Научная статья на тему 'К вопросу вентиляции и пылегазоподавления в атмосфере карьеров'

К вопросу вентиляции и пылегазоподавления в атмосфере карьеров Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
699
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу вентиляции и пылегазоподавления в атмосфере карьеров»

© М.М. Конорев, 2006

удк 622.86

М.М. Конорев

К ВОПРОСУ ВЕНТИЛЯЦИИ И ПЫЛЕГАЗОПОДАВЛЕНИЯ В АТМОСФЕРЕ КАРЬЕРОВ

«Проветривать или не проветривать

карьер? - вот в чем вопрос».

Перефразированный В. Шекспир

^побудительным мотивом написания данной статьи

I I явилось появление в печати в 2003 г. монографии док.тех.наук, профессора В.Н. Сытенкова «Управление пыле-газовым режимом глубоких карьеров [1], в которой процитирован весь «негатив» относящийся к вопросу искусственной вентиляции карьеров, высказанный различными исследователями, начиная с конца 70-х годов прошлого столетия. Анализу этого «негатива» и посвящена настоящая статья.

Проблема нормализации карьеров возникла в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века с углубкой ряда карьеров свыше 100-150 м и появлением на них первых отечественных большегрузных (по тем временам) экологически несовершенных карьерных автосамосвалов МАЗ-525, которые явились основной причиной начавшихся простоев карьеров из-за сверх-нормативного загрязнения их атмосферы.

К решению данной проблемы подключился ряд НИИ, Вузов, возникла наука «Аэрология карьеров», которая комплексно рассматривает создание способов и средств нормализации условий труда на открытых работах.

В своем заключении редактор классического учебника «Аэрология карьеров» докторов технических наук, профессоров К.З. Ушакова и В.А. Михайлова[2] академик АН СССР В. В. Ржевский сказал: «Эта научная дисциплина по праву заняла свое место среди дисциплин, формирующих профиль знаний современного горного инженера - руководителя открытых горных разработок».

107

Одним из направлений этой науки является искусственное проветривание - вентиляция карьеров.

Прежде, чем начать диалог с автором работы [1] - одним из главных оппонентов искусственной вентиляции, сделаю небольшой экскурс в историю этого вопроса.

Одной из первых работ, посвященных проблеме вентиляции карьеров, была работа член-корр. Украинской АН Ф.А. Абрамова, опубликованная в 1957 г. [4].

В период с конца 50-х и до конца 70-х годов прошлого столетия шли интенсивные теоретические и экспериментальные исследования, направленные на улучшение естественного проветривания и разработку средств и способов искусственной вентиляции карьеров.

В этот период был создан ряд экспериментальных установок на базе реактивных двигателей ВК-1, РД-ЗМ-500, промышленных вентиляторов, разработан специальный карьерный вентилятор ПВУ-6, тепловые установки - «метеотроны», на базе вертолетных винтов (МИ-2, Ми-4) и винтомоторных групп самолетов, начиная с АН-2 и кончая Т-114 (ТУ-95), рассматривались способы проветривания карьеров через подземные выработки и специальные трубы. По всему этому перечню библиографические данные приведены в работе [3].

Главной стратегической ошибкой большинства исследователей было то, что делались попытки с помощью единичных установок проветрить несопоставимые по требуемым мощностям объемы выработанного пространства карьеров.

Исследования школы карьерных аэрологов, созданной докторами технических наук, профессорами Кочневым К. В. и Филатовым С.С. в ИГД МЧМ СсСр, на базе анализа многолетних исследований пришли к выводу о необходимости создания систем вентиляции и пылегазоподавления на базе мощных турбовентиляторов — генераторов искусственных осадков.

