Научная статья на тему 'К юбилею Эвальда Фридриховича Зеера'

К юбилею Эвальда Фридриховича Зеера Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
94
45
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы —

Эвальд Фридрихович Зеер ведущий отечественный психолог, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «К юбилею Эвальда Фридриховича Зеера»

К ЮБИЛЕЮ ЭВАЛЬДА ФРИДРИХОВИЧА ЗЕЕРА

Эвальд Фридрихович Зеер - ведущий отечественный психолог, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Эвальд Фридрихович родился 21 августа 1938 г. в г. Энгельс Саратовской области. В 1964 г. окончил Нижнетагильский пединститут, с 1964 по 1967 г. преподавал в этом же вузе. С 1967 по 1970 г. был аспирантом АПН СССР (г. Москва). В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1989 г. -докторскую диссертацию. С 1982 г. работает в Российском государственном профессионально-педагогическом университете.

На научно-профессиональное становление Э. Ф. Зеера большое влияние оказали академик РАО Е. А. Климов, доктора психологических наук Т. В. Кудрявцев, Л. А. Регуш.

Эвальд Фридрихович является основателем единственной в России научной школы, исследующей целостный и непрерывный процесс становления личности в профессионально-образовательном пространстве в единстве его психологических и педагогических составляющих.

Основная проблематика его исследований - психология профессионального становления личности: периодизация профессионального развития, профессионально обусловленные деструкции, психотехнологии социально-профес-сиональнык достижений. С 1995 г. ученый исследует проблемы развития профессионального образования. Под его руководством быми разработаны психо-лого-педагогические основы профессионально-педагогического образования: модель деятельности и личности инженера-педагога, эффективная парадигма личностно развивающего образования, а также научно-методическое обеспечение профессионально-образовательного процесса, которые во многом определили развитие профессионально-педагогического образования в стране.

Об актуальности и научной новизне, теоретической и практической значимости исследований, проводимых под руководством Э. Ф. Зеера, свидетельствуют получаемые ежегодно гранты Минобразования РФ и РГНФ, а также его выступления и публикации на международнык и всероссийских научно-практических конференциях по проблемам личностно развивающего профессионального образования.

Прикладные аспекты психологии профессионального образования стали основой научно-психологического обеспечения подготовки ремесленников-предпринимателей Международного российско-германского проекта «Возрождение ремесленничества России через образование».

128

Образование и наука. 2008. № 7 (55)

Э. Ф. Зеер впервые в стране организовал подготовку практических психологов для системы базового профессионального образования, владеющих уникальными современными технологиями по отбору и оценке персонала на основе компетенций.

Результаты исследований Э. Ф. Зеера обобщены в монографиях «Профессиональное становление личности инженера-педагога» (Свердловск, 1988); «Личнос-тно ориентированные технологии профессионального развития специалиста» (Екатеринбург, 1999); «Психология личностно ориентированного профессионального образования» (Екатеринбург, 2000); «Профессионально-образовательное пространство личности» (Екатеринбург, 2002); «Личностно-развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2006) и др., а также в учебнык пособиях «Психология профессий» (М., 2001); «Психология профессионального образования» (М., 2003); «Основы профориентологии» (М., 2005); «Психология профессиональнык деструкций» (М., 2005); «Психология профессионального развития» (М., 2006). Всего опубликовано более 250 работ, в том числе 9 монографий, 16 учебнык пособий и 26 научно-методических пособий, 21 статья в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

О признании его продуктивной научно-педагогической деятельности свидетельствуют Почетные знаки «Отличник народного просвещения» (1975), «Отличник профтехобразования СССР» (1985), «Заслуженный деятель науки РФ» (1996), медаль К. Д. Ушинского (1995), премия Правительства РФ в области образования (2007), многочисленные Почетные грамоты за достижения в области педагогической и психологической науки и т. д.

Научные исследования Э. Ф. Зеера получили признание не только в России, но и за рубежом. Европейским педагогическим обществом ему была присуждена Международная премия «За интеграцию систем образования Европы» (1993). Под его руководством защищено 5 докторских диссертаций и 46 кандидатских.

Результаты исследований ученого внедряются в практику профессионального образования через систему аттестаций, технологии профессионального развития специалистов, а также психологическое сопровождение педагогов базового и высшего профессионального образования.

Эвальд Фридрихович Зеер - крупный ученый, смело выщвигающий и реализующий масштабные идеи, это не только исследователь, но и организатор, а главное, инициатор многих научных проектов, привлекающих к нему ученых других школ и направлений. Его творческая активность и продуктивность достойна восхищения, а социальная ответственность, профессиональная честность, настойчивость в достижении поставленных целей - образец профессионального поведения ученого.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Выражаем свою любовь и глубокое уважение Вам, дорогой Эвальд Фридрихович! Желаем здоровья, творческого долголетия и профессионального самосохранения!

Коллеги

Образование и наука. 2008. № 7 (SS)

129