Г. Б. Корнетов
К ЮБИЛЕЯМ э. Д. ДНЕПРОВ А И Б. М. БИМ-БАДА
УДК 37(091) ББК 74.03(2)6
10 декабря исполнилось бы 80 лет со дня рождения Эдуарда Дмитриевича Днепрова, ушедшего ив жизни 6 февраля 2015 г.; 28 декабря исполнилось75 лет Борису Михайловичу Б и м-Б аду. Э. Д. Днепров и Б. М. Бим-Бад внесли выдающийся вклад в развитие российской истории педагогики.
Ключевые слова: Э. Д. Днепров; Б. М. Бим-Бад; российская история педагогики.
G. Kornetov
For e. d. dneprovs and b. m. bim-bad's
anniversaries
Of the 10-th of December, would have turned 80 years since the birth of Edward Dneprov, who departed this life February 6, 2015; and of the 28-th of December, we will celebrate 75 years old of Boris Bim-Bud. E. Dneprov and B. Bim-Bad has made an outstanding contribution to the development of Russian history of education.
Key words: E. D. Dneprov; B. M. Bim-Bad; Russian history of education.
Декабрь 2016 г. ознаменовался двумя юбилеями, весьма значимыми для отечественной истории педагогики. 10 декабря исполнилось бы 80 лет со дня рождения Эдуарда Дмитриевича Днепрова, ушедшего из жизни 6 февраля 2015 г.; 28 декабря исполнилось
75 лет Борису Михайловичу Бим-Баду.
Э. Д. Днепров сегодня воспринимается, прежде всего, как реформатор российского образования, государственный и общественный деятель. С 1987 и до 2016 г. он самым актив-
ным образом влиял на образовательную политику в нашей стране. Э. Д. Днепров был одним из признанных лидеров общественно-педагогическо-го движения конца 1980-х — начала 1990-х гг. Он создал и возглавил временный научно-исследовательский коллектив «Базовая школа» (1988-1989), разработавший документы, которые легли в основание переустройства российского образования в первой половине 1990-х гг. В 1990— 1992 -м гг. Э. Д. Днепров был последним министром образования РСФСР и первым министром образования Российской Федерации. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. он активно участвовал в разработке и продвижении программы модернизации российского образования. Позднее Э. Д. Днепров являлся одним из руководителей программы разработки государственных образовательных стандартов общего образования первого поколения1.
С именем Б. М. Бим-Бада многие преимущественно связывают возрождение педагогической антропологии в отечественной науке, а также создание в 1989 г. первого в СССР негосударственного высшего вуза — Российского открытого университета (РОУ). На его базе, а также на базе
Института повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин университетов и педагогических вузов Российской академии образования в 1996 г. по инициативе £>. М. Бим-Бада и первого президента РАО А. В. Петровского был создан Университет Российской академии образования, возглавляемый Б. М. Бим-Бадом до 2003 г.2
Однако в моем сознании и Э. Д. Днепров, и Б. М. Бим-Бад — это, прежде всего, историки педагогики. Последним прижизненным изданием, осуществленным Э. Д. Днепровым в 2014 г., была книга «Очерки историографии образования и педагогики дореволюционной России»3. В ней он говорит о том, что «история педагогики — область педагогической науки, изучающая историческое развитие педагогического знания и педагогической практики в их диалектическом единстве, конкретно-исторических формах, взаимосвязи с настоящим и будущим... Ее задачи — воссоздать целостную картину историко-педагогического и современного педагогического процесса, раскрыть и объяснить закономерности его развития»4.
Вышедшая недавно книга Б. М. Бим-Бада называется «История и теория педагогики. Очерки»5. В
1 См.: Корнетов Г. Б. 75 лет Эдуарду Дмитриевичу Днепрову // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 1 (21). С. 49-59.
2 См.: Корнетов Г. Б. 70 лет Борису Михайловичу Бим-Баду // Психолого-педагогичес-кий поиск. 2012. № 1 (21); Academia: Педагогический журнал Подмосковья. 2015. № 2. С. 65-68.
3 Днепров Э. Д. Очерки историографии образования и педагогики дореволюционной России. М.: Мариос, 2014. 232 с.
4 Днепров Э. Д. Очерки историографии образования и педагогики... С. 219.
5 Бим-Бад Б. М. История и теория педагогики. Очерки: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2016. 274 с.
