УДК 33
К ВОПРОСУ ВОСТРЕБОВАННОСТИ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ УЧАСТНИКАМИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Н.А. Янчук; Л.В. Скорик, Дальрыбвтуз, Владивосток
В статье предпринята попытка уточнить место аудиторской деятельности в инвестиционном процессе, обобщить и дополнить имеющиеся подходы к классификации сопутствующих аудиту услуг, выделить и обосновать спектр аудиторских услуг, потребляемых участниками инвестиционного процесса.
История возникновения и развития аудита свидетельствует о том, что его основное предназначение - обеспечение надежной информацией о достоверности финансовых отчетов заинтересованных пользователей, прежде всего, инвесторов.
Принятие инвестиционного решения базируется на знаниях об объекте инвестирования, перспективных доходах и потерях. Сведения, на которых основывается и с которых начинается процесс принятия решений, никогда не являются полностью доступными для каждого из агентов экономического процесса [2].
Потенциальный инвестор имеет возможность получить информацию о финансовом состоянии реципиентов преимущественно по публикуемой (или представленной) бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая в большей или меньшей степени имеет некоторые неточности. Однако самостоятельно проверить достоверность содержащихся в ней сведений инвестору не представляется возможным в силу ограничения доступа к исходной бухгалтерской (финансовой) документации.
В настоящее время в мировой практике гарантом доступности получения необходимой информации между государственной системой и сугубо рыночными индикаторами являются аудиторские организации. Посредничество находит воплощение в консалтинге, проверке финансовых отчетов и т.д.
Основные пользователи аудиторских услуг и интересующие их аспекты деятельности аудируемых лиц можно обобщить в табл. 1. Приведенные в ней данные наглядно демонстрируют заинтересованность инвесторов в информации обо всех аспектах деятельности организаций реципиентов, так же, как и инвестиционная политика является объектом анализа большинства пользователей отчетности.
Таблица 1
Пользователи аудиторских услуг и интересующие их аналитические аспекты*
Аналитические аспекты Основные субъекты - пользователи аналитической информации об объекте инвестирования
Собственники и акционеры Инвесторы Менеджеры Налоговые службы Статистические органы Поставщики Кредитно-банковские учреждения
1 2 3 4 5 6 7 8
Достоверность и качество отчетности
Оценка ликвидности активов
Окончание табл. 1
1 2 3 4 5 6 7 8
Оценка рентабельности
Оценка интенсивности оборота активов
Оценка платежеспособности
2
Оценка конкурентоспособности
Распределение прибыли
Качество роста прибыли
Формирование ресурсного потенциала
Емкость и
структура рынка
Налоговые издержки
Кредитная политика
Дивидендная политика
Инвестиционная политика
Непрерывность деятельности
* Составлено автором в ходе исследования
Существующая в России острая потребность в инвестициях определяет особую направленность деятельности аудиторов на обслуживание интересов инвесторов. Следовательно, главные цели аудита с точки зрения формирования инвестиционного портфеля заключаются в следующем:
1) оценке достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций-реципиентов;
2) оценке непрерывности деятельности организаций-реципиентов;
3) оценке эффективности инвестиционных проектов и осуществлении инвестиционного обслуживания на всех фазах жизненного цикла инвестиционного проекта;
4) оказании помощи менеджерам организаций по вопросам формирования инвестиционного портфеля (инвестиционный консалтинг).
Чтобы достичь первых двух целей, аудитор должен высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах порядка ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц соответственно требованиям российского законодательства на базе собранных достаточных надлежащих доказательств, а также определить достаточность средств 3 организации для погашения обязательств и формирования ресурсов для дальнейшего развития. Для этого привлекаются данные о производственном потенциале организации и уровне его использования, формируется мнение об объективных потребностях в инвестициях и альтернативных источниках их привлечения. Третья и четвертая цели достигаются в процессе оказания иных аудиторских услуг.
Таким образом, необходимость аудита как элемента рыночной структуры определяется следующими обстоятельствами:
- бухгалтерская отчетность используется для принятия решений реальными и потенциальными инвесторами. Серьезные инвесторы будут принимать решение о вложении средств лишь в организацию,
отчеты которой проверены независимым и авторитетным лицом -аудитором;
- бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям, в частности, в силу применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни, что делает ее непригодной для принятия эффективных инвестиционных решений;
- степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством инвесторов, акционеров и иных заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной информации, а также многочисленности и сложности отраженных в ней хозяйственных операций. В силу указанных обстоятельств мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности, основанное на выявленных в ходе проверки фактах, может способствовать большему доверию к этой отчетности;
- некоторые современные менеджеры заинтересованы в передаче части функций управления специализированным профессиональным организациям. Как правило, на аутсорсинг выносятся вопросы ведения бухгалтерского, налогового учета и составления отчетности, инвестиционный консалтинг.
В настоящее время аудиторские фирмы как России, так и за рубежом являются многофункциональными, что позволяет им выживать в условиях жесткой конкуренции. Перечень и регламентация сопутствующих аудиту услуг достаточно полно описаны современными авторами. Однако вопросы их классификации остаются открытыми, а в инвестиционной сфере вовсе неисследованными.
Попытка обобщить имеющиеся подходы к классификации аудиторских услуг и дополнить с учетом специфики экономики России предпринята авторами в табл. 2.
