Научная статья на тему 'К ВЫЯВЛЕНИЮ УГАСШИХ ТЕКСТОВ НА РОСПИСИ ДИОНИСИЯ В СОБОРЕ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ: ОПТИКО-ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К УСИЛЕНИЮ КОНТРАСТНОСТИ ТЕКСТА'

К ВЫЯВЛЕНИЮ УГАСШИХ ТЕКСТОВ НА РОСПИСИ ДИОНИСИЯ В СОБОРЕ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ: ОПТИКО-ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К УСИЛЕНИЮ КОНТРАСТНОСТИ ТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
85
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРЕСКИ / ЖИВОПИСЬ ДИОНИСИЯ / ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ / УГАСШИЙ ТЕКСТ / ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ / УФ / ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ / FRESCOES / PAINTING BY DIONYSIUS / ST. FERAPONT MONASTERY / FADED INSCRIPTIONS / DIGITAL PHOTOGRAPHY / UV / LUMINESCENCE

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Жижин М. Н., Брегман Н. Г., Андреев А. В., Пойда А. А., Поляков А. Н.

В 2016 г. участники проекта представили результаты исследований по выявлению угасших текстов на свитках в руках святителей, изображенных на композициях в алтарной части в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Было показано, что при фотографировании в УФ-освещении в ближнем спектральном диапазоне 350-400 нм значительно усиливается контрастность текста на получаемых изображениях. В результате, удалось достоверно прочитать тексты на всех композициях в алтарной части собора. Однако природа оптико-физических явлений, приводящих к выявлению угасших текстов, не была тогда установлена в полной мере. В частности, осталась невыясненной значимость вкладов от явления люминесценции на биологических загрязнениях в микроструктуре поверхности левкаса и от явлений отражения/рассеяния/поглощения УФ-лучей на левкасе и глауконите - пигменте, который использовался Дионисием при написании текстов. В ходе недавних исследований удалось выяснить, что все эти явления дают значимые и взаимно дополняемые вклады в наблюдаемый эффект усиления контрастности текста. В данной заметке мы представляем анализ основных оптико-физических аспектов, приводящих к этому эффекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Жижин М. Н., Брегман Н. Г., Андреев А. В., Пойда А. А., Поляков А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVEALING FADED INSCRIPTIONS IN PAINTINGS BY DIONYSIUS AT VIRGIN NATIVITY CATHEDRAL AT ST. FERAPONT BELOZERO MONASTERY: OPTOPHYSICAL PHENOMENA LEADING TO CONTRAST INCREASE

In 2016, the project team presented the results of a study dedicated to revealing faded inscriptions over the scrolls held by the saints depicted in the altar paintings of the Virgin Nativity Cathedral at the St. Ferapont Belozero Monastery. The study showed that near-range UV-photography (350-400 nm) produced images with a dramatic increase in contrast of the inscriptions. As a result, all the inscriptions in the altar paintings of the cathedral were read. However, the nature of the optophysical phenomena that had caused this effect remained mostly unknown. In particular, the team could not identify the extent, to which luminescence affects the biological stains on the microstructure of the primer surface. Neither could they determine whether reflection, dispersion and absorption of UV rays affect the primer and glauconite (pigment used by Dionysius for the inscriptions). In the course of recent research, the team managed to prove that the above phenomena indeed contributed to the contrast increase. The paper presents the analysis of the principal optophysical aspects leading to this effect.

Текст научной работы на тему «К ВЫЯВЛЕНИЮ УГАСШИХ ТЕКСТОВ НА РОСПИСИ ДИОНИСИЯ В СОБОРЕ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ: ОПТИКО-ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К УСИЛЕНИЮ КОНТРАСТНОСТИ ТЕКСТА»

М.Н. ЖИЖИН, Н.Г. БРЕГМАН, A.B. АНДРЕЕВ, A.A. ПОЙДА,

А.Н. ПОЛЯКОВ, A.B. ГОВОРОВ, М.В. КАЛМЫКОВА, A.M. НОВИКОВ,

М.А. ГРИГОРЬЕВА, В.А. ИЛЬИН

К ВЫЯВЛЕНИЮ УГАСШИХ ТЕКСТОВ НА РОСПИСИ ДИОНИСИЯ В СОБОРЕ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ: ОПТИКО-ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К УСИЛЕНИЮ КОНТРАСТНОСТИ ТЕКСТА1