этой книге он, в частности, пишет: «История педагогики позволяет найти корни современных назревших вопросов и обнаружить направления их разрешения. История позволяет проследить и уяснить, какие решения похожих, подобных вопросов уже были опробованы, использовались и к каким они привели результатам. История — противоядие как от легкомысленного псевдоноваторства, так и от немотивированного консерватизма. Она учит здравомыслию: не все новое хорошо только потому, что оно новое, но и, наоборот, не все старое хорошо только потому, что оно выверено долголетней практикой»1.
С Борисом Михайловичем я познакомился осенью 1981 г., работая по распределению после окончания МГПИ им. В. И. Ленина учителем истории в одной из московских школ. У себя дома он продолжал семинар, который был во второй половине 1970-х гг. основан его другом, философом Э. В. Ильенковым (1924-1979). На этом семинаре обсуждались самые различные проблемы гуманитарного знания. Участниками семинара были такие интересные люди, как историк педагогики из г. Владимира, в будущем член-корреспондент Академии педагогических наук Ф. А. Фрадкин (1933- 993) и слепоглухой А. В. Суворов, ставший впоследствии доктором психологических наук и профессором. Значительное внимание Б. М. Бим-Бад уделял обсуждению педагогического наследия прошлого. Обращение к «Государству» Платона
и «Эмилю» Ж.-Ж. Руссо лучше позволяло понять, что происходило в советской школе эпохи застоя, как лучше воспитывать и обучать детей, на какие идеалы при этом ориентироваться, какими способами реализовы-вать их на практике. Именно Борис Михайлович пробудил во мне интерес к истории педагогики и привел в Институт общей педагогики АПН СССР (позднее Институт теории и истории педагогики РАО) где с осени 1983 г стал работать в лаборатории истории школы и педагогики за рубежом. Первый человек, с которым меня познакомил Б. М. Бим-Бад в институте, был его близкий друг Э. Д. Днепров, заведовавший в то время лабораторией истории школы и педагогики дореволюционной России.
На период с 1983 по 1987 гг. приходится время интенсивного исто-рико-педагогического творчества Б. М. Бим-Бада и Э. Д. Днепрова, оказавшее огромное влияние на развитие истории педагогики в нашей стране. С 1987 г. Эдуард Дмитриевич сосредоточил свое внимание на решении проблем реформирования современного отечественного образования. В том же году Борис Михайлович стал членом ВНТК «Школа-1», созданного и возглавляемого вице-президентом Академии Наук СССР Е. П. Велиховым. Его заместителем и реальным руководителем временного коллектива был А. Л. Семенов, ныне ректор Московского педагогического государственного университета. Б. М. Бим-Бад сосредоточился на разработ-
1 Бим-Бад Б. М. История и теория педагогики... С. 14.
ке новой модели образования, позднее продолжив эту работу уже под руководством Э. Д. Днепрова во ВНИК «Базовая школа», а затем создал РОУ. Однако и Борис Михайлович, и Эдуард Дмитриевич и в последующие годы продолжали разрабатывать проблемы истории педагогики.
В 1983-1987 гг. Э. Д. Днепров совместно с коллективом возглавляемой им лаборатории (Л. С. Геллерштейн, Р. Л. Доватор, С. Ф. Егоров, О. Е. Кошелева, Л. В. Мошкова и др.) сосредоточился на подготовке двух томов из многотомной серии «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР», издаваемой АПН СССР. Это были первый том, посвященный эпохе до XVII в.,1 и второй, посвященный концу XIX — началу XX в2. Б. М. Бим-Бад в эти годы интенсивно работал над своей докторской диссертацией, посвященный антропологическим основаниям педагогических течений в западной и российской педагогике начала XX в.3
На фоне окружавших меня в Институте общей педагогики историков педагогики Э. Д. Днепров и Б. М. Бим-Бад выделялись смелостью мысли, оригинальностью подходов, огромной эрудицией, яркими выступлениями и блестящими текстами.
Эдуард Дмитриевич был погружен в изучение историографии дореволюционной отечественной педагогики. На этой основе он формулировал свое понимание истории педагогики как отрасли знания, вычленял наиболее значимые и перспективные исследовательские проблемы, разрабатывал методологию историко-педагогических исследований. Борис Михайлович, хорошо знакомый с новейшими достижениями западной науки, что было большой редкостью во время тотального идеологического террора советского государства, а также прекрасно знавший зарубежную и отечественную историко-педагогическую научную традицию, формулировал новаторское видение истории педагогики, ее задач и возможностей, исследовательских подходов и концептуальных схем. При этом, если Э. Д. Днепров, будучи профессиональным историком, учеником профессора А. В. Предтеченского и академика М. В. Нечкиной, в полном объеме привносил в историю педагогики достижения исторический науки, то Б. М. Бим-Бад, пришедший в историю педагогики из дидактики и несколько лет сотрудничавший с И. Я. Лернером, делал акцент на антропологическую проблематику.