Таблица 2
Классификация сопутствующих аудиту услуг
Критерий \ Возможные варианты классификации
Организационный блок
Возмездност ь услуг Коммерческие Благотворительные
Место предоставле ния услуг По месту нахождения клиента По месту нахождения аудиторской организации
Отраслевой признак В основе лежат схожесть ценовой направленности и характер функционирования услуг
Длительност ь проведения работ Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные Разовые Периодич еские Абонеме нтные
Масштаб деятельност и клиента Государственным Средним Индивидуальным предпринимателям
Крупным Малым Некоммерческим организациям
Заказчики услуг в инвестиционн ой сфере Государственные органы управления инвестиционной деятельностью Инвесторы
Реципиенты
Предметный блок
Совместимо сть с обязательны м аудитом Совместимые Несовместимые
По востребован ности Востребованные Невостребованные
Предметная область оказания услуг Инвестиционное обслуживание Управленческий консалтинг Издательская деятельность
Информационные технологии Оценочная деятельность Рекрутин Налоговые г
Рекламные Образовательная деятельность Юридические
Информационные Организация производства товаров и услуг Бухгалтерские
Характер предоставле ния услуг Услуги действия Услуги контроля Информационные услуги
По этапам возникновен ия Регрессирующие Активно предоставляемые Формирующиеся
Примечание. Составлено по [1, 4, 5].
При группировке услуг необходимо принять во внимание специфические особенности исследуемого вида профессиональной 5 деятельности: этическую сторону оказания услуг (принцип независимости), преследуемые заказчиком (аудируемым лицом) цели, предметную область оказываемых услуг, ограниченную финансово-экономическими вопросами.
Представляется, что в качестве критерия классификации уместно использовать возмездность и востребованность услуг, место их предоставления и этапы возникновения, отраслевой признак, длительность проведения работ, масштабы деятельности клиентов, типологические группы пользователей услуг в области инвестирования.
От места того или иного субъекта в инвестиционном процессе будет зависеть спектр потребляемых им услуг. Взаимодействие участников инвестиционного процесса - государства, аудиторских
организаций, инвесторов и экономических субъектов-реципиентов -представлено на рисунке.
Взаимодействие участников инвестиционного процесса
Услуги, востребованные указанными лицами, сгруппированы в табл. 3.
На наш взгляд, о характере инвестиционного развития страны в целом и регионов, в частности, можно судить не столько по динамике развития классического аудита, сколько по востребованности аудиторских услуг, относящихся к инвестиционной сфере. Примечательно, что за период с 1998 г. по 2004 г. в России имел место ^устойчивый спрос на услуги в области финансового менеджмента. Удельный вес услуг в области управленческого консалтинга (финансового управления, стратегического планирования и организационного развития) в общем объеме выручки российских АКГ вырос за этот период на 6,9 % и достиг 17,4 % [3], в числе услуг в области финансового менеджмента - разработки инвестиционной стратегии, инвестиционного анализа.
Таблица 3
Виды услуг, востребованных участниками инвестиционного процесса*
Участники инвестиционного процесса
Инвесторы Органы управления инвестиционной деятельностью Реципиенты
• аудит финансовой отчетности (собственно аудит)
• оценка экспертиза разработка
инвестиционной инвестиционных программ по
привлекательности проектов, в том числе с привлечению кратко-
отраслей и долей государственного и долгосрочного
организаций; участия; финансирования;
• аналитическая формирование баз консультации по
поддержка данных по организациям, менеджменту;
о финансового прошедшим разработка
1 менеджмента; обязательную инвестиционной
и инвестиционный аудиторскую проверку; стратегии;
« н анализ; выполнение иных инвестиционный
и & о • экспертиза специальных анализ;
инвестиционных аудиторских заданий по разработка бизнес-
с проектов, в том числе с поручению плана;
Й К долей государственного государственных комплексное
т участия; органов. Например, консультационное
разработка исследование и анализ сопровождение
инвестиционной рынков, отраслевой инвестиционной
стратегии; анализ, оценка текущей сделки;
инвестиционное конъюнктуры и аналитическая
обслуживание на всех прогнозирование, поддержка
фазах инвестиционного разработка рекомендаций
проекта
* Составлено автором в ходе исследования
На рынке аудиторских услуг Приморского края инвестиционное направление не получило развития. Отсутствие в регионе производств, ориентированных на экспорт и импортозамещение и являющихся в России основными заказчиками иных аудиторских услуг, ведет к 7стабильному доминированию доли собственно аудита в структуре аудиторских услуг Приморья в отличие от превалирующих сопутствующих аудиту услуг в общероссийском масштабе.
Следует отметить, что неравномерность развития рынка аудиторских услуг Приморья соответствует тенденциям развития производства и экономики края в целом, т.е. промышленность и ее инфраструктурная отрасль находятся во взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Потребление аудиторско-консалтинговых услуг способствует оптимизации организации производства, рациональному использованию ресурсов, оптимизации налогообложения, что обусловливает рост эффективности производства.
Следовательно, со стороны инвесторов и реципиентов аудиторские услуги, в частности инвестиционное обслуживание, будут востребованы только тогда, когда государство обеспечит активную поддержку инвестиционного развития промышленности региона.
Библиографический список
1. Терехов А.А. Аудит: законодательные решения. М.: Финансы и статистика, 2003. 608 с.
2. Бродский М.Н., Бродский Г.М. Право и экономика: инвестиционное консультирование. СПб., 2000. 754 с.
3. Кращенко Л.Н., Барабанова Ю.Б. Российский аудит - 2004 // Аудитор. 2005. № 4. С. 10-22.
4. Требования по оказанию сопутствующих аудиту работ и услуг: Правило (стандарт) аудиторской деятельности, одобренное решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 18.03.1999. № 2 // Аудиторские ведомости. 1999. № 4. С. 5-9.
5. Об аудиторской деятельности: Федеральный Закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ // Парламентская газета. 14.08.2001. № 152-153.
8