Научная статья на тему 'К вопросу вовлечения объектов ЮНЕСКО Республики Татарстан в развитие туризма на основе механизма рационального использования'

К вопросу вовлечения объектов ЮНЕСКО Республики Татарстан в развитие туризма на основе механизма рационального использования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
246
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / памятники истории / малые исторические города / рациональное использование / городская среда / управление. / tourism / heritage / historical small towns / urban environment / management.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — С. А. Шабалина, Т. Э. Курмаев

Рассматриваются проблемы правового и социально-экономического характера вовлечения памятников истории и культуры статуса ЮНЕСКО Татарстана в сферу туристской индустрии. Охарактеризована динамика посещений на объекты ЮНЕКО — Казанский Кремль, Великий Болгар и остров-град Свияжск. При возрастающем потоке посетителей необходимо стремиться сохранить объекты в достойном, аттрактивном состоянии на основе механизма рационального функционирования. Одним из вариантов предлагается механизм поиска компромиссных решений между растущим количеством посетителей и службами, отвечающими за сохранность объектов ЮНЕСКО. Рассматривается вопрос совершенствования механизма экскурсионных программ и реорганизации деятельности музеев, в частности интерактивные экспозиции. Предлагаются пути решения проблемы и развития туризма на основе имеющейся инфраструктуры, путем вовлечения исторических зданий в гостиничный сектор и пунктов общественного питания. При большинстве предлагаемых путей высказывается необходимость поддержки государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — С. А. Шабалина, Т. Э. Курмаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE UNESCO HERITAGE SITES IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN FOR TOURISM DEVELOPMENT

This article considers the issues of the official and socio-economic use of Tatarstan’s cultural heritage sites from the UNESCO list within the scope of tourist industry. The dynamics of the visits by tourists to the heritage sites from the UNESCO list — the Kazan Kremlin, Great Bolgar and the island-town of Sviyazhsk — is described. With the increasing flow of visitors, it is necessary to strive to preserve the sites in a decent, attractive condition on the basis of a rational functioning mechanism. One of the options is a mechanism of the search for compromise solutions between the growing amount of visitors and the services responsible for the safety of the UNESCO sites. The issues of improving the procedures of excursion programs and reorganizing the activities of the museums, in particular interactive expositions, are considered. The ways of solving the problems and the development of tourism on the basis of the existing infrastructure, by involving historic buildings in the hotel industry and catering are highlighted. In most of the proposed ways, the need to support the government regulation is expressed.

Текст научной работы на тему «К вопросу вовлечения объектов ЮНЕСКО Республики Татарстан в развитие туризма на основе механизма рационального использования»

It

Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география

УДК 504

К ВОПРОСУ ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ЮНЕСКО РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА НА ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

DOI: 10.24411/1728-323X-2019-16133

С. А. Шабалина, доцент, кандидат географических наук, sshabalina74@gmail.com, Казанский федеральный университет, Т. Э. Курмаев, старший преподаватель, кандидат педагогических наук, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия

Рассматриваются проблемы правового и социально-экономического характера вовлечения памятников истории и культуры статуса ЮНЕСКО Татарстана в сферу туристской индустрии. Охарактеризована динамика посещений на объекты ЮНЕКО — Казанский Кремль, Великий Болгар и остров-град Свияжск. При возрастающем потоке посетителей необходимо стремиться сохранить объекты в достойном, аттрактивном состоянии на основе механизма рационального функционирования. Одним из вариантов предлагается механизм поиска компромиссных решений между растущим количеством посетителей и службами, отвечающими за сохранность объектов ЮНЕСКО. Рассматривается вопрос совершенствования механизма экскурсионных программ и реорганизации деятельности музеев, в частности интерактивные экспозиции. Предлагаются пути решения проблемы и развития туризма на основе имеющейся инфраструктуры, путем вовлечения исторических зданий в гостиничный сектор и пунктов общественного питания. При большинстве предлагаемых путей высказывается необходимость поддержки государственного регулирования.