Именно Э. Д. Днепров и Б. М. Бим-Бад в 1983—1987 гг., по сути,
1 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / отв. ред. Э. Д. Днепров. М.: Педагогика, 1989. 479 с.
2 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. М.: Педагогика, 1991. 448 с.
3 Бим-Бад Б. М. Антропологические основания важнейших течений в мировой педагогике: первая половина XX века: дис. ... в форме научн. докл. М., 1994. 56 е.; Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века: лекции по педагогической антропологии и философии образования. М.: РОУ, 1994. 239 с.
заложили тот фундамент, на котором в последующие годы осуществлялась перестройка российской истории педагогики, стремящейся преодолеть классовую тенденциозность и методологическую однобокость советской науки. Важно подчеркнуть, что и они сами активно участвовали в этом процессе, никогда не покидая поля исто-рико-педагогических исследований.
В середине 1980- гг. Э. Д. Днепров собрал огромный материал и опубликовал цикл статей, посвященный истории отечественного образования1. На основе этих материалов и статей он в 2011 г. издал двухтомную монографию «Российское образование в XIX — начале XX века»2, которая, по мнению многих специалистов, является лучшим на сегодняшней день исследованием истории дореволюционного отечественного образования.
Б. М. Бим-Бад осуществил масштабную антропологическую концептуализацию истории и теории педагогики, которые он всегда рассматривал в неразрывном единстве. В середине 1980-х гг. Б. М. Бим-Бад сосредоточился на разработке этой проблематики, продолжая работу по настоящее время3.
1 См.: Перечень основных публикаций академика Российской академии образования, министра образования РФ в 1990-1992 гг. Эдуарда Дмитриевича Днепрова [электронный ресурс] // Цг1.: http://old.gnpbu.ru/downloads/Dneprov/Dneprov_publications.pdf
2 Днепров Э. Д. Российское образование в XIX - начале XX века: в 2 т. Т. 1. Политическая история российского образования. М.: Мариос, 2011. 648 е.; Т. 2. Становление и развитие системы российского образования. М.: Мариос, 2011. 672 с.
3 Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. 223 с.
4 Корнетов Г. Б. Методологические и источниковедческие проблемы исследования древнейшей истории воспитания // Теоретико-методологические вопросы истории педагогики: сб. научн. тр. / отв. ред. Б. М. Бим-Бад, К. И. Салимова. М.: Изд. АПН СССР, 1986. С. 42-60.
5 Мудрость воспитания: Книга для родителей / сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1987. 288 е.; 2-ое изд., доп. М.: Педагогика, 1989. 304 с.
В конце 1983 г. Э. Д. Днепров попросил нас с Б. М. Бим-Бадом подготовить раздел для первого тома «Очерков истории школы и педагогической мысли», посвященный первобытному воспитанию. Раздел был написан, но не включен в текст тома, так как издательство резко сократило объем книги. При работе над разделом Б. М. Бим-Бад ввел в оборот историко-педагогической науки огромный материал по этнографии и истории детства, значительная часть которого не была до этого востребована советскими историками педагогики. Под влиянием идей Б. М. Бим-Бада я написал свою первую научную статью, посвященную методологическим и источниковедческим проблемам изучения древней истории воспитания4. В 1988 г. я успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Становление и развитие воспитания в доклассовом обществе».
В1985 г. Э. Д. Днепров предложил Б. М. Бим-Баду и мне подготовить для издательства «Педагогика» на-учно-популярную книгу, получившую название «Мудрость воспитания»5. Книга была издана дважды в 1987 и
1989 гг. Она являлась хрестоматией, в которой историко-педагогические тексты от Демокрита и Платона до Б. Рассела и С. Соловейчика были выстроены не хронологически, а в логике рассматриваемых вопросов. Так было наглядно продемонстрировано единство истории педагогики и ее современной проблематики.
И покойный Э. Д. Днепров, и ныне здравствующий Б. М. Бим-Бад не только до самого последнего времени публиковали интереснейшие историко-педагогические работы, но также активно участвовали в жизни сообщества отечественных историков педагогики. Они были постоянными участниками Международных конференций « Историко-педагогическое
знание в начале III тысячелетия» и Национальных форумов российских историков педагогики, которые ежегодно проводятся в Академии социального управления (г. Москва)1. Участники указанных мероприятий всегда с большим вниманием слушали их выступления, изучали представленные ими тексты.