Введение

Б 2016 г. мы провели исследования по выявлению угасших текстов на свитках в руках святителей, изображенных на композициях в алтарной части в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре3. Было показано [1], что выявление угасших текстов на свитках святителей, в том числе на южной стене, возможно на фотографиях при УФ-освещении в ближнем спектральном диапазоне 350-400 нм. Б результате специалистам Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника удалось достоверно прочитать все тексты в алтаре [5] и на этой основе уточнить атрибуцию святителей, изображенных на этих композициях. Однако природа оптико-физических явлений при УФ-освещении, которые привели к эффекту усилению контрастности угасших текстов, не была тогда установлена в полной мере. Б настоящей заметке мы приводим результаты исследований 2017 г. оптико-физических явлений, дающих основной вклад в эффект усиления контрастности текстов, выполненных глауконитом на известковом левкасе.

Мультиспектральная фотография для выявления угасших текстов на документах

Метод мультиспектральной фотографии в исследованиях по выявлению угасших текстов документов широко применяется, как минимум, с 50-х годов прошлого столетия.

Например, Д.П. Эрастов [6] представил в деталях методы выявления угасших текстов на документах, в том числе и средневековых, основанные на фотографировании в видимом, УФ- и ИК-спектральных диапазонах за счет различных оптико-физических явлений — отражения, рассеяния и поглощения, а также люминесценции. Б монографии Д.П. Эрастова, в частности, указывается, что выявление угасших текстов возможно при УФ-освещении в ближнем и среднем спектральном диапазонах (300-400 нм) за счет эффектов отражения, рассеяния и поглощения в случаях, когда текст написан чернилами, содержащими металлы, например, железо и галлий. При этом усиление контрастности текста происходит за счет поглощения УФ-лучей металлами при отсутствии этого эффекта на носителе документа. Важным является условие, что чернила образуют слой поверх чистой поверхности основы документа, так как глубина проникновения УФ-лучей вглубь очень незначительна. Отметим, что на объектах нашего исследования тексты выполнены глауконитом — пигментом, содержащим химические соединения железа [и], поверх левкаса — грунтовки, выполненной на известковой основе.

Явление люминесценции также может помочь выявлению скрытых текстов, как отмечает Д.П. Эрастов. К нашим объектам исследований может относиться замечание о том, что люминесценция может происходить на биологических загрязнениях фона при й тушении соединениями железа.

Б монографии приведены и примеры успешного выявления угасших текстов при ИК-освещении за счет явлений отражения/ рассеяния/поглощения и люминесценции.

О методе цифровой мультиспектральной фотографии

Важной, относительно новой, составляющей в методике выявления угасших текстов является цифровая основа современной фотографии. Это позволяет использовать различные математические и ИТ-методы обработки изображений. Важный опыт в этом направлении получен при применении метода мультиспектральной фотографии в астрофизике и дистанционном наблюдении Земли, который стал возможным за счет перехода на цифровые технологии в последние 10 лет. Мы использовали относительно недорогую цифровую зеркальную фотокамеру (DSLR) полупрофессионального класса с доработкой, использующей метод, разработанный для астрофизических исследований [14]. Кремниевые матрицы в лучших современных цифровых фотокамерах мало отличаются от научных приборов по числу (20-60 мпкс) и размеру (2-6 мкм) пикселей, чувствительности (iso 50-102400) и уровню теплового шума [8]. Однако для коррекции цветового баланса в интересах основной массы потребителей производители устанавливают на них светофильтры, блокирующие УФ- и ИК-части спектра. Доработка камеры сводится к замене блокирующего светофильтра на оптически прозрачное стекло с сохранением функции автоматической фокусировки. Б результате спектральная чувствительность камеры была расширена на интервал 340-1100 нм.