Эта идея была успешно реализована в конце 70-х начале 80-х на уранодобывающих карьерах Целинного и Приаргун-ского горнохимических комбинатов с использованием турбовентиляторов НК-12КВ [5, 6], причем на карьере последнего была создана система вентиляции и всесезонного пылагазо-подавления (рис. 1). Момент работы турбовентилятора в ре-

108

жиме генератора снежных осадков в карьере «Тулукуй» показан на рис. 2

Главным результатом этих исследований является то, что была доказана возможность пылегазоподавления в атмосфере

Рис. 1. Схема системы всесезонного пылегазоподавления в карьере ПГХК

карьера при отрицательных температурах, а также был сделан вывод о том, что «чистая» вентиляция карьеров может применяться лишь тогда, когда невозможно связать загрязняющие атмосферу ингредиенты, например, инертный радиоактивный радон.

Изложение материала предлагается в форме диалога между цитируемыми в монографии выводами оппонентов искусственной вентиляции карьеров и автором настоящей статьи, работающим в данной области с 1965 г.

Во введении монографии (в дальнейшем работы [1]): «... при обилии теоретических выкладок прослеживаемая реали-

109

зация идеи ограничилась лишь натурными экспериментами. Такие эксперименты в течение длительного времени проводились в карьере «Мурунтау» и лишь подтвердили полную бесперспективность искусственной вентиляции карьеров».

Говоря об искусственной вентиляции автор работы [1] делает ссылку на докторскую диссертацию автора настоящей статьи

Рис. 2. Работа НК-12 в режиме генератора снежных осадков.

«Искусственная вентиляция и пылегазоподавление в атмосфере карьеров При этом следует заметить, что «искусственная вентиляция» и «искусственная вентиляция и пылегазоподавление в атмосфере карьеров» - это два самостоятельных понятия, несущих различную смысловую нагрузку.

По поводу отрицательных результатов испытаний системы вентиляции на карьере «Мурунтау», о которых говорит автор монографии} и на этом основании делает вывод о нецелесообразности применения искусственной вентиляции карьеров, можно сказать следующее:

- в составе системы вентиляции на 1-ом этапе отработки (до глубины 300 м) должно было быть 3 вентилятора-оросителя НК-12 КВ-1М и 3 вентилятора УМП-21;

110

- турбовентиляторы- генераторы осадков НК-12КВ-1М эксплуатировались только в вентиляторном режиме, так как не была создана система водоподачи;

- отсутствовали вентиляторы УМП-21;

- низкий уровень организации эксплуатации турбовенти-ляторов НК-12КВ — не было ни одного случая, когда бы они работали одновременно.

Сказанное дает мне моральное право, как участнику и научному руководителю работ, связанных с созданием названных систем вентиляции и пылегазоподавления, указать на некорректность в оценках и необоснованный негативизм к результатам наших исследований в области карьерной аэрологии.

Приведу несколько примеров цитируемого негативизма и свои соображения по ним:

- «... Для размещения загрязненного воздуха, выносимого из чаши карьера при искусственной вентиляции требуется постоянное увеличение прилегающего к карьеру пространства... При струйной вентиляции карьеров основные затраты энергии приходятся не на формирование воздушных потоков, а на расширение области воздухообмена на прилегающей к нему территории» [7]. На это можно ответить выдержкой из книги крупнейшего специалиста в области промышленной вентиляции докт. техн. наук, профессора Б.В. Батурина [8].

«... При помощи струй может быть создано пространство, не изолированное жесткими стенками, с температурами и концентрациями, отличными от тех, которые господствуют в окружающем воздухе (воздушные души). Воздух, загрязненный вредными выделениями, сдувают струей к определенному месту, откуда он организованно удаляется (передувки)». В нашем случае следует понимать под «передувками» применение каскадных схем вентиляции, которые были рекомендованы для проветривания карьера «Мурунтау» и детально отмечены в работе [9].

- «... Попытка вывести техническими методами атмосферу карьера из устойчивого состояния... нецелесообразна с энергетической точки зрения» [10]. Из этой же работы можно

111

было бы привести еще одну выдержку, на которую автор работы [1] не обратил внимание:

«... Однако для глубоких карьеров, как показывают проведенные исследования, в случае инверсионного состояния атмосферы данные средства / (прим. авт. *вентиляторы) можно и нужно применять, но исключительно для выноса вредных примесей за пределы выработанного пространства или для перемешивания воздушных масс карьера с целью снижения концентрации этих примесей».