Сегодня история педагогики в нашей стране не может быть адекватно осмыслена без учета того вклада, который внесли в ее развитие Э. Д. Днепров и Б. М. Бим-Бад. Их научное творчество остается важным источником познания педагогического прошлого человечества, осмысления проблем теории и практики современного образования.
1 См.: Астафьева Е. Н. Историко-педагогические исследования в Академии социального управления // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: история педагогики как педагогическая и историческая наука: материалы Десятой международной научной конференции. Москва, 13 ноября 2014 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2014. С. 42-45; Астафьева Е. Н. Постигая историю педагогики. К итогам Третьего Национального форума российских историков педагогики // Academia: Педагогический журнал Подмосковья. 2015. № 2. С. 59-62; Астафьева Е. Н. Восхождение к истории педагогики // Academia: Педагогический журнал Подмосковья. 2015. № 4. С. 57-63; Астафьева Е. Н. Познавательный и образовательный потенциал истории педагогики // Academia: Педагогический журнал Подмосковья. 2016. № 2. С. 59-62
Список литературы
1. Астафьева, Е. Н. Восхождение к истории педагогики / Е. Н. Астафьева / / Academia: Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 4. — С. 57-63.
2. Астафьева, Е. Н. Историко-педа-гогические исследования в Академии социального управления / Е. Н. Астафьева / / Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: история педагогики как педагогическая и историческая наука: материалы Десятой международной научной конференции. Москва, 13 ноября 2014 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. — М. : АСОУ, 2014. - С. 42-45.
3. Астафьева, Е. Н. Познавательный и образовательный потенциал истории педагогики / Е. Н. Астафьева / / Academia: Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 2. - С. 59-62.
4. Астафьева, Е. Н. Постигая историю педагогики. К итогам Третьего Национального форума российских историков педагогики / Е. Н. Астафьева / / Academia: Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 2. — С. 59-62.
5. Бим-Бад, Б. М. Антропологические основания важнейших течений в мировой педагогике: первая половина XX века : дис. ... в форме научн. докл. / Б. М. Бим-Бад. - М., 1994. - 56 с.
6. Бим-Бад, Б. М. Историяитеорияпе-дагогики. Очерки: учеб. пособие для вузов / Б. М. Бим-Бад. - М. : Юрайт, 2016. - 274 с.
7. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология: учебник и практикум / Б. М.
Бим-Бад. - М. : Юрайт, 2015. - 223 с.
8. Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале XX века: лекции по педагогической антропологии и философии образования / Б. М. Бим-Бад. — М. :
РОУ, 1994. - 239 с.
9. Днепров, Э. Д. Очерки историографии образования и педагогики доре-
волюционной России / Э. Д. Днепров.
- М. : Мариос, 2014. - 232 с.
10. Днепров, Э. Д. Российское образование в XIX — начале XX века: в 2 т. Т. 1. Политическая история российского образования. — М.: Мариос, 2011. — 648 е.; Т. 2. Становление и развитие системы российского образования. — М. : Мариос,
2011. - 672 с.
11. Корнетов, Г. Б. 70 лет Борису Михайловичу Бим-Баду / Г. Б. Корнетов / / Психолого-педагогический поиск.
- 2012. - № 1 (21).
12. Корнетов, Г. Б. 75 лет Эдуарду Дмитриевичу Днепрову / Г. Б. Корнетов / / Психолого-педагогический поиск.
- 2012. - № 1 (21). - С. 49- 59.
13. Корнетов, Г. Б. Методологические и источниковедческие проблемы исследования древнейшей истории воспитания / Г. Б. Корнетов // Теоретико-методоло-гические вопросы истории педагогики: сб. научн. тр. / отв. ред. Б. М. Бим-Бад, К. И. Салимова. -М. : Изд. АПН СССР, 1986. - С. 42-60.
14. Мудрость воспитания: Книга для родителей / сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. — М. : Педагогика, 1987. — 288 е.; 2-ое изд., доп. — М. : Педагогика, 1989. — 304 с.
15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX
- начало XX в. / Отв. ред. Э. Д. Днепров.
- М. : Педагогика, 1991. - 448 с.
16. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / отв. ред. Э. Д. Днепров. — М. : Педагогика,
1989. - 479 с.
17. Перечень основных публикаций академика Российской академии образования, министра образования РФ в 1990—1992 гг. Эдуарда Дмитриевича Днепрова [электронный ресурс] // Url.: http: / / old.gnpbu.ru/downloads/Dneprov/ Dneprov_publications.pdf