В мультиспектральных исследованиях мы используем освещение объекта узкополосными светодиодами и фильтрацию света (отраженного, рассеянного и переизлученного с поверхности объекта) с помощью оптических фильтров на входе фотоаппарата. Б качестве осветителей применялись недорогие светодиодные матрицы мощностью з Вт и спектром излучения от ближнего УФ до ближнего ИК с переменным шагом 50-100 нм. На ил i приведена спектральная характеристика уф светодиода 3 Вт с пиком распределения в точке =382 нм. Отметим, что этот светодиод не излучает длины волн более 410 нм. Далее этот светодиод будет обозначаться как УФ-375 нм (средняя длина волны излучения этого светодиода 375 нм в соответствии с данными производителя [2]).

В исследованиях использовались светофильтры УФС-2 и ЖС-4 (ГОСТ 9411-91), спектральные характеристики которых также приведены на ил i.

Отметим, что спектры используемых светодиода и светофильтров на ил i были получены с помощью спектрофотометра Eye-One ii [9], который позволяет производить спектральный анализ в диапазоне от 370 до 700 нм с шагом ю нм. Для чтения данных от спектрофотометра использовалась программа Spotread [15].

Если говорить об основных для нашего анализа эффектах, то:

- фильтр УФС-2 пропускает длины волн менее 400 нм и отсекает видимый и ИК спектральные диапазоны;

- фильтр ЖС-4 пропускает длины волн более 480 нм, а меньшие отсекает.

Таким образом, фильтр УФС-2, размещенный на входе фотоаппарата, пропускает отраженные или рассеянные на объекте исследования лучи и не пропускает переизлучение, возможное за счет люминесценции. Фильтр ЖС-4 позволяет в ыяснить значимость

Ил. 1. Нормализованные спектральные характеристики светодиода УФ-375 нм (голубая линия), а также светофильтров УФС-2 (черная линия) и ЖС-4 (красная линия)

Ил. 2. Спектральная характеристика светофильтра гЕББ-Т'-иУ-ЕШег (график взят из [16])

Ил. з. Изображения свитка в руках святителя Спиридона Тримифунтского (композиция 264. 8):

слева фотография выполнена при освещении светодиодом УФ-375 нм, справа в видимом спектре. Светофильтры на входе фотоаппарата не устанавливались

Ил. 4. Изображение свитка в руках святителя Спиридона Тримифунтского, полученное при освещении светодиодом УФ-375 нм и со светофильтром УФС-2 на входе фотоаппарата

Ил. 5. Изображение свитка в руках святителя Спиридона Тримифунтского, полученное при освещении светодиодом УФ-375 нм и со светофильтром ЖС-4 на входе фотоаппарата

вклада в эффект усиления контрастности текста от явления дальней люминесценции — из спектрального диапазона светодиода 360410 нм в диапазон длин волн более 480 нм.

Для исследования возможного вклада в эффект усиления контрастности текста за счет короткой люминесценции — из диапазона светодиода 360-410 нм в диапазон длин волн 400500 нм — требуется светофильтр, отсекающий длины волн менее 400 нм. Такой светофильтр, спектральная характеристика

которого приведена на ил. 2, выпускается, например, компанией Carl Zeiss [16]. Далее этот светофильтр будет обозначаться как ZEISS-T*-UV-Filter, согласно маркировке производителя.

Б наших экспериментах объект снимался в затемненном помещении с использованием доработанной цифровой зеркальной камеры Canon 650Ц светочувствительная матрица которой имеет размеры 22,3 х 14,9 мм и содержит 5184 х 3456 = 18 мегапикселей, каждый диаметром 4,3 мкм. Использовался объектив Canon 5ommf/1.4.

Результаты оптико-физических исследований при фотографировании в УФ-освещении

Для анализа использовались цифровые фотографии текста на свитке в руках святителя Спиридона Тримифунтского на южной стене алтарной части собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. По рабочему музейному каталогу это композиция VI.29 (инвентарный номер 264.8).

Заметим, что анализ красочного слоя живописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы проводился перед началом и в процессе реставрационных работ в 1984-1988 гг. под руководством О.В. Лелековой [3,4]. После реставрации 1984-1988 гг. тексты на свитках на северной стене алтаря были прочитаны. Б то же время контрастность текстов на свитках южной стены алтаря оказалась недостаточной для их достоверного прочтения.