Из анализа приведенных в работе [10] выдержек, если бы они были процитированы вместе в работе [1], следовал бы вывод, сделанный нами в работе [9], о необходимости компенсации дефицита энергии неустойчивости АЕу при выборе средств вентиляции карьеров.

Величина энергозатрат, необходимых для разрушения инверсии (компенсации АЕу ) в общем виде определяется из выражения:

АЕу = (Еп + Ев) и - (Еп + Ев), (1)

где Еп, Ев — соответственно потенциальная и внутренняя энергия атмосферы и карьера, Дж; индексы "а", "и" - соответственно адиабатическое и инверсионное состояние.

Оценка дефицита энергии неустойчивости атмосферы карьера «М» была выполнена по трем этапам его отработки до глубины 300, 400 и 600 м. Результаты расчета приведены на рис. 3.

Так как в периоды инверсий атмосфера карьера оказывается замкнутой, то можно считать, что выделяющаяся при работе средств искусственной вентиляции энергия полностью расходуется на изменение АЕУ.

При определенном времени работы средств искусственной вентиляции в процессе разрушения температурных инверсий тв = (1-1,5) = число установок общеобменного проветривания (НК-12КВ) можно ориентировочно определить по формуле:

АЕ

1 =—ъГ (2)

— N

112

где N - единичная мощность одной установки, Ы1 = 1011Дж/ч.

-12К2 вг = 2300 кг/ч

Оценка дефицита энергии неустойчивости атмосферы карьера «Мурунтау» трех этапов его отработки показана на рис. 3.

Анализ результатов расчетов показывает, что для -

компенсации дефицита энергии неустойчивости в атмосфере карьера при у = -0,06 м для первого этапа отработки достаточно одного вентилятора-оросителя НК-12КВ-1М, для второго -двух и для третьего - пяти (гв = 1,5 ч). Однако, учитывая то обстоятельство, что кроме компенсации дефицита энергии

неустойчивости следует

Рис. 3. Оценка дефицита энергии неустойчивости атмосферы карьера для трех этапов отработки:

I этап - HKi = 270 м, VK = 680 106 м3;

II этап - Нкп = 360 м, VkII = 1080 106 м3;

III этап - НкШ = 540 м, Укп1 = 2280 106 м3)

обеспечить усреднение концентрации примесей в атмосфере и вынос их за пределы карьера, возникает необходимость в увеличении числа вентиляторных установок и применении комбинированных схем искусственной вентиляции.

Анализ результатов промышленной эксплуатации систем вентиляции карьеров других предприятий отрасли, а также опытная эксплуатация вентиляторов-оросителей НК-12КВ-1М на карьере «Мурунтау» показывает, что для обеспечения

вентиляции последнего при неблагоприятных метеорологических условиях необходимо на первом этапе (Нк = 270 м) иметь 3 вентилятора-оросителя НК-12КВ-1М и 2-3 вентилятора УМП-21 (1АВК-35), на втором (Нк = 360 м) и третьем (Нк = 540 м) этапах соответственно 4 вентилятора НК-12КВ-1М и

113

5 вентиляторов УМП-21 (2АВК-35), 5 вентиляторов Нк-12КВ-1М и 5 вентиляторов УМП-21 (2АВК-35) (рис. 4).

Краткие характеристики установок для комплектации систем искусственной вентиляции и пылегазоподавления карьеров приведены в табл. 1

Относительно пылегазоподавления в атмосфере карьеров:

«... Распыление в атмосфере карьера воды и снега представляет собой попытку запустить механизм желательных ценных природных реакций, обеспечивающих растворение вымывание, коагуляцию и осаждение вредных примесей из воздуха, т.е. протекание процессов, соответствующих природным при дожде, снеге и тумане. Однако, чтобы этот механизм работал, требуется постоянное механическое воздействие (распыление воды)...» [1, с.59].

