Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2006. Вып. 3. С. т-214
К ВОПРОСУ ВОЗРОЖДЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.Н. Максимова. Преподавание древних языков в русской классической гимназии XIX — начала XX века. Москва: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2005. — 304 с.
Для осмысления проблем, связанных с возвращением древних языков в современную школу и возрождением классического образования, автор монографии обращается к педагогическому опыту прошлого.
В его работе впервые предпринята попытка всестороннего анализа процесса развития отечественной теории классического образования, а также практики преподавания древних языков в дореволюционной классической гимназии. В работе выявлены актуальные для современной школы конструктивные идеи и концепции, которые помогут предотвратить методологические и методические ошибки в использовании иностранного и отечественного педагогического опыта.
В первой главе «Теоретические основы преподавания древних языков в отечественной классической гимназии XIX - начала XX в.» выделены основные этапы и факторы развития теории и практики классического образования и определена специфика каждого, раскрыты основные тенденции в изменении подходов к целям и содержанию. Отдельный раздел посвящен анализу теории методов преподавания и основ конструирования учебной литературы по древним языкам.
Проведенное автором исследование показало, что в период становления российской классической школы (первая половина XIX в.) она находилась под сильным влиянием разработанной немецкими неогуманистами теории формального развития. Однако на рубеже XIX - XX столетий отечественными педагогами была разработана собственная модель классического образования, которая включала все основные компоненты: цели, содержание, структуру, формы и методы обучения - и четко обозначала место классической гимназии в системе образования и в системе общественных отношений. Учены-
ми и педагогами-практиками были определены основные направления развития классического образования и выработан ряд плодотворных идей, которые могут быть использованы при создании современной концепции преподавания древних языков, а именно:
— признана необходимость сохранения классического образования как одного из важнейших условий воспроизводства и развития отечественной культуры;
— показана приоритетность культурологического и гносеологического подходов к целям и содержанию классического образования в целом и курсов древних языков в частности;
— обоснована важность изучения древних языков в историкокультурном контексте для решения общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач;
— выработаны специфические принципы формирования содержания классического образования и курсов древних языков;
— определено содержание, максимально соответствующее выполнению целей;
— разработаны формы и методы обучения, способствующие оптимизации поставленных задач;
— сформированы специфические принципы отбора, обработки и организации учебного материала.
Во второй главе рассматриваются основные тенденции в историческом процессе разработки программно-методического обеспечения курсов древних языков, показана роль преподавателей-класси-ков в развитии классической гимназии и намечены пути реализации задач преподавания древних языков на современном этапе.
Как показало исследование программ, методов преподавания и учебно-методической литературы, влияние теории классического образования на практику преподавания древних языков в русской гимназии было незначительным. Причиной этого является то, что официальная педагогика прибегала к заимствованию иностранного опыта без достаточного теоретического обоснования и без учета особенностей русской школы и подменяла науку своими циркулярами, основанными на политических интересах. Это приводило к искажению и дискредитации идей классического образования.
Автор вскрывает просчеты и ошибки, которые были допущены при претворении теоретических идей на практике, исследует природу этих ошибок. В результате исследования удалось выявить ряд причин, вызвавших кризис классической гимназии к концу XIX в., а именно: расхождение взглядов правительства и общественности на цели и задачи классической гимназии и на характер педагогической
деятельности преподавателя древних языков, на профессиональные и нравственные качества его личности; несовершенство учебных программ; неспособность министерства народного просвещения решить проблему педагогических кадров.
Однако главной причиной всех бед дореволюционной классической гимназии явилось то, что она стала политическим орудием в руках государства и вынуждена была выполнять несвойственные ей задачи. Для их выполнения она получила привилегии, а вместе с тем и оборотную их сторону - политическую зависимость, которая лишила, ее возможности развиваться и совершенствоваться. Все это сформировало недоброжелательное отношение российского общества конца XIX в. к классической гимназии. Исследование показало, что недовольство общества классической гимназией было порождено не характером самого классического образования, а той формой, которую оно приняло в результате волюнтаристских реформ, происходивших без достаточного теоретического обоснования. Кроме того, будучи единственным средним учебным заведением, дававшим доступ в университет, она не могла удовлетворить разнообразные образовательные потребности всех слоев русского общества.
Отсюда вывод - для успешного развития классической школы необходимо обеспечить вариативность содержания среднего образования. Важным, по мнению автора работы, является сохранение вариативности содержания также и самого классического компонента современного образования, для чего следует избегать жесткого административного контроля. Это не исключает выработки и осознания всеми педагогами единых подходов к целям и содержанию курсов древних языков, диктуемых современными образовательными требованиями.
Как показало проведенное автором работы исследование, среди педагогов-классиков было немало замечательных личностей, не менее значимых по своему вкладу в развитие отечественного просвещения, чем В.Я. Стоюнин и В.И. Водовозов, однако имена многих из них забыты только потому, что они преподавали никому не нужные в советское время древние языки. Желание устранить историческую несправедливость побудило автора к созданию краткого биографического справочника, который поможет вернуть из небытия некоторые имена.
В книге также имеется раздел, где представлены отрывки из воспоминаний педагогов и бывших учащихся классических гимназий, отражающие состояние практики преподавания древних языков в разные периоды. Расположенные в хронологическом порядке, они
позволяют, в некоторой степени, проследить процесс развития преподавания этих предметов и служат иллюстрацией к изложенному в работе материалу.
Исследования опираются на богатую источниковую базу. Анализ отечественной теории преподавания древних языков проводился на материале дореволюционных психолого-педагогических трудов по концептуальным основам содержания классического образования и современных исследований по проблемам гимназического образования. Для изучения состояния практики преподавания древних языков в сферу рассмотрения, помимо официальных государственных документов и учебно-методической литературы по курсу древних языков, также были вовлечены публикации дореволюционной педагогической периодики и мемуарная литература. Автором проанализирован большой пласт архивных материалов, в том числе и тех, которые ранее не публиковались и никем из исследователей не рассматривались.
Остается добавить, что эта книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших и средних учебных заведений, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей отечественного просвещения.