Использование освещения в ближнем УФ спектральном диапазоне (350-410 нм), как отмечалось во Введении, привело к обнаружению эффекта значительного усиления контрастности текста на фоне левкаса. На ил з приведены изображения свитка в руках святителя Спиридона Тримифунтского, полученные при освещении светодиодом УФ-375 нм и при освещении в видимом спектре, которое было получено с помощью белого светодиода того же производителя [9]. Заметим, что правое изображение на ил з примерно соответствует контрастности текста, воспринимаемого визуально при дневном освещении.

Так как при получении изображений на ил з светофильтры на входе фотоаппарата не устанавливались, то в этих случаях фотоаппаратом фиксировались лучи во всем его спектральном диапазоне, от 340 ДО 1100 нм.

Б исследованиях 2016 г. нам не удалось выяснить, какие оптико-физические явления привели к наблюдаемому эффекту усиления контрастности текста. Тогда было установлено, что явлениями, которые потенциально были в состоянии привести к этому эффекту, могли быть:

1) отражение и рассеяние УФ-лучей на известковом левкасе при заметном их поглощении на глауконите (этот пигмент содержит химические соединения железа), который широко использовался Дионисием и его учениками в росписи собора Рождества Богородицы, в том числе, при написании текстов;

2) УФ-люминесценция за счет биологических загрязнений на поверхности левкаса, обладающей пористой микроструктурой, при том, что загрязнений на глауконите значительно меньше, так как его поверхность более плотная по сравнению с левкасом, а также за счет тушения люминесценции соединениями железа.

Ил. 6. Изображение свитка в руках святителя Спиридона Тримифунтского, полученное при освещении светодиодом УФ-375 нм и со светофильтром ZE/SS-T*-UV-Filter на входе фотоаппарата

Б 2017 г. мы провели исследования значимости вкладов этих двух явлений в эффект усиления контрастности текста.

Сначала выясним, насколько значим вклад в эффект усиления контрастности текста от явлений отражения/рассеяния УФ-лучей на левкасе при их (относительно большом) поглощении на глауконите. На ил 4 приведено изображение исследуемого свитка при освещении светодиодом УФ-375 нм и с использованием светофильтра УФС-2 на входе фотоаппарата.

Б этом случае фотоаппарат фиксирует УФ-лучи только с длинами волн от 360 до 400 нм, как следует из спектральных характеристик используемого светодиода УФ-375 нм и светофильтра УФС-2, приведенных на ил 1. Сравнение этого изображениями с ил з показывает сильный эффект усиления контрастности текста.

Для выяснения вклада от люминесценции мы использовали два светофильтра на входе фотоаппарата, отсекающие УФ-лучи, ЖС-4 и ZEISS-T*-UV-Filter (спектральные характеристики которых приведены на ил 1 и 2).

При использовании светофильтра ЖС-4 мы видим (ил 5), что вклад в повышение контрастности текста от явления дальней люминесценции приводит к значимому эффекту усиления контрастности текста.

Использование светофильтра ZEISS-T*-UV-Filter на входе фотоаппарата расширяет диапазон фиксации фотоаппаратом лучей, по сравнению со случаем фильтра ЖС-4 на более короткие длины волн, до 400 нм, что позволяет анализировать дополнительно вклад от короткой люминесценции из спектральной области светодиода 360-410 нм в диапазон 400-500 нм. На ил 6 представлено изображение свитка, полученное при освещении светодиодом УФ-375 нм и с фильтром ZEISS-T*-UV-Filter на входе фотоаппарата.

При сравнении этого изображения с ил 5 можно заметить некоторое ослабление эффекта усиления контрастности текста по сравнению со случаем с фильтром ЖС-4. Это связано с большей плотностью стекла в светофильтре ZEISS-T*-UV-Filter по сравнению с ЖС-4, о чем говорит, например, большая вьвдержка в первом случае по сравнению со вторым (13 против 5) при одинаковых других параметрах (диафрагма 6.3, ISO 800). За счет этого вклад от дальней люминесценции на ил 5 подавлен в несколько раз. Таким образом, ил б показывает, что вклад от короткой люминесценции также значим.