«... В средних по глубине карьерах ... в некоторых случаях - возможно применение вентиляторов-оросителей для вымывания примесей из воздуха в зонах рециркуляции» [1, с.759].

114

Рис. 4. Рекомендуемые схемы искусственной вентиляции карьера «Мурунтау» на три этапа отработки: Л -первый, Ксх=0,263; Из - второй, Ксх=0,307; 1119 - третий, Ксх=0,309; 1-3 - НК-12КВ; Г-3' - УМП-21; 1 - 4 -НК-12КВ; Г - 5' - УМП-21; 1 - 5 - НК-12КВ; 2' - 4' - АВК-35

115

116

Рис. 5. График, поясняющий характер изменения концентрации вредных примесей в атмосфере карьера при обработке ее жидкими и твердыми связующими: 1 - крупных фракций пыли и ядовитых газов; 2 - радиактивных инертных аманаций и гидрофбных ядовитых газов при нагнетании в атмосферу карьера диспергированного твердого связующего в течение времени Тж и диспергированного твердого связующего в течение времени; 3 - -накопление вредностей в целом в течение времени А ; Сд -предельно допустимый уровень вредностей в атмосфере карьера; Сз - заданный уровень остаточной концентрации вредностей; Сц и 0'2 - текущие значения концентрации вредностей

Технологии пылагазоподавления в атмосфере карьера описаны в наших работах [3, 5, 6], при этом с помощью искусственных осадков производится периодическая обработка загрязненных зон для снижения концентрации вредных примесей до определенного уровня (рис. 5).

Уместно при этом заметить, что понятия глубоких, средний по глубине и т.д. карьер весьма условны, а зон рециркуляции при инверсии и штиле, как правило, не бывает.

Как отмечалось ранее, одной из главных стратегических ошибок исследователей в области искусственной вентиляции было то, что делались попытки проветрить карьер с помощью одной установки.

117

Наиболее ярким примером этого являются исследования, выполненные на карьере трубки «Мир» «АЛРОСА» (ПО «Якуталмаз»): именно там был выполнен основной объем испытаний единичных тепловых установок и установок местного проветривания на базе вертолетного и самолетного винтов.

«... технические средства (вентиляционные установки УТСМ, УПК-300/60, УМП-1 и др.), применявшиеся для нормализации санитарно-гигиенических параметров атмосферы, результатов не дали, ... усилия были направлены на поиск технологических и организационных решений, обеспечивающих более ритмичную работу карьера («Удачный») в реальных условиях» [1, с.99].

Полностью соглашаясь с выводом автора названной работы, лишь замечу, что с помощью единичных установок местного проветривания типа УПМ [12], исходя из их назначения, или тепловых установок УТСМ, которые в периоды глубоких инверсий становились дополнительными источниками загрязнения атмосферы, в принципе, не могла быть решена проблема нормализации санитарно-гигиенических параметров атмосферы такого карьера, как «Удачный». В то же время институтами Горного дела МЧМ СССР и «Якутнипроал-маз» был разработан проект системы вентиляции и пылегазо-подавления карьера «Мир», при реализации которого ставилась задача всесезонного подавления вредных примесей в атмосфере карьера, в том числе и сероводорода, выделявшегося из подмерзлотных вод [13].

Для доказательства низкой эффективности искусственной вентиляции карьеров как одного из направлений решения проблемы оздоровления условий труда на открытых работах в работе [1] цитируется ряд работ авторов, которые не имели опыта ни в разработке, создании средств вентиляции карьеров, ни в практическом их применении [7, 10, 11] или делает собственные выводы о результатах таких работ с корректностью которых трудно согласиться [15].