This article considers the issues of the official and socio-economic use of Tatarstan's cultural heritage sites from the UNESCO list within the scope of tourist industry. The dynamics of the visits by tourists to the heritage sites from the UNESCO list — the Kazan Kremlin, Great Bolgar and the island-town of Sviyazhsk — is described. With the increasing flow of visitors, it is necessary to strive to preserve the sites in a decent, attractive condition on the basis of a rational functioning mechanism. One of the options is a mechanism of the search for compromise solutions between the growing amount of visitors and the services responsible for the safety of the UNESCO sites. The issues of improving the procedures of excursion programs and reorganizing the activities of the museums, in particular interactive expositions, are considered. The ways of solving the problems and the development of tourism on the basis of the existing infrastructure, by involving historic buildings in the hotel industry and catering are highlighted. In most of the proposed ways, the need to support the government regulation is expressed.

Ключевые слова: туризм, памятники истории, малые исторические города, рациональное использование, городская среда, управление.

Keywords: tourism, heritage, historical small towns, urban environment, management.

В настоящее время практически весь российский внутренний туризм формируется на использовании имеющегося историко-культурного наследия, которое в большинстве своем находится в неудовлетворительном состоянии. В последние годы в стране проводятся целенаправленные планомерные научные исследования в сфере планирования туристско-рекреационной сферы в отдельных регионах или городах. Важнейшим вопросом является взаимодействие туризма и наследия — отношения туризма как отрасли экономической и хозяйственной деятельности к наследию, людям, которые живут и работают в исторических городах, на исторических территориях. Наследие, вовлеченное в сферу туризма, с одной стороны, выполняет воспитательную и культурную функции (формирование национального менталитета, сохранение самосознания народа, воспитание патриотизма). С другой стороны, не менее важна его экономическая роль: налоговые поступления в бюджеты разных уровней, улучшение инфраструктуры, создание рабочих мест, вклад в решение экологических проблем. В этом случае туризм активно способствует сохранению и рациональному использованию культурного и природного наследия региона. В настоящее время приходится признать, что доходы от туристской отрасли в формировании ВРП Республики Татарстан составили 1 % [1].

Коммерческий подход к культурно-познавательному туризму приводит к тому, что туристические фирмы сосредоточиваются, как правило, на каком-либо выгодном для них направлении или проекте, старательно избегают равноправных отношений с учреждениями, деятельностью которых является охрана и использование культурно-исторического наследия. Самыми распространенными становятся маршруты одного дня, когда фирмы экономят на размещении туристов, посещении музейных объектов и фактически не вступают в контакт с местными органами, отвечающими за развитие туризма и сохра-

3 500000 3000000 2500000

| 2000000

о

| 1500000 1000000

500000

2893256 2774131

2107225

1461190

400200

0

1215059 Н -806487 — 807 748-Н--Н-

■ II

2010 2011 2012 2013 2014

Годы

2015 2016

2017

Рис. 1. Динамика посетителей Казанского Кремля (по данным Госкомитета по туризму РТ) [1]

600000 500000 400000 300000 200000 100000 0

540903

472025

349765

285285 Н

192872 Н Н 133 510 н Н Н 83096 — ■ ■ ■

^50^_^_^_^_^_

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Годы

Рис. 2. Динамика посетителей Великий Болгар (по данным Госкомитета по туризму РТ) [1]

0

нения исторических объектов. Для городов, которые являются объектами такого рода посещений, имеющийся культурно-исторический потенциал востребован в неполной мере, а экономическая выгода остается у организаторов маршрута [2]. В результате мы имеем минимальную, если не сказать, скудную туристическую инфраструктуру практически во всех малых городах.

Возникает необходимость в разработке нового типа программ, которые опирались бы и учитывали не только интересы туристических фирм, но и предполагали бы программу развития для целого региона. Она должна содержать общерегиональное стратегическое решение, направленное на выявление и использование историко-культурного потенциала в целях социально-культурного и экономического развития территории.

Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма — организация музеев и экскурси-онно-исторических маршрутов. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса. Так, на следующих графиках можно наглядно проследить возрастающий поток посетителей объектов ЮНЕСКО Республики Татарстан.

Одним из возможных способов повышения эффективности использования потенциала куль-

турного наследия в туристском освоении может стать создание территориальных образований, где в комплексе сочетаются культурно-исторические объекты, культурные ландшафты, умения ремесленников, поваров, а также национальные праздники, традиции.

Деятельность этих территориальных структур должна быть направлена на сохранение, возрождение, туристское освоение памятников и их естественной среды, воссоздание традиционного природопользования, циклов обыденной жизни и всего бытового уклада с одновременным органическим вхождением в современные хозяйственные и социальные процессы. Экономическая деятельность в данном случае является важной частью комплексного процесса, включающего сохранение и использование ту-ристско-рекреационного потенциала культурного наследия.