Замечание по оценке степени контрастности текста

Заметим, что анализ эффекта усиления контрастности, представленный в разделе «Результаты оптико-физических исследований...», был основан на визуальных оценках этого эффекта. Для отхода от субъективности в этих оценках требуется разработка количественных (объективных) критериев для сравнения контрастности. С этой целью мы разрабатываем специализированный УФ-калибровочный эталон для объективной оценки контрастности текста на изначально однородном фоне. Соответствующие эксперименты с использованием этого эталона будут проведены в 2018 г.

Отметим, что УФ- и ИК-калибровочные эталоны были созданы Д.П. Эрасговым в 1950-х гг. для аналогового фотографирования. К сожалению, насколько нам известно, сейчас эта разработка утрачена.

Б последние годы проблема создания калибровочных эталонов для цифрового фотографирования в УФ- и ИК-лучах привлекает внимание зарубежных исследователей. Отметим детальный обзор 2013 г. оптико-физических явлений и возможных технологических решений в этом направлении, выполненный в Британском музее в рамках проекта ЕС FP7 CHARISMA [10]. Б Американском институте консервации (AIC — American Institute for Conservation) такие разработки также выполняются, и уже предлагаются к продаже УФ- и ИК-эталоны [7] общего назначения. Б частности, для документирования за счет люминесценции, индуцированной УФ-лучами (см., напр., презентацию 2014 г. [13]).

Эти разработки дополняют эталоны CoiorChecker, разработанные еще сорок лет назад [12] для видимого диапазона. Для цветовой калибровки в видимом спектре мы используем эталон CoiorChecker Passport Photo, выпускаемый компанией X-Rite [9] (см. правое изображение на ил. з (левое изображение переведено в черно-белую гамму для лучшего усиления контрастности)). При этом, если использовать эталон CoiorChecker Passport Photo при фотографировании в УФ-освещении (см. ил 5, б), то появляется побочный эффект — светящийся ореол вокруг этого эталона за счет сильной люминесценции на его бумажной основе, что препятствует какому-нибудь использованию этих эталонов при фотографировании в УФ-лучах.

Заметим, что, если для разработчиков эталонов в видимом спектре (например, для эталонов CoiorChecker) главной задачей было контролирование правильности передачи цвета с точки зрения восприятия человеком, то в случае УФ- и ИК-эталонов такой задачи не стоит,

так как человек не воспринимает свет в этих спектральных диапазонах. Б этих случаях задача состоит в предоставлении возможности количественной оценки вкладов в конечное фотографическое изображение от различных оптико-физических явлений, происходящих при попадании УФ- или ИК-лучей на поверхность исследуемых объектов.

Заключение

Мы заключаем, что выявление угасших текстов, выполненных на настенных росписях глауконитом поверх известкового левкаса, обусловлено двумя явлениями: 1) отражением/рассеянием ближнего УФ на левкасе и его поглощением на глауконите и 2) УФ-люминесценции на загрязнениях, присутствующих на левкасе при тушении УФ-люминесценции на глауконите. Таким образом, наиболее эффективным для выявления угасших текстов, выполненных глауконитом по известковому левкасу, является фотографирование в ближнем УФ-освещении (350-400 нм) без использования светофильтров на входе фотоаппарата.

Заметим, что представляет большой интерес исследование эффекта усиления контрастности при более жестком УФ-освещении до 300 нм. При таких длинах волн можно ожидать усиление эффекта поглощения более жестких УФ-лучей химическими соединениями железа, входящими в состав глауконита (на возможность такого эффекта указывал Д.П. Эрастов в своей монографии [6]). Такие исследования мы планируем провести в ближайшем будущем. Это потребует дополнительного подбора фотооптики, так как современные просветленные линзы объективов (предназначенные производителями для съемки в видимом свете) блокируют УФ среднего диапазона.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Работа выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 16-07-01177.

2 Мы выражаем благодарность директору Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (КБИАХМЗ) Михаилу Николаевичу Шаромазову за помощь в организации наших исследований на территории Музея фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре, а также сотрудникам филиала КБИАХМЗ «Музей фресок Дионисия» Игорю Сергеевичу Хоботову и Елене Николаевне Шелковой за помощь и участие в нашей работе.

ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

1. Жижин М.Н., Брегман НГ, Андреев A.B., Говоров A.B., ПойдаАА, Поляков АН, Ильин В.А. К выявлению угасших и утраченных текстов в древнерусской живописи методом цифровой мультиспектральной фотографии II Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация: материалы Межцунар. научно-практич. конф. (С. -Петербург, 1-3 декабря 2016 г.) / под ред. Ю.Г. Боброва; сост. Ф.Ю. Бобров. СПб.: СПбГАИЖСА, 2018. С. 75-84.

2. Компания Артледс: [Офиц. сайт]. URL: http://www.artleds.ru/shop/ciD_16.html (дата обращения: 15.12.2017).

3. Лелекова О.В., Наумова М.М. Исследование красочного слоя росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря II Ферапонтовский сборник. Вып. i. М.: Советский художник, 1985. С. 134-168.

4. Лелекова О.В., Наумова М.М. Исследование красочного слоя росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря (продолжение) II Ферапонтовский сборник. Вып. 2. М: Советский художник, 1988. С. 231-238.

5. Хоботов И.С., Шелкова E.H. Прочтение надписей на свитках отцов церкви в алтарной части собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря II Ферапонтовские чтения. 2018. Вып. 7 (в печати).

6. Эрастов ДП. Основные методы фотографического выявления угасших текстов. М.-Л.: Изд-во АН ссср, 1958.52 с.

7. AIC PhotoDocumentation Targets (AIC PhD Targets): [Эл. ресурс]. URL: https//www.conservation-m.org/resources/our-pubücations/special-projects/ photodocumentation-targets#.WlRFQFQ-fys (дата обращения: 09.01.2018).

8. ClarkR.N. Digital Camera Reviews and Sensor Performance Summary: [Эл. ресурс]. URL: http://www.clarkvision.com/articles/digital.sensor.performance. summary (дата обращения: 15.12.2017).

9. Color Control and Creativity for Photography // X-Rite Pantone: [Офиц. сайт]. URL: https://www.xrite.com/categories/calibration-profiling/colorchecker-passport-photo (дата обращения: 07.01.2018).

10. Dyer}., Verri G., Cupitt J. Multispectral Imaging in Reflectance and Photo-induced Luminescence Modes: A User Manual: [Эл. ресурс]. URL: httpsZ/www. britishmuseum.0rg/pdf/charisma-multispectral-imaging-manual-2013.pdf (дата обращения: 09.01.2018).

11. Glauconite Mineral Data: [Эл. ресурс]. URL: http://webmineral.com/data/Glauconite.shtml (дата обращения: 15.12.2017).

12. McCamy C.S., Marcus H., Davidson J.G. A Color-Rendition Chart // Journal of Applied Photographic Engineering. 1976. Vol. 2. N 3. P. 95-99.

13. McGlinchey }., Messier S.P., Chen J. Development and Testing of a Fluorescence Standard for Documenting Ultraviolet Induced Visible Fluorescence (AIC 42nd Annual Meeting, San Francisco, May 2014): [Эл. ресурс]. URL: https://www.imagescienceass0ciates.c0m/mm5/pubs/Aic_2014_uv_inn0vati0ns.pdf (дата обращения: 09.01.2018).

14. Honis G. Removal of IR Cut Filter for Astrophotography & Infrared Imaging: [Эл. ресурс]. URL: http://dslrm0dificati0ns.c0m/rebelm0d450d1.html (дата обращения: 15.12.2017).

15. Spectro/spotiead// Agryll Color Management System: [Graeme Gill Home Page], URL: http://argyllcms.com/doc/spotreadhtml_(qaTa обращения: 07.012018).

16. ZEISS T* UV Filter // Carl Zeiss AG [Офиц. сайт]. URL: https://www.zeiss.com/content/dam/camera-lenses/files/service/download-center/datasheets/ filter/datasheet-zeiss-uv-filter-en.pdf (дата обращения: 15.12.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.