Справедливости ради следует сказать, что некоторые из наших оппонентов в свое время «баловались» вопросами решения проблемы искусственной вентиляции карьеров. В частности, докт. физ.-мат. наук А.А. Бакланов, Н.З. Битколов,

118

А. Д. Вассерман в 1986 г. в монографии «Нормализация атмосферы глубоких карьеров» [16] посвятили этой проблеме целую главу под названием «Искусственное проветривание карьеров», в которой на хорошем теоретическом уровне сделали расчеты необходимого количества воздуха для проветривания карьеров,

Рис. 6. Принципиальная схема каскадной работы вентиляторов в Саамском карьере

количества вентиляционных установок, выбор типа струи, схем проветривания, а также выдали рекомендации по искусственной вентиляции карьеров Кольского полуострова: ПО «Апатит», карьеров Оленегорского и Ковдорского ГОКов, комбината «Печенганикель». В этой же главе авторы сделали расчет прогнозируемого экономического эффекта на период 1983-2000 гг., получаемого за счет «... создания норма-

119

лизованной атмосферы карьеров ПО «Апатит» с помощью вентиляционных установок УМП-1 и УМП-21...», при этом «... максимальный прогнозируемый экономический эффект может составить около 10 млн.руб/год...».

Основные показатели систем искусственного проветривания карьеров ПО «Апатит» приведены в табл. 2, а некоторые схемы их вентиляции - на рис. 6, 7, 8.

120

121

Рис. 8. Принципиальная схема искусственного проветривания Ко-ашвинского карьера

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несколько позже те же самые авторы в работе [7] делают противоположные выводы.

На противоречивость авторов работ [7,16] указывает тот факт, что в одной и той же работе [16, с.209, рис. 6.22] на основе численных расчетов показывают циркуляционную структуру течения, образуемого струей установки УМП-21 (рис. 9), а затем работу установок УМП-14 в каскадной схеме проветривания Саамского карьера [16, с.274, рис. 9.2], в нашем случае рис. 6.

Не вдаваясь в подробности приведу лишь фотографию задымленной струи установки УМП-14 в карьере (рис. 10) и расчетную схему струи (рис. 11), формирующейся в стратифицированной атмосфере, приведенную в работе [17].

Вызывает удивление оценка автором работы [1] результатов промышленной эксплуатации системы всесезонного пылегазоподавления карьера «Тулукуй» [6], - «... коэффициент полезного действия установки... находится на уровне 1012 %» - ?! По этому поводу следует сказать, что одним из-основных положительных результатов эксплуатации названной системы, а также на карьере Целинного горнохимического комбината было решение проблемы радиактив-ного радона для чего изначально создавались эти системы.

Вряд ли можно всерьез принимать выводы в работе [1] о том, что «... на основе результатов, полученных экспериментально или методом математического моделирования...», мощность вентиляционных установок для проветривания карьера Ковдорского ГОКа при глубине 550 м составляет около 2 млн кВт, а для проветривания Канарского карьера глубиной 720 м, при применении системы вентиляции, состоящей из 21

122

Т^чуул чу/лад/1?1

Рис. 9. Схема потоков, создаваемых установкой УМП-21 полученная на основе моделирования (Оленигорский карьер)_

Рис. 10. Задымленная струя вентилято- Рис. ц. График функции ра УМП-14: а) - одиночная струя; б) - спа- тока поля течения для ренная струя вентилятора УМП-21

123

т ?// /// .

вентилятора НК-12КВ, за 90 мин работы...» загрязнение нижней части атмосферы снижается с 3,0 до 2,5

ЮО гоо..........ПДК (менее 20).

По поводу высказывания автора работы [1, с. 154] -«...результаты исследований в области искусственного проветривания карьеров сводятся к развитию теории струйной вентиляции, не подтвержденной экспериментально ни в одном глубоком карьере, а приведенные эксперименты [3, 5, 6] относительно масштабов решаемой задачи могут быть отнесены лишь к разряду натурного моделирования». Данное высказывание —заключение говорит о том, что автор работы [1]

300

301

302

303

304

305

306

307

308

работами, или тельные ре-вентиляции и ском карьере ЦГХКиПГХК [5,

или незнаком с цитируемыми им не может воспринять положи-зультаты эксплуатации систем пылегазоподавления на Саам-[19] и упомянутых выше карьеров 6].