Со столь возрастающим потоком посетителей данных объектов возникает ряд проблем. Во-первых, проблема защиты объектов от туристов, нерациональное использование их в экскурсионно-туристических целях, расчет предельных нагрузок на памятник. Во-вторых, именно туристская индустрия является наиболее заинтересованной стороной в сохранении и возрождении объектов, являющихся туристическим продуктом. В таком противоречии двух сторон проявляется главная задача развития культурно-просветительского ту-

600000

500000

и 400000

3 300000 Ет1

200000

100000

491333

418015

261418

_182 222_Н-

108412 Н Н 10000 17^00 43^7 | | |

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Годы

2016

2017

Рис. 3. Динамика посетителей острова-град Свияжск (по данным Госкомитета по туризму РТ) [1]

0

ризма. Эти две противоположные позиции должны дополнять друг друга.

Развитие культурно-познавательного туризма напрямую зависит от уровня организации гостиничного хозяйства. Оптимальный вариант — использование собственно архитектурных памятников и строений, тем самым не нарушая историческую среду и предоставляя возможность для введения различных инноваций, с целью комфортного размещения туристов. В малых городах и исторических центрах главное внимание должно быть обращено на создание небольших гостиниц по примеру существующих на Соловках, Суздале, Ростове Великом [3].

Низкий уровень или отсутствие специализированного менеджмента в органах культуры малых городов, музеях и музеях-заповедниках также не способствует увеличению туристического потока. Возможно использование музейных экспонатов в интерьере города (вокзалы, гостиницы, театры, рестораны, образовательные учреждения), что повысит информативность населения и развития бережного отношения к обустройству города [4].

Сохранение культурно-исторического наследия должно опираться на правовую основу. Зачастую бесконтрольное и чрезмерное использование памятников может привести к деградации и даже к их полной утрате.

Основным недостатком имеющихся законодательных актов (закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых природных территориях», Земельный кодекс, Градостроительный кодекс, Лесной кодекс) является их четкая ориентация на определенные ведомства, что не позволяет создать системный механизм сохранения, содержания и использования [5]. С другой стороны, отсутствует распределение ответственности между федеральными и регио-

нальными властями, невозможное использование нормы закона о культурном наследии в процедуре приватизации памятников, при переводе земель поселений или сельскохозяйственных земель, расположенных в пределах территории памятника историко-культурного заповедника, в земли историко-культурного назначения.

Зачастую создание и функционирование музеев-заповедников определяет круг задач как территориальную охрану культурных и природных ландшафтов различными правительственными постановлениями. Таким образом, они формируются как государственные учреждения и функционируют по уставу. Отсутствие правового основания ведет к недопониманию музеев-заповедников и турбизнеса, препятствуя созданию качественного туристского продукта, а иногда и ограничивая туристический поток. Так, главной проблемой взаимоотношений «музей-заповедник — туризм» является отсутствие у первых прав на землю и лесные участки, на которых расположены памятники и проходят экскурсионные маршруты. Исходя из сложившейся ситуации и зарегистрированных прав собственности на земельные и лесные участки музеи-заповедники не имеют правовых оснований вкладывать средства в благоустройство территории, осуществлять контроль за нелегальным проникновением на территорию, регулировать размещение пунктов торговли, питания, сервисного обслуживания. Фактически получается, что музеи-заповедники находятся вне правового поля.

Важнейшей проблемой сохранения комплекса культурного и природного наследия исторических поселений является неопределенность самого понятия «исторический город». В настоящее время согласно действующему законодательству Российской Федерации данный статус не дает никаких особых прав и не налагает специфических обязанностей на исторические поселения по сравнению с другими административно-террито-

риальными образованиями. Фактически при объявлении города историческим, не оговариваются никакие экономические и социальные условия, способствующие как возрождению, так и особому типу ведения хозяйственной деятельности. Не определен экономический механизм, способствующий восстановлению памятников архитектуры и исторической среды, привлечению дополнительных инвестиционных потоков в эту сферу. Стремясь возрождать прошлое, ограничивая в исторической среде современное строительство, город как бы лишает себя прибыли от какого-либо выгодного экономического проекта, ставя себя в невыгодные условия. Такое «почетное звание», однако, ни коим образом не сказывается на налоговых льготах или предпочтениях, дополнительного финансирования. Назревает необходимая разработка специального законодательства об определении статуса исторического поселения. Это позволит выделить тип поселения в административном и правовом отношении и предоставить необходимые ему хозяйственные права. Необходимо особо выделить две позиции: первая — признание ценности историко-культурного наследия с соответствующими системами мер по его охране и вторая — создание экономических условий сохранения и использования наследия [7].

