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». - Симферополь, 2019. - Т. 5(71). - № 2.- С. 7999.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.