Отнеся промышленные экс- 308 м разряду натурного моделирова-кает такое понятие как коэффициент модельности, при значении которого равном 1, исчезает факт моделирования.

«... Технико-экономическое сравнение также свидетельствует не в пользу искусственного проветривания карьеров. Так, в карьере Мурунтау затраты на приобретение трех вентиляционных установок составили около 1 млн.долл., а их обслуживание ежегодно обходилось в 350 тыс.долларов...

перименты к ния, автор упус-

124

«... Оснащение всего горно-транспортного оборудования карьера системами очистки воздуха СОВ-1... и индивидуальными источниками воздухоснабжения ) около 1000 человек) НИВА-Э2М ... не превышает 200 тыс.долл. при эксплуатационных затратах 1000 тыс.долл. в год...» [1, с. 158].

Делая технико-экономическое сравнение названных способов нормализации условий труда персонала карьера, автор сознательно искажает стоимостные показатели карьерных вентиляторов НК-12КВ-1М. Так в расчете годового гарантированного экономического эффекта от внедрения системы вентиляции и пылегазоподавления на карьере «М» - «Мурун-тау» (Вх. от 18.02..88 № 14-11/1269) стоимость вентилятора НК-12КВ составляла 170 тыс. руб., а эксплуатационных затрат 230 тыс. руб. в год. Такая низкая стоимость вентилятора объясняется тем, что для изготовления их были использованы отработавшие летный ресурс винтомоторные группы и списанные ходовые тележки экскаваторов ЭКГ-4,6, то же самое было и на других предприятиях.

Давая ответ на вопрос «Зачем проветривать карьер?» -автор работы [1] упускает одну важную деталь, что назначение созданной на карьере «Мурунтау» системы в составе 3-х вентиляторов НК-12КВ (Акт приемки в эксплуатацию от 29.10.1979 г.) было не столько проветривать карьер, сколько подавлять пыль и газ в атмосфере рабочей зоны и тем самым предотвращать загрязнение окружающей среды [9].

Так, например, в том же расчете, утвержденном бывшим главным инженером Навоийского горно-металлургического комбината (п/я А-13 72) Л.М.Демичем и согласованном с главными специалистами того же комбината и института ВНИПИ-промтехнология» (п/я М-5703), ущерб, наносимый окружающей среде при глубине карьера 300 м составляет 1130000 руб. в год.

Говоря об актуальности оперативного контроля пылега-зового режима карьеров, автор работы [1] отмечает, что «... в практике открытых разработок известны неоднократные попытки создания систем для контроля параметров атмосферы, «...включая и широко разрекламированную систему «Диспетчер-1» проходившую испытания... в карьере «Мурунтау».

125

При создании и испытаниях систем «Диспетчер-1» , а затем «Диспетчер-2» [20,21] при всем несовершенстве отечественных приборов были заложены методические основы оперативного контроля параметров атмосферы и управления средствами пыле-газоподавления. Безусловно, наши разработки почти 30-летней давности выглядят не столь респектабельно как современные импортные, которыми в настоящее время оперирует автор упомянутой работе.

Полностью соглашаясь с отзывами на монографию [1], опубликованными в Горном журнале № 10 за 2004 г.[22], в части комплексного подхода к решению проблемы оздоровления условий труда на открытых горных работах следует отметить, что автор многократно цитируемой работы, опираясь на выводы упомянутых выше исследователей, не обратил внимания на тот факт, что начиная с середины 60-х годов и по настоящее время исследователи школы профессора, докт. техн. наук С.С. Филатова, занимаются разработкой средств и технологий вентиляции и неразрывно с ней пыле-газоподавления в атмосфере карьеров. Более того, с учетом ужесточения экологических требований нами разработана и апробирована технология активного подавления пылегазово-го облака в момент массового взрыва ВВ в карьере, при этом важным моментом в этой технологии является проведение взрывов при обязательном наличии естественной или искусственно создаваемой температурной инверсии в атмосфере карьера с целью недопущения выхода пылегазового облака за пределы карьера [23].