Развитие туризма с целью сохранения наследия может отчасти решить задачу переоценки общественно значимых достоинств той или иной местности, проблему в сфере управления наследием, стать стимулом более внимательного учета всех ограничений в использовании этого хрупкого ресурса. В настоящее время требуется разработка и принятие специальных правовых решений по определению статуса историко-культурных территорий и учету особенностей их развития; принятие законодательства о музеях-заповедниках, исторических поселениях, решение проблем по статусу и процедуре выделения и охраны земель историко-культурного наследия.

Одним из основных условий успеха является вовлечение в сферу туризма всего многообразия наследия, ориентация не только на иностранных туристов, но и на отечественных, сохранение доступа широкой публики к наследию, особое внимание детскому и молодежному туризму, развитию краеведческого движения. В мире накоплен огромный опыт регулирования на национальном и местном уровнях взаимоотношений между туристской индустрией и объектами культурного и природного наследия, в результате чего объекты не только сохраняются, но и возрождаются, приобретают новые аспекты своего существования, использования и развития. Увеличивается число

местных администраций, стремящихся сохранить, восстановить местные объекты культурного наследия или реставрировать его архитектурные памятники. Все это достигается комплексными мерами и применением новых технологий [7].

Тесная связь туризма с культурно-познавательными мотивами всегда была характерна для России [8]. Важным моментом на пути развития культурного туризма является интенсификация уже используемых и формирование новых туристических маршрутов:

— исторические пути, проходящие по территории Татарстана, когда-то связывавшие его с другими странами или регионами России;

— литературное краеведение заслуживает особого внимания. Путешествия по местам литературных событий — один из весьма привлекательных видов туризма и экскурсий. Привлекательности таких мест способствует установка памятников и организация музеев литературных героев;

— археологические объекты обладают огромным потенциалом для развития познавательного туризма, который в настоящее время развит достаточно слабо, что объясняется пассивной формой подачи, когда предлагается простое созерцание. Как один вариантов привлечения туристов можно предложить участие в археологических раскопках;

— ностальгический туризм — посещение мест предков (дворянские усадьбы, города и села, кладбища, места захоронений) представителями различных диаспор, бывших жителей России и др.;

— этнографический туризм — знакомство с жизнью представителей различных этносов и религий;

— научный туризм связан не только с ознакомительными поездками, но и предполагает активное участие исследователей (студентов, стажеров, соискателей ученых степеней) в познавании посещаемой территории.

Развитие туризма тесно сопряжено с функционированием многих других элементов хозяйственного комплекса. Руководители регионального и муниципального звена все чаще обращают внимание на туризм как одно из перспективных звеньев местного хозяйственного комплекса. Проявляемый интерес к объектам культурного наследия делает их одним из центральных компонентов структуры, способной изменить социально-экономическое положение в городе. Грамотное их использование позволяет стимулировать хозяйственную активность, способствует формированию производственной и социальной инфраструктуры, повышает прибыльность функционирования различных отраслей экономики [9].

Только понимание и помощь государствен -ных органов управления в создании соответствующей обслуживающей инфраструктуры приведет к созданию комплексной туристической отрасли, наиболее полно использующей культурно-исторические и природные ресурсы региона [10]. Формирование туристического центра будет способствовать работе музеев, реставрации памятников архитектуры и культуры, решению проблемы занятости населения, сохранению этнических и народных ремесел и занятий, духовному воспитанию.

Культурно-историческое наследие это специфический и очень важный экономический ресурс региона, он может и должен стать основой особой отрасли специализации, одним из перспективных направлений реализации социальной политики и развития местной экономики, важным духовным фактором. Использование объектов культурного наследия вместе с развитием туризма, научно-образовательной сферы, возрождением традиционных производств и технологий могло бы определить будущий экономический потенциал региона.

Библиографический список

1. Официальный сайт Государственного комитета по туризму Республики Татарстан — http://tourism.tatarstan.ru/

2. Ахиезер А. С. Город — фокус урбанизационного процесса / А. С. Ахиезер // Город как социокультурное явление исторического процесса. — М.: Наука, 1995. — 351 с.

3. Балдандоржиев Ж. Б. Малые города: типология и классификация в контексте культурного наследия (на примере малых городов Восточного Забайкалья) / Ж. Б. Балдандоржиев // Гуманитарный вектор. — Чита: ЗабГГПУ. — 2011. — № 3 (27). — С. 112—119.

4. Гройс Б. Город в эпоху его туристической воспроизводимости / Б. Гройс // Неприкосновенный запас. — 2003. — № 4 (30). — Режим доступа: http://magazines.russ.ru

5. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: федеральный закон от 28.11.2011 № 337-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2012) (ред. 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 26. — Ст. 2519.

6. Могутова Л. С. Исторический город: социокультурная характеристика и тенденции развития: автореф. дис. ... канд. философ. наук / Л. С. Могутова. — М., 1998. — 25 с.

7. Шабалина С. А. Приоритетные стратегии развития малых городов России в современных социально-экономических условиях (на примере г. Елабуга) / В сборнике: Сохранение историко-культурного наследия — фактор гуманитарной безопасности. Наследие и туризм. Материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 235—243.

8. Shabalina S. A., Fakhrutdinova L. R., Mustafin M. R., Shakirova A. R. Factors that affect the quality of life in Tatarstan. Procedia Economics and Finance. 2015. Т. 24. № 2015. p. 613.

9. Gabdrakhmanov N. K., Rubtzov V. A., Shabalina S. A., Rozhko M. V., Kucheryavenko D. Z. The role of territorial organization of cities in the touristic attraction of the region on the example of the republic of Tatarsatn. Life Science Journal. 2014. T. 11. № 11. С. 451.

PRIORITY OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE UNESCO HERITAGE SITES IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN FOR TOURISM DEVELOPMENT

S. A. Shabalina, Ph. D. in Geography, Associate Professor, Department of Service and Tourism, sshabalina74@gmail.com, Kazan Federal University,

T. E. Kurmaev, Ph. D. in Pedagogics, Lecturer, Department of Services and Tourism, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia

References

1. Official website of the State Committee on Tourism of the Republic of Tatarstan. [Electronic resource]. Avaluable at: http:// tourism.tatarstan.ru/ [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Akhiezer A. S. Gorod kak sotsiokulturnoe yavlenie istoricheskogo protsessa [The City as a focus of the urbanization process]. Moscow, Nauka, 2009. 351 p. [in Russian]

3. Baldandorzhiev Zh. B. Malue goroda: tipologiai klassifikatsia v kontekte kulturnogo naslediy (ha primere maluh gorodov Vos-totsnogo Zabaikalya [Towns: Typology and Classification in the Context of Cultural Heritage]. Gumanitarniy vector. Chita: ZabGGPU. 2011. No. 3 (27). P. 112-119. [in Russian]

4. Groys B. Gorod v epohu ego turisticheskoy vosproizvodimosty [City in the era of its tourist reproducibility]. Journal of emergency store. 2003. Vol. 4. No. 30, [Electronic resource]. Available at http://magazines.russ.ru

5. The sites of cultural heritage (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation: Federal Law 2002. No. 26. Article. 2519. [in Russian]

6. Mogutova L. S.Istoricheski gorod: sotsio-kulturnay hakakteristika I tendentsii pazvitiy [The historical city: socio-cultural characteristics and development trends]. Moscow. 1998. P. 25. [in Russian]

7. Shabalina S. A. priopitetnye strategii razvitiy maluh gorodov Rossii v sovremennyh sotsialno-economicheskih usloviyah (na primere Elabuga) [Priority strategy of Russia's development of small towns in the contemporary socio-economic conditions: a case study of Elabuga)]. Abstracts of the Proceedings: Nasledie I Turism (International conference Heritage and Tourism) Elabuga, 2016. P. 235—243. [in Russian]

8. Shabalina S. A., Fakhrutdinova L. R., Mustafin M. R., Shakirova A. R. Factors that affect the quality of life in Tatarstan. Procedia Economics and Finance. 2015. Vol. 24. No. 2015. P. 613.

9. Gabdrakhmanov N. K., Rubtsov V. A., Shabalina S. A., Rozhko M. V., Kucheryavenko D. Z. The role of territorial organization of cities in the tourist attraction of the region a case study of the Republic of Tatarsatan. Life Science Journal. 2014. Vol. 11. No. 11. P. 451.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.