В заключении на заданный в эпиграфе вопрос можно ответить следующим образом: «Чистая вентиляция - проветривание» в карьерах может применяться в случаях , когда вредные примеси в их атмосфере не могут быть связаны (например анеробный радиоактивный радон), в остальных случаях для создания нормальных условий труда (не исключая всего комплекса организационных и инженерных мероприятий) и защиты окружающей среды системы вентиляции должны работать в режиме пылегазоподавления, при этом инверсионное распределение температуры в атмосфере карьера, может рассматриваться как положи-

126

тельный фактор, препятствующий выходу вредных примесей за пределы выработанного пространства карьера.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сытенков В.Н. Управление пылегазовым режимом глубоких карьеров. - М.: ООО «Геоинформцентр», 2004. - 288 с. иЭВЫ 5 - 900357-856.

2. Ушаков К.З., Михайлов В.А. Аэрология карьеров. - М.: Недра, 1975. - 248 с.

3. Конорев М.М. Искусственная вентиляция и пылегазоподавление в атмосфере карьеров. - Дисс. на соис. уч. степени докт.техн.наук. - М.: МГГУ, 1999. - 363 с.

4. Абрамов Ф.А. К вопросу о проветривании глубоких карьеров. Материалы межобластной научно-технической конференции по открытой разработке месторождений Украины, Днепропетровск, 1957.

5. Конструктивнее особенности и технико-экономические показатели карьерного вентилятора-оросителя НК-12КВ-1М /С.С. Филатов, М.М. Конорев, Г.Ф.Нестеренко и др. //Горн.журн. - 1981. - № 6. - С. 43-46.

6. Система вентиляции и всесезонного пылегазоподавления /Конорев М.М., Росляков СМ. и др.//Горн.журн. 1990. - № 7. - С.47-49.

7. Энергоемкость искусственного проветривания карьеров /Г.В.Калабин, А.Д.Вассерман, А.А.Бакланов и др. //Горн.журн. 1991. - № 1. -С. 53-55.

8. Батурин В.В. Основы промышленной вентиляции. - М.: Профиз-дат, 1990. - 448 с.

9. Проблемы нормализации атмосферы на открытых горных работах отрасли /В.Н. Мосинец, А.Н. Лукьянов, П.А. Аверкин, М.М. Конорев //Горн.журн. 1991. - №1. - С. 48-52.

10. Драгунский О.Г. Исследование разрушения инверсий в карьерах. -Дисс. на соиск. уч.степени канд.техн. наук. - М.: МГИ, 1978.

11. Филатов С.С. Нормализация состава атмосферы в глубоких карьерах //Горный журнал. - 1987. - № 2. - С.35-37.

12. Создание и применение карьерных вентиляторных установок типа УМП /Коркин Ю.М., Заслов В .Я., Тарасов В.Н. и др. //Горный журнал. -1984. - № 11. - С. 43-45.

13. Обоснование проектных решений при разработке системы искусственной вентиляции и пылегазоподавления карьера трубки «Мир» /Конорев М.М., Макаров В.Н., Нестеренко Г.Ф. и др. //Горн.журн.. - 1984. - № 9. - С. 57-59.

14. Морин А.С. Трубопроводная вентиляция на карьерах //Горная промышленность, 2002. - № 3. - С.40-43.

15. Сытенков В.Н. О целесообразности искусственного проветривания глубоких карьеров //Горн.журн. - 1994. - №12. - С. 47-49.

16. Нормализация атмосферы глубоких карьеров /Отв.ред. Н.З. Битколов, В.В. Пененко. - Л.: Наука, 1986. - 295 с.

127

17. Конорев М.М., Блонский М.В. Оценка опыта и перспектив искусственной вентиляции карьеров вертикальными струями /Доклады Международной конференции //Проблемы геотехнологии и недроведения. Екатеринбург, 1998, Т.1. - С. 315-324.

18. Конорев М.М., Блонский М.В., Нестеренко Г.Ф. Выбор вертолетного винта в качестве ротора карьерного вентилятора //Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2002. - № 4. - С. 196-198.

19. Опыт искусственного проветривания Саамского карьера /Коркин Ю.М., Тарасов В.Н., Гущин В.З. и др. //Горный журнал. - 1981. - № 5. - С.59-60.

20. Конорев М.М., Макаров В.Н., Ледерман А.И. Система «Диспетчер-1» телеконтроля параметров атмосферы и управления карьерными вентиляторами //Теоретические и прикладные вопросы воздухообмена в глубоких карьера: Тез. докл. конф. - Апатиты: КФ АН СССР, 1985. - С. 160-161.

21. Система радиоуправления карьерными вентиляторами с подсистемой передачи данных с газоаналитических станций и каналом передачи данных на ЭВМ «Диспетчер-2» /Ледерман А.И., Конорев М.М. и др. //Эффективные технологии при разработке полезных ископаемых: Тез. докл. конф., август 1990 /ИГД, Черметинформация. - М., 1990. - С. 109-110.

22. Демин Н.В., Рубцов С.К. Отзывы на монографию В.Н. Сытенкова «Управление пылегазовым режимом глубоких карьеров». - М.: Геоинформцентр, 2003 //Горный журнал. - 2004. - № 10. - С.88-90.

23. Конорев М.М., Нестеренко Г.Ф. К вопросу снижения негативного воздействия на окружающую среду массовых взрывов в карьерах //Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2005. - № 1. - С. 109-113.

|— Коротко об авторах-

Конорев М.М. - доктор технических наук, заведующий лабораторией экологии горного производства ИГД УрО РАН.

128

Таблица 1

Расчетные характеристики установок системы искусственной вентиляции карьеров при адиабатическом распределении температуры в атмосферы карьера

Марка Тип, мощность Начальный Начальный Начальная Параметры активного участка Стадии

установок привода, кВт диаметр струи, м расход воздуха, м3/с скорость, м/с струи разработки

УМП-21 Электродвигатель (1000 кВт) 21 220 9,6 1030 78500 140-106 Опытное производство

НК-12КВ Газотурбинный двигатель (11000 кВт) 5,6 1680 61 1300 174500 287-106 * Опытно- промышленная эксплуатация

АВК-35* Газотурбинный двигатель (8000 кВт) 35 12000 12,5 1980 136104 950106 Рабочий проект

* Разработан институтом Уралгипроруда по исходным требованиям и техническому заданию ИГД Минметаллур-гии СССР и ВНИПИпромтехнологии.

Таблица 2

Основные показатели систем искусственного проветривания карьеров ПО «Апатит»

Карьер пу Л/У\КВТ У о , о и- Штаты и зарплата П$С, тыс.руб/год Средняя производительность , млн.т, и себестоимость системы, руб/т

Тип установки на существующую глубину на предельную глубину на существующую глубину на предельную глубину суммарная Среднее ожидаем время работы в го Стоимость электроэнергии тыс.руб/год

Центральный УМП-21 УМП-1* 4 4 8 4800 860 4800 3340 8140 1600 260,5 72,0 21.6 0,02

Саамский УМП-14 УМП-1 2 1 2 1 1000 430 430 1430 - - - -

Коашвинский УМП-21 УМП-1 1 8 4 4800 430 9600 3440 12940 3400 880,0 22 84,0 6 0,16

Ньоркпахкский УМП-21 УМП-1 2 2 - 2400 860 3260 2700 176,0 8 34,0 4,6 0,05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.